Региональная модель государственного менеджмента в условиях инновационного развития
Regional model of state management in the development of innovative
Авторы
Аннотация
Регион в условиях инновационного развития должен быть конкурентоспособным. Однако любой регион - это не только экономическое, но и социальное образование, его первоочередной функцией является создание среды, обеспечивающей качественные условия для жизнедеятельности. Паритет ценностей инновационного и социально-экономического развития выстраивается в рамках социально-экономической политики. Авторы поставили целью теоретически и методически обосновать региональную модель государственного менеджмента и алгоритм формирования эффективной социально-экономической политики. Методологическую основу исследования составили комплексный и системный подходы. Полученные научные результаты имеют практическую направленность и могут быть применимы в процессе разработки и реализации социально-экономической политики, нацеленной на формирование и эффективную реализацию потенциала регионов.
Ключевые слова
государственный менеджмент, регион, социально-экономическая политика, экономическая ниша, ресурсы, инвестирование, механизм.
Финансирование
Статья выполнена в рамках гранта РГНФ №13-32-01009«Совершенствование государственного менеджмента в условиях инновационного развития экономики как направление повышения социально-экономического уровня и качества жизни населения субъекта РФ».
Рекомендуемая ссылка
Максимчук Ольга Викторовна,Першина Татьяна Александровна. Региональная модель государственного менеджмента в условиях инновационного развития // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №10 (46). Номер статьи: 4603. Дата публикации: 08.10.2014. Режим доступа: https://sovman.ru/article/4603/
Authors
Abstract
Region in terms of innovative development should be competitive. However, any region - it is not only economic but also social education, its primary function is to create an environment that ensures quality conditions for life. Parity values innovation and socio-economic development is built within the socio-economic policy. The authors aim to justify theoretically and methodologically regional public management model and algorithm for forming effective social and economic policies. The methodological basis of the study was a comprehensive and systematic approach. Scientific results are practical and can be applied in the development and implementation of social and economic policies aimed at creating and implementing an effective potential of the regions.
Keywords
public management, region, social and economic policy, economic niche, resources, investment mechanism.
Project finance
Article is executed within a grant of RGNF No. 13-32-01009 "Improvement of the state management in the conditions of innovative development of economy as the direction of increase of social and economic level and quality of life of the population of the territorial subject of the Russian Federation".
Suggested citation
Maksimchuk Ol'ga Viktorovna,Pershina Tat'jana Aleksandrovna. Regional model of state management in the development of innovative // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №10 (46). Art. # 4603. Date issued: 08.10.2014. Available at: https://sovman.ru/article/4603/
Социально-экономическое развитие в современном мире идёт по пути создания все новых и новых видов товаров, очень часто – с ухудшением их качества и с невосполнимым ущербом природной среде [1]. Дальнейшее развитие регионов может считаться инновационным и прогрессивным при условии эффективного задействования внутренних резервов, способностей и возможностей, согласованности экономических целей, задач и подчиненности их социальным и экологическим целям и задачам развития региона [2].
В этих условиях особая роль должна отводиться лицам, непосредственно принимающим стратегические решения. В системе мероприятий оптимизации организационной структуры управления государственного менеджмента на уровне региона целесообразна организация взаимодействия между службами, создание эффективной системы контроля (включая общественный). Основными причинами такого положения являются: отсутствие четкого выделения и разграничения функциональных обязанностей; прав и ответственности между службами и отделами; слабая связь между результатами работы государственных служб и состоянием материального и морального стимулирования, а самое главное – нет действенного взаимодействия с обществом. Региональная модель государственного менеджмента структурно-логически может выглядеть, как это представлено на рис.1.
Кратко поясним каждый этап, используя основные положения теории менеджмента. Первый — определение миссии региона как социально-экономической системы, на основе анализа факторов внешней среды косвенного и прямого воздействия, формулировка долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целей развития.
Определение миссии и целей заключается в обосновании четко выраженной причины существования региона как социально-экономической системы, определении желаемых результатов его функционирования при всех возможных ожидаемых изменениях факторов внешней среды и выработку на втором этапе стратегии. Стратегия является способом реакции на факторы внешней среды косвенного и прямого воздействия, основная ее задача – достижение регионом долгосрочных возможностей развития (в предлагаемой модели предусмотрено пять типов стратегий) [3]. Третий этап предполагает выбор одного из них.
Рис. 1. Региональная модель государственного менеджмента
Наличие необходимых ресурсов, их количественный и качественный состав во многом предопределяют эффективность реализации стратегии развития. При положительной оценке осуществляется реализация стратегии, т.е. организация процесса выполнения стратегии, его регулирование и координация.
Как правило, реализации стратегии представляет собой комплекс управленческих функций по осуществлению стратегических планов. В этом случае используется процессный подход, что на данном уровне модели может пониматься как тактическое воздействие, определяемое свой совокупностью взаимосвязанных и последовательно реализуемых функций – планирования и прогнозирования, учета и анализа, регулирования/ корректировки индикаторов и показателей состояний факторов развития региона.
При этом происходит распределение ресурсов, для чего производится их оценка и оценка объема экономической ниши, принимаются решения по их распределению, и разрабатывается социально-экономическая политика (четвертый этап), в рамках которой разрабатываются специальные планы или программы. Важным моментом является согласование исполнителей социально-экономической политики в отношении ресурсов. Также на эффективность реализации стратегии существенное влияние оказывает четкое определение задач реализации стратегии и функций (технологий) управления. Как правило, выполнение стратегии направлено на решение трех основных задач:
- установление приоритетности среди социальных и экономических задач, чтобы их относительная значимость соответствовала той стратегии, которую будет реализовать регион;
- достижение соответствия между выбранной стратегией и внутрисистемными процессами для ориентации деятельности региона на осуществление выбранной стратегии;
- определение адекватных и эффективных технологий управления деятельностью региона.
Реалии определяют приоритетность стратегий «лидерства» (технологического, рыночного) и «последователя» (копирования, зависимости, усовершенствования, следования за лидером).
В рамках первой стратегии развития регионы реализуют инновационный процесс как основной внешний фактор прямого воздействия и обладают развитой, хорошо отлаженной инфраструктурой поисковых и прикладных научно-исследовательских работ; реализации опытно-конструкторских и экспериментальных работ; коммерциализации новаций с позиций влияния на ключевые параметры социально-экономического развития региона. Однако вторая стратегия представляется наиболее возможной и реализуемой во многих регионах РФ.
На пятом этапе оценивается результативность социально-экономической политики и ее соответствие выбранной стратегии развития. Предлагаемая модель является элементом механизма государственного менеджмента, представленного совокупностью управленческих решений и технологий, обеспечивающих целостность и целевую направленность деятельности всех субъектов национальной экономики. Базовым элементом этого механизма является социально-экономическая политика (рис. 2) [4].
Она обеспечивает согласование целей, задач, решений и действий всех институтов, осуществляющих деятельность в данном регионе или представляющих его в других регионах. В качестве идеальной цели социально-экономической политики целесообразно выбрать цель — обеспечение социальной справедливости и гуманизации экономической деятельности как основы стабильности в условиях постоянного изменения глобального экономического пространства и необходимости сохранения и оптимального использования ресурсов и повышения и эффективной реализации стратегического потенциала.
Рис. 2. Схема механизма государственного менеджмента
В качестве функциональной цели (направления) социально-экономической политики определим формирование и эффективная реализация потенциала. Достижение поставленной цели обеспечивается: экономической активностью; соответствующими адаптациями государственного менеджмента; оптимизацией затрат; диверсификацией рисков. При осуществлении анализа и оценки потенциала региона помимо оценки таких показателей как темпы роста, прироста, структуру, объем ресурсов региона, можно оценивать экономическую нишу и лаг инвестирования ресурсов [5, 6].
Оценка экономической ниши региона включает оценку её объема и емкости. Емкость экономической ниши — это максимальные количество ресурсов, который может быть освоено/ использовано регионом при сложившихся условиях, сопровождающееся максимальным приращением потенциала. Основным является определение целей, требований по ресурсам, направлений и предпосылок к деятельности, требуемого времени на их освоение в рамках отдельных проектов и в целом. В итоге — получаем предварительную оценку экономической ниши региона, определяем возможные конфликтные зоны и определяем так называемые «точки роста».
Далее формируются альтернативы, то есть различные способы реализации ранее разработанных предложений, проектов, программ. После одобрения под каждое из них разрабатывается соответствующее научное и технико-экономическое обоснование и формируется портфель проектов и программ. Непосредственно емкость экономической ниши региона определяется суммарной потребностью в ресурсах для реализации данного портфеля. В результате получаем сводку (здесь – в виде таблицы), данных об объеме ресурсов и направлениях их эффективного инвестирования (табл. 1-2).
Таблица 1 — Форма для оценки емкости экономической ниши
Разделы |
Максимальное значение | Минимальное значение | Оптимальное значение | |||
в абсолютном выражении | в % | в абсолютном выражении | в % | в абсолютном выражении | в % | |
1. Потребность в ресурсах всего по портфелю: |
— |
— |
—- |
— |
— |
— |
Проект 1 | — | — | — | — | — | — |
Проект 2 | — | — | — | — | — | — |
Проект | ||||||
Проект N | ||||||
Проект N+1 | ||||||
2. Потребность в ресурсах по субъектам региона | —- | — | — | — | — | — |
3. Потребность в ресурсах для всего региона | —- | — | — | — | — | — |
Итого: емкость экономической ниши | — | — | — | — | 100 |
Итоговая ячейка в столбце (выделена штриховкой) содержит информацию по емкости экономической ниши региона (ЭЕ).
Таблица 2 — Форма для оценки объема экономической ниши
№ |
Источник ресурсов |
Стоимость |
Условия привлечения |
Приемлемость |
|
Срок |
Стоимость привлечения |
||||
Собственные ресурсы |
|||||
1 | Прибыль | — | — | — | — |
2 | — | — | — | — | — |
Привлеченные ресурсы |
|||||
4 | Кредиты | — | — | — | — |
5 | Займы | — | — | — | — |
6 | Целевое финансирование | — | — | — | — |
— | ——————— | — | — | — | — |
Прочее | — | — | — | — |
Предложенная структура таблицы, а также общий алгоритм оценки емкости экономической ниши региона являются дискуссионными, но вполне реализуемыми.
Непосредственной оценке объема экономической ниши должен предшествовать анализ факторов финансовой, экономической и организационной составляющих устойчивости региона, поскольку они определяют инвестиционную привлекательность региона. Целесообразно также проводить оценку структуры ресурсов — количественное соотношение тех или иных источников в этой структуре. Оптимальное соотношение определяется для каждого региона в зависимости от состояния собственных ресурсов, наличия резерва по всем видам и с учетом внутренних факторов. Моделирование экономической ниши региона позволяет с качественной стороны оценить их активность и устойчивость, однако ее количественное описание не возможно без введения рационального числа оценочных показателей, поскольку любая система испытывает сколь-угодно сильное влияние факторов внешней и внутренней среды. Рациональное число таких показателей равно двум: количество ресурсов по видам ресурсов (тыс. руб.) или объем экономической ниши и время привлечения обозначенных ресурсов, или лаг инвестирования.
Введение данных показателей позволяет оценить возможности развития региона в системе координат: «время–пространство». В современных реалиях конкуренции за привлечение ресурсов, довольно часто возникает эффект перекрывания экономических ниш (рис. 3) [5, 6]. Фактическое перекрывание экономических ниш происходит в тех случаях, когда несколько регионов ориентированы на привлечение одной ограниченной в количестве и во времени совокупности ресурсов. Адаптации государственного менеджмента (в лице его представителей) в качестве своего рода компенсационного механизма, позволяющего региону быстро реагировать на изменения факторов внешней и внутренней среды, позволяют эффективно конкурировать за увеличение объема экономической ниши.
Оценивая перекрывание экономических ниш регионов необходимо рассматривать оба обозначенных показателя, поскольку на практике редко располагаются только на одной оси измерения – виды ресурсов.
Рис. 3. Графическая интерпретация экономических ниш регионов А и Б
В качестве второго показателя позволяющего оценить уровень экономической активности в системе координат «время–ресурсы», целесообразно учесть лаг инвестирования. По вертикали указаны виды и количество каждого из m-видов ресурсов, по горизонтали – n – их соискатели. А на пересечении строк и столбцов матрицы (табл. 3) проставляется знак “+” или “-” в зависимости от того, на привлечение каких видов ресурсов ориентирован соискатель ресурсов (объем ресурсов (x, y).
Таблица 3 — Форма для оценки перекрывания экономических ниш
Виды ресурсов
Элементы |
Интеллектуаль- ные (тыс. руб.) |
Информацион- ные (тыс. руб.) |
Материально-вещественные (тыс. руб.) |
Финансовые (тыс. руб.) |
||||
Портфель программ или проектов |
||||||||
Проект 1 | + (x) | — | — | — | + | + | + | + |
Проект 2 | — (y) | — | — | — | — | + | + | + |
Проект N | + | — | + | + | + | — | — | — |
Проект N+1 | — | — | — | — | — | — | — | |
Совокупный портфель по субъектам региона |
||||||||
Субъект региона 1 | + (x) | — | — | — | + | + | + | + |
Субъект региона 2 | — (y) | — | — | — | — | + | + | + |
Окончание табл. 3 |
||||||||
Субъект региона N | + | — | + | + | + | — | — | — |
Субъект региона N+1 | — | — | — | — | — | — | — | |
Совокупный портфель региона (в сопоставление с другими регионами) |
||||||||
Регион 1 | + (x) | — | — | — | + | + | + | + |
Регион 2 | — (y) | — | — | — | — | + | + | + |
Регион N | + | — | + | + | + | — | — | — |
Регион N+1 | — | — | — | — | — | — | — |
Из данной матрицы возможно получить другую матрицу (табл. 4) перекрывания экономических ниш.
Таблица 4 — Форма для оценки перекрывания экономических ниш
Виды ресурсовСистемы |
Ресурс 1 (тыс. руб.) |
Ресурс 2 (тыс. руб.) |
Ресурс 3 (тыс. руб.) |
Ресурс 4 (тыс. руб.) |
Ресурс 5 (тыс. руб.) |
—- | Ресурс m (тыс. руб.) |
||
Портфель программ или проектов |
|||||||||
Проект 1 | + (x) | — | — | — | + | + | + | ||
Проект 2 | — (y) | — | — | — | — | + | + | ||
Проект N | + | — | + | + | + | — | — | ||
Проект N+1 | — | — | — | — | — | — | |||
Совокупный портфель по субъектам региона |
|||||||||
Субъект региона 1 | + (x) | — | — | — | + | + | + | ||
Субъект региона 2 | — (y) | — | — | — | — | + | + | ||
Субъект региона N | + | — | + | + | + | — | — | ||
Субъект региона N+1 | — | — | — | — | — | — | |||
Совокупный портфель региона (в сопоставление с другими регионами) |
|||||||||
Регион 1 | + (x) | — | — | — | + | + | + | ||
Регион 2 | — (y) | — | — | — | — | + | + | ||
Регион N | + | — | + | + | + | — | — | ||
Регион N+1 | — | — | — | — | — | — |
На основании данных, представленных в табл. 3 и табл. 4 оценивается объем экономической ниши региона. Объем экономической ниши представляет совокупный объем собственных и привлеченных экономических ресурсов, который фактически может быть привлечен регионом для целей социально-экономического развития на данном этапе (Vэн).
(1)
где: — собственные ресурсы; — привлеченные ресурсы.
После непосредственного определения объема экономической ниши (Vэн) и её емкости (ЭЕ) оценивается их соотношение. Выполнение неравенства:
(2)
свидетельствует о том, что вся текущая потребность региона в ресурсах может быть удовлетворена [4]. Гипотетически, это соотношение, к которому стремится каждый региона. Отклонение от него обусловлено потерей привлекательности и устойчивости. Лаг инвестирования ресурсов — временной разрыв между моментом приращения емкости экономической ниши региона вследствие реализации i-го проекта и началом реализации i+1 проекта. Оптимальным моментом начала реализации i+1-го проекта является момент приращения емкости экономической ниши вследствие реализации i-го проекта.
В реальной практике происходит запаздывание начала реализации последующего проекта, вследствие чего, возникает лаг инвестирования ресурсов. Продолжительность лага инвестирования складывается из времени, затрачиваемого на принятие решения о начале реализации последующего проекта (Тпр), времени поиска инвесторов ресурсов (Тп) и времени согласования интересов (Тс):
Тип=Тпр+Тп+Тс (3)
Объектом управления объективно выступают две составляющие лага инвестирования – время принятия решения о начале реализации портфеля и время поиска инвесторов. Время принятия решения складывается: из времени, затрачиваемого на анализ наполнения емкости экономической ниши на текущий момент (в условиях реализации, например, конкретного проекта или программы); времени, затрачиваемого на анализ текущей потребности системы в ресурсах; времени прогнозирования объемов приращения емкости экономической ниши вследствие реализации текущего проекта и времени наступления этого события.
Оценка наполнения экономической емкости осуществляется по формуле 2. Величина данного соотношения может изменяться в диапазоне от нуля до единицы. В случае если данное отношение равно единице, то вся потребность системы в ресурсах на текущий момент является удовлетворенной, следовательно, начинать реализацию нового проекта нецелесообразно. Потребность на текущий момент определяется как разница между емкостью экономической ниши региона и объемом реально привлеченных ресурсов. Время поиска инвесторов прямо пропорционально привлекательности региона, адаптаций его менеджмента и обратно пропорционально уровню рисков. Время согласования интересов включает время, затрачиваемое непосредственно на ведение переговоров между потребителями ресурсов и потенциальными инвесторами и время, затрачиваемое на оформление договорных отношений.
В силу того, что экономическая активность регионов неодинакова во времени, ее оценка без учета лага инвестирования ресурсов может привести к неверным решения при разработке социально-экономической политики. Если отношение объема экономической ниши к его экономической емкости превышает, либо равно единице, это свидетельствует о том, что вся текущая потребность в ресурсах может быть удовлетворена. Следовательно, разработанная социально-экономическая политика может быть утверждена в части потребности в ресурсах [7]. Если указанное соотношение меньше единицы, следовательно, необходима ей корректировка.
В том, случае если прогноз по объемам приращения экономической емкости региона и моменту наступления данного события, осуществляемый при прогнозной оценке лага инвестирования не оправдывается, происходит повторное осуществление третьего и четвертого этапов формирования социально-экономической политики, до тех пор, пока искомое событие не наступает, что соответственно увеличивает лаг инвестирования ресурсов.
Для это необходимы действенные [8]:
- система научно-технической и аналитической информации, располагающей достаточно полными и исчерпывающими сведениями о причинах и возможных источниках изменения факторов внешней и внутренней среды региона;
- система научно-технического, инновационного прогнозирования и программирования, способной определять приоритетные направления разработок, соответствующих стратегии развития;
- система координации исследований и разработок на всех направлениях и система экспертизы исследований и разработок;
- система правового обеспечения и консалтинга, система информатизации и связи, обеспечивающую эффективную деятельность всех элементов структуры управления;
- система подготовки и переподготовки управленческих кадров для всех уровней и подразделений государственного менеджмента, обеспечивающие его эффективные адаптации.
Предложенные региональная модель государственного управления и алгоритм формирования социально-экономической политики региона призваны свести к минимуму вероятность разработки неконкурентоспособных программ и проектов, оптимизировать продолжительность лага инвестирования ресурсов, а так же решить ряд проблем повышения эффективности регионов РФ.
При наличии такого разнообразия условий развития регионов государственное управление должно быть ориентировано на отказ от «иждивенческой философии», на разработку собственных стратегий развития и развитие эффективных адаптаций государственного менеджмента, обеспечивающих его результативность при любых возможных изменениях внешней среды.
Читайте также
Библиографический список
- Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.- С. 401.
- Прыкин Б.В. Глобальная экономика – ключ к самосохранению. Деятельность эколого-экономических систем. М.: ЮНИТИ-ДАНА.- 2003.- С. 235.
- Виханский О. С. Стратегическое управление – 2-е изд., перераб. и доп. / М.: Гардарики.- 2000.- С. 296.
- Максимчук О.В. Факторы развития современных экономических систем (монография)/ Волгоград, Изд-во ВолгГАСУ.- 2006.- С. 310.
- Солбриг О., Солбриг Д. Популяционная биология и эволюция: Пер. с англ./ Перевод Штилькинда Т. И.; Под ред. и с предисл. /Базыкина А. Д. . М.: Мир.- 1982.- С. 488.
- Vandermeer J. H. 1972. Niche theory, Ann.Rev. Ecol. Syst., pp. 107–132.
- Пианка Э. Эволюционная экология/ Пер. с англ. / Гилярова А.М., Матвеева В.Ф.; Под ред. и с пред. /Гилярова М. С.. М.: «Мир», 1981.- С. 400.
- Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы/ Рук. Ав. Кол. /Львов Д.С., Поршнев А.Г.; Гос. ун-т упр., Отделение экономики РАН. М.: ЗАО «Изд-во «Экономика»», 2002.- С. 702.
References
- Shumpeter J. The Theory of Economic Development [Teorija jekonomicheskogo razvitija]. Moscow, Progress Publishers, 1982. 401 p.
- Prykin B.V. Global economy , the key to self-preservation. Activities of ecological and economic systems [Global’naja jekonomika, kljuch k samosohraneniju. Dejatel’nost’ jekologo-jekonomicheskih sistem]. Moscow, UNITY-DANA, 2003. 235 p.
- Vihanskij O. S. Strategic management [ Strategicheskoe upravlenie]. 2nd edition, revised and enlarged M., Gardariki, 2000. 296 p.
- Maksimchuk O.V. Factors of development of modern economic systems (monograph), [Faktory razvitija sovremennyh jekonomicheskih sistem (monografija)]. Volgograd, publishing house VolgGASU, 2006. 310 p.
- Solbrig O. Solbrig D. Population biology and evolution [Populjacionnaja biologija i jevoljucija]. Translation from English, Translated Shtil’kind, T. I., edited and with an introduction by Bazykin, A.D., New York: Wiley, 1982. 488 p.
- Vandermeer J. H. 1972. Niche theory, Ann.Rev. Ecol. Syst., pp. 107-132.
- Pianka Je. Evolutionary ecology [Jevoljucionnaja jekologija]. translation from English, Giljarov A.M., Matveeva V.F.. edited and with an introduction by Giljarov M.S.. M., «Peace», 1981. 400 p.
- Managing socio-economic development of Russia, concepts, mechanisms [Upravlenie social’no-jekonomicheskim razvitiem Rossii: koncepcii, celi, mehanizmy]. Lead Author, L’vov D.S., Porshnev A.G.; State University of Management, Department of Economics, RAS. Moscow ZAO «Moscow,» Economy «, 2002. 702 p.