Разработка образовательного курса с использованием технологий запуска и развития инновационных и социальных проектов
Авторы
Цыбенко Валерия Александровна
Россия, Государственный университет управления, Институт отраслевого менеджмента
tsybenko.captains@mail.ru
Кафиятуллина Юлия Насиховна
Старший преподаватель кафедры управления инновациями
Россия, Государственный университет управления, Институт отраслевого менеджмента
Аннотация
Представлен проект по Разработка образовательного курса с использованием технологий запуска и развития инновационных и социальных проектов. Целью проекта является формирование посредством «Проектополиса» у школьников точного представления о создании, развитии и продвижении собственных проектов в различных сферах деятельности с дальнейшим выдвижением готового продукта на платформу грантовых систем и конкурсов, а также его воплощение в жизнь по окончании курса.
Ключевые слова
проектная деятельность, повышение мотивации учеников, образовательный курс, проекты.
Категории статьи:
Читайте также
Статья также доступна (this article also available):
Финансирование
Работа выполнена при поддержке мероприятия VP-2021 III Международный конкурс исследовательских работ молодых ученых «Время перемен 2021» (Организатор: Stars of Science and Education)
Рекомендуемая ссылка
В настоящем 2020 году система образования подверглась значительным изменениям. Внедрение новых технологий и подходов в рамках программы стандартизации образования способствовало изменению образования, методов его реализации и организации самого образовательного процесса. Модернизация коснулась непосредственно и школ сельских поселений и малых городов. По данным доступных источников, около 70% всех школ являются отдалёнными от мегаполисов [1].
Непременное условие модернизации содержания образования – повышение активности обучаемого. Этому в наибольшей степени соответствует проектная деятельность школьника, на которую в современной системе образования Российской Федерации сегодня делаются большие ставки, проводятся различные конкурсы и форумы. Однако, в основном, данные нововведения направлены лишь на крупные города и большие учебные заведения, а в регионах, как правило, недоступны все опции качественного образования, поэтому дети там в большей степени нуждаются в мероприятиях, позволяющих раскрыть их потенциал. В провинциальных городах живут и учатся не менее одаренные школьники, чем в столицах, но не у всех есть возможность участвовать в государственных конкурсах и форумах, а большинство учащихся вообще не знает о потенциальных возможностях и остается в неведенье. У многих даже нет представления, что такое, например, проект и на какие платформы с ним можно выйти.
В российской школе проектная деятельность – это что-то новое, как для самой организации, так и для тех, кто вовлечён в процесс, особенно для учебных заведений, находящихся в отдалении от центра. В связи с этим, обучающимся не дают полной свободы на этом поле. Как правило, все проекты школьников создаются просто для отчётности и подтверждения реализации требований образовательных стандартов и не имеют дальнейшего развития и продвижения, а пылятся на полках. Именно поэтому у учащихся не возникает интереса к проектной деятельности, как таковой, а уж тем более и к рассмотрению в ней чего-то большего, как, например, создания собственного бизнеса. Школьные учителя не имеют достаточного опыта и практики в проектировании, поэтому им самим сложно разобраться в преподаваемом материале и донести его до учеников. Об этом говорят и исследования, в результате которых были сделаны выводы, что большинство педагогов не понимает сути проектной деятельности и сводит её к выполнению обычных заданий. Причем эта тенденция характерна для всех кластеров (как города, так и сельской местности) [2]. Но метод проектного обучения актуален и эффективен, он дает школьникам возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет им успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Предлагаемый курс «Проектополис» направлен на повышение мотивации учеников в создании собственного дела, то есть проектов, и открытие, расширение границ их дальнейшей реализации и совершенствования. В основе программы курса будет заложена практика, а не теория, и общаться с участниками будут молодые студенты–предприниматели, которые сами прошли через различные конкурсы и успешно защитили проекты, построив на них свой бизнес, что поможет достигнуть полного понимания и повысить мотивацию школьников.
Участники «Проектополиса» сделают первые шаги в реализации собственного проекта, в онлайн-формате: видеоуроки, прямые эфиры с экспертами и выполнение различных заданий – познакомятся с технологиями запуска и развития инновационных и социальных проектов, научатся работать в команде и овладеют инструментами личностного развития, а также получат поддержку и сопровождение при подаче готового проекта на грантовые платформы и конкурсы, которые помогут им подняться на новый уровень.
Цель проекта: Формирование посредством «Проектополиса» у школьников точного представления о создании, развитии и продвижении собственных проектов в различных сферах деятельности с дальнейшим выдвижением готового продукта на платформу грантовых систем и конкурсов, а также его воплощение в жизнь по окончании курса.
Задачи для создания проекта:
Задачи для реализации проекта:
Основная целевая аудитория: Обучающиеся 14-18 лет сельских школ в Новгородской области.
География проекта: Россия, Новгородская область (населенные пункты с Точками Роста; с 01.09.2020 г. уже доступно 52 Точки Роста в Новгородской области).
Сроки реализации проекта: 2020 – 2023 гг.
Новгородская область является одним из тех регионов России, который всегда стоит на пути включения в новые стратегические инициативы, особенно связанные со сферой образования. Ежегодно в Великом Новгороде и во всей области проходят местные конкурсы и различные мероприятия, открываются новые учреждения. Разберем некоторые из них, которые имеют схожие функции с разрабатываемым мной проектом.
«В Новгородской области «Поколение Z» будет предоставлять уникальные в своем роде образовательные услуги для детей. Уверена, потребность в получении детьми знаний в сфере предпринимательства очень высока. Знания по финансовой грамотности и запуску первого бизнеса чаще всего хотят получать сами подростки, не говоря уже о желании каждого из родителей вырастить успешного, уверенного в себе ЧЕЛОВЕКА. Немало важным фактором развития и востребованности обучения в Бизнес–школе является финансовая доступность услуг. Все вышеперечисленные факторы говорят о высоких перспективах развития «Поколения Z»» – Ловчая И.И., руководитель бизнес-школы «Поколение Z» в городе Великий Новгород.
Данная бизнес-школа появилась в Великом Новгороде в начале учебного 2019 года, однако особой популярности не приобрела, даже несмотря на то, что тематика является весьма актуальной.
Проведем сравнительный анализ данного конкурента с будущим образовательным курсом для школьников по созданию, развитию и продвижению проектов «Проектополис».
Критерий | «Поколение Z» | «Проектополис» |
Доступность | –
Реализация проходит только по одному физическому адресу в г. Великий Новгород |
+
Реализация предполагается в онлайн-формате с наличием очных встреч в «Точках роста», расположенных почти в каждой части всей Новгородской области |
Конкретика | –
Бизнес-курс представляет собой охват всевозможных трендовых тематик, что не гарантирует подробного и хорошего усвоения хотя бы одной сферы деятельности |
+
«Проектополис» специализируется на всестороннем развитии личности конкретно через проектную деятельность и предполагает изучение материала о проектах, их создании, развитии и продвижении |
Актуальность | + | + |
Перспектива развития | «Поколение Z» представляет собой стандартные бизнес-курс для подростков. Является франшизой сети.
На территории Новгородской области развитие, расширение и масштабирование не предполагается |
«Проектополис» является этапным образовательным курсом с итоговым конкурсом, что позволяет его делать ежегодным. Более того, ввиду того, что «Проектополис» является новой развивающейся инициативой, предполагается масштабирование на другие регионы нашей страны |
Формат | +/ –
В центре преподают опытные, но взрослые люди, что может затруднить взаимопонимание между школьниками и коучами. Формат = очные занятия. |
+
Все занятия и тренинги практико-ориентированные, максимум практических упражнений и тематических интерактивов. В нашей команде нет теоретиков, только опытные практики, желающие привнести свой вклад в развитие нового поколения. Обучать школьников будут студенты, что позволит находится на одной волне. Формат = видеокурс, очные занятия + конкурс |
Финансовый аспект | –
Занятия в центре проходят за денежную плату. |
+
На начальном этапе реализации проекта курс будет бесплатным, при поддержке партнеров. |
Итак, можно понять, что «Проектополис» обладает несомненным преимуществом.
«Школа Лидеров – проект, который призван стимулировать молодежь Новгородской области к занятию предпринимательской деятельностью, позволит сформировать положительный образ предпринимателя, а также развить важные компетенции у подростков для успеха в бизнесе»
– описание проекта с Фонда Президентских Грантов.
Подробный анализ организации – реализатора – «Солнце внутри тебя», показал, что данный проект, получивший грант, не был реализован в Новгородской области.
Отсутствие публичных материалов, подтверждающих наличие «Школы Лидеров» документов, элементарно – страничек в социальных сетях, без сомнений говорит о том, что данной инициативы не существует.
Таким образом, «Школа Лидеров» не является конкурентом для «Проектополиса» и не обладает качественными характеристиками для сравнительного анализа.
Новгородская область всегда поддерживает различные инициативы и стремится к развитию образования, однако проведенный конкурентный анализ показал, что имеющиеся в Новгороде курсы, организации, направленные на деятельность в сфере школьного проектирования, не находятся на высоком уровне и в принципе почти отсутствуют.
Поэтому создание «Проектополиса» просто необходимо. В сельских поселениях вообще нет рассматриваемого типа образования, а разрабатываемый проект, будучи институтом социализации, позволит учащимся сельских поселений и малых городов Новгородской области быстрее адаптироваться к современным трендам, развить личностные качества, soft-skills и даст толчок для поднятия на новый уровень, к тому же, поспособствует выявлению лидеров и повышению уровня образования Новгородской области в целом.
В сельских образовательных учреждениях уже имеются благоприятные условия для осуществления интеграции усилий школы, местного производства, ресурсов социума, средств учебной и внеурочной деятельности школьников, развития интегративных вертикальных и горизонтальных связей, поскольку существуют центры «Точка роста» — специальные оборудованные современным техническим и программным обеспечением образовательные центры, создаваемые на базе школ в селах и малых городах, открытие которых было предусмотрено федеральным проектом «Современная школа», входящим в национальный проект «Образование».
Однако имеющаяся площадка и возможность для развития школьников не используются несмотря на то, что проектная деятельность стала бы отличным методом для реализации и образовательных стандартов, и потенциала обучающихся.
Для того, чтобы исправить сложившуюся ситуацию с отсутствием должного применения метода проектного обучения в школах сельских поселений и малых городов, необходимо создать и внедрить образовательный курс для школьников по созданию, развитию и продвижению проектов «Проектополис», который будет направлен на повышение мотивации учеников в создании собственного дела, то есть проектов, и открытие, расширение границ их дальнейшей реализации и совершенствования. В основе программы курса будет заложена практика, а не теория, и общаться с участниками будут молодые студенты–предприниматели, которые сами прошли через различные конкурсы и успешно защитили проекты, построив на них свой бизнес, что поможет достигнуть полного понимания и повысить мотивацию школьников.
Участники образовательного курса смогут сделать первые шаги в реализации собственного проекта в онлайн-формате: видеоуроки, прямые эфиры с экспертами и выполнение различных заданий – познакомиться с технологиями запуска и развития инновационных и социальных проектов, научаться работать в команде и овладеть инструментами личностного развития, а также получить поддержку и сопровождение при подаче готового проекта на грантовые платформы и конкурсы, которые помогут им подняться на новый уровень.
В рамках программы курса ожидается:
По завершении всех образовательных блоков курса на территории Новгородский области по результатам обучения будут отобраны лучшие 20 проектов, команды которых отправятся на проектную сессию в Великий Новгород. На основе результатов финального воркшопа определятся 5 команд победителей, 3 из которых получат возможность поехать в Москву на открытие Международного конкурса «Мой первый бизнес». Все участники «Проектополиса» получат консультационное сопровождение при дальнейшей работе с проектами.
В рамках первого этапа проекта не менее 100 школьников проходят образовательный курс «Проектополис», создают собственные проекты.
На втором этапе 20 лучших проектных команд (до 3-х человек) отбираются на проектную сессию в Великом Новгороде. В рамках заключительного этапа по результатам финального воркшопа победители (3 команды) отправляются на 3-х дневный тур в Москву.
Участие в проекте позволит школьникам сделать первые шаги в реализации собственного проекта, познакомиться с технологиями запуска и развития инновационных и социальных проектов, научиться работать в команде и овладеть инструментами личностного развития, а также получить поддержку и сопровождение при подаче готового проекта на грантовые платформы и конкурсы.
Включение школ сельских поселений и малых городов Новгородской области в программу курса «Проектополис» поспособствует распространению новых образовательных практик в регионе, развитию системы наставничества, улучшению положения региона за счет сотрудничества с федеральными платформами и общему повышению образовательных результатов школьников.
Проект позволяет сформировать команду региональных лидеров. Выявить ошибки в реализации школьной проектной деятельности в ее текущем состоянии. После проведения курса и получения обратной связи от первой волны участников курс будет предложен для внедрения в остальных школах, не принявших участие в этом сезоне. Для школьников будут разработаны программы дальнейшего проектного сопровождения по развитию и реализации проектов после предполагаемого участия в конкурсах и грантах.
«Проектополис» предполагает масштабирование на другие регионы, помимо Новгородской области, и допускает возможность становления обязательным курсом для школьников. Образовательный курс по созданию, развитию и продвижению проектов станет ежегодным и будет проходить с увеличением числа участников, партнеров, спонсоров, экспертов.
Партнёры проекта:
Государственный Университет Управления (ГУУ, г. Москва) – Материальная поддержка (предоставление доступа к Точке Кипения), консультационная поддержка (преподаватели, эксперты).
Министерство образования Новгородской области – Материальная поддержка (предоставление доступа к Точке Кипения), информационная поддержка (содействие в привлечении образовательных учреждений к участию в образовательном курсе «Проектополис»).
Благотворительный фонд поддержки образовательных программ «Капитаны» (г. Москва) – Консультационная поддержка (эксперты), организационная поддержка (предоставление возможности участия в открытии конкурса «Мой первый бизнес»).
ОГАУ «Агенство Информационных Коммуникаций» (г. Великий Новгород) – Информационная поддержка (освещение инициативы в СМИ).
Планируемое информационное освещение проекта в СМИ | Наименование и характеристика СМИ |
Медиа-холдинг Новгородской области «ОГАУ «Агенство Информационных Коммуникаций»: Новгородское областное телевидение, Радио 53, интернет-издание 53 Новости, областная газета Новгородские ведомости и 18 районных газет (охват около 400 тыс. человек) | |
Пресс-центры школ сельских поселений, малых городов Новгородской области: публикации на сайтах/в сообществах |
№ | Решаемая задача | Метод/мероприятие и его описание | Показатели результативности |
1. | Задача 1
Систематизация образовательного курса «Проектополис» |
Проведение круглых столов со специалистами по обеспечению реализации курса. Утверждение программы Проектополиса | Утвержденная программа образовательного курса «Проектополис» с методическими указаниями |
2. | Создание информационного ресурса, проверка его функциональности | Корректно функционирующий Интернет-ресурс | |
3. | Запись необходимых видеоматериалов | Готовые обучающие ролики, презентации, видеоинтервью | |
4. | Задача 2 Внедрение и реализация курса в школы сельских поселений и малых городов Новгородской области |
Рассылка информационных писем в комитеты образования муниципальных районов и в школы сельских поселений, малых городов Новгородской области | Предметная рассылка по образовательнымцентрам «Точка Роста», созданных на базе школ и в комитеты образования |
5. | Презентация курса и реклама в сети Интернет | 100 лидов | |
6. | Заключение соглашения с заинтересовавшимися школами | Не менее 20 соглашений | |
7. | Старт образовательного курса Проектополис в школах | Не менее 100 участников | |
8. | Обучение в рамках Проектополиса | 10 вебинаров, 5 видеоинтервью, 2 прямых эфира, 3 воркшопа; Разработка не менее 20 проектов | |
9. | Задача 3 Формирование группы лидеров по итогам проектного обучения |
Анализ показательных результатов воркшопов по каждому проекту | Список лидеров проектного обучения |
10. | Задача 4
Отбор победителей и награждение |
Выбор 20 лучших проектов и приглашение команд-победителей на проектную сессию в Великий Новгород, организация трансферов, проживания, питания, бронирования залов для мероприятия, подготовка раздаточного материала | Подтвержденное участие 60 учеников в проектной сессии |
11. | Трехдневная проектная сессия | Доработка проектов с экспертами, 2 тренинга, финальный воркшоп, награждение | |
12. | Награждение образовательной поездкой в Москву команд, занявших первые три места | Вручение наград | |
13. | Организация образовательной поездки в Москву на открытие международного конкурса «Мой первый бизнес», организация трансферов, проживания, питания, экскурсионной программы | Поездка в Москву |
Важным условием модернизации содержания образования является повышение активности обучаемого. Этому в наибольшей степени соответствует проектная деятельность школьника. Умение самостоятельно добывать знания, применять их осознанно в практической деятельности, готовность находить решения технологических и социальных проблем, потребность и способность к саморазвитию успешнее всего формируются и осуществляются в процессе проектной деятельности школьников.
В сельском образовательном учреждении имеются благоприятные условия для создания среды развития молодежного предпринимательства в России и повышения мотивацию к самостоятельной деятельности и формированию активной жизненной позиции.
Внедрение курса «Проектополис» позволило бы разнообразить жизнь детей, расширить и обогатить их социальный опыт, повысить эффективность проектной деятельности, которая по сути является интегративной, объединяющей различные виды и сферы деятельности учащихся.
Реализация образовательного курса «Проектополис» даст уникальную возможность обучить сельскую молодежь методике проектной деятельности и ораторского искусства, развить лидерские качества и презентационные навыки участников проекта, тем самым увеличить количество лидеров среди сельской молодежи. Повысить качество образования и инициативность молодёжи.
Библиографический список