Особенности методологии регионального стратегирования

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
Авторы


профессор, доктор экономических наук, директор ИСИ РБ
Россия, Институт стратегических исследований Республики Башкортостан
koroltay@mail.ru


Доцент, кандидат экономических наук, Руководитель ЦЭИ РБ
Россия, Институт стратегических исследований Республики Башкортостан
dagamilova@gmail.com


младший научный сотрудник ЦЭИ РБ
Россия, Институт стратегических исследований Республики Башкортостан
adelya.sharipova.93@mail.ru

Аннотация

В статье рассмотрены актуальность и необходимость учета особенностей и специфичности методологии разработки стратегии социально-экономического развития на региональном уровне, на примере Республики Башкортостан.
При возникновении идеи создания Стратегии социально-экономического развития региона, очевидна необходимость научной проработки и изучения вопросов выбора методологии разработки регионального стратегирования, с целью эффективного и рационального использования потенциала республики в социальном секторе и секторе экономики. Если рассматривать регион как отдельный хозяйствующий субъект страны, то необходимо взять во внимание индивидуальность политики, интересов региона, поставленные перед регионом цели и задачи перспективы развития, при этом, учитывая конкурирующие отношения с соседними регионами за бюджетные и частные инвестиции. В этой связи возник научный интерес особенности методологии разработки регионального стратегирования.

Ключевые слова

региональное стратегирование, социально-экономическое развитие региона, стратегические инициативы развития, территориальное развитие, стратегическое развитие Республики Башкортостан

Print Friendly, PDF & Email

Читайте также

Статья также доступна (this article also available):

Рекомендуемая ссылка

Котов Дмитрий Валерьевич , Гамилова Диляра Агеламовна , Шарипова Аделя Радиковна
Особенности методологии регионального стратегирования// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №12 (72). Номер статьи: 7211. Дата публикации: . Режим доступа: https://sovman.ru/article/7211/

Введение

Стратегия социально-экономического развития Республики Башкортостан на период до 2030 года разрабатывается для дальнейшего формирования и эффективного использования накопленного потенциала республики в условиях нестабильной мировой экономической системы, глобальных вызовов социокультурного и технологического характера.

На сегодняшний день перед республикой стоит целый ряд задач, направленных на достижение таких целей как:

  • создание условий для стабильного, но опережающего социально-экономического развития республики и обеспечения на этой основе высокого качества жизни граждан;
  • объединение усилий граждан, бизнес-сообщества и органов власти в решении важнейших актуальных проблем, снятии барьеров для полноценной реализации всего имеющегося потенциала развития в республике;
  • формирование устойчивой системы стратегического планирования, соединяющей уровни государственного и муниципального управления для формирования четких и ясных, полностью разделяемых перспектив развития на период до 2030 года и на дальнейшую перспективу.

Для достижения выше представленных целей, важно учитывать максимум внешних и внутренних факторов влияния на социально-экономическую эффективность разрабатываемой стратегии. В этой связи авторами представлены различные точки зрения, направления, тенденции особенностей методологий стратегического планирования через научные школы стратегий.

 

Проблема регионального стратегирования

На данный момент в Российской Федерации за последние 5 – 7 лет все больше регионов начинают заниматься  стратегическим развитием. Не осталась в стороне и Республика Башкортостан. В связи с этим актуальным вопросом является вопрос методологического поиска, то есть, на каких основах будет строиться стратегия региона.

На сегодняшний день научной методологии или школы регионального стратегирования не существует, что вызывает ряд трудностей при ее разработке. В этой связи регион не ограничен в выборе методов разработки стратегического планирования, кроме Федерального Закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Ввиду данной проблемы существенно увеличилось количество научных публикаций и диссертационных исследований по проблематике регионального стратегического планирования.

Сегодня в мировой науке нет научной школы по региональному стратегическому планированию и управлению, равной по своей значимости научным школам стратегирования на уровне фирм и корпораций. Поэтому в статье предложен анализ существующих школ и определены, принципы школ наиболее близки для реализации стратегии на региональном уровне (Таблица 1).

 

Таблица 1 – Научные школы стратегического менеджмента[3]

Название школыОсновные положения
Школа дизайна. Стратегирование, как процесс осмысленияОсновной акцент сосредотачивается на оценке внешних и внутренних ситуаций. Важное значение имеют: убеждения и предпочтения индивидов, формально возглавляющих организацию; социальная ответственность, в частности моральные устои  общества.
Школа планирования. Построение стратегии как формальный процесс.Основная идея — формальный анализ, формальное обучение с тем, чтобы количественно выразить задачи стратегии. Модель планирования:

1) постановка задачи;
2) стадия внешнего аудита;
3) стадия внутреннего аудита;
4) стадия оценки стратегии;
5) стадия операционализации стратегии.

Школа позиционирования. Построение стратегии как аналитический процесс.Школа фокусируется на содержании стратегии. Сторонники данной научной школы заняты не столько процессом формирования стратегии, сколько актуальным их содержанием.
Школа предпринимательства. Построение стратегии как процесс предвидения.Школа предпринимательства понимает стратегию как перспективу, подсказанную интуитивным видением (ощущением). Но эта школа относится к стратегической перспективе не как к коллективному или культурному построению, а как к построению верховного руководителя организации. Таким образом, организация зависит от диктата индивида.
Когнитивная школа. Построение стратегии как ментальный процесс.Основная идея:  — формирование стратегии есть происходящий в голове стратега процесс познания;  — стратегии зарождаются как перспективы;  — информация будет расшифрована и станет интерпретацией мира в том виде, в каком он воспринимался;  — как и концепции, стратегии «рождаются в муках», но даже тем, которым удалось «появиться на свет», весьма далеки от совершенства.
Школа обучения. Построение стратегии как развивающийся процесс.Упор делается не на то, как стратегии формулируются (показатели, цели и др.), а как они формируются.  Согласно школе обучения стратегии возникают, когда люди, действуя иногда индивидуально, а чаще — коллективно, приходят к изучению складывающейся ситуации и способностей организации справиться с ней, что, в конечном счете, приводит к действенной схеме поведения.
Школа власти. Построение стратегии как переговорный процесс.Стратегию в данной концепции рассматривают как сделку или компромисс между конфликтующими индивидами, группами или коалициями. Для любой организации, если внести в нее фактор неопределенности, придется иметь дело с политикой, под которой подразумевается использование власти. Конкурентные цели индивидов и коалиций ведут к тому, что любая заранее разработанная стратегия будет нарушаться и искажаться, так как люди постоянно играют в политические игры.
Школа культуры. Построение стратегии как коллективный процесс.Школа культуры концентрируется на поддержании стабильности организации и реже — на активном сопротивлении стратегическим переменам. Для этой школы формирование стратегии — это процесс социального взаимодействия, основанного на общих для членов организации убеждениях и понимании.
Школа внешней среды. Построение стратегии как реактивный процесс.Согласно этой школе внешние условия подталкивают организации к конкретным нишам: организация действует так, как диктует ее окружение, в противном случае ей придется погибнуть. Уход определяется стратегическим выбором, право на который отнимается у организации и ее руководства и отдается окружению. Таким образом, политическое, идеологическое и другие виды давления определяют стратегический выбор организации.
Школа конфигурации. Построение стратегии как процесс трансформации.На определенный период времени организация принимает четко определенную форму структуры, и действует в соответствии с присущей ей стратегией. Основная цель стратегического менеджмента состоит в поддержании стабильности организации на относительно длительных отрезках времени

 

Опыт разработки стратегий социально-экономического развития регионов России

Опыт разработки стратегий социально-экономического развития регионов России показывает, что сформировались два концептуальных подхода:

  1. Разработка стратегии внутри структуры органов власти (чаще всего Министерством экономики);
  2. Вовлечение ключевых участников процесса реализации стратегии (бизнес, государственное управление, научные деятели, общественные деятели и т.д.).

Оба подхода вписываются в представление школы и во многом обусловлены сложившимся механизмом принятия решений в регионе.

По результатам изучения и анализа научных школ стратегического менеджмента, можно выделить некоторые из них применимые для регионального стратегирования:

  • школа дизайна. Так как в ходе разработки методологии ведется учет внутренних и внешних возможностей региона;
  • школа обучения. Данная школа имеет непосредственное отношение к региональному стратегированию, так как изучение складывающейся ситуации и способностей региона справиться с ней, в конечном счете, приводит к действенной схеме поведения;
  • школа конфигурации. Школа конфигурации может быть применима в региональном стратегирование в случае если на определенный период времени регион принимает четко определенную структуру, адекватную определенному контексту, и действует в соответствии с присущей ей стратегией. Так же результирующие стратегии принимают форму планов, схем, позиций, перспектив, уловок и т. п., но каждая в свое время и в соответствии с ситуацией.

 

Особенности методологии и научно-теоретическое обоснование стратегического развития Республики Башкортостан

В ходе научно-теоретического обоснования разработки стратегии развития Республики Башкортостан были соблюдены правила и порядок законодательства Российской Федерации и Республики Башкортостан разработки документов стратегического планирования социально-экономического развития республики. Федеральный Закон и региональное законодательство регулируют состав и структуру, сроки подготовки разрабатываемых документов в рамках процесса стратегического планирования, участников процесса и механизмы реализации стратегий. При этом выбор теоретической платформы и методологии построения эффективной стратегии должен проводится разработчиком Стратегии. Это позволяет использовать лучшие практики стратегического развития регионов, современные методы менеджмента и разрабатывать подходы, при которых специфика и ключевые преимущества республики могут быть учтены и использованы в полной мере.

Из двух концептуальных подходов Республика Башкортостан выбрала второй путь разработки стратегии, привлекая в процесс ключевых участников. Методическое обеспечение процесса разработки Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан на период до 2030 года разрабатывалось научным сообществом Республики Башкортостан в лице региональной Академии Наук.

В составе используемой при подготовке Стратегии методологии следует выделить:

  • процессный подход;
  • вовлечение в процесс стратегического планирования ответственных исполнителей, тех, кому предстоит реализовать поддержанные стратегические проекты;
  • развитие через согласование интересов и обучение, при котором разнонаправленные интересы бизнеса, власти и общества согласуются для максимизации общих выгод в долгосрочной перспективе;
  • ­оценку ближнего и дальнего будущего
  • концепцию стратегических инициатив развития, которая обеспечивает единство в подходах к планированию и взаимосвязь проектов стратегического развития;
  • целеполагание, основанное на стремлении к лидерству среди регионов России.

Важнейшей составляющей любой методологии развития регионов является отношение органов управления регионом к выбору стратегической позиции. Критически важные области для выбора включают отношение к лидерству среди регионов, отношение к риску и нововведениям, в том числе к сбалансированности бюджета и госдолгу, отношение к поддержке социальной сферы, отношение к неравномерности развития территорий и формированию политических элит.

Концепция стратегических инициатив развития, как объединяющий элемент методологии, включает уровни стратегических проектов, институтов развития и собственно стратегические инициативы. Любая поддержанная стратегическая инициатива направлена на достижение целей развития, реализуется в формате стратегического проекта, реализуемого через институты развития. Стратегические проекты формируются по приоритетным направлениям развития каждой инициативы.

Выделяется система четырех стратегических инициатив:

1) Инициативы в области развития человеческого потенциала, направленные на формирование активного, образованного и здорового населения республики. Выступают как важнейшая составляющая развития и как результат реализации всех других инициатив.

2) Развитие реального сектора экономики, выступающие как инструменты активизации использования внутренних резервов, развития инноваций и новых отраслей экономики, обеспечения интеграции в формирующиеся мировые экономические системы (ШОС, БРИКС и др.), через встраивание в формируемые цепочки создания добавленной стоимости. Важной составляющей является направление стратегического развития науки и перспективных технологий.

3) Территориальное развитие. Неравномерное развитие территории Республики Башкортостан обусловило выбор стратегии выделения субрегионов и поиска для каждого из них точек роста. Это и создание агломераций и специализация, основанная на сложившихся традициях или новых возможностях. Рассматриваются возможности развития транспортных узлов север-юг и восток-запад, агрогородов, территорий опережающего развития.

4) Эффективное государственное управление, направленное на совершенствование государственного управления и партнёрства с бизнесом, вовлечение общества в принятие решений, развитие предпринимательского потенциала, управление привлечением инвестиций.

Все указанные инициативы рассматриваются во взаимосвязи, при которой стратегические проекты и обеспечивают достижение целей по направлениям отдельных инициатив развития и создают условия (ресурсы, потенциальные возможности, компетенции) для развития по другим стратегическим направлениям.

Итогом реализации данного подхода является согласование целей и задач государственных программ республики, стратегий крупнейших предприятий.

Методология стратегического планирования от желаемых целей (от желаемого будущего к текущим мероприятиям по их достижению) предопределяет формат и способ постановки целей стратегического развития. Реализация данного способа целеполагания позволяет разделить по уровням и сбалансировать по ресурсам и исполнителям цели развития, определить задачи. Моделирование вариантов взаимосвязи проектов стратегического развития позволяет разработать сценарии развития, и выбирать тот, который позволяет достичь поставленных целей. В качестве базового сценария развития используется прогноз социально-экономического развития республики на период до 2030 года, определённый с учетом текущего состояния экономики, реализуемых проектов и вызовов будущего. Базовый сценарий является отправной линией проектирования управления развитием.

Методология должна оставлять возможности для постоянного развития. Технологические прорывы, экономические вызовы и успехи предопределяют периодическую корректировку стратегических проектов, а, в среднесрочной перспективе, – и приоритетных направлений.

В итоге, предложенная методология разработки стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан  является уникальной разработкой, основанной на требованиях законодательства и соединяющей в себе лучшие практики выбора школ стратегического менеджмента с учетом особенностей развития Республики Башкортостан в современных социально-экономических условиях.

 

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод о том, что с реальной проблемой отсутствия теоретико-методических рекомендаций при разработке регионального стратегического планирования сталкиваются многие регионы и данный вопрос является открытым и актуальным. Однако с другой стороны это есть вызов науке для совершенствования методологии регионального стратегирования, учитывая специфику, особенности, приоритетные направления каждого отдельного региона.


Библиографический список

  1. Буренина И.В., Бирюкова В.В., Котов Д.В., Гайфуллина М.М., Гамилова Д.А. Стратегический анализ и оценка потенциала развития производства резиновых и пластмассовых изделий в Республике Башкортостан//Интернет-журнал Науковедение. 2016.
  2. Буренина И.В., Бирюкова В.В., Котов Д.В., Тасмуханова А.Е., Гамилова Д.А. Стратегический анализ и оценка потенциала развития производства неметаллических изделий в Республике Башкортостан//Интернет-журнал Науковедение. 2016.
  3. Минцберг Г., Альстранд Б., Лампель Ж. Стратегическое сафари. Экскурсия по дебрям стратегического менеджмента// Альпина Паблишер, Москва 2015, 2-е издание
  4. Стратегии макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути    реализации  / под  ред. А.Г.  Гранберга, Наука, 2004.
  5. Хэмел Г., Прахалад К., Томас Г., О’Нил Д. Стратегическая гибкость/Издательство «Питер», 2005
  6. Швецов А.Н. Совершенствование региональной политики:  концепции и практика – М.: КРАСАНД, 2010
  7. Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов / пер. с англ. И. Минервина; 2-е издание Альпина Бизнес Букс, 2006
  8. МинакирП.А. Экономическая интеграция: региональный аспект // Регион: экономика и социология. – 2004
  9. Гаязов А.С., Котов Д.В. Организация разработки и научно-теоретические основы стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан//В сборнике: Устойчивое развитие территорий: теория и практика материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции. 2016.
  10. Котов Д.В. Методология формирования и развития инновационной среды в регионе диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук/Уфа, 2012