Стратегическое управление

Стратегическое управление

В области управления стратегическое управление (стратегический менеджмент) включает в себя формулирование и реализацию основных целей и инициатив, предпринимаемых менеджерами организации от имени заинтересованных сторон, на основе рассмотрения ресурсов и оценки внутренней и внешней среды, в которой работает организация.

Стратегическое управление обеспечивает общее руководство предприятием и включает в себя определение целей организации, разработку политик и планов для достижения этих целей, а затем выделение ресурсов для реализации планов.

Майкл Портер выделяет три принципа, лежащих в основе стратегии:

  • Создание «уникальной и ценной позиции на рынке»;
  • Идти на компромиссы, выбирая «чего не делать»;
  • Создание «соответствия» путем согласования деятельности компании друг с другом для поддержки выбранной стратегии.

В 1988 году Генри Минцберг описал множество различных определений и перспектив стратегии, отраженных как в академических исследованиях, так и на практике.  Он изучил стратегический процесс и пришел к выводу, что он был гораздо более изменчивым и непредсказуемым, чем думали люди. Из-за этого он не мог указать на один процесс, который можно было бы назвать стратегическим планированием. Вместо этого Минцберг приходит к выводу, что существует пять типов стратегий:

  • Стратегия как план – направленный курс действий для достижения намеченного набора целей; по аналогии с концепцией стратегического планирования;
  • Стратегия как паттерн — последовательная модель прошлого поведения, со стратегией, реализованной с течением времени, а не запланированной или предполагаемой. В тех случаях, когда реализованная модель отличалась от намерения, он называл стратегию эмерджентной;
  • Стратегия как позиция — размещение брендов, продуктов или компаний на рынке, основанное на концептуальной базе потребителей или других заинтересованных сторон; стратегия, определяемая в первую очередь факторами за пределами фирмы;
  • Стратегия как уловка – специфический маневр, направленный на то, чтобы перехитрить конкурента; и
  • Стратегия как перспектива – реализация стратегии, основанной на «теории бизнеса» или естественном продолжении мышления или идеологической перспективы организации.

strategicheskoye upravleniye

Корпоративная стратегия включает в себя ответ на ключевой вопрос с точки зрения портфеля: «В каком бизнесе мы должны быть?» Бизнес-стратегия предполагает ответ на вопрос: «Как мы будем конкурировать в этом бизнесе?».

Стратегическое управления включает в себя связанные концепции стратегического планирования и стратегического мышления. Стратегическое планирование носит аналитический характер и относится к формализованным процедурам для получения данных и анализов, используемых в качестве исходных данных для стратегического мышления, которое синтезирует данные, приводящие к стратегии.

Стратегические решения основаны на результатах оценки и являются ответами на стратегические вопросы о том, как организация будет конкурировать, такие как:

  1. Чем занимается организация?
  2. Кто является целевым клиентом продуктов и услуг организации?
  3. Где клиенты и как они покупают? Что считается «ценностью» для клиента?
  4. Какие предприятия, продукты и услуги должны быть включены или исключены из портфеля предложений?
  5. Каков географический охват бизнеса?
  6. Что отличает компанию от конкурентов в глазах клиентов и других заинтересованных сторон?
  7. Какие навыки и способности следует развивать в фирме?
  8. Каковы важные возможности и риски для организации?
  9. Как фирма может расти как за счет своего основного бизнеса, так и за счет нового бизнеса?
  10. Как фирма может создать большую ценность для инвесторов?

Ответы на эти и многие другие стратегические вопросы приводят к стратегии организации и ряду конкретных краткосрочных и долгосрочных целей или задач и связанных с ними мер.

Стратегическое планирование

Стратегическое планирование является средством управления разработкой и реализацией стратегии. Стратегическое планирование носит аналитический характер и относится к формализованным процедурам для получения данных и анализов, используемых в качестве исходных данных для стратегического мышления, которое синтезирует данные, приводящие к стратегии.

Стратегическое планирование может также относиться к механизмам контроля, используемым для реализации стратегии после ее определения. Другими словами, стратегическое планирование происходит вокруг процесса формирования стратегии.

Портер писал в 1980 году, что формулировка конкурентной стратегии включает в себя рассмотрение четырех ключевых элементов:

  1. Сильные и слабые стороны компании;
  2. Личные ценности ключевых исполнителей (т.е. руководства и совета директоров)
  3. Отраслевые возможности и угрозы; и
  4. Более широкие ожидания общества.

Существует множество аналитических структур, которые пытаются организовать процесс стратегического планирования. Примеры структур, в которых рассматриваются четыре элемента, описанные выше, включают:

  • Внешняя среда: PEST-анализ или анализ STEEP — это структура, используемая для изучения удаленных внешних факторов окружающей среды, которые могут повлиять на организацию, таких как политические, экономические, социальные/демографические и технологические. Общие вариации включают анализ SLEPT, PESTLE, SPIRLE и STEER, каждый из которых включает в себя немного разные акценты.
  • Отраслевая среда: Система анализа пяти сил Портера помогает определить конкурентное соперничество и, следовательно, привлекательность рынка. Он используется для определения портфеля предложений, которые организация будет предоставлять, и на каких рынках.
  • Взаимосвязь внутренней и внешней среды: SWOT-анализ является одной из наиболее основных и широко используемых структур, которая исследует как внутренние элементы организации — Strengths и W, — так и внешние элементы — Opportunities и Threats. Это помогает исследовать ресурсы организации в контексте ее среды.

Стратегическое мышление

Стратегическое мышление включает в себя генерацию и применение уникальных бизнес-идей к возможностям, предназначенным для создания конкурентного преимущества для фирмы или организации.

Это включает в себя оспаривание предположений, лежащих в основе стратегии и ценностного предложения организации. Минцберг писал в 1994 году, что речь идет скорее о синтезе (т.е. «соединении точек»), чем об анализе (т.е. «поиске точек»). Речь идет о том, чтобы «зафиксировать то, что менеджер узнает из всех источников (как мягкие идеи из его или ее личного опыта, так и опыта других людей в организации, а также достоверные данные из маркетинговых исследований и тому подобное), а затем синтезировать эти знания в видение направления, в котором должен двигаться бизнес». Минцберг утверждал, что стратегическое мышление является важной частью формулирования стратегии, в большей степени, чем упражнения по стратегическому планированию.

Классическое стратегическое мышление и видение имеют некоторые ограничения в турбулентной среде и неопределенности. Ограничения связаны с гетерогенностью и ориентированными на будущее целями и обладанием когнитивными способностями в классическом определении. Стратегию не следует рассматривать только с точки зрения высшей управленческой иерархии. Новая структура микрофондов предполагает, что люди с разных уровней управления необходимы для динамичной работы и взаимодействия, чтобы привести к стратегии знаний.

Отдельные вопросы стратегического управления

Рекомендуемая литература

  1. Минцберг, Генри и Куинн, Джеймс Брайан (1996). Стратегический процесс: концепции, контексты, кейсы. Прентис Холл. ISBN 978-0-13-234030-4.
  2. Друкер, Питер (1954). Практика управления. Харпер и Роу. ISBN 978-0-06-091316-8.
  3. Минцберг, Генри и Куинн, Дж.Б. Стратегический процесс, Прентис-Холл, Харлоу, 1988.
  4. Портер, Майкл Э. (1980). Конкурентная стратегия. ISBN 978-0-684-84148-9.
  5. Википедия.

Посмотреть еще в категории: Управление процессами

  • Управление требованиями
  • Управление активами
  • Управление программами
  • Управление эффективностью
  • Управление безопасностью
  • Управление маркетингом
  • Управление финансами
  • Управление персоналом
  • Управление рисками
  • Управление производством
  • Управление отношениями
  • Управление качеством
  • Управление коммуникациями
  • Юридическое управление
  • Управление перевозками
  • Управление рабочим процессом
  • Управление закупками (поставкам)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх