Приоритеты бюджетной политике СЗФО и ее влияние на расходную часть бюджетов региона

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
Авторы


аспирант
Россия, Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономике
kuka.78@list.ru

Аннотация

Результатами исследования является представленный мониторинг расходов субъектов СЗФО, что позволяет теоретически дать оценку приоритетам бюджетной политики СЗФО, ее влиянию на расходную часть бюджетов региона. Обоснованы направления совершенствования процесса бюджетного планирования. В статье представлены рекомендации по недопустимости неэффективного использования бюджетных средств в регионах. Субъекты СЗФО и муниципальные образования должны к 2014 году разработать такие региональные программы, которые приведут к повышению эффективности расходов, и приступить к их внедрению с 2014.

Ключевые слова

Бюджетная политика, бюджетные расхода, параметры бюджетов, развитие региона.

Print Friendly, PDF & Email

Читайте также

Статья также доступна (this article also available):

Финансирование

Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, Соглашение № 14.B37.21.1995.

Рекомендуемая ссылка

Багданова Людмила Васильевна
Приоритеты бюджетной политике СЗФО и ее влияние на расходную часть бюджетов региона// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №9 (33). Номер статьи: 3301. Дата публикации: . Режим доступа: https://sovman.ru/article/3301/
В связи с проведениями реформ в бюджетной сфере РФ новым для России становится трехлетний бюджет и его расчет по новым бюджетным правилам, которые позволят свести к минимуму зависимость госказны от колебания цен на мировом рынке энергоресурсов, а также повысить точность долгосрочного прогнозирования доходов и расходов. Кроме того, в соответствии с новыми бюджетными правилами будут формироваться и основные характеристики бюджета на более долгий срок — до 2030 года.

В приоритетах Минфина РФ — однозначно сохранить модернизацию социальной сферы и ЖКХ, развитие инфраструктуры, региональное развитие, а также оснащение Вооруженных сил Российской Федерации. Доходы федерального бюджета РФ составят в 2013 году 12,3 триллиона рублей, в 2014 году — 13,6 триллиона, в 2015 году — 15,2 триллиона рублей. Расходы планируются в объеме 13,3 триллиона рублей в 2013 году. В 2014 году они увеличатся до 14,1 триллиона рублей, в 2015 году — до 15,3 триллиона рублей.[1]

В 2013-2015 органами власти СЗФО четко и  системно сформи­рованы цели, задачи и приоритеты бюджетной политики на среднесрочную перспективу. Главные цель бюджетной политики регионов — это обеспечение социальной защищенности жителей, минимизация негативных социальных явлений, предоставление качественных бюджетных услуг, развитие инфраструктуры, обеспечивающей экономический рост, комфортность и престижность жизни в регионе.

Бюджетная политика в регионе проводиться в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2012-2014 годах», в котором определены следующие основные задачи:

  • обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы; продолжение интеграции бюджетного планирования в процесс;
  • формирование и реализация долгосрочной стратегии развития региона;
  • совершенствование программно-целевого принципа организации деятельности исполнительных органов государственной власти СЗФО и внедрение программных бюджетов на всех уровнях;
  • повышение эффективности и прозрачности государственного управления;
  • формирование рациональной сети государственных учреждений, совершенствование перечня, повышение доступности и улучшение качества оказываемых ими услуг[1].

В процессе исследования приоритетов среднесрочной региональной бюджетной политики СЗФО в отношении расходов по субъектам за 2006-2011годы была выявлена динамика повышения бюджетных расходов (табл. 1) .

Таблица1. Динамика  расходов консолидированных бюджетов субъектов СЗФО

Наименование субъектов Российской Федерации2006 год, млн.руб.2007 год, млн.руб.2008 год, млн.руб.2009 год,
млн.руб.
.
2010 год,
млн.руб

 

Исполнено  на 01.01.2012
Северо-Западный федеральный округ404 556 542,45545 076 011,22734129 993,21715175 311,86777891 346,4883 949 942,60
Архангельская область27132 825,0136 611 350,5255 790 521,8355 688 704,8361188 787,768418 825,1
Вологодская область32 177 385,0242 609 015,0050 562 493,7046 583 934,4453031 927,058354 816,0
г. Санкт-Петербург186 134 978,26262 447 202,06359 778 491,08326 190 351,26362863115,0409315488,0
Калининградская область20 939 064,1226 889 938,8736 335 691,2939391 390,7141860420,048 929604,0
Ленинградская область34 607 686,7244 556 921,4962 291 192,2566890 877,6269146 520,580124 390,35
Мурманская область29 010 151,0338 507 630,8347 391 473,9248 877 684,6849608 534,255817 895,4
Ненецкий автономный округ6 524 013,2910 384 458,699 810 330,0610 092 658,8311029 835,211475 452,7
Новгородская область12 341 135,7814 624 023,1122 833 632,2225 311 293,4926638 741,028101 036,0
Псковская область10 072 441,9213 563 372,2817 587 645,1720 571 123,1421618 202,028302 236,0
Республика Карелия16 216 011,7521 074 926,0827 402 011,5629 162 167,3032339 621,036094 036,0
Республика Коми29 400 849,5533 807 172,3044 346 510,1246 415 125,5548565 642,849331063,5

До 2009 г. в СЗФО в целом и в  каждом входящем в него субъекте наблюдался рост расходов консолидированных бюджетов. Исключение составил в 2008 г. только Ненецкий автономный округ, где рост расходов составил 94,47% по отношению к предыдущему году.  В 2009 г. сокращение расходов консолидированных бюджетов субъектов, входящих в СЗФО, составило 2,58% за счет сокращения расходов в Архангельской и Вологодской областях, а также в г. Санкт С.- Петербурге на 0,18%;  7,87% и 9,34% соответственно. (см. рис 1).

Рисунок 1. Темпы роста расходов консолидированных бюджетов субъектов СЗФО 2006-2011 гг. (в % к предыдущему периоду)

За 2010 г. расходы составили 777 891 346,4 млн. руб., или 108,8 % по отношению к предыдущему году. Наименьший рост (39,32%) отмечен в Калининградской области, а наибольший – 49, 55% и 49, 64% — в Вологодской области и республике Карелия соответственно. В 2011 году наблюдается рост расходов в 9 субъектах округа. Сокращение расходов произошли в Вологодской область (-3,8%) и Ненецком автономном округе(-5,3%). В целом по региону расходы составили 883 949 942,60 млн. руб., или 113,45% по отношению к 2010 году.

Характер бюджетов всех регионов СЗФО носит ярко выраженную социальную направленность. Это видно из табл. 2.

Таблица 2. Динамика  расходов консолидированных бюджетов субъектов СЗФО по разделам классификации расходов

Раздел классификации  расходов Фактические расходы консолидированных бюджетов субъектов СЗФО по разделам классификации расходов
2006 год,
млн.руб.
2007 год,
млн.руб.
2008 год, млн.руб.2009год, млн.руб.2010год, млн.руб.

2011 год,
млн. руб.

Северо-Западный федеральный округ:
 все расходы
372 447,81426 854,58659 500,24640 947,71

779 135,999

883 949,943

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ30 895,15238 910,63345 157,61150 710,137

53 351,385

60 175,022

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА44 284,040269 722,148118 342,642113 843,383

126 070,879

147 386,165

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО85 522,15546 328,506150 994,906113 843,383

113 020,895

124 329,928

ОБРАЗОВАНИЕ91 333,09870 843,773145 231,532150 214,797

167 057,117

189 935,158

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ФИЗ. К-РА И СПОРТ71 951,700нет данных110 000,201102 046,067

106 748,889

155 209,34

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА48 461,6671 049,52289 773,348110 289,939119 033,738

123 183,877

За 2006-2011 гг. расходование средств консолидированных бюджетов субъектов СЗФО по основным направлениям стабильно увеличивалось в абсолютных размерах и составило по итогам 2009 г. 600 947,71 млн. руб. Снижение темпов роста расходов (97,18%) произошло только в 2009 г. за счет таких направлений, как: национальная экономика (96,19%), ЖКХ (75,3%) , здравоохранение, физкультура и спорт (92,7%). По остальным группам расходов темп их роста сохранился и составил: общегосударственные вопросы -112,29%, образование – 103,43%, социальная политика – 122,85%.

Как известно, финансирование образования осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Соотношение расходов по видам образования для каждого из уровней бюджетной системы РФ зависит от установленных законодательством полномочий в сфере образования (полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления). Проектом федерального бюджета на 2013 год расходы по разделу «Образование» предусмотрены с некоторым уменьшением против соответствующих расходов 2012 года в сумме 597,4 млрд. рублей в 2013 году, 544,3 млрд. рублей — в 2014 году, 573,0 млрд. рублей — в 2015 году. Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на образование  составит  в 2013 году – 492,2 млрд. рублей. (табл. 3).

Таблица 3. Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в сфере образования (млрд. рублей)

Наименование2012 г.2013 г.2014 г.2015 г.
Образование, всего 2 453,42 754,12 897,03 156,5
удельный вес в общей сумме расходов бюджетов бюджетной системы РФ, %10,811,211,011,0
в том числе:    
Федеральный бюджет614,8597,4544,3573,0
Консолидированные бюджеты субъектов РФ без учета межбюджетных трансфертов1 838,62 156,72 352,72 583,5

Это  обусловлено  завершением в 2013 году реализации мероприятий по модернизации региональных систем общего образования, а также передачей с 1 января 2012 года в соответствии с законодательством Российской Федерации о разграничении полномочий между различными уровнями власти в Российской Федерации, обеспечения деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования за счет средств субъектов Российской Федерации, высвобождаемых в связи с переводом финансового обеспечения полиции на федеральный уровень. [Основные направления бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов [2]

Общая сумма расходов консолидированных бюджетов субъектов СЗФО на образование в 2006 г. составило 91 333,14 млн. руб., а в 2011 г. эта сумма составила 189 935,16  млн. руб. За 2006-2011 гг. расходование средств консолидированных бюджетов субъектов СЗФО по образование стабильно увеличивалось  как в абсолютных размерах и  так и в относительных. Темп их роста сохраняется по СЗФО в течение всего периода и составил 164,47% по сравнению к 2006 году.(см.табл. 4)

Таблица 4. Образование: Динамика  темпов роста расходов консолидированных бюджетов субъектов СЗФО

Темпы роста к предыдущему периоду
Наименование субъектов Российской Федерации

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2006- к 2011
гг.

Северо-Западный федеральный округ

 

127,55%

 

77,57%

 

205,00%

 

103,43%

111,21%

 

113,69%

                                 164,47%
Архангельская область

119,78%

85,03%

198,13%

97,82%

110,24%

124,76%

164,47%

Вологодская область

117,02%

73,96%

191,03%

93,60%

114,63%

107,06%

164,80%

г. Санкт-Петербург

124,67%

74,96%

232,17%

102,45%

117,61%

109,59%

178,29%

Калининградская область

162,00%

84,12%

180,58%

100,75%

105,56%

123,81%

132,25%

Ленинградская область

117,90%

81,54%

188,82%

107,66%

103,59%

111,51%

153,04%

Мурманская область

167,21%

69,11%

223,94%

107,14%

104,38%

115,62%

165,76%

Ненецкий автономный округ

131,73%

89,76%

177,98%

108,43%

118,28%

89,27%

165,82%

Новгородская область

128,05%

75,74%

195,49%

108,82%

106,21%

106,38%

173,22%

Псковская область

126,10%

92,46%

177,49%

104,96%

113,38%

114,36%

161,12%

Республика Карелия

124,89%

80,10%

184,69%

105,07%

100,71%

116,74%

172,25%

Республика Коми

123,64%

74,57%

179,47%

112,64%

107,71%

128,94%

155,42%

В целом по СЗФО среднегодовая доля собственных расходов  на раздел «Образование» за 2006-2011 гг. находилась в интервале 6,15%-16,87% всех расходов собственных бюджетов субъектов, входящих в СЗФО. (рис. 2).


Рисунок 2. Структура среднегодовых расходов субъектов СЗФО (Собственный бюджет субъекта) за период 2006-2011 гг. на образование

Резюмируя, можно сказать, что несмотря на экономический кризис, в большинстве своем региональные власти смогли обеспечить на своих территориях эффективное финансирование сферы образования в 2006 – 2011 гг., не допустив в этом вопросе значительных провалов.

В целом же по СЗФО наблюдается значительный  рост в социальном направлении. В Карелии, например, расходы на социальную политику составят 26 5%, на образование – 29%, на здравоохранение – 18%. В Мурманской области расходы на «социалку» выросли в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 12,5 % (на 1,2 миллиарда рублей). Образование «подорожало» на 1,5 миллиарда рублей (рост 18,7%).

Необходимость роста социальных расходов при сохранении дефицитности бюджетов объясняется двумя факторами:

  • во-первых, региональные власти стремятся не допустить социальной напряженности из-за отмены различных дотаций и льгот.
  • во-вторых, тратить деньги на социальные направления обязывают федеральные инициативы. В этом году, к примеру, субъекты Федерации наделили полномочиями по содействию занятости населения и выплате единовременного пособия при устройстве ребенка в семью (раньше эти затраты нес федеральный бюджет). Во вторых региональные расходы на образование выросли из-за запланированного повышения заработной платы бюджетникам на 6,5 % и учителям на 22 %.[5]

В 2013 – 2015 годах решение задач социально-экономического развития СЗФО будет осуществляться в условиях преемственности курса бюджетной политики на обеспечение экономической стабильности, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, обеспечение исполнения принятых обязательств. Будет продолжена реализация потенциала повышения эффективности бюджетных расходов, заложенного Программной повышения эффективности бюджетных расходов.

Также политика в сфере расходования бюджетных средств СЗФО в 2013-2015 годах будет сконцентрирована на повышении эффективности осуществляемых и принимаемых расходных обязательств, координации долгосрочного стратегического и бюджетного планирования[3].

Для повышения эффективности расходования народных денег на уровне регионов необходимо разработать такие механизмы, которые были бы   направленные на решение следующих задач:

  • Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы. Формирование проектов бюджетов субъектов округа на плановый период 2014 и 2015 годов  должны осуществляться исходя из необходимости недопущения дефицита бюджета и сокращения ассигнований по наименее эффективным направлениям расходов с целью реализации принятых на федеральном и региональном уровнях решений по индексации социальных обязательств.
  • Безусловное исполнение принятых социальных обязательств, реализация положений, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Более 60% расходов окружного бюджета направляется на финансовое обеспечение социального сектора – образование, здравоохранение, развитие культуры, физической культуры и спорта, социальную защиту населения.
  • Координация долгосрочного стратегического и бюджетного планирования, дальнейшее внедрение программно-целевых принципов в деятельность органов региональной исполнительной власти.
  • Реализация современных механизмов предоставления гражданам государственных услуг, модернизация сети учреждений, оказывающих государственные услуги за счет бюджетных средств, обеспечение обратной связи с потребителями услуг.
  • Повышение прозрачности и открытости деятельности органов государственной власти, государственных учреждений, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности. Вся информация, касающаяся распоряжения бюджетными средствами, в доступной и наглядной форме должна размещаться в сети Интернет.

Библиографический список

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»// Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]/ Компания «Консультант Плюс». – Послед. обновление 12.11.2012 г.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Комментарии к изменениям, принятым в 2010-2012 годах (ст. ст. 131, 138, 142.1)// Сибирское унив.изд-во, 2012 год.
  3. Великанов О. Выживание в условиях противоречий // «Эксперт Северо-Запад», №50-2011г. (546).
  4. Клебанов И.И. Приоритеты социально-экономического развития Северо–Западного федерального округа 2010-2011 год//«Эксперт Северо-Запад» №2-2010г. (107-108).
  5. Белоглазова Г., Вылегжанина У. Регионы свели счеты //  «Российская газета» — Экономика Северо–Запада №5675 (2) интернет-газета от 01.01.12 http://www.rg.ru/2012/01/11/reg-szfo/budget.html   (дата обращения 21.09.13).