Главная страница » Публикации » 2021 » №4 (96/1) » Особенности стратегического планирования устойчивого развития космической индустрии

Особенности стратегического планирования устойчивого развития космической индустрии

Features of strategic planning for the sustainable development of the space industry

Особенности стратегического планирования устойчивого развития космической индустрии

Авторы

Шкодинский Сергей Всеволодович
доктор экономических наук, главный научный сотрудник
Россия, Институт проблем рынка РАН
Комаров Иван Игоревич
аспирант
Россия, Московский государственный университет им. Ломоносова
ii.komarov@hotmail.com

Аннотация

В статье актуализируется проблема стратегического планирования устойчивого развития космической отрасли, представлены приоритетные целевые ориентиры развития космической деятельности, систематизированы принципы и критерии оценки эффективности парадигмы космического планирования в России на период до 2036 года.

Ключевые слова

стратегическое планирование, устойчивое развитие космической отрасли, оценка эффективности парадигмы космического планирования.

Рекомендуемая ссылка

Шкодинский Сергей Всеволодович, Комаров Иван Игоревич. Особенности стратегического планирования устойчивого развития космической индустрии // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №4 (96/1). Номер статьи: 96107. Дата публикации: 30.12.2021. Режим доступа: https://sovman.ru/article/96107/

Authors

Shkodinsky Sergey Vsevolodovich
Doctor of Economics, Chief Researcher
Russia, Institute for Market Problems RAS
Komarov Ivan Igorevich
graduate student
Moscow State University Lomonosov
ii.komarov@hotmail.com

Abstract

The article actualizes the problem of strategic planning for the sustainable development of the space industry, presents the priority targets for the development of space activities, systematizes the principles and criteria for evaluating the effectiveness of the space planning paradigm in Russia for the period up to 2036.

Keywords

strategic planning, sustainable development of the space industry, evaluation of the effectiveness of the space planning paradigm.

Suggested citation

Shkodinsky Sergey Vsevolodovich, Komarov Ivan Igorevich. Features of strategic planning for the sustainable development of the space industry // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №4 (96/1). Art. #  96107. Date issued: 30.12.2021. Available at: https://sovman.ru/article/96107/


Введение и постановка проблемы

Применение комплекса методов стратегического планирования устойчивого экономического развития космической индустрии – это способ создания макета космического общества в России, обладающего специфическим набором экономико-технических ресурсов, портфелем заказов и уникальным ассортиментом космических товаров. Специфика космической индустрии современного типа состоит в том, что она представляет собой зону закрытой торговли продукцией ограниченного спроса, а также товарами, обладающими высокими инвестиционными рисками, так как затраты, вложенные в космические проекты, могут быть не покрыты в случае рисковых событий или сбоев, происходящих на любой из стадий жизненного цикла космического товара.

В этой связи актуальной становится задача стратегического развития космической отрасли на основе программно-целевого планирования. Программно-целевое планирование осуществляется на основе грамотного обоснования первичных целей, а средствами их достижения выступает продукция взаимосвязанных сегментов производственной сферы (строительной индустрии, машиностроения, сельского хозяйства, добывающей, обрабатывающей и др. отраслей) [4, С. 42].

 

Полученные результаты и их обсуждение

В стратегическом планировании следует учитывать приоритетные направления деятельности, как отечественных, так и зарубежных участников международного космического сообщества. К ним следует отнести: научные исследования объектов Солнечной системы; реализация инновационных проектов космической промышленности; коммерциализация объектов интеллектуальной собственности с применением современных космических технологий.

 

Приоритетные целевые ориентиры развития космической деятельности

Рис. 1. Приоритетные целевые ориентиры развития космической деятельности

Источник: разработано авторами

 

По мнению ученых и специалистов, к долгосрочным конкурентным преимуществам и целевым ориентирам развития космической деятельности в нашей стране можно отнести следующие (рисунок 1):

  • формирование спроса на мировом рынке на результаты интеллектуальной деятельности, полученные с применением отечественных космических средств;
  • участие в международном сообществе по исследованию планет Солнечной системы;
  • исследования Луны;
  • формирование эффективной высокотехнологичной ракетно-космической промышленности.

На рис. 2 представлено содержание механизма стратегического планирования развития космической индустрии в России и за рубежом.

 

Механизм стратегического планирования развития космической индустрии в России и за рубежом

Рис. 2. Механизм стратегического планирования развития космической индустрии в России и за рубежом

Источник: разработано авторами

 

Отметим при этом, что иерархия стратегических планов и прогнозов выстроена на основе потребности мировой индустрии космоса в специальной системе космического права, нормы которого в отдельных зарубежных странах ограничены только вопросами страхования техногенных рисков, не учитывающих специфику отрасли, космического туризма и использования частных инвестиций в организацию деятельности космических стартапов.

Подчеркнем, что статистика объемов финансирования космических программ за рубежом определяет роль частных инвестиций, которые превысили средства государственного бюджета, выделенные на цели космического развития бизнеса, на 119 млн евро и достигли значения 344 млн евро (рисунок 3).

 

Статистика объемов финансирования космических программ за рубежом

Рис. 3. Статистика объемов финансирования космических программ за рубежом

Источник: ESPIReport: https://www.esa.int/Safety_Security/Space_Debris/Latest _report_on_space_junk (дата обращения: 12 декабря 2020)

 

Наиболее интенсивно частный бизнес привлекается в космические проекты в США, т.к. американская политика в отношении космоса предполагает привлечение частных компаний к реализации госзаказов, что стимулирует конкуренцию, снижает стоимость услуг, улучшает качество технологических решений.

Китай так же, как и США, стимулирует частные инвестиции в космический бизнес. Однако китайские инвестиции в космонавтику можно назвать частными лишь условно, так как «…большинство этих компаний так или иначе связано с государством…» [2, С. 23].

При этом важно подчеркнуть, что космические стартапы – это проекты, реализуемые в области космической деятельности с привлечением венчурного финансирования. Они ориентированы на высокую скорость окупаемости и быстрый рост экономической отдачи [3, С. 15].

Для перспектив стратегического развития космической отрасли важно представить принципы и критерии оценки эффективности парадигмы космического планирования на период до 2036 года (рисунок 4).

 

Принципы и критерии оценки эффективности парадигмы космического планирования в России на период до 2036 года

Рис. 4. Принципы и критерии оценки эффективности парадигмы космического планирования в России на период до 2036 года

Источник: разработано авторами

 

Выводы

В заключение подчеркнем, что в целом стратегическое планирование развития космической индустрии должно быть направлено на преодоление системных «сбоев» и проблем, проявляющихся в последние годы, таких как: постоянное изменение отраслевых приоритетов развития; ограниченность «горизонта планирования»; низкое качество инструментов прогнозирования научно‐технологического развития; дублирование «каналов» государственной поддержки и др. [1, С. 78].

В этой связи важно не только определить принципы и критерии оценки эффективности парадигмы космического планирования, но и изменить качественное содержание государственных стратегий и планов развития космической индустрии.

Print Friendly, PDF & Email

Читайте также






Библиографический список

  1. Криштофор, А.П. Макроэкономические аспекты анализа мирового рынка космической продукции и услуг // Вестник университета. 2019. № 6. С.77-81.
  2. Российская космическая отрасль: ожидания бизнеса и общества. Результаты экспертного исследования. – Москва, 2019. – 60 с
  3. Сапрунов, Г.С., Цветков, А.Б. Коммерциализация космической деятельности: опыт, текущее состояние и перспективы SPACELOG 2018. — Москва, 2018. – 53 с.
  4. Хрусталев, Е.Ю., Макаров, Ю.Н. Основы экономического анализа космической деятельности России // Экономический анализ: теория и практика. 2011. №29 (236). С. 41–47.

References

  1. Krishtofor, A.P. Macroeconomic aspects of the analysis of the world market for space products and services [Makroekonomicheskiye aspekty analiza mirovogo rynka kosmicheskoy produktsii i uslug] // Bulletin of the University. 2019. No. 6. P.77-81.
  2. Russian space industry: expectations of business and society. The results of an expert study [Rossiyskaya kosmicheskaya otrasl’: ozhidaniya biznesa i obshchestva. Rezul’taty ekspertnogo issledovaniya]. – Moscow, 2019. – 60 p.
  3. Saprunov, G.S., Tsvetkov, A.B. Commercialization of space activities: experience, current state and prospects of SPACELOG 2018 [Kommertsializatsiya kosmicheskoy deyatel’nosti: opyt, tekushcheye sostoyaniye i perspektivy SPACELOG 2018]. – Moscow, 2018. – 53 p.
  4. Khrustalev, E.Yu., Makarov, Yu.N. Fundamentals of economic analysis of space activities in Russia [Osnovy ekonomicheskogo analiza kosmicheskoy deyatel’nosti Rossii] // Economic analysis: theory and practice. 2011. No. 29 (236). pp. 41–47.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх