Инструментарий оценки бюджетных рисков Удмуртской Республики
Tools of an assessment of the budgetary risks of the Udmurt Republic
Авторы
Аннотация
В настоящей статье исследована сущность бюджетного риска и проблемы управления бюджетным процессом. Рассмотрен инструментарий определения бюджетных рисков на основе исполнения доходов и расходов бюджета. Представлен расчет бюджетных рисков на примере консолидированного бюджета Удмуртской Республики за 2013-2014гг., который не выявил случаев высокого уровня риска исполнения бюджета по доходам и расходам. Полученные результаты оценки будут важны и полезны для органов исполнительной и законодательной власти, в том числе способствуя повышению уровня качества бюджетного управления.
Ключевые слова
бюджетный риск, стандартное отклонение, коэффициент вариации, консолидированный бюджет, Удмуртская Республика.
Рекомендуемая ссылка
Желнова Кристина Владимировна. Инструментарий оценки бюджетных рисков Удмуртской Республики // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №5 (53). Номер статьи: 5303. Дата публикации: 08.05.2015. Режим доступа: https://sovman.ru/article/5303/
Authors
Abstract
In the present article the essence of the budgetary risk and a problem of management of the budgetary process is investigated. The tools of definition of the budgetary risks on the basis of execution of the income and expenses of the budget are considered. Calculation of the budgetary risks on the example of the consolidated budget of the Udmurt Republic for 2013-2014 is presented., which didn't reveal cases of high risk level of budget performance according to the income and expenses. The received results of an assessment will be important and useful to bodies executive and legislature, including promoting increase of a level of quality of the budgetary management.
Keywords
the budgetary risk, a standard deviation, variation coefficient, the consolidated budget, the Udmurt Republic.
Suggested citation
Zhelnova Christina Vladimirovna. Tools of an assessment of the budgetary risks of the Udmurt Republic // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №5 (53). Art. # 5303. Date issued: 08.05.2015. Available at: https://sovman.ru/article/5303/
Согласно Приказа Минфина РФ от 19 октября 2011г. № 383 «под бюджетным риском понимается возможность невыполнения (полностью или частично) определенных параметров (характеристик) федерального бюджета, неэффективного управления ликвидностью счета по учету средств федерального бюджета, а также неэффективного использования средств федерального бюджета в текущем финансовом году при условии сохранения в течение текущего финансового года качества финансового менеджмента, достигнутого в отчетном периоде» [1].
Особо следует отметить работы В.В. Гамукина, содержащие глубокое исследование и анализ по бюджетному риску, который выделяет две группы, различающиеся подходом к формализации бюджетного риска:
- к 1-й группе: отнесены труды авторов, разбирающихся больше в специфике именно бюджетного механизма, но в меньшей степени готовых найти подходящие способы его измерения методами рискологии (М.У. Сатаев, А.А. Айвазов, В.А. Гребенникова, Е.А. Степанова, А.Д. Шуваева, О.А. Кирикова, И.М. Соломко и др.).
- ко 2-й группе: публикации посвящены поиску новых путей определения и измерения риска, в т. ч. и не четко формализуемыми инструментами (В.В. Янов, С.А. Коробко, Е.И. Иванова, В.А. Юрга и др.) [2].
Для современной экономической системы характерны возникновение множества социально-экономических проблем, решение которых становится трудным в результате высокого уровня неопределенности, что приводит к повышению степени бюджетного риска. На всех уровнях власти ведется реформирование общественных финансов с целью обеспечения высокого качества управления государственными финансами и повышения эффективности бюджетных расходов.
Хочется отметить, что в большинстве субъектах РФ уровень качества управления бюджетным процессом достаточно низкий, о чем свидетельствует наличие высокой просроченной кредиторской задолженности и недостаточное применение современных методов управления бюджетным процессом.
В условиях экономического кризиса субъекты РФ столкнулись с такими проблемами как обеспечение сбалансированности бюджетов и риском возникновения кредиторской задолженности по первоочередным обязательствам.
Основная задача бюджетного управления состоит в выявлении и минимизации риска бюджета. В целях повышения качества управления бюджетами территорий предлагается рассмотреть методику определения бюджетных рисков на основе исполнения доходов и расходов консолидированного бюджета на примере Удмуртской Республики, основными инструментами которого являются:
1) Стандартное отклонение () показателя исполнения бюджета применим для определения изменения бюджета, величина которого чем больше, тем выше изменение и риск бюджета.
Стандартное отклонение () бюджета определим по формуле 1:
(1)
где — показатель собираемости i-го доходного источника бюджета (показатель финансирования i-го вида расходов бюджета);
— средний показатель собираемости доходов (финансирования расходов бюджета);
— доля i-го доходного источника (финансирования i-го вида расходов).
2) Коэффициент вариации () для определения относительного риска, приходящегося на единицу исполнения бюджета. При этом, величина коэффициента может изменяться от 0 до 100%, чем больше величина коэффициента вариации, тем сильнее колеблемость и больше относительный риск бюджета. Коэффициент вариации () определим по формуле 2:
(2)
Если коэффициент вариации меньше 10%, то изменчивость вариационного ряда принято считать незначительной, от 10% до 20% — средней, больше 20% и меньше 33% к значительной и если коэффициент вариации превышает 33%, то это говорит о неоднородности информации и необходимости исключения самых больших и самых маленьких значений. В нашем случае, качественная оценка различных значений коэффициента вариации представлена следующим образом:
- до 5% — низкий риск;
- от 5% до 10% — средний риск;
- свыше 10% — высокий уровень риска.
Согласно данных отчетов об исполнении консолидированного бюджета за 2013г. и 2014г. рассчитаем стандартные отклонения и коэффициент вариации исполнения доходов и расходов консолидированного бюджета Удмуртской Республики [3].
Для начала определим риск исполнения доходной части консолидированного бюджета Удмуртской Республики. Исходные данные для оценки представлены в таблице 1. Выделим поступления в консолидированный бюджет Удмуртской Республики и рассчитаем удельный вес (долю ), таблица 2.
Таблица 1 — Доходы консолидированного бюджета Удмуртской Республики за 2013г. и 2014г.
Наименование показателя |
2013г. |
2014г. |
||||
план, тыс. руб. |
исполнено, тыс. руб. |
% исполнения бюджета |
план, |
исполнено, тыс. руб. |
% исполнения бюджета |
|
Налог на прибыль, доходы |
32875452 |
31624913 |
96 |
36120999 |
33534515 |
93 |
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ |
4967562 |
5137585 |
103 |
5617313 |
4776810 |
85 |
Налоги на совокупный доход |
2291061 |
2331903 |
102 |
2566612 |
2565666 |
100 |
Налоги на имущество |
5582378 |
5936932 |
106 |
7196755 |
7040522 |
98 |
Налоги, сборы, регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
19607 |
24351 |
124 |
18121 |
20044 |
111 |
Государственная пошлина |
136977 |
177523 |
130 |
186774 |
233178 |
125 |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным платежам |
776 |
3468 |
447 |
241 |
1144 |
474 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
801370 |
905327 |
113 |
913599 |
868437 |
95 |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
328961 |
284256 |
86 |
261867 |
268461 |
103 |
Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства |
86067 |
120867 |
140 |
105083 |
134442 |
128 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
798798 |
802270 |
100 |
800386 |
881903 |
110 |
Административные платежи и сборы |
1500 |
4099 |
273 |
2001 |
3483 |
174 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
294842 |
509966 |
173 |
616650 |
836545 |
136 |
Прочие неналоговые доходы |
19987 |
31498 |
158 |
29369 |
42345 |
144 |
Безвозмездные поступления |
13256048 |
13095837 |
99 |
13590049 |
12719999 |
94 |
Всего доходов |
61461386 |
60990795 |
99 |
68025819 |
63927494 |
94 |
Таблица 2 — Распределение десяти наиболее доходных источников консолидированного бюджета Удмуртской Республики в порядке убывания их доли в общем объеме фактических доходов, 2013г. и 2014гг.
2013г. |
2014г. |
||
Наименование показателя |
Наименование показателя |
||
Налог на прибыль, доходы |
0,519 |
Налог на прибыль, доходы |
0,525 |
Безвозмездные поступления |
0,215 |
Безвозмездные поступления |
0,199 |
Налоги на имущество |
0,097 |
Налоги на имущество |
0,110 |
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ |
0,084 |
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ |
0,075 |
Налоги на совокупный доход |
0,038 |
Налоги на совокупный доход |
0,040 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
0,015 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
0,014 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
0,013 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
0,014 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
0,008 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
0,013 |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
0,005 |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
0,004 |
Государственная пошлина |
0,003 |
Государственная пошлина |
0,004 |
Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства |
0,002 |
Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства |
0,002 |
Прочие неналоговые доходы |
0,001 |
Прочие неналоговые доходы |
0,000 |
Налоги, сборы, регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
0,000 |
Налоги, сборы, регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
0,000 |
Административные платежи и сборы |
0,000 |
Административные платежи и сборы |
0,000 |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным платежам |
0,000 |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным платежам |
0,000 |
Всего доходов |
1 |
Всего доходов |
1 |
Далее рассчитаем стандартное отклонение за 2013г.:
Коэффициент вариации за 2013г.:
Стандартное отклонение за 2014г.:
Коэффициент вариации за 2014г.:
Далее определим риск исполнения расходной части консолидированного бюджета Удмуртской Республики. Исходные данные для оценки представлены в таблице 3. Рассчитаем удельный вес (долю ), по каждому показателю в общем объеме расходов за 2013-2014гг., таблица 4.
Таблица 3 — Расходы консолидированного бюджета Удмуртской Республики за 2013г. и 2014г.
Наименование показателя |
2013г. |
2014г. |
||||
план, |
исполнен, тыс.руб. |
% исполнения бюджета |
план, тыс.руб. |
исполнено, тыс.руб. |
% исполнения бюджета |
|
Общегосударственные вопросы |
4424693 |
4189909 |
95 |
5292424 |
4603169 |
87 |
Национальная оборона |
25235 |
23915 |
95 |
26024 |
24729 |
95 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1098898 |
1054272 |
96 |
807173 |
787857 |
98 |
Национальная экономика |
14584430 |
10942685 |
75 |
14562722 |
13757220 |
94 |
ЖКХ |
3441907 |
2684314 |
78 |
3816462 |
2952908 |
77 |
Охрана окружающей среды |
110744 |
91018 |
82 |
148164 |
84686 |
57 |
Культура, кинематография |
2682007 |
2585080 |
96 |
3589174 |
3492145 |
97 |
Образование |
25378716 |
24802081 |
98 |
26909558 |
26549163 |
99 |
Здравоохранение |
10795336 |
10645339 |
99 |
11549637 |
11179513 |
97 |
Социальная политика |
9421561 |
9047243 |
96 |
10057382 |
9582199 |
95 |
Физическая культура и спорт |
1696261 |
1676598 |
99 |
1435985 |
1410432 |
98 |
Средства массовой информации |
184072 |
183797 |
100 |
190126 |
187599 |
99 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
2184301 |
2064923 |
95 |
2783152 |
2516830 |
90 |
Межбюджетные трансферты |
220047 |
48749 |
22 |
76075 |
28181 |
37 |
Всего расходов |
76248208 |
70039923 |
92 |
81244058 |
77156631 |
95 |
Таблица 4 — Распределение расходов консолидированного бюджета в порядке убывания их доли в общем объеме фактических расходов, 2013г. и 2014г.
2013г. |
2014г. |
||
Наименование показателя |
Наименование показателя |
||
Образование |
0,354 |
Образование |
0,344 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
0,156 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
0,178 |
Здравоохранение |
0,152 |
Здравоохранение |
0,145 |
Социальная политика |
0,129 |
Социальная политика |
0,124 |
Общегосударственные вопросы |
0,060 |
Общегосударственные вопросы |
0,060 |
ЖКХ |
0,038 |
Культура, кинематография |
0,045 |
Культура, кинематография |
0,037 |
ЖКХ |
0,038 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
0,029 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
0,033 |
Физическая культура и спорт |
0,024 |
Физическая культура и спорт |
0,018 |
Национальная оборона |
0,015 |
Национальная оборона |
0,010 |
Средства массовой информации |
0,003 |
Средства массовой информации |
0,002 |
Охрана окружающей среды |
0,001 |
Охрана окружающей среды |
0,001 |
Межбюджетные трансферты |
0,001 |
Межбюджетные трансферты |
0,001 |
Национальная экономика |
0,001 |
Национальная экономика |
0,001 |
Всего расходов |
1 |
Всего расходов |
1 |
Далее рассчитаем стандартное отклонение за 2013г.:
Коэффициент вариации за 2013г.:
Стандартное отклонение за 2014г.:
Коэффициент вариации за 2014г.:
Полученные результаты расчетов и их интерпретация представлены в таблице 5.
Таблица 5 — Оценка исполнения консолидированного бюджета Удмуртской Республики, 2013г. и 2014г.
Год |
Наименование показателя |
% исполнения бюджета |
качественная оценка значений коэффициента вариации |
||
низкий риск (от 0 до 5%) |
средний риск (от 5 до 10%) |
высокий риск (свыше 10%) |
|||
2013 |
доходы |
99 |
|
8,36 |
|
расходы |
92 |
|
6,91 |
|
|
2014 |
доходы |
94 |
|
6,96 |
|
расходы |
95 |
|
5,75 |
|
Таким образом, за рассмотренный период 2013-2014гг. выявлено, что исполнение бюджета по доходам и расходам отклоняется незначительно от плановых показателей, также не установлено высокого уровня риска исполнения бюджета по доходам и расходам.
Владение информацией о результатах оценки рисков исполнения бюджета по доходам и расходам дает возможность представителям исполнительной и законодательной власти принимать управленческие решения, позволяющие повысить уровень эффективности управления бюджетами всех уровней, в том числе:
- проводить планирование доходов и расходов бюджета с учетом риска;
- совершенствовать учет поступлений платежей в бюджет;
- осуществлять контроль за расходованием бюджетных средств и т.п.
На сегодняшний день, область бюджетных отношений не имеет достаточного методического и организационно-правового обеспечения в сфере оценки и учета бюджетного риска.
Читайте также
Библиографический список
- Приказ Минфина РФ от 19 октября 2011г. № 383 «О порядке осуществления в Министерстве финансов Российской Федерации оперативного мониторинга качества финансового менеджмента». URL: http://www.mnogozakonov.ru/catalog/date/2011/10/19/72476/ .
- Гамукин В.В. Бюджетные риски: введение в общую аксиоматику // Terra Economicus. — 2013. — Т. 11. № 3. — С. 52-61.
- Отчет об исполнении консолидированного бюджета Удмуртской Республики. URL: http://www.mfur.ru/budjet/ispolnenie/otchet/2014.php
References
- The order of the Ministry of Finance of the Russian Federation of October 19, 2011 No. 383 About a procedure in the Ministry of Finance of the Russian Federation of expeditious monitoring of quality of financial management [Prikaz Minfina RF ot 19 oktjabrja 2011g. № 383 «O porjadke osushhestvlenija v Ministerstve finansov Rossijskoj Federacii operativnogo monitoringa kachestva finansovogo menedzhmenta»]. URL: http://www .mnogozakonov.ru/catalog/date/2011/10/19/72476/ .
- Gamukin V. V. Budgetary risks. introduction to the general axiomatics [Bjudzhetnye riski. vvedenie v obshhuju aksiomatiku]. Terra Economicus. 2013. T. 11. No. 3. pp. 52-61.
- The report on performance of the consolidated budget of the Udmurt Republic [Otchet ob ispolnenii konsolidirovannogo bjudzheta Udmurtskoj Respubliki]. URL: http://www .mfur.ru/budjet/ispolnenie/otchet/2014.php .