Главная страница » Публикации » 2022 » №3 (99) » Технология управления государством: сохраним жизнь на Земле

Технология управления государством: сохраним жизнь на Земле

The technology of govern the state: let’s keep life on Earth

Технология управления государством: сохраним жизнь на Земле

Авторы

Лищук Владимир Александрович
Профессор, доктор биологических наук, кандидат технических наук, президент Проблемной комиссии “Биологическая и медицинская кибернетика”, вице-президент Академии медико-технических наук
Россия, Академия медико-технических наук
lischouk@rambler.ru

Аннотация

Статья продолжает серию публикаций по научно обоснованной технологии управления объектами, включающими в себя управляющие субъекты (1987 – 2022). В этих публикациях представлены модель саморегуляции сердца (1963 - 1967), ориентированная на клинику модель кровообращения и концепция её регуляции, выполнена (1973 -1991) и реализована в клинике технология индивидуального лечения критических больных (1973 - 2016), разработаны и исследованы концепция центральной регуляции (2000 - 2013) и организации управления в живых организмах (2015 - 2018), построена цифровая модель социально-экономического развития РФ (2000 - 2018) и научные основы управления (2020), включая технологию управления государством (2018 - 2022). В этой статье даны следствия перехода к научно обоснованному управления государством: 1. Власть становится частью управляемого объекта. 2. Насилие преобразуется в синергическое взаимодействие (взаимополезное). 3. Правительство персонально отвечает за решения, их исполнение, результаты и полезность для государства так же, как и народ. 4. Правительству подведомственны только общие для страны функции. 5. Оно выполняет эти функции в соответствии с целями конституции под непосредственным контролем граждан. Эти положения (1 - 5) позволят оценивать вклад власти в жизнь страны (экономику, безопасность, демографию) по тем же критериям, что и вклад граждан, которые не во власти. Цели управления ранжируются в режиме реального времени с помощью технологии управления государством в соответствии с волей народа, состоянием государства и международной обстановкой. Критерии управления адаптируется для текущего положения. Сейчас, учитывая текущую международную обстановку, ведущий критерий целесообразно определить, как «максимум свободы при минимуме ограничений» (вариант для обсуждения) и распространить этот минимакс на сообщества государств, на био- и ноосферу Земли. Что позволит уйти от эры «государств-хищников и перейти к эре «ответственности человечества и каждого человека за био- и ноосферу Земли», с ответственностью каждого россиянина друг за друга, за РФ, за Мир в целом, жизнь на Земле.

Ключевые слова

государство, власть, технология управления государством, субъект управления, объект управления, цели управления, социально-экономический эффект.

Рекомендуемая ссылка

Лищук Владимир Александрович. Технология управления государством: сохраним жизнь на Земле // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №3 (99). Номер статьи: 9903. Дата публикации: 01.08.2022. Режим доступа: https://sovman.ru/article/9903/

Authors

Lishchuk Vladimir Aleksandrovich
Professor, Doctor of Biological Sciences, Candidate of Technical Sciences, President of the Problem Commission “Biological and Medical Cybernetics”, Vice President of the Academy of Medical and Technical Sciences
Russia, Academy of Medical and Technical Sciences
lischouk@rambler.ru

Abstract

The article continues a series of publications on scientifically based management technology of objects, including managing entities (1987 – 2022 [3, 4, 8, 9, 12, 13, 14]). These publications present a model of self-regulation of the heart (1963 – 1967), a clinic-oriented model of blood circulation and the concept of its regulation, performed (1973 -1991) and implemented in the clinic (1973 - 2022), the technology of individual treatment of critical patients (1973 - 2016), developed and researched the concept of central regulation (2000 - 2013) and organization of control in living organisms (2015 - 2018), a digital model of socio-economic development of the Russian Federation (2000 - 2018) and scientific foundations of management (2020), including the technology of the governance of a state (2018 - 2022), were built. This article presents the consequences of the transition to science-based governance of the state: 1. Power becomes part of the goverened object. 2. Violence is transformed into a synergistic interaction (mutually beneficial). 3. The government is personally responsible for decisions, their implementation, results and usefulness for the state, as well as the people. 4. The Government is subordinate only to the functions common to the country. 5. It performs these functions in accordance with the purposes of the Constitution under the direct control of citizens. These provisions (1-5) will allow assessing the contribution of the authorities to the life of the country (economy, security, demography) by the same criteria as the contribution of citizens who are not in power. Governance goals are ranked in real time using the Technology in accordance with the will of the people, the state of the state and the international situation. The leading control criterion adapts to the current situation. Now, taking into account the current international situation, it is advisable to define this criterion as "maximum freedom with minimum restrictions" (a version for discussion) and extend this minimax to communities of states, to the bio- and noosphere of the Earth. That will make it possible to end the era of "predator states (professing the leadership of force and deception) and move on to the era of "responsibility of Humanity and each person for the bio- and noosphere of the Earth", with the responsibility of every Russian for each other, for the Russian Federation, for the World as a whole, and the life on Earth.

Keywords

state, power, state management technology, subject of management, object of management, goals of management, socio-economic effect.

Suggested citation

Lishchuk Vladimir Aleksandrovich. The technology of govern the state: let’s keep life on Earth // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №3 (99). Art. #  9903. Date issued: 01.08.2022. Available at: https://sovman.ru/article/9903/


Введение

Власть (см. рис. 1; подробнее — в [1, 3, 4, 5, 6]) (В литературе в зависимости от научных школ встречаются оба термина: «регулятор» и «власть», и ещё правительство и др. Подробное описание дано в первой части статьи.). Власть называет себя то «слугой народа» (Р — регулятор) в трудное время. Элитой — высшим уровнем иерархии, когда спокойно. Перед выборами — органом демократии и т.п. Это положение отражено на рисyнке 1 (П(В). Правительство (П) имеет свою позицию, но сильно зависит от власти (В; например, элиты).

Конфронтация власти и народа имеет место почти всегда и почти во всех странах. Если цель власти – эффективное целесообразное управление, то будем обозначать её «Р» — регулятор. Если суть власти – принуждение в корыстных целях, или, если — сохранение властных полномочий, то будем использовать обозначение «В» — власть (см.
схемы рис. 1 и 2). Если и то, и другое – правительство «П».

 

Власть в структуре технологии управления государством

Рисунок 1. Власть в структуре технологии управления государством

Обозначения: Государство – ST. Y – вектор функций государства (жирный шрифт). Y* — наблюдаемые функции Y. «П(В)[ТУГ(Г), РАН, ЧК(Г)» — правительство, соблюдающее интересы власти (В), опирающееся в своей работе на технологию управления государством (ТУГ), академию наук (РАН), человеческий капитал (ЧК) и граждан (Г). U – вектор управления. G – вектор целей стратегии. G –вектор целей парламента. Z – помеха (воздействия внешних и/или внутренних сред — S). М – цифровая модель объекта управления (ST), включая власть (В). Б – банки, бизнес. РТ рынок труда. РВ – рынок вещей и услуг. ЧК – человеческий капитал. ФЕ – физический капитал. И – блок индивидуализации. А – блок анализа. О — оператор оптимизации (экстремации). Ми – индивидуализированная модель. Км – параметры модели. Yм —  вектор функции государства по модели. Кми — вектор параметров индивидуализированной модели. Кзз — значимые изменения свойств значимо изменённых функций. Uo – экстремальное управление.  Yм —  вектор функции государства по модели. С – орган, формирующий текущую стратегию.  ГП – государственная платформа. МD – мониторинг данных. D – данные. З – знания.

 

Схема рисунка 1 развивает схему рисунка 7 статьи «Основы научного управления государством» (2021) [5, 6]. Эта схема отображает объект управления не только как экономику, культуру и народ, но и как власть, т. е. в «объект управления» непосредственно входит «управляющий субъект» (рис. 1). В этом принципиальная новация. В отличие от схемы в статье «Основы научного управления государством» 2021 [6], схема на рис. 1 отображает объект управления не только как экономику, культуру и народ, но и как власть, т. е. в «объект управления» непосредственно входит «управляющий субъект». В этом принципиальная новация.

Власть формирует управление (U; рис. 1) в соответствии со своими предпочтениями (G). Обычно предпочтения определяются традициями. Традиции могут дополняться планами, госпрограммами, предвыборными обещаниями, давлением олигархов, интересами ТНК, действиями лоббистов. Могут дополняться искусством, квалификацией и талантом ЛПР, а также мудростью и авторитетом главы государства (например, [7]). Всего этого, как показало начало 21 века, недостаточно для преодоления противоречия между целями власти и чаяниями народа.

Члены правительства, как и все граждане страны, имеют свои интересы и жизненные цели в семье, в клане, в коллективе и в бизнесе. Они не могут не действовать в этих своих интересах. Эти интересы не всегда совпадают с государственными. Так как они в значительной степени определяются стремлением к накоплению капитала, повышению чина, к популизму, увеличению личных благ (собственности, полномочий, валюты) и т. п.

Но, может быть, это преувеличение, что власть и простые люди руководствуются целями, не совпадающими с общегосударственными? Или всё же — своими интересами, несмотря на высокие зарплаты и доходы, получаемые чиновниками от власти и предпринимателями от общества?

Естественно соблюдать свои интересы и интересы своего коллектива, своей фирмы, малой Родины, наконец, свободы предпринимательства и т. п. Согласен. Но тем серьёзнее противоречие между общими государственными и частными, личными, целями каждого человека. Подчеркну, каждого, в том числе того, кто во власти и нет. Это противоречие не позволяет в новейшей и в течение всей истории купировать коррупцию, терроризм, цветные революции, работорговлю и т.п. Всё же нужно признать, нет сомнения, что власть старается купировать преступность, обеспечить прогресс, соблюдение законов.

Для современного государства управление по традициям, дополненное партийными программами, недостаточно. На текущем этапе развития человечества нужны научно обоснованные решения и технологически обеспеченное управление.

Для конкретности в следующем разделе дан пример конфликта — власть обосновывает и задаёт стратегию управления [U(Р)], реализует же её госаппарат (Е). По возможности, в своих интересах.

 

Результаты исследований

Исполнительный госаппарат (на рис. 2 обозначен буквой Е). Это чиновники и другие служащие госаппарата, которые выполняют важнейшую функцию (UЕ) – реализуют государственное управление (U). Как правило, в рамках закона. Но они не могут не учитывать и свои собственные интересы. Соблюдая свои интересы, они действуют в рамках закона (НП – нормы права). Это в идеале. В реальности они могут использовать неопределённость законов в своих интересах, обходить законы и даже нарушать их (ЕБ на рис. 2).

Итак, действия государственного исполнительного аппарата UE(E) определяются двумя плохо совместимыми критериями поведения: 1) действиями в рамках госправа (НП) и 2) действиями в бесконечной вселенной бесправия ). Именно этим определяются трудности многих стран в обеспечении их развития и благосостояния их народов.

Часто подчёркивают другую причину – отсутствие конкуренции. Распространено даже убеждение, что без свободы рыночной, внутривидовой и «все со всеми» конкуренции нет прогресса. Переход к НЭПу поставил эту силу, эту инициативу народа на службу всем гражданам страны. В целом, опыт многовековой истории показал, что государства (и люди), которые используют конкуренцию, и её средства, преуспевают. Затем они используют этот свой успех для смягчения отношений внутри своего сообщества граждан (государства). Но продолжают богатеть, опираясь на возросшую силу и благосостояние и используя теперь для повышения своего благосостояния отношения между государствами. Так происходит переход от рабства людей внутри государства к рабству государств. При этом основное противоречие между богатыми и бедными государствами обостряется. Между государствами (включая и блоки государств). Становится общечеловеческим.

Современная наука управления создала средства и методы, используя которые власть (правительства) может блокировать эти естественные противоречия между личными и общественными интересами. Переход к научному управлению государством — значимый шаг в борьбе с этим фатальным конфликтом. Поэтому включаю его в модель (Е; рис. 2). Итак, учтём противоречия между личными и общими целями, так как их роль в состоянии страны и развитии государства очень велика (рис. 2). Проблема не исчерпывается, к сожалению, ролью исполнительного аппарата и власти. Она относится ко всем гражданам.

Но есть ли решение? Есть. Если будем опираться на разум и науку. Ключевое решение — включение власти в объект управления. И это позволяют сделать современные достижения науки. Позволяют создать научную технологию управления государством [5, 10, 11].

Включение власти в субъект управления (рис. 1). Теперь мы имеем дело не с объектом, а со сложным субъектом управления (отображение «П(В)[ТУГ(Г), РАН, ЧК(Г)]) см. также статью «Технология управления государством. Опора на науку». С людьми – властителями, воителями и творцами. С творцами своей судьбы, опираясь на средства и методы управления, ими же созданными.

Итак, сейчас мы отобразили власть в модели государства (рис. 1) и тем самым создали предпосылки включения власти в объект управления, предпосылки самоуправления.

Обратите внимание: в модель управляемого объекта (М) включена власть (В), которая должна им управлять. В схеме рисунка 7 статьи «Технология управления государством. Опора на науку» власть дана серым цветом, так как она не входит в объект управления. Она как бы извне управляет государством. Теперь же власть управляет и народом, и собой, сама собой. Как это возможно? Она с небольшой погрешностью и задержкой посредством ТУГ и через модель подчинена собственному управлению. Её вклад в жизнь и прогресс теперь постоянно оценивается и учитывается госуправлением. Причём по тем же критериям (законам, правилам), как и вклад трудящихся. Это справедливо и устраняет (смягчает) противоречие в определении правительством критерия управления — в интересах политической и экономической власти (элиты) и/или в интересах всего народа, как синергического сообщества. Но тогда власть ли это?

И согласится ли власть на такое преобразование её функции? Может ли государство (гражданское общество) согласовать интересы власти и народа?

Расширение горизонта, критические замечания, сомнения. Рассмотрим принципиальные, можно сказать, исторические трудности, которые противостоят этой идее, противостоят проектам научного управления обществом и государством [13, 15, 16].

Ранее описана структура модели государства (рис. 2, публикации 2000, 2020, 2021 годов [6, 5, 10, 11, 16]). Теперь о том, как быть с количественными оценками, т. е. коэффициентами уравнений? Чтобы использовать модель в практике, нужно подставить в структуру оценки свойств (параметры). В соответствии с опытом управления международными корпорациями, беспилотниками и т. п. здесь вроде бы нет принципиальных трудностей. Например, можно начать со статистики, как это сделано в монографии “Будущее России. Выбор стратегии государственного управления” (2000) [16]. Или в монографии «Математическая теория кровообращения» (1981 – 1991) [17]; см. также публикации Лищука В.А. и Бокерия Л.А. (2009) [18] и Лищука В.А. и Газизовой Д.Ш. (2016) [19]).

Но всё же есть. Не объективные, а субъективные, порождаемые самой природой человека. Это основная трудность, её нелегко преодолеть. Она определяет успех или поражение на пути к гуманизации человека и человечества [20]. Возвращаюсь к коэффициентам.

С началом и в течение работы ТУГ коэффициенты должны постоянно улучшаться. Удобно с помощью индивидуализации. Более того, и это не менее значимо, с началом использования ТУГ можно ожидать значимые качественные решения. Перспективные, меняющие саму парадигму.

В отборе элементов и связей для цифровой модели государства разногласия разработчиков возникают с самого начала, ещё до запуска ТУГ. Мне пришлось наблюдать (и быть участником) как самые импозантные начинания рушились от непомерного творческого максимализма. Рушились, так как не имели реальных ограничений, определяющей идеи, чёткого целеполагания [21]. Поэтому, по моему опыту, начать нужно с малого, и при чётком, по П.К. Анохину, определению «конечного результата» [22]. Тогда успех не заставят себя ждать. Подчеркну ещё раз и более строго: модель должна отображать только и только самые существенные элементы, их минимальные взаимосвязи и свойства, необходимые и достаточные для достижения цели управления. Модель должна быть настроена на конкретное государство (соответственно, выбраны структура и параметры). Затем параметры и структура должны постоянно индивидуализироваться и подстраиваться под текущие задачи (цели). Обязательно в режиме реального времени, а когда риски требуют, то с его опережением. В следующем разделе рассмотрим такой актуальный для управления государствами пассаж, который следует из включения в модель государства управляемого объекта, вместе с властью, т. е. вместе с управляющим субъектом (рис. 1).

Регулятор взаимополезности (Р, рис.1 и 2). Взаимополезность — основная цель организации взаимоотношений функциональных структур государства. Взаимополезность — это не помощь. Взаимная полезность достигается и признаётся только тогда, когда каждая функциональная структура работает так (настолько хорошо), что хотя бы один из её результатов нужен хотя бы одной другой функциональной или территориальной структуре. Не просто нужен. Жизненно необходим ещё кому-то в государстве [23]. Борьба за поставки и приобретение энергоресурсов и электроники – яркий пример этому. Так вот, если научно-технические средства, методы и сама методология науки играют такую значимую роль в переходе на современное эффективное управление, то они должны быть включены в модель государства. Поэтому в объект управления нужно включить не только саму власть, но и средства и методы, с помощью которых власть управляет государством (рис. 2). Поэтому в модель государства включены все граждане, во власти и нет. Так как они настоящие главные созидатели и исполнители госуправления. Они те, которые формируют и реализуют управление, те, которые принимают решения, делают экономику эффективной, обеспечивают безопасность, культуру, науку, искусство и само создание благ и услуг. Граждане государства изначально почти во всех теориях и гипотезах составляют объект управления (см. статью «Технология управления государством. Опора на науку») [6]. Я подчеркнул это обстоятельство в связи с тем, что управляющий субъект включён в этой статье в управляемый объект (см. раздел «Включение власти в субъект управления»). Значит, теперь всё население страны во власти и не во власти составляет объект (или теперь субъект) управления.

Каждый гражданин имеет определённые обществом и им самим полномочия и определённую им и обществом ответственность за выполнение их. Использование «Искусственного Интеллекта» (интеллектуального обеспечения [24]) делает возможным выделить и представить всем оценку полезности каждого человека. Представить в количественном виде объективную оценку. Эта возможность обсуждается гуманитарным направлением науки и апробируется блокчейном. Уже сейчас целесообразно использовать её для человека, для человечества, в первую очередь, для РФ. Сможем ли мы освоить это фундаментальное достояние и достоинство ноосферы Земли, это единение граждан РФ [25, 26]. Природа даёт нам пример — подсказку. Это наш собственный организм (его органы и функции), это разум ноосферы, на земле, в земле, в атмосфере, в океанах и, возможно, во Вселенной [19, 26, 27, 28].

 

Общая структурная схема государства

Рис. 2. Общая структурная схема государства

Обозначения: ST — блок «государство», STМ – отображение ST в модели. Y – вектор функций государства (жирный шрифт), а YМ – вектор функций модели (не жирный шрифт). Y* — наблюдаемая часть Y. П(В)[Г, ТУГ(Г), РАН, ЧК] — правительство, власть, граждане, технология управления государством, академия наук, человеческий капитал. ПМ(В)– отображение П в модели. G – вектор целей стратегии. G – вектор целей парламента. GКцели определённые конституцией. М – модель ST, включая власть. И – блок индивидуализации модели в ТУГ. А – блок анализа. О — оператор оптимизации (экстоемации) в ТУГ. Кми —  вектор параметров текущей индивидуализации модели. Кзз — значимые свойства значимых функций. Рисунок льва – глава государства. Рисунок весов – символ нормы права (НП). ТУГ – технология управления страной и ТУГМ – отображение ТУГ в модели. SR – саморегуляция экономики, SRМ – отображение SR в модели. Е – исполнительные органы и Ем – отображение Е в модели. UЕ – действия исполнительного аппарата, UЕ – отображение UЕ в модели. UБ – влияние бизнеса на госуправление и UБМ –отображение UБ в модели. Пр – парламент. С – орган, корректирующий стратегию и тактику. Красные линии – указы и инициативы (U) главы государства. Жёлтые линии – действия контрольных органов.  ИИ – искусственный интеллект (сбор и обработка данных большого масштаба, отбор значимых данных, выделение свойств ответственных за прогресс и деградацию в основном в МD). ГП – государственная платформа. З – знания. D – данные.

 

В рисунок включён блок, не входящий в структуру ТУГ и напрямую не контролируемый правительством. Это блок саморегуляция экономики. Обозначен SR. Он отображает важнейшее свойство любой подсистемы современного государства. По сути SR отображает саморегуляцию не только экономики, но и в какой-то степени государства в целом. Но на саморегуляции экономики не останавливаюсь, так как цель статьи — технология управления государством, а не развитие экономики без государства или с каким-то полузначимым влиянием власти на экономику (обоснование и критика экономического подхода отражены во многих публикациях [29, 14, 15, 13, 14, 30, 31, 32, 33, 34, 35] и в других работах.

Функция государства зависит также от действий исполнительного госаппарата UЕ(Е). Для стран с большой территорией и населением исполнительный аппарат приобретает особую значимость. Во многом самостоятельную.

Рисунок 2 включает ещё кроме составляющих ТУГ отображение внешних для ТУГ блоков: исполнительного госаппарата Е[(i-1)d] и, повторю, саморегуляции экономики SR[(i-1)d] (их изменения (динамика) несколько отстают от реального времени динамики государства), а также включает взаимодействие ТУГ с главой государства (рисунок Льва), с органами, соблюдающими нормы права (рисунок весов), с парламентом (Пр). Стратегия и тактика адаптирует к текущей ситуации общегосударственный ответственный орган (обозначен С). Государственная платформа (ГП) оперативно обеспечивает правительство и ТУГ всем необходимым для их эффективной работы.

Модель государства отображает те же параметры (К), которые мы отобрали как существенные для государства ST(К). Для модели это ЧК– человеческий капитал (нежирный шрифт), ФК – физический капитал, РТ – рынки труда, РВ – рынки вещей (продуктов, услуг, финансов), Б – банки, биржи, бизнес центры и ПМ(В) — правительство. Эти дополнения нужны для выполнения экстремации, имитации и анализа (см. далее). Здесь к месту обратить внимание на неформальные связи и элементы, которые во многом предопределяют управление государством. Такие как влияние на жизнь страны искусства, идеологии, глав государств, рабочих групп, определяющих и обосновывающих стратегию и тактику. Особенно, если они действуют на основе эмоций и игнорируют науку, опыт истории. Эти объекты не входят в научно обоснованную технологию управления. Их роль требует отдельного описания и исследований. Но наличие этих проблем не мешает перейти к научно обоснованному и технологически реализованному управлению. Для этого ТУГ представляет правительству (П, рис. 2) возможные стратегии {UТУ = [(U, Uо, Ми, YM(Uв), КЗЗ]} и их составляющие:

  • указы, законы главы государства (U),
  • варианты экстремального управления (Uо),
  • индивидуализированную модель государства (Ми),
  • пул векторов функций модели [YM(Uв)] в зависимости от вариантов (в) управления (Uв),
  • параметры (КЗЗ), изменение которых обуславливает развитие, деградацию и стагнацию.

Разум и эмоции (рис. 2). Разум, как правило, обслуживает эмоции, инстинкты, жизненные потребности. В фундаменте управления государством лежит конституция и законотворчество парламента. Они направленны на гуманные отношения между людьми. Их влияние на нашу жизнь первостепенно (рис. 2). Главы государств вынуждены (иногда только на словах [4]) считаться с правами человека и с декларациями Объединённых Наций. Влияние глав государств сейчас не поддаётся алгоритмизации (рисунок льва на рис. 2). То же нужно сказать о судебных органах (рисунок весов) и органов, определяющих текущую стратегию государства (С – на рис. 2). Итак, эти субъекты не входят в технологию, но сегодня оказывают значимое влияние на управление страной. И на саму возможность перехода к управлению государствами с помощью науки. Поэтому я хотя бы отметил их. Но всё идёт ко все большей значимости гуманизма.

Правительство реализовало цифровые госуслуги. Государство определило, какие нужны услуги, и теперь оказывает их гражданам. Но в стратегическом плане не первостепенно. Первые очевидные решения: справедливое, эффективное, открытое распределение доходов и полномочий, свобод и ответственности, а также непременность уважения к России, её истории, роли в мире, достижениям. На наш взгляд, эти очевидные обязанности государства выполняются не в полной мере. При ТУГ нельзя было бы не представить в сети для всеобщего обозрения данные, причины и ответственных уже за попытку сокрытия действительной картины мира. При управлении на основе ТУГ невозможно распространение в интернете пасквилей и фейков. Никакие «пятые колонны» не справятся с государственной технологией управления, если она построена на основе ТУГ с интеллектуальным обеспечением (ИИ).

Ещё к этому о главном в борьбе с бюрократией. Её масштабы видны из рис. 2. Решения принимаются (или не принимаются) многими субъектами: от экспертов, членов парламента, правительства и до администрации Президента.

По каждому решению, по каждому проекту может быть один и один автор и, главное, ответственный. Остальные — советчики без права подписи. От малых до кардинальных проблем. У каждого гражданина своё амплуа на всю жизнь или до полной его (амплуа) реализации. На всю жизнь, пока его общественная роль живёт, актуальна, пока полностью не реализована. Со всеми последствиями, с моральной и этической поддержкой, но и ответственностью. С одобрением посредством блокчейна, с объективной общественной оценкой и с самооценкой в открытой сети.

 

Результат и обсуждение

Предcтавлена технология управления организациями с внутренними и внешними конфликтами (рис. 2). В управляемый объект включён управляющий субъект (власть, правительство, регулятор). В результате власть (правительство, рис. 2) контролируется собственным управлением и теряет свою историческую функцию. Это кардинальное внутрисоциальное, надэтическое, историческое изменение. Власть (регулятор) становится ответственным исполнителем одной из наиболее значимых функций Человечества — управления государством. Надеюсь, по принципу «минимум ограничений и максимум свободы», синергическое регулирование под контролем и с согласия граждан [37].

Если расширить горизонт от науки до религии и философии, то и принцип «максимум свободы при минимуме ограничений» можно переформулировать как «максимум добра при минимуме зла» [37].

Но если мы хотим остаться в рамках науки, то сегодня — это технология управления государством. Она объединяет следующие достижения, средства и методы [5]:

  1. Средства мониторинга данных- отбор, организация и представление знаний, данных и навыков содержательной значимости, жизненной потребности, «большого масштаба»;
  2. Цифровые модели государства для управления страной по критериям и целям конституции, для синтеза управления, адаптированного к состоянию государства и в соответствии с его состоянием и международным положением;
  3. Индивидуализация и валидация моделей государства, учитывая текущие возможности, интуицию, практику и искусство управления;
  4. Анализ и имитация индивидуализированных моделей с выявлением процессов, обуславливающих прогресс и деградацию, а также рукотворные и природные угрозы;
  5. Синтез управления государством под контролем правительства (регулятора) и под непосредственным контролем граждан по критерию «максимум свободы при минимуме ограничений», предложение мировому сообществу и ООН по распространению этого минимакса на граждан всех стран, на всю био- и ноосферу Земли;
  6. Реализация управления в режиме реального времени, с опережением событий и опираясь на взаимоконтроль правительства и исполнителей на основе предлагаемой технологии управления государством (см. следующий пункт);
  7. Объединение положений 1-6 в самообучающуюся технологию управления, средства и методы которой в совокупности составляют научно обоснованное управление государством (ТУГ) под контролем граждан и при их жизненно полезном синергическом взаимодействии (см. [5, 6]).

Технология позволит ранжировать цели управления, максимизировать социально-экономический эффект, гуманно разрешать внутренние и внешние конфликты, минимизировать протестные.

Наконец, переход к научному управлению позволит покончить с «эрой людей-господ и государств-метрополий» и перейти к ответственности Человечества и каждого человека за био- и ноосферу Земли.

Научная технология управления государством позволит это сделать, если критерий управления — не лидерство любым путём (как в США), а, например, свобода творчества — «максимум свободы при минимуме ограничений». Внутренняя цель — не безмерное ненасытное благосостояние. Не ВВП и не индекс человеческого развития (ИЧР). ИЧР в определении ПРООН: «Индекс человеческого развития – это интегральный показатель, характеризующий способность вести долгую и здоровую жизнь, способность получать знания и способность достигать достойного уровня жизни и т. п.». В такой интерпретации ИЧР при всех уточнениях и дополнениях — всё тот же ВВП. Поэтому будем понимать ЧК как высший критерий в иерархии целей управления конкретным государством в текущее время. Например, как свобода творчества с определением этого критерия по идентифицированной модели ТУГ.

Сейчас цель — отстоять жизнь на Земле, синергические отношения между людьми и властью, между людьми и природой.

Технология управления объектами, включающими управляющие субъекты, позволяет не только улучшить управление обществом, но и улучшить наше здоровье – духовное, душевное, психическое, физическое, эмоциональное, интеллектуальное, соматическое, вегетативное, … [11, 18, 19]. Свободное творчество физическое, интеллектуальное и эмоциональное должно стать основой самосозидания людей, должно позволить остановить регулярную составляющую старения, кардинально повысить внимание к улучшению здоровья здоровых. В первую очередь, духовного здоровья [23, 27, 28, 36, 37].

Переход к управлению государством на основе науки – крайне актуальная общечеловеческая задача. Государства, которые это не сделают вовремя, потеряют независимость (суверенитет). В условиях замены однополярного мира многополярным переход к научной технологии управления должен стать целью всех государств и людей Земли.

 

Обозначения:

ST государство (жирный шрифт), STМ –отображение ST в модели.
U – вектор управления, UТУ управление рекомендуемое ТУГ правительству.
UЕ – действия исполнительного аппарата и UЕ — отображение UЕ в модели.
Uо— составляющая оптимального (экстремального) управления.
Y – вектор функций государства (жирный шрифт), Yм —  вектор функции государства в модели (не жирный шрифт).
Y* — наблюдаемая часть Y.
Z – помехи, Z — отображение Z в модели.
А – блок анализа.
В – власть.
Г – граждане
Е – исполнительные органы и Ем – отображение Е в модели.
И – блок индивидуализации.
Кзз — значимые изменения свойств значимо изменённых функций, Кзз – отображение Кзз в модели.
Км – параметры модели.
Кми —  вектор параметров текущей индивидуализации модели.
М – модель ST, включая власть.
МD – мониторинг данных.
Ми – индивидуализированная модель.
О — оператор оптимизации, экстремации.
П – Правительство, ПМ – отображение П в модели.
С – орган, корректирующий стратегию и тактику.
ТУГ – технология управления страной и ТУГ – отображение ТУГ в модели.
ЧК — человеческий капитал.

Print Friendly, PDF & Email

Читайте также



Библиографический список

  1. Ленин, В.И. Государство и революция. Собрание сочинений В.И. Ленина. Издание 4. М.: Государственное издательство политической литературы, 1953. Том 25. – С. 354-462.
  2. Власть. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/власть (дата обращения 05.2022 г.).
  3. Ленин, В.И. Избранные сочинения. Том 7. М.: Политиздат, 1986. – XX, 635 с.
  4. Макиавелли, Н. Государь. М.: Эксмо-Пресс, 2018. – 320 с.
  5. Лищук, В.А. Основы научного управления государством // Сложные системы. 2021. Т. 39. №2. С. 32-48.
  6. Лищук, В.А. Технология управления государством: опора на науку // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №2 (98). Номер статьи: 9805. Дата публикации: 30.06.2022. Режим доступа: https://sovman.ru/article/9805/.
  7. Migdal, J.S. The question of authority // Journal of Chinese Governance. 2021. V. 6. No 3. Pp. 333-350/.
  8. Эсхил “Прикованный Прометей” (2001). Пер. с древнегреч. С. Апта.  М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001 379 с.
  9. Михалков, Н.С. Как сделать из человека «нечеловека». Манипуляции сознанием. Бесогон ТВ. Выпуск 71. Режим доступа: https://ok.ru/video/1268004753678 (дата обращения: 08.10.2021.
  10. Лищук, В.А. Государство и эволюция // Стратегия России. 2020. Т. 198. №6. 37-48.
  11. Лищук, В.А. Стратегия России и научные основы государственного управления. М.: ООО ИПЦ Анализ «Маска», 2020. 166 с.
  12. Цитаты о государстве и народе, праве, власти. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nastatus.ru/tsitaty/o-gosudarstve-i-narode-prave-vlasti. (дата обращения 04.05.2022).
  13. Кутейников, А.В., Шилов, В.В. Последняя попытка реанимировать проект общегосударственной автоматизированной системы управления советской экономикой (ОГАС). Письмо А.И. Китова М.С. Горбачёву, 1985 // Вопросы истории естествознания и техники. 2013. №2. 21-28.
  14. Глушков, В.М. Макроэкономические модели и принципы построения ОГАС. М.: «Статистика», 1975. 160 с.
  15. Китов, А.И. Кибернетика и управление народным хозяйством // В кн.: Кибернетику − на службу коммунизму. Сб. статей под ред. А. И. Берга. — М.-Л.: Госэнергоиздат, 1961. Том 1. С. 203-218.
  16. Лищук, В.А. Будущее России. Выбор стратегии государственного управления. — М., 2000. 118 с.
  17. Лищук, В.А. Математическая теория кровообращения. — М.: Медицина, 1991. 256 с.
  18. Лищук, В.А., Бокерия, Л.А., Математические модели и методы в интенсивной терапии; сорокалетний опыт. К 50-летию НЦССХ им. А.Н. Бакулева РАМН. Часть 4. 1996-2006 // Клиническая физиология кровообращения. 2007; 2: 5-21 с.
  19. Технология индивидуальной терапии / Под научной ред. В.А. Лищука и Д.Ш. Газизовой. — М.: ООО «ПринтПро», 2016. 249 c.
  20. Лищук, В.А., Газизов,а Д.Ш., Сазыкина Л.В., Шевченко Г.В. Многолетние ошибки лечения критической сердечной недостаточности и актуальные меры по их предупреждению. М.: Изд-во «Ким Л.А.», 2017. – 188 с.
  21. Амосов, Н.М., Лищук, В.А. Моделювання «внутрiшньоi сфери» оргашзму людини // Фiзюл. журн. 1971; 17 (2): 156 — 166.
  22. 22.             Анохин, П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М.: Психология, 1980. – 216 с.
  23. Лищук, В.А. Духовная реальность и здоровье. Часть 4. Существо по существу – от монады к субъектам и к их объединению// Валеология.  — №1. – С. 5-20.
  24. Bell, The coming of post-industrial society: A venture in social forecasting.  New York: Basic books, 1973. Cop., XIII. 507 p.
  25. Выступление Владимира Путина на расширенном заседании коллегии МИД РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: https://www.ntv.ru/video/2059620.  (дата обращения 04.07.2022).
  26. Вернадский, В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука. 1991. 271 с.
  27. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987. 240 с.
  28. Циолковский, К.Э. Этика или естественные основы нравственности. В кн. Щит научной веры. Москва. Ред. журн. «Самообразование». 2007 . с. 342 – 432
  29. Братищев, И.М., Смирнов, К.А., Филимонов П.И. Социально-ориентированные модели рыночной экономики. М.: Издательство «КОСМО», 2001. 400 с.
  30. Осипов, Г.В., Лисичкин, В.А. Глобальные модели развития человечества / Под ред. Садовничего В.А. М.: Норма, ИНФРА-М, 2017. 256 с.
  31. Садовничий, В.А., Акаев, А.А., Коротаев, А.В., Малков, С.Ю., Соколов, В.Н. Анализ и моделирование мировой и страновой динамики. М.: ЛЕНАНД, 2017. 352 с.
  32. Чернавский, Д.С., Старков, Н.И., Щербаков, А.В. Базовая динамическая модель экономики России. Препринт. М.: Физ. ин-т им. П.Н. Лебедева РАН, 2001. 19 с.
  33. Abbott,W., Genschel, P., Snidal, D., Zangl, B. Competence versus control: the governor’s dilemma // Regulation & Governance, 2020. V. 14. No 4. Pp. 619-636. DOI: 10.1111/rego.12234.
  34. Gonzalez-Parra,, Arenas, A.J. A Mathematical Model for Social Security Systems with Dynamical Systems // Ingeniería y Ciencia, 2014. V. 10. No 19. Pp. 33-53. DOI:10.17230/ingciencia.10.19.2.
  35. Qing Miao, Hui Yin. Promote the “dual circulation”, build a new development pattern // Journal of Chinese Governance. 2021. V. 6. No Pp. 456-460.
  36. Лищук, В.А. Разум человечества – новый феномен человеческой цивилизации / Экология, медицина и радиоэлектроника. – М.: «Радио и связь», 1991. – С. 6 — 27.
  37. Лищук, В.А. Стратегия духовного здоровья. Обсуждение к выборам думы и президента России. – М.: Научный мир, 2007. — 88 с.

References

  1. Lenin, V.I. State and revolution. Collected works of V.I. Lenin [Gosudarstvo i revolyutsiya. Sobraniye sochineniy]. Edition 4. M .: State Publishing House of Political Literature, 1953. Volume 25. — P. 354-462.
  2. Power. [Vlastʹ]. Access mode: https://ru.wikipedia.org/wiki/authority (Accessed 05/06/2022).
  3. Lenin, V.I. Selected writings [Izbrannyye sochineniya]. Volume 7. M.: Politizdat, 1986. — XX, 635 p.
  4. Machiavelli, N. Sovereign [Gosudarʹ]. M.: Eksmo-Press, 2018. — 320 p.
  5. Lishchuk, V.A. Fundamentals of scientific management of the state [Osnovy nauchnogo upravleniya gosudarstvom]// Complex systems. 2021. V. 39. No. 2. pp. 32-48.
  6. Lishchuk, V.A. Technology of state management: reliance on science [Tekhnologiya upravleniya gosudarstvom: opora na nauku]// Modern technologies of management. ISSN 2226-9339. — No. 2 (98). Article number: 9805. Publication date: 06/30/2022. Access mode: https://sovman.ru/article/9805/.
  7. Migdal, J.S. The question of authority [The question of authority]// Journal of Chinese Governance. 2021. V. 6. No. 3. Pp. 333-350/.
  8. Aeschylus “Chained Prometheus” (2001) [Eskhil “Prikovannyy Prometey” (2001)]. Per. from ancient Greek S. Apta. M.: AST; Kharkov: Folio, 2001 379 p.
  9. Mikhalkov, N.S. How to make a «non-human» out of a person. Consciousness manipulation [Kak sdelatʹ iz cheloveka «necheloveka». Manipulyatsii soznaniyem]. Besogon TV. Issue 71. Access mode: https://ok.ru/video/1268004753678 (date of access: 08.10.2021.
  10. Lishchuk, V.A. State and evolution [Gosudarstvo i evolyutsiya]// Strategy of Russia. 2020. V. 198. No. 6. 37-48.
  11. Lishchuk, V.A. Russia’s strategy and the scientific foundations of public administration [Strategiya Rossii i nauchnyye osnovy gosudarstvennogo upravleniya]. M.: LLC IPTs Analysis «Mask», 2020. 166 p.
  12. Quotes about the state and people, law, power [Tsitaty o gosudarstve i narode, prave, vlasti]. Access mode: https://nastatus.ru/tsitaty/o-gosudarstve-i-narode-prave-vlasti. (accessed 04.05.2022).
  13. Kuteinikov, A.V., Shilov, V.V. The last attempt to revive the project of a nationwide automated system for managing the Soviet economy (OGAS) [Poslednyaya popytka reanimirovatʹ proyekt obshchegosudarstvennoy avtomatizirovannoy sistemy upravleniya sovet·skoy ekonomikoy (OGAS)]. Letter from A.I. Kitova M.S. Gorbachev, 1985 // Questions of the history of natural science and technology. 2013. No. 2. 21-28.
  14. Glushkov V.M. Macroeconomic models and principles of building OGAS [Makroekonomicheskiye modeli i printsipy postroyeniya OGAS]. M.: «Statistics», 1975. 160 p.
  15. Kitov, A.I. Cybernetics and management of the national economy [Kibernetika i upravleniye narodnym khozyaystvom]// In the book: Cybernetics — in the service of communism. Sat. articles ed. A. I. Berg. — M.-L.: Gosenergoizdat, 1961. Volume 1. S. 203-218.
  16. Lishchuk, V.A. Future of Russia. Choice of public administration strategy [Budushcheye Rossii. Vybor strategii gosudarstvennogo upravleniya]. — M., 2000. 118 p.
  17. Lishchuk, V.A. Mathematical theory of blood circulation [Matematicheskaya teoriya krovoobrashcheniya]. — M.: Medicine, 1991. 256 p.
  18. Lishchuk, V.A., Bockeria, L.A., Mathematical models and methods in intensive care; forty years of experience [Matematicheskiye modeli i metody v intensivnoy terapii; sorokaletniy opyt]. To the 50th anniversary of the NTSSSH them. A.N. Bakuleva RAMS. Part 4. 1996-2006 // Clinical physiology of blood circulation. 2007; 2: 5-21 s.
  19. Technology of individual therapy [Tekhnologiya individualʹnoy terapii]/ Ed. V.A. Lischuk and D.Sh. Gazizova. — M.: OOO «PrintPro», 2016. 249 p.
  20. Lishchuk V.A., Gazizov a D.Sh., Sazykina L.V., Shevchenko G.V. Long-term mistakes in the treatment of critical heart failure and current measures to prevent them [Mnogoletniye oshibki lecheniya kriticheskoy serdechnoy nedostatochnosti i aktualʹnyye mery po ikh preduprezhdeniyu]. M.: Publishing house «Kim L.A.», 2017. — 188 p.
  21. Amosov, N.M., Lishchuk, V.A. Modeling the “internal sphere” of human organization [Modelyuvannya «vnutrishnʹoi sferi» orgashzmu lyudini]// Fizyul. magazine 1971; 17(2): 156-166.
  22. Anokhin, P.K. Key questions of the theory of functional system [Uzlovyye voprosy teorii funktsionalʹnoy sistemy]. M.: Psychology, 1980. — 216 p.
  23. Lishchuk, V.A. Spiritual reality and health. Part 4. Being in essence — from the monad to the subjects and to their association [Dukhovnaya realʹnostʹ i zdorovʹye. Chastʹ 4. Sushchestvo po sushchestvu – ot monady k subʺyektam i k ikh obʺyedineniyu]/ / Valeology. 2018. — No. 1. — P. 5-20.
  24. Bell, D. The coming of post-industrial society: A venture in social forecasting. New York: Basic books, 1973. Cop., XIII. 507 p.
  25. Speech by Vladimir Putin at an expanded meeting of the collegium of the Russian Foreign Ministry. [Vystupleniye Vladimira Putina na rasshirennom zasedanii kollegii MID RF]. Access mode: https: https://www.ntv.ru/video/2059620. (accessed 04.07.2022).
  26. Vernadsky, V.I. Scientific thought as a planetary phenomenon [Nauchnaya myslʹ kak planetnoye yavleniye]. M.: Science. 1991. 271 p.
  27. Teilhard de Chardin P. The phenomenon of man [Fenomen cheloveka]. M.: Nauka, 1987. 240 p.
  28. Tsiolkovsky, K.E. Ethics or the natural foundations of morality [Etika ili yestestvennyye osnovy nravstvennosti]. In book. Shield of scientific faith. Moscow. Ed. magazine «Self-education». 2007 . With. 342 — 432
  29. Bratishchev, I.M., Smirnov, K.A., Filimonov P.I. Socially-oriented models of market economy [Sotsialʹno-oriyentirovannyye modeli rynochnoy ekonomiki]. M.: Publishing house «KOSMO», 2001. 400 p.
  30. Osipov, G.V., Lisichkin, V.A. Global Models of Human Development [Globalʹnyye modeli razvitiya chelovechestva]/ Ed. Sadovnichy V.A. M.: Norma, INFRA-M, 2017. 256 p.
  31. Sadovnichiy, V.A., Akaev, A.A., Korotaev, A.V., Malkov, S.Yu., Sokolov, V.N. Analysis and modeling of world and country dynamics [Analiz i modelirovaniye mirovoy i stranovoy dinamiki]. M.: LENAND, 2017. 352 p.
  32. Chernavsky, D.S., Starkov, N.I., Shcherbakov, A.V. Basic dynamic model of the Russian economy [Bazovaya dinamicheskaya modelʹ ekonomiki Rossii]. Preprint. M.: Fiz. in-t im. P.N. Lebedev RAN, 2001. 19 p.
  33. Abbott, K.W., Genschel, P., Snidal, D., Zangl, B. Competence versus control: the governor’s dilemma [Competence versus control: the governor’s dilemma]// Regulation & Governance, 2020. V. 14. No 4. Pp. 619-636. DOI: 10.1111/rego.12234.
  34. Gonzalez-Parra, G., Arenas, A.J. A Mathematical Model for Social Security Systems with Dynamical Systems // Ingeniería y Ciencia, 2014. V. 10. No 19. Pp. 33-53. DOI:10.17230/ingciencia.10.19.2.
  35. Qing Miao, Hui Yin. Promote the “dual circulation”, build a new development pattern // Journal of Chinese Governance. 2021. V. 6. No. 3. Pp. 456-460.
  36. Lishchuk, V.A. The mind of mankind is a new phenomenon of human civilization / Ecology, medicine and radio electronics. — M .: «Radio and communication», 1991. — S. 6 — 27.
  37. Lishchuk, V.A. Spiritual health strategy. Discussion for the elections of the Duma and the President of Russia [Strategiya dukhovnogo zdorovʹya. Obsuzhdeniye k vyboram dumy i prezidenta Rossii]. — M.: Scientific world, 2007. — 88 p.