6+

Социальные компьютерные технологии в проектном управлении

Авторы


Россия, Уфимский государственный авиационный технический университет


Россия, Уфимский государственный авиационный технический университет
pibi107m@gmail.com

Аннотация

Начиная с 2000-х годов социальные медиа получили широкое распространение, и в настоящий момент существует множество различных платформ, реализующих эти технологии. В случае решения использовать социальных медиа при осуществлении коммуникаций проекта важно выбрать единую платформу. Для этого необходимо провести опрос участников проекта на предмет используемых социальных медиа. Социальные сети могут представлять интерес для организации коммуникаций проекта в рамках обмена мгновенными сообщениями и общения группы пользователей между собой, в случае предпочтения этого вида коммуникаций большинством участников команды проекта.

Ключевые слова

социальные компьютерные технологии, коммуникации проекта, проектное управление, ресурсы и сервисы социальной сети.

Print Friendly, PDF & Email

Читайте также

Статья также доступна (this article also available):

Финансирование

Статья подготовлена в рамках мероприятия RCM-2020: II Международный конкурс исследовательских работ молодых ученых «Управление дистанционными командами и сотрудниками – 2020» (Stars of Science and Education)

Рекомендуемая ссылка

Васильев Денис Вячеславович , Миннегалиев Рустам Мансурович
Социальные компьютерные технологии в проектном управлении// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №1 (94). Номер статьи: 9402. Дата публикации: . Режим доступа: https://sovman.ru/article/9402/

Введение

Управление коммуникациями в соответствии с PRINCE2 является областью знаний управления проектами. Значение коммуникаций при осуществлении проектной, равно как и любой другой, деятельности невозможно приуменьшить. Основные функции менеджера проектов в организации с функциональной и матричной структурой – коммуникации и координация. При всей полноте программного обеспечения проектного управления коммуникации осуществляются и вне его, в том числе и на основе социальных компьютерных технологий. Планирование и управление коммуникациями и их эффективностью должно осуществляться на основе многостороннего подхода и современных информационно-коммуникационных технологий.

 

Постановка проблемы

Персонал проекта рассматривает коммуникации посредством социальных компьютерных технологий как естественное общение равнозначное личному общению, а использование коммуникационных модулей программного обеспечения для управление проектами как формальную часть проектных работ, во многих случаях дублирующую информацию. Незадокументированная информация о ходе выполнения проекта утеряна и не может быть использована в будущем при планировании и реализации новых проектов. В связи с тем, что проекторное управление всегда лежит в плоскости неопределенности, необходимости допущений, кумулятивная информация о ходе предыдущих проектов имеет огромное значение и является входом в планирование множества процессов вместе с экспертными оценками. Персонал, имеющий накопленный опыт участвует в планирование подобных процессов новых проектов, однако большое значение имеет задокументированная кумулятивная информация, особенно с учетом того, что проектное управление предполагает создание новой проектной команды для каждого нового проекта. Управление коммуникациями и их планирование должно осуществляться на основе многостороннего подхода и современных информационно-коммуникационных технологий.

 

Методика планирования управления коммуникациями

Результатом использования методики планирования управления коммуникациями является план управления коммуникациями. План содержит вид и формат сообщения, назначения и заинтересованные стороны, методы передачи, периодичность, конфиденциальность, куратора и отправителя. Для составления плана управления коммуникациями необходимо проанализировать требования к коммуникациям и на основе экспертных оценок и кумулятивной информации определить коммуникационные технологии и модели, а также методы коммуникаций

Базовая стратегия коммуникаций для заинтересованных сторон проекта учитывает культурные, практические и личные предпочтения в отношении языка, медийных средств, содержания и способов передачи информации. По мере целесообразности в нее могут включаться социальные сети и другие передовые компьютерные разработки [1].

Социальные компьютерные технологии в виде коммуникационной платформы, службы социальных сетей и персональных устройств изменили в организациях и у их сотрудников формы коммуникаций и ведения дел. Социальные компьютерные технологии охватывают различные подходы к совместной работе с использованием информационной инфраструктуры. Социальные сети – это площадка для общения пользователей с помощью сетевых технологий с целью передачи и обмена информацией и их последующей коммуникации Инструменты социальных сетей могут поддерживать не только обмен информацией, но также помогать выстраивать отношения между участниками, сопровождающимися новыми уровнями доверия и общности или же служить средством для их обучения [2].

Дискуссии о применении данного инструмента в бизнесе велись довольно долго [4], но внедрять подобные инновации никто не решался. Технологии совершенствуются, диалогов становится все больше, и это приводит к появлению успешных примеров внедрения корпоративных социальных сетей.

Социальные компьютерные технологии относятся к инфокоммуникационным технологиям, поддерживающим социальное общение между людьми в различных форматах: между двумя пользователями — один к одному, между пользователем и группой — один ко многим и между группами — многие ко многим.

Участник (личность) – субъект социальной сети, указывает признаки, способные охарактеризовать его персонально, сформировать представление иных субъектов о нём, решить задачи данного субъекта в социальной сети. В ходе решения собственных задач осуществляет деятельность в социальной сети, внося, таким образом, вклад в её развитие.

Сообщество (группа) – группа субъектов, объединённых общей задачей или интересом. Указывает признаки, способные охарактеризовать деятельность сообщества, сформировать представление субъектов социальной сети о нём, решает задачу данной группы субъектов путём организации коллективного взаимодействия [3].

Ресурсы и сервисы социальной сети – информационные массивы, возникающие в ходе функционирования социальной сети и взаимодействия субъектов, либо массивы, привлекаемые из иных источников, а также средства работы с ними [4]. На рисунке 1 изображен процесс планирования процесса коммуникации.

 

Процесс планирования процесса коммуникации

Рисунок 1 – Процесс планирования процесса коммуникации

 

Блог в аспекте социальных компьютерных технологий – это веб-сайт, основное содержание которого – регулярно добавляемые человеком текстовые записи, изображения или мультимедиа. В проектном управлении целесообразно использовать при необходимости ознакомления команды проекта с информацией (отчеты, сведения о ходе проекта, релиз) и документирования обратной связи.

Вики-страницы группируют информацию по различным областям знаний с использованием множественной иерархии вложения и позволяя пользователям получать необходимые знания, кроме того, пользователи могут расширять и обновлять информацию самостоятельно. Организации базы знаний компании по принципу вики-страниц имеет преимущества, особенно в случае регулярной необходимости получения сотрудниками большого объема новой для них информации. Вики-страницы можно использовать, как средство для представления кумулятивной информации о завершенных проектах, так и для коммуникаций текущего проекта.

Социальные медиа предоставляют возможность создания текста, изображений, аудио- и видеоконтента для социального взаимодействия с помощью компьютеров и персональных мобильных устройств. Развитие социальных медиа от обмена текстом, сопровождающимся эмоджи до передачи изображений, GIF-файлов и других видов мультимедиа значительно расширило взаимодействие между пользователями, предоставляя возможность более обширно выражать свои эмоции и другие социальные аспекты во время взаимодействия с помощью социальных компьютерных технологий [5].

Начиная с 2000-х годов социальные медиа получили широкое распространение и в настоящий момент существует множество различных платформ, реализующих эти технологии. В случае решения использовать социальных медиа при осуществлении коммуникаций проекта важно выбрать единую платформу. Для этого необходимо провести опрос участников проекта на предмет используемых социальных медиа. Социальные сети могут представлять интерес для организации коммуникаций проекта в рамках обмена мгновенными сообщениями и общения группы пользователей между собой, в случае предпочтения этого вида коммуникаций большинством участников команды проекта.

 

Анализ требований для использования социальных компьютерных технологий

Рисунок 2 – Анализ требований для использования социальных компьютерных технологий

 

Преимущества использования социальных компьютерных технологий в проектном управлении:

  • повышение уровня информационного взаимодействия макро-, мезо- и микроуровней социальной работы за счёт скоординированной организации вертикальных и горизонтальных связей;
  • автоматизация процесса хранения, обновления, передачи и отображения данных;
  • увеличение оперативности планирования, тактического и стратегического управления, контроля за результатами деятельности;
  • обеспечение возможности оперативной помощи и взаимодействия между участниками проекта;
  • адресная нацеленность на конкретного участника или клиента.

К недостаткам можно отнести:

  • расстановку статусов проекта, вместо его выполнения;
  • влияние межличностных отношений в общении;
  • мониторинг поступающей информации и необходимость регулярного подключения к сети.

На рисунке 2 изображена схема анализа требований для использования социальных компьютерных технологий.

 

Заключение

Разработанная методика управления планированием коммуникаций с учетом социальных компьютерных технологий позволит решить проблему архивирования данных. Полнота накопленной кумулятивной информации позволит снизить неопределенность при планировании новых проектов. Методика может быть использована руководителями и менеджерами проектов при составлении плана коммуникаций в случае решения использовать социальные компьютерные технологии для коммуникаций проекта.


Библиографический список

  1. Менеджмент социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Под ред. Е.И. Комарова и А.И. Войтенко. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.
  2. Реморенко, И.М. На путях к сетевому управлению // Российское образование. Сетевой подход. – М.; Спб., — 2003. № 3 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/12/8 (дата обращения: 01.10.2020).
  3. Павличева, Е.Н. Социальные сети, как инструмент модернизации образования // Народное образование. – – № 1. – С. 42–47.
  4. Гасумова, С.Е., Информационные технологии в социальной сфере. – М.: Дашков и К, 2012. – 248 с.
  5. Kemi, A.O. Impact of Social Network on Society: A Case Study of Abuja //American Scientific Research Journal for Engineering, Technology, and Sciences (ASRJETS). – 2016. – Т. 21. – №. 1. – С. 1–17.