Главная страница » Энциклопедия управления » Управление деятельностью » Управление образованием » Перспективные направления трансформации высшего образования в России в условиях выхода из Болонского процесса: аналитический доклад

Перспективные направления трансформации высшего образования в России в условиях выхода из Болонского процесса: аналитический доклад

Информация о докладе

В работе изложены результаты комплексного анализа основных тенденций развития и особенностей трансформации системы высшего образования в России в
условиях выхода из Болонского процесса. В результате проведенных исследований представлены характеристики истоков и принципов Болонского процесса,
выявлены особенности участия России в Болонском процессе, осуществлен анализ опыта организации высшего образования в странах, не присоединившихся к
Болонскому процессу, систематизировано содержание современных дискуссий о возможных треках трансформации высшего образования в России.

Материалы проведенного исследования позволяют сформировать комплексное видение тенденций развития высшего образования в России в перспективе выхода из Болонского процесса и представить предложения стратегического характера по реформированию отечественного высшего образования в новых условиях.

Основное содержание доклада

Выход России из Болонского процесса актуализировал дискуссии о перспективах развития уровневой системы высшего образования и стал триггером к пересмотру действующей модели. Обращаясь к Федеральному Собранию с ежегодным Посланием 21 февраля 2023 года, Президент Российской Федерации В. В. Путин заявил: «Очень важный вопрос о нашей высшей школе. Здесь назрели существенные изменения с учетом новых требований к специалистам в экономике, социальных отраслях, во всех сферах нашей жизни. Необходим синтез всего лучшего, что было в советской системе образования и опыта последних десятилетий». В связи с этим актуализировалась потребность в выработке предложений для реформирования российской системы высшего образования с учетом накопленного отечественного и мирового опыта, а также в соответствии с задачами и потребностями отечественной экономики в новой геополитической ситуации.В рамках проведенного исследования была поставлена цель провести анализ перспективных направлений трансформации высшего образования в России в условиях выхода из Болонского процесса. В связи с участием Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова (далее – Университета) в Программе стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» необходимо учесть влияние новых тенденций при корректировке Программы развития Университета до 2030 года.

В первом разделе проведен анализ истоков Болонского процесса, его основных причин, целей, принципов и механизмов реализации, охарактеризована организационная структура управления Болонским процессом. Выявлены особенности участия России в Болонском процессе, в том числе основные проблемы развития бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Представлены итоги и проблемы формирования в России уровневой системы высшего образования, даны их критические оценки с точки зрения экспертного сообщества.

Второй раздел посвящен анализу и систематизации опыта организации высшего образования в странах, не присоединившихся к Болонскому процессу. Представлены особенности организации семи национальных систем высшего образования с акцентом на характеристиках их уровневого строения, сроков обучения, типов высших учебных заведений, интернационализации, студенческой мобильности и мест на глобальном образовательном рынке.

В третьем разделе проанализированы современные дискуссии о возможных треках трансформации отечественного высшего образования в условиях выхода из Болонского процесса, идущей сегодня в России. Представлены ключевые позиции руководства страны по вопросу развития новой системы высшего образования в России, видения задач и принципов ее функционирования, возможных моделей уровневой системы высшего образования. Систематизированы экспертные мнения и предложения руководителей ведущих российских вузов об обновлении системы отечественного высшего образования. Проанализированы новые законодательные инициативы и правовые решения.

В четвертом, заключительном, разделе представлены разработанные коллективом авторов предложения к стратегическому видению новой национальной системы высшего образования в России. В частности, предложены обновленные трактовки стратегических ориентиров российской высшей школы в современных условиях, выявлены факторы обновления уровневой системы высшего образования, описаны ее новые контуры, а также новые координаты международной активности российской высшей школы, включая цифровое присутствие в международном образовательном пространстве. Определен перспективный трек развития от уровневой системы к интегрированной системе высшего образования. С учетом опыта РЭУ им. Г. В. Плеханова изложены стратегические ориентиры  развития высшего экономического образования в условиях новых геополитических и экономических вызовов.

Актуальность проведенного исследования обусловлена происходящими изменениями в сфере высшего образования под влиянием выхода России из Болонского процесса в условиях новых глобальных вызовов. Обсуждая сегодня выход России из Болонского процесса, необходимо оценить, могут ли возникнуть в связи с этим какие-либо серьезные риски для отечественной системы высшего образования и появляются ли в связи с этим новые возможности для его развития. В целом выход России из Болонского процесса в большей степени видится в перспективе появления новых возможностей для развития отечественной системы высшего образования. Главная из них состоит в том, что такой выход дал толчок к переосмыслению содержания и результатов тех реформ, которые происходили в российской высшей школе в последние десятилетия, к определению новых стратегических ориентиров и организационных принципов ее функционирования. При этом необходимо избежать риска воплощения радикальных идей, призывающих к полному уходу от многоуровневой системы и возвращению к системе советского моноуровневого высшего образования.

Основными методами исследования были анализ, синтез, группировки, сравнительный анализ, комплексный подход. Осуществлялся анализ статистики, а также открытых данных, размещенных на сайтах вузов, рейтинговых и аналитических агентств, образовательных порталах. Для анализа использовалась база данных ведущих глобальных университетов рейтингового агентства «Эксперт» (ООО «РАЭКС»).

Результаты исследования – это представленные характеристики истоков и принципов Болонского процесса, выявленные особенности участия России в Болонском процессе, осуществленный анализ опыта организации высшего образования в странах, неприсоединившихся к Болонскому процессу, систематизация содержания современных дискуссий о возможных треках трансформации высшего образования в России в условиях выхода из Болонского процесса, разработанные предложения к стратегическому видению новой национальной системы высшего образования в России.

В результате проведенного исследования сформировано комплексное видение тенденций развития высшего образования в России в перспективе выхода ее из Болонского процесса и разработаны предложения стратегического характера по реформированию отечественного высшего образования в новых условиях.

Практическая значимость исследования заключается в комплексном анализе произошедших и будущих трансформаций высшего образования в условиях выхода России из Болонского процесса, что позволит учесть полученные результаты и рекомендации при корректировке «Программы развития РЭУ им. Г. В. Плеханова до 2030 года» в контексте участия в программе «Приоритет 2030» и повышения конкурентоспособности Университета, а также при подготовке материалов для Минобрнауки России, СМИ, публичных мероприятий, для использования в программах дополнительного образования для преподавателей и сотрудников РЭУ им. Г. В. Плеханова, для развития международного сотрудничества Университета.

Текс аналитического доклада

Прикрепленный файл

ЗагрузчикЗагрузка...
Логотип EADСлишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке

Скачать файл [1.10 MB]

Рекомендуемая литература

  1. Перспективные направления трансформации высшего образования в России в условиях выхода из Болонского процесса : аналитический доклад / [Л. В. Константинова, Е. В. Шубенкова, В. В. Ворожихин, А. М. Петров, Е. С. Титова, З. А. Троска, Р. А. Искандарян, Д. М. Маяков]. – Москва : ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2023. – 112 с. ISBN 978-5-7307-2008-4

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх