Управление личным конфликтом интересов как часть системы внутреннего контроля кредитной организации
Personal conflict of interests’ management as the part of internal control system in a credit organization
Авторы
Аннотация
Целью данной статьи является описание практического опыта управления ее автора личным конфликтом интересов в кредитной организации. В статье рассмотрено понятие личного конфликта интересов в кредитной организации и этапы управления им, основные виды личного конфликта интересов в кредитной организации, а также методы его выявления и урегулирования.
Ключевые слова
внутренний контроль, система внутреннего контроля, кредитные организации, личный конфликт интересов, управление личным конфликтом интересов.
Рекомендуемая ссылка
No items found. Управление личным конфликтом интересов как часть системы внутреннего контроля кредитной организации // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №12 (84). Номер статьи: 8401. Дата публикации: 26.02.2018. Режим доступа: https://sovman.ru/article/8401/
Authors
Abstract
The purpose of this article is to describe the practical experience of its author in management of personal conflict of interests in a credit organization. In the article the notion of personal conflict of interests and steps of its management are considered, as well as main types of personal conflict of interests in a credit organization and methods of its revealing and settlement.
Keywords
internal control, internal control system, credit organizations, personal conflict of interests, personal conflict of interests’ management
Suggested citation
No items found. Personal conflict of interests’ management as the part of internal control system in a credit organization // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №12 (84). Art. # 8401. Date issued: 26.02.2018. Available at: https://sovman.ru/article/8401/
Введение
Согласно «Положению об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» Банка России №242-П, выявление конфликта интересов в деятельности кредитной организации и ее служащих является одной из функций Службы внутреннего контроля данной организации. Среди видов конфликта интересов, которые могут возникнуть в кредитной организации, выделяют личный конфликт интересов. В данной статье будут рассмотрены теоретические основы личного конфликта интересов, основные принципы управления и виды личного конфликта интересов в кредитных организациях.
Понятие личного конфликта интересов в кредитной организации и этапы управления им
На основе опыта работы автора данной статьи в банковской сфере, на сегодняшний день общепринятым является следующее определение личного конфликта интересов: под личным конфликтом интересов работников кредитной организации понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (Личная заинтересованность – возможность получения работником при исполнении его должностных обязанностей доходов (необоснованного обогащения) в денежной форме, материальной или нематериальной выгоды непосредственно для работника, его родственников, а также для иных лиц, с которыми работник связан финансовыми или иными обязательствами) работника влияет или может повлиять на надлежащее беспристрастное исполнение возложенных на него должностных обязанностей и/или при которой работник в силу своего служебного положения имеет возможность участвовать в принятии решений, которые могут принести личную выгоду работнику или же его близким родственникам в ущерб интересам кредитной организации.
В крупных кредитных организациях управление личным конфликтом интересов осуществляется подразделением по управлению конфликтом интересов в структуре службы внутреннего контроля или комплаенса. Управление личным конфликтом интересов, так же, как и другими видами конфликта интересов, включает в себя три основных этапа: выявление, урегулирование, мониторинг.
На этапе выявления осуществляется анализ информации с целью обнаружения случаев с признаками наличия личного конфликта интересов. На этапе урегулирования применяются различные меры для устранения и/или смягчения признаков личного конфликта интересов. Мониторинг осуществляется с целью контроля за процессом своевременного и полного урегулирования выявленных случаев личного конфликта интересов, а также недопустимости их повторного появления.
Основные виды личного конфликта интересов в кредитной организации
Основными видами личного конфликта интересов (далее — ЛКИ), которые могут возникнуть у работников кредитных организаций (далее — КО), являются:
- участие работника и/или его родственников в сторонних организациях (участие в органах управления данных организаций и/или совладение);
- регистрация ИП (индивидуального предпринимателя) работниками кредитной организации и/или их родственниками;
- занятость работников кредитной организации по совместительству в других организациях;
- совместная занятость работников и их родственников в кредитной организации.
Рассмотрим каждый из данных видов личных конфликтов интересов.
- Участие работника и/или его родственников в сторонних организациях (участие в органах управления данных организаций и/или совладение)
При данном виде ЛКИ, в случае если в сторонней организации занят сам работник, возникает риск возникновения работы по совместительству. То есть, находясь на рабочем месте, работник КО может параллельно участвовать в управлении/выполнении обязанностей в другой (- их) организации (-ях), что может неблагоприятно сказываться на выполнении его прямых должностных обязанностей в КО. Кроме того, работник КО может использовать ресурсы и конфиденциальную информацию КО во благо сторонней организации (например, для «переманивания» клиентов). В случае выявления такого участия, необходимо получить экспертную оценку прямого руководителя данного работника касательно загруженности работника на рабочем месте в КО. В случае если у прямого руководителя нет претензий к работнику, тогда ЛКИ может не подтвердиться. Но, для устранения риска возникновения ЛКИ в будущем, работнику рекомендуется выйти из органов управления сторонней организации.
В случае если выявлено, что родственники работника КО участвуют в сторонней организации, тогда необходимо смотреть на должность работника в КО. Так, если должность предполагает обслуживание клиентов КО и сторонняя организация является / может стать потенциальным клиентом КО, тогда необходимо предупредить данного работника КО о недопустимости принятия им любых решений относительно данной сторонней организации.
- Регистрация ИП (индивидуального предпринимателя) работниками кредитной организации и/или их родственниками
В случае если ИП зарегистрировано самим работником КО, тогда так же возникает риск работы по совместительству, описанный выше, который может быть урегулирован путем получения экспертной оценки прямого руководителя работника КО о занятости данного работника в КО. Если же ИП зарегистрировано родственниками работника КО, тогда его урегулирование происходит аналогично участию родственников работника в сторонних организациях, описанному выше.
- Занятость работников кредитной организации по совместительству в других организациях
В данном случае опять же возникает риск параллельного выполнения должностных обязанностей работника КО в двух организациях, что может сказаться на качестве, своевременности и полноте выполнения должностных обязанностей работником в КО. При трудоустройстве/намерении трудоустроиться в другую организацию по совместительству, работник КО должен проинформировать об этом кадровую службу КО и своего непосредственного руководителя. Последние совместно с подразделением внутреннего контроля КО принимают решение о допустимости такого совместительства.
- Совместная занятость работников и их родственников в кредитной организации
При данном случае ЛКИ риск возникновения операционного риска (в том числе, мошенничества) существенно возрастает, так как пойти на какие-либо нелегальные действия значительно проще и безопаснее с родственником, чем с посторонним человеком. Кроме того, если родственники находятся в прямом или косвенном подчинении друг у друга, тогда это может способствовать различным злоупотреблениям, например, таким как: установление необоснованно высокого уровня оплаты труда/премий родственнику, незаслуженное продвижение родственников по служебной лестнице, «покрытие» родственников при совершении ими ошибок, и др. Поэтому для предотвращения возникновения ЛКИ с участием родственников в КО не рекомендуется:
- прямое подчинение между работником и родственниками (руководитель — подчиненный);
- опосредованное подчинение (взаимозависимость) работников — родственников: при совместной работе (включая работу на одних и тех же должностях) в одном и том же подразделении КО, в одной и той же функциональной вертикали;
- совместное участие родственников, работающих в разных подразделениях, в разных функциональных вертикалях КО (включая разные территориальные места расположения), в одном и том же бизнес-процессе/проекте КО: если решение одного работника-родственника оказывает влияние на выполнение должностных обязанностей другого работника-родственника.
Методы выявления и урегулирования личного конфликта интересов в кредитной организации
Рассмотрим методы выявления ЛКИ в КО.
- Взаимодействие и обмен информацией между подразделением внутреннего контроля (далее — ВК) и кадровым подразделением КО.
Данное взаимодействие осуществляется по двум направлениям:
— кадровое подразделение на регулярной основе направляет в подразделение ВК заполненные анкеты кандидатов/новых работников КО, в которых имеется информация об участии работников/их родственников в сторонних организациях/регистрации ими ИП. Кроме того, при устройстве на работу кандидатам предлагаются для обязательного заполнения анкеты для декларирования возможных случаев ЛКИ. На основе данной информации подразделение ВК делает вывод о наличии/отсутствии признаков ЛКИ;
— кадровое подразделение информирует подразделение ВК о появлении у них информации о возникновении ситуации с признаками ЛКИ у работника КО/кандидата. Чаще всего такое информирование происходит посредством электронных сообщений в адрес подразделения ВК с описанием ситуации и приложением подтверждающих документов.
- Ежегодная рассылка анкет по ЛКИ работникам КО для декларирования ими возможных случаев ЛКИ (описанных в начале данной статьи).
На ежегодной основе подразделение ВК делает электронную рассылку специально разработанных анкет для декларирования работниками КО потенциальных случаев ЛКИ. Рассылка может делаться либо всем работникам КО (если подразделение ВК обладает достаточным количеством персонала для оперативной обработки данных анкет), либо работникам, занимающих наиболее подверженные возникновению ЛКИ должности (например, работающие с клиентами, руководящие позиции, работники подразделений закупок и т.д.). После окончания периода декларирования подразделение ВК делает обработку всех заполненных анкет, выделяет анкеты с задекларированными случаями ЛКИ, анализирует их и делает вывод о наличии/отсутствии признаков ЛКИ у работников КО, которые подлежат урегулированию совместно с прямыми руководителями работников и/или кадровым подразделением КО.
Основными минусами данного метода выявления ЛКИ является большая трудоемкость и несвоевременное и/или неполное заполнение анкет работниками КО. Приходится делать несколько дополнительных напоминающих рассылок не заполнившим работникам с целью получения значимого процента заполнения.
- Взаимодействие подразделения внутреннего контроля КО с подразделением, которое может предоставить информацию об участии работников КО в сторонних организациях/регистрации ими ИП (например, подразделение по розничным кредитным рискам, ИТ-подразделение и т.д.).
При данном методе выявления ЛКИ подразделение ВК получает полную выгрузку данных об участии работников КО в сторонних организациях/регистрации ими ИП от подразделений, которые обладают технической возможностью делать такие выгрузки, используя различные базы данных (например, ПО СПАРК) (Подразделение ВК при наличии в своем штате кадров, обладающих соответствующими навыками, может делать такие выгрузки самостоятельно.). Подразделение ВК анализирует данную информацию, выделяет актуальные данные (действующие организации/ИП, актуальные должности работников КО в данных организациях), и делает вывод о наличии/отсутствии признаков ЛКИ у работников КО, которые, как и в предыдущих методах, подлежат урегулированию совместно c прямыми руководителями работников и/или кадровым подразделением КО.
После выявления случаев с признаками ЛКИ работников КО, данные случаи необходимо урегулировать в ближайшие сроки. Для урегулирования ЛКИ всегда используется индивидуальный подход. Недопустимо для всех случаев принимать одни и те же меры для урегулирования и действовать шаблонно. При урегулировании ЛКИ учитываются должность работника/его родственника в КО, доля участия/участие в органах управления в сторонних организациях, сфера деятельности сторонней организации/ИП, «ценность» данного работника для КО, и многие другие факторы. В качестве меры урегулирования работнику КО может быть предложено выйти из органов управления/участия в сторонней организации; перевод на другую позицию в КО (если позиция родственника в КО создает риск возникновения ЛКИ), либо перевод родственника; увольнение из сторонней организации, в которой работник КО имеет занятость по совместительству; ограничение доступа к определённой информации в КО, если это влечет риск возникновения ЛКИ; и другие меры, в зависимости от конкретной ситуации. Урегулирование выявленных случаев ЛКИ чаще всего осуществляется подразделением внутреннего контроля с прямым руководителем работника и кадровым подразделением КО. При невозможности урегулировать ЛКИ силами указанных лиц и подразделений, в процессе урегулирования может принимать участие высшее руководство КО.
Заключение
Таким образом, в кредитной организации существуют различные виды личного конфликта интересов, каждый из которых требует индивидуальных подходов к управлению. В свою очередь, управление личным конфликтом интересов в кредитной организации является очень важным процессом, который помогает предотвратить возможные операционные, регуляторные и репутационные риски кредитной организации, что, в конечном итоге, влияет на ее финансовую стабильность и прибыльность.
Читайте также
Библиографический список
- «Положение об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» (утв. Банком России 16.12.2003 N 242-П) (ред. от 04.10.2017) // Консультант Плюс.
- Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О противодействии коррупции» // Консультант Плюс.
References
- “Regulations on the organization of internal control in credit institutions and banking groups [Polozhenie ob organizacii vnutrennego kontrolja v kreditnyh organizacijah i bankovskih gruppah]” (approved by the Bank of Russia on 16.12.2003 N 242-P) (as amended on 04.10.2017) // Consultant Plus.
- Federal Law No. 273-FZ of December 25, 2008 (as amended on December 28, 2017) “On Counteracting Corruption [O protivodejstvii korrupcii]” // Consultant Plus.