Стратегическое управление
Стратегическое управление
В области управления стратегическое управление (стратегический менеджмент) включает в себя формулирование и реализацию основных целей и инициатив, предпринимаемых менеджерами организации от имени заинтересованных сторон, на основе рассмотрения ресурсов и оценки внутренней и внешней среды, в которой работает организация.
Стратегическое управление обеспечивает общее руководство предприятием и включает в себя определение целей организации, разработку политик и планов для достижения этих целей, а затем выделение ресурсов для реализации планов.
Майкл Портер выделяет три принципа, лежащих в основе стратегии:
- Создание «уникальной и ценной позиции на рынке»;
- Идти на компромиссы, выбирая «чего не делать»;
- Создание «соответствия» путем согласования деятельности компании друг с другом для поддержки выбранной стратегии.
В 1988 году Генри Минцберг описал множество различных определений и перспектив стратегии, отраженных как в академических исследованиях, так и на практике. Он изучил стратегический процесс и пришел к выводу, что он был гораздо более изменчивым и непредсказуемым, чем думали люди. Из-за этого он не мог указать на один процесс, который можно было бы назвать стратегическим планированием. Вместо этого Минцберг приходит к выводу, что существует пять типов стратегий:
- Стратегия как план – направленный курс действий для достижения намеченного набора целей; по аналогии с концепцией стратегического планирования;
- Стратегия как паттерн — последовательная модель прошлого поведения, со стратегией, реализованной с течением времени, а не запланированной или предполагаемой. В тех случаях, когда реализованная модель отличалась от намерения, он называл стратегию эмерджентной;
- Стратегия как позиция — размещение брендов, продуктов или компаний на рынке, основанное на концептуальной базе потребителей или других заинтересованных сторон; стратегия, определяемая в первую очередь факторами за пределами фирмы;
- Стратегия как уловка – специфический маневр, направленный на то, чтобы перехитрить конкурента; и
- Стратегия как перспектива – реализация стратегии, основанной на «теории бизнеса» или естественном продолжении мышления или идеологической перспективы организации.
Корпоративная стратегия включает в себя ответ на ключевой вопрос с точки зрения портфеля: «В каком бизнесе мы должны быть?» Бизнес-стратегия предполагает ответ на вопрос: «Как мы будем конкурировать в этом бизнесе?».
Стратегическое управления включает в себя связанные концепции стратегического планирования и стратегического мышления. Стратегическое планирование носит аналитический характер и относится к формализованным процедурам для получения данных и анализов, используемых в качестве исходных данных для стратегического мышления, которое синтезирует данные, приводящие к стратегии.
Стратегические решения основаны на результатах оценки и являются ответами на стратегические вопросы о том, как организация будет конкурировать, такие как:
- Чем занимается организация?
- Кто является целевым клиентом продуктов и услуг организации?
- Где клиенты и как они покупают? Что считается «ценностью» для клиента?
- Какие предприятия, продукты и услуги должны быть включены или исключены из портфеля предложений?
- Каков географический охват бизнеса?
- Что отличает компанию от конкурентов в глазах клиентов и других заинтересованных сторон?
- Какие навыки и способности следует развивать в фирме?
- Каковы важные возможности и риски для организации?
- Как фирма может расти как за счет своего основного бизнеса, так и за счет нового бизнеса?
- Как фирма может создать большую ценность для инвесторов?
Ответы на эти и многие другие стратегические вопросы приводят к стратегии организации и ряду конкретных краткосрочных и долгосрочных целей или задач и связанных с ними мер.
Стратегическое планирование
Стратегическое планирование является средством управления разработкой и реализацией стратегии. Стратегическое планирование носит аналитический характер и относится к формализованным процедурам для получения данных и анализов, используемых в качестве исходных данных для стратегического мышления, которое синтезирует данные, приводящие к стратегии.
Стратегическое планирование может также относиться к механизмам контроля, используемым для реализации стратегии после ее определения. Другими словами, стратегическое планирование происходит вокруг процесса формирования стратегии.
Портер писал в 1980 году, что формулировка конкурентной стратегии включает в себя рассмотрение четырех ключевых элементов:
- Сильные и слабые стороны компании;
- Личные ценности ключевых исполнителей (т.е. руководства и совета директоров)
- Отраслевые возможности и угрозы; и
- Более широкие ожидания общества.
Существует множество аналитических структур, которые пытаются организовать процесс стратегического планирования. Примеры структур, в которых рассматриваются четыре элемента, описанные выше, включают:
- Внешняя среда: PEST-анализ или анализ STEEP — это структура, используемая для изучения удаленных внешних факторов окружающей среды, которые могут повлиять на организацию, таких как политические, экономические, социальные/демографические и технологические. Общие вариации включают анализ SLEPT, PESTLE, SPIRLE и STEER, каждый из которых включает в себя немного разные акценты.
- Отраслевая среда: Система анализа пяти сил Портера помогает определить конкурентное соперничество и, следовательно, привлекательность рынка. Он используется для определения портфеля предложений, которые организация будет предоставлять, и на каких рынках.
- Взаимосвязь внутренней и внешней среды: SWOT-анализ является одной из наиболее основных и широко используемых структур, которая исследует как внутренние элементы организации — Strengths и W, — так и внешние элементы — Opportunities и Threats. Это помогает исследовать ресурсы организации в контексте ее среды.
Стратегическое мышление
Стратегическое мышление включает в себя генерацию и применение уникальных бизнес-идей к возможностям, предназначенным для создания конкурентного преимущества для фирмы или организации.
Это включает в себя оспаривание предположений, лежащих в основе стратегии и ценностного предложения организации. Минцберг писал в 1994 году, что речь идет скорее о синтезе (т.е. «соединении точек»), чем об анализе (т.е. «поиске точек»). Речь идет о том, чтобы «зафиксировать то, что менеджер узнает из всех источников (как мягкие идеи из его или ее личного опыта, так и опыта других людей в организации, а также достоверные данные из маркетинговых исследований и тому подобное), а затем синтезировать эти знания в видение направления, в котором должен двигаться бизнес». Минцберг утверждал, что стратегическое мышление является важной частью формулирования стратегии, в большей степени, чем упражнения по стратегическому планированию.
Классическое стратегическое мышление и видение имеют некоторые ограничения в турбулентной среде и неопределенности. Ограничения связаны с гетерогенностью и ориентированными на будущее целями и обладанием когнитивными способностями в классическом определении. Стратегию не следует рассматривать только с точки зрения высшей управленческой иерархии. Новая структура микрофондов предполагает, что люди с разных уровней управления необходимы для динамичной работы и взаимодействия, чтобы привести к стратегии знаний.
Отдельные вопросы стратегического управления
Рекомендуемая литература
- Минцберг, Генри и Куинн, Джеймс Брайан (1996). Стратегический процесс: концепции, контексты, кейсы. Прентис Холл. ISBN 978-0-13-234030-4.
- Друкер, Питер (1954). Практика управления. Харпер и Роу. ISBN 978-0-06-091316-8.
- Минцберг, Генри и Куинн, Дж.Б. Стратегический процесс, Прентис-Холл, Харлоу, 1988.
- Портер, Майкл Э. (1980). Конкурентная стратегия. ISBN 978-0-684-84148-9.
- Википедия.
Статьи в журнале по теме Стратегическое управление
Посмотреть еще в категории: Управление процессами
- Управление требованиями
- Управление активами
- Управление программами
- Управление эффективностью
- Управление безопасностью
- Управление маркетингом
- Управление финансами
- Управление персоналом
- Управление рисками
- Управление производством
- Управление отношениями
- Управление качеством
- Управление коммуникациями
- Юридическое управление
- Управление перевозками
- Управление рабочим процессом
- Управление закупками (поставкам)