Главная страница » Публикации » 2015 » №11 (59) » Вуз как организация социального предпринимательства: возможности интеграции в инновационную экономику региона

Вуз как организация социального предпринимательства: возможности интеграции в инновационную экономику региона

Higher educational institution as an organization of social entrepreneurship: the opportunities of integration into the economy of the region

Вуз как организация социального предпринимательства: возможности интеграции в инновационную экономику региона

Авторы

Гешко Олеся Александровна
старший преподаватель кафедры экономики, менеджмента и маркетинга
Россия, Омский государственный педагогический университет
o.geshko@yandex.ru

Аннотация

В статье обозначена необходимость повышения эффективности механизма взаимодействия в системе «государство - вуз - бизнес». Приведена условная модель «социально-предпринимательского вуза» и выделены наиболее важные характеристики, присущие образовательному учреждению предпринимательского типа. Обозначена значимая связь между вузом и предприятиями малого и среднего бизнеса в плане развития инновационной инфраструктуры предпринимательства и способствования развитию экономики региона. Результаты исследования могут быть использованы в качестве концептуальных положений для разработки стратегии развития высшего учебного заведения. 

Ключевые слова

Инновационная структура предпринимательства, предпринимательский университет, социально-предпринимательский вуз.

Рекомендуемая ссылка

Гешко Олеся Александровна. Вуз как организация социального предпринимательства: возможности интеграции в инновационную экономику региона // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №11 (59). Номер статьи: 5901. Дата публикации: 08.11.2015. Режим доступа: https://sovman.ru/article/5901/

Authors

Geshko Olesja Aleksandrovna
a senior lecturer Economics, Management and Marketing
Russia, Omsk State Pedagogical University
o.geshko@yandex.ru

Abstract

The necessity of the relationship "government" higher educational institution "business" improving is underlined in the article. The model of a “socio – entrepreneurial educational institution” and its main characteristics are described here. Strong connections between higher educational institutions and small and medium – sized businesses as a part of innovation infrastructure development and regional economy development are analyzed in the paper. The results of the research can be used as conceptual ideas for the development structure of higher educational institutions.

Keywords

Entrepreneurship innovation structure, entrepreneurial university, socio – entrepreneurial higher educational institution.

Suggested citation

Geshko Olesja Aleksandrovna. Higher educational institution as an organization of social entrepreneurship: the opportunities of integration into the economy of the region // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №11 (59). Art. #  5901. Date issued: 08.11.2015. Available at: https://sovman.ru/article/5901/


Актуальность проблемы исследования продиктована тем, что события, происходящие в нашем обществе в последние годы, обуславливают необходимость формирования инновационной экономики как важнейшего стратегического направления развития. В этой связи инновации необходимо рассматривать как один из факторов конкурентоспособности каждого отдельного региона и всего государства в целом.

Инновации выступают в качестве сложного процесса с экономической и политической стороны, в основе которого сочетание и использование научного и интеллектуального потенциалов (рис.1).

Рис. 1. Ключевые потенциалы инновационного развития региона

Обеспечение процессов инновационного развития региона предполагает создание соответствующих условий – единой системы по генерированию и преобразованию знаний в новые продукты товары, технологии, с целью удовлетворения реальных и потенциальных потребностей рынка. При этом усиление инновационной деятельности на региональном уровне будет способствовать повышению эффективности инновационной деятельности в масштабах всей страны.

В качестве задач по оперативному и  стратегическому планированию региональной инновационной политики можно рассматривать следующие:

  • активизация инновационной деятельности, направленная на выпуск конкурентоспособной продукции соответствующего качества;
  • максимизация возможностей по использованию передовых достижений науки;
  • структурная перестройка ведущих отраслей экономики региона;
  • разработка на уровне региона научно-технических и инновационных проектов и программ с целью повышения уровня социально-экономического развития;
  • расширение направлений осуществлений осуществления региональных заказов на научную, инновационную и научно-техническую продукцию и т.д.

Отметим, что развитие российского сектора исследований и разработок носит неоднородный характер, что вызвано влиянием следующих обстоятельств:

  • значительная автономия от бизнеса;
  • зависимость от финансовой поддержки государства;
  • недостаточное число малых и средних инновационных предприятий, обладающих достаточным потенциалом для внедрения разработок и пр.

Приоритетным направлением является совершенствование инновационной инфраструктуры предпринимательства. Во многом реализация указанного может быть обеспечена за счет повышения эффективности механизма взаимодействия в системе «государство — вуз — бизнес» [1].

В современных условиях особо актуально построение инновационного развития региона на базе модели тройной спирали, которая как раз и предполагает организацию сбалансированных отношений трех институтов: вуза, государства и бизнеса, причем роль вуза в этих отношениях лидирующая. Здесь мы имеем дело с появлением у университетов новой для них функции – предпринимательской, которая позволяет стать активным игроком в социально-экономическом развитии своего региона.

Таким образом, кроме решения традиционных общих задач высшего образования, университетам целесообразно задуматься о реализации предпринимательской функции, которая способствует формированию инновационной культуры и носит системообразующий характер.

В отличие от ведущих вузов России, обладающих наибольшим потенциалом и возможностями, региональные коллеги для достижения своей миссии и предоставления качественных образовательных услуг вынуждены мобилизировать для этого все свои ресурсы, которых часто не хватает.

Модернизация отечественной системы образования, а также повсеместные процессы укрупнения и оптимизации негативно отразились на деятельности региональных вузов, вызвав необходимость формирования навыков, разработки технологии и механизма по привлечению финансовых ресурсов. К сожалению не все вузы обнаруживают высокий уровень проектной культуры, позволяющий получать гранты и направлять их на нужды своего развития. В этой связи, видится один из выходов — реализация партнерского сотрудничества с бизнесом, через реализацию совместных коммерческих проектов.

В системе высшего образования в РФ уже есть положительные примеры подобного сотрудничества, где обе стороны получают выгоду от проявления синергетического эффекта. Здесь возможны следующие формы взаимодействия вуза и предприятий малого и среднего бизнеса:

  • проведение лекционных и практических занятий специалистами предприятий, направленных на формирование у студентов профессиональных компетенций;
  • осуществление целевого заказа на подготовку конкретных специалистов для бизнеса;
  • создание при вузах лабораторий с приобретением необходимого оборудования;
  • открытие на базе вуза студенческого бизнес-инкубатора и центров инноваций;
  • предоставление студентам базы предприятия для прохождения производственной практики;
  • оказание спонсорской поддержки;
  • предоставление заказа на проведение научно-исследовательских разработок;
  • кооперирование вуза и предприятий для реализации совместных инновационных проектов и пр.

Подобная практика взаимодействия существует и в Омском регионе. Так с 2010 года благодаря подписанию соглашения о сотрудничестве в сфере поддержки и развития малого и среднего предпринимательства с бизнес-инкубаторами, последние были созданы при омских учебных заведениях, в том числе и вузах.

Основная цель такого взаимодействия в создании необходимых условий, которые позволяют организовать и выстроить эффективную деятельность научно-инновационных коллективов студентов, аспирантов, научных работников и предпринимателей для совместной реализации различных проектов и продвижения оригинальных научно-технических идей. К примеру, при Межвузовском инновационном бизнес-инкубаторе (МИБИ) в Омском государственном университете в 2013 году было зарегистрировано уже 15 малых инновационных предприятий, учредителями которых являются как молодые ученые и сотрудники омских вузов, так и сам университет.

Создание такой инновационной инфраструктуры дает сильный импульс к реализации научно-инновационных проектов, предоставляя талантливой молодежи широкие возможности для осуществления своих идей и их поддержку в различных структурах региона.

Сегодня вузу необходимо развивать свою предпринимательскую активность, которая способствует решению ряда задач:

  • содействие развитию малого и среднего предпринимательства;
  • создание на территории региона мощного звена инновационных компаний;
  • способствование протеканию процессов динамических преобразований в социально-экономической сфере.

Таким образом, вуз призван играть решающую роль на пути раскрытия и развития инновационного потенциала региона. В этой связи, целесообразно говорить о построении новой модели вуза как предпринимательской организации, главное отличие которой в постоянном поиске новых возможностей.

Те университеты, перед которыми стоит задача по развитию в новых условиях, находятся в активном поиске инновационных форм как образовательной, так и научной деятельности, а также взаимовыгодных форм взаимодействия с регионом.

Отметим, что сам термин «предпринимательский университет» не является новым. Вопросы  университетского менеджмента начали рассматриваться в работах исследователей еще с 1990-х гг.,  благодаря чему появились различные публикации на данную тему. Особо известны работы авторов Ж. Ропке, Б. Кларка и др. Тем не менее, применение самого термина «предпринимательство» в отношении вуза воспринимается весьма неоднозначно в широких научных и преподавательских кругах.

Использование термина «предпринимательская организация», как одного из способов внутреннего устройства организации любого вида, применительно к университету не означает отождествление последнего с другими видами организаций. Для вуза предпринимательское действие представляет особенности функционирования в условиях влияния факторов внешней среды и активного освоения новой информации, что обуславливает особую рациональность работы. Указанное обуславливает осуществление различного рода изменений внутренней среды вуза, от корректировки миссии учебного заведения до преобразований в его структуре управления.

На сегодняшний день известны два пути становления предпринимательского вуза:

  • предпринимательский вуз по результату, где его преподаватели и выпускники создают различные инновационные компании, являющиеся высокотехнологичными;
  • предпринимательский вуз по типу действия команды управленцев, т.е. «университет-предприниматель», что предполагает наличие у вуза  мощного академического центра и структуры, позволяющей реализовывать проекты; а также финансовую самостоятельность.

Отметим, что первый путь осуществляется посредством создания системы управления, разработки механизмов и выбора таких инструментов, которые позволят преподавателям, студентам, аспирантам вуза создавать инновационные компании [2].

Выбор второго пути предполагает построение вуза-лидера с формированием управленческой команды, которая действует как предприниматель. Такой университет имеет мощный академический центр и отличается многообразием форм финансирования. Выделим  отдельные характеристики университета-предпринимателя:

  • наличие усиленного центра управления за счет оптимального совмещения традиционных университетских функций с  новыми управленческими ценностями;
  • обширная периферия развития предполагающая непрерывный рост подразделений внутри вуза с их взаимосвязью с различными предпринимательскими структурами за пределами университета;
  • диверсификация источников финансирования, что позволяет вузу не только иметь наличие средства, но и распоряжаться ими по собственному усмотрению;
  • формирование академического центра нового типа, где кафедры и факультеты становятся предпринимательскими подразделениями;
  • способствование развитию интегрированной предпринимательской культуры вуза, позволяющей обеспечить условия для  взаимодействия идей с практической деятельностью.

Для того, чтобы вуз мог считать себя предпринимательским, ему необходимо работать над преодолением ограничений в трех существенных сферах:

  • Генерация знаний: организация непрерывного процесса разработки новых  исследовательских методов, изучения новых областей знания, а также новых проблем в уже известных областях;
  • Преподавание: развитие инновационных методов обучения как синтеза передовых достижений науки и практики;
  • Внедрение знаний в практику: организация взаимодействия с внешней средой.

Следует отметить, что вуз должен стать не просто предпринимательским, а организацией «социально-предпринимательского типа». При этом, социально-предпринимательским будем называть такой вуз, в котором доход выступает как средство для достижения миссии, следовательно, миссия выступает в качестве основного критерия оценки эффективности осуществления предпринимательской деятельности.

Рисунок 2 отражает особенности вуза нового типа как агента изменений в социально-экономической сфере региона.

Рис. 2.Особенности социально-предпринимательского вуза

Развитие социально-предпринимательского вуза предполагает управление его внутренними изменениями, которые должны быть адекватны изменениям во внешней среде. Данный процесс необходимо строить на основе стратегического самоопределения вуза, где в реализацию плановой функции вовлечены все заинтересованные стороны. Являясь предпринимательской организацией, вуз становится институциональной средой для инновационного развития региона. Частичная реализация институциональных сфер посредством осуществления некоторых их  функций, являющихся нетрадиционными для самого вуза, является источником инноваций. Таким образом, наряду с образованием и научными исследованиями, вуз  способен вносить свой вклад в развитие инновационной экономики региона посредством создания новых предприятий в университетских бизнес-инкубаторах. Бизнес  при этом оказывает образовательные услуги в различных формах, а само государство выступает в качестве общественного предпринимателя и венчурного инвестора.

Благодаря своему новому облику вуз способствует повышению уровня развития региона посредством:

  • подготовки квалифицированных специалистов для разных отраслей экономики;
  • способствования технологическому развитию региона за счет НИОКР, проектной деятельности бизнес-инкубаторов и технопарков, оказания консультационной поддержки бизнесу;
  • организации системы повышения квалификации и переподготовки и пр.

Функционирование социально-предпринимательского вуза разворачивается одновременно в нескольких плоскостях: научные и исследовательские разработки, образовательная деятельность, региональное бизнес-проектирование. Указанное вызывает необходимость диверсификации источников финансирования вуза за счет выполнения государственного заказа, расширения спектра оказания консалтинговых услуг, привлечения инвестиций, выполнения крупных региональных проектов [3].

Развитие вуза должно быть ориентировано на закрытие двух ключевых позиций:

  • Активное применение знаний на практике.
  • Реализация результатов интеллектуальной деятельности на базе предприятия и организаций.

На рис. 3 представлена условная модель социально-предпринимательского вуза.

Рис. 3. Условная модель социально-предпринимательского вуза

Основное отличие от классических вузов в том, что предпринимательские вузы основаны на системной интеграции преподавательской, научно-исследовательской, а также предпринимательской деятельности, имеют в составе своей структуры объекты инновационной инфраструктуры.

Выше приведенные рассуждения позволили выделить наиболее важные характеристики социально-предпринимательского вуза:

  • акцент на достижении результата благодаря симбиозу трех функций: образовательной, научно-исследовательской и предпринимательской;
  • наличие непосредственного опыта работы с некоммерческими организациями, в том числе и социально ориентированными;
  • открытость сообществу как способ разработки и реализации инновационных проектов, направленных не только на повышение эффективности деятельности самого вуза, но и на решение социально-экономических проблем региона;
  • построение модели вуза с организационной структурой матричного типа, позволяющей решать задачи в рамках программно-проектного управления;
  • разработка конкурсов, создание дискуссионных площадок, позволяющих вовлекать в инновационно-предпринимательские процессы представителей власти и бизнеса;
  • ориентация на потребности общества.

Приведенные характеристики позволяют вывести «формулу» социально-предпринимательского вуза, как слагаемого трех компонентов (рис. 4):

Рис.4. Ключевые элементы социально-предпринимательского вуза

Указанное позволит вузу обеспечить взаимодействие с различными целевыми аудиториями, посредством реализации мероприятий в выбранных направлениях.

Заключение

Современные условия в сфере высшего образования предполагают трансформацию вузов из учреждений, реализующих образовательную и научно-исследовательскую функции, в организации предпринимательского типа. Новая миссия таких вузов ориентирована на развитие инновационного потенциала территории. Таким образом, вуз не только дает студентам новые знания, но и приносит пользу своему региону, за счет применения современных форм внешнего сотрудничества. Благодаря такому сотрудничеству институциональных сфер — государства, вуза и бизнеса, обеспечивается решение значимых социально-экономических проблем.

Читайте также






Библиографический список

  1. Богачева О. В. Основные противоречия взаимодействия малого предпринимательства и высшей школы в условиях развития инновационной экономики // В мире научных открытий. 2011. — № 6. — С. 212-221.
  2. Бондаренко Т.Н., Латкин, А.П. Эффективность взаимодействия образовательных учреждений и бизнес — среды: теория, методология, практика. Владивосток: ВГУЭС, 2010. — 188 с.
  3. Переверзев М.П., Лунева А.М. Предпринимательство и бизнес. М.: ИНФРА-М, 2010. — 174 с.

References

  1. Bogacheva O. V. basic contradictions interaction of small business and higher education in the conditions of development of innovative economy [Osnovnye protivorechija vzaimodejstvija malogo predprinimatel’stva i vysshej shkoly v uslovijah razvitija innovacionnoj jekonomiki].  In the world of scientific discoveries. 2011. № 6. pp. 212-221.
  2. Bondarenko T.N., Latkin A.P. The effectiveness of interaction between educational institutions and business — environment: theory, methodology, practice [Jeffektivnost’ vzaimodejstvija obrazovatel’nyh uchrezhdenij i biznes  sredy, teorija, metodologija, praktika]. Vladivostok. Publishing VSUES, 2010. 188 p.
  3. Pereverzev M.P., Luneva A.M. Entrepreneurship and business [Predprinimatel’stvo i biznes]. M . INFRA-M, 2010. 174 p.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх