6+

Опыт и перспективы кружковой работы со студентами по созданию IT-продуктов на основе Low-code технологии (на материалах ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»)

Авторы


кандидат наук, доцент
Россия, Казанский приволжский федеральный университет, Набережночелнинский институт (филиал)
[email protected]

Аннотация

В статье рассматриваются опыт и перспективы работы студенческого научного кружка (СНК) по созданию IT-продуктов на основе Low-code технологий. Учебная работа в кружке направлена на формирование целостного представления о разработке приложений на бизнес-ориентированном языке программирования платформы "1С:Предприятие". По ходу освоения программы СНК студенты знакомятся с основами встроенного языка, объектами и механизмами платформы, методикой программирования и конфигурирования в платформе "1С:Предприятие".

Ключевые слова

организация кружковой работы со студентами, IT-продукты, low-code технологии, платформа "1С:Предприятие", проекты в сфере бизнес-аналитики

Print Friendly, PDF & Email

Читайте также

Статья также доступна (this article also available):

Финансирование

Работа выполнена в рамках мероприятия DR-2022: III Международный конкурс научных работ и проектов молодых исследователей “Цифровой регион 2022” (Наука и образование ON-LINE)

Рекомендуемая ссылка

Еремина Ирина Ильинична
Опыт и перспективы кружковой работы со студентами по созданию IT-продуктов на основе Low-code технологии (на материалах ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»)// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №1 (97). Номер статьи: 9714. Дата публикации: . Режим доступа: https://sovman.ru/article/9714/
DOI 10.24412/2226-9339-2022-197-14

Введение

Одной из важных современных тенденций развития общества и системы образования являются, предъявляемые работодателями все более высокие требования к качеству подготовки выпускников высших профессиональных учебных заведений.

Основным показателем уровня квалификации современного специалиста является профессиональная компетентность, а именно способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной области. При организации учебного процесса в подготовке высококвалифицированных кадров для цифровой экономики большое внимание уделяется развитию способностей студента в области разработки программного обеспечения (программистов).

Выпускник высшего учебного заведения, кроме профессиональных компетенций, предусмотренных требованиями ОПОП по направлению, должен обладать и такими, как компетентность и профессиональная мобильность, владение навыками самообразования и повышения квалификации, инициативность и самодисциплина, предприимчивость и деловитость, способность к самоанализу и принятию ответственных решений а также компетенциями связанными с функциональным использованием методов и инструментов управления процессами, проектами, продуктами цифровой трансформации и регулярным решением сложных профессиональных задач в цифровой среде.

Одним из важных факторов процесса подготовки ИТ-кадров является внеаудиторное обучение. Оно направлено на достижение двух главных целей: успешной социализации подрастающих поколений в современных условиях и достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики, социальной сферы.

 

Результаты исследований

Основной формой организации внеаудиторной работы является студенческий научный кружок.

Кружковая работа студентов это одна из форм развития самостоятельности и познавательной активности студентов в учебном процессе.

Кружок– это неформальное добровольное объединение студентов в группу для занятий на основе их общего интереса, строящееся на дополнительном материале к задачам образовательной программы под руководством педагога.

Основными функциями кружковой работы являются:

  1. Образовательнаякаждый студент имеет возможность удовлетворить или развить свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие знаний, умений и навыков в интересующем его виде деятельности, привлечение студентов к научной деятельности, содействие в выборе научного направления.
  2. Социально-адаптивнаязанятия в студенческих предметных кружках позволяют студентам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, научиться самоутверждаться.
  3. Коррекционно-развивающая – воспитательно-образовательный процесс, реализуемый на заседаниях кружка позволяет развивать интеллектуальные и творческие способности каждого студента.
  4. Цифровая трансформация – содержание и методики работы в студенческом кружке оказывает значительное влияние на увеличение использования информационных систем и технологий в как в процессе обучения, так и в проектной деятельности, использование единых классификаторов, реестров, справочников.

Занятия в кружке характеризуются регулярностью, длительностью сроков и определенным профилем работы.

Цель занятий в кружке — ознакомление студентов с современными информационными технологиями, тенденциями их развития, формирование общего представления о роли и характере информационных технологий в различных областях человеческой деятельности, обучение применению современных информационных технологий.

Кружковая работа на кафедре БИММЭ является научно-исследовательской; ее профиль напрямую касается профессиональной подготовленности студентов по направлению «Прикладная информатика».

Формы и методы проведения кружковой работы разнообразны и зависят от тематики кружковой работы, мнения членов кружка и личных качеств педагога – руководителя кружка.

В течение года формами проведения были: мини-конференция, круглый стол, дискуссия, диспут, презентации и доклады, исследовательская работа, работа с облачными и локальными технологиями, и другие.

Программа кружка построена в соответствии со следующими дидактическими принципами:

  • принцип последовательности:

При буквальном понимании последовательности предполагается, что учебный материал выстраивается в логическую цепочку или может быть представлен в виде дерева, где нет порочных логических кругов и повторение идет лишь как закрепление материала. Ершовым А.П. была предложена реализация принципа последовательности в обучении информатике в форме цикличности. Это означает, что понятие повторяется, обогащаясь, во все новых контекстах. Если для других дисциплин это желательный путь, то для информатики – просто необходимый.

  • принцип научности:

Принцип научности требует, чтобы в содержании образования нашли отражение новейшие достижения информатики, с адаптацией на познавательные возможности студентов. Принцип научности предполагает включение в содержание дисциплин в области информатики учебного материала, точно установленного наукой, изучение понятий и терминов. Научность обучения подразумевает также современность методов обучения.

  • принцип наглядности:

Наглядность – неотъемлемая черта преподавания информатики в силу гибкости содержания самого понятия «информация»: одну и туже информацию можно представить в виде множества графических образов. Именно потому так живучи в обучении программированию блок-схемы, они наглядно представляют и структуру небольшого алгоритма, и процесс его исполнения. Наглядны и структурная, с отступами запись текстов алгоритмов, и демонстрация преподавателем образца деятельности за компьютером при работе с готовой программой. Динамичность изображения, подключение цвета и звука расширяют само понимание наглядности, спектр воздействий на органы чувств.

  • принцип перехода от обучения к самообразованию:

В обучении информатике этот принцип имеет большое значение в связи с быстрым совершенствованием средств информационных технологий. Любое программное обеспечение, выбранное в качестве объекта изучения в информатике, устареет к моменту начала профессиональной деятельности обучаемых. Поэтому важно не только дать представление о современных прикладных системах, но и научить осваивать новые программные средства. Для самостоятельного освоения систем существует несколько источников информации: строка-подсказка в меню; строка-подсказка, появляющаяся при неверных действиях пользователя; встроенный справочник (типа help); пособия для освоения работы с системой.

Кроме общедидактических принципов при использовании программных средств на занятиях СНК необходимо использовать частные принципы, отражающие особенности применения программных средств в учебном процессе.

Они подразделяются на

1) принципы, относящиеся к учебному процессу при использовании программных средств в качестве объекта изучения.

  • принцип понимания прикладных задач:

Предполагает знание для чего, когда и где используются изучаемые системы. Так, при изучении на на занятиях СНК Low-code систем необходимо, прежде всего, уяснить, что системы редакторы служат для работы с информацией, представленной в виде модулей обработки кода. С помощью языков программирования создают новые программные продукты.

Таким образом, при изучении программных средств на занятиях СНК необходимо добиваться понимания специфики задач, решаемых с помощью конкретного средства. Но конечной целью обучения является другая задача – студенты должны уметь выбирать средство для решения прикладных задач.

  • принцип общности:

Требует доведения до сведения студентов функциональных возможностей, которые предоставляют программные средства Low-code систем. Как правило, студенты на занятиях СНК знакомятся с несколькими системами. Поэтому необходимо сообщать наиболее широкий спектр опций систем данного типа.

  • принцип понимания логики действий в данном программном средстве;

Не учитывается в практической методике преподавания информатики, а между тем без понимания принципов организации Low-code систем невозможна грамотная работа с ними.

2) принципы, относящиеся к учебному процессу при использовании программных средств га занятиях СНК по изучению и применению Low-code систем.

  • принцип оптимального использования ПС;

При использовании программных средств в обучении значительно экономится время учителя. Так организация опроса студентов с помощью программных средств экономит время, диагностику результатов опроса программа, как правило выдает сразу. Еще большую эффективность за счет экономии времени приносят демонстрационные программы.

  • принцип использования ПС для развития научной активности студентов;

Пока мало реализуется на практике. А между тем сформулированные соответствующим образом задания способствуют развитию мышления студентов, формируют исследовательские навыки. Например, можно при изучении Low-code систем предлагать студентам задания, способствующие развитию логического мышления, пространственного воображения и пр.

  • принцип комплексного использования программных средств;

Не существует универсального средства обучения, способного решить все учебные задачи, поэтому только оптимальное сочетание различных средств обучения в комплексе способствует эффективному протеканию учебного процесса на занятиях СНК по изучению Low-code систем. Каждое применяемое средство обучения обладает определенными дидактическими возможностями и имеет свою область применения, где они наиболее эффективны. Фактором, влияющим на формирование комплекса программных средств, является тип ПЭВМ, характеристики её аппаратной части.

В работе студенческого научного кружка «Разработка на бизнес-ориентированных языках программирования и Low-code системы проектов в сфере бизнес-аналитики» мы руководствуемся Положением о студенческом научном кружке в ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

За время руководства студенческим научным кружком в институте совместно с членами кружка выбирались различные темы и направления кружковой работы.

Это – «Информационная система и приложения по приему и сопровождению заявок службы технической поддержки», «Маркетинговый анализ предприятия средствами 1С:Предприятия», «Автоматизированное приложение для сбора медицинской статистики», «Криптографические алгоритмы в программных продуктах линейки «1С: Медицина»».

 

Таблица 1 — Направления работы в студенческом научном кружке

№ п/п Научное направление и этапы исследований Содержание работы на 2021-2022 учебный год Срок выполнения Ответственный
1. Конфигурация «Медицинская статистика», созданная на платформе 1С:Предприятие

Подготовительный

  • Техническое задание на разрабатываемую систему

Организационный

  • Обоснование разработки конфигурации

Проектная часть

  • Разработка системы

Формулирование выводов и предложений

  • Экономическая эффективность проекта

Оформление результатов научного исследования

Ведение электронного учета медицинских параметров особо значимо сегодня в медицинских организациях. Благодаря этому, медработникам не потребуется больше дублировать первичную медицинскую документацию на бумаге, что позволит им уделить больше времени пациентам. Граждане получат возможность оперативно просматривать информацию об оказанных им услугах в своих электронных медицинских картах.

Первая глава научной работы посвящена исследованию предметной области, обоснованию необходимости ведения учета медицинских параметров, документов и иных показателей в медицинских организациях. Рассмотрены принципы работы и стандарты разработки информационных систем, а также особенности ведения медицинской статистики и методов защиты информации.

Вторая глава посвящена описанию использования учета медицинских параметров учета в программных продуктах линейки «1С:Медицина». Представлены различные элементы для реализации входной и выходной информации и средства их реализации на платформе «1С:Предприятие».

Третий раздел содержит описание реализации учета различных медицинских документов и иных параметров. Представлен метод программирования объектов конфигурации. Описана программная реализация обработок в режиме работы платформы «1С:Предприятие». Представлена технология тестирования программного приложения, путем предложенных инструкций для пользователей информационной системы.

апрель – май 2022 г.
2. Разработка информационной системы и приложения по приему и сопровождению заявок службы технической поддержки на платформе 1С:Предприятие

Подготовительный

  • Анализ предметной области и постановка задачи

Организационный

  • Проектная часть

Проектная часть

  • Реализация системы

Формулирование выводов и предложений

  • Экономическая эффективность проекта

Оформление результатов научного исследования 

Изучить особенности деятельности Службы технической поддержки. Особое внимание уделено процессу прохождения заявки пользователя по решению какой-либо проблемы.

В среде разработки «1С: Предприятие 8.3» были реализованы конфигурации главного и мобильного приложений, выполняющие поставленную задачу. Проведен расчет экономической эффективности ИС и обеспечены все требования безопасности согласно политики безопасности организации.

апрель – май 2022 г.
3. Анализ и усовершенствование методов оценки эффективности проведения маркетинговых мероприятий

Подготовительный

  • Анализ современного состояния проблемы оценки эффективности маркетинговых мероприятий

Организационный

  • Прикладные аспекты оценки эффективности маркетинговых мероприятий

Проектная часть

  • Реализация системы

Формулирование выводов и предложений

  • Разработка системы оценки эффективности маркетинговых мероприятий

Оформление результатов научного исследования 

Анализ современного состояния проблемы оценки эффективности маркетинговых мероприятий освещен в первой главе конкурсной работы. Рассмотрены теоретические подходы к определению эффективности маркетинга, проведен анализ методов и моделей определения эффективности маркетинговых мероприятий на предприятии.

Вторая глава посвящена прикладным аспектам оценки эффективности маркетинговых мероприятий: изучены показатели экономической и коммуникативной эффективности маркетинговых мероприятий предприятия.

В третьей главе автор продемонстрировала этапы разработки системы оценки эффективности маркетинговых мероприятий на платформе «1С: Предприятие». Представлено подробное описание работы пользователя в программном приложении. Высокая практическая ценность исследования дополняется лаконичным изложением материала и удачно подобранными примерами, что должно вызвать наибольший интерес к работе у специалистов из сферы маркетинговой стратегии развития предприятия.

апрель – май 2022 г.
4. Автоматизация деятельности ИП средствами платформы «1С:Предприятие 8.3»

Подготовительный

  • Анализ предметной области и постановка задачи

Организационный

  • Проектная часть

Проектная часть

  • Реализация системы. Разработка системы по автоматизации деятельности ИП.

Формулирование выводов и предложений

  • Экономическая эффективность проекта

Оформление результатов научного исследования

Первая часть – изучение и анализ предметной области. Она включает в себя постановку задачи, описание объекта исследования, определение участников процесса и их функций, моделирование основных бизнес – процессов, а также обзор программ, реализующих бизнес-процессы.

Вторая часть – разработка автоматизированной информационной системы. В данную часть входит подробное описание разработки прикладного решения.

Третья часть – экономическая часть. Она содержит в себе расчет экономической эффективности внедрения прикладного решения.

апрель – май 2022 г.

 

На заседаниях кружка использовались различные методы и формы работы.

Организация работы кружка включает в себя:

  1. поиск и систематизацию: актуальных вопросов внедрения CRM/ERP систем; применение знаний, полученных при изучении дисциплин: Корпоративные информационные системы, Разработка приложений в 1С и иного материала, который может быть предметом обсуждения на заседании кружка;
  2. приглашение на заседания кружка представителей ведущих работодателей и иных предприятий, организаций и учреждений, чья деятельность связана с разработкой бизнес-приложений в концепции декларативного программирования, без написания кода, а также научных работников КФУ;
  3. формирование повестки заседания кружка и доведение ее до сведения студентов Набережночелнинского института (филиала) КФУ, и приглашенных лиц;
  4. иные мероприятия, необходимые для обеспечения эффективной работы кружка.

При проведении заседаний СНК часто использовались методики «Круглого стола» и мини-конференций, где студенты представляли свои презентации и доклады по использованию актуальных платформ и программные решения для различных отраслей экономики, затем каждый член кружка выражал свое мнение по той или иной Low-code системе.

Данный метод способствует не только глубокому освоению материала, но и приобретению навыков публичных выступлений, а их обсуждение дает хороший опыт по корректному проведению дискуссий и способности аргументировано обосновывать основные положения выступления перед аудиторией, грамотно составлять техническое задание для разрабатываемого приложения, использовать альтернативные подходы к разработке ИС.

В результате применения обсуждений за «круглым столом» совместно со студентами-членами студенческого научного кружка были собраны и поданы документы для регистрации объектов интеллектуальной собственности. Объединенный фонд электронных ресурсов «Наука и образование» регистрирует результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в форме электронных ресурсов. Объектами регистрации в ОФЭРНиО являются материалы пользование, которыми возможно при помощи компьютера и периферийных к компьютеру устройств — (электронные ресурсы).

 

Таблица 2 — Объекты регистрации в ОФЭРНиО

№ п/п Номер свидетельства Дата регистрации объекта интеллектуальной собственности Название объекта интеллектуальной собственности Авторы
1. 24901 23.10.2021 Информационная система и приложения по приему и сопровождению заявок службы технической поддержки
2. 24900 23.10.2021 Маркетинговый анализ предприятия средствами 1С:Предприятия
3. 24899 22.10.2021 Автоматизированное приложение для сбора медицинской статистики

 

Методика «Дискуссия» – это форма организации обмена мнениями. Цель — предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем либо сформулировать общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон. Эта форма проведения позволяет раскрыть широкий спектр мнений по выбранной для обсуждения проблеме с разных точек зрения, обсудить неясные и спорные моменты, связанные с данной проблемой, и достичь взаимопонимания.

За период с февраля 2021г по сентябрь 2021г по результатам проведенных НИР были опубликованы 4 монографии в издательском доме Lap Publishing, публикующих академические исследования.

При проведении заседаний СНК использовались методики мини-конференций с обсуждением презентаций, а также метод демонстрации программного продукта — это демонстрация разработанного прототипа, примера или неполной версии представляемого продукта, особенно полюбившийся студентами. Результатом такой работы стала достойная победа в конкурсе на соискание стипендий Академии наук РТ студентов очной формы обучения, имеющих отличные и хорошие успехи в учебной и научной деятельности студенток.

По итогам участия в заседаниях СНК ребята участвуют на научно-практической конференции студентов и молодых ученых НЧИ КФУ в работе секции «Математическое моделирование и информационные технологии в экономике». Студентами-членами СНК были представлены 9 докладов, связанных с особенностями создания IT-продуктов на основе low-code технологии.

Доклады на заседаниях кружка проводятся в виде мультимедийных презентаций. При подготовке докладов и презентаций студенты учатся анализировать информацию, выделять главное, делать выводы. Большое значение при выборе тематики исследований придается личным качествам студента, его индивидуальным способностям и наклонностям, а также развитию у него активной научно-исследовательской позиции. В течение этого учебного года были подготовлены и опубликованы научно-исследовательские работы в научном, научно-образовательном, междисциплинарном журнале с базовой специализацией в области междисциплинарных исследований, связанных с современными технологиями, экономикой и правом. Были подготовлены работы для участия в L международной научно-практической конференции, проводимой в г. Пенза. Такая активная позиция студентов-исследователей была отмечена во Всероссийских творческих конкурсах.

Цель работы студенческого научного кружка «Разработка на бизнес-ориентированных языках программирования и Low-code системы проектов в сфере бизнес-аналитики» – формирование целостного представления о разработке приложений на бизнес-ориентированном языке программирования платформы «1С:Предприятие»; приобщение студентов Экономического отделения к научно-исследовательской деятельности; оказание организационно-методического содействия научно-исследовательской деятельности студентов Набережночелнинского института (филиала) КФУ; обеспечение возможности для каждого студента реализовать свое право на творческое развитие личности в соответствии с его способностями и потребностями.

Основные задачи СНК:

  • углубленное изучение встроенного языка, объектов и механизмов платформы;
  • профессиональное освоение методики программирования и конфигурирования в платформе «1С:Предприятие»;
  • получение практических навыков по конфигурированию и программированию;
  • привлечение студентов к углублённому изучению и разработке актуальных проблем по направлению;
  • формирование у студентов навыков исследовательской работы;
  • развитие у студентов ораторских способностей;
  • повышение качества профессиональной подготовки студентов;
  • создание условий для формирования творческой активности;
  • помощь студентам в самостоятельном научном поиске и организационное обеспечение их научной работы;
  • повышение конкурентоспособности выпускников Набережночелнинского института (филиала) КФУ направления подготовки «09.03.03 Прикладная информатика» и «38.03.05 Бизнес-информатика» на рынке труда.

В работе студенческого научного кружка по созданию IT-продуктов на основе low-code технологии постоянно принимают участие студенты разных курсов.

На кружковых занятиях студенты учатся больше мыслить и действовать самостоятельно, принимать ответственные решения, учатся осваивать методику исследовательской деятельности и совершенствовать свои знания в области профессиональных учебных дисциплин под руководством преподавателей кафедры, а также стремятся развивать свои творческие и лидерские способности.

 

Выводы

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

  1. Участие студентов в разработке IT-продуктов на основе low-code технологии раскрывает их научные способности, интеллект и наблюдательность. Выполнение научных исследований дает большое количество дополнительных знаний.
  2. В процессе выполнения собственного исследования студенты приобретают умение и навыки работы с источниками информации, учатся оценивать полученные данные, представлять результаты в форме докладов и публикаций, приобретают опыт публичного выступления.
  3. Работа в кружке способствует раскрытию творческих способностей и самоутверждению личности.
  4. Постоянная творческая деятельность студентов приводит к развитию творческого отношения к труду, экспериментаторской и исследовательской деятельности, т. е. к развитию исследовательских качеств личности.
  5. Вызывая интерес студентов к предмету, кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей, развитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным занятиям.


Библиографический список

  1. Еремина, И.И. Анализ статистических данных и прогнозирование качества подготовки бакалавров (на примере направления подготовки 09.03.03, профиль Прикладная информатика в экономике НЧИ КФУ) / И.И. Еремина // International Journal of Advanced Studies. 2018. Т. 8. № 4. С. 66-73.
  2. Eremina, I.I., Isavnin, A.G., Karamyshev, A.N., Methodical and technological peculiarities (features) of 1C software products using in the preparation of it professionals at the university//IIOAB JOURNAL. — 2019. — Vol.10, Is. — P.138-142.