Организация
Организация как субъект хозяйствования
Организация — это сущность, такая как компания, учреждение или ассоциация, состоящая из одного или нескольких человек и имеющая определенную цель.
Термин употребляется преимущественно для обозначения социальной группы, которая распределяет выполнение задач между участниками для достижения определённой коллективной цели.
Налоговый кодекс Российской Федерации (НК России) приравнивает организации к юридическим лицам, которые с физическими лицами являются основными налогоплательщиками Российской Федерации — России. При этом иностранными организациями признаются образования, обладающие гражданской правоспособностью в соответствии с законодательством иностранных государств, а также их филиалы и представительства на территории Российской Федерации, даже если они не являются самостоятельными юридическими лицами.
Организация (от греч. ὄργανον — «инструмент») — это субъект хозяйствования, обладающий правами юридического лица, производящий продукцию или оказывающий услугу потребителю с целью получения прибыли.
Существует множество юридических типов организаций, включая корпорации, правительства, неправительственные организации, политические организации, международные организации, вооруженные силы, благотворительные организации, некоммерческие корпорации, партнерства, кооперативы, учебные заведения и т.д.
Организация состоит из групп (коллективов). По определению Марвина Шоу группа (коллектив) — это два и более лица, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на конкретных людей (работников) и одновременно находится под влиянием конкретных людей. В организации тесно переплетены два вида групп: формальные и неформальные.
- Формальную организацию характеризует определённый порядок, зафиксированный в уставе, правилах, планах, нормах поведения, позволяет сознательно координировать социальные взаимодействия для достижения конкретной общей цели.
- Неформальная организация основывается на товарищеских отношениях, личном выборе связей, она отражает реальное положение дел, которое может не соответствовать формальной организации и проявляется в наличии «малых» групп (до 10 человек). Социальные взаимодействия в неформальной организации не имеют общей или сознательно координированной общей цели.
Большинство организаций функционируют через сочетание формальных и неформальных механизмов.
Цели, задачи и функции организации
Йенс Расмуссен и Мортен Линд выделяют три фундаментальные категории целей, связанных с управлением технологической системой. Это:
- Производственные цели.
- Цели в области безопасности.
- Цели экономики.
Пример типов целей в управлении организацией:
- Потребительские цели: это относится к поставке продукта или услуги, которые нужны рынку / потребителю.
- Цели продукта: это относится к предоставлению выдающегося ценностного предложения по сравнению с другими продуктами – возможно, из-за таких факторов, как качество, дизайн, надежность и новизна.
- Оперативные цели: это относится к управлению организацией таким образом, чтобы наилучшим образом использовать управленческие навыки, технологии и ресурсы.
- Второстепенные цели: это относится к целям, которые организация не считает приоритетными.
Главной целью большинства организаций является превышения результата над понесенными затратами, то есть получение максимальной прибыли и высокого уровня рентабельности. Для достижения данной цели предприятиями выполняется рад задач: выпуск высококачественной продукции, внедрение новых технологий, разработка стратегии и тактики поведения, обеспечение конкурентоспособности, забота о работниках и др.
Основные функции организации как социальной системы:
Дополнительные функции организации:
Общие черты организаций
- Целевой характер создания.
- Наличие ресурсов: людей, капитала, материалов, технологии, информации и тому подобное.
- Зависимость от внешней среды (экономических условий, общественных организаций, международных событий, законодательных актов, конкурентов, менталитета общества и тому подобное).
- Горизонтальное разделение труда (выделение конкретных задач), подразделения, которые возникли в результате горизонтального разделения труда.
- Вертикальное разделение труда, направленное на координацию работы, то есть осуществление процесса управления.
- Необходимость управления.
- Планирование деятельности.
- Наличие формальных и неформальных групп.
- Осуществление определённых видов деятельности (государственной, производственной, финансовой, инвестиционной, торговой, научно-исследовательской и тому подобное).
Организация как специфическое социальное образование, форма совместной деятельности людей в производстве материальных благ (товаров) и услуг, обладает определёнными особенностями. Успешное управление (менеджмент) организацией предполагает понимание их основных черт и принципов функционирования, составляющих внутренней и внешней среды, развития организаций в различных социально-экономических формациях, особенностей коммерческих и некоммерческих организаций, функций, способов управления организационным развитием.
Виды организаций
Рекомендуемая литература
- Статья 11 НК России, пункт 2.
- Балиг, Хельми Х. (2006). Организационные структуры: теория и дизайн, анализ и предписание. Спрингер. ISBN 978-0387258478.
- Википедия.