Организация

Организация как субъект хозяйствования

Организация — это сущность, такая как компания, учреждение или ассоциация, состоящая из одного или нескольких человек и имеющая определенную цель.

Термин употребляется преимущественно для обозначения социальной группы, которая распределяет выполнение задач между участниками для достижения определённой коллективной цели.

Налоговый кодекс Российской Федерации (НК России) приравнивает организации к юридическим лицам, которые с физическими лицами являются основными налогоплательщиками Российской Федерации — России. При этом иностранными организациями признаются образования, обладающие гражданской правоспособностью в соответствии с законодательством иностранных государств, а также их филиалы и представительства на территории Российской Федерации, даже если они не являются самостоятельными юридическими лицами.

Организация (от греч. ὄργανον — «инструмент») — это субъект хозяйствования, обладающий правами юридического лица, производящий продукцию или оказывающий услугу потребителю с целью получения прибыли.

Существует множество юридических типов организаций, включая корпорации, правительства, неправительственные организации, политические организации, международные организации, вооруженные силы, благотворительные организации, некоммерческие корпорации, партнерства, кооперативы, учебные заведения и т.д.

Организация состоит из групп (коллективов). По определению Марвина Шоу группа (коллектив) — это два и более лица, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на конкретных людей (работников) и одновременно находится под влиянием конкретных людей. В организации тесно переплетены два вида групп: формальные и неформальные.

  • Формальную организацию характеризует определённый порядок, зафиксированный в уставе, правилах, планах, нормах поведения, позволяет сознательно координировать социальные взаимодействия для достижения конкретной общей цели.
  • Неформальная организация основывается на товарищеских отношениях, личном выборе связей, она отражает реальное положение дел, которое может не соответствовать формальной организации и проявляется в наличии «малых» групп (до 10 человек). Социальные взаимодействия в неформальной организации не имеют общей или сознательно координированной общей цели.

Formal'nyye i neformal'nyye organizatsii
Формальные и неформальные организации

 

Большинство организаций функционируют через сочетание формальных и неформальных механизмов.

Цели, задачи и функции организации

Йенс Расмуссен и Мортен Линд выделяют три фундаментальные категории целей, связанных с управлением технологической системой. Это:

  1. Производственные цели.
  2. Цели в области безопасности.
  3. Цели экономики.

Пример типов целей в управлении организацией:

  • Потребительские цели: это относится к поставке продукта или услуги, которые нужны рынку / потребителю.
  • Цели продукта: это относится к предоставлению выдающегося ценностного предложения по сравнению с другими продуктами – возможно, из-за таких факторов, как качество, дизайн, надежность и новизна.
  • Оперативные цели: это относится к управлению организацией таким образом, чтобы наилучшим образом использовать управленческие навыки, технологии и ресурсы.
  • Второстепенные цели: это относится к целям, которые организация не считает приоритетными.

Главной целью большинства организаций является превышения результата над понесенными затратами, то есть получение максимальной прибыли и высокого уровня рентабельности. Для достижения данной цели предприятиями выполняется рад задач: выпуск высококачественной продукции, внедрение новых технологий, разработка стратегии и тактики поведения, обеспечение конкурентоспособности, забота о работниках и др.

Основные функции организации как социальной системы:

Funktsii organizatsii kak sotsial'noy sistemy
Функции организации как социальной системы

Дополнительные функции  организации:

Dopolnitel'nyye funktsii organizatsii
Дополнительные функции  организации

Общие черты организаций

  • Целевой характер создания.
  • Наличие ресурсов: людей, капитала, материалов, технологии, информации и тому подобное.
  • Зависимость от внешней среды (экономических условий, общественных организаций, международных событий, законодательных актов, конкурентов, менталитета общества и тому подобное).
  • Горизонтальное разделение труда (выделение конкретных задач), подразделения, которые возникли в результате горизонтального разделения труда.
  • Вертикальное разделение труда, направленное на координацию работы, то есть осуществление процесса управления.
  • Необходимость управления.
  • Планирование деятельности.
  • Наличие формальных и неформальных групп.
  • Осуществление определённых видов деятельности (государственной, производственной, финансовой, инвестиционной, торговой, научно-исследовательской и тому подобное).

Организация как специфическое социальное образование, форма совместной деятельности людей в производстве материальных благ (товаров) и услуг, обладает определёнными особенностями. Успешное управление (менеджмент) организацией предполагает понимание их основных черт и принципов функционирования, составляющих внутренней и внешней среды, развития организаций в различных социально-экономических формациях, особенностей коммерческих и некоммерческих организаций, функций, способов управления организационным развитием.

Виды организаций

Рекомендуемая литература

  1. Статья 11 НК России, пункт 2.
  2. Балиг, Хельми Х. (2006). Организационные структуры: теория и дизайн, анализ и предписание. Спрингер. ISBN 978-0387258478.
  3. Википедия.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Shopping Cart
Scroll to Top