Стратегическое планирование

Стратегическое планирование: понятие и признаки

Стратегическое планирование – это процесс организации по определению своей стратегии или направления и принятию решений о распределении своих ресурсов для достижения стратегических целей.

Стратегия имеет много определений, но обычно она включает в себя постановку стратегических целей, определение действий для достижения целей, установление сроков и мобилизацию ресурсов для выполнения действий. Стратегия описывает, как цели (задачи) будут достигнуты средствами (ресурсами) за определенный промежуток времени. Часто стратегическое планирование носит долгосрочный характер, и организационные действия устанавливаются на срок от двух до пяти лет в будущем.

Майкл Портер писал в 1980 году, что формулировка конкурентной стратегии включает в себя рассмотрение четырех ключевых элементов:

  • Сильные и слабые стороны компании;
  • Личные ценности ключевых исполнителей (т.е. руководства и совета директоров);
  • Отраслевые возможности и угрозы;
  • Более широкие ожидания общества.

Первые два элемента относятся к факторам, внутренним для компании (т.е. внутренняя среда), в то время как последние два относятся к факторам, внешним по отношению к компании (т.е. внешняя среда). Эти элементы учитываются на протяжении всего процесса стратегического планирования.

Strategicheskoye planirovaniye

Признаки стратегического планирования

Применительно к управлению бизнесом стратегическое планирование характеризуется следующими признаками:

  • направляет на достижение определенного набора целей;
  • изучает альтернативные способы выполнения работы и предоставляет оценку необходимых ресурсов;
  • обеспечивает контрольный показатель для измерения того, что было сделано;
  • использование в самом начале процесса планирования инновационных подходов и методов, что даёт конкурентное преимущество.

Процесс стратегического планирования

Стратегическое планирование является процессом и, таким образом, включает в себя вводимые ресурсы, мероприятия, результаты и результаты. Этот процесс, как и все процессы, имеет ограничения.

Входы

Данные собираются из различных источников, таких как интервью с ключевыми руководителями, обзор общедоступных документов о конкуренции или рынке, первичные исследования (например, посещение или наблюдение за местами деятельности конкурентов или сравнение цен), отраслевые исследования, отчеты о результатах деятельности организации и т. д. Это может быть частью программы конкурентной разведки. Исходные данные собираются, чтобы помочь установить базовый уровень, поддержать понимание конкурентной среды, ее возможностей и рисков. Другие входные данные включают понимание ценностей ключевых заинтересованных сторон, таких как совет директоров, акционеры и высшее руководство. Эти ценности могут быть отражены в видении и миссии организации.

Деятельность

Деятельность по стратегическому планированию включает в себя встречи и другое общение между руководителями и персоналом организации для выработки общего понимания конкурентной среды и того, какой должна быть реакция организации на эту среду. В рамках деятельности по стратегическому планированию могут быть реализованы различные инструменты стратегического планирования.

Выходы

Результат стратегического планирования включает документацию и сообщения, описывающие стратегию организации и то, как она должна быть реализована, иногда называемую стратегическим планом. Стратегия может включать в себя диагностику конкурентной ситуации, руководящую политику для достижения целей организации и конкретные планы действий, которые должны быть реализованы.  Стратегический план может охватывать несколько лет и периодически обновляться.

Результаты

В то время как процесс планирования дает результаты, реализация стратегии или выполнение стратегического плана дает результаты. Эти результаты будут неизменно отличаться от стратегических целей. От того, насколько они близки к стратегическим целям и видению, будет зависеть успех или провал стратегического плана. Непредвиденные результаты также могут быть проблемой. Они должны быть учтены и поняты, чтобы разработка и реализация стратегии были настоящим процессом обучения.

Инструменты и методы стратегического планирования

В стратегическом планировании используются различные аналитические инструменты и методы. Они были разработаны компаниями и консалтинговыми фирмами по вопросам управления, чтобы помочь обеспечить основу для стратегического планирования. К таким инструментам относятся:

  • PEST-анализ, который охватывает удаленные элементы внешней среды, такие как политические, экономические, социальные и технологические (PESTLE добавляет правовые/нормативные и экологические/экологические);
  • Сценарное планирование, которое изначально использовалось в вооруженных силах, а в последнее время используется крупными корпорациями для анализа будущих сценариев. Блок-схема справа представляет собой процесс классификации явления как сценария в традиции интуитивной логики;
  • Анализ пяти сил Портера, в котором рассматриваются привлекательность отрасли и конкуренция через переговорную силу покупателей и поставщиков, а также угрозу замещающих продуктов и новых участников рынка;
  • SWOT-анализ, в котором рассматриваются внутренние сильные и слабые стороны по отношению к внешним возможностям и угрозам;
  • Матрица доли роста, которая включает в себя портфельные решения о том, какие предприятия сохранить или продать;
  • Сбалансированные системы показателей и стратегические карты, которые создают систематическую основу для измерения и контроля стратегии.
  • Адаптивная оценка, которая использует конструктивистский подход к оценке для определения результатов достижения целей, которая затем поддерживает будущие мероприятия по стратегическому планированию.
  • VRIO Framework, который определяет конкурентное преимущество продукта или услуги путем оценки четырех элементов, таких как ценность, редкость, подражаемость и организация.

Преимущества стратегического планирования

Стратегическое планирование создает важные преимущества в организации будущей деятельности предприятия:

  • обеспечивает подготовку к использованию возможных благоприятных условий для успешной деятельности предприятия;
  • позволяет всесторонне проанализировать возникающие (в том числе ожидаемые в будущем) проблемы и угрозы в деятельности предприятия;
  • улучшает координацию действий в процессе хозяйственной деятельности предприятия по достижению его целей;
  • создает предпосылки для развития стратегического мышления и предвидения у менеджерского корпуса предприятия;
  • способствует формированию информационной базы для эффективного управления предприятием при реализации стратегии и достижении целей;
  • обеспечивает более обоснованное и рациональное распределение ресурсов предприятия и их концентрацию на ключевых направлениях достижения успеха предприятия.

Рекомендуемая литература

  1. Минцберг, Генри; Куинн, Джеймс Б. (1996). Стратегический процесс: концепции, контексты, кейсы. Прентис Холл. ISBN 978-0-13-234030-4.
  2. Портер, Майкл Э. (1980). Конкурентная стратегия. ISBN 978-0-684-84148-9.
  3. Друкер, Питер (1954). Практика управления. Харпер и Роу. ISBN 978-0-06-091316-8.
  4. Минцберг, Генри (1994-01-01). «Падение и подъем стратегического планирования». Гарвардское бизнес-обозрение. ISSN 0017-8012. Проверено 2022-04-10.
  5. Шкурко В.Е. Бизнес-планирование в предпринимательской деятельности Архивная копия от 13 ноября 2021 на Wayback Machine: [учеб. пособие]/В.Е. Шкурко, Н.Ю. Никитина – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016 – 172с.- c. 18—19 — ISBN 978-5-7996-1803-2
  6. Википедия.

Посмотреть еще в категории: Стратегическое управление

No items found

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Shopping Cart
Scroll to Top