Технологический подход к формированию инновационного комплекса туризма

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
Авторы


кандидат экономических наук, доцент, профессор РМАТ, зав. кафедрой туризма и гостеприимства, зам. директора по научно-методической работе
Россия, Воскресенский институт туризма
Chabanuk_oleg@mail.ru


студентка 4 курса направления подготовки: Управление персоналом
Россия, Воскресенский институт туризма

Аннотация

Технологический подход в исследовании проблем инновационного управления является многоэтапным и последовательным. В статье выделяются принципы и разновидности использования технологического подхода в инновационном управлении. В современной России, выбирая инновационные проекты, опираются на «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов», которые имеют статус официального издания. Но в туристской практике данный документ выявил ряд ограничений. Кроме того, в силу отсутствия отраслевой методики инвестиционных проектов, при использовании технологического подхода автор обосновывает необходимость учета системной стратегии вмешательства при формировании пакета инноваций.
В статье автор приводит модель влияния на инновационную составляющую туризма государственной политики и выделят те направления политики государства, которые связаны с технологическим подходом в управлении инновациями. Поскольку туризм является одной из приоритетных отраслей хозяйства, предлагается создать при правительстве РФ центра по обработке инновационных вопросов туристской области, который способствовал бы успешной реализации государственной политики в этой области. Работа такого центра могла бы объединить в себе весь комплекс научных подходов к управлению развитием инноваций (создание портфеля инноваций и т.д.), который имел бы методологическое обоснование.
В статье приводится перечень инноваций с позиций отдельных, успешно развивающихся фирм на российском рынке, которые в настоящее время осуществляют или предполагают осуществить инновации, а также результаты анализа процесса формирования инновационного комплекса туристских организаций с использованием технологического подхода, проведенного на основе метода экспертных оценок (с учетом личных качеств экспертов по итогам анкетирования).

Ключевые слова

инновация; инновационная деятельность; инновационный комплекс; инновационное управление; портфель инноваций; развитие; технологический подход; туристская организация; туризм; этап.

Рекомендуемая ссылка

Чабанюк Олег Васильевич , Рябцева Ирина Александровна
Технологический подход к формированию инновационного комплекса туризма// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №6 (66). Номер статьи: 6606. Дата публикации: . Режим доступа: http://sovman.ru/article/6606/
Инновационный комплекс (или портфель инноваций) туризма — это совокупность инноваций,  необходимая для внедрения в туристскую систему для достижения поставленных целей и повышения результативности ее деятельности.

В широком смысле формирование инновационного комплекса трансформируется в задачу адаптации системы управления к быстрому и точному определению направлений повышения конкурентоспособности туристских организаций к изменениям конкурентной среды. При отсутствии  целенаправленной и постоянной работы единожды достигнутые успехи в инновационной деятельности на рынке через некоторое время будут  аннулированы ответными действиями конкурентов. Поэтому необходимо так сформировать управление инновациями, чтобы обеспечить процесс адаптации и на постоянной основе создать  условия для эффективного развития туристской системы.

Успех инновационного менеджмента напрямую связан с развитием методологии решения соответствующих проблем. В инновационном менеджменте применяется тридцати научных подходов [12, С. 109]. При активизации интеллекта всех участников достигаются реальные положительные результаты инновационного управления, хотя научные подходы важны не менее. Поэтому в управлении инновациями туризма большое значение имеет реализация технологического подхода.

Масштабы и последствия изменений, вовлечение информационных и людских ресурсов становятся все более непредсказуемыми и разнообразными. Реализация одного или нескольких развитых ранее подходов (нормативного, функционального и др.) приводит к чрезмерной трате сил и средств менеджеров, к неполному достижению поставленных целей.  Поэтому перспективы развития инновационного управления должны быть связаны  с совершенствованием технологий его исследования. Технологизация процесса инновационного управления включает: пошаговую координацию действий участников, направленных на достижение инновационной цели; однозначное понимание и выполнение составных операций и процедур; разделение процесса на внутренне логически связанные шаги, процедуры; а также разработку и использование определенной совокупности приемов и способов решения конкретных инновационных проблем. Процесс формирования инновационного комплекса рассматривается как часть  механизма инновационного управления.

Технологический подход в исследовании проблем инновационного управления является многоэтапным и последовательным. На первом этапе исследуется реальное состояние инновационной системы. Критика реального состояния инновационной системы производится на втором этапе. Нахождению «трудных мест» в развитии системы управления способствует перевод конкретного описания деятельности в обобщенное (абстрактное), которое и формулирует направление путей преодоления. На третьем этапе происходит изменение норм системы управления, ведутся разработки определенного  набора корректив системы управления, которые преодолевают «трудные места».

Сложное управленческое решение является результатом реализации технологического подхода, который является видом межличностного профессионального общения, а также способствует решению поставленных задач, активизируя интеллектуальный потенциал участников.

Принципами использования технологического подхода в инновационном управлении являются:

  • сложная организационная поддержка реализации из-за многофункциональности  подхода и необходимости координации работ;
  • систематический характер реализации, обусловленный динамичностью элементов инновационного процесса;
  • придание особой ценности социологическому знанию;
  • использование адаптивных и преобразующих возможностей иннова­ционных систем;
  • максимальное использование дивергентного и конвергентного мышления исследователей;
  • интерактивность, объясняемая наличием большого количества неформализуемых процедур и необходимостью введения корректив выполняемых действий;
  • разнообразная информационная поддержка в виде статистических данных, результатов специальных исследований и так называемых слабых сигналов;
  • высокая ответственность участников инновационного управления;
  • многоаспектный характер исследования процессов управления с применением разнообразных подходов;
  • инерционность проявления последствий подготавливаемого решения и, как следствие, трудность оперативного устранения нежелательных последствий.

Аналитическая работа, изучающая состояние и тенденции развития туристского рынка и активности его участников, является фундаментом, формирующим портфель инноваций. При этом особое значение имеет технологический подход, имеющий в своем основании отношения «субъект – субъект». Преобразования возможны только при содействии участников всего инновационного процесса, в котором каждый работник является инновационным технологом, содействует (или не содействует) преобразованиям, поддерживает (или не поддерживает) цели и средства деятельности всей команды.

Зарубежные исследователи предложили семь разновидностей технологического подхода к анализу изменений экономических систем [9; 11], применение которых зависит от  особенностей проявления эффекта изменений, характера проблем, а также степени участия персонала в процессе проведения изменений. На рис. 1 указаны возможные области применения разновидностей технологического подходов.

Вариант А («жесткая проблема») отражает степень качества проблем, Б —  «не слишком жесткая» проблема, В — «среднежесткая» проблема, Г — «мягкая» проблема.  «Жесткие» проблемы имеют хорошо определенный конечный результат изменений, но способ перехода к этому результату не определен.Проблема считается «мягкой», если не имеет определенного способа перехода к новому состоянию, а четкое представление о желаемом состоянии отсутствует. Процесс проведения изменений зависит от степени участия персонала, которая варьирует от позиции А («практически не участвует») до позиции Г («максимально участвует»). Преобладать может экономическая или социальная направленность в эффекте изменений. Поэтому соответствующая степень качества также может меняться в границах от А (получение экономического эффекта) до Г (получение социального эффекта).

Подход, называемый «стратегическим системным вмешательством»,  включает в себя неограниченные жесткими временными рамками диагностику и проектирование. Участие в исследовательском процессе заинтересованных лиц носит ограниченный характер. Особое внимание требует исследование экономического эффекта изменений, которые планируются детально. Стратегия системного вмешательства  в некоторой степени похожа на технологический подход «развитие организации», который отличается лишь социальным аспектом изменений и стремлением использовать в управлении максимальное участие персонала, что снижает вероятность сопротивления изменениям. «Этический» технологический подход связан с использованием компьютерных технологий и имеет  большую степень коллегиальности принятия решений.

 

Разновидности технологического подхода

Рис. 1 – Разновидности технологического подхода

 

В случае, когда проблема неструктурирована и разработать план проведения изменений затруднительно, можно использовать подход Марча, при котором план действий не разрабатывается, и менеджер реализует только те цели, которые возможно осуществить в данный момент. Логический подход зачастую не имеет количественных измерителей процессов. Период реализации изменений не планируется. В основном лишь в стратегическом подходе разрабатывается план действий.

Подход реализации изменений в условиях ограничений  и подход Слеттера направлены на решение задач с определенным результатом изменений. Зачастую при необходимости выполнения экстренных изменений время на диагностику и проектирование преобразований ограничено. Тогда основная тяжесть работы переносится на реализацию изменений. При этом участие персонала минимально.

Используя технологический подход, при формировании пакета инноваций необходимо учесть системную стратегию вмешательства. Данную позицию подтверждают следующие аргументы:

а) туристская система имеет и социальный, и экономический эффект развития;

б) проблемы туристской сферы являются «среднежесткими» («не слишком жесткие»);

в) разумно ориентироваться на среднюю степень участия персонала в инновационном управлении.

Ряд исследователей предают большое значение экономическому обоснованию инвестиций, опираясь на основе следующие взаимосвязанные показатели: периода окупаемости и внутренней нормы доходности, индекса доходности, чистой дисконтированной стоимости. Осуществлять инвестиции туристской фирме можно лишь тогда, когда сумма чистой прибыли и амортизационных отчислении (или дисконтная прибыль) положительна [4, С. 53; 10, С. 6].

Чистая дисконтная стоимость исчисляется с помощью метода анализа денежных потоков (cash-flows), т.к. это классический метод инвестиционного анализа и применяется в наиболее известных методиках планирования и оценки эффективности  инвестиционных проектов [1; 5; 13]. Индекс доходности (отношение суммы денежного потока в настоящей стоимости к величине дисконтированных инвестиций), используется при формировании пакета инвестиций с максимальной суммой чистой дисконтной прибыли или при отборе  одного проекта из ряда альтернативных. Периодом окупаемости будет считаться время, в течение которого поступления от хозяйственной деятельности организации покроют инвестиционные затраты. Максимально допустимый относительный уровень расходов, связанных с проектом, покажет внутренняя норма доходности.

Данные показатели характерны для стран с развитой рыночной экономикой. В современной России, выбирая инновационные проекты, опираются на «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов» [4; 7], которые имеют статус официального издания и используют современные методы проектного анализ. В рекомендациях указаны основные принципы и  подходы, сложившиеся в мировой практике, к оценке эффективности инвестиционных проектов, адаптированные для условий перехода к рыночной экономике. Но в туристской практике документ выявил ряд ограничений:

  • особенности функционирования организации в период, предшествующий расчетному, в расчетах не отражаются;
  • обоснование применения дисконтирования к показателям процессов, происходящих в туристской практике, отсутствует;
  • точность расчетов экономической эффективности, вызванная несинхронностью изменения экономических параметров туристской системы, недостаточная;
  • методика  оценки социальной эффективности инвестиций, направляемых в туристскую систему, обнаружила свою неприспособленность.

Данные рекомендации не оценивают социальную составляющую эффективности инвестиционных проектов. Социальная эффективность и принципиальная система расчетов требует детальной проработки.  В силу отсутствия отраслевой методики инвестиционных проектов разумно использовать стратегию системного вмешательства.

Для решения инновационных проблем должна быть подобрана команда специалистов, и определена последовательность их действий. С помощью интеллектуальных технологий стратегии системного вмешательства возможно интегрирование иных необходимых подходов. Командная работа уменьшает сопротивление реализации программы изменений, а опыт и профессионализм персонала используется максимально.

Эффективность проводимых изменений зависит главным образом от руководителя и его решимости, поскольку именно руководитель мотивирует и побуждает персонал к осмыслению проблем и технологических подходов к их решению. Инициирование дивергентного мышления всей команды со стороны руководителя позволяет со всех сторон рассмотреть проблему и предложить как можно большее количество вариантов ее решения.

Инновационный комплекс туризма, его технологический подход могут реализовываться как на уровне отдельной организации, так и на уровне государственного управления туризмом. При этом государственная политика в области туризма, использование технологического подхода должны быть четко обоснованы.

Инновационной политикой государства в области туризма считается комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством по созданию благоприятных условий для субъектов хозяйствования с целью оживления инновационной активности, повышения эффективности развития туризма и более полного удовлетворения туристских потребностей населения. Поскольку рыночная экономика не в состоянии автоматически регулировать инновационную деятельность, то возможно использование отдельных рычагов влияния  государства на инновационную деятельность туристских организаций. Такими рычагами, которые сочетает и активизирует технологический подход, могут быть следующие: налоговые льготы туристским организациям, внедряющим инновации; создание условий для привлечения инвестиций в отрасль туризма; осуществление специальных научно-технической,  кредитно-финансовой и налоговой политик; совершенствование амортизационной политики, развитие приоритетных областей науки.

Влияние на инновационную составляющую туризма государственной политики можно представить с помощью модели (рис. 2). Через изменение налоговой политики и регулирование развития туристской инфраструктуры возможно опосредовано влиять на производителей туристских услуг. Непосредственно влиять на производителей туристских услуг возможно через изменение системы налогообложения, региональной политики, субсидирования, и т.д. Финансовый механизм управления для создания инновационных отраслей хозяйства должен быть подведомствен государству. При этом должны быть тщательно разработаны мероприятия по валютным и паспортным ограничениям и информированности.

Оживление инновационной деятельности в отечественном туризме можно считать конечной целью инновационной политики, имеющей несколько задач: продвижение инновационных программ, поддержка малого бизнеса в области туризма, конкурентоспособности внутреннего и внешнего туризма, а также поддержка конкретных туристских центров. Инвестиции должны быть частью инновационной политики.

Выбор органа, ответственного за реализацию политики инноваций, сроки инновационной политики – все это учитывается при создании механизма реализации инновационной политики. Механизм реализации инновационной политики включает определение сроков и выбор органов, ответственных за реализацию инновационной политики. Инфраструктурная основа функционирования рынка инноваций (включая нормативно-правовую) должна быть в рамках мировых процессов, и в духе инновационного общества.

Государство способно реализовывать задачи координирования, прежде всего между деятельностью различных государственных органов, принимающих решения по инновациям; между общественным и частным секторами экономики; между различными регионами, уровнями управления. Поэтому мероприятия, проводимые в рамках государственной социальной, экономической политики (в т.ч. и во внешней политике), политике рынка труда имеют большое влияние на туристскую инновационную систему. Оценка на государственном уровне социального эффекта развития туризма происходит наиболее полно. Государственная отраслевая инновационная политика должна быть основана на следующих принципах: градация инноваций по их последовательности реализации, исходя из их важности и приоритетности; обоснование инноваций; выбор надежных источников и методов финансирования; нацеленность политики на достижение стратегических целей туристских организаций; учет инфляционных процессов и факторов риска; формирование оптимальной структуры реальных и портфельных ин новаций с учетом технологического подхода.

 

Влияние государственной политики на инновации в туристскую систему

Рис. 2 – Влияние государственной политики на инновации в туристскую систему

 

Согласно [8, С. 21-22] можно особо обозначить три аспекта действенной политики роста: стабилизации ожиданий, потенциальная и структурная динамики. Учитывая три движущие силы инновационного процесса (инноватор, организация, окружающая среда), возможны девять направлений инновационной политики государства (таблица 1). Данное выделение направлений политики государства связано  с технологическим подходом в управлении инновациями.

 

Таблица 1 — Приоритетные направления государственной инновационной  политики [8, С. 21]

Движущие силы инновационного процесса Опорные моменты политики
 

 

Структурная динамика Потенциальная динамика Стабилизация ожи­даний представле­ний о перспективах
Инноватор Исследования Знания Диалог
Организация Инновации и техника Человеческий капитал Финансирование
Окружающая сре­да Конкуренция Инфраструк­тура Стабилизация

 

Поскольку туризм является одной из приоритетных отраслей хозяйства, создание при правительстве РФ центра по обработке инновационных вопросов туристской области способствовал бы успешной реализации государственной политики в этой области. Работа такого центра могла бы объединить в себе весь комплекс научных подходов к управлению развитием инноваций (создание портфеля инноваций и т.д.), который имел бы методологическое обоснование. При этом роль эволюционно–ориентированного и технологического подходов была бы интегрирующей.

Центр должен работать в непосредственном сотрудничестве с органами исполнительной власти, с регионами и профессиональными ассоциациями. Инновационная программа развития туризма РФ стала бы итоговым результатом   работы центра должна. После анализа и оценки выполнения федеральной целевой программы развития туризма (Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и выездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», отрасль может приступить к реализации ин­новационной программы.

Также технологический подход может использоваться при определении направлений приоритетного инновационного развития  отрасли на уровне туристских организаций.

В таблице 2 приводится перечень инноваций с позиций 9 отдельных, успешно развивающихся фирм на российском рынке, которые в настоящее время осуществляют или предполагают осуществить инновации. В качестве экспертов выбраны ведущие менеджеры, работающие в крупных туроператорских организациях, со стажем работы в индустрии туризма более пяти лет, такие как: «Tez Tour», «Pegas Touristik», «Coral Travel», «Natalie Tours», «Библио Глобус», Турфирма «Нева», «TUI», «Анекс Тур», НТК «Интурист». Знак (*) указывает на предпочитаемые инновации.

 

Таблица 2 — Инновации успешно развивающихся туристских организаций

Инновации Туристские организации Коэффи­циент относительной важности,%
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Расширение профиля деятель­ности * * * * * * * 9,07
Повышение надежности работы * 9.92
Расширение географии поездок * 6,23
Совершенствование элементов технологий обслуживания кли­ентов * * * * 8,84
Расширение круга клиентов * * * * 11,24
Разнообразие и оригинальность туристского продукта * * 9,36
Изменение подачи и продвиже­ния продукта * 7,74
Разработка стратегии (пред­ставление перспективы) * * 27,83
Развитие отношений с партне­рами * * * * * 6,18
Изменение ценовой политики * * * * 13,91
Осуществление маркетинговых исследований и коммуникаций * * * 7,73
Внедрение информационных технологий * * * 34,02
Формирование имиджа фирмы * 9,81
Активизация человеческого ре­сурса фирмы *       38,15

 

Выбранные организации туризма обнаруживают следующие тенденции:  применение нескольких инноваций одновременно или их разнообразное сочетание, а также применение ретронововведений. Иногда организации туризма  применяют комбинации сложносочетаемых туров (например, снижение стоимости туров за счет уменьшения стоимости авиаперелета или  сочетание дорогостоящего комфортабельного отдыха и недорогих экскурсионных программ или снижение стоимости). Большинство туристских организаций серьезное внимание уделяют качеству турпродукта, удержанию постоянных клиентов, оперируя такими свойствами, как исполнение тура, маршрут и цена. Упор делается на партнерство с уже зарекомендовавшими себя туроператорами и качественно обслуживания.

Контакты участников туристского рынка укрепляются. Туроператоры рассматриваются агентствами как полноправные партнеры. Повышается надежность ряда туристских организаций, снижаются цены на туристский продукт за счет работы без посредников. Организации, имеющие имидж и серьезную базу VIP-клиентов, предоставляют как привилегированные и изысканные, так и качественные дешевые туры.

Многие туристские организации поощряют рост профессионального мастерства своих сотрудников, расширяют штат, активно участвуют в семинарах и выставках, работают со СМИ, видя в этом перспективы развития.

Приоритет развития имеет и техническое оснащение, использование современных информационных технологий, оперативная связь а также автоматизирования система обработки документации, система бронирования, учет продажи туров.

Отдельное внимание уделяется ценовой политике. Проведенное в течение 2 лет обследование 136 британских турфирм показало типичный прирост прибыли на 2 % в год. Компания Holidaybreak, лидер по данному показателю, объясняет  свой уровень в 12,5% снижением цен на туристские услуги. Небольшие компании выживают за счет реализации более дешевого продукта [3, С.32]. Однако фирма «Larus Viaggi» считает, что не каждый туристский продукт, несмотря на низкую цену, может продаваться в России. Компания «Швейцарский дом» специально уменьшает цену нового продукта, видя в этом маркетинговый ход и  надеясь тем самым на увеличение целевой аудитории и рост прибыли через некоторое время.

Туристские организации обнаруживают склонность  к многопрофильной деятельности, появляется тенденция объединения туристского бизнеса с банковским. И поскольку для банков современная конъюнктура не всегда благоприятна, появляется интерес к увеличению непроцентной прибыли, а также к использованию оптовых технологий в ритейле (в т.ч. в туризме). Зачастую туристические организации имеют «двойную» специализацию.

При формировании инновационного комплекса туристских организаций с использованием технологического подхода автор [6] выступил в роли специалиста, восемь экспертов – как команда. Личные качества экспертов должны позволять им выполнять роли по принятию решений, информацион­ные, согласующие, представительские. Эксперты указали свои личные каче­ства (табл. 3).

В технологическом подходе была соблюдена определенная последовательность.

На первом этапе была проведена работа по обобщению передового опыта в реализации инноваций, для чего предварительно был описан инновационный комплекс туристских организаций. Была задействована открытая профессиональная информация, которая помогла осознать изменения, происходящие в туристских организациях в виде сложных многоаспектных процессов. После систематизации инноваций были определены последствия их реализации. Отдельное внимание имели цели изменений, с имеющимися ограничениям.

 

Таблица 3 — Личные качества экспертов (по итогам анкетирования)

Личные качества Численность экспертов, указавших качество, чел.
Способность не поддаваться давлению со стороны заинтересованных лиц 4
Способность принимать решения в условиях ограничения времени 7
Способность к самостоятельной формули­ровке и выдвижению гипотез 8
Потребность в уважении и самовыражении 7
Способность работать в условиях стресса 6

 

На втором этапе моделировался инновационный комплекс туристской организации, имеющий итеративный характер и выполняющийся с помощью комбинации метода Цвикки и метода Дельфи, которую можно обозначить единым методом «ограниченной эвристики». Метод состоял:

а) из независимой  формулировки каждым экспертом дерева инноваций, опирающейся на направления инновационной деятельности туристских фирм, определенных на первом этапе;

б) из сбора вариантов дерева инноваций и составления интегрального документа, содержащего предложенные варианты;

в) из индивидуального знакомства каждого эксперта с интегральным документом и ранее сформулированной позиции, а также подтверждения или изменения данной позиции;

г) из создания интегрального документа с изложением позиций экспертов, которые повторяются необходимое число раз для получения единого решения. Метод Цвикки ввел определенные ограничения: эксперты обязаны проявлять одинаковый интерес ко всем объектам моделирования; каждая инновационная идея должна быть доведена до законченного варианта.

Третьим этапом стала оценка конечного варианта дерева инноваций с помощью расчета коэффициентов относительной важности.

На первом этапе исследования было определено четырнадцать взаимосвязанных направлений инновационной деятельности (таблица 2). На втором этапе было обозначено восемь вариантов дерева инноваций. В результате пяти итераций получена наилучшая модель. Оценивание наилучшей модели инновационного комплекса проходило на третьем этапе. Значения коэффициентов относительной важности указаны в таблице 2. Три приоритетных направления инновационной деятельности туристских фирм получили обоснование: разработка стратегий, внедрение информационных технологий, активизация человеческого ресурса фирмы. Соответствующие коэффициенты относительной важности составили: 28,33; 35,02; 36,95%.

Данные направления инновационной деятельности туристских организаций с применением технологического подхода являются научной базой для повышения степени соответствия системы управления характеру рыночной конкуренции. Это позволят туристской организации функционировать в режиме опережения за счет увеличения предсказуемости результатов деятельности.


Библиографический список

  1. Бизнес-план. Методические материалы / Под ред. Н.А. Колесниковой. М.: Финансы и статистика, 2000. — 267 с.
  2. Блаженкова Н.М. Теория и методология анализа влияния управленческого учета на результативность хозяйственной организации. Монография. Екатеренбург: Институт экономики Уральского отделения РАН, 2008.
  3. Доходность турбизнеса всего 2% //  Турбизнес, 2001. — № 13. — с. 32.
  4. Ковалев В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. М.: Финансы и статистика, 2000. — 144 с.
  5. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчётности. М.: Финансы и статистика, 1997. 768 с.
  6. Медведева Е.А. Инновационная концепция туризма: дис. … канд. экон. наук. М.: ГОУ ВПО «ГУУ», 2002. — 195 с.
  7. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция). Официальное издание / Руководители авт. коллектива: В.В. Коссов, В.Н. Лившиц, А.Г. Шахназаров. Москва. Экономика. 2000. — 421 с.
  8. Оппенлендер К.Х. Необходимость и предпосылки новой инновационной политики // Вопросы экономики, 1996. — № 1. — С. 21-25.
  9. Робсон М., Уллах Ф. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес-процессов. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997. — 224 с.
  10. Соболева Е.А., Соболев И.И. Финансово-экономический анализ деятельности турфирмы. М.: Финансы и статистика, 2001. — 122 с.
  11. Уотсон Д., Мейон-Уайт У. Управление изменением. Кн. 3. Системные концепции и стратегия вмешательства. Жуковский: Изд-во международн. центра дистанционного обучения «Линк», 1994. — 95с.
  12. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. — М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. — 624 с.
  13. Хелферт Э. Техника финансового анализа. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996. — 418 с.