Управленческие механизмы реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Administrative mechanisms of implementation of the Federal state educational standard of preschool education
Авторы
Аннотация
В статье рассматривается проблема управления реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО), определены и обоснованы управленческие механизмы реализации: учет нормативно-правового обеспечения реализации ФГОС ДО, проектирование и исполнение «дорожной карты реализации ФГОС ДО», создание и развитие кадровых, материально-технических, программно-методических, методических условий, финансовая обеспеченность реализации ФГОС ДО. Автором предложена и описана модель инновационной методической работы как одного из механизмов обеспечения готовности педагогов к реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Ключевые слова
управленческие механизмы, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Профессиональный стандарт «Педагог», дорожная карта, управление кадровыми ресурсами, инновационная методическая работа, управленческие механизмы проектирования основной образовательной программы
Рекомендуемая ссылка
No items found. Управленческие механизмы реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №1 (73). Номер статьи: 7305. Дата публикации: 26.01.2017. Режим доступа: https://sovman.ru/article/7305/
Authors
Abstract
The article considers the problem of managing the federal state educational standard of preschool education (hereinafter referred to as the Standard) implementation, defined and justified administrative mechanisms for implementation: accounting legislative framework of the Standard implementation, the design and execution of the "road map of the Standard implementation", the creation and development human, material and technical, program and methodical, methodological conditions, financial support to the Standard implementation. The author proposes and describes a model of innovative methodological work as one of the mechanisms to ensure the readiness of teachers to implement the Standard.
Keywords
governance arrangements, the federal state educational standards of preschool education, professional standard "Teacher", a road map, management of human resources, innovation and methodical work, design management mechanisms of the basic educational program
Suggested citation
No items found. Administrative mechanisms of implementation of the Federal state educational standard of preschool education // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №1 (73). Art. # 7305. Date issued: 26.01.2017. Available at: https://sovman.ru/article/7305/
Введение
Современная политика в сфере образования, в том числе в сфере дошкольного образования, направлена на достижение его качества. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» современное дошкольное образование является первым уровнем системы общего образования. Ему принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей дошкольного возраста. Управленческая деятельность современного дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ) должна быть направлена на преодоление разрыва между существующим и необходимым (желаемым, требуемым обществом) состоянием педагогического процесса, достигнутым и требуемым качеством дошкольного образования [2].
Реалии сегодняшнего дня в системе дошкольного образования связаны с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Реализация ФГОС ДО предполагает создание определенного вида условий:
- создание кадровых условий обеспечения качества освоения детьми основной образовательной программы ДОУ,
- создание программно-методических условий реализации ФГОС ДО (проектирование и реализацию основной образовательной программы ДОУ, рабочих программ воспитателей и специалистов),
- создание развивающей предметно-пространственной среды, как условия освоения детьми содержания основной образовательной программы ДОУ.
Создание выделенных выше условий обеспечивается управленческой деятельностью руководителя ДОУ. В этой связи определим и опишем необходимые управленческие механизмы реализации ФГОС ДО.
Нормативно-правовая база реализации ФГОС ДО
Одним из основополагающих управленческих механизмов реализации ФГОС ДО является опора на нормативные требования. Нормативная база реализации ФГОС ДО включает в себя документы, отражающие требования современной образовательной политики государства в сфере образования:
- Стратегию инновационного развития Российской Федерации до 2020 года,
- Федеральную целевую программу развития образования на период 2016-2020 года (далее ФЦПРО),
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования,
- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. N 2/15) [3,6,7].
В стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года поставлены следующие требования к профессиональной компетентности педагога:
- способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию,
- переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому;
- способность к критическому мышлению;
- способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать
- самостоятельность, готовность к работе в команде и в высококонкурентной среде [9].
Выделенные в ФЦПРО требования становятся для руководителя ДОУ основанием для выстраивания управленческой системы развития кадрового потенциала, что в конечном итоге обеспечивает реализацию целей и задач ФГОС ДО.
В Федеральной целевой программе развития образования на период до 2020 года в качестве цели определено создание условий для эффективного развития российского образования, направленного на обеспечение доступности качественного образования, отвечающего требованиям современного инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации. Одной из задач ФЦПРО определено развитие современных механизмов и технологий общего образования. Решение данной задачи обеспечивается поддержкой инноваций в сфере образования по актуальным проблемам, в том числе в сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, а также реализацией Концепции развития математического образования в Российской Федерации, а также концепций развития других предметных областей, что в полной мере соотносится с первым уровнем общего образования – дошкольным образованием. Ведь в содержании ФГОС ДО в образовательной области «Познавательное развитие» выделены задачи предматематического образования детей дошкольного возраста (формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) [7, 8].
Все выше сказанное позволяет определить первым управленческим механизмом реализации ФГОС ДО проектирование «дорожной карты» в соответствии со стратегиями и целями развития дошкольного образования в Российской Федерации и в конкретном регионе и дальнейшее ее исполнение. В содержание «дорожной карты» входят следующие направления:
- управление реализацией ФГОС ДО, включающее следующие мероприятия: проектирование основной образовательной программы ДОУ, мотивация педагогов к участию в данной методической деятельности, подготовка презентации ОПП для размещения на сайте ДОУ, организация разработки рабочих программ воспитателя и специалистов, управление созданием условий для реализации ООП;
- методическое обеспечение реализации ФГОС ДО, включающее следующие мероприятия: ознакомление педагогического коллектива с навигатором примерных образовательных программ дошкольного образования для выбор содержания инвариантной части основной образовательной программы ДОУ, организация деятельности Творческих групп по проектированию рабочих программ воспитателей и специалистов, организация системы методической работы, обеспечивающей готовность педагогов к реализации стратегий ФГОС ДО (деятельностный подход к организации образовательного процесса, личностно ориентированная модель взаимодействия взрослого и детей, обеспечение субъектной позиции ребенка в образовательном процессе);
- информационное обеспечение реализации ФГС ДО, включающее размещение на сайте ОУ информации по реализации «дорожной карты реализации ФГОС ДО» на текущий период, создание и организация работы сайта учреждения и блогов педагогов для информирования общественности о результатах реализации основной образовательной программы ДОУ, воспитательных мероприятиях.
Создание условий реализации ФГОС ДО
Управленческие механизмы реализации ФГОС ДО включают в себя также создание необходимых для этого условий: кадровых, материально-технических, программно-методических, методических, а также использование необходимых ресурсов, то есть финансовую обеспеченность реализации ФГОС ДО.
Управление кадровыми ресурсами призвано обеспечить укомплектованность кадрами, соответствующий образовательный уровень педагогов, повышение их квалификации через внешнюю систему обучения и внутрифирменное повышение квалификации (через систему методической работы). Образовательный уровень педагогов должен соответствовать требованиям Профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) [8].
В профессиональном стандарте выделены профессиональные компетенции педагогических работников, на формирование и развитие которых должна быть направлена управленческая деятельность руководителя ДОУ:
- умение организовывать профессиональную деятельность, выстроенную на основных закономерностях возрастного развития детей дошкольного возраста, стадиях и кризисах развития, социализации личности, индикаторах индивидуальных особенностей траекторий развития;
- умение осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий;
- умение создавать безопасную и психологически комфортную образовательную среду;
- умение осваивать и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде;
- умение сотрудничать со всеми участниками образовательных отношений.
Реалии сегодняшнего свидетельствуют о не полном соответствии педагогов требованиям Профессионального стандарта. И разрешить данную проблему возможно, лишь создав в образовательном учреждении инновационную методическую работу.
В современных условиях в системе методической работы в дошкольном образовательном учреждении прослеживается ряд острых противоречий, разрешение которых рассматривается как движущая сила её реформирования.
Это противоречия между:
- возросшими требованиями к методической работе в условиях обновления образовательной практики и реальным её состоянием в практике ДОУ;
- необходимостью расширения арсенала форм методической работы и не многообразием последних в реальной практике образовательных учреждений;
- необходимостью осуществления методической работы на диагностической основе и не всегда адекватным подходом к отбору содержания и форм её реализации.
- необходимостью развития дошкольного образовательного учреждения в современных условиях и не разработанностью системы педагогических условий осуществления методической работы, направленной на развитие профессиональной компетентности педагогов.
Все вышесказанное позволяет говорить о том, что создание новой модели инновационной методической работы в ДОУ, отбор продуктивных форм ее организации, определение подходов к ее проектированию является одной из актуальных проблем в системе управления реализацией ФГОС ДО [4,5].
Ниже представляем модель построения инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС ДО (таблица 1).
Таблица 1 — Модель построения инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС ДО
Модель построения инновационной методической работы является предпосылкой процесса обновления системы методической работы в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС ДО.
Данная модель включила в себя основания обновления методической работы в ДОУ: содержание регионально-муниципальной политики в области обновления методической работы, приоритеты образовательного учреждения в обновлении методической работы, рейтинг образовательного учреждения, кадровый потенциал для осуществления инновационной методической работы, образовательные потребности потребителей образовательных услуг.
С точки зрения морфологического аспекта состава модели в качестве основного элемента нами выделяется основная цель обновления методической работы: повышение качества образовательных услуг в условиях реализации ФГОС ДО. Приоритетными направлениями в стратегии обновления методической работы определены: повышение уровня конкурентоспособности педагогов на рынке образовательных услуг, методическое, научно-методическое и дидактическое обеспечение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Определение основной цели и задач, приоритетных направлений в стратегии обновления методической работы позволило выделить необходимые и достаточные условия:
- отбор инновационного содержания дошкольного образования и организацию его оценивания педагогами;
- проектирование продуктивных форм методической работы;
- нормирование форм методической работы, сориентированных на освоение и разработку педагогами ДОУ инновационных программ и технологий, на повышение их профессиональной компетентности.
Для осуществления всей системы работы, заложенной в данной модели, необходима конкретизация функций субъектов инновационной методической работы: руководителей методической работы и педагогов. Взаимосвязь всех выделенных позиций позволит спроектировать такую теоретическую модель построения инновационной методической работы, которая обеспечит развитие кадрового потенциала. Таким образом, управленческий механизм развития кадрового потенциала заложен в выстраивании системы инновационной методической работы [7].
Внешняя же система повышения квалификации должна соответствовать категории педагога, особенностям его профессиональной деятельности. Например, адекватной для воспитателя ДОУ может быть программа повышения квалификации «Педагогическая деятельности в условиях реализации ФГОС ДО», для воспитателя группы детей с ограниченными возможностями здоровья – «Теория и методика воспитания и обучения детей с ОВЗ», для руководителя ДОУ – «Инновационные методы управления» [7].
Материально-технические условия реализации ФГОС ДО должны соответствовать требованиям, предъявленным Примерной основной образовательной программой дошкольного образования. Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
- гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
- обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
- способствует профессиональному развитию педагогических работников;
- создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
- обеспечивает открытость дошкольного образования;
- создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Программно-методические условия включают проектирование и реализацию основной образовательной программы ДОУ.
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования определены требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему:
- Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.
- Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач, указанных в пункте 1.6 Стандарта.
- Структурные подразделения в одной Организации (далее — Группы) могут реализовывать разные Программы.
- Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
- Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
- Программа разрабатывается и утверждается ДОУ самостоятельно в соответствии с ФГОС ДО и с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования.
При разработке Программы ДОУ определяет продолжительность пребывания детей в учреждении, режим работы учреждения в соответствии с объемом решаемых задач образовательной деятельности, предельную наполняемость групп. ДОУ может разрабатывать и реализовывать в группах различные Программы с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе групп кратковременного пребывания детей, групп полного и продленного дня, групп круглосуточного пребывания, групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том числе разновозрастных групп. Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в ДОУ [6].
Управленческими механизмами проектирования основной образовательной программы ДОУ являются:
- обеспечение высокого уровня методической компетентности педагогов, включенных в процесс проектирования,
- мотивация педагогов к данному виду деятельности,
- определение подходов к оценке качества разработанной основной образовательной программы ДОУ (определение критериев, показателей оценивания) [1,3].
В качестве одного из механизмов реализации ФГОС ДО нами выделено создание методических условий. Под методическими условиями подразумевается управление проектирование педагогами рабочих программ с календарно-тематическим планированием по неделям в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Система управления проектированием рабочих программ включает в себя модель мотивации педагогов, повышение их методической компетентности через систему методической работы (организацию теоретических семинаров, проблемно-проектных семинаров, мастер-классов и других продуктивных форм методической работы). Такая система внутрифирменного повышения квалификации должна строиться на диагностической основе, выявленных профессиональных затруднениях педагогов.
Заключение
Таким образом, в качестве механизмов управления реализацией ФГОС ДО нами выделены:
- нормативно-правовое обеспечение реализации ФГОС ДО, проектирование и исполнение «дорожной карты»,
- создание и развитие кадровых, материально-технических, программно-методических, методических условий, финансовая обеспеченность реализации ФГОС ДО.
Читайте также
Библиографический список
- Зверева, В.И. Организационно–педагогическая деятельность руководителя школы / В.И Зверева. – М.: Просвещение, 1992.– 320с
- Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.П. Маркова. – М.: Знание, 1996.– 309с
- Кеспиков В.Н., М.И. Солодкова, Д.Ф. Ильясов Особенности построения мониторинга качества общего образования на региональном уровне/В.Н. Кеспиков, М.И. Солодкова, Д.Ф. Ильясов //Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: научно-теоретический журнал. 4(13)2012 – с.6-25
- Маркина Е.И. Проектирование системы научно-методической работы в условиях введения профессионального стандарта педагога// Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: научно-теоретический журнал 1(22)2015 – с.59-67
- Поташник, М.М. Управление качеством образования / М.М. Поташник. – М.: Педагогическое общество России, 2000.– 448с.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Сваталова Т.А. Отбор содержания образовательной программы дополнительного профессионального образования на основе определения актуального уровня профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования// Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: научно-теоретический журнал. 2(27)2016 – с.101-106
- Сваталова Т.А., Яковлева Г.В. Основания отбора содержания дополнительного профессионального образования педагогов дошкольного образования //Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: научно-теоретический журнал. 1(18)2014 – с.41-46
- Сваталова Т.А., Яковлева Г.В. Оценивание профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в условиях введения профессионального стандарта педагога //Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: научно-теоретический журнал. 1(22)2015 – с. 14-20
References
- Zvereva, V.I. Organizational-pedagogical activity of the head of school [Organizacionno–pedagogicheskaja dejatel’nost’ rukovoditelja shkoly]/ V.I Zvereva. – M .: Education, 1992.- 320 p.
- Markova, A.K. Psychology of professionalism [Psihologija professionalizma]/ A.P. Markova. – M .: Knowledge, 1996.- 309 p.
- Kespikov V.N., M.I. Solodkova, D.F. Il’jasov Features of construction of monitoring the overall quality of education at the regional level [Osobennosti postroenija monitoringa kachestva obshhego obrazovanija na regional’nom urovne]/ .N. Kespikov, M.I. Solodkova, D.F. Il’jasov // Scientific support system of professional staff: the scientific and theoretical journal 4 (13) 2012 – pp.6-25.
- Markina E.I. System design of scientific and methodical work in the conditions of the introduction of the professional standard for teachers [Proektirovanie sistemy nauchno-metodicheskoj raboty v uslovijah vvedenija professional’nogo standarta pedagoga]// Scientific support system of professional staff: the scientific and theoretical journal 1 (22) 2015 – pp.59-67.
- Potashnik, M.M. Quality Management Education [Upravlenie kachestvom obrazovanija]/ M.M. Potashnik. – M.: Pedagogical Society of Russia, 2000.- 448 p.
- The Ministry of Education and Science of the Russian Federation (Russian Ministry of Education) on October 17, 2013 N 1155 Moscow «On approval of the federal state educational standards of preschool education [Ob utverzhdenii federal’nogo gosudarstvennogo obrazovatel’nogo standarta doshkol’nogo obrazovanija]».
- Svatalova T.A. The selection of the content of the educational program of additional professional education on the basis of determining the actual level of professional competence of teachers of preschool education system [Otbor soderzhanija obrazovatel’noj programmy dopolnitel’nogo professional’nogo obrazovanija na osnove opredelenija aktual’nogo urovnja professional’nyh kompetencij pedagogov doshkol’nogo obrazovanija]// Scientific support skills development: scientific and theoretical journal 2 (27) 2016 – pp.101-106.
- Svatalova T.A., Jakovleva G.V. Grounds for selecting the content of the additional professional education of pre-school education teachers [Osnovanija otbora soderzhanija dopolnitel’nogo professional’nogo obrazovanija pedagogov doshkol’nogo obrazovanija] // Scientific support advanced training system: the scientific and theoretical journal 1 (18) 2014 – pp.41-46/
- Svatalova T.A., Jakovleva G.V. Evaluation of the professional competence of the teacher of pre-school education in the introduction of the professional standard for teachers [Ocenivanie professional’noj kompetentnosti pedagoga doshkol’nogo obrazovanija v uslovijah vvedenija professional’nogo standarta pedagoga]// Scientific support system of professional staff: the scientific and theoretical journal 1 (22) 2015 – pp. 14-20/