Разработка модели стратегического управления угледобывающими предприятиями

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
Авторы


кандидат экономических наук, доцент
Россия, Южно-Российский государственный технический университет
mari.543@yandex.ru

Аннотация

В статье раскрываются проблемы стратегического управления компаниями угледобывающей отрасли, и предлагается к рассмотрению модель стратегического управления угледобывающим предприятием с учетом их отраслевой специфики.

Ключевые слова

стратегическое управление, угледобывающие предприятия.

Рекомендуемая ссылка

Комиссарова Мария Анатольевна
Разработка модели стратегического управления угледобывающими предприятиями// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №2 (14). Номер статьи: 1401. Дата публикации: . Режим доступа: http://sovman.ru/article/1401/
Современные условия хозяйствования, порождаемые рыночными преобразованиями, требуют совершенствования имеющейся концепции управления, специальных методов и механизмов, которые помогли бы предвосхищать возможные изменения внешней среды на рынках сбыта, в научно-технической, экономической, социальной и политической сферах. Проведенный анализ теоретико-методологических подходов к управлению говорит, о том, что до настоящего времени при отсутствии единой теоретической базы, еще не выработана универсальная структура процесса стратегического управления, а набор стратегических альтернатив, выдвигаемый в основном западными учеными-экономистами, не оправдал пока  себя в условиях отечественной экономики. Поэтому необходим поиск альтернативных направлений стратегического развития российских промышленных компаний, позволяющий им встать на путь дальнейшего устойчивого развития.  В рамках рассматриваемой нами  проблемы внимание будет направлено на предприятия угледобывающего сектора экономики.

Многогранность характеристик понятия «стратегия» и «стратегическое управление» объясняет трудность формулирования его общего универсального определения. Говоря об угледобывающих компаниях, считаем, что наиболее емким и соответствующим направлению данного исследования, является следующее определение: стратегия развития угледобывающего предприятия это комплексная программа действий на долгосрочную перспективу, формирующая основные цели и задачи компании, устанавливающая при этом приоритеты, характерные для угольной отрасли в распределении ресурсов и последовательности выполняемых действий в рамках поставленных задач. При этом стратегия развития предприятий угольной отрасли, как одной из немаловажных составляющих российского ТЭК, является одним из элементов стратегии развития государства в целом. В рамках реализации такой стратегии должны выполняться следующие основные задачи:

  • на муниципальном уровне: сохранение рабочих мест, поддержка угольных компаний;
  • в масштабах региона:  спасение монопрофильных городов и поселков;
  • в масштабах государства: сохранение рыночных позиций на мировом топливно-энергетическом рынке, поддержка отечественной экономики.

Стратегическое управление угледобывающими предприятиями – реализация комплексной программы действий на долгосрочную перспективу (стратегии) в постоянно меняющихся условиях внешней среды с учетом специфики деятельности предприятий данной отрасли.

Таким образом, стратегия позволяет сосредоточиться на главных проблемах и отбросить второстепенные; скоординировать действия компании по реализации миссии и основных целей; обеспечить прочные конкурентные преимущества компании на мировых и внутренних рынках. С помощью стратегии происходит создание стратегического потенциала фирмы. В общем, она представляет собой основу практической деятельности компании и процесс ее адаптации к внешней среде.

Процесс совершенствования системы управления угледобывающим предприятием должно начинаться с разработки стратегической концепции предприятия по определению его целей. Для этой общей концепции, которой предприятия должны соответствовать, необходимо выработать стратегию для каждого структурного подразделения, находящегося в составе предприятия. Для реализации этой задачи считаем необходимой обязательную поддержку со стороны государства. Эффективное развитие угледобывающей отрасли тесно связано с принятием рациональных нормативно-правовых документов государственного воздействия как прямого, так и косвенного. Мероприятия, проводимые государством в области регулирования недропользования, необходимы для сдерживания возможного снижения конкурентоспособности российской экономики в целом. При условии увеличения угля в балансе топлива для электроэнергетики неизбежно повышение тарифов на электроэнергию.

Угледобывающим компаниям как объектам управления присущ ряд особенностей, характерных для данной отрасли:

  • Угледобывающая промышленность относится к капиталоемким и трудоемким отраслям. Сроки строительства новых добычных предприятий более длительны, чем, например, перерабатывающих, поскольку стоимость средств производства в угольной промышленности в расчете на один рубль производимой продукции в два раза и более выше, чем по промышленности в целом.
  • Эффективность функционирования угледобывающих предприятий зависит от горно-геологических условий месторождения.
  • Добыча полезного ископаемого может осуществляться как подземным, так и открытым способом, причем добыча подземным способом требует значительно больше средств, чем открытым способом.
  • Условия труда на угледобывающих предприятиях связаны с большими физическими нагрузками и высокой степенью опасности.
  • Строительство угледобывающих предприятий производится в зависимости от мест залегания полезного ископаемого, что чаще всего не является оптимальным с точки зрения использования материальных, энергетических, трудовых и других видов ресурса.
  • Эксплуатация предприятий в отдаленных районах РФ значительно повышает издержки производства в части затрат потребителей на транспортировку продукции.

Все вышеназванные особенности необходимо учитывать в процессе планирования стратегии управления угольными компаниями.
Вследствие участившихся затяжных экономических кризисов, поиски путей выхода из этих кризисов заставили руководителей большинства организаций во всем мире всерьез задуматься о природе негативных социально-экономических процессов и явлений. Необходимо было предпринять попытку выработать эффективные ответные меры.

Сначала внимание руководителей было направлено на улучшение обучения и переподготовки кадров специалистов и менеджеров. Но вскоре и российские, и западные специалисты убедились, что специализированного образования в области менеджмента совершенно недостаточно. У многих руководителей зародилась мысль о необходимости выработки новых принципов построения системы управления, формирование новой управленческой модели, отвечающей современным условиям развития мировой экономики.

Принципы новой модели должны составлять основу совершенствования управления организацией и ее развития. В условиях оперативного управления эти принципы позволяют понять характер организационно-управленческих механизмов подчинения производства потреблению, удовлетворению рыночного спроса. Особенно важны принципы новой управленческой модели для понимания концепции стратегического управления, которое строится на сочетании системного и ситуационного подходов. Это позволяет понять структуру процесса разработки стратегии, роль и методологию стратеги ческой сегментации рынка; сориентироваться в новом методическом инструментарии, используемом при анализе стратегических альтернатив и выборе стратегии, наметить и спроектировать систему управления реализацией стратегии и организационные структуры управления, позволяющие достичь стоящих перед ней целей в условиях стратегических изменений.

Совокупность изложенных понятий и анализ различных школ стратегического управления позволяет построить иерархическую структуру модели  стратегического управления, представленную на рис. 1.

В соответствии с Энергетической стратегией РФ до 2030[1], основными стратегическими целями предприятий угольной промышленности являются:

  • удовлетворение внешнего и внутреннего спроса на твердое топливо высокого качества и продукты его переработки;
  • повышение конкурентоспособности продукции угледобычи в условиях присутствия на рынках других энергоресурсов;
  • снижение вредного воздействия на окружающую среду;
  • повышение уровня безопасности функционирования угледобывающих компаний.

Помимо этого, в качестве глобальной цели  можно рассматривать укрепление и расширение внешнеэкономических позиций России в условиях перехода к новой модели пространственного развития российской экономики. Эти приоритеты стратегического развития угольных компаний являются определяющими с позиций государства. И, конечно же, в качестве основного результата в глобальном масштабе – удовлетворение муниципальных, региональных и государственных интересов [2].

В связи с отраслевой спецификой угольных компаний особый интерес в модели вызывает блок – интересы социально-экологической сферы, что связано со спецификой предприятий угольной отрасли.

 

Рисунок 1. — Модель стратегического управления угледобывающим предприятием

В ходе деятельности угледобывающих предприятий наиболее весомыми являются следующие моменты:

  • нанесение ущерба окружающей среде;
  • сокращение рабочих мест вследствие ликвидации и законсервирования большого количества шахт.

В связи с этим в целях стратегического управления угольным компаниям, помимо роста прибыли и повышения конкурентоспособности, необходимо уделять особое внимание двум вышеназванным составляющим.
На рис. 2 представлены основные направления улучшения состояния социально-экологической сферы угледобывающих компаний, которые необходимо реализовать в процессе осуществления стратегического управления такими компаниями.


Рис.2. Основные направления улучшения социально-экологической сферы угольных компаний

Как видно из рисунка 2, для удовлетворения интересов производства и устойчивого развития компании (предприятия) на наш взгляд необходимым шагом является перестройка организационной структуры управления, для чего обязательным элементом будет внедрение технических и технологических новшеств, за счет этого произойдет улучшение качества продукции, упрочение рыночных позиций и наращивание стратегического конкурентоспособного потенциала. Соблюдение всех этих позиций должно соответственно способствовать достижению конечной цели любой коммерческой организации – росту прибыли.

На сегодняшний день управление знаниями становится решающим фактором социально-экономического развития. При этом ведущую роль в современной экономике начинают играть  информационные технологии.

Важными факторами создание добавленной стоимости становятся коммуникации, интеллектуальный потенциал, отделы НИОКР и т.п., поскольку большая часть стоимости большинства продуктов возникает не на стадии материального производства, а в ходе дизайна, маркетинга, обслуживания и контроля качества.

В соответствии с долгосрочной программой развития угольной промышленности России на период до 2030 года [3] внимание привлекают следующие подпрограммы:

  • развитие сырьевой базы угольной промышленности и рационального недропользования;
  • развитие производственного потенциала существующих мощностей по добыче и переработке угля  и освоение новых угольных месторождений;
  • обеспечение промышленной и экологической безопасности, охраны труда в угольной отрасли;
  • развитие трудовых отношений и корпоративной социальной ответственности угольных компаний;
  • совершенствование системы профессиональной подготовки кадров для угольной промышленности.

Остальные подпрограммы призваны создавать условия для реализации поставленных целей.
Считаем возможным установление взаимосвязей между отдельными более конкретными составляющими предложенных общих направлений. Прежде всего, это взаимосвязь усилий государства и угледобывающих предприятий, в частности законодательная база и прямая и косвенная финансовая помощь государства, рис. 3.

Основная цель вышеназванной программы – реализация потенциальных конкурентных преимуществ российских угольных компаний в рамках осуществления долгосрочной энергетической политики и перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны. Основная же цель первой подпрограммы, преследуемая государством – это обеспечение сбалансированного развития и использования угольной сырьевой базы для удовлетворения потребности экономики страны в угольных ресурсах и геополитических интересов РФ.


Рис. 3. Схема взаимодействий государства и угледобывающего предприятия по реализации элементов программы

Автор считает, что современная модель управления должна базироваться на разнообразных элементах управленческого воздействия. Она должна использовать не только традиционные методы управления, каковыми являются авторитет, персональная зависимость, мотивация, но и относительно новые методы, такие как использование инноваций, творческое участие работников, работу в команде, управление знаниями. Только при наличии данных условий возможно достижение необходимой эффективности в управлении промышленными компаниями, в том числе и угледобывающими.


Библиографический список

  1. О проекте энергетической стратегии России на период до 2030 года. Академия энергетики. Проблемы и перспективы. №5 [31] октябрь 2009.
  2. Комиссарова М.А. Стратегическое управление отечественными промышленными компаниями с использованием новой парадигмы. Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия Соц.-экон. Науки., № 2, 2011 г.
  3. Долгосрочная программа развития угольной промышленности России на период до 2030 года. Dslib.net >economika-xoziajstva/bekrenevsz.html/.