Главная страница » Публикации » 2020 » №2 (92) » Проекты государственно-частного партнерства как фактор устойчивого развития туристской индустрии

Проекты государственно-частного партнерства как фактор устойчивого развития туристской индустрии

Public-Private Partnership Projects as a Factor in Sustainable Development of the Tourism Industry

Проекты государственно-частного партнерства как фактор устойчивого развития туристской индустрии

Авторы

Юрьева Татьяна Владимировна
Доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента спортивной и туристской индустрии
Россия, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)
yuryeva@ranepa.ru

Аннотация

Преодоление кризисной ситуации, последующее устойчивое развитие туристской индустрии требует дополнительных инвестиций и инноваций. Одним из инструментов их привлечения является государственно-частное партнерство (ГЧП) и муниципально-частное партнерство (МЧП). Специфика туристской индустрии, особенности формирования спроса в условиях постоянных изменений определяют необходимость дальнейшего изучения механизма осуществления проектов ГЧП/МЧП в данном секторе экономики Выявлены основные тенденции развития туристской индустрии, ее роль в качестве катализатора преодоления кризиса, обеспечения устойчивого роста. Рассмотрены сущность, предпосылки инициации, организационные формы, преимущества и недостатки проектов ГЧП/МЧП. Проанализирована практика реализации проектов ГЧП/МЧП в туристской индустрии в современной российской экономике. Сделан вывод, что их результативность преимущественно зависит от оптимального использования ресурсов, эффективной системы управления рисками, доверительных отношений между публичными и частными партнерами, здоровой конкуренции среди заинтересованных сторон, действенной правовой базы.

Ключевые слова

туристская индустрия, проектное управление, проект на принципах государственно-частного партнерства.

Рекомендуемая ссылка

Юрьева Татьяна Владимировна. Проекты государственно-частного партнерства как фактор устойчивого развития туристской индустрии // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №2 (92). Номер статьи: 9215. Дата публикации: 01.07.2020. Режим доступа: https://sovman.ru/article/9215/

Authors

Yuryeva Tatyana Vladimirovna
Doctor of Economics, Professor of Management of Sport and Tourism Industry
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA)
yuryeva@ranepa.ru

Abstract

Overcoming the crisis situation that has arisen in the tourist industry as a result of a pandemic, the following sustainable development in the post-crisis period, require additional investments and innovation, optimization of a risk management. One of the tools to solve this problem is the more active initiation of the public-private partnership (PPP) and municipal-private partnership (MPP) projects in the tourism industry. The specifics of the tourist industry, particularly creating demand determine the need for further study of the mechanism of implementation of PPP / MPP projects in this sector under constant changes. The basic trends in the development of the tourist industry, and its role as a catalyst for overcoming the crisis, sustainable growth, innovation and entrepreneurship is shown.
The essence of PPP /MPP projects, the prerequisites for their initiation, organizational forms, the advantages and disadvantages of PPP / MPP projects are formulated. The practice of implementation PPP /MPP projects in the tourism industry in the Russian economy is analyzed. It concluded that their effectiveness mainly depends on the optimal use of resources, effective risk management system, trust relationships between public and private partners, a healthy competition among stakeholders, and an effective legal framework.

Keywords

tourism industry, project management, public-private partnership projects.

Suggested citation

Yuryeva Tatyana Vladimirovna. Public-Private Partnership Projects as a Factor in Sustainable Development of the Tourism Industry // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №2 (92). Art. #  9215. Date issued: 01.07.2020. Available at: https://sovman.ru/article/9215/


Введение

Преодоление кризисной ситуации и последующее устойчивое развитие туристской индустрии требует привлечения дополнительных инвестиций и инноваций, оптимизации системы управления рисками. Одним из инструментов решения данной проблемы является реализация проектов на основе государственно-частного партнерства (ГЧП) и муниципально-частного партнерства (МЧП).

Надо отметить, что степень разработанности теоретических и практических аспектов ведения проектной деятельности на принципах ГЧП/МЧП является достаточно высокой. Наиболее подробно механизм ГЧП изучен такими учеными как А.А.Алпатов, Д.М. Амунц, В.П. Аникина, А. Аткинсон, Г.А. Борщевский, Е.М. Бухвальд, В. Г. Варнавский, Я.И. Ваславский, С. Давис, Дж. Делмон, М.А. Дерябина, А. Г.Зельднер, О.В. Иванов, В.Н. Иванова, Н.А. Игнатюк, Э. Р. Йескомб, В. А. Кабашкин, А.В. Клименко, В.В. Кнаус, Л.Конг, В. Кутари, В.В. Максимов, О. Осборн, М.Портер, О. Солвелл, Дж.Стиглиц, Э. Фаркухарсон, А.Хиршман и др.

Специфика ГЧП/МЧП в туристской индустрии раскрывается в трудах таких исследователей как В.Г. Варнавский, Д.Н. Верзилин, Н.В. Городнова, Е.А. Дедусенко, Е.В. Зеленцова, Е.А. Иванова, С.В. Кельбах, С.В. Кузнецов, Т.А. Лаврова, А.А. Латорцев, Е.Х. Мельвиль, М.С. Оборин, А.Н. Петров, Л.В. Семенова, М.В. Сигова, С.А. Уваров, Л.В. Хорева и др.

Анализ научных публикаций позволяет сделать вывод, что многие теоретические, методологические и организационно-правовые аспекты проектной деятельности на основе ГЧП/МЧП в современной экономике раскрыты достаточно детально. Вместе с тем, специфика туристской индустрии, особенности формирования спроса, острая потребность в дополнительных финансовых ресурсах, инновациях, специалистах, обладающих соответствующими профессиональными компетенциями и навыками, а также необходимость устойчивого развития в посткризисный период определяют необходимость дальнейшего изучения механизма инициации и реализации проектов ГЧП/МЧП в данном секторе экономики. Все это делает актуальным тематику данного исследования, его цель и задачи.

 

Туристская индустрия: оценка и перспективы развития

Туристская индустрия является глобальным фактором экономического роста и развития. Данный сегмент экономики оказывает существенное влияние на реализацию целей устойчивого развития, принятых ООН, на период до 2030 года [13]. Туристская индустрия — это одна из наиболее динамичных областей экономической деятельности, которая способствует созданию новых рабочих мест, является катализатором инноваций и предпринимательства. Туризм содействует развитию человеческого капитала, здорового образа жизни, сохранению и продвижению природных и культурных ценностей. Международный туризм влияет на формирование солидарности и доверия между странами, которые выступают в качестве важнейших составляющих в продвижении глобального сотрудничества. Внутренний туризм помогает консолидации граждан страны на основе определенных человеческих ценностей.

Степень развития туристкой индустрии представляется очень важным фактором, поскольку данная отрасль оказывает большой мультипликационный эффект на развитие других сфер национальной экономики (строительство, транспорт, торговля, сельское хозяйство, информационная инфраструктура и др.). Во многих странах и в отдельных регионах туризм является основным источником доходов и экономического роста. Поэтому органы государственной власти на различных уровнях уделяют особое внимание разработке эффективной стратегии развития туристской индустрии, созданию и поддержанию объектов инфраструктуры, а также обеспечению инвестиционной активности.

Мировая туристская индустрия за последние десять лет имеет устойчивые темпы развития. Так, прирост количества въездных туристских поездок в среднем составил 5,1%. В 2019 году объем рынка въездного зарубежного туризма увеличился на 4%, число въездных туристских прибытий достигло 1,5 млрд. человек. Хотя темп роста этого сегмента рынка был значительным, но по сравнению с предыдущими годами несколько замедлился (рисунок 1).

 

Количество въездных туристских поездок в мире за 2008-2020 годы, в % к предыдущему году

Рисунок 1 – Количество въездных туристских поездок в мире за 2008-2020 годы, в % к предыдущему году

Источник: World Tourism Barometer. World Tourism Organization (UNWTO).  Vol. 18, Issue 1, January 2020. P.3. URL.:  https://www.unwto.org/world-tourism-barometer-n18-January-2020 (дата обращения 28 июня 2020).

 

В российской экономике в последнее время уделяется существенное внимание развитию туристской индустрии, большей доступности ее услуг, цифровизации и инновационной активности данного сектора экономики. В России на конец 2019 года число въездных туристских поездок составило 24 419 тысяч и по сравнению с предыдущим периодом увеличилось на 5,5% (рисунок 2).

 

Количество въездных туристских поездок в Российской Федерации, в % к предыдущему году

Рисунок 2 – Количество въездных туристских поездок в Российской Федерации, в % к предыдущему году

Источник: Туризм в России. URL.:  https://gks.ru/folder/23457

 

В российской туристской индустрии на конец 2018 года функционировало более 113 тысяч организаций, сальдированный финансовый результат (прибыль минус убытки) которых оценивается в 202,9 млрд. рублей. Почти 76% туристских организаций характеризуются как прибыльные структуры. В 2019 году инвестиции в основной капитал туриндустрии составили 664,4 млрд. руб. Произошел рост объектов туристской индустрии: введены гостиницы почти на 14,5 тыс. мест, санатории на 840 коек, дома отдыха на более чем 1,4 тыс. мест, туристские базы на 580 мест и др. Добавленная стоимость туристской индустрии на конец 2018 года оценивалась в 3680,3 млрд. рублей и составляла 3,3 % в ВВП Российской Федерации [8].

С учетом сложившихся положительных тенденций в мировой туристской индустрии, Всемирной организацией туризма был подготовлен прогноз развития на 2020 год, предполагающий прирост на уровне 3-4 % по сравнению с предыдущим периодом. Однако, пандемия COVID-19 привела к резкому падению путешествий, и туристская индустрия оказалась одним из наиболее пострадавших секторов экономики. Под воздействием пандемии количество туристов, прибывших за границу (количество ночевок) сократилось на 44% за первые четыре месяца 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в том числе в апреле указанный показатель составил 97%. Это представляет собой потерю 180 миллионов прибытий по сравнению с тем же периодом 2019 года, 195 млрд. амер. долларов от международных доходов от туризма (экспортных доходов) [17]. В результате ожидается снижение объема международных прибытий туристов в 2020 году на 58-78% или на 850 млн. человек, что приведет к потере 1,1 млрд. амер. дол., а также экспортной выручки от туризма от 860 млрд. до 1,2 трлн. амер. долл. Возможна утрата 100-120 млн. рабочих мест в мировой туристской индустрии [16].

В целях преодоления чрезвычайной экономической ситуации из-за пандемии во многих странах, включая Российскую Федерацию, разработаны и реализуются антикризисные меры, направленные на поддержание потенциала туристской индустрии. Антикризисный пакет включает:

  • налоговые стимулы (освобождение от уплаты налогов или их отсрочка);
  • меры денежно-кредитной политики (специальные кредитные линии по сниженным ставкам, новые схемы кредитования, государственные банковские гарантии, направленные на поддержание ликвидности и др.);
  • освобождение или сокращение взносов в систему социального обеспечения;
  • субсидирование заработной платы;
  • адресная поддержка малого бизнеса (более 80% туристской отрасли);
  • содействие самозанятым и др.

Следует отметить, что предлагаемые меры направлены не только на преодоление кризиса, но и на эффективное развитие туристской индустрии в посткризисный период, что позволит последней внести свой вклад в реализацию 17 целей устойчивого развития [12]. Одной из мер антикризисной программы в туристской индустрии является более активное ведение проектов на основе ГЧП/МЧП.

 

Проекты государственно-частного партнерства: преимущества и недостатки

Проектное управление представляет эффективный инструмент, позволяющий субъектам экономики обеспечивать необходимый уровень конкурентоспособности и избегать нестабильных ситуаций. Большинство российских и зарубежных ученых единодушны в том, что проект обладает следующими признаками: конкретная цель; уникальность конечного результата; заданные параметры реализации (временной отрезок, бюджет, качество и др.). С учетом данных характеристик в международных и национальных стандартах, рекомендациях в области проектного управления дается определение проекта. В частности, в «Своде знаний по управлению проектами (Project Management Body of Knowledge, PMBOK), разработанным Институтом управления проектами (Project Management Institute) (США) указывается, что «проект — это временное предприятие, образованное для создания уникальных продуктов, услуг или результатов [11, P. 40]. В российском ГОСТе по проектному менеджменту проект определяется как «комплекс взаимосвязанных мероприятий для создания уникальной продукции при ограничении ресурсов» [2, C.2].

Существует множество видов проектов, которым свойственны различные цели и задачи. Проблемам классификации проектов, изучению их характерных особенностей посвящено значительное количество научных публикаций [2], [9]. Среди них особое место занимают проекты на основе принципов ГЧП/МЧП. Первые концепции о необходимости реализации таких проектов возникли в 80-ые годы XX века, а в 90-ые годы они уже стали реальностью в таких странах как Великобритания и США. В последующий период, опираясь на накопленный опыт, была разработана эффективная политика и приняты необходимые стандарты в области ГЧП/МЧП [10].

Под проектами ГЧП/МЧП понимаются проекты, которые выполняются государством и частными участниками на объектах государственной собственности и собственности местных органов власти в целях увеличения доступности и роста качества общественных благ, предоставляемых населению.. Посредством проектов ГЧП/МЧП удается привлечь дополнительные инвестиции, передовые технологии, методы эффективного управления, профессиональные компетенции и навыки работников частного сектора экономики. Кроме того, проекты ГЧП/МЧП позволяют выявить и распределить между участниками возможные риски [4], [6], [10, P.1]. Успешность проектов можно оценивается на основе достигнутых целей, а также выгод в результате оптимального использования ресурсов.

Традиционно проекты на основе ГЧП/МЧП осуществляются для создания, модернизации и эксплуатации объектов общественной инфраструктуры, оказания жизненно важных услуг населению. По мере развития экономики отраслевые границы таких проектов расширяются, они все больше используются в таких сферах деятельности как телекоммуникации, информационные технологии, образование, культура, здравоохранение, спорт, туризм и отдых.

Проекты ГЧП/МЧП реализуются во многих развитых и развивающихся странах.  В Российской Федерации в соответствии с данными платформы поддержки инфраструктурных проектов «Росинфра» на 30 апреля 2020 года принято решение о реализации 3790 проектов ГЧП/МЧП, в том числе уже осуществляется 3419 проекта, общий объем частных инвестиций которых составляет более 2933 млрд. руб. [3]. Проекты ГЧП/МЧП преимущественно реализуются в сфере коммунально-энергетической (78%) и социальной инфраструктуры (15 %) (рисунок 3).

 

Распределение проектов ГЧП/МЧП по сферам экономической деятельности в Российской Федерации

Рисунок 3 — Распределение проектов ГЧП/МЧП по сферам экономической деятельности в Российской Федерации

Примечание — Данные на 30 апреля 2020.

Источник: составлено на основе: Ежемесячный дайджест рынка ГЧП в России. Май, 2020. РОСИНФРА. Платформа поддержки инфраструктурных проектов. URL.: https://rosinfra.ru/digest/documents/one/ezemesacnyj-dajdzest-rynka-gcp-v-rossii-mart-2020 (дата обращения 28 июня 2020).

 

Проекты ГЧП/МЧП ведутся в основном на муниципальном и региональном уровнях. Наиболее успешными российскими регионами по уровню развития ГЧП/МЧП являются Самарская область, г. Москва, Московская область и др. [7, С.2-4].

Проекты, соответствующие признакам ГЧП, выполняются в определенных организационных формах, которые представлены на рисунке 4.

 

Проекты ГЧП/МЧП: организационные формы и объем частных инвестиций в Российской Федерации

Рисунок 4 – Проекты ГЧП/МЧП: организационные формы и объем частных инвестиций в Российской Федерации

Источник: Ежемесячный дайджест рынка ГЧП в России. Май, 2020. РОСИНФРА. Платформа поддержки инфраструктурных проектов. URL.: https://rosinfra.ru/digest/documents/one/ezemesacnyj-dajdzest-rynka-gcp-v-rossii-mart-2020 (дата обращения 28 июня 2020).

 

Существенная часть концессионных соглашений в рамках российской экономики реализуется на муниципальном уровне (94%), но наибольший объем инвестиций приходится на федеральный уровень (42%). Проекты, выполняемые посредством концессионного соглашения, в основном финансируются за счет внебюджетных средств (70 %). Средний срок концессионных соглашений составляет 12 лет, однако в транспортной и социальной сфере превышает 20 лет [5, С.1,6]. Основная часть проектов в форме концессионного соглашения приходится на коммунально-энергетическую сферу.

Проекты ГЧП/МЧП имеют определенные преимущества и недостатки, которые приведены ниже:

Преимущества:

  • распределение рисков между участниками;
  • комплексное решение вопросов;
  • совместное использование ресурсов;
  • более быстрое завершение проекта;
  • перераспределение средств;
  • постоянный денежный поток;
  • многократное использование объекта соглашения;
  • привлечение крупного объема инвестиций;
  • возможность для небольших инвестиций;
  • экономия бюджета государства и муниципальных образований;
  • передача новых технологий между участниками проекта;
  • усиление конкуренции на рынке;
  • гарантия на услуги дальнейшей эксплуатации объекта соглашения;
  • увеличение прозрачности в экономике и др.

Недостатки:

  • повышение цен, взимаемых с пользователей продукта проекта;
  • снижение переговорной позиции органов государственной власти;
  • значительные транзакционные издержки;
  • ограниченный доступ к результатам проекта;
  • возможность рисков, включая финансовых, для публичного партнера;
  • политический риск для частного партнера;
  • более высокая стоимость сделки;
  • недостаточная координация процесса реализации проекта;
  • неэффективность вследствие нарушений при отборе участников;
  • различие между участниками проекта по уровню культуры, деловой этики;
  • вероятность роста коррупции;
  • политические и правовые проблемы и др.

В целом взаимодействие партнеров в рамках проектов ГЧП/МЧП выгодно всем участникам соглашения, а также обществу в целом. Его результатом является: интенсивное развитие инфраструктуры; сокращение расходов государства, рисков, сроков исполнения и стоимости проектов; повышение качества выполняемых работ и управления; увеличение количества рабочих мест; формирование позитивного образа государства и бизнеса и др. [18]

Преодоление кризисной ситуации, необходимость привлечения инноваций и инвестиций в туристскую индустрию требует более активного использования инструментария проектного управления, в том числе реализации проектов на основе ГЧП/МЧП.

 

Проекты ГЧП/МЧП в туристской индустрии

В российской экономике накоплен определенный опыт проектной деятельности на принципах ГЧП/МЧП при создании, реконструкции и эксплуатации объектов туристской индустрии. Анализ имеющихся данных позволяет сделать вывод, что такого рода проекты ведутся на муниципальном (более 58%) и региональном уровне. Более трети проектов ГЧП/МЧП осуществляются в такой организационной форме как концессионное соглашение. На договор аренды (безвозмездного пользования) с инвестиционными обязательствами, который относится к группе «квази — ГЧП/МЧП», приходится около 17%.

Инициаторами проектов ГЧП/МЧП в туристской сфере являются как частные (50 %), так и публичные партнеры (41,7%). Более 33 % проектов ГЧП/МЧП приходится на Центральный федеральный округ, около 17 % на Дальневосточный федеральный округ, более 8 % на Уральский федеральный округ. Возврат инвестиций в основном происходит посредством оплаты пользования объекта (услуги) проекта потребителями (83.33%). Характеристика некоторых проектов ГЧП/МЧП в туристской индустрии представлена в таблице 1.

 

Таблица 1 — Структура отдельных проектов ГЧП/МЧП в туристской индустрии в Российской Федерации

n/n Наименование Проекта Регион реализации Форма Уровень реализации Затраты, млн. руб. Срок (годы) Количество участников Дата подписания соглашения
1. Реконструкция и дальнейшее использование имущественного комплекса для оздоровительного отдыха г. Белгород, урочище «Липки» Концессионное соглашение (115-ФЗ) М1 40 15 3 20.08.2015
2. Создание туристко-рекреационного комплекса на базе развлекательного комплекса «Рублевка» Республика Алтай Инвестиционный договор (соглашение) Р2 1257 7 8 03.02.2015
3. Строительство водно-термального оздоровительного комплекса с аквапарком и объектами инфраструктуры Тюменская область Соглашение о сотрудничестве (взаимодействии) Р 4273 8 2 17.03.2017
4. Реконструкция объекта для осуществления деятельности в области туризма Вологодская область, г. Череповец Концессионное соглашение (115-ФЗ) М 30

 

49 7 27.03.2018
5. Создание православно — туристического комплекса «Святой источник в честь Параскевы Пятницы» Рязанская обл. Соглашение о сотрудничестве (взаимодействии) Р 10

 

6 3 01.01.2019
6. Реконструкция турбазы «Дружба» Липецкая обл. Договор аренды (безвозмездного пользования) с инвестиционными обязательствами М 20

 

5 3 11.02.2016
7. Реконструкция и эксплуатация объекта «Центр здоровья и отдыха «Нижнекамские термы» Республика Татарстан, г. Нижнекамск Концессионное соглашение (115-ФЗ)

 

М 370

 

49 3 15.05.2019

Примечания

1 — М (муниципальный);
2 — Р (региональный).

Источник: составлено на основе платформы поддержки инфраструктурных проектов «РОСИНФРА». URL.: https://rosinfra.ru/project (дата обращения 28 июня 2020 г.).

 

В настоящее время ряд проектов находятся на стадии инициации.  В частности, в целях организации отдыха граждан и туризма планируется реконструировать в г. Ставрополе здание молодежно-досугового центра «Мир» (2 млн руб.). Также размещена инициатива в отношении реконструкции центрального туристического лагеря Челябинской области на Аркаиме. В соответствии с его концепцией предполагается обустройство ландшафтного парка с дорожками, световым оформлением, зонами отдыха и другими объектами благоустройства. Стоимость реализации проекта составит не менее 150 млн руб. В Воронежской области по итогам проведения конкурсных процедур в рамках заявленной частной концессионной инициативы подписано соглашение по реконструкции особо охраняемой природной территории местного значения — парка «Дельфин» в г. Воронеже (140 млн руб.).

Инвестиции в проекты ГЧП/МЧП в туристской индустрии считаются высоко рискованными и менее прибыльными по сравнению с другими областями экономической деятельности, поскольку здесь существует неоднородный спрос, трудности прогнозирования потребительского потока и оценки социального эффекта. В результате частные партнеры предпочитают инвестировать ресурсы в основном в те проекты, в которых есть существенные гарантии со стороны государства [14].

Среди проектов ГЧП/МЧП, реализуемых в туристской индустрии, ведутся как проекты с фиксированным потоком платежей, а также те, в которых доход определяется уровнем потребительского спроса. Первая финансовая модель обеспечивает более высокую инвестиционную привлекательность и позволяет более полно учесть риски проекта. Вторая модель менее привлекательна и более рискованная. В этом случае частный партнер может потребовать дополнительных гарантий со стороны государства.

Риски проектов ГЧП/МЧП можно подразделить на характерные для всех проектов (управленческие, экономические, строительные и др.); типичные для проектов ГЧП/МЧП (политические, правовые и др.); свойственные для проектов туристской индустрии (неопределенность спроса и др.).

В целях повышения эффективности проектов ГЧП/МЧП государство осуществляет комплекс регулирующих действий: постоянный контроль и надзор за исполнением обязательств соглашения проекта; корректировка его условий при необходимости; прием предложений от частных участников, направленных на улучшение исполнения условий соглашения; рассмотрение претензий потребителей конечного результата проекта; проведение государственного аудита и др.

 

Выводы

Для преодоления кризисной ситуации, эффективного посткризисного развития туристской индустрии рекомендуется более активно использовать проекты на основе модели ГЧП/МЧП.

При реализации проектов ГЧП/МЧП в туристской индустрии особое внимание следует уделить выявлению и распределению рисков между участниками проекта еще на стадии его инициации. При этом риск должен быть закреплен за теми структурами, которые смогут наиболее эффективно его преодолеть. Публичный партнер должен четко понимать свои цели и перспективы, чтобы избежать ущерба.

При выборе организационной формы проекта ГЧП/МЧП надо учитывать, что они различаются мерой участия и ответственности частного партнера. Кроме концессионного соглашения следует стимулировать использование таких форм как соглашение ГЧП/МЧП, контракт жизненного цикла, инвестиционные соглашения, аренда с инвестиционными обязательствами и др.

Результативность проектов ГЧП/МЧП в туристской индустрии преимущественно зависит от оптимального использования ресурсов, распределения рисков, формирования доверительных отношений между публичными и частными партнерами, здоровой конкуренции среди заинтересованных сторон, а также эффективной правовой базы.

Читайте также






Библиографический список

  1. Белякова М.Ю., Юрьева Т.В. Проектные технологии управления: монография. — М.: Международный издательский центр «Город XXI век», 2020. — 152 с.
  2. ГОСТ Р 54869-2011. Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом. — М.: Стандартинформ, 2012. — 11 с.
  3. Ежемесячный дайджест рынка ГЧП в России. Май, 2020. РОСИНФРА. Платформа поддержки инфраструктурных проектов. URL.: https://rosinfra.ru/digest/documents/one/ezemesacnyj-dajdzest-rynka-gcp-v-rossii-aprel-2020 (дата обращения 28 июня 2020).
  4. Иванов О. В. Механизмы государственно-частного партнерства в экономической политике России: / под ред. О.В. Иванова; под ред. О.В.Иванова, П.Л.Селезнев, А.А.Галкин и др. — М.: МГИМО-Университет, 2018. — 408 с.
  5. О развитии государственно-частного партнерства в Российской Федерации. Информационно-аналитический обзор. 20 февраля 2020. Министерство экономического развития Российской Федерации. — М.: 2020. — 15 с. URL.: https://www.economy.gov.ru/material/file/6b5f12f3140cf044f1f715d18dfdef0a/gchp%2021.02.2020.pdf.pdf (дата обращения 28 июня 2020).
  6. Основы государственно-частного партнерства (теория, методология, практика): [Бухвальд Е. М. и др.]; под ред. В. Г. Варнавского и др. — М.: АНКИЛ, 2015. — 245 с.
  7. Рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню развития государственно-частного партнерства за 2019 год. Министерство экономического развития Российской Федерации. Февраль, 2020. URL.: https://www.economy.gov.ru/material/file/764aafac33fa544aec5b3008619e92a8/reiting_gchppdf  (дата обращения 28 июня 2020).
  8. Туризм в России. URL.: https://gks.ru/folder/23457 (дата обращения 28 июня 2020).
  9. Управление проектами: основы профессиональных знаний: национальные требования к компетентности специалистов. Версия 3.1, октябрь 2014 / Андреев А. А. и др.; науч. ред. Воропаев В. И.; Ассоц. упр. проектами. — М.: Проектная ПРАКТИКА, 2014. — 259 с.
  10. Delmon, J., 2015. Creating a Framework for Public-Private Partnership Programs: A Practical Guide for Decision-makers. World Bank. — Washington, DC. © World Bank, 2015. — 58 p.
  11. Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK® Guide) — Sixth Edition and Agile Practice Guide. Project Management Institute. 2017 – 756 p.
  12. Supporting jobs and Economies through Travel & Tourism. A Call for Action to Mitigate the Socio-Economic Impact of COVID-19 and Accelerate Recovery. UNWTO. Madrid, Spain, 1 April 2020 – 42 p.
  13. Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development. : https://www.un.org/sustainabledevelopment (Accessed June 28, 2020).
  14. Tsvetkova L., Khuzhamov L., Yurieva T., Karpova D. Methodology of Assessing Risks to Sustainable Supply Chain of an Insurance Company // International Journal of Supply Chain Management. – 2019 — N 8(3), 2019. — pp. 275-292.
  15. World Tourism Barometer. World Tourism Organization (UNWTO). 18, Issue 1, January 2020. — 6 p.  URL.:  https://www.unwto.org/world-tourism-barometer-n18-January-2020 (Accessed June 28, 2020).
  16. World Tourism Barometer and Statistical Annex, Update. World Tourism Organization (UNWTO).  18, Issue 2, May, 2020. — 42 p.  URL.: https://www.e-unwto.org/toc/wtobarometereng/18/2 (Accessed June 28, 2020).
  17. World Tourism Barometer and Statistical Annex, Update. World Tourism Organization (UNWTO).  18, Issue 3, June 2020.  URL.:  https://www.e-unwto.org/toc/wtobarometereng/18/3 (Accessed June 28, 2020).
  18. Yescombe, E. R. & Farquharson, E., 2018. Public-Private Partnerships for Infrastructure. Principles of Policy and Finance. 2nd edition. Butterworth-Heinemann, 2018 — 548 p.

References

  1. Belyakova M.YU., Yur’yeva T.V. Project management technologies: monograph [Proyektnyye tekhnologii upravleniya]. – M .: International Publishing Center “City of the XXI Century”, 2020. – 152 p.
  2. GOST R 54869-2011. Project management. Project management requirements [GOST R 54869-2011. Proyektnyy menedzhment. Trebovaniya k upravleniyu proyektom]. – M .: Standartinform, 2012 .– 11 p.
  3. Monthly digest of the PPP market in Russia. May 2020. ROSINFRA. Infrastructure project support platform [Yezhemesyachnyy daydzhest rynka GCHP v Rossii. May, 2020. ROSINFRA. Platforma podderzhki infrastrukturnykh proyektov]. URL .: https://rosinfra.ru/digest/documents/one/ezemesacnyj-dajdzest-rynka-gcp-v-rossii-aprel-2020 (accessed June 28, 2020).
  4. Ivanov O. V. Mechanisms of public-private partnership in the economic policy of Russia [Mekhanizmy gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v ekonomicheskoy politike Rossii] / ed. O.V. Ivanov; under the editorship of O.V. Ivanov, P.L. Seleznev, A.A. Galkin, etc. – M .: MGIMO-University, 2018 .– 408 p.
  5. On the development of public-private partnerships in the Russian Federation. Information and analytical review. February 20, 2020 [O razvitii gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v Rossiyskoy Federatsii. Informatsionno-analiticheskiy obzor. 20 fevralya 2020]. Ministry of Economic Development of the Russian Federation. – M .: 2020. – 15 p. URL .: https://www.economy.gov.ru/material/file/6b5f12f3140cf044f1f715d18dfdef0a/gchp%2021.02.2020.pdf.pdf (accessed June 28, 2020).
  6. The foundations of public-private partnerships (theory, methodology, practice) [Osnovy gosudarstvenno-chastnogo partnerstva (teoriya, metodologiya, praktika)]: [Buchwald E. M. et al.]; under the editorship of V.G. Varnavsky et al. – M .: ANKIL, 2015 .– 245 p.
  7. Rating of the constituent entities of the Russian Federation in terms of the development of public-private partnerships for 2019 [Reyting sub”yektov Rossiyskoy Federatsii po urovnyu razvitiya gosudarstvenno-chastnogo partnerstva za 2019 god]. Ministry of Economic Development of the Russian Federation. February, 2020. URL .: https://www.economy.gov.ru/material/file/764aafac33fa544aec5b3008619e92a8/reiting_gchp_022020.pdf (accessed June 28, 2020).
  8. Tourism in Russia [Turizm v Rossii]. URL .: https://gks.ru/folder/23457 (accessed June 28, 2020).
  9. Project management: the basics of professional knowledge: national requirements for the competence of specialists [Upravleniye proyektami: osnovy professional’nykh znaniy: natsional’nyye trebovaniya k kompetentnosti spetsialistov]. Version 3.1, October 2014 / Andreev A.A. et al .; scientific ed. Voropaev V.I .; Assoc. control projects. – M .: Project PRACTICE, 2014 .– 259 p.
  10. Delmon, J., 2015. Creating a Framework for Public-Private Partnership Programs: A Practical Guide for Decision-makers. World Bank. – Washington, DC. © World Bank, 2015. – 58 p.
  11. Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK® Guide) — Sixth Edition and Agile Practice Guide. Project Management Institute. 2017 – 756 p.
  12. Supporting jobs and Economies through Travel & Tourism. A Call for Action to Mitigate the Socio-Economic Impact of COVID-19 and Accelerate Recovery. UNWTO. Madrid, Spain, 1 April 2020 – 42 p.
  13. Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development. : https://www.un.org/sustainabledevelopment (Accessed June 28, 2020).
  14. Tsvetkova L., Khuzhamov L., Yurieva T., Karpova D. Methodology of Assessing Risks to Sustainable Supply Chain of an Insurance Company // International Journal of Supply Chain Management. – 2019 – N 8(3), 2019. – pp. 275-292.
  15. World Tourism Barometer. World Tourism Organization (UNWTO). 18, Issue 1, January 2020. – 6 p.  URL.:  https://www.unwto.org/world-tourism-barometer-n18-january-2020 (Accessed June 28, 2020).
  16. World Tourism Barometer and Statistical Annex, Update. World Tourism Organization (UNWTO).  18, Issue 2, May, 2020. – 42 p.  URL.: https://www.e-unwto.org/toc/wtobarometereng/18/2 (Accessed June 28, 2020).
  17. World Tourism Barometer and Statistical Annex, Update. World Tourism Organization (UNWTO).  18, Issue 3, June 2020.  URL.:  https://www.e-unwto.org/toc/wtobarometereng/18/3 (Accessed June 28, 2020).
  18. Yescombe, E. R. & Farquharson, E., 2018. Public-Private Partnerships for Infrastructure. Principles of Policy and Finance. 2nd edition. Butterworth-Heinemann, 2018 – 548 p.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх