Экономика совместного потребления
Экономика совместного потребления
Экономика совместного потребления — это социально-экономическая система, в которой потребители участвуют в создании, производстве, распределении, торговле и потреблении товаров и услуг.
Эти системы принимают различные формы, часто используя информационные технологии и Интернет, особенно цифровые платформы, для облегчения распределения, совместного использования и повторного использования избыточного потенциала в товарах и услугах.
Существует широкий круг субъектов, которые участвуют в экономике совместного потребления. Сюда входят индивидуальные пользователи, коммерческие предприятия, социальные предприятия или кооперативы, компании, занимающиеся цифровыми платформами, местные сообщества, некоммерческие предприятия, а также государственный сектор или правительство.
- Отдельные пользователи — это субъекты, участвующие в совместном использовании товаров и ресурсов посредством «одноранговых (P2P) или бизнес-одноранговых (B2P) транзакций».
- Коммерческие предприятия — это те субъекты, которые ищут прибыль, которые покупают, продают, одалживают, арендуют или торгуют с использованием цифровых платформ в качестве средства сотрудничества с другими субъектами.
- Социальные предприятия или называемые кооперативами в основном «мотивированы социальными или экологическими причинами» и стремятся расширить возможности участников в качестве средства подлинного обмена.
- Цифровые платформы — это технологические фирмы, которые облегчают отношения между сторонами сделки и получают прибыль за счет взимания комиссионных.
- Местные сообщества являются игроками на местном уровне с различными структурами и моделями обмена, где большинство видов деятельности не монетизируются и часто проводятся для дальнейшего развития сообщества.
- Некоммерческие предприятия имеют цель «продвигать миссию или цель» для большего дела, и это их основная мотивация, которая заключается в подлинном совместном использовании ресурсов.
- Кроме того, государственный сектор или правительство могут участвовать в экономике совместного потребления, «используя государственную инфраструктуру для поддержки или налаживания партнерских отношений с другими субъектами и для поощрения инновационных форм совместного использования».
Экономика совместного потребления обеспечивает расширенный доступ к продуктам, услугам и талантам, выходящий за рамки индивидуального или единственного владения, которое иногда называют «лишением собственности». Физические лица активно участвуют в качестве пользователей, поставщиков, кредиторов или заемщиков в различных и развивающихся схемах однорангового обмена.
Предлагаемые преимущества экономики совместного потребления
Дополнительные гибкие возможности трудоустройства в качестве гиг-работников
Внештатная работа влечет за собой лучшие возможности для трудоустройства, а также большую гибкость для работников, поскольку люди имеют возможность выбирать время и место своей работы. Как внештатные работники, люди могут планировать свои существующие графики и при необходимости поддерживать несколько рабочих мест.
Экономика совместного потребления позволяет работникам устанавливать свои собственные часы работы. В зависимости от своего графика и ресурсов работники могут предоставлять услуги более чем в одной области с разными компаниями. Это позволяет работникам переезжать и продолжать получать доход. Кроме того, работая в таких компаниях, транзакционные издержки, связанные с профессиональными лицензиями, значительно снижаются.
Прозрачные и открытые данные стимулируют инновации
Общая предпосылка заключается в том, что, когда информация о товарах передается (как правило, через онлайн-рынок), ценность этих товаров может возрасти для бизнеса, для отдельных лиц, для сообщества и для общества в целом.
Многие государственные, местные и федеральные органы власти участвуют в инициативах и проектах открытых данных. Теория открытого или «прозрачного» доступа к информации способствует большему внедрению инноваций и более эффективному использованию продуктов и услуг и, таким образом, поддержке устойчивых сообществ.
Уменьшение неиспользованной стоимости
Неиспользованная ценность относится к времени, в течение которого продукты, услуги и таланты простаивают. Это время простоя является напрасной ценностью, которую потенциально могут использовать бизнес-модели и организации, основанные на совместном использовании. Классическим примером является то, что средний автомобиль не используется 95% времени. Эта потраченная впустую стоимость может стать значительным ресурсом и, следовательно, возможностью для автомобильных решений в экономике совместного использования.
Более низкие цены из-за усиления конкуренции и повторного использования предметов
Экономика совместного потребления снижает потребительские расходы за счет заимствования и переработки предметов.
Экологические выгоды
Экономика совместного потребления снижает негативное воздействие на окружающую среду за счет уменьшения количества товаров, которые необходимо производить, сокращения загрязнения промышленности (например, сокращения углеродного следа и общего потребления ресурсов). Экономика совместного потребления позволяет повторно использовать и перепрофилировать уже существующие товары. В соответствии с этой бизнес-моделью частные владельцы делятся активами, которыми они уже обладают, когда они не используются. Экономика совместного потребления ускоряет устойчивые модели потребления и производства.
Доступ к товарам без требования о покупке
Экономика совместного потребления предоставляет доступ к товарам людям, которые не могут позволить себе или не заинтересованы в их покупке.
Повышение качества продукции и услуг
Экономика совместного потребления способствует повышению качества обслуживания с помощью рейтинговых систем, предоставляемых компаниями, участвующими в экономике совместного потребления. Это также способствует повышению качества услуг, предоставляемых действующими фирмами, которые работают над тем, чтобы не отставать от таких фирм совместного использования.
Другие преимущества
Дополнительные преимущества включают в себя:
- Укрепление сообществ;
- Повышение независимости, гибкости и самостоятельности за счет децентрализации, отмены денежных барьеров для входа и самоорганизации;]
- Усиление демократии участия] ;
- Максимальная выгода для продавцов и покупателей: позволяет пользователям повысить уровень жизни, устраняя эмоциональное, физическое и социальное бремя собственности. Без необходимости поддерживать большие запасы безвозвратные потери сокращаются, цены остаются низкими, оставаясь при этом конкурентоспособными на рынках;
- Создаются новые рабочие места и покупаются продукты, поскольку люди приобретают такие предметы, как автомобили или квартиры, для использования в деятельности экономики совместного потребления.
Примеры экономики совместного потребления:
Сельское хозяйство
Финансировать
Пища
Путешествовать
Недвижимость
|
Работа
Свойство
Транспорт
|
Управление
Дело
Технологии
Цифровые права
Другой
|
Принципы регулирования в экономике совместного потребления
Для того, чтобы воспользоваться реальными преимуществами экономики совместного потребления и каким-то образом решить некоторые проблемы, которые вращаются вокруг нее, существует большая потребность в том, чтобы правительство и политики создали «правильную стимулирующую структуру, основанную на наборе руководящих принципов», предложенных Всемирным экономическим форумом. Эти принципы вытекают из анализа глобальной политики и консультаций с экспертами. Ниже приведены семь принципов регулирования в экономике совместного потребления.
- Первый принцип – создание пространства для инноваций. Это означает, что «правительствам необходимо обеспечить изначально благоприятную среду, а также создать необходимую инфраструктуру для развития инновационных центров».
- Второй принцип заключается в том, что экономика совместного потребления должна быть ориентирована на людей. Это означает, что политика должна быть сосредоточена на «повышении общего благосостояния населения», а также на «улучшении качества жизни».
- Третий принцип заключается в проактивном подходе. Это означает, что «новые бизнес-модели должны быть включены в мейнстрим, а правительства должны создать четкие рамки, которые минимизируют неопределенность».
- Четвертый принцип заключается в оценке всей системы регулирования, что означает, что административная нагрузка на существующие системы должна быть снята, чтобы обеспечить равный уровень доступа для всех участников сети.
- Пятый принцип — это правительство, управляемое данными. Поскольку большая часть экономики совместного потребления опирается на использование цифровых платформ, данные могут быть легко собраны, проанализированы и распространены, что может улучшить городскую среду посредством государственно-частного партнерства.
- Шестой принцип говорит о гибком управлении, при котором субъекты должны учитывать природу технологий, которые быстро развиваются. Это требует постоянного диалога с ключевыми заинтересованными сторонами, чтобы обеспечить дальнейшую защиту и защиту всех интересов и прав.
- Последний принцип заключается в совместном регулировании, при котором все участники должны участвовать в обсуждении вопросов регулирования, а также в обеспечении соблюдения политики.
Рекомендуемая литература
- Хён, Хон Джи; Чо, Ким Бён; Сэм, Пак Кён (июнь 2019 г.). «Оптимальное управление рисками для экономики совместного потребления с незнакомой опасностью и качеством обслуживания». Европейский журнал операционных исследований. 279 (3): 1024–1035. DOI:10.1016/j.ejor.2019.06.020. S2CID 197523623.
- Фелсон, Маркус; Спэт, Джо Л. (1978). «Структура сообщества и совместное потребление: подход к рутинной деятельности». Американский ученый-бихевиорист. 21 (4): 614–624. DOI:10.1177/000276427802100411. S2CID 147181824.
- Чэн, Минмин (2016). «Экономика совместного потребления: обзор и повестка дня для будущих исследований». Международный журнал гостиничного менеджмента. 57: 60–70. DOI:10.1016/j.ijhm.2016.06.003.
- Википедия.
Статьи в журнале по теме Экономика совместного потребления
Посмотреть еще в категории: Экономические системы