Управление образованием
Система образования и управление образованием
Управление образованием (Образовательное управление. Education Management) – относится к управлению системой образования, в котором группа объединяет человеческие и материальные ресурсы для контроля, планирования, разработки стратегии и реализации структур для реализации системы образования.
Образование – это оснащение знаний, навыков, ценностей, убеждений, привычек и отношений опытом обучения. Система образования представляет собой экосистему профессионалов в образовательных учреждениях, таких как правительственные министерства, союзы, уставные советы, агентства и школы.
Образование – система воспитания и обучения личности, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, функций, опыта деятельности и компетенций.
Иерархия (в области научной, инженерной и т. п. карьеры) упрощенно выглядит следующим образом:
|
Типы образовательных организаций:
Тип образовательной организации | Основная образовательная деятельность | Дополнительная (возможная для осуществления) образовательная деятельность | Возможные виды образовательных организаций |
Дошкольная образовательная организация | образовательные программы дошкольного образования, а также присмотр и уход за детьми | дополнительные общеразвивающие программы | ясли, детский сад |
Общеобразовательная организация | образовательные программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования | образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения | начальная школа — детский сад, прогимназия, школа, гимназия, национальная гимназия, лицей, учебно-воспитательный комплекс, школа с углубленным изучением предметов, профильная школа, кадетская школа, кадетский корпус, школа-интернат |
Профессиональная образовательная организация | образовательные программы среднего профессионального образования | основные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы | профессиональное училище, профессиональный лицей, колледж, техникум |
Образовательные организации высшего образования | образовательные программы высшего образования, а также научная деятельность | основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы | институт, академия, университет |
Организация дополнительного образования | дополнительные общеобразовательные программы | образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения | учреждения дополнительного образования детей: дворцы детского (юношеского) творчества, станции юного натуралиста, станции юного туриста, детская школа искусств; учреждения дополнительного образования взрослых |
Организация дополнительного профессионального образования | дополнительные профессиональные программы | программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения | институт повышения квалификации |
Таблица подготовлена на основании статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Система образования в РФ
Система образования в России включает в себя:
- образовательные стандарты и федеральные государственные требования,
- образовательные программы различных видов, уровней и направленности,
- организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся,
- органы управления в сфере образования (на федеральном уровне, уровне субъектов федерации и муниципальном уровне), созданные ими консультативные, совещательные и иные органы,
- организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования,
- объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
Управление образованием включает в себя планирование, организацию, реализацию, обзор, оценку и интеграцию учреждения.
Управление образованием в Российской Федерации
Федеральный уровень
Управление образованием в России на федеральном уровне осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации, которое выполняет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Министерство также выполняет функции упраздненного в 2010 году Федерального агентства по образованию (Рособразование) — оказание государственных услуг, управление федеральным имуществом подведомственных учреждений, а также правоприменительные функции в сфере образования, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений. Нормативные документы в области образования также принимают Президент и Правительство Российской Федерации.
Функции по контролю и надзору в области образования выполняет Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). Служба осуществляет лицензирование, аттестацию и аккредитацию образовательных учреждений, аттестацию научных и педагогических работников вузов, аттестацию выпускников образовательных учреждений, подтверждение и нострификацию документов об образовании.
Также Правительство Российской Федерации и другие федеральные органы власти могут выступать учредителям образовательных организаций.
К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся:
- разработка и проведение единой государственной политики в сфере образования;
- организация предоставления высшего образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение на конкурсной основе бесплатно высшего образования;
- организация предоставления дополнительного профессионального образования в федеральных государственных образовательных организациях;
- разработка, утверждение и реализация государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, реализация международных программ в сфере образования;
- создание, реорганизация, ликвидация федеральных государственных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителя федеральных государственных образовательных организаций;
- утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, установление федеральных государственных требований;
- лицензирование и государственная аккредитация образовательной деятельности;
- государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, указанных в предыдущем пункте, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования;
- формирование и ведение федеральных информационных систем, федеральных баз данных в сфере образования, в том числе обеспечение конфиденциальности содержащихся в них персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- установление и присвоение государственных наград, почетных званий, ведомственных наград и званий работникам системы образования;
- разработка прогнозов подготовки кадров, требований к подготовке кадров на основе прогноза потребностей рынка труда;
- обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на федеральном уровне;
- осуществление иных полномочий в сфере образования, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
- обеспечение в федеральных государственных образовательных организациях организацию предоставления общедоступного и бесплатного общего и среднего профессионального образования.
Региональный уровень
На региональном уровне управление образованием осуществляют органы исполнительной власти (министерства, департаменты образования) субъектов федерации, на муниципальном уровне — департаменты, управления, отделы образования муниципальных образований.
Российской Федерации органам государственной власти субъектов федерации переданы следующие полномочия:
- государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций высшего образования), а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории;
- лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций высшего образования);
- государственная аккредитация образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона);
- подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации.
Контроль за выполнением региональными органами управления образованием переданных функций осуществляет Рособрнадзор.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся:
- разработка и реализация региональных программ развития образования с учётом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации;
- создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций субъектов Российской Федерации, осуществление функций и полномочий учредителей образовательных организаций субъектов Российской Федерации;
- обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;
- создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;
- финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг);
- организация предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования;
- организация предоставления дополнительного образования детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;
- организация предоставления дополнительного профессионального образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;
- организация обеспечения муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций субъектов Российской Федерации учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ;
- обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на уровне субъектов Российской Федерации;
- организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации;
- осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством Статья 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
Муниципальный уровень
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:
- организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);
- организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации);
- создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;
- создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций;
- обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;
- учёт детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа;
- осуществление иных полномочий в сфере образования в соответствии с законодательством.
Органы местного самоуправления муниципальных районов не вправе учреждать и осуществлять функции учредителя учреждений высшего образования (кроме тех, что созданы до 31 декабря 2008 года). Организацию образования на местном уровне и полномочия органов местного самоуправления в Москве и Санкт-Петербурге осуществляется в соответствии с законодательством городов федерального значения.
Стандарты качества управления образованием
В Российской Федерации стандарты качества управления образованием были приняты с 17 июля 1998 г. № 1941 приказом Министерства образования России. Этим приказом была утверждена структура центрального аппарата министерства, включающая в себя подразделение Управления контроля качества образования. Управление качеством образования выполняет функции такие, как:
- системообразующий компонент в системе деятельности внешкольных учреждений;
- обеспечение целенаправленной работы всех субъектов педагогического процесса;
- создание гибких организационных структур;
- создание многообразных образовательных и развивающих программ.
Управление качеством образования реализуется на трёх уровнях:
- Стратегический: директор взаимодействует с региональными управленческими структурами для определения социального заказа и выработки нормативно-правовой базы.
- Тактический: разработка директором и его заместителями программ развития УДО, Устава, программ отделов и др. и обеспечение внутреннего контроля.
- Оперативный: включение педагогов дополнительного образования в реализацию функций управления.
Международные стандарты качества
Основополагающим стандартом серии стандартов качества является документ ISO 9000 “Стандарты на управление качеством и обеспечение качества. Руководящие положения по выбору и применению”. Он определяет основные принципы политики руководства организаций в области обеспечения качества, описывает три возможных модели управления, устанавливает и разъясняет взаимосвязь между различными понятиями в области качества. Стандарт устанавливает новое для экономических процессов понятие “степень подтверждения”, определяющее представление потребителю (заказчику) доказательств того, что система управления качеством и продукция изготовителя (поставщика) соответствует установленным в договорах техническим требованиям. В стандарте ISO 9004 “Система качества. Элементы системы управления качеством. Руководящие положения” рассматриваются 20 элементов системы управления качеством на предприятии и их применение. На основе рекомендаций этого стандарта руководитель предприятия может выбрать соответствующие элементы управления, отвечающие специфике организации. Используя рекомендации стандарта при проектировании системы управления качеством можно сократить затраты и одновременно, за счёт применения уже апробированного опыта, повысить экономический эффект от проектируемой системы.
Отдельные вопросы управления образованием
Рекомендуемая литература
- Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”. Архивировано 13 октября 2013 года.
- Википедия.
Статьи в журнале по теме Управление образованием
Посмотреть еще в категории: Управление деятельностью
- Управление строительством
- Управление здравоохранением
- Управление развлечениями
- Управление ИТ-услугами
- Спортивный менеджмент
- Управление в отраслях биотехнологий
- Государственное и муниципальное управление
- Управление в области науки
- Гостиничное управление
- Управление торговлей
- Управление промышленностью
- Управление туризмом
- Управление культурой
- Таможенный менеджмент
- Управление банком
- Управление транспортом
- Медиа-менеджмент