Определение роли и места стратегического аудита в системе управления коммерческой организации

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
Авторы


к.э.н., доцент, заведующий кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита
Россия, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) филиал в г. Кисловодске


к.э.н., ст. преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Россия, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) филиал в г. Георгиевске

Аннотация

В статье рассматриваются предпосылки возникновения стратегического контроля. Авторами приводятся различные точки зрения на понятие «стратегический аудит», проводится анализ основных целей и задач стратегического аудита и раскрыты его ключевые функции.

Ключевые слова

аудит, внутренний аудит, стратегический аудит, стратегический контроль, система внутреннего контроля.

Рекомендуемая ссылка

Галустов Валерий Уришанович , Емельянова Ирина Николаевна
Определение роли и места стратегического аудита в системе управления коммерческой организации// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №2 (50). Номер статьи: 5005. Дата публикации: . Режим доступа: http://sovman.ru/article/5005/
По своей сути управлениепредставляет собой особый вид деятельности, под которым нами понимается направленное воздействие менеджмента экономического субъекта на финансово-хозяйственные процессы в целях достижения ключевых показателей эффективности сформированных в соответствии с миссией и стратегией развития организации.

Основными функциями управления, признаваемыми большей частью ученых-экономистов, являются: планирование и регулирование,  учет, анализ  и контроль. Контроль, как функция управления, обеспечивает проверку выполнения управленческих решений, соблюдение заданных нормативов и условий хозяйствования.

На протяжении целого ряда лет в условиях относительной стабильности внешней среды такой подход к управлению соответствовал потребностям российских предприятий.

В 60-х годах ХХ века в зарубежной теории и практике появилось и стало активно развиваться стратегическое планирование, которое рассматривалось как набор действий по разработке стратегии, который завершается формированием стратегического плана.

Несмотря на то, что имелись и более ранние теории о необходимости выработки стратегии, к наиболее известным работам того времени можно отнести труды таких ученых, как: Чандлер А.Д., Селзник Ф., Ансофф И. и Друкер П.

Подавляющее большинство научных статей, монографий, диссертаций по стратегическому менеджменту, учету и аудиту не касаются завершающей стадии стратегического управления – стратегического контроля.

К предпосылкам появления стратегического контроля можно отнести и эволюцию оценочных показателей деятельности организации: от оценки по исторической стоимости – к оценке по справедливой стоимости; от бухгалтерских абсолютных показателей – к показателям рентабельности и далее к стоимостным показателям, которые в отличие от традиционных бухгалтерских отражают процесс создания бизнесом стоимости.

На современном этапе развития экономики значительная мера неопределенности внешней среды при одновременном ослаблении сигналов об изменении в ней и, следовательно, уменьшается информационное наполнение системы управления. Следствием неопределенности является появление широкого спектра рисковых ситуаций, затрагивающих все аспекты деятельности экономического субъекта. Большая вероятность появления «стратегических неожиданностей» повышает степень риска и вынуждает принимать стратегические решения вне циклов планирования, что, в свою очередь, требует создания соответствующей подсистемы контроля реализуемой стратегии.

Таким образом, стратегический контроль, является неотъемлемой функцией стратегического управления (менеджмента).

Исходя из вышеизложенного, мы считаем, что  стратегический менеджмент представляет собой управленческую деятельность, направленную на определение перспективных целей развития организации, включающую стратегический анализ, стратегическое планирование, реализацию выбранных стратегий и стратегический контроль.

В связи с изменением характера контрольной функции, содержание которой стало шире за счет включения механизмов и инструментов мониторинга, оценки и анализа стратегий развития компаний, ее прогнозной (стратегической) отчетности, можно говорить об эволюционировании контрольной функции управления в функцию стратегического контроля системы стратегического управления. Несомненно, данная система должна стать неотъемлемой частью  системы качества управления.

Теоретический и практический подходы к контролю качества и обеспечению качества управления изложены в международных стандартах ISO 9000. Особо хотелось бы обратить внимание на версию ISO 9004:2009 «Управление устойчивым успехом организации. Подход, основанный на менеджменте качества», содержащий характеристику таких понятий, как стратегия и политика организации, управление ресурсами (в том числе финансовыми и персоналом) и процессами, взаимоотношения с поставщиками и партнерами, проведение мониторинга, измерений и анализа.

Согласно требованиям ISO, контроль важен, прежде всего, для самого хозяйствующего субъекта, поскольку никакие внешние проверки не смогут обеспечить рачительное и рациональное ведение дел без отлаженной и эффективной системы внутреннего контроля.

В современных условиях развития Российских коммерческих организаций активно формируется система внутреннего контроля (СВК).

По результатам опроса, проведенного российским филиалом Института внутренних аудиторов (IIA) и российским отделением Ассоциации аудита и контроля информационных систем (ISACA)(www.isgr.ru) – 87% из более 100 крупных российских компаний проводят внутренние проверки, а 7% планируют ввести практику внутреннего аудита в своих компаниях в ближайшем будущем. В том числе среди наиболее известных российских компаний системы внутреннего контроля организованы и успешно функционируют в: ОАО «МТС»; ОАО «НОВАТЭК»; ОАО «ТНК-BP Холдинг»; ОАО «ГМК Норильский Никель».

Общеизвестно, что СВК коммерческой организации содержит пять следующих взаимосвязанных элементов:

  • контрольная среда (включает корпоративную культуру, управленческий стиль высшего менеджмента, кадровую политику и т.п.);
  • оценка рисков (идентификация рисков, выделение наиболее критичных, разработка путей их минимизации и ежегодная их переоценка);
  • контрольные процедуры (действия, помогающие удостовериться, что распоряжения руководства выполняются);
  • информация и коммуникация (создание условий для получения полных и достоверных данных, их хранения и обработки и для полноценного информационного обмена между подразделениями и различными уровнями руководства);
  • мониторинг (способы контроля высших уровней управления за работой низших).

Несомненно, контроль за соответствием деятельности компании принятому курсу действий и стратегии развития организации является одной из важнейших задач служб внутреннего контроля.

Рассмотрим терминологическую базу в области стратегического контроля. Обзор существующих в экономической литературе понятий «стратегический контроль», данных различными авторами, позволяет нам сделать вывод, что практически все авторы трактуют его как исключительно контроль стратегии – правильности ее разработки, мониторинг изменяющихся условий функционирования организации, своевременности ее корректировки. При этом практически все авторы сосредотачивают свое внимание на последующем контроле реализации выбранной ранее стратегии развития (плана, политики, проекта и т.п.). По нашему мнению такая трактовка стратегического контроля неоправданна, по сути, целый ряд его аспектов остается за рамками понимания, что на наш взгляд связано это с рассмотрением стратегического контроля без учета его места и роли в системе внутрихозяйственного планирования и контроля организации.

Рассмотрим этот вопрос более подробно. В зависимости от момента совершения контролируемых операций, считаем необходимым, выделить следующие виды стратегического контроля:

1) предварительный – контроль как завершающий этап стратегического планирования, он позволяет выявить ошибки, факторы и проблемы которые препятствуют реализации избранных стратегий до того, как они воплотились в жизнь, и инициирует своевременную разработку группы мероприятий, разрешающих адаптировать выбранную стратегию к меняющимся условиям внешней и внутренней среды;

2) текущий – в ходе реализации стратегии при изменении, каких либо, влияющих на нее, внешних и внутренних факторов, выявленных в процессе мониторинга. Задача текущего стратегического контроля — выявить соответствие выбранной организацией стратегии развития изменениям как внешней, так и внутренней среды, которое позволяло бы ей поддерживать развитие деятельности на должном уровне, обеспечивая конкурентоспособность в долгосрочной перспективе. Наше видение места текущего стратегического контроля реализации стратегии в условиях неопределенности представлено в приложении 4;

3) последующий – по итогам реализации, какого либо плана, бизнес проекта, инвестиционного плана и т.п. Основным инструментом текущего  стратегического контроля является стратегический мониторинг, который представляет собой информационный процесс, с помощью которого предприятие осуществляет диагностику устойчивости (стабильности) состояния организации в ходе реализации выбранной стратегии и перспективное исследование внешней среды для решения следующих двух задач: выявление новых возможностей развития и сокращение степени неопределенности своего положения.

Таким образом, контроль над реализацией стратегии является самостоятельным этапом стратегического аудита, позволяющим оперативно отслеживать уровень развития анализируемого предприятия относительно целей стратегического планирования с учетом изменяющихся факторов внешней и внутренней среды.
Последующий стратегический контроль предполагает следующие этапы проверки:

  • определение стандартов оценки функционирования, которые необходимо разрабатывать одновременно со стратегией;
  • формирование измерительной системы, которая представит степень достижения целей, что выступает комплексной задачей, так как многие действия нелегко оценить;
  • сопоставление реального функционирования с поставленными целями;
  • оценка результатов сравнения и формирование при необходимости корректирующих действий.

Исходя из выше изложенного, можно сделать следующий вывод: представленные выше виды контроля (предварительный, текущий и последующий) представляют собой единую систему стратегического контроля, способную обеспечить необходимую эффективность и качество стратегического управления. Их можно применять и по отдельности, как отдельные элементы, но лишь в своем единстве они смогут обеспечить наибольшей эффект. Данные виды контроля могут осуществляться либо силами работников систем внутреннего контроля, либо путем привлечения специалистов – аудиторских фирм или индивидуальных предпринимателей.

В последнее время в экономической литературе достаточно часто оперируют понятием «стратегический аудит». Анализ существующих в экономической литературе определений позволяет сделать вывод о том, что большая часть авторов рассматривают стратегический аудит как синоним стратегического контроля.

По нашему мнению стратегический аудит является составной частью стратегического контроля в коммерческих организациях. Он как бы стоит над ней, так как оценивает эффективность стратегического контроля, в действительности осуществляя «контроль над контролем».

Несмотря на наличие большого числа схожих черт, нами выделены и существенные различия между целями, задачами, объектами, субъектами и методами стратегического контроля и аудита.

Основное назначение стратегического контроля – это координация и контроль этапов стратегического управления, обеспечение обратной связи между элементами системы. В то время как назначением стратегического аудита является, по нашему мнению,  оценка качества и эффективности функционирования системы внутреннего стратегического контроля.

Такое понимание предназначения каждого из рассматриваемых видов контроля позволил нам четко сформулировать цели, стоящие перед ними, с.о.:
цель стратегического контроля — оценка реальности сделанных прогнозов,  соответствия выбранной организацией стратегии развития, а также инвестиционных планов, бизнес-проектов и т.п.  изменениям как внешней, так и внутренней среды, которое позволяло бы ей поддерживать развитие деятельности на должном уровне, обеспечивая жизнеспособность в долгосрочной перспективе;
цель стратегического аудита — мониторинг адекватности  и оценка эффективности функционирования системы внутреннего стратегического контроля  путем аудита затрат на разработку и реализацию выбранной стратегии развития организации в сравнении с экономическим эффектом, который данная стратегия может обеспечить в случае своей успешной реализации, в целях достоверного раскрытия прогнозной (стратегической) информации в отчетности.

Авторский перечень объектов стратегического контроля и аудита представим в виде таблицы 1. Предлагаемый подход к выделению перечисленных объектов стратегического контроля и аудита обусловлен не только логикой проведенного исследования и анализом имеющихся разработок по данной проблеме, но и глубоким пониманием существенных различий между системами внутрихозяйственного (внутреннего, внутрикорпоративного и т.п.) контроля и внутреннего аудита, базирующимся на требованиях международных стандартов аудита (МСА) и международных стандартах внутреннего аудита.

Таблица 1 — Объекты стратегического контроля и  стратегического аудита

Объекты стратегического контроля

Объекты стратегического аудита

  • прогнозы
  • политики: (финансовая, кредитная учетная политика);
  • стратегия развития коммерческой организации;
  • бизнес-планы;
  • долгосрочные планы (инвестиционные планы);
  • проекты;
  • схемы
  • системы управления и внутреннего контроля
  • прогнозная отчетность;
  • стратегическая отчетность;
  • бухгалтерская (финансовая) отчетность, составленная по специальным правилам;
  • прочая информация, раскрываемая в финансовой отчетности коммерческой организации;
  • корпоративная отчетность

Особо хотелось бы остановиться на функциях стратегического контроля и аудита.
К функциям стратегического контроля относятся:

  • превентивная – которая осуществится в процессе прогнозирования и планирования хозяйственной деятельности, на этапе подготовки управленческих решений, предотвращая нежелательные явления, защищая организацию от нежелательных последствий неверных управленческих решений и действий;
  • оперативная — реализуется в процессе реализации принятых решений, обеспечивая оптимизацию управленческих процедур;
  •  защитная – отражает основную роль стратегического контроля в выработке механизмов защиты ресурсов организации. Благодаря стратегическому контролю обеспечивается оптимальный ход процесса управления на всех его уровнях (от разработки планов и программ хозяйственной деятельности до контроля за осуществлением принятых решений) в любой функциональной сфере деятельности организации.

Таким образом, стратегический контроль рассматривается как систематизирующее, упорядочивающее звено системы стратегического управления коммерческой организацией. Который, с одной стороны, выступает информативной функцией, тем самым снабжая информационную прозрачность управленческих процедур для принятия эффективных решений (реализация информационной функции), а с другой – упорядочивающую и коммуникативную функции, обеспечивая реализацию принятых решений. В то же время стратегический контроль является ядром функционирования системы обработки и интеграции многообразной внутренней и внешней информации, нужной для принятия решений на всех уровнях управления.

В составе функций стратегического аудита, в первую очередь целесообразно рассмотреть предоставление консультаций. Данная функция тесно взаимодействует с информационной функцией стратегического аудита – обеспечением необходимой и качественной информацией всех внутренних пользователей в соответствии с утвержденными регламентами. Не менее важное значение имеет и контрольная функция стратегического аудита, предполагающая:

  • мониторинг эффективности процедур внутреннего стратегического контроля;
  • проверку достаточности и соответствия функционирующим нормативным актам и учредительным документам системы внутренних регламентов и процедур контроля;
  • контроль экономности, эффективности и результативности системы стратегического контроля и стратегического управления в целом;
  • проверку уровня достижения поставленных целей;
  • подтверждение достоверности информации, применяемой руководством для принятия решений.

По нашему мнению внутренний аудит не должен заниматься контрольными проверками, это прерогатива органов внутреннего контроля, поэтому основная задача внутреннего стратегического аудита состоит в обеспечении достоверной информацией внутренних пользователей в лице собственников, акционеров, менеджеров компании посредством оценки эффективности и качества функционирования систем внутреннего контроля, и их совершенствования. А поскольку эффективность является оценочной категорией, то для стратегического аудита характерна значительная доля аналитической составляющей в общем объеме аудиторских процедур. Исследование эффективности бизнес-операций и их взаимосвязанных последовательностей (бизнес-процессов) связано с оценками, расчетами и сравнительным анализом. Следовательно, аналитическая функция внутреннего стратегического аудита в современных экономических условиях трансформируется в оценочно-аналитическую.

Поскольку до сих пор вопрос разграничения функций внутреннего стратегического аудита и контроля остается дискуссионным, в российской деловой практике среди собственников и высшего исполнительного руководства особенно остро встает проблема выбора соответствующих органов аудита и контроля, учитывая, что выбор богатый. Данная проблема связана с сохраняющейся неопределенностью взаимоотношений в целом двух систем: внутрихозяйственного (внутреннего) контроля и внутреннего аудита.

Подводя итог вышеизложенному, считаем необходимым отметить, что проведенное нами исследование места стратегического аудита в системе стратегического контроля актуально исключительно для организаций, имеющих в своей структуре соответствующие подразделения (службы) внутреннего аудита.


Библиографический список

  1. Аудит: учебное пособие / Хахонова Н.Н., Хахонова И.И., Богатая И.Н. / Под ред. Хахоновой Н.Н. – ООО «Мини Тайп», 2011. – 464 с
  2. Емельянова И.Н. Аудит стратегии развития предприятия [Текст] / Емельянова И.Н. // Учет и статистика. – 2011. – № 1 (21). – 0,3 п.л.
  3. Емельянова И.Н. Стратегический аудит: цели и задачи [Текст] /  Емельянова И.Н. // Современные проблемы рыночной экономики : материалы регион. науч.-практич. конф. профессорско-преподавательского состава, специалистов и научных работников (Георгиевск, 17 ноября 2011 г.) / Рост. гос. эконом. ун-т (РИНХ). – Ростов н/Д, 2011. – 0,2 п.л.
  4. Ляско В.И. Стратегическое планирование развития предприятия: Учебное пособие для вузов – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 288с.
  5. Филипьев Д.Ю. Внутренний аудит: мифы и реальность // Учет и контроль. Москва. — 2007. — №1. – с. 22-25