Главная страница » Публикации » 2015 » №1 (49) » Совершенствование технологии государственного стратегического планирования развития региона

Совершенствование технологии государственного стратегического планирования развития региона

Perfection the technologyтof the state strategic planning development of the region


Авторы

Булетова Наталья Евгеньевна
кандидат экономических наук, доцент кафедры учета, анализа и аудита
Россия, «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» (Волгоградский филиал)
bdv1968@mail.ru

Аннотация

Основываясь на методологии государственного стратегического планирования, отраженной в действующем законодательстве федерального и регионального уровней (на примере Волгоградской области), автором сделана попытка раскрыть содержание последовательного выстраивания механизма достижения поставленных государственной политикой экологического развития целей и задач. Без этого невозможно обеспечить необходимые сдвиги как на уровне личностного принятия решений и осуществления деятельности, так и на институциональном уровне управления территорией, включающем и идеологическую, и экономическую, и политическую составляющие.

Ключевые слова

экологическая культура, обращение твердых бытовых (коммунальных) отходов, триада просвещение-воспитание-грамотность, триада концепция-стратегия-программа, дорожная карта программы экологической грамотности, приоритеты через паритеты.

Рекомендуемая ссылка

Булетова Наталья Евгеньевна. Совершенствование технологии государственного стратегического планирования развития региона // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №1 (49). Номер статьи: 4901. Дата публикации: 08.01.2015. Режим доступа: https://sovman.ru/article/4901/

Authors

Buletova Natal'ja Evgen'evna
PhD, Associate Professor, Department of Accounting, Analysis and Audit
Russia, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (Volgograd branch)
bdv1968@mail.ru

Abstract

Based on the methodology of the state strategic planning reflected in the current legislation of the federal and regional levels (for example, the Volgograd Region), the author attempts to reveal the contents of the serial alignment mechanism for the achievement of public policy environmental development goals and objectives. Without this it is impossible to provide the necessary changes at the level of personal decision-making and implementation, as well as at the institutional level of the territory comprising an ideological, and economic and political components.

Keywords

ecological culture, treatment of municipal solid (municipal) waste triad education-training, literacy, the triad concept of strategy-program roadmap ecological literacy programs, priorities through parity.

Suggested citation

Buletova Natal'ja Evgen'evna. Perfection the technologyтof the state strategic planning development of the region // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №1 (49). Art. #  4901. Date issued: 08.01.2015. Available at: https://sovman.ru/article/4901/


Введение

В соответствии с «Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утвержден распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2012 г. N 2423-р) главный результат, на которые ориентирована реализация документа — должно произойти «тесное вплетение экологии в экономическую политику РФ на ближайшие 18 лет – к 2030 году в стране должен быть организован круговорот отходов без  свалок и полигонов со 100% переработкой мусора и его повторным использованием».

Концепция государственной политики по экологическому развитию определяет приоритетные направления экологического развития, ориентирует государство и всех субъектов существующих отношений к определению и использованию в стратегическом управлении и в процессе реализации программ принципов концепции – комплекса «взглядов» государства на пути решения заданной проблемы для определения стратегии действий.

Тенденции государственного стратегического планирования

Стратегии экологического (и эколого-социо-экономического) развития территории, разрабатываемые на всех трех уровнях государственного стратегического планирования и управления, которые в соответствии с ФЗ РФ от 28.06.2014г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» должны содержать систему долгосрочных приоритетов, целей и задач стратегического управления, направленных на обеспечение устойчивого и сбалансированного развития страны. Программы и включаемые в них подпрограммы являются наиболее приближенным к решению заявленных задач способом планирования развития территории, в соответствии с тем же законом о стратегическом планировании в РФ программы классифицированы на государственные, субъектов РФ и муниципальные, все они относятся к документам стратегического планирования, в которых должны быть обозначены набор мероприятий, привязанных к задачам, срокам, исполнителям, ресурсам, и набор инструментов, с помощью которых возможно достижение заявленных приоритетов и целей государственной политики в области экологического развития соответствующей территории.

В соответствии с ФЗ РФ от 28.06.2014г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» стратегия и программа относятся к документам стратегического планирования на уровнях федеральном, региональном и муниципальном, тогда как концепция носит всеобъемлющий и фундаментальный характер, это документ, в котором важно заявить приоритеты и способы развития территории, соответствующие заявленной государственной политике, которая не может быть адресной или региональной, или муниципальной.

Учитывая, что за последние десятилетия в российской практике государственного управления с учетом международных тенденций перехода на парадигму устойчивой экономики были приняты концепции, стратегии, доктрины и программы, посвященные экологическому развитию государства, представим результат критического анализа основных из них и предложений по корректировке подобных документов государственного и муниципального стратегического планирования и управления территорией, где большое значение должно быть уделено стратегическому мышлению, завершающему триаду стратегической деятельности.

Анализ действующих инструментов государственного стратегического управления регионом как эколого-экономической системой

Критически анализируя Концепцию перехода РФ к устойчивому развитию (утв. приказом Президента РФ от 01.04.1996г.), можем констатировать, что к недостаткам следует отнести, во-первых, декларативный характер большинства задач и направлений, что подтверждается историей реализации данной концепции в России (хотя существующие проблемы, негативные условия и факторы внешней и внутренней среды не позволили реализовать большинство положений концепции), во-вторых, отсутствие системного подхода к постановке цели и задач экологического развития российской экономики и общества, что проявляется в отсутствии взаимосвязи между эколого-экономической безопасности, ростом качества жизни и не пропагандой, а культивированием экологического мышления, сознания, этики поведения, когда интуитивное желание сохранения окружающей среды (без противопоставления себя природе [1]) будет гармонично сочетаться с осознанным, интеллектуальным поведением человека – представителя искусственного, неестественного мира.

Главная ошибка анализируемой государственной концепции – неправильная расстановка этапов реализации концепции – начинать нужно именно с третьего этапа – пока не будет достигнуто понимание и доминирование интересов экологоориентированных участников отношений (экономических, политических и всех остальных) на международной арене – в условиях глобализации и возможности влиять, диктовать, навязывать те или иные ценности извне любая национальная модель устойчивой экономики может быть изолирована, обрушена, экономически невыгодна во внешнеэкономических связях. Еще один важный момент — однозначно говорить о временном разграничении этих этапов нельзя, важно понимать, что они должны возникать в представленной последовательности, но это не значит, что начальный этап перестает быть актуальным, каждый новый этап просто накладывается на предыдущий, который подготавливает основу для его успешной реализации.

Содержание стратегий, связанных с экологическим развитием и обеспечением экологической безопасности, лишь частично раскрывает направления решения существующих проблем:

  1. В Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года (утв. указом Президента РФ от 12.05.2009г. N 537; в ред. от 01.07.2014г.) есть п.85, представляющий перечень стратегических целей обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования, которых всего лишь две: сохранение окружающей природной среды и обеспечение ее защиты, а также ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата; однако в заключительном 7 разделе стратегии не представлено ни одного показателя, с помощью которого можно будет оценивать достигаемые результаты и реализуемость заявленных стратегических целей (в соответствии со стратегическим аудитом и его ролью в государственном управлении;
  2. В государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития (утв. указом Президента РФ от 04.02.1994г. N 236)  сделан приоритет на ряд долгосрочных приоритетов развития, по которым нами был проведен сравнительный анализ данной стратегии с авторской версией стратегии экологического развития российских регионов. Главный результат критического анализа основных положений государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития – она носит очень обобщающий характер, основная нагрузка в детализации разделов стратегии на региональном уровне, что можно видеть на примере ряда стратегий субъектов РФ по сохранению окружающей среды и природных ресурсов.
  3. Следующий уровень документального оформления государственного управления – уровень государственных программ, для примера представим государственную программу Волгоградской области «Охрана окружающей среды на территории Волгоградской области» на 2014-2020гг. (утв. постановлением Правительства Волгоградской области от 04.12.2013г. N 686-п; в ред. от 11.07.2014г.). Наибольший интерес представляет подпрограмма «Экологическое просвещение», для которой определена цель и задачи, а основным ожидаемым результатом (в качественном отношении) должно стать повышение экологической культуры населения Волгоградской области.

Проанализируем цель подпрограммы: на период до 2020 года планируется сформировать комплексную, структурно-целостную и эффективно функционирующую систему экологического просвещения, способную обеспечить повышение уровня экологического сознания и экологической культуры населения, формирование нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих возможность дальнейшего разрушения и деградации природной среды. Озвучено все правильно, но какими способами, мероприятиями, средствами это планируется достичь? На это должен ответить перечень задач:

  • совершенствование нормативно-правового, организационно-методического и информационно-аналитического обеспечения системы экологического просвещения и воспитания населения;
  • развитие и совершенствование форм и методов экологического просвещения и воспитания населения, внедрение в практику работы образовательных и просветительских учреждений современных технологий, форм и методов экологического просвещения и формирования экологической культуры;
  • организация и проведение эколого-просветительских мероприятий и занятий среди учащейся молодежи;
  • повышение роли общественных организаций и средств массовой информации в эколого-просветительской деятельности.

При этом для объяснения, что следует понимать под экологическим просвещением, дается ссылка на федеральный закон от 10.01.2002г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а именно главу XIII «Основы формирования экологической культуры», где в ст.74 «Экологическое просвещение» приведен перечень организаций – участников системы всеобщего и комплексного экологического образования. Постоянное использование в перечисленных документах термина «экологическое просвещение» требует определить нюансы, отличающие содержание просвещения от воспитания:

  • просвещение лучше всего определим как сопровождение доступа к знаниям, когда обеспечивается распространение информации, повышается ее доступность для заданной аудитории, то есть главное – обеспечить каналы продвижения необходимой информации, конкретных знаний, никаких сложностей в получении которой у потребителя быть не должно;
  • воспитание рассматривается как процесс целенаправленного формирования личности; это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу [4. С.34].

Этого явно недостаточно, необходимо дополнить термины «просвещение» и «воспитание» термином «грамотность», что требует более активных, системных, масштабных и долгосрочных мероприятий. Грамотность предполагает выход на такой уровень просвещения и воспитания, когда у всех возрастных и социальных групп населения сможет сформироваться определенная степень владения навыками экологоориентированного поведения, соответствующего требованиям, нормам экологической культуры – заданного уровня экологического развития отдельного человека и всего общества.

Предлагаем разработать шкалы измерения результатов экологического просвещения в привязке к конкретным сферам применения получаемых знаний, информации, навыков.  Представим пример шкалы экологической культуры населения в привязке к первичному обращению отходов (рис. 1).


Рис. 1. Пример шкалы измерения экологической культуры населения на примере обращения твердых бытовых (коммунальных) отходов

Основание для такой связки – в разрабатываемом в настоящее время проекте социально-экономического развития Волгоградской области до 2030 года в разделе, где речь идет о направлениях повышения экологической устойчивости региона и планируемом комплексе мероприятий по заявленным направлениям наиболее связанными между собой являются развитие системы экологического просвещения, повышение экологической культуры населения и создание системы обращения с твердыми бытовыми отходами. Главное – определить пределы нормы и критичного, патологичного состояния, которые в любом случае будут намного меньше переходного состояния, что свидетельствует о необходимости больших временных и финансовых затрат для достижения нормального состояния, культуры поведения.

Далее критически проанализируем перечень мероприятий подпрограммы «Экологическое просвещение», к которым отнесены:

  • анализ правовых, нормативно-методических документов, справочно-информационных, тематических и дидактических материалов, разработка концепции по экологическому просвещению и воспитанию;
  • экспертно-аналитическое рассмотрение документов и методических материалов, научно-методическое сопровождение программных мероприятий путем создания и обеспечения деятельности координационного совета по экологическому просвещению и воспитанию;
  • реализация мероприятий по экологическому просвещению и воспитанию в дошкольных, школьных образовательных организациях и организациях дополнительного образования, а также в организациях высшего образования, организациях дополнительного профессионального образования;
  • привлечение средств массовой информации и общественных движений к решению актуальных вопросов экологического просвещения и воспитания населения, проведение совместно с общественными организациями природоохранных и информационно-просветительских акций, поддержка волонтерского движения, изготовление плакатов по экологическому просвещению и воспитанию и их размещение на рекламно-информационных щитах.

Предложения по совершенствованию технологии государственного стратегического планирования

Если разрабатываемые государственные программы рассматривать как набор конкретных мероприятий и инструментов соответствующей государственной политики, то считаем, что для успешной реализации «Основ государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 г.» необходимо разработать две взаимосвязанные программы на уровне субъектов РФ – программу экологической грамотности и программу обращения с отходами (с элементами первичной и вторичной сортировки), которые будут иметь свои подпрограммы.

На рис. 2 представлено соотношение временных и финансовых параметров программ экологической грамотности и наиболее тесно связанной с ней программой обращения твердых бытовых (коммунальных) отходов. В исходной точке t0– примерно одинаковом во времени начале региональных программ экологической грамотности и обращения твердых бытовых (коммунальных) отходов – необходимо обеспечить доминирование финансирования и количества мероприятий экологической грамотности, призванных сформировать в обществе устойчивые навыки первичного обращения с бытовыми отходами на фоне общего роста экологического сознания и культуры поведения. В средне- и долгосрочной перспективах приоритеты должны поменяться – только при условии сформированной в обществе модели поведения можно говорить, в первую очередь, об экономической эффективности мероприятий построения системы обращения твердых бытовых (коммунальных) отходов.


Рис. 2. Соотношение временных и финансовых параметров программ экологической грамотности и обращения твердых бытовых (коммунальных) отходов

Условная точка ti – это период времени, для которого будут типичны два взаимосвязанных процесса – достаточность экологических просветительских мероприятий на уровне дошкольного образования и начальной школы, и постоянный, достаточный для поддержания нормального состояния системы обращения бытовых отходов уровень расходов, что покажет практика предыдущих лет реализации программы обращения твердых бытовых (коммунальных) отходов.

Можно утверждать, что представленные в таблице 4 целевые показатели не соответствуют системному подходу, такими мероприятиями не решается проблема низкой мотивации и просвещения населения различных возрастных и социальных групп населения. Системный подход предполагает, что от реализации мероприятий экологического просвещения-воспитания-грамотности можно рассчитывать на долгосрочные эффекты в различных сферах жизнедеятельности общества, в том числе в экономической деятельности, в воздействии на окружающую среду, в обращении с бытовыми и промышленными отходами. И именно государство ответственно за создание условий, за культивирование экологоориентированного потребительского и бытового поведения не только через доклады и информационные стенды, но и с помощью образовательных и досуговых интернет-продуктов, корректировки образовательных стандартов, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и государственных служащих в сфере образования, культуры.

Детализируем государственную программу экологической грамотности по традиционной структуре (табл. 1). При составлении отдельных разделов программы экологической грамотности использовалось содержание Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 61).

Таблица 1- Содержание государственной программы экологической грамотности населения

Раздел программы

Содержание

Оценка текущего состояния и проблем развития

Низкая культура потребительского поведения, наличие метапатологий в поведении – негативные факторы, затрудняющие процессы экологизации экономики и общественных отношений (сортировка, утилизация бытовых и производственных отходов, качество контроля за исполнением экологического законодательства и др.)
Основные проблемы:
— отсутствие экологического сознания, мышления, этики поведения человека, бизнеса, государства;
— отсутствие экологических стандартов образовательных мероприятий в дошкольных и школьных программах, ориентированных на культивирование экологического поведения в любых отношениях жизнедеятельности;
— низкая востребованность и отсутствие стимулов у СМИ (печатная продукция, пропагандистская продукция, данные информационных ресурсов в Интернете) к культивированию основ экологического поведения.

Основные цели, задачи

Цель – формирование в долгосрочной перспективе устойчивого экологоориентированного поведения населения всех возрастных, социальных, профессиональных групп.
Задачи:
— реализация мероприятий по обеспечению приоритета экологических ценностей в общественном, бытовом поведении населения с индивидуальным подходом к каждой возрастной, социальной, профессиональной группе населения;
— реализация мероприятий по разработке и апробированию экологоориентированных дошкольных и школьных программ, которые должны пройти согласование и утверждение на уровне Министерства образования РФ, региональных и муниципальных органов исполнительной власти;
— при согласовании со СМИ разработка информационного материала по системному культивированию и информированию населения и приоритетах и правилах экологоориентированного  поведения, которое должно прийти на смену поведению массового потребления любой ценой.

Этапы реализации программы

Начальный этап – разработка методических указаний по проведению мероприятий программы экологической грамотности, учитывающих идеологические, экономические и политические особенности сформированных в российском обществе институтов, норм, правил поведения
Второй этап – на основе разработанных методических указаний, которые должны быть дифференцированы для разных возрастных, социальных, профессиональных групп населения, обеспечение согласования их содержания и методики реализации в соответствующих органах исполнительной власти, контрольных органах системы образования
Третий этап – активное внедрение разработанных технологий информационной и образовательно-просветительской деятельности на постоянной основе с регулярным отслеживанием результатов в форме тестирований, опросов, измерения ряда индикаторов результатов развития (в соответствии со стратегией экологического развития российских регионов России)
Четвертый этап – мониторинг и оценка результатов реализации программы экологической грамотности во взаимосвязи с социальными, экологическими, экономическими и политическими результатами развития территории.

Система программных мероприятий

В соответствии с целью и задачами программы:

  1. мероприятия по разработке и утверждению информационного и образовательно-просветительского материала для разных возрастных, социальных и профессиональных групп населения;
  2. мероприятия по культивированию экологической этики поведения во всех сферах жизнедеятельности людей с помощью СМИ, ресурсов Интернет, деятельности общественных объединений;
  3. мероприятия по внедрению утвержденных информационных и образовательно-просветительского материала на постоянной основе в деятельность дошкольных образовательных учреждений, в начальной школе, в соответствующих социальных, культурных учреждениях, в повышении квалификации государственных служащих, бизнесменов и других групп населения, ответственных за внедрение экологоориентированных технологий и стиля поведения в профессиональную жизнь
  4. мероприятия по разработке критериев и технологий мониторинга и оценки результатов реализации программы экологической грамотности как по этапам ее реализации, так и в долгосрочной перспективе по реализации концепции-стратегии-программы экологического развития территорий.

Механизмы реализации программы

Организационные механизмы:
— образовательные, просветительские программы, информационные материалы, носящие пропагандирующий характер;
— содействие с реализации программы органов исполнительной власти на уровне субъектов РФ, работодателей, руководителей социальных и культурных учреждений региона.
Экономические механизмы:
— государственно-частное партнерство по обеспечению финансирования запланированных мероприятий программы;
— привлечение средств грантов для научных разработок методологии экологической грамотности, дифференцированной для разных групп населения.
Правовые механизмы:
— корректировка образовательных стандартов по дошкольному образованию и начальной школы и их утверждение на официальном уровне;
— приведение экологических норм экономической деятельности в соответствие с экологическим мышлением;
— нормативно-правовое обеспечение культивирования экологически грамотного поведения в соответствии с целью и задачами программы.

Ресурсное обеспечение программы

Ресурсное обеспечение программы важно рассматривать шире, чем распределение объемов финансирования и их источники:

  1. человеческие ресурсы – научные кадры и работники ДОУ и других образовательных учреждений, имеющие возможности повышения своей квалификации и проведения просветительской работы с населением;
  2. технологические ресурсы, с помощью которых возможна автоматизация образовательных, просветительских, информационно-пропагандистских  процедур;
  3. финансовые ресурсы – минимальны, так как на стадии разработки методологических основ экологической грамотности планируется применять средства грантов, тогда как при внедрении указанных материалов в учебный процесс – в дополнение программ ДОУ, начальной школы, дополнительных затрат на их проведение не потребуется, только если речь идет о повышении квалификации профессиональных групп населения. При этом основными источниками финансирования реализации второго, третьего и четвертого этапов программы будут:
  4. средства бюджета субъекта Российской Федерации, а также бюджетов муниципальных образований, в него входящих;
  5. внебюджетные источники финансирования.
Организация управления программой и контроль  за ходом ее реализации Государственным заказчиком программы должны быть два министерства РФ – Министерство образования РФ и Министерство природных ресурсов и экологии РФ. Также допустим формат руководства на уровне субъектов РФ, при условии принятия региональных программ экологической грамотности.
Организация управления программой включает:
— подготовку и межведомственное согласование проекта программы;
— координация и оценка результатов исполнения каждого этапа программы;
— систему контроля и своевременной корректировки по ходу реализации мероприятий программы;
— подготовку отчетов о реализации программы и на их основе – определение необходимости внесения изменений в следующие этапы программы.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы Базовые результаты (фундаментальные):
—        трансформация идеологических, экономических и политических институтов в соответствии с парадигмой устойчивой экономики;
— идентификация доминирования экологического мышления в поведении разных возрастных, социальных и профессиональных группах населения;
— получение положительных результатов в культуре сбора, сортировании бытовых отходов со стороны населения;
— улучшение состояния окружающей среды за счет бережного отношения граждан, активного внедрения сберегающих, защитных технологий в бизнесе;
— переориентация производства и потребления на экологическую продукцию за счет сформированного экологического сознания и стиля поведения всех групп населения;
— формирование условий для долгосрочной эколого-экономической безопасности территории;
— внедрение и поддержка механизмов государственно-частного партнерства, обеспечивающих эффективное финансирование системы экологического образования и внедрения экологоориентированных технологий в экономику.
Прикладные результаты, являющиеся результатом реализации мероприятий программы по отношению к разным группам населения:
-внедрение экологоориентированных досуговых программ, способных повысить результативность программы экологической грамотности на индивидуальном уровне;
— создание ресурсов и программ для детей (телевизионные передачи, досуговые игры, интернет-игры, книжные издания, игрушки), культивирующие экологический стиль поведения, экологическое мышление и образ жизни;
— внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, электронных образовательных ресурсов нового поколения, внедрение которых возможно в системе образования и на уровне отдельного пользователя;
— подготовка кадров по приоритетным направлениям экологически ориентированного поведения на уровне ДОУ, начальной школы, специалистов по повышению квалификации различных профессиональных групп населения;
— рост государственной поддержки инновационных проектов, ориентированных на экологоориентированные технологии и их внедрение в российскую экономику.

Особенности «Дорожной карты» по реализации технологий государственного стратегического планирования

«Дорожная карта» представляет собой систему мероприятий по реализации программы экологической грамотности, по которой правильнее всего устанавливать и отслеживать все запланированные целевые индикаторы. «Дорожная карта» является многоуровневой:

  • первый базовый уровень, обеспечивающий системный подход к реализации запланированных мероприятий – институциональная «Дорожная карта», определяющая триаду мер по трансформации экономических, политических и идеологических институтов в целях парадигмы устойчивой экономики и роста национальной безопасности страны;
  • второй уровень – по горизонтали представляются «Дорожные карты» по ключевым направлениям, к которым отнесены:
    • 1) разработка методических указаний по проведению мероприятий программы экологической грамотности для дошкольных учреждений и начальной школы, для представителей бизнеса и других профессиональных и возрастных групп населения;
    • 2) разработка методических указаний по подготовке кадров для осуществления просветительских, образовательных, информационных мероприятий;
    • 3) культивирование среди бизнеса и государственных служащих экологических приоритетов экономической деятельности на основе принципа «приоритеты через паритеты» — когда достижение максимальной выгоды не может сопровождаться экологическим ущербом и ухудшением состояния среды обитания, и все эти приоритеты должны быть закреплены в нормативно-правовой базе;
    • 4) разработка новых информационных сервисов, электронных образовательных ресурсов нового поколения для внедрения на уровне отдельного пользователя любого возраста, а также ресурсов и программ для детей (телевизионные передачи, досуговые игры, интернет-игры, книжные издания, игрушки), культивирующие экологический стиль поведения, экологическое мышление и образ жизни для будущих поколений;
    • 5) формирование системы отслеживания результатов реализации программы через мониторинг и оценку реализации каждого этапа, каждого мероприятия [2. C.30-31].

Также можно выделить уровни в целеполагании, когда на каждом этапе реализации «дорожной карты» помимо основной цели формулируются промежуточные цели по периодам и направлениям реализации.

Главное – обеспечение на институциональном уровне в соответствии с системным подходом формирования всех необходимых норм (институтов), которые в долгосрочной перспективе позволят обеспечить все стратегические цели экологического развития нашей страны, для которых программа экологической грамотности является первым шагом и базовым инструментом построения системы обращения с бытовыми отходами, что невозможно без корректировки идеологической составляющей институциональной матрицы страны или трансформации институтов и институциональной матрицы по Д.Норду [5]. Культивирование, пропаганда, использование методологии онтопсихологии, что был ответ на вопрос — «Как побудить людей и отдельного человека проявлять экологическое сознание во всех видах (в том числе экономических) отношений?». Во-первых, такое сознание нужно воспитать, во-вторых, необходимо создать условия (за что и ответственно государства исходя из функций и обязательств перед обществом), при которых формируется стиль поведения, не допускающий нарушение экологических норм и правил поведения.

К основным структурным элементам дорожной карты относятся:

  • «Кто?» — на макроуровне – триада норм (институтов) экономической, политической и идеологической составляющих национальной институциональной матрицы; на микроуровне – акторы – конкретные участники мероприятий, ответственные за теоретико-методологическое обеспечение реализации мероприятий «Дорожной карты» (ученые), за создание условий (государственные служащие), за разработку (специалисты) и внедрение просветительских мероприятий (педагоги);
  • «Что?» — на макроуровне – государственные и муниципальные программы, детализирующие содержание программы экологической грамотности на региональном и местном уровнях (дифференциация целей не должна изменять или нарушать основы государственной политики экологического развития и содержание концепции экологического развития страны); на микроуровне – мероприятия, направленные на решение отдельных задач программы, конкретизирующие набор действий и последовательность из осуществления;
  • «Когда?» — на макроуровне достаточно определение временных горизонтов «»Дорожной карты» по каждому этапу реализации; на микроуровне важно определение конкретных сроков исполнения запланированных мероприятий;
  • «Как и зачем?» — на макроуровне – на основе системного подхода использование междисциплинарного подхода к трансформации институциональных основ программы и использование механизма платформ (построение платформ как принципиальных направлений, по которым необходимы действия акторов, чтобы обеспечить внедрение экологической грамотности на всех запланированных уровнях и во всей полноте.

Все это – важные условия для обеспечения результативности реализации программы экологической грамотности, которая должна учитывать в механизме своей реализации идеологические, экономические и политические институты, трансформация которых необходима, возможна и управляема со стороны государства. Необходимо только создать стимулы со стороны государства к активизации государственного стратегического планирования и управления процессом перехода на модель устойчивой экономики [6. C.12], иначе РФ грозят как отставание от экологоориентированных инновационно развитых и развивающихся стран, так и потеря потенциалов и ресурсов, способных обеспечить конкурентоспособность и коэволюцию экономики с экологией в соответствии с «кодом выживания».

Так как главным целевым индикатором можно выбрать состояние системы обращения твердых бытовых (коммунальных) отходов, то в соответствии с изменением алгоритма обращения с отходами должен будет поменяться и алгоритм участия граждан в этом процессе. Главный акцент в новом алгоритме обращения с бытовыми отходами со стороны населения – на сортировке, так как несортированные бытовые отходы можно только отправить на свалки, полигоны или сжигать, что не дает возможности получить доходы от переработки [3, 7].

Заключение

Определяя критерий экологической грамотности как приоритетное условие экологического развития государства, считаем необходимым обосновать, в чем это находит свое выражение:

1)  понимая под развитием триаду «рост-изменение-улучшение», считаем, что именно формирование экологической культуры поведения населения через триаду «просвещение-воспитание-грамотность» (что обеспечивает системный подход к решению проблемы) позволит достичь цели экологического развития территории (эколого-экономическая безопасность на фоне роста качества жизни населения, улучшения состояния окружающей среды и изменения триады «интересы-мотивы-поведение» всех участников общественных, экономических, политических отношений) в долгосрочной перспективе на фундаментальной основе государственного управления и реализации государственной экологической политики;

2) проведя критический анализ действующих федеральных, региональных и муниципальных программ, нацеленных на решение вопросов экологического развития, можно прийти к ряду выводов:

  • отсутствие системного подхода и эффективного межведомственного сотрудничества в решении, например, вопроса экологического просвещения;
  • высокая зависимость от внебюджетных источников финансирования приводит к невыполнению ряда мероприятий из-за низких показателей привлечения таких средств, либо внебюджетные средства не рассматриваются вообще и тогда мероприятия программ изначально ставятся в зависимость от бюджетного финансирования регионального или местного уровней;
  • ограниченный состав количественных целевых показателей, не привязанных к конкретной сфере реализации заявленных мероприятий, что наиболее наглядно видно на примере мероприятий экологического просвещения;

3) приоритетность мероприятий экологической грамотности связана с затрагиванием наноуровня принятий решений, мотивацией поведения участников заявленных отношений, с возможностью всеобъемлюще, всесторонне затронуть просвещением и воспитанием на начальной стадии формирования экологической культуры поведения населения все возрастные и социальные слои населения, что лучше всего можно представить на примере взаимосвязи программ экологической грамотности и первичной сортировки твердых бытовых (коммунальных) отходов, где роль населения и его отношение к проблеме загрязнения окружающей среды в круговороте «бытовые отходы — загрязнение окружающей среды — здоровье человека» выходят далеко за рамки государственной политики или отдельно взятой программы, а выходят на глобальный уровень заявленной проблемы и способов ее решения.

Культивирование экологоориентированных интересов-мотивов поведения населения – приоритет, локомотив, базис существующей государственной политики экологического развития России, требующий научного подхода к методологии воздействия, в первую очередь, на наноуровень, что придаст толчок активизации всех остальных процессов развития в экономических, политических и идеологических институтах в масштабах отдельного предприятия, региона, государства.

Читайте также






Библиографический список

  1. Акимова Т.А. Основы экономики устойчивого развития. М.: Экономика. 2013. 332 с.
  2. Булетова Н.Е. 2012. Эколого-экономическая безопасность и конкурентоспособность территории // Российское предпринимательство. №22. С. 23–32.
  3. Ветошкина Л.П., Синькова Н.В. 2014. Управление отходами: генеральные схемы очистки населенных пунктов // Твердые бытовые отходы. 2014. № 1  С.16–19.
  4. Дашина Н.С. Психология и педагогика. Юнита 2. Общая педагогика. — М.: Современный Гуманитарный Университет, 1999. 60 с.
  5. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. 180 c.
  6. Хрусталев Е.Ю., Боташева А.С.-Х. Стратегия развития дотационного региона  (на примере Карачаево-Черкесской Республики) // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 34. C. 9–17.
  7. Шубов Л.Я., Борисова О.Н., Доронкина И.Г. Состав ТБО – критерий эффективности схем управления // Твердые бытовые отходы. 2013. № 12. С.28–33.

References

  1. Akimova T.A. Basic economics of sustainable development [Osnovy jekonomiki ustojchivogo razvitija]. M . Economics. 2013. 332 p.
  2. Buletova N.E. Ecological and economic security and competitiveness of the territory [Jekologo-jekonomicheskaja bezopasnost’ i konkurentosposobnost’ territorii].  Russian Entrepreneurship. 22. pp. 23-32.
  3. Vetoshkina L.P., Sin’kova N.V. Waste management: general purification scheme settlements [Upravlenie othodami: general’nye shemy ochistki naselennyh punktov]. solid waste. 2014  1 pp.16-19.
  4. Dashina N.S. Psychology and Pedagogy [Psihologija i pedagogika]. Unit 2. General pedagogy .  M . Modern University for the Humanities, 1999. 60 p.
  5. Nort D. Institutions, Institutional Change and Economic Performance [Instituty, institucional’nye izmenenija i funkcionirovanie jekonomiki]. M . Foundation for Economic book Elements, 1997. 180 p.
  6. Hrustalev E.Ju., Botasheva A.S.-H.  Development Strategy subsidized region (for example, the Karachay-Cherkess Republic) [Strategija razvitija dotacionnogo regiona  (na primere Karachaevo-Cherkesskoj Respubliki)].  Regional economy. theory and practice. 2010.  34. pp. 9-17.
  7. Shubov L.Ja., Borisova O.N., Doronkina I.G. The composition of MSW — efficiency criterion management schemes [Sostav TBO, kriterij jeffektivnosti shem upravlenija]. Solid waste. 2013.  12 pp.28-33.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх