Главная страница » Публикации » 2024 » №4 (108) » Акциз на электроэнергию при майнинге криптовалют в России: перспективы и вызовы

Акциз на электроэнергию при майнинге криптовалют в России: перспективы и вызовы

Excise Tax on Electricity for Cryptocurrency Mining in Russia: Prospects and Challenges

Акциз на электроэнергию при майнинге криптовалют в России: перспективы и вызовы

Авторы

Туктарова Фирюза Касимовна
кандидат экономических наук, доцент кафедра экономики и финансов
Российская Федерация, Пензенский государственный университет
tuktarovafk@mail.ru
Фролягина Арина Анатольевна
Российская Федерация, Пензенский государственный университет
arinafrolyagina17@gmail.com

Аннотация

В данной статье анализируется потенциальное введение акциза на электроэнергию на операции по добыче криптовалют в России. В нем рассматриваются экономические и технологические факторы, лежащие в основе рассмотрения вопроса о введении такого налога, а также дается перспективный анализ его потенциальных последствий для российской экономики в целом и индустрии майнинга криптовалют в частности. В исследовании рассматриваются проблемы в смежных секторах, включая производство и передачу электроэнергии, а также существующие проблемы регулирования майнинга криптовалют, перспективы его развития и потенциальные возможности использования для решения текущих инфраструктурных и экономических проблем в России. Исходя из этих факторов, в статье предлагаются компромиссные решения как для государства, так и для бизнеса в отношении налоговой политики, а также последствий для конкретных отраслей промышленности.

Ключевые слова

акциз, криптовалюта, майнинг, налогообложение, электроэнергия, энергосистема.

Рекомендуемая ссылка

Туктарова Фирюза Касимовна,Фролягина Арина Анатольевна. Акциз на электроэнергию при майнинге криптовалют в России: перспективы и вызовы // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №4 (108). Номер статьи: 10805. Дата публикации: 09.12.2024. Режим доступа: https://sovman.ru/en/article/10805/

Authors

Tuktarova Firyuza Kasimovna
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Economics and Finance
Russian Federation, Penza State University
tuktarovafk@mail.ru
Frolyagina Arina Anatolyevna
Russian Federation, Penza State University
arinafrolyagina17@gmail.com

Abstract

This article analyzes the potential introduction of an excise tax on electricity on cryptocurrency mining operations in Russia. It examines the economic and technological factors underlying the consideration of introducing such a tax and provides a forward-looking analysis of its potential implications for the Russian economy in general and the cryptocurrency mining industry in particular. The study examines issues in related sectors, including electricity generation and transmission, as well as existing regulatory issues in cryptocurrency mining, its development prospects, and its potential use in addressing current infrastructural and economic challenges in Russia. Based on these factors, the article proposes trade-offs for both government and business in terms of tax policy and implications for specific industries.

Keywords

excise duty, cryptocurrency, mining, taxation, electricity, energy system.

Suggested citation

Tuktarova Firyuza Kasimovna,Frolyagina Arina Anatolyevna. Excise Tax on Electricity for Cryptocurrency Mining in Russia: Prospects and Challenges // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №4 (108). Art. #  10805. Date issued: 09.12.2024. Available at: https://sovman.ru/en/article/10805/


Введение

В России серьезными темпами развивается рынок криптовалют и связанные с ним отрасли. Одной из таких отраслей, без которой невозможно функционирование прочих элементов крипторынка, является майнинг.

Майнинг — это процесс создания новых блоков в блокчейне с помощью сложных вычислений. Для этого процесса требуется большое количество электроэнергии, а результатом майнинга является криптовалюта [5].

По объемам майнинга (точнее, по используемым в нем мощностям) Россия занимает второе место в мире [6]. При этом особую актуальность приобретает дальнейшая легализация отрасли добычи криптовалют, следствием которой станет привлечение новых инвесторов и дальнейший рост мощностей, задействованных в добыче криптовалют.

Подобная ситуация требует от государства принятия мер по легализации отрасли майнинга, создания для неё нормативно-правового поля.

Одним из краеугольных камней в ситуации с легализацией майнинга является вопрос обеспечения конечных потребителей (майнеров, то есть операторов оборудования для майнинга) достаточным количеством электроэнергии по низким ценам. При этом стоит понимать, что недостаток регулирования этой отрасли может стать серьезной проблемой.

Так, в 2021 году власти Китая ввели запрет на майнинг из-за опасений по поводу энергопотребления и экологических последствий. Это привело к тому, что многие китайские майнеры начали искать новые места для размещения своих ферм. Одним из таких мест стал Казахстан, где были созданы благоприятные условия для развития этой отрасли за счет низких тарифов на электроэнергию и отсутствия регулирования этой отрасли.

Однако переезд китайских майнеров в Казахстан привёл к увеличению нагрузки на энергетическую систему страны. В результате в ряде областей Казахстана стал наблюдаться энергодефицит. Это связано с тем, что, как и было сказано выше, майнинговые фермы потребляют большое количество электроэнергии.

Достаточно красноречиво о возникших проблемах говорит следующий факт: в 2019 году правительство Казахстана считало, что до 2025 года в Республике будет фиксироваться профицит электрической энергии, однако уже в конце 2021 в ряде субъектов Казахстана наблюдались веерные отключения электроэнергии, а страна возобновила закупки электричества из РФ.

 

Результаты исследований

Российские власти решили вынести из негативного опыта Казахстана урок заранее, не дожидаясь веерных отключений в субъектах РФ, к тому же, энергосистема ряда субъектов и так не отличается излишней надежностью – Минфин при рассмотрении потенциальных систем налогообложения майнинга рассматривает внедрение акциза на электроэнергию, который в ведомстве назвали «косвенным налогом на потребляемое электричество» [2].

Однако данная мера вызывает ряд серьезных вопросов. Во-первых, сам по себе механизм крайне сомнителен – почему именно майнеры должны выплачивать данный акциз, если их деятельность мало чем отличается от, например, центров обработки данных (ЦОД), чья основная задача также сводится к проведению большого объема вычислений?

Отчасти причиной такого отношения является представление о майнинге как о полукустарном виде деятельности, генерирующем деньги непонятным образом. В то время как строительство ЦОДа требует огромного количества финансов, а также разного рода согласований, майнингом может заниматься практически каждый.

Более того, уже сейчас мы можем говорить о не самом справедливом и адекватном ценообразовании стоимости электроэнергии для крупных потребителей (в мировой практике их называют «квалифицированными энергоемкими потребителями», КЭП), к которым на данный момент мы можем отнести ЦОДы и крупные промышленные объекты.

В странах ЕС, в частности в Германии, разница цен на электроэнергию для населения и КЭПами составляет более 1000 процентов, и данная разница достигается рыночными способами, в первую очередь за счет уменьшения стоимости передачи электроэнергии к конечному потребителю. В первую очередь за счет оптовых закупок потребителем с подключением к магистральным линиям электропередачи. Такой формат подключения позволяет избегать лишних затрат на трансформаторы, которые понижают напряжение до пригодного уровня [1].

Во-вторых, подобная мера серьезно понизит экономическую эффективность уже существующих и потенциальных проектов в этой сфере. Экспертами и представителями власти озвучивались данные о том, что акциз вызовет рост цен на электроэнергию для майнеров в 7-10 раз.

Расчеты в общедоступных т.н. «калькуляторах прибыльности майнинга» (сервисы, где в зависимости от стоимости электроэнергии и типа оборудования вы можете рассчитать предполагаемый финансовый результат майнинга) показывают, что применение подобного акциза приведет к тому, что единица оборудования, генерирующего 50-70 долларов чистой прибыли ежедневно, станет убыточной. Очевидно, что подобные расчеты приблизительны, однако они показывают общую негативную суть предлагаемых мер.

Подобные решения мгновенно сделают нерентабельными большинство существующих проектов, что приведет или к вымиранию отрасли в стране и уходу майнеров в «подполье», или, что еще хуже, к бегству компаний из РФ в соседние страны, что лишит российскую экономику значительных доходов, как это уже произошло в Китае.

Физические лица, которых предлагают облагать акцизом в случае превышения ими лимитов по тратам электроэнергии, скорее всего, просто откажутся от официальной регистрации и начнут всячески скрывать реальные объемы потребления э/э, что также не решит проблему энергодефицита.

При этом важно трезво оценивать необходимость и причины развития майнинга в стране. Майнинг, помимо его сугубо экономической роли, становится инструментом обеспечения международных торгов. Так, на данный момент часть российских компаний уже перешла на оплату параллельного импорта в USDT – стейблкоине, то есть в криптовалюте, чей курс привязан к курсу фиатной валюты, в данном случае доллара.

В случае легализации криптовалюты как средства расчетов в международной торговле, возникнет спрос на значительные объемы разного рода стейблкоинов, фактически, российские компании встанут перед необходимостью закупки огромного объема криптовалюты. Вероятно, речь будет идти о десятках миллионов долларов. И в интересах российской экономики является обеспечение этого спроса за счет российских же майнеров, что позволит сохранить вырученные средства в контуре российской экономики.

Впрочем, такие ситуации ставят перед государством и задачу по созданию криптовалютных бирж, что, впрочем, не относится к теме статьи. Такая схема приведет к продаже резидентами РФ (как компаниями, так и физическими лицами) добытых ими криптовалют/ЦФА на международных биржах с дальнейшим переводом вырученных ими USDT (или прочих необходимых стейблкоинов) в контур российской финансовой системы.

Подобный механизм осложняет противодействие обхождению санкций (для чего, по сути, и нужны расчеты в ЦФА) со стороны стран запада, а также ведет к развитию в РФ новой высокотехнологичной отрасли, на продукцию которой, возможно, даже придется какая-то заметная доля российского экспорта.

При этом, бесспорно, опасения правительства не беспочвенны. В ряде субъектов Российской Федерации и без большого количества майнеров наблюдался несколько аномальный рост потребления электроэнергии в период 2019-2020, который нельзя связать с восстановлением экономики от последствий пандемии. Только за 2023 в Сибири, традиционно привлекательном за счет низкой стоимости электроэнергии с ГЭС для майнеров регионе, потребление ими электроэнергии выросло на 70%. И грядущая легализация данной отрасли приведет к дальнейшему росту энергопотребления.

При этом в российской энергосистеме целый макрорегион (Юг/Кубань) страдает от недостатка генерирующих мощностей, что этим летом даже приводило к краткосрочным блэкаутам. И, несмотря на повышенную стоимость электроэнергии (на 50% по сравнению с Сибирью и на 25% выше среднероссийских показателей), майнинг там остается прибыльным, что, несомненно,может создать дополнительную нагрузку на энергосистему региона.

Однако подобные опасения и проблемы возможно купировать за счет применения региональных ставок по акцизу на электроэнергию. Впрочем, очевидно, что акциз в любом случае не должен делать добычу нерентабельной вовсе – если майнинг настолько опасен, что с ним следует бороться, куда лучшим решением будет законодательный запрет на осуществление такой деятельности в регионе.

Основная задача подобного решения – релокация майнеров из энергодефицитных регионов и их дальнейшая концентрация в регионах, где наблюдается профицит электроэнергии. В отличие от прочих видов экономической деятельности, где электроэнергия используется в огромных количествах, таких как металлургия и металлообработка, майнеры способны легко перенести свой бизнес в любую точку страны, где есть электричество и выход в интернет.

Решения, связанные с привязкой налогообложения именно к объему потребляемой электроэнергии являются неэффективными и не оптимальными. Трата компанией электроэнергии на процесс добычи криптовалют не означает, что компания получает положительный финансовый результат.

Куда более эффективным с точки зрения налоговой нагрузки будет классическая формула применения налога на прибыль, с применением которой компания сможет уменьшать налогооблагаемую базу на размер затраченных на электроэнергию средств.

При этом чрезмерно жесткое ограничение отрасли, от введения жесткого регулирования акцизами на электричество и вплоть до полного запрета на майнинг на территории Российской Федерации, не приведет к решению проблем с энергодефицитом, например, на юге страны. Введение акциза приведет к росту собираемости налогов, часть из которых, вероятно, будет направлена на строительство генерирующих отраслей. Однако куда эффективнее будет использовать отрасль добычи криптовалют таким образом, чтобы она помогала решать данную проблему.

Ключевая причина имеющихся проблем – обновление инфраструктуры и строительство генерирующих отраслей, что требует значительных финансовых вложений из-за высокой стоимости электростанций, которые не всегда доступны, в первую очередь из-за частичного регулирования данной отрасли со стороны государства.

Тарифы на электроэнергию, как и на газ, регулируются государством, и итогом регулирования являются не рыночные цены на электроэнергию – при промышленной инфляции в РФ за 2023 год в размере 7% предполагался рост тарифов на электроэнергию для предприятий лишь на 2%.

Такая ситуация приводит к хронической нехватке средств на обновление и расширение генерирующего парка. При этом срок окупаемости крупных электростанций идет на десятки лет, что, в конце концов, и приводит к возникновению проблем, сродни тем, что возникли летом этого года на юге страны.

При этом генерирующие компании могут частично решить проблему с недостатком финансирования за счет создания вместе с генерирующими мощностями потребителей электроэнергии, а именно – майнинговые компании.

На данный момент компаниям, реализующим электричество, законодательно запрещено заниматься майнингом, однако не запрещено участие в совместных предприятиях подобной направленности и не запрещено заключать долгосрочные контракты на поставку электроэнергии майнинг-компаниям.

Для российской и, пожалуй, мировой электроэнергетики характерно строительство генерирующих мощностей с расчетом на строительство рядом крупного потребителя электроэнергии. Таким образом, например, в СССР рядом с каскадом ГЭС на Ангаре и Иртыше возникало множество заводов по переплавке алюминия и горно-обогатительных комбинатов, требующих значительных объемов электроэнергии.

Схожим образом рядом с Жигулёвской ГЭС возникла целая россыпь предприятий химической и автомобильной промышленности, рядом с Волжской ГЭС также возникли предприятия химической промышленности и Волгоградский алюминиевый завод, а каскад ГЭС на Днепре и вовсе обеспечивал большую часть промышленности Украины.

Этот механизм до сих пор применяется в России. Так, в частности, в целях обеспечения месторождений полезных ископаемых на территории крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока электроэнергией, сейчас разрабатываются малые АЭС. Они, а также привычные ТЭС будут обеспечивать сами месторождения, прилегающие к ним поселения, а также обслуживающую инфраструктуру.

Такой подход позволяет заранее решить проблему с определением ключевого потребителя, что также упрощает и ускоряет определение финансового результата от строительства генерирующих мощностей. Построенные таким образом электростанции также не будут сталкиваться с проблемой излишнего избытка электроэнергии.

Однако, очевидно, такие решения не могут применяться повсеместно, в частности, для решения вопросов с энергогенерацией на юге Российской Федерации. Во-первых, большая часть разведанных полезных ископаемых уже добывается, и они не нуждаются в дополнительной генерирующей мощности. Те участки, что еще не разрабатываются, потребуют значительных инвестиций. Такая же ситуация и в сфере энергоемких производства – те, что уже работают, не нуждаются в дополнительной электроэнергии, а новые будут чрезмерно дороги, и появиться на пустом месте они не могут.

Во-вторых, подобные потребители требуют огромного количества электроэнергии. Так, например, Братский алюминиевый завод потребляет порядка 75% от всей электроэнергии, вырабатываемой Братской ГЭС. Такая ситуация не позволит направить большую часть электроэнергии в общую сеть, из-за чего будет сложно добиться профицита электроэнергии и обеспечения населения электроэнергией.

Однако конечные потребители в виде майнинг ферм подходят для этих целей куда лучше. Майнинг не подразумевает постоянного производственного цикла, что позволяет регулировать потребляемые оборудованием объемы электроэнергии и снижать их в часы пиковой нагрузки и повышать, например, ночью, когда потребление электроэнергии падает.

В то время как металлургический комбинат, работающий круглосуточно, без потерь может ограничивать свое энергопотребление лишь в небольших рамках, незначительных в масштабах всей энергосети, майнинг-фермы могут без потерь и планово отключаться целиком, что поможет плавно преодолевать пики нагрузок, а также создаст дополнительный спрос на электроэнергию в часы её минимального потребления.

При этом создание в непосредственной близости с генерирующими мощностями совместных предприятий, где будет размещаться оборудования для майнинга, на долю которого будет приходиться какая-то часть генерируемой электроэнергии, позволит ускорить сроки окупаемости строящихся мощностей.

Так, например, на юге России рассматриваются проекты строительства ТЭС мощностью 2 ГВт стоимостью в 300-350 миллиардов рублей [3]. Предположим, что рядом с ТЭС будет построена майнинг ферма, на которую будет отведено порядка 5% от общей генерирующей мощности в 100 000 КВт. Данной мощности хватит для обеспечения 20 000 устройств, используемых при добыче криптовалюты, что при условии использования наиболее эффективных устройств будет приносить порядка 5 миллиардов рублей ежемесячно.

Несомненно, эти расчеты приблизительны. Покупка и размещение 20 000 устройств также является нетривиальной задачей, а колебания курса цены на добываемую криптовалюту могут внести значительные коррективы. Однако данные риски можно снизить за счет привлечения уже функционирующих компаний в этой сфере.

В мировой практике уже есть обратный пример, когда вслед за закрытием майнинг-ферм происходил рост тарифов на электричество. В частности, подобная ситуация произошла в Норвегии.

Жители деревни Стокмаркнесс долгое время жаловались на шум, исходящий от центра обработки данных, в котором располагалась ферма по добыче криптовалют. Мощная система охлаждения, обеспечивающая проведение множества вычислений и состоящая из множества вентиляторов, и стала причиной упомянутых ранее неудобств.

Однако за закрытием фермы последовал рост цен на электричество для населения – уже закрытый ЦОД потреблял 80 ГВт/ч электроэнергии в год, что эквивалентно потреблению 3 200 домохозяйств. 20% от всех своих доходов местного поставщика электроэнергии приходились именно на закрытый центр обработки данных. Потерю такого крупного потребителя компания компенсировала ростом тарифов для населения на ранее упомянутые 20% [4].

Очевидно, что подобные меры потенциально потребуют решения других проблем, например, с обеспечением масштабных майнинг-проектов оборудованием и необходимыми специалистами. Однако в России есть компании, осуществляющие деятельность в сфере добычи криптовалют уже достаточно долгое время, а потому стоит ожидать, что у них есть компетенции для решения подобных проблем, и они готовы предлагать свою помощь в их решении.

 

Заключение

Таким образом, введение акциза на добычу криптовалют может показаться необходимой мерой для регулирования этой отрасли. Однако важно учитывать возможные последствия для майнеров и избегать создания неблагоприятных условий для их деятельности. Вместо этого следует стремиться к использованию потенциала майнинга там, где это возможно и целесообразно.

Поэтому кажется, что налогообложение майнинга не должно отличаться от привычного нам налогообложению юридических лиц на общей системе налогообложения, и, что немаловажно, оно не должно носить угнетающий характер. В целях снижения риска возникновения энергокризиса рационально введение региональных запретов на майнинг.

При этом надо трезво оценивать возможности региональных властей как по соблюдению исполнения запрета, так и по противодействию незаконных подключений к энергосети. Что также характерно для регионов, с дефицитом электроэнергии.

Читайте также






Библиографический список

  1. . «Квалифицированные Энергоёмкие Потребители» (КЭП): институт специального ценового регулирования в странах ЕС : сайт. – URL: https://www.digital-energy.ru/wp-content/uploads/2020/09/2020-09-17-kpmg-special-price-regulation-eu-dcwg_itogo.pdf (дата обращения: 19.10.2024)
  2. В Минфине назвали вероятным введение акциза на электричество для майнинга : сайт. – URL: https://www.rbc.ru/crypto/news/66eac25c9a79479344449e14 (дата обращения: 19.10.2024)
  3. Власти решили выбрать проекты новых электростанций на юге сразу на 2 ГВт : сайт. – URL: https://www.rbc.ru/business/05/11/2024/672634f99a7947a12d4e49fe (дата обращения: 19.10.2024)
  4. Закрытие майнинг-фермы вызвало рост цен на электричество. Что произошло : сайт. – URL: https://www.rbc.ru/crypto/news/66e8409c9a7947b3343410a9 (дата обращения: 19.10.2024)
  5. Майнинг – что это простыми словами? : сайт. – URL: https://www.binance.com/ru/blog/mining/майнинг–что-это-простыми-словами-421499824684903179 (дата обращения: 19.10.2024)
  6. Россия вышла на второе место в мире по майнингу криптовалют : сайт. – URL: https://www.forbes.ru/finansy/487282-rossia-vysla-na-vtoroe-mesto-v-mire-po-majningu-kriptovalut (дата обращения: 19.10.2024)

References

  1. Lushnikov, A.M. Unconventional Labor Contracts in the Early 21st Century. [Netipichnye trudovye dogovory v nachale XXI veka]. Legal Means of Economic Development of the Republic of Belarus: Materials of the International Scientific and Practical Conference / Minsk, November 9-10, 2007. Minsk: 2008. P. 263.
  2. “Qualified Energy-Intensive Consumers” (KEP): The Institute of Special Price Regulation in EU Countries: Website. – URL: https://www.digital-energy.ru/wp-content/uploads/2020/09/2020-09-17-kpmg-special-price-regulation-eu-dcwg_itogo.pdf(accessed: 19.10.2024)
  3. The Ministry of Finance Named the Likely Introduction of an Excise Tax on Electricity for Mining: Website. – URL: https://www.rbc.ru/crypto/news/66eac25c9a79479344449e14(accessed: 19.10.2024)
  4. Authorities Decided to Select Projects for New Power Plants in the South for a Total of 2 GW: Website. – URL: https://www.rbc.ru/business/05/11/2024/672634f99a7947a12d4e49fe(accessed: 19.10.2024)
  5. Closing a Mining Farm Caused a Rise in Electricity Prices. What Happened: Website. – URL: https://www.rbc.ru/crypto/news/66e8409c9a7947b3343410a9(accessed: 19.10.2024)
  6. Mining – What Is It in Simple Terms?: Website. – URL: https://www.binance.com/ru/blog/mining/майнинг–что-это-простыми-словами-421499824684903179(accessed: 19.10.2024)
  7. Russia Has Ranked Second in the World in Cryptocurrency Mining: Website. – URL: https://www.forbes.ru/finansy/487282-rossia-vysla-na-vtoroe-mesto-v-mire-po-majningu-kriptovalut(accessed: 19.10.202

 

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Shopping Cart
Scroll to Top