Главная страница » Публикации » 2018 » №4 (87/1) » Мегарегулирование финансового рынка, перспективы применения в Республике Беларусь

Мегарегулирование финансового рынка, перспективы применения в Республике Беларусь

Megaregulation of the financial market, prospects for application in the Republic of Belarus

Мегарегулирование финансового рынка, перспективы применения в Республике Беларусь

Авторы

No items found

Аннотация

В данной статье была определена сущность мегарегулирования финансового рынка, а также возможность внедрения данной функции в Республике Беларусь. В рамках данного вопроса были проанализированы: количество действующих мегарегуляторов, основные зарубежные мегарегуляторы, преимущества и недостатки финансового мегарегулятора. Также определены перспективы развития мегарегулирования в Республике Беларусь.

Ключевые слова

мегарегулирование; финансовый рынок; надзор; мегарегуляторы финансового рынка; регулирование.

Рекомендуемая ссылка

No items found. Мегарегулирование финансового рынка, перспективы применения в Республике Беларусь // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №4 (87/1). Номер статьи: 87107. Дата публикации: 30.12.2018. Режим доступа: https://sovman.ru/article/87107/

Authors

No items found

Abstract

In this article, the essence of financial market mega-regulation was determined, as well as the possibility of introducing this function in the Republic of Belarus. As part of this issue, the following were analyzed: the number of existing mega-regulators, the main foreign mega-regulators, the advantages and disadvantages of the financial mega-regulator. The prospects for the development of mega-regulation in the Republic of Belarus are also determined.

Keywords

mega-regulation; financial market; supervision; mega-regulators of the financial market; regulation.

Suggested citation

No items found. Megaregulation of the financial market, prospects for application in the Republic of Belarus // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №4 (87/1). Art. #  87107. Date issued: 30.12.2018. Available at: https://sovman.ru/article/87107/


Введение и постановка проблемы

В 1999 году в исследовании, которое проводилось компанией “Cadogan Financial”, впервые зародилась идея мегарегулятора. Данная исследовательская работа проводилась в интересах Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ).

Мегарегулятор выполняет регулирующие функции в отношении: кредитных организаций; деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг; деятельности организаторов торговли; деятельности по управлению коллективными инвестициями; страховой деятельности [1].

Мегарегуляторы действуют более чем в 60 странах. Например, в Швеции, Дании, Венгрии, Южной Корее мегарегулятор работает уже несколько лет. В Канаде он осуществляет контроль за банковской деятельностью и страховыми компаниями, в Люксембурге – за банками и инвестиционными компаниями. В Великобритании, Австралии, Сингапуре мегарегулятор выполняет надзорные функции и устанавливает правила. В Японии, Южной Корее, Венгрии, Дании, Норвегии, Швеции и Финляндии такой орган наделен лишь надзорной, но не законотворческой и регулирующей в широком понимании функцией (таблица 1).

 

Таблица 1 — Основные зарубежные мегарегуляторы финансового рынка

Страна (Мегарегулятор) Функции
Мегарегуляторы, осуществляющие как надзорные функции, так и функции установления правил
Великобритания (Financial Services Authority) С 1997 г. поэтапно накапливают функции банковского надзора, регулирования и надзора над институтами ценных бумаг, страхования, коллективных инвестиций
Австралия (1-Australian Securities and Investments Commission,2-Australian Prudential Regulation Authority) Два мегарегулятора (1-регулирование и надзор отрасли ценных бумаг и инвестиционных трастов, защита инвесторов во всех отраслях; 2-установление пруденциальных норм и надзор в отношении банков, страховых компаний, пенсионных фондов, небанковских кредитных организаций)
Канада (Office of the Superintendent of Financial Institutions) Установление правил и надзор за рядом финансовых институтов, регистрируемых на федеральном уровне (банки, небанковские кредитные организации. страховые организации и др.)
Сингапур (Monetary Authority Singapore) Регулирование всех финансовых подразделений, включая банки, страховые компании, отрасль ценных бумаг
Мегарегуляторы, выполняющие только (или преимущественно) надзорные функции
Япония (Financial Supervisory Agency) Мегарегулятор является только органом надзора, выполняя надзорные функции в отношении банков, страховых организаций и отрасли ценных.
Корея (Financial Supervisory Commission) Является только органом надзора, выполняя указанные функции в отношении банков, страховых институтов, отрасли ценных бумаг, небанковских финансовых институтов.
Венгрия (Hungarian Banking and Capital Market Supervision) Осуществляет надзорные функции в отношении банков и отрасли ценных бумаг
Швеция (Swedish Financial Supervisory Authority) Наблюдение за банками и другими кредитными организациями, институтами ценных бумаг, инвестиционными фондами, страховыми компаниями

Примечание — Источник: [2]

 

Анализ таблицы 1 показывает, что, во-первых, часть мегарегуляторов создается на компактных рынках небольших стран. Во-вторых, большей частью функции мегарегуляторов ограничены надзором за финансовым сектором.

 

Материалы и методика исследования

Финансовый рынок нуждается в регулировании – это может производиться несколькими надзорными органами (со своей спецификой), а может существовать один мегарегулятор, призванный следить за всем и вся.

Главным мотивом перехода зарубежных стран к системе мегарегулирования была оптимизация расходов на реализацию надзорных полномочий, однако этот мотив наиболее характерен для небольших стран [1].

 

Таблица 2 – Количество действующих мегарегуляторов

Показатели Годы
1980 1985 1990 1995 2000 2005 2010 2013 2016
Количество мегарегуляторов 0 1 5 6 10 21 39 51 60

Примечание — Источник: [3]

 

Как видно из таблицы 2, на начало 1980 года в мире не было зафиксировано ни одного действующего мегарегулятора, однако начиная с 1985 уже начинают появляться своего рода подразделения, регулирующие деятельность всех ветвей экономики определенной страны. На данный момент наблюдается ярко выраженная тенденция к увеличению количества мегарегуляторов во всем мире. Это связано с рядом причин, связанных как с ситуацией в стране в целом, так и с мировыми экономическими процессами.

По результатам анализа зарубежной практики и сложивших­ся условий белорусского рынка можно сформулировать преимущества и недостатки перехода к мегарегулированию (таблица 2).

 

Таблица 3 — Мегарегулятор в финансовой сфере

Преимущества Недостатки
Возможность осуществления надзо­ра за различными финансовыми структурами на закрепленной за ним основе Низкая эффективность надзора в переходный период
Мегарегулятор дает возможность осуществлять мониторинг всей финансовой системы в целом и быстрее обеспечивать адекватную реакцию Наличие высокой вероятности снижения эффективности надзора из-за меньшего внимания к специфике отдельных секторов финансовой системы
Появление возможности выработки стандартизированного подхода к различным типам финансовых ин­ститутов Наличие иных (альтернативных) схем орга­низации взаимодействия между надзорными агентствами без проведения дорогостоящих преобразований
Экономия масштаба, которая выражается в том, что одну структуру (регулятор) дешевле содержать, чем несколько Отсутствие уверенности в том, что при слабом надзоре, осуществляемом отдельными агентствами, их слияние способно хотя бы незначительно повысить эффективность наблюдения

Примечание — Источник: [2]

 

Полученные результаты и их обсуждение

На территории Республики Беларусь нет действующего мегарегулятора, который бы следил за ситуацией на финансовом рынке. На данный момент Национальный банк Республики Беларусь регулирует все финансовые сферы кроме страхования и рынка ценных бумаг (они регулируются Минфином). Забрав под свое регулирование и эти сегменты, Национальный банк стал бы так называемым мегарегулятором.

В 2013 году в республике рассматривалась идея о преобразовании Национального банка Беларуси из специализированного банковского контролирующего органа в некоего рода мегарегулятор, которому будут подчиняться многие сферы финансов Беларуси. Нацбанк должен был дополнительно осуществлять регулирование четырех сегментов финансового рынка:

  • микрофинансовая деятельность;
  • деятельность финансовых посредников на рынке Forex;
  • лизинговая деятельность;
  • форфейтинг (операция покупки у кредитора долга, выраженного в оборотном документе — векселе, тратте и т. п.).

Однако принятие решения о становлении НБРБ в качестве мегарегулятора получило некоторую отсрочку.

Поводами послужил ряд причин, который был озвучен Президентом Республики Беларусь:

  • функции по регулированию страховой деятельности и рынка ценных бумаг сейчас успешно выполняет Минфин;
  • отсутствие необходимости развития в Беларуси рынка ценных бумаг и страхования;
  • вероятность неблагоприятных последствий в результате становления Национального банка Республики Беларусь в качестве мегарегулятора из-за высоких рисков на данном этапе (например, в страховой сфере от реформаторских намерений Нацбанка по развитию рынка страхования в Беларуси наверняка пострадали бы государственные страховые компании, являющиеся монополистами в целом ряде видов страхования).

В итоге было принято решение о том, чтобы отложить рассмотрение вопроса о целесообразности передачи функций мегарегулятора Национальному банку [4].

Тем не менее, как ранее уже говорилось, в нашей стране за развитие и надзор всех секторов экономики, отвечают разные органы управления. Некоторые сектора (негосударственные пенсионные фонды; финансовые посредники, обеспечивающие участие резидентов на рынке Forex; микрофинансовые организации) не подвержены регулированию ни одним государственным органом.

Из всего вышесказанного возникает вопрос о том, кто должен регулировать деятельность участников финансового рынка, не попавших под надзор ни одного органа управления. Однако, даже если государственный орган регулирует деятельность определенного сегмента финансового рынка, это не является показателем того, что сегмент развивается нужными темпами.

Также следует уделить внимание такому фактору, как опережающее развитие законодательной базы, в то время как некоторые сегменты финансового рынка недостаточно развиты. Данный фактор не способствует развитию финансового сектора экономики, а является лишь формальным показателем ее совершенствования.

В условиях экономического кризиса, проблемы, которые складываются в одном секторе, достаточно быстрыми темпами распространяются на другие сектора финансового рынка. В таких условиях, при осуществлении надзорных функций разными государственными органами, высока вероятность принятия несвоевременных и несогласованных решений, что является тормозом в развитии экономики. Когда за ситуацию на финансовом рынке отвечает один орган, риски существенно снижаются [5].

Нынешнее состояние финансового рынка в Республике Беларусь говорит о неравномерном развитии различных его секторов. При этом очевидно, что существующий метод регулирования не способствует удовлетворению потребностей, связанных с ускоренным развитием финансового рынка.

Для придания нового стимула развитию финансового рынка и повышению эффективности надзора за ним разумно начать проведение официально установленной реформы, которая была бы направлена на создание единого регулятора финансового рынка.

 

Выводы

На современном этапе целесообразна разработка концепции по объединению регулирующих и надзорных функций над всеми сегментами финансового рынка в едином органе. Данный орган сможет выполнять функции по регулированию и надзору за рынком ценных бумаг и страховым рынком, которые в настоящее время закреплены за Департаментом по ценным бумагам и Главным управлением страхового надзора Министерства финансов Республики Беларусь.

Зарубежная практика не всегда приемлема в нашей стране, из-за особенностей функционирования экономических механизмов. Поэтому то, что в нашей стране до сих пор нет единого мегарегулятора, не говорит о плохом развитии экономики.

Однако несмотря на некоторые противоречия, все же планируется, что на территории Республики Беларусь будет функционировать мегарегулятор. Это во многом будет определять положительную тенденцию в развитии финансового рынка, т.к. не будет возникать противоречий между финансовыми регуляторами, что и будет, в конечном счете, способствовать развитию экономики, а не ее торможению. Но прежде, чем в республике будет принято решение о передаче функций по контролю за всеми ветвями финансового рынка мегарегулятору, нужно тщательно проанализировать всю ситуацию, имеющуюся в стране, и просчитать возможные последствия, ведь не зря Президент дал отсрочку на становление Национального банка Республики Беларусь как мегарегулятора.

Безусловно, выполнение функций регулирования и надзора за всеми составляющими финансовой системы потребует коренного изменения законодательства, что решаемо, но для этого необходимы существенные временные издержки и совместные усилия на всех уровнях взаимодействия.

Print Friendly, PDF & Email

Читайте также






Библиографический список

  1. Хоминич, И.П., Саввина, О.В. Государственный кредит в условиях финансовой глобализации: учеб. пособие / И.П. Хоминич, О.В. Саввина. — М.: Финансы и статистика 2014. — 256 с.: ил. 2014
  2. Официальный новостной портал. – [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://idaten.ru/. Дата доступа: 12.12.2018.
  3. Официальный сайт Международной организации комиссий по ценным бумагам. – [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.iosco.org. Дата доступа: 12.12.2018.
  4. Официальный новостной портал. – [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://banki24.by/. Дата доступа: 12.12.2018.
  5. Дубков, С.В. Мегарегулирование финансового рынка: невозможное возможно / С.В. Дубков, Д.В. Набздоров // Банковский вестник. — 2012. — №34. — С. 3-9.

References

  1. Khominich I.P., Savvina O.V. State credit in the context of financial globalization: textbook. allowance [Gosudarstvennyy kredit v usloviyakh finansovoy globalizatsii: ucheb. Posobiye] / I.P. Khominich, O.V. Savvin. — M.: Finance and statistics 2014. — 256 p.: ill. 2014
  2. Official news portal. – [Electronic resource] // Access mode: https://idaten.ru/. Access date: 12/12/2018.
  3. Official website of the International Organization of Securities Commissions. – [Electronic resource] // Access mode: http://www.iosco.org. Access date: 12/12/2018.
  4. Official news portal. – [Electronic resource] // Access mode: https://banki24.by/. Access date: 12/12/2018.
  5. Dubkov S.V. Mega-regulation of the financial market: the impossible is possible [Megaregulirovaniye finansovogo rynka: nevozmozhnoye vozmozhno] / S.V. Dubkov, D.V. Nabzdorov // Bank Bulletin. – 2012. – No. 34. – S. 3-9.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх