Эффективный механизм «сбережения — инвестиции»: уроки Исландии
Effective mechanism of «savings — investment»: Experience of Iceland
Авторы
Аннотация
В современных условиях недостаточность инвестиционных ресурсов в российской экономике особую практическую значимость приобретают вопросы анализа успешности экономической модели по привлечению внутренних сбережений населения, как одного из важнейших источников инвестиций.В статье на основе сравнительного и эконометрического методов, проанализированы факторы и предпосылки создания надежного и эффективного механизма «сбережения - инвестиции» на примере экономики Исландии. Целью данного исследования является понимание предпосылок и условий, создающих успешную политику привлечения сбережений населения в экономику. Сделан вывод о том, что в условиях возрастания кризисных явлений создание устойчивого механизма «сбережения - инвестиции» возможно лишь при реализации эффективной социальной политики в сочетании с развитием финансовой системой.
Ключевые слова
доходы населения; сбережения; инвестиции; социальная политика; банковско–финансовая система.
Финансирование
Работа выполнена при поддержке программы фундаментальных исследований УрО РАН, проект № 12-П-7-1001
Рекомендуемая ссылка
Тухтарова Евгения Хасановна. Эффективный механизм "сбережения - инвестиции": уроки Исландии // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №9 (45). Номер статьи: 4509. Дата публикации: 08.09.2014. Режим доступа: https://sovman.ru/article/4509/
Authors
Abstract
In modern conditions of deficiency of investment resources in the Russian economy is of particular practical importance of the analysis of the successful economic model to attract domestic savings of the population, as one of the major sources of investment. In article on the basis of comparative and econometric methods, analyzes the factors and prerequisites for creation of reliable and effective mechanism of "savings - investment by the example of the economy of Iceland. The aim of this study is the understanding of the prerequisites and conditions which create successful policy of attraction of population's savings in the economy. The conclusion is that in the conditions of growing crisis developments, the establishment of a sustainable mechanism savings - investments" is possible only if the implementation of an effective social policy in conjunction with the development of the financial system.
Keywords
population's income; savings; investments; social policy; banking and financial system
Project finance
The work was supported by the Basic Research Program of UrB RAS, project number 12-P-7-1001.
Suggested citation
Tukhtarova Evgeniia Khasanovna. Effective mechanism of "savings - investment": Experience of Iceland // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №9 (45). Art. # 4509. Date issued: 08.09.2014. Available at: https://sovman.ru/article/4509/
В условиях нарастания кризисных явлений, задачи модернизации ставят перед национальной экономикой проблему нахождения огромных инвестиционных ресурсов для её решения. Как известно инвестиционным источником могут выступать два объекта экономики – это внешние инвесторы и внутренние население страны, в том числе, и за счет домохозяйств [1].
На протяжении многих лет российское государство в области капиталовложений концентрировало свое внимание преимущественно в поиске зарубежных инвесторов и попытках привлечь иностранный капитал в национальную экономику. В то же время государство уделяло недостаточное внимание к имеющемуся финансовому потенциалу, которым обладает население [2].
Вместе с тем, все большее число экономистов сходятся во мнении, что необходимые ресурсы для экономического развития страны, сбережения населения представляют собой некий фонд аккумулированных финансовых ресурсов, который при определённых условиях может быть трансформирован в инвестиции [3].
В настоящий момент по данным Росстата, сбережения населения формируют порядка 25–28 % всех инвестиционных ресурсов российской экономики [4]. Таким образом, четверть сбережений сосредоточено в руках у населения.
Однако для привлечения денежных ресурсов у населения и в последующем дальнейшая их трансформация в инвестиции предполагает наличие определенных условий и, прежде всего, это устойчивая и надежная финансовая система в сочетании с эффективной социальной политикой. В настоящее время сложившаяся финансовая система в российской экономике далека от идеальной [5]. А существующую социальную политику определить, как эффективную весьма сложно.
Поэтому изучение мирового опыта и поиск успешной экономической модели, которая сочетала бы в себе эффективную социальную политику и устойчивую финансовую систему представляется важной.
Как известно для создания благоприятного инвестиционного климата в стране, необходимым условием является наличие устойчивой и развитой банковско – финансовой системы, как основного института, который способен аккумулировать инвестиции и придавать главный импульс для развития национальной экономики.
Не менее важным условием для привлечения инвестиций является показатель внутренних сбережений в экономике. Связь сбережений и инвестиций является одним из определяющих показателей доверия населения к проведению макроэкономической политики в стране. Как видно из рисунка 1 наилучшая связь из анализируемых 30 стран как развитых, так и развивающихся, в 2012г. зафиксирован для Исландии. Высокий уровень сбережений в экономике позволил создать хорошие предпосылки для формирования капитала в экономике.
Источник: данные Всемирного банка
Рис.1. Уровень внутренних инвестиций и сбережений для различных стран в 2012 г., в %
Положительное влияние связки «сбережения – инвестиции» обеспечивается за счет эффективной социальной политики в экономике [6]. Одним из показателей социального благополучия в стране является индикатор внутренних доходов населения, который в свою очередь обеспечивает связь между доходом и сбережениями. В 2012 году наилучшая отдача от дохода наблюдалась у таких стран как Эстония (большая часть доходов, которых обеспечивается за счет перечислений от трудовой миграции) и Филиппин.
В Англии и Исландии при относительно низких темпах доходов наблюдается самый высокий уровень сбережений в Европе (рис.2), что можно объяснить высоким уровнем доверия среди населения не только к государственным институтам, но и банковскому сектору в этих странах. Таким образом, наиболее успешной экономической моделью среди анализируемых стран следует выделить Исландию.
Источник: данные Всемирного банка
Рис.2. Связь внутренних доходов и сбережений для различных стран в 2012 г., в %.
Для России характерна обратная ситуация этим странам, при высоких темпах дохода наблюдается относительно невысокий темп прироста сбережений, что свидетельствует, о неэффективной социальной политике и низком уровне доверия к банковским институтам в целом по стране.
Сравнивая проведение социальной политики в Исландии и России необходимо отметить, что обе страны расходуют огромные части бюджета на её проведение. Так, в разгар мирового кризиса (2009 г.) Исландия расходовала около 1/5 части бюджета на проведение социальной политики, 8,6% на образование, 6,2% на здравоохранение и 13% на поддержание промышленности и сельского хозяйства [7]. Тогда как в России за этот же период расходы на социальную сферу составляли более 50% [8], то есть в два раза больше чем в Исландии.
Исландия вплоть до конца 80-х годов была слабо развитой страной, которая испытывала ряд макроэкономических проблем. Успешное развитие страны началось лишь с начала 90-х годов, развитие рыночной экономики России также началось с этого периода. Однако если Исландии удалось за небольшой промежуток времени стать развитой страной, то у российской экономики пока наблюдаются скромные результаты. В таком случае возникает вопрос: В чем заключается успех Исландской модели экономического развития?
Экономический тип развития Исландии следует характеризовать как смешанный, где удачно сочетается командно – административная система со скандинавским типом всеобщего благополучия страны. Такой успех заключается в сбалансированном сочетании рыночных механизмов и государственного присутствия в экономике страны [9]. Это успешное сочетание позволило стране выйти из мирового кризиса и в 2012 году на докризисный уровень своего развития [10]. Одним из важных условий было создание благоприятного инвестиционного климата в стране, который был нарушен в условиях мирового кризиса.
Необходимо отметить, что развитие финансового сектора в стране совпало с расцветом национальной экономики. За относительно небольшой временной промежуток банковский сектор Исландии стала одним из центров финансовой системы в Европе, а её банки признавались одними из самых устойчивых [11].
Необходимо отметить, путь развития всей системы в целом проходил сложную поэтапную либерализацию, где одним из основных факторов была приватизация банков. Окончательно либерализация банковского сектора завершилась в 2003 г. [9]. Именно с момента начала реформ произошел значительный рост инвестиционной активности в экономике, который длился до начала мирового кризиса.
Вместе с тем, высокий уровень зарубежных активов способствовали уязвимости национальной экономики Исландии перед вызовами глобализации. Однако, несмотря на уязвимость сложившейся банковско – финансовой системы в Исландии её опыт становления достаточно интересен для мировой экономики и, прежде всего с точки зрения привлечения сбережений населения.
Одновременно с успешным развитием банковской системы происходил заметный рост доходов в стране. Причем этот рост происходил циклически, об этом свидетельствует накопленная динамика доходов населения Исландии (рис.3). Первый цикл длился 20 лет, и пришелся на период с 1970 по 1989 гг.. Необходимо отметить, что этот период характеризовался тем, что сбережения в Исландии росли опережающими темпами, нежели доходы или потребление.
Источник: данные Всемирного банка
Рис.3. Накопленные валовые доходы, расходы и сбережения за 1970 – 2012 гг.
Такая же модель сберегательного поведения была присуще и населению России в 90-е годы, несмотря на галопирующую инфляцию и снижение доходов, норма сбережений в экономике была довольно высокой в 25-26% [12]. Такая высокая норма сбережений в период спада производства на фоне галопирующей инфляции, объяснялась отсутствием стабильности в экономике, что побуждало население делать накопления на «черные дни». Однако эти сбережения вращались вне банковского сектора, и являлись в большей степени психологической защитой населения.
Это же явление наблюдалось и в экономике Исландии вплоть до начала 80-х годов прошлого столетия. Такая негативная тенденция была преломлена лишь в 1984 г. этого удалось достичь путем проведения эффективной социальной политики. До этого момента в стране наблюдалась высокая дифференциация по доходам, которая усиливалась высоким уровнем инфляции [13]. В целом за 20 лет (с 1970г. по 1989 г.) доходы населения росли медленными темпами и выросли приблизительно в два раза.
Наибольший рост доходов населения совпал с развитием финансового сектора экономики страны, который в целом длился 15 лет, и пришелся на период с 1994 по 2008 гг. В целом за этот период доходы населения в стране выросли почти в 2,5 раза. Таким образом, за меньший отрезок времени стране удалось не только развить финансовый сектор в экономике, но и улучшить доходы населения больше, чем в период его неразвитости. Этого удалось достичь, в том числе и за счет эффективной социальной политики, которая была направлена на повышение доверия к государственным и международным институтам страны [11].
Важно отметить, что до начала реформ экономика Исландии испытывала ряд неблагоприятных макроэкономических явлений: обесценение национальной валюты усиливало инфляционный фонд, высокий уровень инфляции приводил к снижению доходов населения, что в свою очередь сказывалось на неустойчивой динамике сбережений и инвестиций (рис.4).
Так, на протяжении 15 лет (1970 – 1984 гг.) значительная девальвация исландской кроны создавало условия для галопирующей инфляции, а чувствительность ИПЦ к обесценению национальной валюты составляло 63% 1. Столь тесная связь объясняется высокой долей импорта продовольственных и нефтепродуктов для того периода времени. Как видно из динамики этих двух показателей в дальнейшем эта чувствительность была снижена. К примеру, обесценение исландской кроны, произошедшее в период острой фазы глобального кризиса в 2009 г. составило 40%, тогда как инфляция выросла до уровня 12%.
Источник: данные Всемирного банка
Рис. 4. Динамика социальных и экономических показателей Исландии за 1970 – 2012 гг, %
Вместе с тем на фоне отрицательных явлений в экономике на протяжении последних 40 лет у населения страны наблюдается высокая норма сбережений. Так, по данным Всемирного банка в среднем за 40 лет этот показатель варьировался от 12% до 17%, что является одним из самых высоких показателей в Европе [14].
Однако, несмотря на наличие высокой нормы сбережений, государственным институтам страны вплоть до начала 90-х годов не удавалось привлекать сбережения населения и впоследствии трансформировать их в инвестиции, что является следствием проведения неэффективной социальной и экономической политик. Об этом свидетельствует отрицательная траектория динамики инвестиций, которая снижалась вплоть до середины 90-х годов (рис.5).
Источник: данные Всемирного банка
Рис.5. ПИИ и траектория динамики инвестиций в % к ВВП за 1975 – 2012 гг.
Смена траектории в динамике инвестиций произошла в конце десятилетия прошлого столетия, которая длилась до начала мирового кризиса, и совпала с расцветом финансовой системы в Исландии. Это позволяет сделать вывод о том, что трансформация сбережений в инвестиции заработала только с укреплением банковско – финансовой системы в стране. Иначе говоря, высокая норма сбережений начитает работать на экономику страны лишь тогда, когда повышается качество финансовых институтов в экономике, которое приводит к доверию населения по проведению макроэкономической политики. В противном случае высокий уровень сбережений является индикатором отсутствия уверенности в завтрашнем днем.
Важно отметить, что несмотря значительный приток иностранных инвестиций с конца 90- годов в страну, их динамика выглядит не стабильной, и варьируется в широком диапазоне, тогда как внутренние инвестиции более стабильны, и в меньшей степени подвержены отрицательному влиянию внешних факторов. Особенно это хорошо ощущается в периоды кризисов (рис.5).
Это позволяет сделать вывод о том, что развитие национальной экономики более стабильно и успешно в случае аккумулирования внутренних инвестиций в стране, нежели за счет притока иностранного капитала. Иначе говоря, устойчивое и успешное развитие национальной экономике возможно лишь в случае укрепление финансовой системы, которая нацелена на аккумулирование инвестиций за счет внутренних резервов страны.
Основные выводы:
Проведенный анализ Исландской экономической модели наглядно продемонстрировал, что успех национальной экономики зависит, и более надежен за счет стимуляции внутренних сбережений, накопленных у населения.
Для привлечения внутренних сбережений в национальную экономику необходимо несколько условий: развитая и надежная финансовая система в стране, снижение диспропорций в доходах у населения и макроэкономическая стабильность в стране.
Как показал анализ, наличие высокой нормы сбережений среди населения, не является гарантом для их успешного привлечения в экономику с целью последующей их трансформации в инвестиции. Сбережения начинают работать на экономику только тогда, когда создаются предпосылки для создания эффективного финансового инструмента. А этого можно достичь через проведение взаимоувязанной социальной и макроэкономической политик.
Социальная политика должна быть направлена на снижение диспропорций в доходах населения цель, которой не только выравнивание доходов, но и повышение благосостояния в целом. Это создаст хорошие условия для привлечения сбережений на развитие национальной экономики.
Проведение такой политики будет способствовать развитию финансовых услуг в стране, что в свою очередь будет способствовать укреплению связи «сбережения – инвестиции», как основного гаранта экономического развития.
Нахождение баланса между политиками, будет обеспечивать доверие среди населения к проведению государственного курса по экономическому развитию в стране. Это естественным образом будет способствовать повышению качеству государственных органов, и приводить в действие механизм «сбережения – инвестиции» в более быстром режиме.
Таким образом, именно успешная социальная политика является основным залогом успешности экономической модели, которая позволяет реализовывать самые смелые государственные проекты, направленные на улучшение ситуации в стране.
_____
1 коэффициент эластичности, полученный на основе анализа однофакторной регрессии взаимосвязи ИПЦ и обменного курса для интервала 1970 – 1984 гг.
Читайте также
Библиографический список
- Григорьев Л., Иващенко А. Мировые дисбалансы сбережений и инвестиций // Вопросы экономики. 2011. № 6. С. 4-19.
- Продолятченко П. А. Трансформация сбережений населения в инвестиции // Деньги и кредит. 2007. № 2. С. 65-67.
- Белехова Г. В. Индикаторы сберегательной активности населения (на примере Вологодской области) // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы II международная научная конференция. СПб.: Реноме, 2013. С. 119-122.
- Ефимова Р., Аббас Н. Ю. Инвестиционный потенциал населения России: Основные аспекты статистического изучения// Вопросы статистики. 2011. № 1. С. 21-30.
- Аналитический доклад Финансового университета при правительстве Российской Федерации «Среднесрочный прогноз развития финансовой системы России (2010 – 2015 гг.) URL: http://bankir.ru/tehnologii/s/analiticheskii-doklad-srednesrochnii-prognoz-razvitiya-finansovoi-sistemi-rossii-2010-2015-gg-6076002/#ixzz30A4NpCk7
- Экономическая теория // под ред. Дж.Итуэлла, М.Милгейта, П.Нююиена. М.: ИНФРА-М, 2004.
- Отчет статистических органов Дании// Nordic Statistical Yearbook, Nordisk statistics 2011: под редакцией Клауса Мюнх Хаангеса – К.: 2011 С.123
- Быкова О.А., Горшкова В.И. // Объективные основы российской социальной политики// материалы VI международной студенческой электронной научной конференции. URL: http://www.scienceforum.ru/2014/722/5134 (дата обращения: 12.05.2014)
- Песина Е. А. Особенности государственно-правового регулирования банковской деятельности в период мирового экономического кризиса в Исландии // коллективная монография по материалам научно – практической конференции с дистанционным обучением. URL: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/1914-2012-04-14-20-05-31
- Отчет OECD Factbook 2013 // Economic, Environmental and Social Statistics. URL: http://www.oecd-ilibrary.org/economics/oecd-factbook-2013_factbook-2013-en
- Отчет МВФ// Iceland and the IMF // Iceland: Selected Issues// Официальный сайт МВФ. URL: http://www.imf.org/external/country/ISL/index.htm?pn=9
- Методика оценки финансового потенциала населения и возможности использования накоплений в инвестиционных целях / Информационно-аналитические материалы. – М.: ЦБРФ НИИ, 1996. – Вып. 10.
References
- Grigorev L., Ivashchenko A. 2011. Global imbalances savings and investment [Mirovye disbalansy sberezhenii i investitcii]. Questions of economy. 6, 4-19.
- Prodoliatchenko P. A. 2007. Transformation of savings into investments Money and credit [Transformatciia sberezhenii naseleniia v investitcii]. 2, 65-67.
- Belekhova G. V. 2013. Indicators savings activity of population (on the example of the Vologda region) [Indikatory sberegatelnoi aktivnosti naseleniia (na primere Vologodskoi oblasti)]. Problems and prospects of economy and management: proceedings of II international scientific conference SPb.: Renome, 119-122.
- Efimova R., Abbas N. Iu., 2011.Investment potential of the Russian population: Main aspects of a statistical study [Investitcionnyi potentcial naseleniia Rossii: Osnovnye aspekty statisticheskogo izucheniia]. Problems of statistics. 1, 21-30.
- Analytical report of the Finance Academy under the government of the Russian Federation “Medium-term forecast of development of the financial system of Russia (2010 – 2015) [Analiticheskii doklad Finansovogo universiteta pri pravitelstve Rossiiskoi Federatcii «Srednesrochnyi prognoz razvitiia finansovoi sistemy Rossii (2010 – 2015 gg.)]. Available at: http://bankir.ru/tehnologii/s/analiticheskii-doklad-srednesrochnii-prognoz-razvitiya-finansovoi-sistemi-rossii-2010-2015-gg-6076002/#ixzz30A4NpCk7 (In Russ.)
- Economic theory [Ekonomicheskaia teoriia]. ed. Dzh.Ituell, M.Milgeit, P.Niuiuien. M., 2004, INFRA-M
- Klaus Muench K., 2011 Report of the statistical authorities of Denmark [Otchet statisticheskikh organov Danii]. Nordic Statistical Yearbook, 2011
- Bykova O.A., Gorshkova V.I. Objective foundations of Russian social policy, materials of the VI international student electronic scientific conference. Available at: http://www.scienceforum.ru/2014/722/5134 (In Russ.).
- Pesina E. A. Features state-legal regulation of banking activity during the global economic crisis in Iceland [Osobennosti gosudarstvenno-pravovogo regulirovaniia bankovskoi deiatelnosti v period mirovogo ekonomicheskogo krizisa v Islandii]. Collective monograph on the materials of scientific – practical conference distance learning. Available at: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/1914-2012-04-14-20-05-31 (In Russ.).
- Report of OECD Factbook 2013 // Economic, Environmental and Social Statistics, Available at: http://www.oecd-ilibrary.org/economics/oecd-factbook-2013_factbook-2013-en
- Report of IMF // Iceland and the IMF // Iceland: Selected Issues// Official website of the IMF. Available at: http://www.imf.org/external/country/ISL/index.htm?pn=9
- The Institute of economy RAS (1996) Methods of assessment of the financial capacity of the population and use of savings for investment purposes [Metodika otcenki finansovogo potentciala naseleniia i vozmozhnosti ispolzovaniia nakoplenii v investitcionnykh tceliakh]. Informacionno-analitichesie materialy [Information and analytical materials] Issue 10.