Главная страница » Публикации » 2023 » №4 (104) » Сетевое сотрудничество университета и предпринимательских структур региона

Сетевое сотрудничество университета и предпринимательских структур региона

Network cooperation of the university and enterprise structures of the region

Сетевое сотрудничество университета и предпринимательских структур региона

Авторы

Руденко Марина Николаевна
Доктор экономических наук, Заведующий кафедрой
Россия, Пермский государственный национальный исследовательский университет, экономический факультет, кафедра предпринимательства и экономической безопасности
m.ru.ko@mail.ru
Скачкова Елена Александровна
Старший преподаватель
Россия, Пермский государственный национальный исследовательский университет, механико-математический факультет, кафедра фундаментальной математики
skachkovaea@gmail.com

Аннотация

Статья подготовлена в рамках поиска оптимальных решений в процессах реализации потенциальных возможностей от коллабораций учреждений высшего образования с предпринимательскими структурами и достижения задач укрепления конкурентных позиций российских университетов. Цель статьи – исследование аспектов становления сетевого сотрудничества университетов и предпринимательских структур в регионах Российской Федерации. На основании работ современных ученых рассмотрены университеты как субъекты общественного развития с их окружающим многомерным образовательным и научно-исследовательским пространством. Исследован феномен научно-исследовательских университетов как базовых элементов новой индустрии и центров формирования у обучающихся навыков созидательной научной и коммерческой деятельности в сотрудничестве с общественными структурами и предпринимательским сектором. На примере национальных исследовательских университетов, функционирующих на территории Пермского края выявлены современные проблемы сетевого сотрудничества университетов и предпринимательских структур региона. Рассмотренные особенности сетевого сотрудничества могут быть востребованы в практике управления при оценке эффективности коллабораций университета с предпринимательскими структурами и модернизации механизма развития сетевых потенциалов образовательных учреждений.

Ключевые слова

сетевое сотрудничество, научный исследовательский университет, предпринимательские структуры региона, коллаборации, профессионально-ориентированное образование.

Рекомендуемая ссылка

Руденко Марина Николаевна, Скачкова Елена Александровна. Сетевое сотрудничество университета и предпринимательских структур региона // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №4 (104). Номер статьи: 10417. Дата публикации: 11.12.2023. Режим доступа: https://sovman.ru/en/article/10417/

Authors

Rudenko Marina Nikolaevna
Doctor of Economic Sciences, Head of the department
Russia, Perm State University, Faculty of Economics, Department of Entrepreneurship and Economic Security
m.ru.ko@mail.ru
Skachkova Elena Alexandrovna
Senior Lecturer
Russia, Perm State University, Faculty of Mechanics and Mathematics, Department of Fundamental Mathematics
skachkovaea@gmail.com

Abstract

The article was prepared as part of the search for optimal solutions in the process of realizing potential opportunities from collaborations between higher education institutions and business structures and achieving the goals of strengthening the competitive positions of Russian universities. The purpose of the article is to study aspects of the formation of network cooperation between universities and business structures in the regions of the Russian Federation. Based on the works of modern scientists, universities are considered as subjects of social development with their surrounding multidimensional educational and research space. The phenomenon of research universities as basic elements of a new industry and centers for developing students’ skills in creative scientific and commercial activities in collaboration with public structures and the business sector has been studied. Using the example of national research universities operating in the Perm region, modern problems of network cooperation between universities and business structures in the region are identified. The considered features of network cooperation may be in demand in management practice when assessing the effectiveness of university collaborations with business structures and modernizing the mechanism for developing the network potential of educational institutions.

Keywords

network cooperation, scientific research university, regional business structures, collaborations, professionally oriented education.

Suggested citation

Rudenko Marina Nikolaevna, Skachkova Elena Alexandrovna. Network cooperation of the university and enterprise structures of the region // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №4 (104). Art. #  10417. Date issued: 11.12.2023. Available at: https://sovman.ru/en/article/10417/


Введение

Современная действительность, все в большей степени, затрагивает такие сферы общественного развития, от которых, как уже казалось, сложно было ждать существенных изменений в функциональной специфике и формах участия в экономике. В полной мере это относится к учреждениям системы высшего профессионального образования, традиционно предоставляющих образовательные услуги и ведущих научные изыскания в качестве основных видов уставной деятельности. Вместе с тем, прагматически-деловые [1] реалии настоящего времени ознаменовались феноменом растущей интеграции ВУЗов с предпринимательским сектором экономики, проявляющейся в виде сетевого сотрудничества университетов и бизнес-структур. В данном случае, речь можно вести о проявлениях определенной реакции на общественный запрос о коммерциализации научных разработок и доведении их до потребителя (заказчика) в формате готового решения.

Особую актуальность, обозначенная проблематика, получает в условиях обострения глобального политического противостояния и конкурентного соперничества, применения санкционных инструментов и запретов на трансферт технологий, переориентации российской экономики на Восток и новых возможностей для реализации политики импортозамещения в наукоемких отраслях, появившихся из-за ухода ряда иностранных компаний с национального рынка. Востребованностью инструментов эффективного преодоления негативных последствий сложившихся условий у органов государственного и отраслевого управления, поиском оптимальных адаптивных решений в системе высшего образования, задачами укрепления конкурентных позиций образовательных учреждений, а также заинтересованностью отечественных бизнес-структур в реализации потенциальных возможностей от коллабораций с университетами обуславливается выбор темы настоящего исследования.

Цель работы – исследование аспектов становления сетевого сотрудничества университетов и предпринимательских структур в регионах Российской Федерации.

 

Материал и методы исследования

Материалом для статьи послужили опубликованные результаты исследований современных ученых, специализирующихся в вопросах предпринимательства, сетевого взаимодействия, менеджмента и региональной экономики, а также информация, размещенная на официальных сайтах учреждений высшего образования Пермского края.

В процессе работы применялись монографический метод, методы аналитической интерпретации и сравнения показателей развития сетевого взаимодействия.

 

Результаты исследования и их обсуждение

В различных отраслях научного познания под сетевым взаимодействием понимают ориентированные на активное расширение горизонтальные коммуникационные связи заинтересованных участников (стейкхолдеров) пространственно-организованной сети. В полной мере это относится к университетам, как субъектам общественного развития, с их окружающим многомерным образовательным и научно-исследовательским пространством, институционально и структурно-организационно трансформирующимся в процессе научно-технологической и институциональной эволюции [2]. В постиндустриальном обществе кардинальное смещение ориентированности современных ВУЗов на подготовку «человека знаний» и трансфер инновационных технологий проявилось в феномене научно-исследовательских университетов как базовых элементов новой индустрии, центров формирования у обучающихся навыков созидательной научной и коммерческой деятельности в сотрудничестве с общественными структурами и предпринимательским сектором. Учреждение государством научного исследовательского университета на базе академического ВУЗа выражает высокую заинтересованность общества в институциональной и финансовой поддержке инновационного предпринимательства, воспринимающего и реализующего достижения фундаментальной и прикладной науки, внедряющего передовые и прорывные технологии, укрепляющего конкурентные позиции национальной экономики. Статус научного исследовательского университета отражает высокую долю и широкий спектр проводимых фундаментальных исследований, степень креативности научно-педагогического коллектива, уровень интеграции образовательного и исследовательского процесса и т.д. [3].

В настоящее время в деятельности университетов многих стран все большую значимость получают процессы генерации сетевого сотрудничества, проявляющиеся в формате распространения исследовательских инноваций и их применения, коммерциализации интеллектуальной собственности и обмена знаниями с коммерческими структурами, передачи технологий заинтересованному бизнесу и целевой подготовки востребованных в экономике специалистов, создания бизнес-инкубаторов и бизнес-ускорителей, межвузовского сотрудничества, расширения связей с общественными организациями и т.д. Отчасти, причинами сетевой активизации  послужили как рост конкуренции университетов за обучающихся в условиях международной интеграции, так и усиливающаяся дифференциация национальных систем высшего образования по объемам получаемых бюджетных ассигнований, приводящая к поиску дополнительных источников финансирования для повышения автономности ВУЗов в определении направлений исследовательского поиска и его обеспечения.

Также можно констатировать, что современная четвертая промышленная революция потребовала от университетской среды перехода к профессионально-ориентированному высшему образованию, способному удовлетворить запросы коммерческих структур и органов управления в выпускниках с конкретизированными навыками в сфере прикладных технологий соответствующей отраслевой специализации. В зарубежной практике данный процесс реализуется университетами в сотрудничестве с частными заказчиками в виде совместной разработки образовательных программ, ориентированных на получение обучающимися профессиональных компетенций, соответствующих запросам как локального и национального, так и глобального рынка труда [4], прохождения профильных практик с задействованием инновационной инфраструктуры, организации филиалов учебных кафедр на производстве.

Кроме того, активно продвигаются сетевые мероприятия по формированию у студентов предпринимательского мышления и управленческих навыков вне зависимости от получаемой специальности. Для этого в учебный процесс в качестве преподавателей вовлекаются практики, формируются междисциплинарные исследовательские коллективы, реализующие различного рода предпринимательские стартапы. При этом, партнерские отношения ВУЗов и наукоемкого бизнеса, как правило, развиваются под влиянием территориальной специфики и экономической специализации, определяющих диапазон сетевого взаимодействия [5]. Тем самым, реализуются принципы дуального образования, исходящие из необходимости достижения баланса между теорией и практикой.

Организация и развитие сетевого взаимодействия в сфере образования в различных формах его проявления, также становится одним из направлений модернизации высшей школы Российской Федерации. В современной отечественной научной литературе популяризуются возможные эффекты от сетевой интеграции ресурсов университетов и органов государственного управления при формировании привлекательной инвестиционной среды в структуре высшего образования, внедрении рыночных методов в подготовку креативных специалистов и ценовую политику [6]. Особое внимание уделяется проблемам реализации создаваемого в университетах инновационного продукта, продвижения и тиражирования результатов научной деятельности в реальном секторе экономики, получения от предпринимательских структур квалифицированного запроса на научно-технологические компетенции и востребованные кадры [7]. Констатируются тенденции снижения жизненного срока создаваемых инноваций и возрастания их капиталоемкости при недостаточных объемах финансирования, что создает предпосылки для развития коллабораций с потенциальными сетевыми акторами в обмене знаниями, совместном взаимовыгодном задействовании ресурсов во всем многообразии их возможных комбинаций и имеющихся компетенций.

Важно отметить, что сетевое сотрудничество университета и предпринимательских структур осуществляется на принципах автономности и саморегуляции. Не обязательно ВУЗ становится ядром сети [8], он может занимать иную позицию в соответствии с уровнем образовательного и научно-исследовательского потенциалов, а также степенью инициаторской активности при организации взаимовыгодного взаимодействия [9]. В то же время, интеллектуальный потенциал университетов как совокупность накопленных знаний и компетенций научно-преподавательского состава, позволяет университетам брать на себя и выполнять лидерскую функцию регулятора и преобразователя инновационного развития предпринимательского пространства конкретных локаций и территорий, например крупных городских центров или регионов страны, получая при этом определенный доход от тиражирования научно-исследовательского продукта и имиджевый эффект [10], повышающий конкурентные позиции при соблюдении автономности и сохранении академичного характера деятельности.

Сетевое сотрудничество университета и бизнес-стейкхолдеров реализуется за счет совместного задействования принадлежащей сторонам научной, цифровой и производственной инфраструктуры, долевых инвестиций в производство востребованного рынком продукта, рекламы и продвижения коммерческой информации, внедрения инновационных методов подготовки специалистов, оказания различного рода услуг в сфере коммерциализации и продвижения имеющих рыночный потенциал проектов и др.

Так, существует практика предоставления образовательным учреждениям современного оборудования от крупных предприятий для полноценной целевой подготовки будущих специалистов в университетских учебно-производственных центрах [11]. В настоящее время реализуется федеральный проект создания опорных ВУЗов на принципах сетевой интеграции и федерального и регионального софинансирования, производящих научные изыскания и оказывающих различные услуги для местного бизнеса. Наблюдаются региональные инициативы образования научных образовательных центров, в том числе мирового уровня, на основе коллабораций университетов, корпораций и субъектов Российской Федерации [12]. Можно также отметить элементы межвузовского сетевого сотрудничества на территориальном, национальном и международном уровне по обмену компетенциями при реализации совместных образовательных программ и проведении исследовательских работ [13].

В процессе дальнейшего исследования предлагаем рассмотреть особенности развития сетевого сотрудничества университетов с предпринимательскими структурами региона. Анализ будет проведен на примере Пермского края, на территории которого функционируют два национальных исследовательских университета: Пермский национальный исследовательский политехнический университет и Пермский государственный национальный исследовательский университет. В таблице 1 приведены отдельные показатели образовательной и научно-исследовательской деятельности данных ВУЗов за 2022 год, размещенные на официальных сайтах этих учреждений.

 

Таблица 1. Показатели деятельности Пермских национальных исследовательских университетов за 2022 год по данным результатов самообследования.

Показатели деятельности университетов ПНИПУ ПГНИУ
Количество факультетов 11 12
Количество кафедр 58 69
Численность ППС 756 1070
Докторов наук 120 167
Кандидатов наук 430 606
Численность студентов 13621 13032
Объем НИОКР, млн. руб. 1569 535
Объем НИОКР в расчете на одного научно-педагогического работника, тыс. руб. 2330 708
Удельный вес доходов от НИОКР в общих доходах образовательной организации, % 29,9 18,8

*источники данных [14,15]. 

 

Как можно заметить по содержанию таблицы 1, рассматриваемые университеты сопоставимы по таким показателям как: численность обучающихся, количество факультетов и кафедр. При этом, в ПГНИУ численность профессорско-преподавательского состава, в том числе по количеству остепененных сотрудников, существенно больше, чем в ПНИПУ. В то же время показатели научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ ПНИПУ на порядок превышают результаты ПГНИУ.

Можно сделать предположение, что это связано с большей востребованностью деятельности ПНИПУ в предпринимательском секторе экономики Пермского края и Российской Федерации в целом. В свою очередь, ПГНИУ преимущественно ориентирован на бюджетную сферу.

В связи с этим было бы интересно сопоставить показатели сетевого сотрудничества, отраженные в стратегиях развития реализуемых этими университетами в настоящее время. В таблице 2 приведена соответствующая информация, обобщенная на основе данных официальных сайтов ПНИПУ и ПГНИУ.

 

Таблица 2. Показатели сетевого сотрудничества Пермских национальных исследовательских университетов и предпринимательских структур по индикаторам стратегий развития.

Показатели сетевого сотрудничества университетов и предпринимательских структур ПНИПУ ПГНИУ
2018 2025 (прогноз) 2018 2025 (прогноз)
Доля обучающихся по целевым программам, % 6 20 8 нет данных
Доходы инновационных предприятий, млн. руб. 0,06 5 0,423 2,83
Доля доходов от научной деятельности в общем объеме доходов, % 41 46 12 15
Доходы, млрд. руб. 4,4 5,2 1,2 2

*источники данных [14,15]. 

 

Показатели таблицы 2 демонстрируют существенные различия в исходных данных и прогнозируемых значениях сетевого сотрудничества рассматриваемых университетов. Так, инновационные предприятия, функционирующие при ПГНИУ значительно отстают в темпах развития от ПНИПУ. В полной мере это относится, как и к абсолютным показателям доходов, так и к доле доходов от научной деятельности в общем объеме доходов. Неопределенность в прогнозе доли обучающихся по целевым программам, связанная с переориентацией государственного внимания на реальный сектор экономики, привела к отсутствию данного показателя у ПГНИУ на 2025 год. В то же время, индустриально ориентированный ПНИПУ ожидает рост востребованности своих выпускников на рынке труда, в органах государственного управления и коммерческих структурах.

Проведенное сопоставление ВУЗов по показателям сетевого взаимодействия с предпринимательскими структурами региона показало лучшие позиции у ПНИПУ относительно ПГНИУ по уровню реализации достижений фундаментальной и прикладной науки, внедрению инновационных технологий, укреплению конкурентных позиций отраслевой и региональной экономики.

Проведенный нами анализ сетевого сотрудничества научных исследовательских университетов, функционирующих в Пермском крае, позволяет, наряду с положительными тенденциями, выделить ряд негативных моментов. Так, к наиболее явным проблемам сетевого сотрудничества университетов и предпринимательских структур стоит отнести затруднения в договорных и финансовых отношениях между бюджетным учреждением и коммерческими организациями, возможную конкуренцию акторов сети, частое несовпадение их целей развития, неотработанность процедур обратной связи и многое другое. Зачастую в университетах не отработаны регламенты доведения индивидуальных научных результатов сотрудников до уровня коммерческого предложения, отсутствуют реальные инструменты стимулирования творческой деятельности, не отлажены коммуникации для доведения информации о достигнутых компетенций до окружающего бизнес-пространства. Как правило, относительно успешное проектно-ориентированное взаимодействие университетов и предпринимательства сосредоточено преимущественно в производственной сфере и зависит от персонализированных отношений конкретных представителей ВУЗа и предпринимателей.

 

Заключение

Подводя итоги, можно отметить, что происходящая в настоящее время перестройка российской системы высшего образования имеет системный характер, что подтверждает объемный пласт научных исследований, посвященных аспектам коммерциализации деятельности отечественных университетов.

Рассмотренные особенности сетевого сотрудничества на примере ВУЗов Пермского края могут быть востребованы в практике управления при оценке эффективности коллабораций университета с предпринимательскими структурами и модернизации механизма развития сетевых потенциалов образовательных учреждений в современных условиях.

Print Friendly, PDF & Email

Читайте также






Библиографический список

  1. Дерюгин, П.П., Кремнув, Е.В., Ярмак, О.В., Ши, И., Вэнсинь, Ч. Сетевые модели деловых ценностей в структуре человеческого капитала китайских студентов // Научный результат. Социология и управление. 2021. Т. 7. № 3. С. 135-151.
  2. Сюсюкин, В.А. Сетевое общество и институт образования: абрис социально-философской рефлексии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023. Т. 23. № 3. С. 287-292.
  3. Воейкова, О.Б. Концептуальное видение нового университета в работах современных ученых: типология концепций инноватизации высшей школы // Экономика науки. 2020. Т. 6. № 3. С. 186-198.
  4. Пипия, Л.К., Дорогокупец, В.С. Инновации и предпринимательство в университетах Австрии // Наука за рубежом. 2020. № 89. С. 1-55.
  5. Пипия, Л.К., Дорогокупец, В.С. Инновации и предпринимательство в университетах Италии // Наука за рубежом. 2020. № 88. С. 1-61.
  6. Пономаренко, Е.Е., Прохорова, Е.А., Розанов, Д.А., Жирина, О.С. Проблемы и перспективы модернизации экономики высшего образования в условиях цифровизации // Экономика устойчивого развития. 2020. № 1 (41). С. 143-146.
  7. Воротников, И.Л., Моренова, Е.А., Гутуев, М.Ш. Создание и развитие стартапов в аграрных вузах (на примере ФГБОУ ВО Вавиловский университет) // Инновационная деятельность. 2022. № 3 (62). С. 24-30.
  8. Яшева, Г.А., Вайлунова, Ю.Г., Вардомацкая, Е.Ю. Региональные университеты в кластерно-сетевом партнерстве: оценка и развитие взаимодействия // Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. 2022. № 6 (402). С. 5-16.
  9. Пономарева, О.Н. Механизм управления научно-образовательным потенциалом вуза, основанный на коллаборации // Экономика: теория и практика. 2021. № 1 (61). С. 21-26.
  10. Филиппов, Г.А., Репина, А.В. Трансфер образовательных технологий: современный взгляд на предпринимательскую деятельность университетов // Russian Economic Bulletin. 2022. Т. 5. № 2. С. 100-108.
  11. Кузьмина, Е.В., Гончарова, Н.В. Формы взаимодействия предприятий и учебно-образовательных структур при подготовке кадров для инновационных предприятий региона // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2021. Т. 21. № 3. С. 254-262.
  12. Балацкий, Е.В., Екимова, Н.А. Механизмы интеграции вузов и реального сектора экономики // Journal of Economic Regulation. 2021. Т. 12. № 3. С. 58-75.
  13. Воронько, Э.Н., Середа, Т.Н. Роль сетевого сотрудничества университетов и бизнеса в развитии территории // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D. Экономические и юридические науки. 2020. № 5. С. 2-7.
  14. Официальный сайт ПНИПУ [Электронный ресурс] // URL: https://pstu.ru/ (дата обращения: 21.11.2023).
  15. Официальный сайт ПГНИУ [Электронный ресурс] // URL: http://www.psu.ru/ (дата обращения: 21.11.2023).

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Shopping Cart
Scroll to Top