Управление образованием

Система образования и управление образованием

Управление образованием (Образовательное управление. Education Management) –  относится к управлению системой образования, в котором группа объединяет человеческие и материальные ресурсы для контроля, планирования, разработки стратегии и реализации структур для реализации системы образования.

Образование – это оснащение знаний, навыков, ценностей, убеждений, привычек и отношений опытом обучения. Система образования представляет собой экосистему профессионалов в образовательных учреждениях, таких как правительственные министерства, союзы, уставные советы, агентства и школы.

Образование – система воспитания и обучения личности, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, функций, опыта деятельности и компетенций.

upravleniye obrazovaniyem Иерархия (в области научной, инженерной и т. п. карьеры) упрощенно выглядит следующим образом:
  • начальное образование;
  • среднее (общее) образование;
  • среднее (полное) образование;
  • среднее (профессиональное) образование;
  • бакалавриат высшего образования;
  • магистратура;
  • аспирантура (интернатура, ординатура, адъюнктура) (при соискании ученой степени кандидата наук);
  • докторантура (при соискании ученой степени доктора наук);
  • дальнейшее профессиональное совершенствование.

Типы образовательных организаций:

Тип образовательной организации Основная образовательная деятельность Дополнительная (возможная для осуществления) образовательная деятельность Возможные виды образовательных организаций
Дошкольная образовательная организация образовательные программы дошкольного образования, а также присмотр и уход за детьми дополнительные общеразвивающие программы ясли, детский сад
Общеобразовательная организация образовательные программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения начальная школа — детский сад, прогимназия, школа, гимназия, национальная гимназия, лицей, учебно-воспитательный комплекс, школа с углубленным изучением предметов, профильная школа, кадетская школа, кадетский корпус, школа-интернат
Профессиональная образовательная организация образовательные программы среднего профессионального образования основные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы профессиональное училище, профессиональный лицей, колледж, техникум
Образовательные организации высшего образования образовательные программы высшего образования, а также научная деятельность основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы институт, академия, университет
Организация дополнительного образования дополнительные общеобразовательные программы образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения учреждения дополнительного образования детей: дворцы детского (юношеского) творчества, станции юного натуралиста, станции юного туриста, детская школа искусств; учреждения дополнительного образования взрослых
Организация дополнительного профессионального образования дополнительные профессиональные программы программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения институт повышения квалификации

Таблица подготовлена на основании статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Система образования в РФ

Система образования в России включает в себя:

  • образовательные стандарты и федеральные государственные требования,
  • образовательные программы различных видов, уровней и направленности,
  • организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся,
  • органы управления в сфере образования (на федеральном уровне, уровне субъектов федерации и муниципальном уровне), созданные ими консультативные, совещательные и иные органы,
  • организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования,
  • объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Управление образованием включает в себя планирование, организацию, реализацию, обзор, оценку и интеграцию учреждения.

Управление образованием в Российской Федерации

Федеральный уровень

Управление образованием в России на федеральном уровне осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации, которое выполняет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Министерство также выполняет функции упраздненного в 2010 году Федерального агентства по образованию (Рособразование) — оказание государственных услуг, управление федеральным имуществом подведомственных учреждений, а также правоприменительные функции в сфере образования, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений. Нормативные документы в области образования также принимают Президент и Правительство Российской Федерации.

Функции по контролю и надзору в области образования выполняет Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). Служба осуществляет лицензирование, аттестацию и аккредитацию образовательных учреждений, аттестацию научных и педагогических работников вузов, аттестацию выпускников образовательных учреждений, подтверждение и нострификацию документов об образовании.

Также Правительство Российской Федерации и другие федеральные органы власти могут выступать учредителям образовательных организаций.

К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся:

  • разработка и проведение единой государственной политики в сфере образования;
  • организация предоставления высшего образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение на конкурсной основе бесплатно высшего образования;
  • организация предоставления дополнительного профессионального образования в федеральных государственных образовательных организациях;
  • разработка, утверждение и реализация государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, реализация международных программ в сфере образования;
  • создание, реорганизация, ликвидация федеральных государственных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителя федеральных государственных образовательных организаций;
  • утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, установление федеральных государственных требований;
  • лицензирование и государственная аккредитация образовательной деятельности;
  • государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, указанных в предыдущем пункте, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования;
  • формирование и ведение федеральных информационных систем, федеральных баз данных в сфере образования, в том числе обеспечение конфиденциальности содержащихся в них персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • установление и присвоение государственных наград, почетных званий, ведомственных наград и званий работникам системы образования;
  • разработка прогнозов подготовки кадров, требований к подготовке кадров на основе прогноза потребностей рынка труда;
  • обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на федеральном уровне;
  • осуществление иных полномочий в сфере образования, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
  • обеспечение в федеральных государственных образовательных организациях организацию предоставления общедоступного и бесплатного общего и среднего профессионального образования.

Региональный уровень

На региональном уровне управление образованием осуществляют органы исполнительной власти (министерства, департаменты образования) субъектов федерации, на муниципальном уровне — департаменты, управления, отделы образования муниципальных образований.

Российской Федерации органам государственной власти субъектов федерации переданы следующие полномочия:

  • государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций высшего образования), а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории;
  • лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций высшего образования);
  • государственная аккредитация образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона);
  • подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации.

Контроль за выполнением региональными органами управления образованием переданных функций осуществляет Рособрнадзор.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся:

  • разработка и реализация региональных программ развития образования с учётом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации;
  • создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций субъектов Российской Федерации, осуществление функций и полномочий учредителей образовательных организаций субъектов Российской Федерации;
  • обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;
  • создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;
  • финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг);
  • организация предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования;
  • организация предоставления дополнительного образования детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;
  • организация предоставления дополнительного профессионального образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;
  • организация обеспечения муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций субъектов Российской Федерации учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ;
  • обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на уровне субъектов Российской Федерации;
  • организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации;
  • осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством Статья 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

Муниципальный уровень

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:

  • организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);
  • организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации);
  • создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;
  • создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций;
  • обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;
  • учёт детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа;
  • осуществление иных полномочий в сфере образования в соответствии с законодательством.

Органы местного самоуправления муниципальных районов не вправе учреждать и осуществлять функции учредителя учреждений высшего образования (кроме тех, что созданы до 31 декабря 2008 года). Организацию образования на местном уровне и полномочия органов местного самоуправления в Москве и Санкт-Петербурге осуществляется в соответствии с законодательством городов федерального значения.

Стандарты качества управления образованием

В Российской Федерации стандарты качества управления образованием были приняты с 17 июля 1998 г. № 1941 приказом Министерства образования России. Этим приказом была утверждена структура центрального аппарата министерства, включающая в себя подразделение Управления контроля качества образования. Управление качеством образования выполняет функции такие, как:

  • системообразующий компонент в системе деятельности внешкольных учреждений;
  • обеспечение целенаправленной работы всех субъектов педагогического процесса;
  • создание гибких организационных структур;
  • создание многообразных образовательных и развивающих программ.

Управление качеством образования реализуется на трёх уровнях:

  • Стратегический: директор взаимодействует с региональными управленческими структурами для определения социального заказа и выработки нормативно-правовой базы.
  • Тактический: разработка директором и его заместителями программ развития УДО, Устава, программ отделов и др. и обеспечение внутреннего контроля.
  • Оперативный: включение педагогов дополнительного образования в реализацию функций управления.

Международные стандарты качества

Основополагающим стандартом серии стандартов качества является документ ISO 9000 “Стандарты на управление качеством и обеспечение качества. Руководящие положения по выбору и применению”. Он определяет основные принципы политики руководства организаций в области обеспечения качества, описывает три возможных модели управления, устанавливает и разъясняет взаимосвязь между различными понятиями в области качества. Стандарт устанавливает новое для экономических процессов понятие “степень подтверждения”, определяющее представление потребителю (заказчику) доказательств того, что система управления качеством и продукция изготовителя (поставщика) соответствует установленным в договорах техническим требованиям. В стандарте ISO 9004 “Система качества. Элементы системы управления качеством. Руководящие положения” рассматриваются 20 элементов системы управления качеством на предприятии и их применение. На основе рекомендаций этого стандарта руководитель предприятия может выбрать соответствующие элементы управления, отвечающие специфике организации. Используя рекомендации стандарта при проектировании системы управления качеством можно сократить затраты и одновременно, за счёт применения уже апробированного опыта, повысить экономический эффект от проектируемой системы.

 

Отдельные вопросы управления образованием

Рекомендуемая литература

  1. Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”. Архивировано 13 октября 2013 года.
  2. Википедия.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Shopping Cart
Scroll to Top