Главная страница » Публикации » 2022 » №2 (98) » Налоговое регулирование деятельности самозанятых граждан: недостатки и перспективы развития

Налоговое регулирование деятельности самозанятых граждан: недостатки и перспективы развития

Tax regulation of self-employed citizens: shortcomings and development prospects

Налоговое регулирование деятельности самозанятых граждан: недостатки и перспективы развития

Авторы

Наконечная Татьяна Викторовна
кандидат экономических наук, доцент
Россия, Финансовый университет при Правительстве РФ, Уфимский филиал
TVNakonechnaya@fa.ru
Назырова Линара Рустамовна
Россия, Финансовый университет при Правительстве РФ, Уфимский филиал
linaranaz02@gmail.com

Аннотация

Попытки узаконить предпринимательскую деятельность и легализовать «теневую» деятельность в России ведутся уже много лет. Целью введения специального налогового режима для самозанятых граждан является неотложная часть отрасли экономики и легализация доходов самозанятого населения. Проведенные исследования позволили оценить сложившуюся практику применения данного налогового режима, выявить возможные недостатки, с которыми сталкиваются самозанятые граждане, а также оценить перспективы его появления.

Ключевые слова

самозанятые, налоговый режим, регулирование деятельности самозанятых граждан, «теневая» занятость, трудовой стаж.

Рекомендуемая ссылка

Наконечная Татьяна Викторовна, Назырова Линара Рустамовна. Налоговое регулирование деятельности самозанятых граждан: недостатки и перспективы развития // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №2 (98). Номер статьи: 9807. Дата публикации: 30.06.2022. Режим доступа: https://sovman.ru/article/9807/

Authors

Nakonechnaya Tatyana Viktorovna
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
Russia, Financial University under the Government of the Russian Federation, Ufa branch
TVNakonechnaya@fa.ru
Nazyrova Linara Rustamovna
Russia, Financial University under the Government of the Russian Federation, Ufa branch
linaranaz02@gmail.com

Abstract

Attempts to legitimize entrepreneurial activity and legalize "shadow" activities in Russia have been going on for many years. The purpose of introducing a special tax regime for self-employed citizens is an urgent part of the economy and the legalization of the income of the self-employed population. The conducted studies made it possible to assess the current practice of applying this tax regime, to identify possible shortcomings faced by self-employed citizens, and to assess the prospects for its emergence.

Keywords

self-employed, tax regime, regulation of the activities of self-employed citizens, "shadow" employment, seniority.

Suggested citation

Nakonechnaya Tatyana Viktorovna, Nazyrova Linara Rustamovna. Tax regulation of self-employed citizens: shortcomings and development prospects // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №2 (98). Art. #  9807. Date issued: 30.06.2022. Available at: https://sovman.ru/article/9807/


Введение

Актуальность проблемы налогообложения самозанятых лиц определена формирующейся правовой базой в отношении самозанятых в Российской Федерации.

Объектом исследования является самостоятельная занятость населения в Российской Федерации.

Предметом исследования является процесс формирования и регулирования самозанятости населения в Российской Федерации.

Целью да6нной работы является определение правового положения самозанятых граждан, проблем и перспектив развития, налогообложения в отношении данных субъектов.

Для достижения поставленных целей необходимо решение ряда задач, среди которых следует выделить:

  • дать определение понятию «самозанятые»;
  • рассмотреть нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность самозанятых в Российской Федерации;
  • выявить недостатки самозанятых в законодательстве;
  • сформировать перспективные направления развития механизмов государственного регулирования деятельности самозанятых.

 

Результаты исследования

На сегодняшний день общей тенденцией рынка труда является увеличение распространенности нестандартной занятости, в основе которой лежит мобильность трудовых ресурсов и снижение зависимости работника от работодателя. Как указывают Крюкова Е.С., Рузанова В.Д. [6] нестандартные формы занятости трудно поддаются контролю со стороны государства, зачастую представляют собой «теневую» занятость, которая не находит отражения в официальных документах. Еще одна область, сильно отличающаяся по своим характеристикам от стандарта, где отсутствует правовая определенность — это самозанятость.

Среди самозанятых выделяются различные группы граждан, в частности, по критерию официальной регистрации трудовой деятельности. Часть самозанятых граждан работает на неформальной основе, т.е. не платит ни налогов, ни страховых взносов. При этом такие граждане пользуются общественными благами бесплатно. В результате с одной стороны, в государственный бюджет поступает меньше возможного дохода, с другой стороны, самозанятые граждане, находясь «в тени», лишают себя права на получение страховой пенсии в будущем, так как не делают отчислений в пенсионном фонде и их трудовой стаж не регистрируется.

Суть самозанятости заключается в том, что человек находит себе оплачиваемую работу для удовлетворения своих личных потребностей и потребностей своей семьи. Он получает вознаграждение за материальный результат своего труда или за оказанные услуги, выполненную работу. Основным видом деятельности самозанятых является товары народного потребления, услуги, работы. Самозанятые могут быть в контакте со многими клиентами, тем самым во избежание финансовой и организационной зависимости. Особенность самозанятости в том, что работодатель и работник здесь совмещаются в одном лице [6].

В настоящее время государством принята нормативно-правовая база, регулирующая деятельность самозанятых в Российской Федерации.

С 1 января 2019 года начался первый этап по внедрению налога на профессиональный доход (НПД), правовой основой для которого являются Федеральный закон от 27.11.2018 №  422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» [2], Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. № 423-ФЗ «О внесении изменений в статьи 56 и 146 Бюджетного кодекса РФ» [3], Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. № 425-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ» [2]. Стоит учитывать, что НПД – это не дополнительный налог, а новый налоговый режим для лиц, которые платят налог с доходов от своей профессиональной деятельности. ФЗ № 422 установил понятие «профессиональный доход», размер налоговой ставки и налоговой базы, определил круг налогоплательщиков и условия деятельности, к доходам от которой может быть применен новый специальный налоговый режим [1].

Налог на профессиональный доход (НПД) будут высчитывать только в том случае, если заработок за год не превысил 2,4 миллиона рублей. Если больше – нужно оформлять ИП.

Самое главное — размер налога. Для самозанятых выбраны такие ставки:

  • 4% от дохода, если расчеты происходили с физическим лицом;
  • 6% от дохода, если с юридическим лицом.

Налоговый период — 1 месяц. Это значит, что каждый месяц ФНС будет определять прибыль и исчислять из нее налог.

Перейти на такую систему налогообложения имеют право и ИП, если у них нет наемных работников. По неофициальным опросам средняя прибыль предпринимателя в России — 80 000 р. в месяц. Если принимать их за правду, перейти в самозанятые смогут все.

Воловская Н.М., Плюснина Л.К. Русина А.А. [5] отмечают, что недостатки самозанятости являются следствием преимуществ. Освобождение от уплаты платежей в социальные фонды влечет за собой невозможность получения трудовой пенсии, невозможность получения пособия по временной нетрудоспособности в случае болезни, невозможность получения пособия по беременности и родам. Отсутствие трудовых отношений с работодателем означает отсутствие учета трудового стажа, отсутствие ежегодного оплачиваемого отпуска. Также они ограничиваются в доходах (не более 2,4 млн. руб. в год), ограничиваются по видам деятельности, нельзя нанимать сотрудников, ИП на НПД нельзя совмещать с другими налоговыми режимами.  Самозанятое лицо, прекратившее трудовую деятельность по не зависящим от него обстоятельствам, не может воспользоваться механизмами защиты от безработицы для увольняемых работников. Некоторые из этих недостатков можно устранить, например, предоставив право самозанятым добровольно перечислять взносы в пенсионный фонд, фонд социального страхования.

Также Воловская Н.М., Плюснина Л.К. Русина А.А. [5] отмечают, что могут быть административно отрегулированы вопросы определения трудового стажа. Но наряду с очевидными, весьма чувствительными недостатками, имеются и иные, регулирование которых представляется ресурсно-неисполнимым, например: решение вопросов охраны труда, особенно если труд самозанятого проходит в опасных и вредных условиях. В серьёзную проблему превращается признание профессиональной квалификации самозанятого, ведь на предприятиях и в организациях существует целая система присвоения и периодического подтверждения квалификационных категорий. Профессиональная квалификация любого работника – это не только соответствие определенным требованиям, подразумевающим наличие знаний и умений, профессиональный статус важен с экономической и социальной точки зрения. Отсутствие официально подтвержденной профессиональной квалификации значительно снижает возможности самозанятых на рынке труда и препятствует реализации одной из важнейших ценностей, присущих человеку в системе трудовых отношений, профессиональной идентификации, возможностей для профессионального роста и формирование профессиональной.

Для сохранения положительной динамики в данных вопросах государство может принять следующие меры по стимулированию и оптимизации деятельности самозанятых:

  • для обеспечения прав самозанятых граждан законом может быть установлено право их объединения в профессиональные союзы, однако в этом случае их интересы будут защищаться не перед работодателем, а перед государственными органами и общественными организациями;
  • возможность адаптации уже существующих систем налогообложения (патентная система налогообложения, единый налог на вмененный доход) для самозанятых с учетом реформирования статуса индивидуального предпринимателя;
  • рассмотрение необходимости введения прогрессивного налогообложения для самозанятых, установления минимального размера необлагаемого налогом дохода (исходя из опыта других стран);
  • также необходимо разработать меры стимулирования в целях популяризации института самозанятости. Такой мерой может быть регулирование статуса самозанятых в экономических отношениях с другими субъектами путем предоставления им равных возможностей, например, в получении кредитов, доступе к мерам поддержки и т.п.;
  • в рамках Закона № 422-ФЗ возможно применение метода исчисления налоговой базы по системе «доходы минус расходы»;
  • рассмотрение возможности включения в налоговую ставку по НПД процентов по отчислениям в государственные внебюджетные фонды при незначительном увеличении действующих ставок по НПД;
  • следует также учитывать использование коэффициента-дефлятора при установлении верхней границы размера доходов лиц, применяющих НПД, что позволит, с одной стороны, учитывать инфляционные процессы при применении данного режима, а с другой стороны, сделать его более привлекательным для более широкого круга людей» [5].

Основные мероприятия федерального проекта для поддержки самозанятых граждан РФ:

  • предоставление микрозаймов по льготной ставке государственными микрофинансовыми организациями;
  • обеспечение доступа к финансовой поддержке, включая поддержку, оказываемую участниками Национальной гарантийной системы;
  • оказание информационно-консультационных и образовательных услуг самозанятым гражданам на базе центров «Мой бизнес»;
  • предоставление льготного доступа к сервисам по размещению продукции, товаров, работ (услуг) на коммерческих электронных площадках;
  • предоставление в пользование на правах аренды производственных и офисных площадей в помещениях, оснащенных необходимым оборудованием и функционирующих при поддержке Минэкономразвития России, и  компенсация по арендным платежам за пользование частными помещениями;
  • обеспечение доступа к имуществу из числа объектов, включенных в перечни государственного и муниципального имущества» [7].

Предлагаемые меры в перспективе способны укрепить институт самозанятых в России и обеспечить выполнение стратегических задач, необходимых государству по сокращению теневой занятости в экономике страны и формированию дополнительных источников пополнения государственного бюджета.

Согласимся с Анисимовой Ю.С., Генкиной М.А. [4], разработка налога на профессиональный доход должна способствовать регулирующую роль в балансировании интересов двух сторон: легализация «теневых» заработков физических лиц — для государства, а социальные гарантии и снижение налоговой нагрузки — для физических лиц и индивидуальных предпринимателей.

 

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что самозанятые люди занимаются предпринимательской деятельностью, в которой они платят налог на профессиональный доход, не состоят в трудовых отношениях как работники и сами не привлекают наемных работников.  Есть и недостатки самозанятых людей: невозможность получения трудовой пенсии, невозможность получения пособия по временной нетрудоспособности в случае болезни, невозможность получения пособия по беременности и родам.

Print Friendly, PDF & Email

Читайте также



Библиографический список

  1. Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».
  2. Федеральный закон от 27.11.2018 N 425-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  3. Федеральный закон от 27.11.2018 № 423-ФЗ «О внесении изменений в статьи 56 и 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации».
  4. Анисимова, Ю.С., Генкина, М.А. Легализация самозанятых в контексте нового налогового режима // Трансформация национальной социально экономической системы России: Материалы II Международной научно практической конференции. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 557с.
  5. Воловская, Н.М., Плюснина, Л.К. Русина, А.А. Безработица и самозанятость: ожидание и реалии — Москва: Высшая школа экономики, 2020. — 524 с.
  6. Крюкова, Е.С., Рузанова, В.Д. Индивидуальный предприниматель и самозанятый гражданин: соотношение понятий. — Москва: Издательство Юрайт, — 376 с.

Интернет-ресурсы:

  1. Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России)// URL: https://www.economy.gov.ru/

References

  1. Federal Law No. 422-FZ dated November 27, 2018 “On conducting an experiment to establish a special tax regime “Tax on professional income”[ O provedenii eksperimenta po ustanovleniyu spetsialʹnogo nalogovogo rezhima «Nalog na professionalʹnyy dokhod»].
  2. Federal Law No. 425-FZ of November 27, 2018 “On Amendments to Parts One and Two of the Tax Code of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federation” [O vnesenii izmeneniy v chasti pervuyu i vtoruyu Nalogovogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii i otdelʹnyye zakonodatelʹnyye akty Rossiyskoy Federatsii].
  3. Federal Law No. 423-FZ dated November 27, 2018 “On Amendments to Articles 56 and 146 of the Budget Code of the Russian Federation” [O vnesenii izmeneniy v statʹi 56 i 146 Byudzhetnogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii].
  4. Anisimova, Yu.S., Genkina, M.A. Legalization of the Self-Employed in the Context of the New Tax Regime [Legalizatsiya samozanyatykh v kontekste novogo nalogovogo rezhima]// Transformation of the National Social and Economic System of Russia: Proceedings of the II International Scientific and Practical Conference. — Moscow: Yurayt Publishing House, 2020. — 557p.
  5. Volovskaya, N.M., Plyusnina, L.K. Rusina, A.A. Unemployment and self-employment: expectations and realities [Bezrabotitsa i samozanyatostʹ: ozhidaniye i realii]. Moscow: Higher School of Economics, 2020. — 524 p.
  6. Kryukova, E.S., Ruzanova, V.D. Individual entrepreneur and self-employed citizen: correlation of concepts [Individualʹnyy predprinimatelʹ i samozanyatyy grazhdanin: sootnosheniye ponyatiy]. — Moscow: Yurayt Publishing House, 2021. — 376 p.

Internet resources:

  1. Ministry of Economic Development of the Russian Federation (Ministry of Economic Development of Russia) [Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii (Min·ekonomrazvitiya Rossii)]// URL: https://www.economy.gov.ru/