Влияние цифровых технологий на управленческие практики
The impact of digital technologies on management practices
Авторы
Аннотация
Статья посвящена исследованию влияния цифровых технологий на управленческие практики, особенно в контексте их адаптации к цифровизации, охватывающей все сферы жизни современного общества. В работе представлены сравнительные характеристики традиционных и цифровых управленческих практик, действующих на многосторонних рынках. Рассмотрены ключевые элементы управления бизнес-процессами в условиях цифровой трансформации, с акцентом на формирование и оценку сетевых эффектов, возникающих на онлайн-рынках. Особое внимание уделяется проблемам управления многосторонними цифровыми платформами, таким как антимонопольное регулирование и ценообразование, что особенно важно на рынках с отсутствием прямой монетизации.
Ключевые слова
цифровые технологии, управленческие практики, цифровая трансформация, сетевые эффекты, онлайн-рынки, многосторонние платформы, антимонопольное регулирование, ценообразование, цифровизация, бизнес-процессы.
Рекомендуемая ссылка
Неяскина Елена Вячеславовна,Хлыстова Ольга Васильевна. Влияние цифровых технологий на управленческие практики // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №4 (108). Номер статьи: 10811. Дата публикации: 14.12.2024. Режим доступа: https://sovman.ru/en/article/10811/
Authors
Abstract
The article is devoted to the study of the influence of digital technologies on management practices, especially in the context of their adaptation to digitalization, covering all spheres of life of modern society. The paper presents comparative characteristics of traditional and digital management practices operating in multi-sided markets. The key elements of business process management in the context of digital transformation are considered, with an emphasis on the formation and assessment of network effects arising in online markets. Particular attention is paid to the problems of managing multi-sided digital platforms, such as antitrust regulation and pricing, which is especially important in markets without direct monetization.
Keywords
digital technologies, management practices, digital transformation, network effects, online markets, multi-sided platforms, antitrust regulation, pricing, digitalization, business processes.
Suggested citation
Neyaskina Elena Vyacheslavovna,Khlystova Olga Vasilievna. The impact of digital technologies on management practices // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №4 (108). Art. # 10811. Date issued: 14.12.2024. Available at: https://sovman.ru/en/article/10811/
Введение
Управление в экономике – сложный и многогранный процесс соединения факторов производства с целью повышения характеристик и получения конкурентоспособного продукта. Необходимо отметить, что в современных условиях изменяется структура факторов производства и на смену традиционным практикам управления приходят новые, связанные с появлением многосторонних рынков и участников цифровой платформенной экономики. Цифровые рынки позволяют ускорить процессы обмена, минимизируют транзакционные затраты, извлекая выгоду для всех участников платформы. Этим объясняется актуальность темы исследования, основной целью которого является сравнительная оценка управленческих практик на традиционных рынках и многосторонних цифровых платформах.
В статье авторы основное внимание уделяют теоретическим вопросам управления цифровыми платформами и появлению сетевых эффектов, позволяющих всем участникам активно влиять на результаты деятельности. Сетевые эффекты усиливают ценность платформы и чем больше пользователей, тем привлекательнее цифровая многосторонняя платформа, обеспечивающая участникам и владельцам получение дополнительных выгод. Эти и другие аспекты управления многосторонними платформами влияют на два ключевых элемента, к которым авторы отнесли: антимонопольное регулирование и ценообразование.
Цифровую платформу можно рассматривать как новую бизнес-модель, связывающую потребителей и поставщиков для обмена продуктами (услугами, работами). Управленческие практики, как правило, состоят из набора разнообразных информационных потоков, которые можно легко интегрировать в цифровую среду. Этому в значительной степени способствует Указ Президента РФ от 21.07.2020 №474 (Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/), одной из целей которого является ускорение внедрения цифровых технологий в экономику. На итоговом заседании в 2023 году глава Минцифры отметил, что, начиная с 2019 гола сформирован цифровой каркас, инфраструктура, существенное развитие получили телекоммуникационные технологии. Руководитель Министерства отметил, что Россия входит в 10 стран-лидеров по использованию цифровых услуг и это, несмотря на санкционное давление со стороны недружественных стран (Максут Шадаев рассказал об итогах реализации нацпрограммы «Цифровая экономика» на Общественном совете. Режим доступа. https://digital.gov.ru/ru/events/49014/).
Основное внимание авторы уделили вопросам, связанным с классификацией управленческих практик, изучением концепции многосторонних цифровых платформ и характеристикам сетевых эффектов. Для решения поставленных задач в статье были использованы методы анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии, графический и табличный методы.
Основная часть
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ отмечает значительные успехи ИТ-отрасли за последние пять лет [1]. С 2019 и по настоящее время ИТ-отрасль находится на первом месте по темпам роста среди крупных отраслей экономики. Динамика роста наблюдается по таким показателям, как: объем продуктов и услуг ИТ-отрасли, доля в экономике, добавленная стоимость в ВВП, численность сотрудников, инвестиции в основной капитал. Проанализируем динамику развития ИТ-отрасли за пять лет (таблица 1).
Таблица 1 – Анализ развития ИТ-отрасли в России за 2019-2023гг.
Показатели | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 |
1.Объем продуктов и услуг ИТ-отрасли, млрд. р. | 1231 | 1410 | 1951 | 2362 | 3079 |
– уд. вес ИТ в экономике, % | 1,5 | 1,54 | 1,59 | 1,77 | 2,08 |
– темпы роста, % | 102,7 | 103,2 | 111,3 | 117,5 | |
2. Доля ИТ в ВВП, % | 1,51 | 1,62 | 1,65 | 1,74 | 1,96 |
– темпы роста,% | 107,3 | 101,9 | 105,5 | 112,6 | |
3. Численность работников, тыс. чел. | 561 | 617 | 682 | 761 | 857 |
– темпы роста, % | 110,0 | 110,5 | 111,6 | 112,6 | |
4. Заработная плата, тыс. р. | 91,7 | 104,8 | 115,9 | 137,6 | 155,9 |
– темпы роста, % | 114,3 | 110,6 | 118,7 | 113,3 | |
5. Инвестиции в ОК, млрд. руб. | 113 | 162 | 192 | 338 | 495 |
– темпы роста,% | 143,4 | 118,6 | 176,0 | 146,5 |
Составлено авторами на основании
Несмотря на темпы роста, доля ИТ в экономике страны занимает незначительную часть (от 1,5 до 2,08%%), что связано с трудностями формирования платформенной экономики. Переход от традиционных форм управления к управлению цифровыми платформами предполагает существенное изменение структуры экономики и приоритетов национальных проектов.
Более ускоренные темпы роста показывает численность работников ИТ и их заработная плата. При этом заработная плата растет быстрее темпов роста объема ИТ-отрасли и доли ИТ в ВВП. Необходимо отметить, что эта проблема характерна и для других отраслей экономики РФ, что требует более пристального изучения моделей накопления ресурсов, посвященных динамике темповых соотношений заработной платы и производительности труда.
Самые высокие темпы прироста составляли инвестиции в основной капитал ИТ-отрасли от 18,6% в 2021г. до 76% в 2022г. Это связано с разработкой отечественного софта, подготовкой специалистов и созданием новых цифровых платформ и рынков.
В 2020г. причиной увеличения темпов прироста до 43,4% явилось массовое развертывание инфраструктуры для онлайн-сервисов, таких как облачная IT инфраструктура. Облачная (cloud) инфраструктура виртуализирует ресурсы и позволяет грамотно управлять из любой точки мира, оптимизируя затраты и масштабируя проекты. За 2022-23гг. высокие темпы прироста были достигнуты благодаря импортозамещению тиражного софта, расширению сети облачных сервисов и спрос на вычислительную технику.
Управленческие практики и их классификация. К наиболее распространённым цифровым технологиям в экономике можно отнести: облачная технология; технология распределенного реестра (блокчейн); Big Date; Интернет вещей (IoT). Отмеченные цифровые технологии успешно зарекомендовали себя в управлении бизнесом, проведении финансовых и банковских операций и способствовали созданию современных цифровых экосистем. К наиболее крупным представителям в России можно отнести: Сбер, Яндекс, МТС, Тинькофф.
Традиционные управленческие практики имеют существенные отличия от формирующихся цифровых управленческих методик. К основным признакам, характеризующим традиционные и платформенные практики управления мы отнесли:
1) Доступ к рынкам. Классические практики управления используют научный инструментарий, ориентированный на сложившуюся структуру рынка, что осложняет вход и создает проблемы для новых игроков. В отличие от них многосторонние цифровые платформы заставляют систему самоорганизовываться и снимают барьеры для входа на рынки всех игроков;
2) Объект управления. Классический рынок предполагает в качестве объекта управления рассматривать бизнес или отдельные структуры, как самостоятельные единицы, работающие на достижение собственных результатов. В этой связи, цифровые рынки интересны архитектурой связей платформы и их разнообразием, что вызывает синергетический эффект для всех пользователей;
3) Добавленная стоимость (ДС). Создание и управление ДС является основой развития национальной экономики по макропоказателю ВВП. По уровню ВВП можно проанализировать активность национальной экономики. Для построения графика были использованы индикаторы Интернет-ресурса Trading Economics, который предоставляет своим пользователям точную информацию по 196 странам (Темпы роста ВВП. Список стран. URL: Trading Economics (дата обращения 22.10.2024)0.
Динамика ВВП наглядно демонстрирует экономический потенциал России в мировой экономике, несмотря на экономические санкции и СВО.
Рисунок 1 – Динамика темпов роста ВВП за 2022-23гг, в %
Составлено авторами
Динамика ВВП наглядно демонстрирует экономический потенциал России в мировой экономике, несмотря на экономические санкции и СВО.
4) Доступность информации. В экономике существует такое понятие, как асимметричность информации, что означает неравный доступ пользователей к базе данных. Это создает определенные трудности для обладателей ограниченной информацией и характерно для традиционных рынков. Многосторонние цифровые платформы позволяют избежать этого за счет доступа к одной из цифровых технологий Big Date, которая аккумулирует и обрабатывает большие массивы данных.
5) Транзакционные затраты. Традиционные рынки отличаются тем, что затраты с каждым годом увеличиваются, что связано с инфляцией, повышением качественных характеристик продукта, издержками управления и др. Многосторонние рынки нацелены на получение выгод от участия за счет сокращения транзакционных затрат. Это возможно с привлечением на цифровые платформы других участников (разработчиков, СМИ), устранением дублирования операций, использованием рекламы. Следовательно, многосторонние цифровые платформы формируют особенную инфраструктуру для других рынков с новой архитектурой для пользователей, включая программные продукты, приложения, услуги банков и др.
6) Границы рынка. В настоящее время на рынках можно выделить географические и продуктовые границы товарного рынка. Территориальные и продуктовые границы жестко влияют на долю товара на традиционном рынке, которая может снижаться под влиянием геополитических факторов. В то время как многосторонние цифровые платформы лишены этого ограничения, позволяя участникам свободно входить и выходить с рынков, не увеличивая при этом затраты и цены для потребителя;
7) Ценообразование. Традиционные рынки отличаются постоянным ростом цен, вследствие инфляции. Это приводит к оттоку потребителей, которые желают получить продукт, удовлетворяющий их потребностям, но по более низкой цене. Многосторонние цифровые платформы для привлечения потребителей могут реализовывать продукты по низким или даже нулевым ценам за счет производителей, рекламы, разработчиков on-line приложений. Как отмечают авторы ценообразование ниже себестоимости возникает при стабильном рыночном равновесии [2,3];
Если для классического рынка определение и анализ перечисленных признаков управления не вызывает сложностей, то многосторонний рынок трансформирует эти факторы, которые должны быть учтены и оценены.
С учетом представленных признаков можно построить классификацию основных характеристик управленческих практик (таблица 2).
Таблица 2 – Сравнительная характеристика традиционных и цифровых управленческих практик
Характеристики | Управленческие практики | |
Традиционные | Цифровые | |
1. Доступ к рынкам партнеров и покупателей | Существуют барьеры входа на рынок новых игроков | Барьеры входа на многосторонние рынки отсутствуют |
2. Объект управления | Бизнес, отдельные компании, имеют закрытую структуру. | Архитектура платформы открытая (пользователи, программные продукты, бизнес-модели, правила доступа) |
3. Добавленной стоимости | Добавленная стоимость создается только для участников рынка | Формируется цепочка создания добавленной стоимости для прямых и косвенных участников рынка |
4. Доступ к информации | Ограниченность информации создает асимметричность ее использования для участников | Поисковые системы в Интернете позволяют увеличить круг пользователей информации, делая доступ неограниченным |
5. Транзакционные затраты | Постоянно возрастают с каждым новым периодом | При генерации всех потоков доходов затраты могут снижаться и даже быть нулевыми. |
6. Границы рынка | Сделки ограничены территориальными и продуктовыми границами | Сделки не ограничены и могут быть реализованы из любого региона и точки мира при наличии Интернета |
7. Ценообразование | Не учитывает сетевые эффекты, так как они отсутствуют. Цена напрямую влияет на прибыль | Учитывает сетевые эффекты как положительные, так и отрицательные. Быстрое колебание цен меняет границы рынка и состав участников |
Составлено авторами
Нетрудно заметить, что традиционные управленческие практики основываются на неоклассической экономической теории, которая в условиях Интернета не удовлетворяет платформенным стратегиям бизнеса. Следовательно, платформенные управленческие практики позволяют перенастроить рынки, изменить инфраструктуру и в дальнейшем сформировать новые бизнес-модели управления цифровыми платформами.
Концепция многосторонних платформ и сетевые эффекты. Классическая экономическая теория накопила достаточный опыт в управлении бизнес-процессами, что выражено в многочисленных управленческих теориях и практиках. Однако в условиях цифровой трансформации многие подходы и критерии оценки управления не могут объяснить механизм формирования новых инструментов, позволяющих оценить особенности ценообразования, антимонопольного регулирования, учета и налогообложения участников. Это и отличает традиционные рынки, господствующие долгое время, от многосторонних, появившихся в эпоху цифровизации. Следовательно, возникает потребность адаптации действующих практик к изменяющимся условиям управления, в основе которых лежит концепция многосторонних платформ. Данная концепция находится на стадии формирования методики и критериев оценки, но процесс ее внедрения в теорию и практику управления неизбежен. Важно отметить, что научный конструкт «многосторонняя платформа» нельзя отождествлять с рынком, несмотря на тот факт, что имеются схожие черты.
В свете этого Коваленко А.И. отмечает, что «оба термина в экономической науке существуют давно. Двусторонний рынок — это более идеализированная концепция, это более летучее понятие — указывающее на абстрактную сферу обращения блага. А многостороння платформа — это объективно существующий комплекс устройств и программ, объективное цифровое пространство под торговую площадку» [4, с.68].
В условиях цифровой трансформации внимание ученых и регуляторов рынка связано с формированием такой формы организации бизнеса как цифровые платформы. В связи с этим возникла необходимость к регулированию подобных рынков, отличающихся от традиционных увеличением групп пользователей и наличием сетевых эффектов. Отсюда следует, необходимость более пристального внимания к группам пользователей рынков и в связи с этим изучения сетевых внутренних (прямых) и внешних (косвенных) эффектов.
Согласно закону Р. Меткалфа, сетевые эффекты позволяют продукту (услуге) получить дополнительную ценность для потенциального потребителя за счет увеличения количества клиентов сети [5]. Закон Меткалфа гласит, что ценность сети должна быть пропорциональна квадрату числа пользователей: чем больше пользователей, тем лучше. Однако, как и при эффекте масштаба существует так, называемая критическая масса, при превышении которой ценность сети выше её стоимости. Концепцию сетевого эффекта используют многие российские интернет-магазины, такие как Озон, Яндекс Маркет, Вайлдберриз, которые вовлекают все большое число клиентов за счет предоставления доступных цен, регулярно обновляемого ассортимента товаров, скидок и рассрочек, льгот при оплате заказов и др.
К преимуществам сетевых эффектов можно отнести:
1) масштабирование бизнеса;
2) свободный вход новых участников и их регистрация;
3) увеличение рынков сбыта и повышение репутации компании;
4) снижение затрат каждого участника и получение прибыли за счет сетевого эффекта.
Практика работы крупнейших участников цифровых платформ показала, что существуют и недостатки сетевых эффектов:
1) увеличение числа пользователей может привести к снижению ценности бизнеса. Особенно это актуально для бизнеса с криптовалютой, которая может нестабильную динамику.
2) конфликт между участниками сети, приводящий к конфликту интересов;
3) монополия цифровой платформы, когда устанавливаются монопольные цены на товары и услуги. В этом случае многие участники вынуждены уйти с рынка, не выдержав конкуренции со стороны платформ-монополистов;
4) кибермошенничество и хакерские атаки.
Характеристика и методы оценки сетевых эффектов даны в работах зарубежных авторов [2], которые эмпирически установили основные факторы, определяющие размер и эффективность многосторонних платформ. К таким факторам были отнесены:
- косвенные сетевые факторы, которые могут влиять на конкурентные преимущества;
- экономия на масштабировании бизнеса за счет экономии постоянных затрат;
- дифференциация платформ в зависимости от групп клиентов.
Тем не менее, эмпирических работ по данной проблематике очень мало, что не позволяет сделать аргументированные выводы в части подтверждения или опровержения характеристик сетевых эффектов.
Формирование и функционирование многосторонних цифровых платформ связано с расширением трансграничных рынков и их регулированием. Отсюда следует, что наиболее важным в разработке цифровых управленческих практик должно стать решение проблем, связанных с созданием эффективного механизма регулирования. К таким проблемам авторы отнесли:
1) антимонопольное регулирование многосторонних платформ;
2) ценообразование цифровых платформ.
Антимонопольное регулирование. В настоящее время пакет документов, регулирующих антимонопольную политику в РФ не в состоянии определить антимонопольные требования для социальных сетей и поисковых приложений. Возникает необходимость изменения антимонопольного регулирования многосторонних цифровых платформ, используя опыт зарубежных стран (США и КНР).
Важность проблемы связана с национальными интересами и безопасностью как отечественного рынка, так и зарубежных игроков. Как отметил заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) в рамках «Пятого антимонопольного пакета» приняты специальные нормы, устанавливающие антимонопольные требования к агрегаторам и маркетплейсам. В рамках реализации этих норм ФАС России выдала предупреждения двум крупным маркетплейсам (Wildberries и Ozon), которые были исполнены» [6].
Цифровая трансформация создала предпосылки формирования сетевых платформ, и как следствие сетевых эффектов. ФАС России, являясь регулятором цифровой среды, разработала критерии доминирования субъекта на рынке [7]:
1) доля которого на рынке определенного товара превышает 50%;
2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее 50%, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке.
Следовательно, работа антимонопольного регулятора требует пересмотра многих понятий и определений, действующих на традиционных или односторонних рынках. Это касается законодательного определения многосторонних платформ, их отличий от посредников, что вызывает потребность формирования новых или, как указывает С.А. Яблонский, возможность приближение к «чистой» модели [8, с.62]. Автор отмечает, что обязательным компонентом многостороннего рынка является платформа.
Преимущества функционирования многосторонних платформ позволяют создавать продукт с высокой добавленной стоимостью, за счет повышения стоимости бизнеса и уменьшения транзакционных затрат. При этом многочисленные субъекты рынков напрямую взаимодействуют друг с другом и не участвуют в контроле совместных действий.
Если на традиционном рынке конкуренция происходит между производителями, то на многосторонних цифровых рынках происходит борьба между бизнес-моделями, сочетающими цифровые и управленческие инновации, которые развиваются быстрее, чем реагирует Регулятор. На наш взгляд, антимонопольный регулятор должен, в первую очередь, разработать методику оценки и контроля конкуренции.
Эффективность антимонопольного регулирования тесно связана с ценообразованием, так как цена в настоящее время оказывается за пределами правового поля, что приводит к неэффективности использования мер Регулятора.
Следовательно, второй проблемой развития цифровых рынков является ценообразование вследствие динамичного развития многосторонних платформ. Как было отмечено, цифровые платформы создают благоприятные эффекты для всех участников за счет сетевых экономических отношений, формирующих цену и будущий финансовый результат, позволяющих масштабировать бизнес. Но именно это негативно сказывается на развитии малого и среднего бизнеса, который в силу нехватки финансовых ресурсов не может войти на такие рынки. В тоже время цифровые инвестиции, увеличивающие цену, могут негативно сказаться на получение дохода.
Цифровая трансформация учета актуальна для всех форм собственности и масштабов производства. Исключение может составлять только малый бизнес, но здесь важно учитывать особенности этого бизнес, тем более, что без мобильного широкополосного интернета не может работать современная компания. Малый бизнес сам может являться производителем цифровых технологий, встроенный в цифровую экономику и адаптированный к повышающимся требованиям игроков рынка.
Заключение
Проведенное исследование позволило сделать вывод, что однозначная трактовка многосторонних цифровых платформ отсутствует и будет развиваться по мере появления новых платформенных технологий и инструментов.
В статье авторы систематизировали факторы, влияющие на управленческие практики и определили признаки их классификации. Необходимо отметить, что представленные факторы, как и любые экономические факторы имеют нелинейную зависимость, что затрудняет оценку эффективности каждого из них.
Большую роль в оценке цифровых платформ и их функционировании играют антимонопольная политика и ценообразование. Адаптация антимонопольного законодательства к быстро меняющимся условиям цифровой трансформации позволит вовремя переориентировать его к колебанию цен и определению границ многосторонних цифровых платформ.
Конфликт интересов, участвующих в этом процессе игроков может быть разрешен только при достаточно грамотном управлении, которое наряду с традиционными методиками и инструментами будет использовать практических опыт, формирующийся в сфере антимонопольного регулирования и ценообразования на многосторонних цифровых платформах, несмотря на возникающие цифровые парадоксы.
Таким образом, с началом бурного развития цифровой экономики должны появиться новые бизнес-модели управления, включающие не только антимонопольные меры и стратегии ценообразования, но и современные финансовые и банковские сервисы, операционные системы, раздвигающие границы цифрового многостороннего рынка.
Читайте также
Библиографический список
- ИТ–отрасль и ключевые показатели 2019-2023гг. URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/914035925.pdf (дата обращения 09.09.2024).
- Evans, D. S., Schmalensee, R. 2007. The industrial organization of markets with two sided platforms. Competition Policy International 3 (1): 151–179.
- Rochet J.C., Tirole J. Platform competition in two-sided markets. Journal of the European economic association. 2003. Vol. 1. No. 4. P. 990–1029.
- Коваленко, А.И. Проблематика исследований многосторонних платформ //Современная конкуренция. 2016. Т. 10. № 3. С. 64–90.
- Меткалф, Р. Это все в твоей голове. Режим доступа: https://www.forbes.com/forbes/2007/0507/052.html (дата обращения 15.10.2024).
- Законодательство в области регулирования цифровых рынков стран ЕАЭС требует гармонизации. URL: https://fas.gov.ru/news/33492 (дата обращения 12 10.2024).
- Российская Федерация. Законы. О защите конкуренции: Федеральный закон от 26.07.2006 года № 135-Ф3 (последняя редакция) // КонсультантПлюс. – Москва, 2006. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=459511 (дата обращения: 12.02.2024).
- Яблонский, С.А. Многосторонние платформы и рынки: Основные подходы, концепции и практики //Российский журнал менеджмента. Том 11, № 4, 2013. С. 57–78.
References
- IT-industry and key indicators 2019–2023 [IT–otrasl’ i klyuchevye pokazateli 2019–2023 gg.] // URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/914035925.pdf(accessed: 09.09.2024).
- Evans, D. S., Schmalensee, R. The industrial organization of markets with two-sided platforms. // Competition Policy International. Vol. 3. No. 1. P. 151–179.
- Rochet, J. C., Tirole, J. Platform competition in two-sided markets. // Journal of the European Economic Association. Vol. 1. No. 4. P. 990–1029.
- Kovalenko, A.I. Issues in the study of multi-sided platforms. [Problematika issledovaniy mnogostoronnikh platform] // Modern Competition[Sovremennaya konkurentsiya]. Vol. 10. No. 3. P. 64–90.
- Metcalfe, R. It’s all in your head. [Eto vse v tvoey golove.] // URL: https://www.forbes.com/forbes/2007/0507/052.html(accessed: 15.10.2024).
- Legislation on digital market regulation in EAEU countries requires harmonization. [Zakonodatel’stvo v oblasti regulirovaniya tsifrovykh rynkov stran EAES trebuet garmonizatsii.] // URL: https://fas.gov.ru/news/33492(accessed: 12.10.2024).
- Russian Federation. Laws. On Competition Protection: Federal Law No. 135-FZ of July 26, 2006 (latest edition). [O zashchite konkurentsii: Federal’nyy zakon ot 26.07.2006 goda № 135-F3 (poslednyaya redaktsiya).] // Moscow, 2006. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=459511 (accessed: 12.02.2024).
- Yablonsky, S.A. Multi-sided platforms and markets: Key approaches, concepts, and practices. [Mnogostoronnie platformy i rynki: Osnovnye podkhody, kontseptsii i praktiki.] // Russian Management Journal[Rossiyskiy zhurnal menedzhmenta]. Vol. 11. No. 4. P. 57–78.