Школы менеджмента
Школа научного управления
Школа научного управления (классическая школа) (1885-1920). Возникновение школы связано с именами Фредерика Тейлора, Фрэнка и Лили Гилберт, Генри Гантта.
В 1911 г. Ф. Тейлор, обобщив практику управления промышленными предприятиями, опубликовал книгу «Принципы научного управления». С этого времени теория и практика менеджмента развивалась под воздействием происходящих изменений в мировой экономической системе, постоянного совершенствования рациональности производства и необходимости учета меняющихся социоэкономических факторов.
Школа научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало признаваться как самостоятельная область деятельности и научных исследований. Впервые было доказано, что управление может значительно повысить эффективность организации.
Представителями этой школы:
- проводились исследования содержания работы и ее основных элементов;
- проводились замеры затрат времени на выполнение приемов труда (хронометраж);
- исследовались рабочие движения, выявлялись непродуктивные;
- разрабатывались рациональные приемы труда; предложения по совершенствованию организации производства;
- предлагалась система стимулирования труда с целью заинтересованности рабочих в увеличении производительности труда и объема производства;
- обосновывалась необходимость предоставления рабочим отдыха и неизбежных перерывов в работе;
- устанавливались нормы выработки, за превышение которых предлагалась дополнительная оплата;
- признавалась важность отбора людей для выполнения соответствующей работы и необходимость обучения;
- управленческие функции выделялись в отдельную сферу профессиональной деятельности.
Критика школы научного управления
К недостаткам этой школы следует отнести недооценку человеческого фактора.
Ф. Тейлор был промышленным инженером, поэтому основное внимание он уделял исследованию технологии производства, рассматривал человека как элемент производственной технологии (как машину).
Кроме того, эта школа не исследовала социальные аспекты человеческого поведения . Мотивация и стимулирование труда хотя и рассматривались как фактор эффективности управления, однако представление о них было примитивным и сводилось лишь к удовлетворению утилитарных потребностей работников (т.е. физиологических). (Следует учитывать, что в этот период наука социология и психология еще были недостаточно развиты. Разработка данных проблем осуществлялась в 1930—1950-х годах.)
Примечание. В современное время тейлоризм определен как «потогонная система», направленная на выжимание из человека максимума сил в интересах прибыли хозяина.
Фредерик Уинслоу Тейлор (1856—1915)
Учение Тейлора базируется на механистическом понимании человека, его места в организации и сущности его деятельности. Тейлор ставил перед собой задачу повышения производительности труда и видел ее решение в рационализации трудовых операций на базе научной организации осуществления рабочим своей трудовой деятельности.
Основные принципы научного управления Тейлора состоят в следующем:
-
- разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий и т.п.;
- абсолютное следование разработанным стандартам;
- подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места и задания, где они могут дать наибольшую пользу;
- оплата по результатам труда (меньшие результаты — меньше оплата, большие результаты — больше оплата);
- использование функциональных менеджеров, осуществляющих контроль по специализированным направлениям;
- поддержание дружеских отношений между рабочими и менеджерами с целью обеспечения возможности осуществления научного управления.
Классическая (административная) школа управления
Административные начала управления (1920—1950 гг.) в недрах рассматриваемой школы развивали Анри Файоль, Линдалл Урвик, Джеймс Муни и др.
Классическая школа:
- разрабатывала общие характеристики и закономерности развития организаций (общая теория управления организацией );
- создала систему универсальных принципов управления (реализация которых приводит к успеху);
- предлагала рациональную систему управления, деление организации на подразделения по функциональному признаку;
- рассматривала управление как универсальный процесс, состоящий из системы определенных функций: планирование , организация, мотивация , контроль ;
- считала наиболее рациональной структуру организации, основанную на принципе единоначалия , когда работник получает приказы только от одного начальника (М. Вебер );
- сформулировала 14 принципов управления (А. Файоль ), многие из которых до сих пор могут быть использованы;
- сформулировала общие функции управления.
Анри Файоль (1841—1925)
Центром внимания Файоля была управленческая деятельность, и он считал, что его успех в качестве менеджера связан в первую очередь с тем, что он правильно организовывал и осуществлял свою работу. Более того, он считал, что при правильной организации работы каждый менеджер может добиться успеха.
Рассматривая организацию как единый организм, Файоль считал, что для любой деловой организации характерно наличие определенных видов деятельности, или шести функций:
-
- техническая деятельность (производство);
- коммерческая деятельность (закупка, сбыт и обмен);
-
- финансовая деятельность (поиск и оптимальное использование капитала);
- деятельность безопасности (защита собственности людей);
- эккаунтинг (деятельность по анализу, учету, статистике);
- управление (планирование, функция организации, распорядительство, координация и контроль).
- финансовая деятельность (поиск и оптимальное использование капитала);
Основная заслуга такого рассмотрения организации состояла в том, что Файоль выделил управление как особый вид деятельности и определил, что деятельность по управлению включает в себя следующие обязательные функции: планирование, организацию, распорядительство, координацию и контроль. Считая, что управленческая деятельность может отличаться в зависимости от размера организации, уровня в управленческой иерархии и т.п., Файоль подчеркивал, что в то же время она обязательно должна включать в себя все пять указанных функций.
Файоль также разработал четырнадцать принципов управления, которым он следовал в своей практике и от которых, как он считал, зависит успех управления.
Макс Вебер (1864—1920)
Разработал теорию бюрократического построения организации и системы управления в частности. Вебер считал, что бюрократическая система должна обеспечить скорость, точность, порядок, определенность, непрерывность и предсказуемость. Основными элементами построения организации, обеспечивающими эти качества, по Веберу, должны быть следующие:
-
- разделение труда на базе функциональной специализации;
- хорошо определенная иерархическая система распределения власти;
- система правил и норм, определяющих права и обязанности работников;
- система правил и процедур поведения в конкретных ситуациях;
- отсутствие личностного начала в межличностных отношениях;
- прием в организацию на основе компетентности и потребностей организации;
- продвижение внутри организации на основе компетентности и широких знаний организации, которые приходят с выслугой лет;
- стратегия к пожизненному найму;
- четкая система карьеры, обеспечивающая продвижение наверх для квалифицированных работников;
- управление административной деятельностью состоит в разработке и установлении доскональных письменных инструкций по внутриорганизационным действиям.
Недостатки классической (административной) школы управления:
-
- недооценка социальных аспектов управления;
- невнимание к человеческому фактору в организации;
- недостаточное внимание к научной разработке методов управления;
- организация рассматривалась как закрытая система, не связанная с внешней средой.
Школа человеческих отношений (поведенческих наук)
Школа человеческих отношений (1920 —1950) (поведенческих наук (1950 — по настоящее время)). Возникновение школы человеческих отношений и поведенческих наук было обусловлено развитием социологии и психологии. Представители этой школы: Элтон Мэйо , Питер Друкер , А. Маслоу , Мэри Фоллетт и др.
Они основное внимание уделяли изучению групповых отношений и групповых норм, психологическим мотивам поведения людей, проблемам «конфликта и сотрудничества», «неформальной организации», «коммуникативных процессов» и др.
Школа человеческих отношений:
- определяла менеджмент как обеспечение выполнения работы путем организации труда людей;
- обосновывала роль взаимодействия между людьми в процессе совместной деятельности;
- объясняла активность деятельности людей и мотивов их поведения потребностями;
- вырабатывала определенные приемы управления человеческими отношениями.
В рамках данной школы возникла школа поведенческих наук (бихевиористское направление в социологии и психологии) (с 1950-х годов по настоящее время).
Бихевиористское учение менеджмента ориентирует управленческую деятельность на перенос акцента с задач на человека (заботу о человеке). Представители: Мэри Паркер Фоллетт , Абрахам Маслоу , Крис Арджирис , Дуглас Мак-Грегор , Фредерик Герцберг и др.
Они изучали:
-
- различные аспекты социального взаимодействия, мотивации;
- характер власти и авторитета ;
- роль организационной структуры (организационное поведение человека);
- коммуникации в организации;
- лидерство ;
- качества трудовой жизни человека и др.
Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отношений, сосредоточившись главным образом на способах налаживания межличностных отношений.
Основной целью школы было повышение эффективности организации за счет улучшения качества человеческих ресурсов.
Человек рассматривается как главная ценность организации (в основе которой профессиональные и личностные характеристики).
Критика школы человеческих отношений и поведенческих наук
Отсутствие строгих (точных) математических методов исследования, конкретных расчетов (т.е. эмпирический подход, проверка идей путем экспериментов, изучения практики).
Элтон Мэйо (1880—1949)
В отличие от Тейлора Мэйо не считал, что рабочий ленив по своей природе. Напротив, он утверждал, что, если создать соответствующие отношения, человек будет трудиться с интересом и энтузиазмом. Мэйо говорил, что менеджеры должны доверять рабочим и основное внимание уделять созданию благоприятных взаимоотношений в коллективе.
Мари Паркер Фоллет (1868—1933)
Считала, что для успешного управления менеджер должен отказаться от формальных взаимодействий с рабочими, быть лидером, признанным рабочими, а не опирающимся на должностную власть. Ее трактовка менеджмента как «искусства добиваться результатов посредством действий других» во главу угла ставила гибкость и гармонию во взаимоотношениях между менеджерами и рабочими. Фоллет считала, что менеджер должен исходить из ситуации и управлять в соответствии с тем, что диктует ситуация, а не с тем, что предписано функцией управления.
Абрахам Маслоу (1908—1970)
В соответствии с учением Маслоу человек имеет сложную структуру иерархически расположенных потребностей, и управление в соответствии с этим должно вестись на основе выявления потребностей рабочего и использования соответствующих методов мотивирования.
Посмотреть еще в категории: Эволюция управления