Главная страница » Публикации » 2014 » №12 (48) » Страховой рынок и мегарегулятор: новые перспективы

Страховой рынок и мегарегулятор: новые перспективы

Insurance market and mega: New Perspectives


Авторы

Романова Марина Владимировна
доктор экономических наук, профессор кафедры оценочной деятельности, фондового рынка и налогообложения
Россия, Московский финансово-промышленный университет Синергия
Sever1113@yandex.ru

Аннотация

В данной статье рассматриваются систему финансово-кредитных организаций и освящает специфику цели и задачи нового мегарегулятора в лице Банка России.

Ключевые слова

Страховой рынок, мегарегулятор, страховщики, Банк России

Рекомендуемая ссылка

Романова Марина Владимировна. Страховой рынок и мегарегулятор: новые перспективы // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №12 (48). Номер статьи: 4808. Дата публикации: 08.12.2014. Режим доступа: https://sovman.ru/article/4808/

Authors

Romanova Marina Vladimirovna
Doctor of Economics, Professor of assessment activities of the stock market and taxation
Russia, the Moscow University of Industry and Finance Synergy
Sever1113@yandex.ru

Abstract

This article describes the system of financial-credit organizations, and sanctifies the specifics of the goals and objectives of the new mega-regulator in the person of the Bank of Russia.

Keywords

Insurancemarket, extensiveinsurers, Bank of Russia

Suggested citation

Romanova Marina Vladimirovna. Insurance market and mega: New Perspectives // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №12 (48). Art. #  4808. Date issued: 08.12.2014. Available at: https://sovman.ru/article/4808/


Страховые организации относятся к финансово-кредитным организациям.

Первоначально определим какие организации относятся к финансово-кредитным организациям. Можно выделить четыре группы.

К первой группе относятся банки, включающие коммерческие банки, Банк России, общества взаимного кредитования. Основная цель банковского сектора — предоставление кредитов.

Во вторую группу включаются страховые организации и общества взаимного страхования. Основная цель страховщиков — предоставление страховой защиты.

К третьей группе относятся негосударственные пенсионные фонды, цель которых сводится к выплате пенсий.

Четвертая группа — доверительные управляющие, брокеры, паевые инвестиционные фонды и т. д., которые в основном инвестируют средства вкладчиков.

Коммерческие банки, как и обыкновенные организации, получив значительную прибыль, могут решить инвестировать ее в ценные бумаги, различные инвестиционные проекты или сберегать, давая в долг инвесторам, в том числе иностранным. Страховые организации, как и негосударственные пенсионные фонды, по своей экономической сути низкорентабельны, но обладают огромными резервами, которые необходимо инвестировать.

В макроэкономическом плане финансово-кредитные организации по сравнению с другими организациями играют большую роль и более полно реализуют функции, отвечающие интересам государственной политики. Например, предоставляемая данными организациями социальная зашита населения, в конечном счете, отражается на благосостоянии и сохранности людских ресурсов. Чтобы контролировать развитие финансово-кредитного сектора, государством законодательно возложены на соответствующие органы разработка нормативных документов, лицензирование, а также контрольные функции развития данной отрасли.

Под финансово-кредитной  системой (рис. 1) понимается структурированная совокупность следующих основных элементов: целей и задач, стратегии развития, принципов, структуры, технологии развития финансово-кредитной системы, позволяющих обеспечить услуги населению России.

Рис. 1Система развития финансово-кредитной системы

Теперь определим экономические категории, которые характеризуют саму финансово-кредитную систему.

Структура финансово-кредитной  системы — это возникающие и воспроизводящиеся в связи с процессом осуществления деятельности различных субъектов и соотношение между ними (страховые организации и страхователи, банки и их клиенты, негосударственные пенсионные фонды и их клиентов, инвестиционные компании и их клиенты и т.д.), объектами(технологии и виды страхования, кредитования, пенсионного обеспечения и т.п.) и институтами финансового рынка, включая страховой рынок, изученные в соответствии с определенными критериями. Институциональная структура финансово-кредитной системы (рис. 2) — организационно-экономические, правовые и социально-политические нормы, являющиеся базой для создания, развития и, на основе договоров потреблениястраховых, банковских услуг и услуг пенсионного обеспечения (институциональная среда), а также совокупность организаций, занимающихся инвестиционной политикой профессионально либо его регулированием (организационная структура).

Рис. 2. Развитие институциональной структуры финансово-кредитной системы

В ходе анализа состояния и развития институциональной структуры финансово-кредитной системы было показано, что не все институты финансово-кредитной системы развиты в России. Это вызывает затруднения в существовании и дальнейшем развитии большинства организаций финансово-кредитной системы.

Так, не развита деятельность посредников в организационной структуре финансово-кредитной системы Российской Федерации. К настоящему времени сложилась неэффективная институциональная структура финансово-кредитной системы России, которая слабо учитывает интересы населения и ориентирована на поддержание экстенсивного развития за счет введения новых финансовых продуктов без развитой инфраструктуры инвестиционной политики.

Институциональное развитие финансово-кредитной системы — совокупность институциональных изменений, приводящих к перегруппировке институциональной структуры финансово-кредитной системы, которая способствует снижению транзакционных издержек заключения и исполнения купли-продажи ценных бумаг, договора страхования, кредитования, пенсионного обеспечения, ипотечного договора, повышению экономической эффективности деятельности организаций, входящих в финансово-кредитную систему. Большинство вопросов институционального развития финансово-кредитной системы России в настоящее время напрямую не касаются функционированияорганизаций реального сектора, но направлено на развитие среды, способствующей выявлению и удовлетворению социальной политики страны.

Развитие структуры рынка, его основных институтов должно находиться в центре как государственной политики в области инвестиционной политики, так и усилий саморегулируемых организаций, населения.

Организационно-правовые формы страховщиков, банков, кредитных кооперативов и негосударственных пенсионных фондов,инвестиционных компаний, участвующих в финансово-кредитной системе, на первых порах могут быть частными, поскольку в настоящее время в частных страховых организациях, негосударственных пенсионных фондах, инвестиционных компаниях аккумулированы основные денежные средства.

Для дальнейшего развития финансово-кредитного сектора страны и унификации инструментов регулирования был создан с 01.09.2013 особого ведомства — мегарегулятора для контроля за всем финансово-кредитном сектором, расширив полномочия Банка России.

Цель создания мегарегулятора

В своем единстве осуществляет эффективное управление всей финансовой отраслью, а также совершается максимально полезных для развития финансового рынка действий.

Для успешного развития финансового рынка важно иметь профессионально поставленное регулирование, четко законодательно закрепленное разграничение деятельности, увеличения устойчивости и платежеспособности участников сектора, объективный надзор, а также  контроль, осуществляемые квалифицированными специалистами. Когда все участники рынка убеждены, что регулятор действует исключительно в интересах рынка, который эффективно защищает права инвесторов, тогда больше доверия со стороны  инвесторов и выше размер инвестиций, быстрее развиваются институты рынка.

При этом создание и введение в действие «мегарегулятора с едиными подходами для всех участников сектора» самым позитивным образом способствуетускоренному развитию экономики.

На условиях вступления России в ВТО и при расширении границ функционирования субъектов  этого рынка, такой орган  может быстрее вывести экономику страны и ее финансовый рынок из кризисных ситуация и укрепить позиции Российской Федерации  в международной экономической интеграции. Единый орган государственного надзора и контроля обеспечивает уверенное консолидированное развитие всего финансового рынка и обеспечивает достаточную степень взаимодействия по отношению к рынкам финансов также других государств.

Основным плюсом создания единого мегарегулятора для всего финансово-кредитного сектора является возможность для государства проводить более согласованную политику по регулированию финансового рынка.
Однако у некоторых специалистов существуют большие опасения, что многофункциональность мегарегулятора ослабит его позиции в каждой конкретной сфере регулирования.

Предпосылки и преимущества создания мегарегулятора

В целом, в России есть надзорный орган, который следит за исполнением законов — это Прокуратура, хотя более конкретные функции переданы и другим структурам и институтам. ФАС за соблюдениями антимонопольногозаконодательства.До недавнего времени Федеральная служба по финансовым рынкам (далее –ФСРФ) имела  право отслеживать исполнения норм закона о рынке ценных бумаг, закона об инвестиционных фондах, и еще ряда законов. Это реализовалось в виде выдачи разрешений, лицензий, регистрации проспектов эмиссии, отчетов о выпусках ценных бумаг, регистрации правил бирж и др. У ФСФР также имелись функции надзора, то есть осуществлять проверки исполнения требований законодательства и применять санкции к нарушителям. Так это право наложение штрафных санкций за нарушение страхового законодательства было в полной мере применено к страховщикам (за непредоставлнение отчетности или пояснений по запросу страхового надзора штраф 500 тыс. руб.).

Центральный банк Российской Федерации осуществляет денежно-кредитную политику и выполняет надзорные функции. Последний мировой финансовый рынок показал, что такая система регулирования банковского сектора экономики наиболее продуктивна, поскольку более эффективно и оперативно проводились антикризисные мероприятия в банковской сфере по сравнению с другими отраслями страны. С 01.09.2013 функции по лицензированию финансово –кредитные организации,регистрации проспектов эмиссии, отчетов о выпусках ценных бумаг, регистрации правил бирж и дртакже выполняет Банк России.

Однако существуют следующие объективные причины создания мегарегулятора:

1. Основные участники фондового рынка — банки, кредитные кооперативы, страховые компании, общества взаимного страхования, пенсионные фонды или инвестиционные структуры — используют одни и те же финансовые инструменты и подвергаются одним и тем же рискам. Отсюда возникает потребность в единстве их регулирования;

2. Путаница в регулировании рынков финансовых услуг влечет за собой многочисленные разногласия и проблемы, благодаря чему создаются различные теневые нерыночные схемы. Отсутствие единых правил и законов финансового рынка, гарантий равных прав участников и защиты капитала не способствуют планомерному развитию рынка;

3. Большую роль начинают играть крупные финансовые холдинги, принадлежащие одним собственникам, но включающие в свой состав различные структуры. Надзор за такими организациями предполагает консолидированный подход, а это также усиливает аргументы в пользу создания мегарегулятора;

Напомним, что первые шаги предусмотрены в Федеральном законе от 27.07.2011 №208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» [3], где устанавливаются общие требования к составлению, представлению и публикации консолидированной финансовой отчетности юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4. Необходима нейтрализация неблагоприятных факторов, которые сейчас присутствуют на рынке;

5. Появление новых инструментов регулирования с учетом европейских требований (внедрение IT, расширение подготовки специалистов, рост экспортного потенциала и др.);

6. Пересмотр целей, начиная с 2010 году, решаемых страховщиками (появление новой концепции на новых принципах с учетом пруденциального надзора и регулирования на основе учета риска деятельности страховщика, появление новых видов обязательного и добровольного страхования);

7. Страховые организации почти в 3 раза увеличили уставный капитал к 2012 году. [1]. При этом количество страховщиков сократилось с 1200 до 600. Для эффективного инвестирования страховых резервов и собственных средств страховых организаций и сохранения признаков возвратности, ликвидности, доходности и диверсификации  страховщики должны инвестировать в различные инструменты фондового рынка. При этом с 2015 года вводится система обязательно размещения страховых резервов в доверительное управление при осуществлении страхования жизни и обязательных видов страхования;

Появились новые продукты на финансовом рынке (РЕПО, финансовых инструментов срочных сделок  и др.). В декабре 2013 года в рамках масштабной реформы гражданского законодательства были приняты два закона, существенно изменяющие институты залога и перемены лиц в обязательстве. Федеральный закон от 21.12.13 № 367-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса РФ [2]<…>» (далее — закон № 367ФЗ) полностью заменит нормы, которые сейчас содержатся в параграфе о залоге главы 23 Гражданского кодекса, и Закон РФ от 29.05.92 № 2872–1 «О залоге» (он утратит силу). Также закон № 367-ФЗ вносит изменения в главу Гражданского кодекса о перемене лиц в обязательствах. Почти все изменения вступят в силу с 1 июля 2014 года.

8. Поправок в Гражданский кодекс посвящен объектам гражданских прав. Самую объемную его часть составляет дополненная и расширенная глава 7 (о ценных бумагах), причем отныне документарным и бездокументарным ценным бумагам посвящены самостоятельные параграфы (c 01.09.2013).

9. При осуществлении страховой деятельности страховыми организациями появились новые страховые посредники. Например, клиринговые центры по урегулированию убытков по ОСАГО.

Таким образом, уже сегодня российскому финансово-кредитному рынку необходим системный подход в управлении и «мегарегулятор» (сценарий развития событий на рынке при модели госрегулирования на основе мегарегулятора – более оптимистичен, нежели другие варианты развития).

Зарубежный опыт мегарегулирования.

Первые государства, которые ввели у себя консолидированный надзор над финансовыми рынками, сделали это еще в 80-х годах прошлого столетия.
Под мегарегулятором понимают модель объединенного или интегрированного надзора со стороны государства за финансовым сектором. Как в развитых, так и развивающихся  такая модель действует сейчас приблизительно в 50 странах.

По формальным признакам мегарегулятором становится специализированное госучреждение, уполномоченное регулировать не менее двух из трех категорий финансовых посредников (банки и страховые компании; банки и компании, работающие на рынке ценных бумаг; инвестиционные и страховые компании).

В Великобритании до реформы саморегулирование на рынке небанковских финансовых услуг играло ключевую роль. Там было несколько саморегулируемых организаций по направлениям профессиональной деятельности: брокерские услуги, строительные общества, управляющие, и др. В процессе реформы все эти организации были консолидированы в FSA, и её уровень был поднят до статуса публичного органа, действующего на основе специального закона.

Во Франции, где банковский надзор и надзор над небанковскими финансовыми организациями разделен между Банком Франции и специально созданным более 11 лет назад регулятором, который контролирует и регулирует небанковский сектор финансового рынка (АМF). Главный орган управления AMF — совет директоров, в котором предоставлены места для участников рынка.

Строение регулятора в Германии (BаFin) во многом похожа на Французский регулятор. Единственное отличие — регулирование банковского сектора также включено в полномочия BаFin, хотя Бундесбанк продолжает играть большую роль как источник информации для надзора, и с BаFin тесно взаимодействует.
Для России наиболее близок, по сути, французский регулятор.

Необходимые меры для создания в России мегарегулятора

Необходимо определить задачи, которые будут решаться мегарегулятором, его подчиненность Правительству Российской Федерации или Минфину России.

Это потребует внесения изменения и дополнения в соответствующие законодательные и нормативные акты.

Регулятору для успешной работы в первую очередь необходимы автоматизация отчетности и глобализация все рычагов управления рынком, а также стандартизация  отчетности и профессиональные кадры. Так введена служба внутреннего контроля и внутреннего аудита.

Внутренний  контроль  страховщика  осуществляется  для  достижения  следующих
целей:

  • эффективности  и  результативности  финансово-хозяйственной  деятельности страховщика при совершении страховых и иных операций;
  • эффективности  управления  активами,  включая  обеспечение  их  сохранности, собственными средствами (капиталом), страховыми резервами и иными обязательствами страховщика;
  • эффективности  управления  рисками  страховщика  (выявление,  оценка  рисков, определение приемлемого уровня рисков, принимаемых на себя страховщиком, принятие мер по  поддержанию  уровня  рисков,  не  угрожающего  финансовой  устойчивости  и платежеспособности страховщика);
  • достоверности, полноты, объективности бухгалтерской (финансовой) отчетности, статистической отчетности, отчетности в порядке надзора и своевременности составления и представления такой отчетности;
  • соблюдения  работниками страховщика  этических  норм,  принципов профессионализма и компетентности;
  • противодействия  легализации  (отмыванию)  доходов,  полученных  преступным путем,  и  финансированию  терроризма  в  соответствии  с  законодательством  Российской Федерации;
  • соблюдения информационной безопасности страховщика;
  • соблюдения  нормативных  правовых  актов,  учредительных  и  внутренних документов страховщика.

На внутреннийаудит возлагаются следующие задачи

Для  достижения  цели  внутренний  аудит  в  страховой организации или в обществе взаимного страхования   выполняет  следующие задачи:

  • контроль  за  обеспечением  эффективности  функционирования  системы внутреннего контроля страховщика;
  • контроль за соответствием  деятельности  страховщика законодательству Российской Федерации,  правилам  и  стандартам  объединений  страховщиков,  учредительным  документам и внутренним организационно-распорядительным документам страховщика;
  • контроль за соблюдением страховщиком правил внутреннего контроля и реализацию программ по его осуществлению, разработанных в соответствии с законодательством Российской  Федерации  о  противодействии  легализации  (отмыванию)  доходов,  полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • контроль  за  достоверностью,  полнотой,  объективностью  отчетности  или  иной запрашиваемой  информации  и  своевременностью  ее  представления  структурными подразделениями  страховщика  (в  том  числе  обособленными  подразделениями)  в  органы управления и акционерам страховщика;
  • контроль за обеспечением сохранности активов;
  • контроль  за  достоверностью,  полнотой,  объективностью  бухгалтерской отчетности  и  информации,  представляемых  в  орган  страхового  надзора,  федеральные органы  исполнительной  власти,  включая  план  восстановления  платежеспособности страховщика, и отчетов, в том числе промежуточных, о выполнении каждого мероприятия, предусмотренного планом восстановления платежеспособности страховщика,  а также    контроль за своевременностью такого представления;
  • оказание  помощи,  консультирования  и  профессиональной  поддержки  другим структурным  подразделениям  и  работникам страховщика,  в  том  числе  участвующим  в осуществлении внутреннего контроля страховщика;
  • своевременное  выявление  и  минимизация  рисков  в  управлении  страховщика  в целях своевременного их устранения;
  • обеспечение  соответствующих  подразделений  и  руководства  страховщика информацией по вопросам рисков и контроля;
  • выявление  нарушений  путем  проведения  аудита,  проверок  деятельности Общества;
  • профилактическая  работа  по  предотвращению  нарушений  и  недостатков  путем доведения  информации  о  выявленных  существенных  нарушениях  и  недостатках руководства страховщика;
  • разработка  и  предоставление  соответствующих  рекомендаций  по совершенствованию  процессов  корпоративного  управления,  управления  рисками  и внутреннего  контроля  с  использованием  систематизированного  и  последовательного подхода;
  • контроль  проведения  корректирующих  мероприятий,  выполнения  рекомендаций внутреннего  аудитора,  соответствующих  мер  руководством  и  должностными  лицами страховщика;
  • оценка  эффективности  работы  структурных  подразделений,  должностных  лиц  и иных работников страховщика;
  • иные процедуры, необходимые для достижения целей внутреннего аудита.

Читайте также






Библиографический список

  1. Закон Российской Федерации от 27.11.1992 №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» http://www.consultant.ru
  2. Гражданский кодекс Российской  Федерации: //www.consultant.ru
  3. Федеральный закон от 27.07.2011 №208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» http://www.consultant.ru
  4. Романова М.В. Страховой рынок и мегарегулятор http: //www.insur-info.ru. 16.03.2011

References

  1. The law of the Russian Federation of 27.11.1992 №4015-1 On organization of insurance business in Russian Federation [Zakon Rossijskoj Federacii ot 27.11.1992 №4015-1 Ob organizacii strahovogo dela v Rossijskoj Federacii]. http://www.consultant.ru
  2. Civil code of the Russian Federation [Grazhdanskij kodeks Rossijskoj  Federacii]. //www.consultant.ru
  3. The Federal law from 27.07.2011 №208-FZ On consolidated financial reporting [Federal’nyj zakon ot 27.07.2011 №208-FZ O konsolidirovannoj finansovoj otchetnosti]. http://www.consultant.ru
  4. Romanova M.V. Insurance market and megareguljator  [Strahovoj rynok i megareguljator]. http: //www.insur-info.ru. 16.03.2011

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх