Приоритеты бюджетной политике СЗФО и ее влияние на расходную часть бюджетов региона
The priorities of the budget policy of the NWFD and its impact on the expenditure side of budgets of the region
Авторы
Аннотация
Результатами исследования является представленный мониторинг расходов субъектов СЗФО, что позволяет теоретически дать оценку приоритетам бюджетной политики СЗФО, ее влиянию на расходную часть бюджетов региона. Обоснованы направления совершенствования процесса бюджетного планирования. В статье представлены рекомендации по недопустимости неэффективного использования бюджетных средств в регионах. Субъекты СЗФО и муниципальные образования должны к 2014 году разработать такие региональные программы, которые приведут к повышению эффективности расходов, и приступить к их внедрению с 2014.
Ключевые слова
Бюджетная политика, бюджетные расхода, параметры бюджетов, развитие региона.
Финансирование
Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, Соглашение № 14.B37.21.1995.
Рекомендуемая ссылка
Багданова Людмила Васильевна. Приоритеты бюджетной политике СЗФО и ее влияние на расходную часть бюджетов региона // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №9 (33). Номер статьи: 3301. Дата публикации: 08.09.2013. Режим доступа: https://sovman.ru/article/3301/
Authors
Abstract
The results of the study is submitted to the monitoring of the expenditures of the subjects of the NWFD, which can theoretically give an assessment of the priorities of the budget policy of the NWFD, its impact on the expenditure side of budgets of the region. Grounded directions of improvement of the budget planning process. The article presents recommendations for inadmissibility no efficient use of budget funds in the regions, subjects of northwestern Federal district and municipalities should in 2014 to develop a regional program, which will improve the efficiency of expenditure, and begin its implementation in 2014.
Keywords
Fiscal policy, budget flow parameters budgets, development of the region.
Project finance
The study was supported by the Ministry of education and science of Russian Federation, project № 14.B37.21.1995
Suggested citation
Bagdanova Liudmila Vasilevna. The priorities of the budget policy of the NWFD and its impact on the expenditure side of budgets of the region // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №9 (33). Art. # 3301. Date issued: 08.09.2013. Available at: https://sovman.ru/article/3301/
В связи с проведениями реформ в бюджетной сфере РФ новым для России становится трехлетний бюджет и его расчет по новым бюджетным правилам, которые позволят свести к минимуму зависимость госказны от колебания цен на мировом рынке энергоресурсов, а также повысить точность долгосрочного прогнозирования доходов и расходов. Кроме того, в соответствии с новыми бюджетными правилами будут формироваться и основные характеристики бюджета на более долгий срок — до 2030 года.
В приоритетах Минфина РФ — однозначно сохранить модернизацию социальной сферы и ЖКХ, развитие инфраструктуры, региональное развитие, а также оснащение Вооруженных сил Российской Федерации. Доходы федерального бюджета РФ составят в 2013 году 12,3 триллиона рублей, в 2014 году — 13,6 триллиона, в 2015 году — 15,2 триллиона рублей. Расходы планируются в объеме 13,3 триллиона рублей в 2013 году. В 2014 году они увеличатся до 14,1 триллиона рублей, в 2015 году — до 15,3 триллиона рублей.[1]
В 2013-2015 органами власти СЗФО четко и системно сформированы цели, задачи и приоритеты бюджетной политики на среднесрочную перспективу. Главные цель бюджетной политики регионов — это обеспечение социальной защищенности жителей, минимизация негативных социальных явлений, предоставление качественных бюджетных услуг, развитие инфраструктуры, обеспечивающей экономический рост, комфортность и престижность жизни в регионе.
Бюджетная политика в регионе проводиться в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2012-2014 годах», в котором определены следующие основные задачи:
- обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы; продолжение интеграции бюджетного планирования в процесс;
- формирование и реализация долгосрочной стратегии развития региона;
- совершенствование программно-целевого принципа организации деятельности исполнительных органов государственной власти СЗФО и внедрение программных бюджетов на всех уровнях;
- повышение эффективности и прозрачности государственного управления;
- формирование рациональной сети государственных учреждений, совершенствование перечня, повышение доступности и улучшение качества оказываемых ими услуг[1].
В процессе исследования приоритетов среднесрочной региональной бюджетной политики СЗФО в отношении расходов по субъектам за 2006-2011годы была выявлена динамика повышения бюджетных расходов (табл. 1) .
Таблица1. Динамика расходов консолидированных бюджетов субъектов СЗФО
Наименование субъектов Российской Федерации | 2006 год, млн.руб. | 2007 год, млн.руб. | 2008 год, млн.руб. | 2009 год, млн.руб. . |
2010 год, млн.руб |
Исполнено на 01.01.2012 |
Северо-Западный федеральный округ | 404 556 542,45 | 545 076 011,22 | 734129 993,21 | 715175 311,86 | 777891 346,4 | 883 949 942,60 |
Архангельская область | 27132 825,01 | 36 611 350,52 | 55 790 521,83 | 55 688 704,83 | 61188 787,7 | 68418 825,1 |
Вологодская область | 32 177 385,02 | 42 609 015,00 | 50 562 493,70 | 46 583 934,44 | 53031 927,0 | 58354 816,0 |
г. Санкт-Петербург | 186 134 978,26 | 262 447 202,06 | 359 778 491,08 | 326 190 351,26 | 362863115,0 | 409315488,0 |
Калининградская область | 20 939 064,12 | 26 889 938,87 | 36 335 691,29 | 39391 390,71 | 41860420,0 | 48 929604,0 |
Ленинградская область | 34 607 686,72 | 44 556 921,49 | 62 291 192,25 | 66890 877,62 | 69146 520,5 | 80124 390,35 |
Мурманская область | 29 010 151,03 | 38 507 630,83 | 47 391 473,92 | 48 877 684,68 | 49608 534,2 | 55817 895,4 |
Ненецкий автономный округ | 6 524 013,29 | 10 384 458,69 | 9 810 330,06 | 10 092 658,83 | 11029 835,2 | 11475 452,7 |
Новгородская область | 12 341 135,78 | 14 624 023,11 | 22 833 632,22 | 25 311 293,49 | 26638 741,0 | 28101 036,0 |
Псковская область | 10 072 441,92 | 13 563 372,28 | 17 587 645,17 | 20 571 123,14 | 21618 202,0 | 28302 236,0 |
Республика Карелия | 16 216 011,75 | 21 074 926,08 | 27 402 011,56 | 29 162 167,30 | 32339 621,0 | 36094 036,0 |
Республика Коми | 29 400 849,55 | 33 807 172,30 | 44 346 510,12 | 46 415 125,55 | 48565 642,8 | 49331063,5 |
До 2009 г. в СЗФО в целом и в каждом входящем в него субъекте наблюдался рост расходов консолидированных бюджетов. Исключение составил в 2008 г. только Ненецкий автономный округ, где рост расходов составил 94,47% по отношению к предыдущему году. В 2009 г. сокращение расходов консолидированных бюджетов субъектов, входящих в СЗФО, составило 2,58% за счет сокращения расходов в Архангельской и Вологодской областях, а также в г. Санкт С.- Петербурге на 0,18%; 7,87% и 9,34% соответственно. (см. рис 1).
Рисунок 1. Темпы роста расходов консолидированных бюджетов субъектов СЗФО 2006-2011 гг. (в % к предыдущему периоду)
За 2010 г. расходы составили 777 891 346,4 млн. руб., или 108,8 % по отношению к предыдущему году. Наименьший рост (39,32%) отмечен в Калининградской области, а наибольший – 49, 55% и 49, 64% — в Вологодской области и республике Карелия соответственно. В 2011 году наблюдается рост расходов в 9 субъектах округа. Сокращение расходов произошли в Вологодской область (-3,8%) и Ненецком автономном округе(-5,3%). В целом по региону расходы составили 883 949 942,60 млн. руб., или 113,45% по отношению к 2010 году.
Характер бюджетов всех регионов СЗФО носит ярко выраженную социальную направленность. Это видно из табл. 2.
Таблица 2. Динамика расходов консолидированных бюджетов субъектов СЗФО по разделам классификации расходов
Раздел классификации расходов | Фактические расходы консолидированных бюджетов субъектов СЗФО по разделам классификации расходов | |||||
2006 год, млн.руб. |
2007 год, млн.руб. |
2008 год, млн.руб. | 2009год, млн.руб. | 2010год, млн.руб. |
2011 год, |
|
Северо-Западный федеральный округ: все расходы |
372 447,81 | 426 854,58 | 659 500,24 | 640 947,71 |
779 135,999 |
883 949,943 |
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ | 30 895,152 | 38 910,633 | 45 157,611 | 50 710,137 |
53 351,385 |
60 175,022 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА | 44 284,040 | 269 722,148 | 118 342,642 | 113 843,383 |
126 070,879 |
147 386,165 |
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО | 85 522,155 | 46 328,506 | 150 994,906 | 113 843,383 |
113 020,895 |
124 329,928 |
ОБРАЗОВАНИЕ | 91 333,098 | 70 843,773 | 145 231,532 | 150 214,797 |
167 057,117 |
189 935,158 |
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ФИЗ. К-РА И СПОРТ | 71 951,700 | нет данных | 110 000,201 | 102 046,067 |
106 748,889 |
155 209,34 |
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА | 48 461,667 | 1 049,522 | 89 773,348 | 110 289,939 | 119 033,738 |
123 183,877 |
За 2006-2011 гг. расходование средств консолидированных бюджетов субъектов СЗФО по основным направлениям стабильно увеличивалось в абсолютных размерах и составило по итогам 2009 г. 600 947,71 млн. руб. Снижение темпов роста расходов (97,18%) произошло только в 2009 г. за счет таких направлений, как: национальная экономика (96,19%), ЖКХ (75,3%) , здравоохранение, физкультура и спорт (92,7%). По остальным группам расходов темп их роста сохранился и составил: общегосударственные вопросы -112,29%, образование – 103,43%, социальная политика – 122,85%.
Как известно, финансирование образования осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Соотношение расходов по видам образования для каждого из уровней бюджетной системы РФ зависит от установленных законодательством полномочий в сфере образования (полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления). Проектом федерального бюджета на 2013 год расходы по разделу «Образование» предусмотрены с некоторым уменьшением против соответствующих расходов 2012 года в сумме 597,4 млрд. рублей в 2013 году, 544,3 млрд. рублей — в 2014 году, 573,0 млрд. рублей — в 2015 году. Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на образование составит в 2013 году – 492,2 млрд. рублей. (табл. 3).
Таблица 3. Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в сфере образования (млрд. рублей)
Наименование | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. |
Образование, всего | 2 453,4 | 2 754,1 | 2 897,0 | 3 156,5 |
удельный вес в общей сумме расходов бюджетов бюджетной системы РФ, % | 10,8 | 11,2 | 11,0 | 11,0 |
в том числе: | ||||
Федеральный бюджет | 614,8 | 597,4 | 544,3 | 573,0 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ без учета межбюджетных трансфертов | 1 838,6 | 2 156,7 | 2 352,7 | 2 583,5 |
Это обусловлено завершением в 2013 году реализации мероприятий по модернизации региональных систем общего образования, а также передачей с 1 января 2012 года в соответствии с законодательством Российской Федерации о разграничении полномочий между различными уровнями власти в Российской Федерации, обеспечения деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования за счет средств субъектов Российской Федерации, высвобождаемых в связи с переводом финансового обеспечения полиции на федеральный уровень. [Основные направления бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов [2]
Общая сумма расходов консолидированных бюджетов субъектов СЗФО на образование в 2006 г. составило 91 333,14 млн. руб., а в 2011 г. эта сумма составила 189 935,16 млн. руб. За 2006-2011 гг. расходование средств консолидированных бюджетов субъектов СЗФО по образование стабильно увеличивалось как в абсолютных размерах и так и в относительных. Темп их роста сохраняется по СЗФО в течение всего периода и составил 164,47% по сравнению к 2006 году.(см.табл. 4)
Таблица 4. Образование: Динамика темпов роста расходов консолидированных бюджетов субъектов СЗФО
Темпы роста к предыдущему периоду | |||||||
Наименование субъектов Российской Федерации |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2006- к 2011 |
Северо-Западный федеральный округ |
127,55% |
77,57% |
205,00% |
103,43% |
111,21% |
113,69% |
164,47% |
Архангельская область |
119,78% |
85,03% |
198,13% |
97,82% |
110,24% |
124,76% |
164,47% |
Вологодская область |
117,02% |
73,96% |
191,03% |
93,60% |
114,63% |
107,06% |
164,80% |
г. Санкт-Петербург |
124,67% |
74,96% |
232,17% |
102,45% |
117,61% |
109,59% |
178,29% |
Калининградская область |
162,00% |
84,12% |
180,58% |
100,75% |
105,56% |
123,81% |
132,25% |
Ленинградская область |
117,90% |
81,54% |
188,82% |
107,66% |
103,59% |
111,51% |
153,04% |
Мурманская область |
167,21% |
69,11% |
223,94% |
107,14% |
104,38% |
115,62% |
165,76% |
Ненецкий автономный округ |
131,73% |
89,76% |
177,98% |
108,43% |
118,28% |
89,27% |
165,82% |
Новгородская область |
128,05% |
75,74% |
195,49% |
108,82% |
106,21% |
106,38% |
173,22% |
Псковская область |
126,10% |
92,46% |
177,49% |
104,96% |
113,38% |
114,36% |
161,12% |
Республика Карелия |
124,89% |
80,10% |
184,69% |
105,07% |
100,71% |
116,74% |
172,25% |
Республика Коми |
123,64% |
74,57% |
179,47% |
112,64% |
107,71% |
128,94% |
155,42% |
В целом по СЗФО среднегодовая доля собственных расходов на раздел «Образование» за 2006-2011 гг. находилась в интервале 6,15%-16,87% всех расходов собственных бюджетов субъектов, входящих в СЗФО. (рис. 2).
Рисунок 2. Структура среднегодовых расходов субъектов СЗФО (Собственный бюджет субъекта) за период 2006-2011 гг. на образование
Резюмируя, можно сказать, что несмотря на экономический кризис, в большинстве своем региональные власти смогли обеспечить на своих территориях эффективное финансирование сферы образования в 2006 – 2011 гг., не допустив в этом вопросе значительных провалов.
В целом же по СЗФО наблюдается значительный рост в социальном направлении. В Карелии, например, расходы на социальную политику составят 26 5%, на образование – 29%, на здравоохранение – 18%. В Мурманской области расходы на «социалку» выросли в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 12,5 % (на 1,2 миллиарда рублей). Образование «подорожало» на 1,5 миллиарда рублей (рост 18,7%).
Необходимость роста социальных расходов при сохранении дефицитности бюджетов объясняется двумя факторами:
- во-первых, региональные власти стремятся не допустить социальной напряженности из-за отмены различных дотаций и льгот.
- во-вторых, тратить деньги на социальные направления обязывают федеральные инициативы. В этом году, к примеру, субъекты Федерации наделили полномочиями по содействию занятости населения и выплате единовременного пособия при устройстве ребенка в семью (раньше эти затраты нес федеральный бюджет). Во вторых региональные расходы на образование выросли из-за запланированного повышения заработной платы бюджетникам на 6,5 % и учителям на 22 %.[5]
В 2013 – 2015 годах решение задач социально-экономического развития СЗФО будет осуществляться в условиях преемственности курса бюджетной политики на обеспечение экономической стабильности, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, обеспечение исполнения принятых обязательств. Будет продолжена реализация потенциала повышения эффективности бюджетных расходов, заложенного Программной повышения эффективности бюджетных расходов.
Также политика в сфере расходования бюджетных средств СЗФО в 2013-2015 годах будет сконцентрирована на повышении эффективности осуществляемых и принимаемых расходных обязательств, координации долгосрочного стратегического и бюджетного планирования[3].
Для повышения эффективности расходования народных денег на уровне регионов необходимо разработать такие механизмы, которые были бы направленные на решение следующих задач:
- Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы. Формирование проектов бюджетов субъектов округа на плановый период 2014 и 2015 годов должны осуществляться исходя из необходимости недопущения дефицита бюджета и сокращения ассигнований по наименее эффективным направлениям расходов с целью реализации принятых на федеральном и региональном уровнях решений по индексации социальных обязательств.
- Безусловное исполнение принятых социальных обязательств, реализация положений, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Более 60% расходов окружного бюджета направляется на финансовое обеспечение социального сектора – образование, здравоохранение, развитие культуры, физической культуры и спорта, социальную защиту населения.
- Координация долгосрочного стратегического и бюджетного планирования, дальнейшее внедрение программно-целевых принципов в деятельность органов региональной исполнительной власти.
- Реализация современных механизмов предоставления гражданам государственных услуг, модернизация сети учреждений, оказывающих государственные услуги за счет бюджетных средств, обеспечение обратной связи с потребителями услуг.
- Повышение прозрачности и открытости деятельности органов государственной власти, государственных учреждений, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности. Вся информация, касающаяся распоряжения бюджетными средствами, в доступной и наглядной форме должна размещаться в сети Интернет.
Читайте также
Библиографический список
- Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»// Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]/ Компания «Консультант Плюс». – Послед. обновление 12.11.2012 г.
- Бюджетный кодекс Российской Федерации. Комментарии к изменениям, принятым в 2010-2012 годах (ст. ст. 131, 138, 142.1)// Сибирское унив.изд-во, 2012 год.
- Великанов О. Выживание в условиях противоречий // «Эксперт Северо-Запад», №50-2011г. (546).
- Клебанов И.И. Приоритеты социально-экономического развития Северо–Западного федерального округа 2010-2011 год//«Эксперт Северо-Запад» №2-2010г. (107-108).
- Белоглазова Г., Вылегжанина У. Регионы свели счеты // «Российская газета» — Экономика Северо–Запада №5675 (2) интернет-газета от 01.01.12 http://www.rg.ru/2012/01/11/reg-szfo/budget.html (дата обращения 21.09.13).
References
- Federal law of the Russian Federation of 30 November 2011 N 371-FZ “On the Federal budget for the year 2012 and the planned period of 2013 and 2014” [Federalnyi zakon Rossiiskoi Federatcii ot 30 noiabria 2011 g. N 371-FZ “O federalnom biudzhete na 2012 god i na planovyi period 2013 i 2014 godov”]. legal-reference system «Consultant Plus». Last. update 12.11.2012.
- The Budget Code of the Russian Federation. Comments on the changes adopted in 2010-2012 (Julian. 131, 138, 142.1) [Biudzhetnyi kodeks Rossiiskoi Federatcii. Kommentarii k izmeneniiam, priniatym v 2010-2012 godakh (st. st. 131, 138, 142.1)]. Siberian univ.izd of, 2012.
- Velikanov O. Survival in conditions of contradictions [Vyzhivanie v usloviiakh protivorechii]. «The Expert Northwest». №50-2011. (546).
- Klebanov I.I. Priorities of flax-economic development of the North-West Federal district 2010-2011 [Prioritety sotcialno-ekonomicheskogo razvitiia Severo–Zapadnogo federalnogo okruga 2010-2011 god]. «The Expert Northwest». №2-2010. (107-108).
- Beloglazova G., Vylegzhanina U. Regions settled scores [Regiony sveli schety]. «Rossiyskaya Gazeta»-the Economy of the North-West. №5675 (2). Online Newspaper on 01.01.12 01.01.12 http://www.rg.ru/2012/01/11/reg-szfo/budget.html (reference date 21.09.13).