Тренды развития индустрии туризма и гостеприимства в РФ
Авторы
Волков Сергей Константинович
кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и экономической теории
Россия, Волгоградский государственный технический университет
[email protected]
Аннотация
В статье проведен анализ тенденций развития российской индустрии туризма. В ходе исследования были проанализированы следующие показатели: количество российских туристов выехавших за рубеж; количество иностранцев посетивших России, доходы полученные Россией от иностранных туристов. Были предложены конкретные мероприятия для развития индустрии туризма.
Ключевые слова
индустрия туризма, виды туризма, маркетинг, линии тренда
Категории статьи:
Читайте также
Статья также доступна (this article also available):
Рекомендуемая ссылка
Российская Федерация обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом. На ее территории сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального и мирового культурного и исторического наследия, проходят важные экономические, культурные, общественные и спортивные события. Во многих регионах представлен широкий спектр потенциально привлекательных туристских объектов и комплексов, пользующихся большой популярностью у российских и иностранных туристов. Наличие разнообразных туристско-рекреационных ресурсов страны позволяет развивать практически все виды туризма, в том числе рекреационный (пляжный), культурно-познавательный, деловой, активный, оздоровительный и экологический туризм, а также морские и речные круизы, сельский туризм и др.
На территории России находится огромное количество культурных и природных достопримечательностей. К ним, согласно данным Росстата, относятся 2368 музеев в 477 исторических городах, 590 театров, 67 цирков, 24 зоопарка, почти 99 тысяч памятников истории и культуры, 140 национальных парков и заповедников. В России в настоящее время действуют 103 музея-заповедника и 41 музей-усадьба. «В список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО включено 23 объекта культуры и природы из разных регионов России» [1, c. 58]. Однако, несмотря на такой колоссальный туристский потенциал, Россия является «страной-донором», т.е. активным поставщиком туристов в зарубежные страны. Въездной туризм развит очень слабо. Согласно данным ЮНВТО, на долю России приходится всего лишь 2,2 % мирового туристского рынка, что конечно является крайне низким показателем для страны с таким туристско-рекреационным потенциалом.
Целью данного исследования является прогнозирование возможных вариантов развития индустрии туризма и гостеприимства в РФ. В настоящее время на практике применяют различные методы прогнозирования: методы экспертных оценок, статистические методы прогнозирования, системно-структурные, метод прогнозирования на основе коэффициента эластичности спроса, экономико-математическое моделирование и др.. Выбор метода прогнозирования зависит от цели и продолжительности периода исследования (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный), от исходных данных, требуемой точности, от характера обработки исходной информации. В нашем случае собраны статистические данные о количестве международных туристов посетивших Россию, 2006-2011, доходах, полученные Россией от индустрии туризма, 2006-2011 гг., количестве россиян выехавших за границу в 2006-2011 гг.. Эти динамические ряды позволяют использовать регрессионный анализ для краткосрочного и среднесрочного горизонта прогнозирования. Одним из самых доступных программных продуктов для решения подобного рода задач является MS Excel , в который имеется возможность добавления выбранных регрессий (линий тренда) в диаграмму, построенную на основе таблицы данных, а также продлить линию тренда в диаграмме за пределы реальных данных для предсказания будущих значений. Линии тренда позволяют наглядно показать тенденции изменения данных и помогают анализировать задачи прогноза. Тип линии тренда (линейный, логарифмический, полиномиальный, степенной, экспоненциальный, линейной фильтрацией) следует выбирать в зависимости от типа имеющихся данных. Для более точного прогноза желательно необходимо иметь более 10 выборок наблюдаемого параметра. Рассмотрим более подробно возможность трендового прогнозирования для собранных статистических данных.
Многочисленные исследования о потенциальных возможностях российской туристской индустрии позволяет сделать вывод о том, что имеющийся значительный туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере. Для прогнозирования вариантов развития возможных вариантов развития индустрии туризма и гостеприимства в РФ проведен анализ текущего состояния туристского рынка. В 2011 году Российскую Федерацию посетили 20,6 млн. иностранных граждан [3, p. 6], из которых около 18 процентов прибыли с туристскими целями, тогда как согласно прогнозу Всемирной туристской организации, являющейся специализированным учреждением Организации Объединенных Наций, Российская Федерация при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры способна принимать в год до 40 млн. иностранных туристов. Построим гистограмму соотношения количества иностранных туристов от года (рис. 1), и по виду полученной зависимости определяем, что необходимо использовать линию тренда с линейной фильтрацией по 2 точкам данных: . В целом же, анализ линии тренда позволяет сделать вывод о том, что динамика международных туристских прибытий в Россию характеризуется как устойчиво поступательная. Резкое сокращение числа иностранных туристов в 2009 объясняется всемирным финансовым кризисом 2008-2009 гг., что вызвало сокращение доходов, а как следствие отложенный спрос на туристские товары и услуги.
Рис. 1 Количество международных туристов посетивших Россию, 2006-2011 гг. (млн. чел.)
Расходы иностранных туристов в России за восемь месяцев 2012 года выросли на 16%, следует из доклада Всемирной туристской организации. Таким образом, Россия оказалась на восьмом месте по росту доходов от туризма в мире. Больше всего доходы от туризма выросли в Японии (на 48%), Швеции (на 26%), Южной Африке (на 26%), Республике Корея (на 26%), Индии (на 23%), Гонконге (на 17%), Таиланде (на 17%) и в России (+16%) [2]. Всего же за 2011, доходы России от туризма, составили 11,4 млрд. долл., что при имеющемся потенциале страны, не может рассматриваться как положительный показатель. Анализ линии тренда с линейной фильтрацией позволяет сделать вывод о том, что динамика доходов, полученных Россией от индустрии туризма, весьма не стабильна и характеризуется неустойчивыми колебаниями (рис. 2).
Рис. 2 Доходы, полученные Россией от индустрии туризма, 2006-2011 гг. (млрд. долл.)
На фоне неустойчивой динамики въезда иностранных туристов в Россию, темпы выезда россиян за границу выглядят весьма устойчивыми и стабильно увеличивающимися (рис. 3). В 2011 году за границу, с различными целями выехало 43,7 млн. человек. В среднем, число выезжающих россиян за границу увеличивается на 12-13% в год. Как итог, в современной российской индустрии туризма сложилась и активно развивается тенденция оттока российских туристов на отдых за границу. Сегодня выездной туризм доминирует над въездным, и если не изменятся условия развития туризма в России, как показывает прогноз на два периода степенной линия тренда, эта тенденция будет продолжаться по нарастающей. Главным негативным последствием в сложившейся ситуации является тот момент, что вместе с оттоком российских туристов за границу, происходит активный отток капитала; в первую очередь наблюдается вывоз иностранной валюты за рубеж, что, естественно, не может положительно сказываться на развитии не только индустрии туризма, но и всей экономической системы в целом.
Рис. 3 Количество россиян выехавших за границу в 2006-2011 гг. (млн. чел.)
Автором на основе эмпирического исследования и контент-анализа, было установлено долевое соотношение видов туризмов, которые пользуются у иностранных туристов наибольшим спросом (рис. 4).
Рис. 4 Процентное соотношение видов туризма, пользующихся спросом у иностранных туристов
Сегодня быстрыми темпами происходит дифференциация туристского продукта по сегментам и нишам. Следует отметить, что не все из них активно развиваются в России. Тем не менее, есть ряд видов туризма, которые растут быстрыми темпами и которые могут получить широкое развитие в индустрии туризма РФ. К таким видам туризма, на наш взгляд, относятся:
Для России въездной бизнес-туризм сегодня играет важнейшую роль. Согласно данным Федерального агентства по туризму РФ — 52% прибывающих в Россию туристов имеет целью поездки бизнес. Этот показатель еще более значителен, если учесть сложность с оформлением российской визы, в результате чего часть бизнес-туристов приезжает как обычные туристы. Уровень бизнес-контактов с различными странами, конечно, различен. Но, с высокой долей уверенности можно говорить, что интерес к России как средству для инвестиций и реализации совместных бизнес-проектов в ближайшие годы продолжит расти, чему способствует проведение в нашей стране Зимних олимпийских игр 2014 года и Чемпионата мира по футболу 2018 г. А значит, будет расти и слой бизнесменов, посещающих страну.
Таким образом, бизнес-туризм – важный сегмент рынка с точки зрения стратегии увеличения въездного туризма. Соответственно, это важно учитывать при составлении карт инвестиционной привлекательности регионов, стратегий развития и прочих программных документов регионального значения.
Экскурсионный и познавательный туризм. Этот вид туризма ориентирован на максимальный охват аудитории за счет привлечения туристов из других туристических ниш: пляжного, релаксационного, активного и даже делового. Характерной чертой данного вида туризма и его возможных ответвлений является мобильность туристов, которые в короткий промежуток времени стремятся увидеть максимальное количество новых объектов.
Для России экскурсионно-познавательный туризм – единственное реально хоть сколько-нибудь работающее направление, привлекающее массового туриста из-за рубежа. Пока основными центрами данного вида туризма являются Москва, Санкт-Петербург, города «Золотого кольца».
Активные виды туризма. К данным видам относятся, как привычные для России, охота, рыбалка, так и все экстремальные виды путешествий: рафтинг, дайвинг, трекинг, велопутешествия, альпинизм, горные лыжи и прочее. В России эти виды въездного туризмы развиты слабо (за исключением туров на охоту и рыбалку, составляющих кране малый процент от общего числа путешествий).
Развлекательные туры. Этот вид туризма предполагает путешествия с целью посещения досуговых мест (ночные клубы, казино, рестораны, концерты и проч.). Пока такого рода туризм развит в Москве и Санкт-Петербурге среди менеджеров зарубежных компаний, имеющих деловые контакты с Россией (что снимает проблему получения российской визы). Однако, очевидно, что по мере интеграции России в мировое экономическое сообщество и изменения визового режима, данные виды туров будут набирать популярность.
Экологический туризм. Для России это направление может быть весьма привлекательным, учитывая природный потенциал страны. Но важно учитывать, что статус и социальное положение людей, предпочитающих данный вид отдыха, предполагают очень высокий уровень сервиса, оказываемый им на территории. Кроме того, ввиду развитости в большинстве стран собственных природных ресурсов, «заманить» туристов исключительно природной компонентой сегодня крайне сложно. Этим объясняется то, что сегодня доля таких туристов, приезжающих в Россию, крайне мала.
Событийный туризм. Россия в плане событийного туризма имеет, безусловно, позитивный потенциал. Однако слаборазвитая инфраструктура не позволит стране в ближайшие годы стать лидером в этом сегменте. Но, с точки зрения событийного бизнес-туризма, перспективы очень хорошие, учитывая меняющийся геополитический ландшафт и обилие политических и бизнес-мероприятий в ближайшие годы.
В целом, проведенный анализ свидетельствует о положительной тенденции развития российской индустрии туризма с незначительными конъюнктурными колебаниями, что вызвано изменениями во внешней среде.
На основе проведенного анализа можно сформулировать ряд рекомендаций для сглаживания конъюнкутруных колебаний развития рынка туристский услуг и комплексной реализации имеющихся возможностей для развития индустрии:
Библиографический список