6+

Разработка образовательного курса с использованием технологий запуска и развития инновационных и социальных проектов

Авторы


Россия, Государственный университет управления, Институт отраслевого менеджмента
tsybenko.captains@mail.ru


Старший преподаватель кафедры управления инновациями
Россия, Государственный университет управления, Институт отраслевого менеджмента

Аннотация

Представлен проект по Разработка образовательного курса с использованием технологий запуска и развития инновационных и социальных проектов. Целью проекта является формирование посредством «Проектополиса» у школьников точного представления о создании, развитии и продвижении собственных проектов в различных сферах деятельности с дальнейшим выдвижением готового продукта на платформу грантовых систем и конкурсов, а также его воплощение в жизнь по окончании курса.

Ключевые слова

проектная деятельность, повышение мотивации учеников, образовательный курс, проекты.

Print Friendly, PDF & Email

Читайте также

Статья также доступна (this article also available):

Финансирование

Работа выполнена при поддержке мероприятия VP-2021 III Международный конкурс исследовательских работ молодых ученых «Время перемен 2021» (Организатор: Stars of Science and Education)

Рекомендуемая ссылка

Цыбенко Валерия Александровна , Кафиятуллина Юлия Насиховна
Разработка образовательного курса с использованием технологий запуска и развития инновационных и социальных проектов// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №1 (94). Номер статьи: 9403. Дата публикации: . Режим доступа: https://sovman.ru/article/9403/

Введение

В настоящем 2020 году система образования подверглась значительным изменениям.  Внедрение новых технологий и подходов в рамках программы стандартизации образования способствовало изменению образования, методов его реализации и организации самого образовательного процесса. Модернизация коснулась непосредственно и школ сельских поселений и малых городов. По данным доступных источников, около 70% всех школ являются отдалёнными от мегаполисов [1].

Непременное условие модернизации содержания образования – повышение активности обучаемого. Этому в наибольшей степени соответствует проектная деятельность школьника, на которую в современной системе образования Российской Федерации сегодня делаются большие ставки, проводятся различные конкурсы и форумы. Однако, в основном, данные нововведения направлены лишь на крупные города и большие учебные заведения, а в регионах, как правило, недоступны все опции качественного образования, поэтому дети там в большей степени нуждаются в мероприятиях, позволяющих раскрыть их потенциал. В провинциальных городах живут и учатся не менее одаренные школьники, чем в столицах, но не у всех есть возможность участвовать в государственных конкурсах и форумах, а большинство учащихся вообще не знает о потенциальных возможностях и остается в неведенье. У многих даже нет представления, что такое, например, проект и на какие платформы с ним можно выйти.

В российской школе проектная деятельность – это что-то новое, как для самой организации, так и для тех, кто вовлечён в процесс, особенно для учебных заведений, находящихся в отдалении от центра. В связи с этим, обучающимся не дают полной свободы на этом поле. Как правило, все проекты школьников создаются просто для отчётности и подтверждения реализации требований образовательных стандартов и не имеют дальнейшего развития и продвижения, а пылятся на полках. Именно поэтому у учащихся не возникает интереса к проектной деятельности, как таковой, а уж тем более и к рассмотрению в ней чего-то большего, как, например, создания собственного бизнеса. Школьные учителя не имеют достаточного опыта и практики в проектировании, поэтому им самим сложно разобраться в преподаваемом материале и донести его до учеников. Об этом говорят и исследования, в результате которых были сделаны выводы, что большинство педагогов не понимает сути проектной деятельности и сводит её к выполнению обычных заданий. Причем эта тенденция характерна для всех кластеров (как города, так и сельской местности) [2]. Но метод проектного обучения актуален и эффективен, он дает школьникам возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет им успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Предлагаемый курс «Проектополис» направлен на повышение мотивации учеников в создании собственного дела, то есть проектов, и открытие, расширение границ их дальнейшей реализации и совершенствования. В основе программы курса будет заложена практика, а не теория, и общаться с участниками будут молодые студенты–предприниматели, которые сами прошли через различные конкурсы и успешно защитили проекты, построив на них свой бизнес, что поможет достигнуть полного понимания и повысить мотивацию школьников.

Участники «Проектополиса» сделают первые шаги в реализации собственного проекта, в онлайн-формате: видеоуроки, прямые эфиры с экспертами и выполнение различных заданий –  познакомятся с технологиями запуска и развития инновационных и социальных проектов, научатся работать в команде и овладеют инструментами личностного развития, а также получат поддержку и сопровождение при подаче готового проекта на грантовые платформы и конкурсы, которые помогут им подняться на новый уровень.

Цель проекта: Формирование посредством «Проектополиса» у школьников точного представления о создании, развитии и продвижении собственных проектов в различных сферах деятельности с дальнейшим выдвижением готового продукта на платформу грантовых систем и конкурсов, а также его воплощение в жизнь по окончании курса.

Задачи для создания проекта:

  1. Проведение конкурентного анализа;
  2. Продумывание характеристик разрабатываемого образовательного курса;
  3. Описание структурных элементов образовательного курса;
  4. Планирование количественных и качественных показателей;
  5. Определение потенциальных партнёров проекта;
  6. Создание плана реализации проекта.

 

Задачи для реализации проекта:

  1. Систематизация образовательного курса «Проектополис»;
  2. Внедрение и реализация курса в школы сельских поселений и малых городов Новгородской области;
  3. Формирование группы лидеров по итогам проектного обучения;
  4. Отбор победителей и награждение;
  5. Дальнейшее консультационное сопровождение участников курса.

 

Основная целевая аудитория: Обучающиеся 14-18 лет сельских школ в Новгородской области.

 

География проекта: Россия, Новгородская область (населенные пункты с Точками Роста; с 01.09.2020 г. уже доступно 52 Точки Роста в Новгородской области).

Сроки реализации проекта: 2020 – 2023 гг.

1. Исследование имеющихся образовательных проектов в Новгородской области

Новгородская область является одним из тех регионов России, который всегда стоит на пути включения в новые стратегические инициативы, особенно связанные со сферой образования. Ежегодно в Великом Новгороде и во всей области проходят местные конкурсы и различные мероприятия, открываются новые учреждения. Разберем некоторые из них, которые имеют схожие функции с разрабатываемым мной проектом.

 

1.1 Бизнес-школа «Поколение Z»

«В Новгородской области «Поколение Z» будет предоставлять уникальные в своем роде образовательные услуги для детей. Уверена, потребность в получении детьми знаний в сфере предпринимательства очень высока. Знания по финансовой грамотности и запуску первого бизнеса чаще всего хотят получать сами подростки, не говоря уже о желании каждого из родителей вырастить успешного, уверенного в себе ЧЕЛОВЕКА. Немало важным фактором развития и востребованности обучения в Бизнес–школе является финансовая доступность услуг. Все вышеперечисленные факторы говорят о высоких перспективах развития «Поколения Z»» – Ловчая И.И., руководитель бизнес-школы «Поколение Z» в городе Великий Новгород.

Данная бизнес-школа появилась в Великом Новгороде в начале учебного 2019 года, однако особой популярности не приобрела, даже несмотря на то, что тематика является весьма актуальной.

Проведем сравнительный анализ данного конкурента с будущим образовательным курсом для школьников по созданию, развитию и продвижению проектов «Проектополис».

Критерий «Поколение Z» «Проектополис»
Доступность

Реализация проходит только по одному физическому адресу в г. Великий Новгород

+

Реализация предполагается в онлайн-формате с наличием очных встреч в «Точках роста», расположенных почти в каждой части всей Новгородской области

Конкретика

Бизнес-курс представляет собой охват всевозможных трендовых тематик, что не гарантирует подробного и хорошего усвоения хотя бы одной сферы деятельности

+

«Проектополис» специализируется на всестороннем развитии личности конкретно через проектную деятельность и предполагает изучение материала о проектах, их создании, развитии и продвижении

Актуальность + +
Перспектива развития «Поколение Z» представляет собой стандартные бизнес-курс для подростков. Является франшизой сети.

На территории Новгородской области развитие, расширение и масштабирование не предполагается

«Проектополис» является этапным образовательным курсом с итоговым конкурсом, что позволяет его делать ежегодным. Более того, ввиду того, что «Проектополис» является новой развивающейся инициативой, предполагается масштабирование на другие регионы нашей страны
Формат +/ –

В центре преподают опытные, но взрослые люди, что может затруднить взаимопонимание между школьниками и коучами.

Формат = очные занятия.

+

Все занятия и тренинги практико-ориентированные, максимум практических упражнений и тематических интерактивов. В нашей команде нет теоретиков, только опытные практики, желающие привнести свой вклад в развитие нового поколения. Обучать школьников будут студенты, что позволит находится на одной волне.

Формат = видеокурс, очные занятия + конкурс

Финансовый аспект

Занятия в центре проходят за денежную плату.

+

На начальном этапе реализации проекта курс будет бесплатным, при поддержке партнеров.

 

Итак, можно понять, что «Проектополис» обладает несомненным преимуществом.

 

1.2 Школа Лидеров «ДетиДела»

«Школа Лидеров – проект, который призван стимулировать молодежь Новгородской области к занятию предпринимательской деятельностью, позволит сформировать положительный образ предпринимателя, а также развить важные компетенции у подростков для успеха в бизнесе»

– описание проекта с Фонда Президентских Грантов.

Подробный анализ организации – реализатора – «Солнце внутри тебя», показал, что данный проект, получивший грант, не был реализован в Новгородской области.

Отсутствие публичных материалов, подтверждающих наличие «Школы Лидеров» документов, элементарно – страничек в социальных сетях, без сомнений говорит о том, что данной инициативы не существует.

Таким образом, «Школа Лидеров» не является конкурентом для «Проектополиса» и не обладает качественными характеристиками для сравнительного анализа.

Вывод по разделу

Новгородская область всегда поддерживает различные инициативы и стремится к развитию образования, однако проведенный конкурентный анализ показал, что имеющиеся в Новгороде курсы, организации, направленные на деятельность в сфере школьного проектирования, не находятся на высоком уровне и в принципе почти отсутствуют.

Поэтому создание «Проектополиса» просто необходимо. В сельских поселениях вообще нет рассматриваемого типа образования, а разрабатываемый проект, будучи институтом социализации, позволит учащимся сельских поселений и малых городов Новгородской области быстрее адаптироваться к современным трендам, развить личностные качества, soft-skills и даст толчок для поднятия на новый уровень, к тому же, поспособствует выявлению лидеров и повышению уровня образования Новгородской области в целом.

 

2. Описание проекта

2.1 Характеристика разрабатываемого образовательного курса

В сельских образовательных учреждениях уже имеются благоприятные условия для осуществления интеграции усилий школы, местного производства, ресурсов социума, средств учебной и внеурочной деятельности школьников, развития интегративных вертикальных и горизонтальных связей, поскольку существуют центры «Точка роста» — специальные оборудованные современным техническим и программным обеспечением образовательные центры, создаваемые на базе школ в селах и малых городах, открытие которых было предусмотрено федеральным проектом «Современная школа», входящим в национальный проект «Образование».

Однако имеющаяся площадка и возможность для развития школьников не используются несмотря на то, что проектная деятельность стала бы отличным методом для реализации и образовательных стандартов, и потенциала обучающихся.

Для того, чтобы исправить сложившуюся ситуацию с отсутствием должного применения метода проектного обучения в  школах сельских поселений и малых городов, необходимо создать и внедрить образовательный курс для школьников по созданию, развитию и продвижению проектов «Проектополис», который будет направлен на повышение мотивации учеников в создании собственного дела, то есть проектов, и открытие, расширение границ их дальнейшей реализации и совершенствования. В основе программы курса будет заложена практика, а не теория, и общаться с участниками будут молодые студенты–предприниматели, которые сами прошли через различные конкурсы и успешно защитили проекты, построив на них свой бизнес, что поможет достигнуть полного понимания и повысить мотивацию школьников.

Участники образовательного курса смогут сделать первые шаги в реализации собственного проекта в онлайн-формате: видеоуроки, прямые эфиры с экспертами и выполнение различных заданий –  познакомиться с технологиями запуска и развития инновационных и социальных проектов, научаться работать в команде и овладеть инструментами личностного развития, а также получить поддержку и сопровождение при подаче готового проекта на грантовые платформы и конкурсы, которые помогут им подняться на новый уровень.

 

2.2 Описание структурных элементов образовательного курса

В рамках программы курса ожидается:

  1. Презентация «Проектополиса» (видео для Министерства образования Новгородской области, учителей и учеников школ сельских поселений и малых городов Новгородской области), в которой будет представлена краткая аннотация курса.
  2. Информационный ролик про конкурсы, форумы и гранты, на которых можно представлять свои проекты.
  3. Серия 5 мотивационных видеоинтервью с победителями/участниками конкурсов, форумов и грантов.
  4. 10 видеоуроков о проектной деятельности по темам (каждые два урока предполагают практическое воплощение):
    • Что такое проект и его жизненный цикл?
    • — Формирование команды и поиск единомышленников
    • — Идея проекта: как её найти и сопоставить с проблемой?
    • — Целевая аудитория или «кому это вообще нужно?»
    • — Создаём продукт. Что такое оффер и дескриптор, и с чем их едят?
    • — Сегментация рынка. Конкуренты: поиск, анализ, сравнение
    • — Построение бизнес-модели и планирование
    • — Основы презентации или «забываем про Power Point»
    • — Искусство выступления. Самопрезентация. Защита проекта.
  1. Образовательный блок по бизнес-терминологии в проектной деятельности.
  2. По мере усвоения каждого тематического блока участникам будут представлены задания по конкретной области, необходимой для проработки проектов.
  3. Каждые две недели проходят воркшопы с представлением наработанных результатов по проектам.
  4. Работа в «Проектополисе» осуществляется через сообщество в социальной сети Вконтакте и платформу видеоконференций.

По завершении всех образовательных блоков курса на территории Новгородский области по результатам обучения будут отобраны лучшие 20 проектов, команды которых отправятся на проектную сессию в Великий Новгород. На основе результатов финального воркшопа определятся 5 команд победителей, 3 из которых получат возможность поехать в Москву на открытие Международного конкурса «Мой первый бизнес». Все участники «Проектополиса» получат консультационное сопровождение при дальнейшей работе с проектами.

 

2.3 Качественные и количественные показатели образовательного курса

В рамках первого этапа проекта не менее 100 школьников проходят образовательный курс «Проектополис», создают собственные проекты.

На втором этапе 20 лучших проектных команд (до 3-х человек) отбираются на проектную сессию в Великом Новгороде. В рамках заключительного этапа по результатам финального воркшопа победители (3 команды) отправляются на 3-х дневный тур в Москву.

Участие в проекте позволит школьникам сделать первые шаги в реализации собственного проекта, познакомиться с технологиями запуска и развития инновационных и социальных проектов, научиться работать в команде и овладеть инструментами личностного развития, а также получить поддержку и сопровождение при подаче готового проекта на грантовые платформы и конкурсы.

Включение школ сельских поселений и малых городов Новгородской области в программу курса «Проектополис» поспособствует распространению новых образовательных практик в регионе, развитию системы наставничества, улучшению положения региона за счет сотрудничества с федеральными платформами и общему повышению образовательных результатов школьников.

 

2.4 Дальнейшая реализация и мультипликативность проекта

Проект позволяет сформировать команду региональных лидеров. Выявить ошибки в реализации школьной проектной деятельности в ее текущем состоянии. После проведения курса и получения обратной связи от первой волны участников курс будет предложен для внедрения в остальных школах, не принявших участие в этом сезоне. Для школьников будут разработаны программы дальнейшего проектного сопровождения по развитию и реализации проектов после предполагаемого участия в конкурсах и грантах.

«Проектополис» предполагает масштабирование на другие регионы, помимо Новгородской области, и допускает возможность становления обязательным курсом для школьников. Образовательный курс по созданию, развитию и продвижению проектов станет ежегодным и будет проходить с увеличением числа участников, партнеров, спонсоров, экспертов.

 

2.5 Партнёры и сопровождение проекта

Партнёры проекта:

Государственный Университет Управления (ГУУ, г. Москва) – Материальная поддержка (предоставление доступа к Точке Кипения), консультационная поддержка (преподаватели, эксперты).

Министерство образования Новгородской области – Материальная поддержка (предоставление доступа к Точке Кипения), информационная поддержка (содействие в привлечении образовательных учреждений к участию в образовательном курсе «Проектополис»).

Благотворительный фонд поддержки образовательных программ «Капитаны» (г. Москва) – Консультационная поддержка (эксперты), организационная поддержка (предоставление возможности участия в открытии конкурса «Мой первый бизнес»).

ОГАУ «Агенство Информационных Коммуникаций» (г. Великий Новгород) – Информационная поддержка (освещение инициативы в СМИ).

 

Планируемое информационное освещение проекта в СМИ Наименование и характеристика СМИ
Медиа-холдинг Новгородской области «ОГАУ «Агенство Информационных Коммуникаций»: Новгородское областное телевидение, Радио 53, интернет-издание 53 Новости, областная газета Новгородские ведомости и 18 районных газет (охват около 400 тыс. человек)
Пресс-центры школ сельских поселений, малых городов Новгородской области: публикации на сайтах/в сообществах

 

3. План реализации проекта

 

Решаемая задача Метод/мероприятие и его описание Показатели результативности
1. Задача 1

Систематизация образовательного курса «Проектополис»

Проведение круглых столов со специалистами по обеспечению реализации курса. Утверждение программы Проектополиса Утвержденная программа образовательного курса «Проектополис» с методическими указаниями
2. Создание информационного ресурса, проверка его функциональности Корректно функционирующий Интернет-ресурс
3. Запись необходимых видеоматериалов Готовые обучающие ролики, презентации, видеоинтервью
4. Задача 2
Внедрение и реализация курса в школы сельских поселений и малых городов Новгородской области
Рассылка информационных писем в комитеты образования муниципальных районов и в школы сельских поселений, малых городов Новгородской области Предметная рассылка по образовательнымцентрам «Точка Роста», созданных на базе школ и в комитеты образования
5. Презентация курса и реклама в сети Интернет 100 лидов
6. Заключение соглашения с заинтересовавшимися школами Не менее 20 соглашений
7. Старт образовательного курса Проектополис в школах Не менее 100 участников
8. Обучение в рамках Проектополиса 10 вебинаров, 5 видеоинтервью, 2 прямых эфира, 3 воркшопа; Разработка не менее 20 проектов
9. Задача 3
Формирование группы лидеров по итогам проектного обучения
Анализ показательных результатов воркшопов по каждому проекту Список лидеров проектного обучения
10. Задача 4

Отбор победителей и награждение

Выбор 20 лучших проектов и приглашение команд-победителей на проектную сессию в Великий Новгород, организация трансферов, проживания, питания, бронирования залов для мероприятия, подготовка раздаточного материала Подтвержденное участие 60 учеников в проектной сессии
11. Трехдневная проектная сессия Доработка проектов с экспертами, 2 тренинга, финальный воркшоп, награждение
12. Награждение образовательной поездкой в Москву команд, занявших первые три места Вручение наград
13. Организация образовательной поездки в Москву на открытие международного конкурса «Мой первый бизнес», организация трансферов, проживания, питания, экскурсионной программы Поездка в Москву

 

Заключение

Важным условием модернизации содержания образования является повышение активности обучаемого. Этому в наибольшей степени соответствует проектная деятельность школьника. Умение самостоятельно добывать знания, применять их осознанно в практической деятельности, готовность находить решения технологических и социальных проблем, потребность и способность к саморазвитию успешнее всего формируются и осуществляются в процессе проектной деятельности школьников.

В сельском образовательном учреждении имеются благоприятные условия для создания среды развития молодежного предпринимательства в России и повышения мотивацию к самостоятельной деятельности и формированию активной жизненной позиции.

Внедрение курса «Проектополис» позволило бы разнообразить жизнь детей, расширить и обогатить их социальный опыт, повысить эффективность проектной деятельности, которая по сути является интегративной, объединяющей различные виды и сферы деятельности учащихся.

Реализация образовательного курса «Проектополис» даст уникальную возможность обучить сельскую молодежь методике проектной деятельности и ораторского искусства, развить лидерские качества и презентационные навыки участников проекта, тем самым увеличить количество лидеров среди сельской молодежи. Повысить качество образования и инициативность молодёжи.


Библиографический список

  1. Байбородова, Л. В. Воспитание и обучение в сельской малочисленной школе: монография [Текст] / Л. В. Байбородова. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2004.
  2. Байбородова, Л. В., Серебренников, Л. Н. Проектная деятельность школьников [Текст]. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012.
  3. Лаврентьева, И. В., Сысуева, Л. Ю. Преемственность образования: применение технологии проблемного диалога на всех уровнях образования как средства реализации ФГОС общего образования [Текст] / И. В. Лаврентьева, Л.Ю. Сысуева // Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – М., 2016.
  4. Проектные задачи в начальной школе [Текст]: пособие для учителя / под ред. А. Б. Воронцова. — М.: Просвещение, 2009.
  5. Тихонов, А.С. Творческий потенциал учебного проектирования [Текст] // Школа и производство, 1995 №1.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011.