Роль рынка образовательных услуг в развитии конкурентной среды
The role of the education market in the development of a competitive environment
Авторы
Аннотация
Начало третьего тысячелетия в развитии мирового сообщества ознаменовалось существенным обновлением его технологической и экономической основы. По существу произошли глобальные изменения в системе жизнеобеспечения, превратившие образование в стратегический фактор развитого общества. Более того, в современных условиях речь идет о формировании общемирового рынка профессионального образования и активизации процессов модернизации национальных систем образования с максимальным их приближением к требованиям весьма специфичного рынка – рынка образовательных услуг.
Ключевые слова
рынок образовательных услуг, конкурентная среда, трудовой потенциал, субъекты рынка, качество образовательных услуг.
Рекомендуемая ссылка
Гаджиева Нушаба Аслановна. Роль рынка образовательных услуг в развитии конкурентной среды // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №2 (50). Номер статьи: 5004. Дата публикации: 08.02.2015. Режим доступа: https://sovman.ru/article/5004/
Authors
Abstract
The beginning of the third millenium has been distinguished by great changes of technological and economical basis. In a word, global changes in the system of lifesupport has taken place which changed education into the factors of developed society. What’s more in modern situation we speak about the forming of world market with professional education and activization of the processes of modernization of national system of education and their approach to the market of educational service.
Keywords
Market of educational service, competitive environment, labor potential, the subjects of the market, the quality of educational service.
Suggested citation
Gadzhieva Nushaba Aslanovna. The role of the education market in the development of a competitive environment // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №2 (50). Art. # 5004. Date issued: 08.02.2015. Available at: https://sovman.ru/article/5004/
Введение
Ежегодно в школах, лицеях, гимназиях Азербайджана за парты садятся около сорока тысяч школьников, в аудитории вузов, техникумов, колледжей приходят сотни тысяч студентов. Если раньше рыночные отношения их практически не касались, то сегодня значительная часть образования напрямую связана с рынком, так как многие учебные заведения являются платными.
Особенность Азербайджана состоит в том, что в течение длительного времени в сознание азербайджанцев внедрялась идея “права на бесплатное образование”. И нужно сказать, что эта идея достаточно прочно овладела массами. Образование стало в сознании людей само собой разумеющейся бесплатной услугой.
Но пришел рынок с его жесткими законами, с его установкой, “что бесплатный сыр – только в мышеловке”, и мы немного растерялись (и работники образования, и будущие студенты, и их родители) [1].
В государственных вузах вначале резко снизились конкурсы. «Недобор» был характерен для большинства азербайджанских (особенно технических). Мало кто хотел получать специальности инженеров, агрономов, зоотехников, плановиков – ведь многие заводы и фабрики закрылись, сельскохозяйственные предприятия распались. Страна кинулась в «коммерцию» – причем в основном в малый бизнес, где высшее специальное образование вроде бы и ни к чему. Несколько иное положение складывалось в негосударственных образовательных учреждениях, хотя обучение там только платное. Эти учреждения значительно быстрее поняли, что нужно развивать бизнес-образование, экономику, финансы, право, маркетинг и менеджмент. Но там складывалась другая проблема: не было опытных, знающих преподавателей.
Следовательно, уже сегодня в сферу образования нужно внедрять маркетинговый подход к формированию специфического рынка – рынка образовательных услуг и продуктов (ОУП).
Рынок образовательных услуг – это сложная, многоуровневая система, обеспечивающая постоянное поддержание высокого качества трудового потенциала, адекватного динамично развивающейся экономической структуре общества. Услуги данного рынка можно подразделить на непосредственно образовательные и связанные с воспроизводством рабочей силы – информационно-консультационные по систематическому обновлению уровня профессиональных знаний. С одной стороны, государство как главный субъект образовательной политики формирует регулятивную среду для функционирования рынка образовательных услуг, а с другой – в лице отдельных государственных образовательных структур реализуют эти услуги, так же как и другие субъекты данного рынка – ассоциированные и частные образовательные структуры. Субъектом рынка может быть и отдельный индивидуум, предоставляющий услуги как профессиональный консультант, советник или репетитор.
Рынок образовательных услуг тесно связан с общей экономической и политической ситуацией в обществе. Многие исследователи в этой связи выделяют прежде всего социальный характер исследуемого рынка. Однако, следует учесть, что изучение рынка образовательных услуг пока находится в стадии первичного обобщения и накопления информации, в связи с чем безусловная социальная сущность образовательной услуги постоянно обогащается её функциональными проявлениями, то есть корректируются по мере усиления её функций, которые в последние годы имеет четко выраженный
экономический характер.
Вопросу о роли рынка образовательных услуг посвящены работы таких отечественных и зарубежных ученных как Алексунин В.А., Алешина И.В., Кудров В.М. [1, 2, 3].
Несомненно рынок образовательных услуг динамично развиваются, что требует особого внимания к проблемам связанным с позиционированием высших учебных заведений. Одной из задач высшего образования является укрепление позиций азербайджанских университетов, поскольку это создает дополнительные возможности для вузов в будущем. Это связано как с ужесточением конкурентных процессов на рынке образовательных услуг, так и с активизацией проектной и инновационной деятельности образовательных учреждений, требующей ее освещения среди целевых аудиторий [4].
В настоящее время экономисты, маркетологи и педагоги рассматривают проблемы и методы продвижения образовательных услуг с разных позиций [1]. Продвижение образовательных услуг становится проблемой не только актуальной, но и, в определенной мере, является основой эффективного экономического развития и прогресса, поскольку базой для развития экономики любой страны служит рост уровня образования населения.
Маркетинговая деятельность в целом все более рассматривается как научно принятая концепция анализа, учета, планирования, разработки новых взаимных требований как производителя, так и потребителя слуг в соответствии со складывающимися социально-экономическими рыночными отношениями, а также так средство контроля за проведением мероприятий по выгодному обмену услугами ради достижения поставленных целей [2].
По своему характеру рынок образовательных услуг, как было отмечено, весьма динамичен. Дело в том, что в современных условиях быстро и кардинально обновляются технико-технологические основы многих видов деятельности, постоянно структурируется экономика, соответственно меняется и технология обучения, и прежде всего, профессионального, направленного на ускоренную адаптацию профессиональных знаний к требованиям рыночной экономики и ориентированного на рост конкурентных преимуществ объекта рынка образовательных услуг — от стартовых консультаций до системного профессионального обучения – формируется с конечной целью: обеспечить потребности динамично развивающейся рыночной экономики квалифицированными специалистами с высокими конкурентными преимуществами, проявляемыми на рынке труда.
Вся организационная структура рынка образовательных услуг, на наш взгляд, должна быть подчинена его функциональному содержанию – предоставлению качественного профессионально-квалификационного обучения, на основе прогрессивных образовательных стандартов и необходимого ресурсного обеспечения – методического, информационного, программного и финансового. По своей сути эту целевую функцию рынка образовательных услуг можно типизировать и выделить её конкретные направления, как-то услуги по первичному профессиональному образованию, информационно-инновационную консультации и бизнес-услуги (мастер-классы, переподготовка кадров и т.д.). Наглядно структурно-функциональная типизация рынка образовательных услуг представлена на рисунке 1.
Как видно из рисунка1, важной составляющей рынка образовательных услуг является системный мониторинг по обеспечению конкурентоспособности трудового потенциала. Организация такого мониторинга предполагает участие всех субъектов рынка образовательных услуг и максимального задействования его инструментов – информационных и ресурсных.
Рисунок 1. Структурно-функциональная типизация рынка образовательных услуг
Примечание: рисунок составлен автором
Следует учитывать, что в современных условиях границы рынка образовательных услуг становятся более «прозрачными» и лишь по конкретному участию отдельных субъектов этого рынка в образовательной сфере можно выделить национальные, региональные и международные рынки, на котором обращается специфичный товар информационно-консультационные и образовательные услуги. Характерным, основополагающим признаком данного товара является качество, пролонгированное во времени, то есть способность образовательной услуги быть востребованной длительное время, сохраняя свой стратегически важный профессиональный статус и информационный потенциал. На наш взгляд, к основополагающим признакам образовательной услуги как товара, помимо указанных следует также отнести функцию гаранта социальной трудовой активности объекта рынка образовательных услуг – трудового потенциала. Своеобразное гарантирование трудореализации на базе полученной образовательной услуги – весьма важный компонент в воспроизводственном процессе особенно в условиях расширяющейся конкурентной среды в системе занятости. Хотя эта гарантия не является официальной, законодательной нормой, фиксируемой в процессе разработки той или иной образовательной политики, но она имеет вполне реальное основание в виде суммы профессиональных знаний, как важной компоненты образовательного потенциала, объективно необходимого для трудореализации в конкретной сфере трудовой деятельности.
Полноценное качественное образование – итоговый компонент образовательной услуги, то есть её конечный результат является конгломератом, сочетающим в себе интересы потребителя этой услуги и в то же время потребностей определенной экономической ниши, где эти интересы будут реализованы. Отсюда – прямое, непосредственное назначение образовательной услуги в виде реализации интересов её потребителя и косвенное в форме трудореализации потребителя данной услуги в конкретной сфере трудовой деятельности.
Для достижения полноценного качественного образования, как стратегически важного компонента образовательной услуги, в последние годы предприняты существенные практические шаги, регулирующие функционирование системы образования. Государство как один из субъектов рынка образовательных услуг ставит своей целью эффективное регулирование всем спектром данных услуг, обеспечивая всем ступеням образования достижение конкурентоспособного уровня и модернизируя их информационно-методические основы. При этом конечная цель профессионального образования в условиях интенсивно развивающейся конкурентной среды предполагается как «подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных отраслях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту…» [5].
На рынке образовательных услуг существенные подвижки в сторону повышения спроса на высшее образование превращают эту подсистему или ступень образовательного процесса в более массовую, что является закономерным в условиях перехода все большего числа социально-экономических систем к постиндустриальному, информационному обществу. Прорыв информационных технологий во многих отраслях экономики расширяет потребность не просто в высшем образовании, но и качественно обновляющимся образовательном процессе в высшей школе.
В этой связи, на наш взгляд, правомерен подход Т.Г.Замасковой, которая исследует функции образования в экономической сфере и помимо целевой его направленности на формирование профессионально-квалификационного состава выделяет функцию привлечения экономических ресурсов и внутреннего их распределения. Отмечается по данным функциям следующее:
1. Привлечение экономических ресурсов. Система образования сама является одним из крупных «потребителей» общественных экономических ресурсов. Она всегда определенным образом привлекает экономические (материальные, технические) ресурсы, без чего ее функционирование почти невозможно. Способы такого привлечения различны: от гарантированного госбюджета до частных инвестиций и предложения образовательных услуг на рынке. Функция привлечения ресурсов неизбежно отражается на содержании и формах образования. Так, опора преимущественно на госбюджет часто порождает тенденцию унификации, а экономическая ориентация образования на деловые круги, на спонсорские средства ведет к усилению автономии образовательных структур в вопросах содержания и технологии их деятельности. Частичный перевод школы на местный бюджет вызвал активную разработку в содержании образования регионального и местного компонента.
2. Внутреннее распределение экономических и иных ресурсов. Система образования в лице соответствующих государственных органов (Министерства образования, региональных комитетов образования и т.п.) распределяет средства, выделяемые на образовательные нужды, между регионами, собственными подсистемами, отдельными учреждениями, видами деятельности, должностями. Это распределение средств является, на первый взгляд, внутренней функцией системы образования. На самом деле в результате такого распределения, во-первых, нередко обеспечивается ресурсами такие направления деятельности, которые хотя бы отчасти ориентированы на «внеобразовательное» пространство (поддержание коммерческих, исследовательских, конструкторских и внедренческих структур, социальная и хозяйственная помощь учащимся и семьям, приобретение учебных пособий, оказание материальной помощи подшефным и ветеранам, организации отдыха в периоды каникул и т.п.). Это же распределение способно в конкретных ситуациях усиливать социальное неравенство, закреплять отставание некоторых групп в социальном развитии из-за того, что определенные подсистемы образования хронически недополучают нужные им средства. Во-вторых, система образования способна существенно модифицировать внутренние критерии экономического стимулирования и вносить такие поправки в систему оплаты труда своего персонала или финансовой поддержки учащихся, студентов, которые могут повлечь изменение социально-экономического статуса работников (учащихся). Так или иначе, процесс перераспределения экономических ресурсов образования, даже при явной их недостаточности, в значительной степени обусловлен социально, то есть характером социальной организации внутри образовательного учреждения.
Новая парадигма развития образовательного потенциала современного общества строится именно на успешном сочетании таких его компонентов, как качество образования через всемерно эффективное развитие его высшей ступени, осуществляемого через вузы. Не случайно в вузовской деятельности большое значение уделяется созданию системы управления качеством.
Очевидно, чем эффективнее система управления качеством в конкретном вузе, те он конкурентоспособнее на рынке образовательных услуг. Современный «престижный» вуз – университет, институт или академия – это прежде всего образовательная структура, дающая эффективное, экономичное и качественное образование, что предполагает прежде всего наличие научно-обоснованной и практически действенной системы управления качеством образования с учетом определенных критериев.
Как показала практика построения систем управления качеством образовательных услуг, очень многое зависит от базовых параметров внутривузовской деятельности и целевых направлений её совершенствования, в основе которых заложена разработка различных нормативно-технических документов и методических рекомендаций [6]. Однако, целенаправленное совершенствование системы управления качеством образовательных услуг не может ограничиваться только созданием новых методик обучения и других нормативных материалов. На наш взгляд, в этом процессе следует прежде всего исходить из того, качество образования – фундаментальная, многоуровневая и системообразующая категория. Следовательно, построение системы управления качеством образовательных услуг должно идти по максимуму охвата всех субъектов и объектов образовательного процесса обучения и рационализации конечного, итогового его результата, закрепляющего образовательный уровень.
Системообразующий характер качества образования проявляется и на результатах деятельности отдельного предприятия, производства или отрасли в целом через повышение или напротив снижение конкурентоспособности данного звена хозяйствования. В связи с этим для полной аналитической оценки качества образовательных услуг целесообразно использовать вариабельный подход с различными критериями. На практике наиболее распространены анализ деятельности высшего учебного заведения с сопоставлением его с образцовым предприятием в системе образования по пяти группам критериев:
- участие и роль руководства в организации работ по обеспечению качества подготовки специалистов;
- планирование в области обеспечения качества;
- использование потенциала преподавателей, сотрудников, обучаемых;
- рациональное использование ресурсов;
- управление процессами обеспечения качества подготовки специалистов.
Государство как гарант качественного и полноценного образования на рынке образовательных услуг, в лице своих уполномоченных органов проводит необходимый контроль за деятельностью различных образовательных структур. В частности, в режиме системного мониторинга качества образовательных услуг проводится внешний аудит и экспертиза образовательного процесса.
Системный мониторинг по рынку образовательных услуг является специфичным по используемым оперативным инструментам, в числе которых тестирование, аттестация и переаттестация кадрового потенциала, оценка информационного потенциала образовательных структур и их инновационные возможности, финансовая составляющая. При этом внешняя оценка деятельности образовательных структур тесно переплетается с внутривузовским контролем и оценкой конечного потребителя образовательного потенциала, из чего в целом формируется общая «рейтинговая» оценка данного вуза (колледжа) на рынке образовательных услуг.
Систематическое совершенствование образовательного процесса, как основы, фундамента обеспечения конкурентных преимуществ трудовому потенциалу, подготавливаемому для различных отраслей экономики, требует своевременного обновления и ресурсного потенциала, в виде инноваций в информационной и материально-технической базе образовательных структур. Здесь очень важны такие элементы финансового содействия, как своевременность и соразмерность финансовых потоков по выделенным, наиболее приоритетным направлениям совершенствования образовательного процесса. Очевидно, что рынок образовательных услуг имеет свои объективные регуляторы, которые необходимо учитывать в построении стратегии финансового содействия росту конкурентоспособности трудового потенциала.
На наш взгляд, контролирующая составляющая в обновленной институциональной основе системы образования должна быть сопряжена с результирующим её функцией с тем, чтобы обеспечить объективизацию процессов на рынке образовательных услуг, так же, как это делается на других рынкам товаров и услуг.
Таким образом, чем многоканальное финансовое обеспечение образовательного процесса и соразмернее контролирующая и результирующая функции субъекта управления на рынке образовательных услуг, тем рациональнее организационные основы системы образования по обеспечению конкурентных преимуществ трудового потенциала, обращающегося впоследствии в системе занятости. Такая последовательная взаимоувязка имеет свою закономерную основу, которая заложена как стратегически важная в целостной системе воспроизводства конкурентоспособного трудового потенциала для развивающейся рыночной системы, в которое все более заметное место занимают бизнес-структуры, формирующиеся в различных отраслях сферы предпринимательства. Не случайно, в современных условиях «университеты рассматривают промышленный бизнес как место будущей работы выпускников, как возможность проведения прикладных исследований, а также для развития партнерских связей. Промышленный бизнес рассчитывает получить из университетов служащих и интеллектуальные инновации, которые могли бы обеспечить их конкурентоспособное преимущество в соответствующих отраслях. Но пока бизнес-сектор и университетский сектор обнаруживают, что они не взаимодействуют на том уровне взаимопонимания, который необходим в настоящее время. Более тесные связи и более глубокое понимание пойдет на пользу и той и другой стороне» [2].
Оптимальная организация образовательного процесса по повышению конкурентных преимуществ трудового потенциала в современных условиях базируется, на единстве науки и практики, что предполагает своебразную техногенную модель, представленную на рисунке 2.
Рисунок 2. Модель организации Интел-Пулла в системе интеграции образовательного потенциала
Примечание: рисунок составлен автором
Как видно из рисунка 2, результирующей функцией деятельности Интел-Пула является достижение современного техностандарта образовательного потенциала в соответствии с требованиями рынка образовательных услуг, на котором превалируют международные спецификации, обеспечивающие трудореализацию наиболее конкурентоспособной рабочей силы. Кроме того, действенность концентрации усилий в таком Интел-Пуле обеспечивается взаимосогласованными действиями структуры технобазиса, куда входят помимо образовательных структур, аналитические центры, позволяющие скорректировать характер образовательного процесса по мере модернизации производственного, социально-экономического потенциала общества – как конечного потребителя в процессе трудореализации рабочей силы. В сервисном отношении весьма действенно участие государства, в лице его уполномоченных органов с контролирующими и координирующими функциями. По существу в институциональном отношении многие элементы такого взаимосогласованного действия по совершенствованию рынка образовательных услуг в мировом образовательном процессе уже функционируют, и как правило, в наиболее развитых странах и региональных сообществах. На наш взгляд, институциональное обновление позволяет кардинально повысить эффективность образовательных услуг в развивающихся рыночных системах, где очень высока мобильность рабочей силы и существенно трансформировался рынок отдельных профессий и специальностей. В связи с этим актуальна проблема взаимоувязки трудовой конъюнктуры рынка труда с качественными параметрами рынка образовательных услуг. По мере насыщения профессионального рынка труда объективизируются многие воспроизводственные связи в регулировании качества трудового потенциала, который постепенно адаптируется к новым условиям жизнеобеспечения, и прежде всего, трудореализации. Высокая мобильность рабочей силы и возросшие требования к её качеству иногда входят в противоречие, обусловливая существенные по массиву резервы труда, что зачастую при длительной незанятости трудоактивного потенциала, декомпенсирует его качественные параметры, особенно в профессионально-квалификационном уровне.
Резюмируя вышесказанное, можно прийти к заключению о том, что рынок образовательных услуг концентрирует в себе специфичные взаимосвязи по обеспечению непрерывного воспроизводства квалифицированного трудового потенциала с участием государства, огромных образовательных структур и отдельного индивидума; вся организационная структура рынка образовательных услуг должна быть подчинена его функциональному содержанию-предоставлению качественно профессионального, квалифицированного обучения на основе прогрессивных образовательных стандартов и необходимого ресурсного обеспечения-методического, информационного, программного и финансового; контролирующая составляющая в обновленный институциональной основе системы образования должна быть сопряжена с результирующем её функцией с тем чтобы обеспечить объективизацию процессов на рынке образовательных услуг, так же, как это делается на других рынках товаров и услуг.
Заключение
Все это в целом актуализирует проблему капитализации человеческого фактора в русле сохранения и приумножения его образовательного потенциала, что возможно на адекватной научной и учебно-инновационной базе, реформированной с учетом современных приоритетов социально-экономического развития общества.
Читайте также
Библиографический список
- Алексунин В.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебник. М.2008-516с.
- Алешина И.В. Паблик-рилейшнз для менеджеров учебник. М2009-480с.
- Кудров В.М. Инновационная глобализация и конкурентоспособность через призму экономик России и США, США-Канада: экономика, политика, культура, 2003. №7.
- Карпенко Е.М. Позииционирование высших учебных заведений на рынке образовательных услуг. Материалы международного симпозиума. Гянджа, Азербайджан, 23-24 ноября, 2012 г. Стр.138.
- Экономист, 2002, №12, с.23
- Гаджиева Н.А. Вопросы повышения качества образования как аспект конкурентоспособности национальный экономики. Материалы международного симпозиума. Гянджа, Азербайджан, 23-24 ноября, 2012 г. стр.80.
References
- Aleksunin V.A. Marketing in the branches and spheres of activity [Marketing v otrasljah i sferah dejatel’nosti]. Text book, M.2008, 516 p.
- Aleshina I.V. Public relations for managers [Pablik-rilejshnz dlja menedzherov]. Text book. M. 2009. 480 p.
- Kudrov V.M. Innovative globalization and competitiveness through the prism economics of Russia and the USA. The USA-Canada [Innovacionnaja globalizacija i konkurentosposobnost’ cherez prizmu jekonomik Rossii i SShA, SShA-Kanada]. economy, policy and culture, 2003. №7.
- Karpenko E.M. Positions of Higher Education Institutions in the market of educational services [Poziicionirovanie vysshih uchebnyh zavedenij na rynke obrazovatel’nyh uslug]. Materials of international symposium. Ganja. Azerbaijan, 23-24 November 2012, 138p.
- Economist. 2002, №12. 23p.
- Gadzhieva N.A. The problems of increasing the quality of education as an aspect of competitiveness of national economy [Voprosy povyshenija kachestva obrazovanija kak aspekt konkurentosposobnosti nacional’nyj jekonomiki]. Materials of international symposium. Ganja. Azerbaijan, 23-24 November 2012, 80p.