Главная страница » Публикации » 2018 » №4 (87/1) » Система закупок для государственных и муниципальных нужд и способы размещения заказов на поставку железобетонных изделий в условиях конкурентной среды

Система закупок для государственных и муниципальных нужд и способы размещения заказов на поставку железобетонных изделий в условиях конкурентной среды

Procurement system for state and municipal needs and methods of placing orders for the supply of reinforced concrete products in a competitive environment

Система закупок для государственных и муниципальных нужд и способы размещения заказов на поставку железобетонных изделий в условиях конкурентной среды

Авторы

Филиппова Татьяна Яковлевна
кандидат экономических наук, доцент
Россия, Брянский государственный инженерно-технологический университет
T.Ya.Filippova@yandex.ru

Аннотация

Действенным механизмом организации деятельности предприятий в условиях конкурентной среды является участие в государственных и муниципальных закупках. Законодательные положения предписывают заказчикам выбирать наилучшего исполнителя для выполнения работ, оказания услуг и поставки продукции по преимущественному критерию - максимальному проценту снижения начальной цены контракта. Следствием, этого является возможность ненадлежащего исполнения заключенных на торгах контрактов. Всестороннее рассмотрение проблемы отсутствия у организатора торгов возможности объективной оценки исполнителя-претендента определило необходимость изучения вопросов реализации системы закупок для государственных и муниципальных нужд и способов размещения заказов на поставку железобетонных изделий в условиях конкурентной среды.

Ключевые слова

система закупок для государственных и муниципальных нужд, поставка железобетонных изделий, способы размещения заказов на поставку.

Рекомендуемая ссылка

Филиппова Татьяна Яковлевна. Система закупок для государственных и муниципальных нужд и способы размещения заказов на поставку железобетонных изделий в условиях конкурентной среды // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №4 (87/1). Номер статьи: 87106. Дата публикации: 30.12.2018. Режим доступа: https://sovman.ru/article/87106/

Authors

Filippova Tatyana Yakovlevna
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
Russia, Bryansk State Engineering and Technology University
T.Ya.Filippova@yandex.ru

Abstract

An effective mechanism for organizing the activities of enterprises in a competitive environment is participation in state and municipal procurement. Legislative provisions require customers to choose the best contractor to perform work, provide services and supply products according to the primary criterion - the maximum percentage reduction in the initial price of the contract. The consequence of this is the possibility of improper execution of contracts concluded at the auction. A comprehensive consideration of the problem of the lack of an opportunity for the organizer of the auction to objectively assess the contractor-applicant determined the need to study the implementation of the procurement system for state and municipal needs and ways to place orders for the supply of reinforced concrete products in a competitive environment.

Keywords

procurement system for state and municipal needs, supply of reinforced concrete products, methods of placing purchase orders.

Suggested citation

Filippova Tatyana Yakovlevna. Procurement system for state and municipal needs and methods of placing orders for the supply of reinforced concrete products in a competitive environment // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №4 (87/1). Art. #  87106. Date issued: 30.12.2018. Available at: https://sovman.ru/article/87106/


Введение

Описанию конкурентных процессов в экономике посвящены работы многих ученых, таких как: А. Смитт, Д. Рикардо, Дж. Миль, К. Маркс, А. Маршал, М. Портер, П. Хайне, П. Сраф, А. Курно, А. Я. Кишерман, Р. Е. Мансуров, Л. Е. Стровский, Р.А. Фатхутдинов, Л.К. Афанасьев, А. А. Ложкин, Л.И. Цыгичко, Е.П.Голубкова, Т.В. Шмулевич, Н.В. Чепаченко, И.А.Кузовлевой и других ученых.

Сфера правового регулирования заключения контрактов на выполнение государственных и муниципальных заказов изучены посредством исследования трудов таких авторитетных отечественных ученых, как: Т.Е. Абова, В.Е. Белов, А.Н. Борисов, М.И. Брагинский, В.В. Ванин, В.В. Витрянский, Н.А. Краев, Е.С. Турсунова, А.А. Храмкин, Л.И. Шевченко, А.В. Яровой.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона №44-ФЗ под контрактной системой понимается совокупность участников контрактной системы, вне зависимости от их места в системе закупок, и выполняемые ими действия, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд .

С 1 января 2016 года была введена единая информационная система, эксплуатация которой направлена на создание информационной открытости и доступности, с целью пресечения нецелевого использования бюджетных ассигнований.

Участник закупки – это любое юридическое лицо независимо от места нахождения, организационно-правовой формы, места происхождения капитала, а также формы собственности и любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя [1].

В соответствии с 44-ФЗ «закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд» – это совокупность действий, осуществляемых заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта».

Для правильной и полной реализации норм, регулирующих контрактные отношения, складывающиеся при государственных и муниципальных закупках, определена система принципов контрактных правоотношений.

В рамках законодательства в сфере закупок к участникам закупки предъявляются обязательные требования и в иных, предусмотренных законодательством случаях, дополнительные требования. Правительство РФ вправе устанавливать дополнительные требования к участникам закупки при закупке отдельных видов товаров, работ или услуг путем проведения торгов при помощи конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого конкурса с ограниченным участием и аукционов.

Анализируя закупки, как действенный механизм выбора добросовестный исполнителей контрактов, было выявлено, что участие предприятия в торгах может использоваться в качестве дополнительного конкурентного преимущества (фактора), позволяющего повысить конкурентоспособность предприятия.

Наиболее часто используемым способом размещения заказа является электронный аукцион, который позволяет снизить риски сговора участников за счет закона о конфиденциальности подачи заявок на электронных торговых площадках до подведения итогов электронного аукциона [2].

Открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного и муниципального контракта – это аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной торговой площадки из сайта в сети Интернет.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ выделяют пять электронных торговых площадок: ЗАО Сбербанк-АСТ, РТС-Тендер, АГЗ РТ, АО «ЕЭТП» и ЭТП НЭП.

Запрос котировок – это способ размещения заказа, при котором информация о закупке товаров, работ, услуг сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведения запроса котировок и победителем признается лицо, предложившее наиболее низкую цену.

Еще одним способом размещения заказа является конкурс и его различные разновидности, в том числе открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс и закрытый конкурс.

Открытый конкурс – это способ определения поставщика, при котором информация о размещении заказа сообщается неограниченному кругу лиц, путем размещения в ЕИС извещения о проведении конкурса, а также конкурсной документации и победителем признается участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, в соответствии с критериями, указанными в конкурсной документации и заявки участника. Конкурс с ограниченным участием соблюдает те же условия, что и открытый конкурс только победителем данного вида конкурса признается участник, предложивший наилучшие условия исполнения контракта, а также прошедший предквалификационный отбор. Главным отличием конкурса с ограниченным участием от открытого конкурса заключается в том, что к участнику закупки помимо единых требований предъявляются и дополнительные. Также явным отличием данного вида конкурса является то, что участник после вскрытия конвертов заявок должен пройти предквалификационный отбора. Предквалификационный отбор проводится не более 10 дней с момента вскрытия конвертов.

Конкурс с ограниченным участием используется в качестве способа размещения заказа при закупке товаров, работ, услуг установленных в статье 56 44-ФЗ (объекты культурного наследия, музейные ценности, а также для технических и/или технологических сложных инновационных и специализированных предметов контракта, требующие от исполнителя контракта необходимого уровня квалификации).

Двухэтапный конкурс – это конкурс, к участникам которого предъявляются как единые, так и дополнительные требования, а победителем признается участник, принявший участие в обоих этапах такого конкурса, в том числе предквалификационный отбор и предложивший наилучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа такого конкурса. Данный вид конкурса проводится для закупки товаров, работ, услуг в соответствии со ст. 57 44-ФЗ.

Еще одним конкурентным способом закупки товаров, работ, услуг является запрос предложений.

Запрос предложений – это способ определения поставщика, при котором информации о закупке товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц, путем размещения извещения в ЕИС, а победителем признается участник, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом удовлетворяет потребности заказчика.

Единственным неконкурентным способом размещения заказа является закупка у единственного поставщика.

Закупка у единственного поставщика – это способ закупки товаров, работ, услуг, при котором заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт только одному поставщику.

Статья 93 Федерального закона №44-ФЗ устанавливает исчерпывающий перечень случаев, когда заказ может быть размещен с помощью закупки у единственного поставщика. Помимо перечня случаев, установленных законодательством РФ, закупка у единственного поставщика может быть осуществлена при несостоявшемся запросе котировок или открытом конкурсе.

В результате анализа было выявлено, что современная система организации закупок представляет комплексный механизм, который включает в себя различные способы проведения торгов для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Данный механизм позволяет заказчикам выбрать наиболее подходящий способ для закупки товаров, работ и услуг, а также обеспечить приоритетное направление государства, которое связано с удовлетворением государственных и муниципальных нужд на высоком качественном уровне.

 

Результаты исследований

Современный механизм организации закупок на базе Единой информационной системы позволяет собрать данные для мониторинга заявок и окончательных предложений закупок. На базе этих данных был проведен комплексный анализ закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

По итогам 2017 г. в ЕИС фактически осуществляют закупочную деятельность 1325 заказчика Брянской области [3].

В единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) размещено извещений о закупках заказчиков всех уровней Брянской области на сумму около 16,5 млрд. рублей. Общий объем заключенных контрактов составил порядка 14,2 млрд. рублей, что в целом соответствует показателю 2016 года (14,1 млрд. рублей, без учета контрактов, сведения о которых составляют государственную тайну и не размещаются в открытом доступе).

За 2017 год на официальном сайте ЕИС было размещено 16421 извещение об осуществлении закупок общим объемом 16,5 млрд. рублей. При этом общий объем размещенных закупок незначительно превысил аналогичный показатель 2016 года (16,3 млрд. рублей) (см. рис. 1).

 

Динамика закупок по цене и количество лотов за 2016-2017гг. на территории Брянской области

Рис. 1. Динамика закупок по цене и количество лотов за 2016-2017гг. на территории Брянской области

 

Таблица 1 отражает сведения об общем объеме заключенных контрактов в 2017 году.

 

Таблица 1 – Сведения об общем объеме заключенных в 2017 году контрактов в разбивке по способам определения поставщика

Способ определения поставщика (закупки) Стоимость товаров, работ, услуг, тыс. руб.
Закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) 3 425 901
Запрос котировок 200 049
Запрос предложений 86 532
Конкурс с ограниченным участием 9 591
Открытый конкурс 24 758
Электронный аукцион 10 403 715

 

Распределение заказов по способам определения поставщика в Брянской области представлено на рис. 2.

 

Распределение заказов по способам определения поставщика в Брянской области

Рис. 2. Распределение заказов по способам определения поставщика в Брянской области

 

Самым распространенным способом определения поставщика в 2017 году остается электронный аукцион, доля которого составила 73,5% размещенных на официальном сайте извещений (в 2016 году 59,5%).

Распределение закупочных процедур по электронным площадкам представлено в таблице 2.

 

Таблица 2 — Распределение закупочных процедур по электронным площадкам по количеству извещений и объему

2017 год
Электронная площадка Количество размещенных извещений Начальная (максимальная) цена контракта, тыс. руб.
АГЗ РТ 193 146 593
АО «ЕЭТП» 4 935 6 481 403
ЗАО «Сбербанк-АСТ» 1 812 3 671 616
РТС-тендер 2 407 1 920 161
ЭТП НЭП 16 32 281

 

Доля электронных площадок по количеству и общему объему заключенных контрактов в 2017 году представлена на рис. 3.

 

Доля электронных площадок по количеству и общему объему заключенных контрактов в 2017 году

Рис. 3. Доля электронных площадок по количеству и общему объему заключенных контрактов в 2017 году

 

Наибольшие количество и общий объем заключенных контрактов зафиксирован при проведении электронных аукционов на электронной площадке АО «ЕЭТП» (52,7% и 52,9% от общего количества и объема контрактов, заключенных на всех электронных площадках, соответственно).

Общая экономия бюджетных средств по результатам заключения контракта представлена в таблице 3.

 

Таблица 3 – Общая экономия бюджетных средств по результатам заключения контрактов за 2016-2017 гг. [3]

2016 2017
Виз заказа Экономия средств по результатам заключения контрактов (абсолютное значение) Экономия средств по результатам заключения контрактов (относительное значение) Экономия средств по результатам заключения контрактов (абсолютное значение) Экономия средств по результатам заключения контрактов (относительное значение)
Муниципальный заказ 198 135 259,55 3,42 300 207 400,80 4,11
Региональный заказ 568 263 152,17 5,40 583 188 844,03 6,35
Общий итог 766 398 411,72 4,70 883 396 244,83 5,36

 

Общая экономия в отчетном периоде составила более 883,3 млн. рублей. Среднее снижение цен при проведении конкурентных закупок составило 5,36%.

В современных экономических условиях, закупки для государственных и муниципальных нужд через единую информационную систему представляют собой централизованную базу данных. Мониторинг закупок в данном случае обеспечивает открытость информации, в том числе и документов. Выполнив анализ закупок железобетонных изделий в Брянской области на основе данных единой информационной системы представляется возможным обратить внимание на количественные и качественные характеристики данного вида закупок (см. таблицу 4).

 

Таблица 4 – Данные по способу определения поставщика

Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Количество поданных заявок
Открытый запрос котировок 2
Закупка у единственного поставщика 8
Электронный аукцион 17
Открытый аукцион в электронной форме 1
Открытый запрос предложений 1
Запрос предложений 1
Запрос цен 2

 

Доля количественного объема извещений в разбивке по процедурам определения поставщика представлена на рис. 4.

 

Количественный объем извещений в разбивке по процедурам определения поставщика

Рис. 4. Количественный объем извещений в разбивке по процедурам определения поставщика

 

Самым распространенным способом определения поставщика является запрос электронный аукцион и закупка у единственного поставщика, доля которых составила соответственно 48% и 23 % от общего количества объема извещений, размещенных на официальном сайте.

Одним из важнейших этапов формирования закупки железобетонных изделий является определение начально-максимальной цены контракта (НМЦК). НМЦК – это предельное значение цены, которое указывается в извещении о проведении закупки, документации о закупке, приглашении принять участие в закрытой закупке. Такая цена устанавливается при определении поставщика конкурентным способом.

Доля закупок железобетонных изделий в зависимости от начальной максимальной цены контракта представлена на рис. 5.

 

Доля закупок железобетонных изделий в зависимости от начальной максимальной цены контракта

Рис. 5. Доля закупок железобетонных изделий в зависимости от начальной максимальной цены контракта (Примечание: составлено автором)

 

На рис. 5 показано, что наибольшая доля стоимостного объема закупок железобетонных изделий приходится на электронный аукцион 40% (18674452 руб.) и запрос цен 27% (12619229,5руб).

При проведении закупок железобетонных изделий участвуют только две электронные площадки: ОАО «ЕЭТП», РТС-тендер, наибольшим преимуществом обладает площадка ОАО «ЕЭТП», ее доля составляет 70% от общего количества контрактов.

Среднее количество поданных заявок в зависимости от объёма закупки за 2017 год представлено графически на рис. 6.

 

Среднее количество поданных заявок в зависимости от объёма закупки за 2017 год

Рисунок 6. Среднее количество поданных заявок в зависимости от объёма закупки за 2017 год

 

Анализ представленных данных на рис. 25 свидетельствует о том, что наиболее конкурентные закупки осуществляются в ценовом диапазоне более 700 тысяч рублей. Наименьшее количество потенциальных поставщиков участвуют в закупках в ценовом диапазоне от 400 до 500 тыс. рублей.

Наименование железобетонных изделий участвующие в закупках представлен в таблице 5.

 

Таблица 5 – Наименование железобетонных изделий участвующие в закупках

Наименование товара, работы, услуги по контракту Единица измерения Количество Цена за ед.изм. Стоимость, руб.
Лоток защищенный бетонный штука 352 480 168960
Блок фундоментальный бетонный штука 2 34020 68040
Блок экрана бетонный штука 2 31976 63952
Звено оголовка ЗКП штука 30 22504 675120
Откосная стенка штука 24 24160 579840
Плита фундамента штука 12 44300 531600
Противофильтрационный экран БФ-1 штука 2 22394 44788
Портальная стенка СТ8 штука 6 14720 88270
Звено труы ЗК1.100 штука 35 5690 199150
Камни бортовые БР100.30.15 штука 24 490 11760
Лекальный блок штука 4 26900 107600
Блок экрана ФЗ штука 4 10750 43750

 

Заключение

В процессе проведения анализа нами было выявлена актуальность участия предприятий в закупках железобетонных изделий для государственных и муниципальных нужд.

Стоимостные характеристики данных контрактов свидетельствуют о существенных объемах закупок, что в товарной структуре отражается преобладание закупок лотка защищенного бетонного.

Таким образом, участие предприятия в закупках железобетонных изделий позволит повысить деловую репутацию предприятия за счет надлежащего исполнения контрактов для государственных и муниципальных нужд и уровень конкурентоспособности предприятия за счет привлечения дополнительных денежных средств при победе в торгах.

Print Friendly, PDF & Email

Читайте также




Библиографический список

  1. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ от 05.04.2013 (ред. от 28.12.2013). // Справочно-правовая система Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru. — С. 1
  2. Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы. Закупки и поставки продукции для государственных нужд: учеб. пособие — М.: ИНФА, 2014.- С. 19
  3. Управление государственных закупок Брянской области – URL: http://tender32.ru/

References

  1. Federal Law “On the contract system in the field of procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs” [O kontraktnoy sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennykh i munitsipal’nykh nuzhd] No. 44-FZ dated April 5, 2013 (as amended on December 28, 2013). // Reference and legal system Consultant Plus. – URL: http://www.consultant.ru. – S. 1
  2. Babich A.M. State and municipal finance. Procurement and supply of products for state needs [Gosudarstvennyye i munitsipal’nyye finansy. Zakupki i postavki produktsii dlya gosudarstvennykh nuzhd]: textbook. allowance – M.: INFA, 2014.- S. 19
  3. Public Procurement Department of the Bryansk Region [Upravleniye gosudarstvennykh zakupok Bryanskoy oblasti] – URL: http://tender32.ru/