Карьера
Карьера. Личный карьерный план
Карьера — это метафорическое «путешествие» человека через обучение, работу и другие аспекты жизни.
Существует несколько способов определения карьеры, и этот термин используется по-разному.
Сейчас вместо слова «Карьера» часто используется словосочетание «Социальный лифт».
В теории управления персоналом карьера — это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом.
Карьера — цепь событий, которая составляет жизнь, последовательность профессиональных занятий и других жизненных ролей, которые вместе выражают приверженность человека действовать в соответствии с его обобщенной моделью саморазвития. Карьеру — траекторию своего движения — человек строит сам, сообразуясь с особенностями внутри- и внеорганизационной реальности и, главное, — со своими собственными целями, желаниями и установками.
Личный карьерный план — персональный «навигатор» строящего свою карьеру человека, описывающий цели (долго-, средне-, краткосрочные) и пути достижения, опирающиеся на личную миссию, ценности и желаемый образ жизни (см. пример в разделе ссылки).
Классификация карьеры
Выделяют несколько принципиальных траекторий движения человека в рамках профессии или организации, которые соответствуют разным типам карьеры:
- Профессиональная карьера — рост знаний, умений, навыков. Профессиональная карьера может идти по линии специализации (углубление в одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения) или транспрофессионализации (овладение другими областями человеческого опыта, связанное, скорее, с расширением инструментария и областей деятельности).
- Внутриорганизационная карьера — связана с траекторией движения человека в организации. Она может идти по линии:
-
- вертикальной карьеры — должностной рост;
- горизонтальной карьеры — продвижение внутри организации, например, работы в разных подразделениях одного уровня иерархии;
- центростремительной карьеры — продвижение к ядру организации, центру управления, всё более глубокое включение в процессы принятия решений.
- антикарьеры — сознательное движение в сторону нижестоящих должностей, как правило, связанное с желанием уменьшения груза ответственности.
-
К концу 20-го века широкий спектр вариаций (особенно в диапазоне потенциальных профессий) и более широкое образование позволили стать возможным планировать (или проектировать) карьеру: в этом отношении карьера консультанта по вопросам карьеры выросла. Также нередки случаи, когда взрослые в конце 20-го / начале 21-го веков имеют двойную или множественную карьеру, последовательно или одновременно. Таким образом, профессиональная идентичность стала дефисной или гибридной, чтобы отразить этот сдвиг в трудовой этике. Экономист Ричард Флорида отмечает эту тенденцию в целом и более конкретно среди «креативного класса». |
Множественная карьера или наличие нескольких профессий
Наличие нескольких профессий является растущей тенденцией в конце 20-го и начале 21-го века, тогда как карьера включает в себя трудовую деятельность, которая может быть идентифицирована с определенной работой или профессией. Эти несколько карьер могут быть либо одновременными (когда работник имеет две одновременные карьеры), либо последовательными (когда работник выбирает новую карьеру после того, как проработал некоторое время в другой карьере). И то, и другое может произойти по разным причинам.
Работники, имеющие одновременно несколько карьер, принимают «дефисную» профессиональную идентичность. «Учитель-художник» может относиться к человеку, который работает девять месяцев в году учителем начальной школы и три (летом) месяца в году художником. «Врач-гончар» может относиться к человеку, который днем работает ЛОР-врачом, а ночью работает в керамической студии. Некоторые считают, что дефис «домохозяйка» или «сиделка» наводит на мысль о другом типе одновременного многопрофильного работника. То есть «юрист-домохозяйка» работает адвокатом, а также отвечает за домашние обязанности на дому. Все чаще, поскольку взрослые должны заботиться о детях младшего поколения и родителях старшего поколения, появился работник «X-caregiver» — когда работник выполняет задачи карьеры-X и одновременно заботится о потребностях детей и пожилых людей. Некоторые отмечают, что многие представители рабочего класса долгое время работали по совместительству из-за экономической необходимости.
Работники с последовательной множественной карьерой со временем принимают меняющуюся профессиональную идентичность. Таким образом, работник может посвятить 10–20 лет своей жизни одной профессии, а затем переключиться на смежную или совершенно новую. По мере увеличения продолжительности жизни, уменьшения пенсионных пособий и расширения возможностей получения образования работники могут все чаще сталкиваться с необходимостью выполнять цели одной карьеры, а затем переходить на другую. Некоторые рассматривают это как возможность расширить смысл и цель в более позднем возрасте, в то время как другие видят эту тенденцию как неудачную экономическую и социальную реальность.
Управление карьерой
Управление карьерой или развитие карьеры описывает активное и целенаправленное управление карьерой человеком. Идеи о том, что включает в себя «навыки управления карьерой», описываются моделью Blueprint (в США, Канаде, Австралии, Шотландии и Англии и семью «С» цифровой карьерной грамотности (в частности, в отношении навыков работы в Интернете).
Посмотреть еще в категории: Управление карьерой