Главная страница » Публикации » 2023 » №3 (103) » Корпоративный форсайт как технология стратегического развития образовательных организаций

Корпоративный форсайт как технология стратегического развития образовательных организаций

Corporate foresight as a technology for the strategic development of educational organizations

Корпоративный форсайт как технология стратегического развития образовательных организаций

Авторы

Еникеева Ирида Ирековна
д.ф.н., профессор
Россия, Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы
Матвеева Александра Александровна
магистрант направления «Управление в социально-культурной сфере»
Россия, Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы
m.sasha98@yandex.ru

Аннотация

В период нестабильности и перемен приоритетной задачей для образовательной организации является разработка инструмента прогнозирования для реализации успешного управления в ситуации неопределенности. Таким инструментом прогнозирования будущего является корпоративный форсайт. В данной статье анализируются теоретические аспекты корпоративного форсайта и возможные варианты использования корпоративного форсайта в системе управления образовательных организаций.

Ключевые слова

корпоративный форсайт, технология, стратегическое развитие, образовательные организации, будущее, прогнозы, планирование, тренды, управление, методы, методология.

Финансирование

Статья подготовлена в рамках научного мероприятия: MPO-22/23 - VI Международное первенство «Качество образования» 22/23 (Организатор: Наука и образование ON-LINE)

Рекомендуемая ссылка

Еникеева Ирида Ирековна, Матвеева Александра Александровна. Корпоративный форсайт как технология стратегического развития образовательных организаций // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №3 (103). Номер статьи: 10307. Дата публикации: 30.09.2023. Режим доступа: https://sovman.ru/article/10307/

DOI 10.24412/2226-9339-2023-3103-4

Authors

Enikeeva Irida Irekovna
Doctor of Philology, Professor
Russia, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmully
Matveeva Alexandra Alexandrovna
master's student in the direction of "Management in the socio-cultural sphere"
Russia, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmully
m.sasha98@yandex.ru

Abstract

In times of instability and change, the priority task for an educational organization is to develop a forecasting tool to implement successful management in situations of uncertainty. Such a tool for predicting the future is corporate foresight. This article analyzes the theoretical aspects of corporate foresight and possible options for using corporate foresight in the management system of educational organizations.

Keywords

corporate foresight, technology, strategic development, educational organizations, future, forecasts, planning, trends, management, methods, methodology.

Project finance

The article was prepared as part of the scientific event: MPO-22/23 - VI International Championship “Quality of Education” 22/23 (Organizer: Science and Education ON-LINE)

Suggested citation

Enikeeva Irida Irekovna, Matveeva Alexandra Alexandrovna. Corporate foresight as a technology for the strategic development of educational organizations // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №3 (103). Art. #  10307. Date issued: 30.09.2023. Available at: https://sovman.ru/article/10307/


Введение

Актуальность статьи обусловлена происходящими изменениями в сфере управления образованием, что, в свою очередь, вызывает разнообразие методов и технологий в системе управления. Однако многие из этих методик не учитывают необходимость ориентироваться на будущее и предсказывать возможные тренды. Одной из таких инновационных технологий является корпоративный форсайт.

Технология форсайта активно развивается в последние годы. Термин «foresight» происходит из английского языка и означает «предвидение». Форсайт представляет собой метод создания образа будущего с помощью различных инструментов, ориентированных на мышление, обсуждение и определение возможных направлений развития. [2, с.12].

Форсайт – это динамичная и эволюционирующая технология. В настоящее время происходит переход от форсайта на макроуровне к более «прикладному» форсайту на микроуровне – отмечают авторы работы «The evolution of Foresight: What evidence is there in scientific publications?». Форсайт на микроуровне вносит вклад в развитие стратегии и выявляют пробелы на рынках, тем самым увеличивая возможности конкретной организаций. [8, с. 9].

Авторы работы «Linking technology foresight and entrepreneurship» отмечают, что основными результатами форсайта на уровне организации являются стратегии. Важной темой становится стратегическое предвидение на организационном уровне. [6, с. 1].

Таким образом, можно сказать, что современный форсайт направлен на стратегическое развитие организаций на микроуровне, в том числе и образовательных организаций.

С помощью технологии форсайт можно проанализировать различные сценарии развития образовательных систем, учитывая изменяющиеся требования и вызовы, с которыми они сталкиваются. Форсайт-сессии позволяют участникам обсудить потенциальные изменения и предоставить взгляды на будущее, что помогает разработать стратегии и принять решения, основанные на предвидении возможных трендов. Использование технологии форсайта в системе управления образованием помогает создать прогнозы и планы, которые учитывают быстро меняющуюся среду и предоставляют инструменты для принятия взвешенных решений. Она позволяет учреждениям образования быть готовыми к будущим вызовам и успешно адаптироваться к изменениям.

Таким образом, внедрение технологии корпоративного форсайта в управление позволяет организации работать на опережение, повысить качество услуг и доход. В этой связи остается важным вопрос: Как обучить руководителей и менеджеров данными компетенциями? Для решения этого вопроса нужно иметь четко разработанную систему обучения применения методики форсайт.

 

Результаты исследований

Корпоративный форсайт является инновационной технологией, которая может применяться в образовательных организациях для стратегического развития. В данной статье мы проводим обзор исследований, связанных с форсайтом.

Изучению форсайта как способа предвидения будущего и его методологии посвящены работы ряда зарубежных и отечественных ученых. В работах М. Киннэна, О. Саритаса, К. Поппера, А. Майлза, Ю.Н. Андреева, Н.В. Гапоненко, Л.И. Гохберга, A.A. Дынкина, A.B. Соколова, и др. освещаются различные черты форсайта и его методологии; в работах Н.Я. Калюжновой, В.П. Третьяка – вопросы регионального форсайта; в работах А. Алсана, Р. Беккера, Р. Руфф – вопросы корпоративного форсайта. Среди недавних исследований можно выделить работы М. Маринковича. Его научные интересы сосредоточены на разработке корпоративной стратегии, корпоративном форсайте и процедуре систематического обзора литературы по форсайту.

В целом, вопросом применения технологии корпоративного форсайта в системе образования посвящено не слишком много литературы, однако существует достаточное количество материала по вопросам применения форсайт технологии. Это учебные пособия таких авторов, как Ю.П. Воронова, Н.В. Гапоиенко, Л.М. Гохберга, Н.Я. Калюжновой, О.И. Карасева, Б.Н. Кузыка, И.Р. Куклиной, С.Н. Кукушкиной, Е.В. Моргунова, П.Б. Рудника, A.B. Соколова, В.П. Третьяка, С.А. Шашнова. Следует отметить, что в учебных пособиях даются теоретические основы форсайта, приводятся различные подходы к определению форсайт технологии.

Форсайт рассматривается как процесс, в который вовлекаются участники из широкого круга заинтересованных групп (научное сообщество, промышленность, управление, образование и т. д.), чтобы обсудить ориентированные на будущее проблемы. Процесс прогнозирования будущего носит систематический характер и формулируется вокруг методологии. [8, с. 2].

Методология применения технологии корпоративный форсайт включает в себя четыре типа деятельности участников форсайта: настоящее, будущее, планирование, нетворкинг. Рассмотрим подробнее эти типы. Настоящее — это деятельность с карточками, высказывания участников. Будущее — это методы возможного предсказания, работа с перспективами. Планирование — это выбор стратегии, анализ, определение приоритетов. «Нетворкинг» — это такой инструмент, который направлен на создание коммуникативных отношений между участниками. [1, с. 71-72].

Дмитрий Песков, директор направления «молодые профессионалы» АСИ, определяет три базовых принципа форсайта:

  • будущее зависит от прилагаемых усилий, его можно создать;
  • будущее вариативно — оно не проистекает из прошлого, а зависит от решений участников и стейкхолдеров (заинтересованной стороны);
  • есть области, по отношению к которым можно строить прогнозы, но в целом будущее нельзя предсказать достоверно, можно подготовиться или подготовить будущее таким, каким мы его хотим видеть. [4, с. 6].

В основе любого форсайта лежит совместная работа участников над заданной проблемой с картой времени, образами и схемами. Методы, которые используются в форсайте (проработка сценариев, мозговые штурмы, верификация результатов, сценирование, обратный прогноз, метод Дельфи, SWOT-анализ, методика фокус-групп, «Панели экспертов», «Разработка дорожных карт», «Анализ глобальных трендов», «PEST-анализ» и др.).

Таким образом, технология корпоративного форсайта является инновационной и перспективной интеллектуальной технологией в сфере стратегического управления. Она позволяет компаниям формировать желаемое будущее и разрабатывать стратегии для его достижения.

Внедрение корпоративного форсайта в образовательные организации на современном этапе предоставляет следующие преимущества:

  • формирование долгосрочных приоритетов развития компании;
  • разработка конкретных мероприятий для реализации стратегии, определенной в результате проведения корпоративного форсайта;
  • передача стратегического видения и целей через управленческую иерархию;
  • понимание процесса создания стоимости компании и осознание стратегии персоналом;
  • установление внутрикорпоративных коммуникаций относительно желаемого будущего компании и корпоративной стратегии;
  • выявление скрытых управленческих конфликтов и возможное их разрешение;
  • обнаружение новых перспективных образовательных продуктов и технологий.

Кроме того, корпоративный форсайт помогает руководителям не только строить стратегическое планирование, но и сплотить коллектив, развивать коммуникацию. Приведем примеры использования технологии корпоративного форсайта, которые может применять руководитель образовательной организации.

Упражнение «Тренды» занимает один час. Участники исследовательской работы разделены на три группы, чтобы определить конструктивные тренды в образовательной среде. Первая группа описывает пять основных трендов на 2024 год, вторая группа – на 2025-2026 годы, а третья – на 2026-2030 годы. После этапа презентаций делегируются полномочия спикерам, которые представляют тренды для каждого определенного года. По окончании презентаций участники голосуют за пять актуальных трендов, выбранных спикерами. Группы приходят к общему выводу путем голосования, который позволяет сформировать путь к глобальным стратегическим целям компании.

Второе упражнение «Рабочий день педагога в 2030 году» занимает 30 минут. Участники используют метод «Мозгового штурма» для совместной работы. После обсуждения проводится рефлексия: как будет проходить процесс обучения через несколько лет и как изменится формат работы в целом. Рассматриваются новые возможности, а также необходимость быть готовыми к изменениям и внедрению новых позиций, учитывая социальный запрос.

Внедрение технологии форсайт в систему управления приобретает особую значимость в период нестабильности, поскольку позволяет прогнозировать основные тренды и риски для системы образования, связанные с внедрением инновационных технологий, соответствующих ключевым направлениям развития российского образования.

Корпоративный форсайт в управлении образованием подтверждает свою востребованность, перспективность и развивающий потенциал из года в год. Одним из его преимуществ является стимулирование овладения высокими технологиями для создания образовательных процессов, соответствующих будущим потребностям развитого общества.

 

Заключение

В заключение можно сказать, что концепция форсайта в настоящее время активно развивается во многих направлениях, в том числе и как технология стратегического развития образовательных организаций.

Таким образом, ускорение социально-политических, экономических и экологических перемен требует адекватного ответа со стороны образовательных систем. При проектировании таких систем следует включать футурологический компонент в виде технологии «форсайт». Необходимо и дальше разрабатывать механизмы количественной оценки результатов форсайта и продолжать совершенствовать этот инструмент: например, упростить выбор методики в зависимости от потребностей образовательной организации, уточнить параметры моделирования и повысить точность сценариев. Важным направлением последующего анализа является интеграция полученных результатов форсайта в деятельность организации.

Print Friendly, PDF & Email

Читайте также






Библиографический список

  1. Каюмова, Л. Р., Закирова, В. Г., Власова, В. К. Опыт использования форсайт-сессии в рискоорентированной подготовке педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2019. № 2. С. 67-77.
  2. Книтель, М.В., Ларионов, П.А. Использование технологии «Форсайт» в процессе обучения // Наука и перспективы. 2016. №1. С.11-14.
  3. Куропаткина М.П., Пудовкина О. Теоретический обзор дефиниции «корпоративный форсайт» как инновационный инструмент стратегического управления в экономических системах // Контентус. 2019. №5 (82).
  4. Лукша П., Кожаринов М., Песков Д.. Методология Rapid Foresight. Рабочие материалы. Версия 0.4. Форсайт-школа НТИ, 2017. 92 с.
  5. Чуланова, О.Л. Форсайт-сессии как инновационный инструмент стратегического управления и работы проектных команд // Материалы Афанасьевских чтений. №1 (22). 2018. С. 28-36.
  6. Atilla Öner M., Özlem Kunday. Linking technology foresight and entrepreneurship // Technological Forecasting and Social Change. Volume 102. 2016. Page 1. ISSN 0040-1625.
  7. Milan Marinković, Omar Al-Tabbaa, Zaheer Khan, Jie Wu. Corporate foresight: A systematic literature review and future research trajectories // Journal of Business Research. Volume 144. 2022. Pages 289-311. ISSN 0148-2963.
  8. Ozcan Saritas, Serhat Burmaoglu, Dilek Ozdemir. The evolution of Foresight: What evidence is there in scientific publications? // Futures, Volume 137. 2022. 102916. ISSN 0016-3287.

References

  1. Kayumova, L. R., Zakirova, V. G., Vlasova, V. K. Experience of using foresight sessions in risk-oriented teacher training [Opyt ispol’zovaniya forsayt-sessii v riskoorentirovannoy podgotovke pedagoga]// Scientific and methodological electronic journal “Concept”. 2019. No. 2. P. 67-77.
  2. Knitel, M.V., Larionov, P.A. Using Foresight technology in the learning process [Ispol’zovaniye tekhnologii «Forsayt» v protsesse obucheniya]// Science and Perspectives. 2016. No. 1. P.11-14.
  3. Kuropatkina M.P., Pudovkina O. E. Theoretical review of the definition of “corporate foresight” as an innovative tool for strategic management in economic systems [Teoreticheskiy obzor definitsii «korporativnyy forsayt» kak innovatsionnyy instrument strategicheskogo upravleniya v ekonomicheskikh sistemakh]// Contentus. 2019. No. 5 (82).
  4. Luksha P., Kozharinov M., Peskov D.. Rapid Foresight methodology [Metodologiya Rapid Foresight]. Working materials. Version 0.4. NTI Foresight School, 2017. 92 p.
  5. Chulanova, O.L. Foresight sessions as an innovative tool for strategic management and the work of project teams [Forsayt-sessii kak innovatsionnyy instrument strategicheskogo upravleniya i raboty proyektnykh komand]// Materials of the Afanasyev Readings. No. 1 (22). 2018. pp. 28-36.
  6. Atilla Öner M., Özlem Kunday. Linking technology foresight and entrepreneurship // Technological Forecasting and Social Change. Volume 102. 2016. Page 1. ISSN 0040-1625.
  7. Milan Marinković, Omar Al-Tabbaa, Zaheer Khan, Jie Wu. Corporate foresight: A systematic literature review and future research trajectories // Journal of Business Research. Volume 144. 2022. Pages 289-311. ISSN 0148-2963.
  8. Ozcan Saritas, Serhat Burmaoglu, Dilek Ozdemir. The evolution of Foresight: What evidence is there in scientific publications? // Futures, Volume 137. 2022. 102916. ISSN 0016-3287.

1 комментарий к “Корпоративный форсайт как технология стратегического развития образовательных организаций”

  1. Валерий Семенович

    Статья о корпоративном форсайте как ключевой технологии стратегического развития образовательных организаций подчеркивает необходимость разработки инструмента прогнозирования в условиях нестабильности, анализируя теоретические аспекты и возможные применения этой методологии в управлении образовательными учреждениями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх