Обеспечение кадровой безопасности авиастроительных предприятий: аналитика и решение проблемы
Provide personnel security aircraft construction enterprises: analysis and solution
Авторы
Аннотация
В статье приводится аналитический аппарат исследования проблемы обеспечения кадровой безопасности авиастроительных предприятий, на основании которого сформирована авторская позиция относительно сложившейся ситуации на рынке трудовых ресурсов сферы авиационных транспортных систем. Для решения указанной проблемы определен современный инструментарий, активно используемый предприятиями отечественного авиастроения.
Ключевые слова
кадровая безопасность, авиастроение, трудовые ресурсы, стратегия инновационного развития, направления подготовки авиастроительных специальностей, ОАК, программа инновационного развития.
Рекомендуемая ссылка
Михайлюк Анна Владимировна. Обеспечение кадровой безопасности авиастроительных предприятий: аналитика и решение проблемы // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №9 (69). Номер статьи: 6904. Дата публикации: 30.09.2016. Режим доступа: https://sovman.ru/article/6904/
Authors
Abstract
This paper provides an analytical apparatus for studying the problem of ensuring the safety of personnel aircraft building enterprises on the basis of which formed the author's position on the current situation in the market of labor resources in the sphere of air transport systems. To solve this problem, defined the modern tools used extensively by enterprises of domestic aircraft industry.
Keywords
personnel safety, aeronautics, human resources, innovation development strategy, areas of training aircraft construction specialties, KLA, the program of innovative development.
Suggested citation
Mihajljuk Anna Vladimirovna. Provide personnel security aircraft construction enterprises: analysis and solution // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №9 (69). Art. # 6904. Date issued: 30.09.2016. Available at: https://sovman.ru/article/6904/
Введение
В настоящей статье обеспечение кадровой безопасности предприятий авиастроительной отрасли рассматривается на макроуровне: с позиции подготовки квалифицированных кадров в авиастроении и эксплуатации авиационной техники, дефицит которых заявлен в качестве основной проблемы научно-технологического развития РФ [1].
Рынок трудовых ресурсов сферы авиационных транспортных систем
Основным институтом, регулирующим равновесие на рынке трудовых ресурсов сферы авиационных транспортных систем, является государство [2].
Однако, несмотря на государственную поддержку, на данный момент проблема устаревания «авиастроительных» кадров полностью не искоренена. Многие представители авиастроительных предприятий, в том числе по производству авиационных двигателей, скептически относятся к кадровому вопросу в упомянутой выше отрасли, утверждая, что основной фактор, препятствующий развитию авиастроения, — это дефицит молодых специалистов. Что в конечном итоге ставит под сомнение возможность внедрения инноваций в авиастроение.
Для поиска решения проблемы дефицита квалифицированных кадров необходимо оценить ситуацию, сложившуюся в области профессиональной подготовки специалистов отрасли авиастроения.
Начало 2000-х годов для России можно охарактеризовать как период стагнации на рынке трудовых ресурсов сферы авиационных транспортных систем по причине деградации серийных производств в большинстве авиастроительных предприятий: отсутствие научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и резкое сокращение заказов привели к стремительной деквалификации специалистов в сфере авиастроения.
В настоящее время рост научно-технического и экономического потенциала ОПК (в частности авиастроения) занимает центральное место среди векторов инновационного развития России: от разработки и закрепления различного рода стратегий развития на законодательном уровне до пообъектной реализации и исполнения ФЦП. Такие целевые ориентиры служат своего рода «толчком» к формированию спроса и предложения на рынке трудовых ресурсов сферы авиационных транспортных систем. В базовых вузах авиастроительной отрасли стремительно растет и развивается кадровая подготовка, общая картина по приоритетным направлениям которой представлена на рисунках 1 – 2.
Рисунок 1 – Информация о подавших заявления по направлениям подготовки авиастроительных специальностей (ВПО) за период 2013 – 2015 гг.
На основании данных, представленных на рисунке 1, можно сделать вывод об эффективности мероприятий по формированию предложения на рынке трудовых ресурсов сферы авиационных транспортных систем со стороны государства: число абитуриентов, получивших возможность обучаться за счет бюджетных ассигнований значительно больше, нежели – с полным возмещением стоимости обучения.
При этом только по программе магистратуры «Авиастроение» доля принятых на обучение студентов в общем числе подавших заявления превышает половину (в среднем за период 2013-2015 гг.).
В то же время наблюдается существенный разрыв в численности поступивших по направлениям подготовки специалитета и бакалавриата с одной – и магистратуры, с другой стороны.
Однако это однозначно нельзя рассматривать как отрицательную тенденцию, поскольку в данном случае имеет место дисбалансировка в развитии реформы высшего профессионального образования по направлениям подготовки в целом по всем специальностям: желающих поступать в магистратуру по отдельно взятой специальности намного меньше, чем выпускников-бакалавров.
Сложившаяся ситуация на выпускающих кафедрах программ подготовки по авиастроительному профилю рисует «печальную» картину: доля выпускников таких программ подготовки менее 1% в среднем за период 2013-2016* гг. (рисунок 2). Проблема усложняется еще и тем, что подавляющее большинство выпускников предпочитают работу не по специальности.
Рисунок 2 – Информация о фактическом (2013 – 2015 гг.) и ожидаемом выпуске (2016* г.) по направлениям подготовки ВПО
Таким образом, представленная аналитическая информация дает возможность сформировать следующие выводы относительно сложившейся ситуации:
- во-первых, уже имеющееся предложение на рынке квалифицированных кадров авиастроительной специализации имеет тенденцию к стремительному росту, в частности по программам подготовки бакалавриата и магистратуры (направление «авиастроение»);
- во-вторых, дальнейшее стимулирование и «накачка» трудовыми ресурсами авиастроительной отрасли зависит от действенности (эффективности) государственных мер по установлению отлаженного взаимодействия между будущими студентами как потенциальной рабочей силой и авиастроительными предприятиями как потенциальными работодателями.
Учитывая приоритеты государства в части развития ОПК (в особенности авиастроительной отрасли), для решения проблемы обеспечения кадровой безопасности целесообразным является:
- осуществление различного рода государственных программ по поддержке кадровой подготовки на авиастроительных предприятиях;
- стимулирование развития отечественными авиастроительными предприятиями центров подготовки и переподготовки кадров.
В этой связи возникает необходимость организации взаимодействия трех основных сторон:
- соответствующих государственных органов (исполнительная власть);
- промышленности: Объединённая Авиастроительная Корпорация (далее по тексту ОАК);
- ВУЗов, имеющих лицензии на подготовку специалистов по соответствующим специальностям.
Таким образом, зачисление студента в ВУЗ должно сопровождаться оформлением и регулированием юридических отношений «студент – государство – ОАК».
Рассмотрим более подробно организацию указанного выше взаимодействия.
В январе 2014 года стартовала программа Правительства по развитию в России системы дуального образования: теоретические знания и практические навыки, полученные студентами в ВУЗе, закрепляются обязательной производственной подготовкой. Особый интерес к данному проекту проявили 23 российских региона, среди которых отобраны пять областей, где уже сейчас реализуются некоторые направления проекта. Самое примечательное, что среди победителей – Ульяновская область. Для органов исполнительной власти участие в данном проекте сопряжено со значительными финансовыми затратами: средства на подготовку рабочих и инженеров должны выделяться из регионального бюджета.
Кооперации ОАК с ВУЗами и научными заведениями отводится далеко не последнее место среди основных направлений инновационного развития авиастроительной корпорации (рисунок 3).
Рисунок 3 – Кооперация с ВУЗами и научными заведениями в системе инновационного развития ОАК
Ответственные лица ОАК включены в базовые Учебно-методические объединения (МАИ, МГТУ) в целях организации совместной работы по государственным образовательным стандартам и развитию системы дуального образования в авиастроительной отрасли.
Следует отметить, что реализация совместных проектов по подготовке и переподготовке кадров авиастроительной отрасли в рамках действующих Федеральных целевых программ проводится с 2008 года [7].
Заслуженное право называться лучшим практиком дуального образования принадлежит АО «Авиастар-СП» в г.Ульяновск (наряду с другими дочерними компаниями ОАК).
Заявленные в стратегии развития ОАК целевые ориентиры относительно объемов производства потребуют в течение ближайших лет привлечения кадрового резерва на предприятия (различных квалификаций авиастроительного профиля) [5].
Фактический и ожидаемый прирост персонала ОАК с высшим образованием представлен на рисунке 4.
Рисунок 4 – Фактический и ожидаемый прирост персонала с ВПО по ОАК
Такой прирост квалифицированных кадров за анализируемый период можно рассматривать в качестве эффекта, полученного в результате реализации государственных образовательных программ и участия государства в повышении качества образования и подготовки кадров ОАК.
Заключение
В заключение следует отметить, что для успешной реализации описанного выше инструментария обеспечения кадровой безопасности авиастроительных предприятий необходима значительная правительственная (прежде всего финансовая) поддержка, поскольку даже первые попытки организации взаимодействия авиастроительных предприятий с ВУЗами в целях подготовки высококвалифицированных кадров (с высшим профессиональным образованием) обходятся предприятиям слишком дорого. Заключение контрактов с Правительством предусматривает только 50%-ую оплату за обучение студентов, остальное тяжким грузом ложится на «хрупкие плечи» авиазавода, который кроме всего прочего производит выплату стипендий студентам.
Таким образом, главная цель в обеспечении кадровой безопасности авиастроительных предприятий – перенос акцентов на инновационное развитие учебного процесса, организованного в ключевых ВУЗах, готовящих специалистов по основным авиастроительным специальностям.
Читайте также
Библиографический список
- Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Правительством РФ) [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.consultant.ru — Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://government.ru по состоянию на 22.01.2014 г.
- Стратегия развития авиационной промышленности на период до 2015 года [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.consultant.ru — Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://www.minpromtorg.gov.ru по состоянию на 04.04.2013 г.
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013 — 2025 годы»: утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 303 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru
- Михайлюк А.В. Экономическая безопасность отечественных предприятий авиастроительной отрасли // Экономика и предпринимательство. 2014. № 11-2. С. 705-707.
- http://www.asi.ru/news/20685
- http://unirating.ru/news.asp?id=226&lnt=6
- http://www.uacrussia.ru/ru/
- http://минобрнауки.рф/министерство/статистика/информация-
References
- Forecast of scientific and technological development of the Russian Federation for the period up to 2030 (Approved by the RF Government) [Prognoz nauchno-tehnologicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda (utv. Pravitel’stvom RF)]. Access: http://www.consultant.ru The text of the document is given in accordance with the publication on the website http: / /government.ru as of 22/01/2014, the
- Strategy of development of the aviation industry for the period up to 2015 [Strategija razvitija aviacionnoj promyshlennosti na period do 2015 goda]. Access: http://www.consultant.ru The text of the document is given in accordance with the publication on the website http://www.minpromtorg.gov.ru as of 04/04/2013, the
- The state program of the Russian Federation Development of the aviation industry in 2013 – 2025. approved. RF Government Decree of 15.04.2014 N 303 [Gosudarstvennaja programma Rossijskoj Federacii Razvitie aviacionnoj promyshlennosti na 2013 – 2025 gody. utv. Postanovleniem Pravitel’stva RF ot 15.04.2014 N 303]. Access: http://www.consultant.ru
- Mihajljuk A.V. The economic security of domestic enterprises aircraft industry [Jekonomicheskaja bezopasnost’ otechestvennyh predprijatij aviastroitel’noj otrasli]. Economy and Entrepreneurship. 2014. № 11-2. P. 705-707.
- http://www.asi.ru/news/20685
- http://unirating.ru/news.asp?id=226&lnt=6
- http://www.uacrussia.ru/ru/
- http://минобрнауки.рф/министерство/статистика/информация-