Технологизация управления: обзор научной литературы и авторский взгляд

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
Авторы


доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента
Россия, Международный институт рынка
boris0945@mail.ru

Аннотация

Технологии управления все чаще появляются на страницах публикаций. Однако не все работы соответствуют своему названию. Автор попытался выделить рациональные аспекты в научных работах, которые касаются технологий управления. Показан авторский взгляд на проблематику технологий управленческой деятельности. Сформулированы направления технологизации управления и возможности их практического использования.

Ключевые слова

технологизация управления, технологии управления, операции, процедуры, качество управленческой деятельности, эффективность управленческой деятельности

Print Friendly, PDF & Email

Читайте также

Статья также доступна (this article also available):

Рекомендуемая ссылка

Герасимов Борис Никифорович
Технологизация управления: обзор научной литературы и авторский взгляд// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №2 (74). Номер статьи: 7403. Дата публикации: . Режим доступа: https://sovman.ru/article/7403/

Введение

Технологизация как явление развивается на признании мнений о том, что управление — это целенаправленное изменение состояния процессов (объектов) в социальных и экономических средах. Такая концепция делает возможным применение к этим явлениям свойства технологичности, которое проявляется в способах формирования и продвижения последовательности переработки информации различной природы.

Тенденция возникновения различного вида технологий как способа реализации различных отношений между людьми в любых сферах их деятельности приобретает характер глобальной тенденции технологизации в управлении, аналогичной механизации, электрификации и информатизации [12].

Профессионализм современного управленца определяется способностью успешно решать предметные задачи в рамках своей деятельности. К этой сфере относятся экономические, маркетинговые, производственные и другие задачи [3]. Практически все эти задачи включают совокупности действий, выстроенных в определенной последовательности. Изредка описание этих действий попадается в учебной и методической литературе, но, чаще всего, встречается в должностных инструкциях или методиках деятельности управленцев в организациях. В документации по системам управления качеством, выполненной на высоком уровне для некоторых организаций, наряду с определенными формами, присутствует подробное пооперационное описание выполнения управленческих работ, что способствует однозначному пониманию той или иной деятельности. Иногда эти виды работ напрямую называется технологией.

 

Дефиниции в управленческой деятельности: технология, операция и процедура

Технология (от греч. techne) – искусство, мастерство, умение и … логия), совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. Однако это определение больше относится к производственной сфере [2]. В нематериальной, а лучше сказать, в интеллектуальной сфере, тоже происходят технологические процессы, охватывающие деятельность по преобразованию информации и влиянию на человеческие отношения. При этом происходит непременное вторжение в сферу интересов отдельной личности, на которые оказывается влияние для повышения качества и эффективности деятельности организации.

Важным звеном управленческой деятельности являются операция и процедура. Существуют отличные представления этих понятий у различных авторов. Рассмотрим авторские определения операции и процедуры, которые, как кажется, впитывают лучшие фрагменты уже имеющихся определений.

Операция – это преобразование предметов, информации, поведения или деятельности людей. Иначе говоря, преобразование материи. При этом не следует забывать про операции мыслительные (сознательные) и даже подсознательные. Часть из них относятся к идеалистическому пониманию материи.

Нас будут интересовать только те операции или их совокупности, которые сориентированы на реализацию управленческой деятельности в организациях (некоторой общности людей). Таким образом, можно с уверенностью констатировать, что операции являются конкретной, специально выделяемой частью процессов мышления, деятельности и коммуникации в деятельности организаций. Это позволяет их назвать “строительными кирпичами” различных процессов, протекающих в любой организации.

Процедура – это некоторая совокупность преобразований или действий в рамках одной или нескольких операций. Для успешной реализации управленческой деятельности представляется необходимым написание технологий решения функциональных задач управления (ФЗУ) на уровне процедур.

Операция – это достаточно крупная совокупность действий, включающая несколько процедур, которая не раскрывает деятельность внутри ФЗУ и поэтому операции стоит использовать тогда, когда нужно показать основные преобразования от входа к выходу какого-либо процесса. При этом не всегда следует более подробно рассматривать решение ФЗУ, так как по умолчанию исполнители хорошо знают последовательность процедур. Они достаточно компетентны и имеют практический опыт неоднократного решения конкретных ФЗУ.

Решение некоторых ФЗУ качественно и в срок возможно только при условии использования технологий управления. Например, успешному заключению и выполнению договоров на поставку продукции или услуг способствуют технологии коммуникаций, в т.ч. «презентация», «переговоры», «личная беседа» и другие. Таким образом, собственно сами технологии управления (или управления) не приносят дохода и прибыли, а обеспечивают решение профессиональных ФЗУ. И именно управленцы должны владеть этими технологиями для успешного функционирования и развития организаций.

Сочетание «технологии управления» еще не вошло должным образом в обиход специалистов, преподавателей, консультантов. Авторы литературы по управленческой тематике неохотно прибегают к соответствующей терминологии. Тем не менее, попыток формализовать практическую деятельность управленца, сделать ее более технологичной появляется все больше и больше. Следует отметить, что рассуждения многих специалистов об управлении (менеджменте), как о симбиозе науки и искусства, мешают передавать управленческий опыт, исследовать и развивать компетентность управленцев.

Технологии управления вбирают в себя процедуры воздействия на человека как на биовид, индивид и личность. Сложность характеристик человека вызывает потребность в многообразии используемых антропологических и других предметных знаний. Многоплановость объектов в организации и огромный объем информации обусловливают ориентированность этих технологий на достижение разнообразных созидательных целей. Естественно, что все это возможно благодаря родовому и видовому многообразию процедур, техник и средств, используемых управленцами [23].

 

Обзор научной литературы по проблемам технологий управления

Рассмотрим подробнее некоторые публикации, которые попались на глаза автору, и заставили внимательно изучить пусть не всю работу, но, по крайней мере, ключевые её разделы или параграфы.

В одной из работ 80 гг. ХХ в. [8] удалось отыскать раздел «Циклы, процесс, организация и технология решения ситуационных задач управления», в которой действительно представлена одна технология в графово-табличной форме. Названа она почему-то укрупненной процедурой. Но термин «технология» в контексте управленческой деятельности возможно появился в литературе впервые и неслучайно.

Одной из первых книг по технологиям деятельности управленцев стала работа [16]. Там представлены действительно различные методы и средства, применяемые в управленческой деятельности, которые в настоящее время чаще все-таки называются технологиями. Однако в 1993 г. такое слово применять опасались как в заголовках книг, разделов, так в тексте и рисунках. Наша страна только что начала строить рыночные отношения и термин «технологии» применялись только в технических отраслях знаний, что подтверждают словари, изданные до 1995 г.

В этой работе встречается много приемов и техник, описанных на уровне процедур и операций, т.е. терминов, которые тогда еще не вошли в обиход терминологии управленцев. В этой работе рассмотрены, в частности, технологии по принятию управленческих решений, мотивации персонала, разрешению конфликтов и многим другим управленческим процессам. Много внимания в этой работе уделено технологиям коммуникаций, которые представлены, как отдельно, так и вкраплены в другие методы и приемы. При этом автор использовал достаточно много иностранных источников, в которых были соответствующие средства и техники. Даже из источников советского периода автор нашел литературу, где присутствовали материалы, которые можно отнести к технологическим процессам.

Одна из серьезных книг по технологиям управления вышла в 2006 г. Называется она достаточно фундаментально «Универсальные технологии управления» [22]. Прежде чем представлять технологии, авторы рассмотрели во многих разделах элементы теории управления, теории организации и теории систем. Этот материал был выполнен на основе литературных источников и собственных публикаций. Хотя у авторов нет собственной концепции структурирования указанных выше разделов науки, однако обзор литературных источников можно считать вполне удовлетворительным.

Если убрать из работы [22] лишние материалы, не относящиеся к заголовку книги, то она стала бы в несколько раз тоньше. При этом эта работа более или менее соответствовала заголовку. Но тогда присутствие слова «универсальные» в заголовке книги пришлось обосновать. Если же оставить эти материалы книге, то их бы хватило на хорошие разделы: теория организации, теория управления, методология управления, основы управления. Но тогда весь труд авторам пришлось бы назвать совсем по-другому. Разбиение основных разделов на главы обусловлено авторской классификацией процессов и объектов. Но при этом данное разделение не охватывает всех элементов теоретического материала. Однако, как известно, каждый автор представляет в своих работах только те знания, которыми, как ему кажется, он реально обладает и способен за них постоять, как в тексте, так и за его пределами.

Каждый раздел технологий в работе [22] предваряет понятийный аппарат, благодаря которому становится ясно, что вкладывают авторы в термины, которыми они пользуются. Представлены некоторые технологии и в графовой форме, правда самые популярные. Операций в этих технологиях немного: в основном, от 5 до 20. При этом нигде не говорится, на каких собственно элементах строятся технологии: операции, процедуры, действия или что-то другое. Технологическая терминология на момент выхода книги в свет в литературе не устоялась, поэтому авторы работы решили её принципиально избегать, не путая читателя. Однако в нескольких технологиях указываются только этапы, не вдаваясь в детали. Но это, как известно крупные разделы любой деятельности, в т.ч. и управленческой.

Приведем авторское определение из работы [22]: «Технологии управления – это методы и приемы выполнения управленческих работ». Это, конечно, не совсем корректное понятие технологии. Но, тем не менее, если бы автор последовал за своим определением дальше, то возможно пришлось лицезреть реальные технологии, что уже было бы неплохо. Однако, в основном, в работе представлены правила и рекомендации. Иногда в данной работе встречаются классификации тех или иных элементов управления или управления. При этом никаких методов замечено не было, а приемы приведены, в основном, в описательном виде.

В деятельности любой организации присутствует стратегия, политика, тактика, как в целом, так и по отдельным подсистемам (процессам). При этом чаще всего процессу технологизации подвергается тактика. Это связано с тем, что тактические действия легко могут быть объединены в некоторую совокупность процедур по какому-либо узкому вопросу. Поэтому передача практического опыта управленцев была с успехом выполнена в работе [13].

Особенно хотелось обратить внимание на технологические фрагменты по некоторым коммуникациям, делегированию полномочий, деятельности управленческой команды, целевому и оперативному управлению. Хотя этот материал представлен в описательном виде, но настолько подробно и последовательно, что похож на инструкцию пользования каким-либо техническим устройством. При желании по такому описанию легко выполнить технологию управления в графовой форме, которая на наш взгляд, является наиболее наглядной и удобной для применения, а также освоения в процессе обучения и внесения при необходимости дополнений и изменений.

В проспекте работы [20] заявлено следующее. «Удалось объединить возможности технологии и системного подхода и создана системная технология, которая помогает строить философию деятельности в целостном единстве с технологиями практической деятельности. Единство метода системной философии и метода системной технологии основано на том, что они используют общую целостную совокупность этапов осуществления. При осуществлении указанных этапов используется и единая ключевая процедура (!?)». Авторская системная технология предлагает различные модели систем, процессов, структур. Однако автору настоящей работы пока не удалось найти более подробный материал по данной книге.

Скорее всего, в работе [20] представлены материалы по технологизации процесса системной деятельности человека. Однако, в какой мере и, на каких элементах это выполняется, по проспекту это не удалось, а в проспекте это не указывается. Однако было бы весьма интересно насколько автор продвинулся по сравнению с работами Р. Акоффа, Дж. Ван Гига, М. Месаровича, С.Д. Оптнера, С. Янга, А. Холла и других зарубежных авторов, которые широко публиковались у нас в стране в 70 гг. ХХ в. и помогли развить системное мышление нескольких поколений советских и российских исследователей в различных отраслях знаний.

Работа [10] позиционирует себя как современные технологии  в менеджменте. Действительно в ней рассмотрены многие процессы, протекающие в современных организациях: управление стратегией, управление качеством, управление маркетингом, управление финансами и т.д. При этом в этой работе приведено очень много интересного материала.

Приведем примеры: методы по управлению некоторыми процессами, задачи отдельных функций организации, структуры, характеристики, классификации, карты, планы-графики, образцы шкал, диаграммы и т.д. Приводится также различный математический аппарат. Правда не всегда понятно, какое отношение этот, в целом занимательный материал, имеет к технологиям управления. При внимательном изучении данной работы, удалось отыскать что-то похожее на технологии. Например, «схему процесса обработки заказов в отделе сбыта» или «блок-схему последовательности этапов разработки модуля маркетинга в инвестиционном проекте». Встречаются также упоминание о стадиях, этапах некоторых процессов. Нетрудно посчитать, что собственно самого технологического материала в объеме книге не более 2-4%.

Не секрет, что управленческая деятельность в организации связаны с управлением людьми. Поэтому очевидно, что и в книгах, в названии которых есть слово «технология», часто присутствует и слово «персонал». Некоторые для значимости работы прибавляют слово «эффективные» или «новые». Однако материалы по эффективности, как правило, в работах не приводятся совсем или описываются на весьма примитивном уровне. И понятно почему? Во-первых, выполнить оценку эффективности управленческих процессов в настоящее время весьма сложно. А, во-вторых, дай бы бог на должном уровне представить технологии, хотя бы в описательном виде.

В работе [24] заявлены некоторые достаточно редко встречающиеся процессы. Например, «технологии формирования общности видения», «технологии установления и развития доверия», «технология работы под давлением», «технология продажи идеи». Рассмотрим подробнее материал по последней технологии. В подразделе «Этапы продажи идеи» есть формы представления идеи, вопросы оценки преимуществ идеи, три стадии продвижения идеи. Остальное в разделе – это скорее правила продаж и рекомендации по успешной презентации продукта или услуг. Все это пересыпано вопросами, примерами и рекомендациями. Материал читается интересно, благодаря чему как-то можно понять, как же все-таки надо продавать идею. Однако построить саму технологию продаж, очевидно, предлагается читателю или другому, более продвинутому автору.

Таким образом, представлены и остальные разделы работы [24]. При этом в тексте слово технология встречается достаточно редко. Благодаря чему возникает понимание, что книга написана о чем-то другом. Невозможно представить. чтобы, скажем, в технологии по обработке метала или дерева были только вопросы, принципы и рекомендации. А все остальное было отдано на откуп исполнителю технологии, скажем, токарю или слесарю.

Теоретико-методические категории обычно встречаются в учебниках по разработке технологических процессов по металлу или дереву. Но там обязательно есть примеры одной или нескольких полных технологий по каким-либо конкретным процессам. Однако автор работы [24] ни разу не воспользовался своими же материалами, что представить хотя бы одну полную технологию в виде последовательности операций или процедур. Видно это для него оказалось неподъемной задачей.

В работе [21] представлены некоторые технологии подпроцессов управления персоналом в организациях, в т.ч. по подбору, адаптации и мотивации персонала, повышению квалификации и оценке работников, построению карьеры управленцев, работе с персоналом на различных уровнях. Технологии выполнены, в основном, опять же сугубо на описательном уровне. Таблицы и схемы применяются очень робко и не для всех разделов. Однако подробность описания в некоторых разделах вызывает уважение, что при желании позволит управленцам рекомендательно пользоваться этим материалом в практике работы с персоналом в организациях.

Автор работы [11] предлагает планировать время: рабочее и свободное. Однако этот совет никак не подкреплен авторской технологизацией процесса организации времени управленца. При этом следует упомянуть, что автор рекомендует менеджерам организовать свое пространство по «детсадовской» модели (?!), что очевидно снижает возможное использование этой модели поведения для людей более старшего возраста. Хотя отчего же не попробовать, вдруг получится.

Весьма богата технологиями работа [14]. Однако они совершенно не структурированы. Технологии даны только в описательном стиле. При этом автор подробно рассматривает весьма подробные аспекты технологии и рекомендует очень тонкие моменты. Несомненно, они очень важны, но при отсутствии  структурирования описания никак не улавливаются, а, значит, и не запоминаются. Но возможно они могут быть полезны при наличии уже у специалиста некоторого опыта управленческой деятельности. Некоторые технологии, описанные в этой работе, встречаются весьма редко. Например, технология организации личного труда руководителя, искусство убеждения, технология адаптации персонала и др.

Работа [15], судя по заголовку, должна быть полностью посвящена технологиям управления персоналом. Однако в аннотации работы заявлены уже методы и модели практической психологии. Ситуация становится запутанной. На самом деле технологий в работе нет принципиально, так как они предполагают наличие процедур или операций. Если взглянуть на содержание любого раздела, то оно включает цели, задачи, правила, характеристики, виды и т.д. Иногда встречаются методы и приемы.

Видно авторы посчитали, что с термином «технологии» книга будет привлекательной для покупателей, а включением самих технологий в содержание работы можно пренебречь. Да и слово «технологии» в книге замечено не было. Видимо расчет был сделан на то, что люди, как правило, глубоко не изучают книгу при покупке.

В работе [18] управленцам рекомендуется проходить подготовку по методу Сильва для улучшения восприятия, памяти, настойчивости и других свойств, которые позволяют добиваться успеха. Это важно, в первую очередь, при реализации технологий, особенно в условиях возникновения сложных проблем, для решения которых нет очевидных решений. При этом акцент делается на улучшении психологического состояния управленца, что, несомненно, может положительно повлиять на самого управленца и на его коллег и подчиненных.

В работе [9] предлагается выбирать решения из существующих в пространстве вариантов. Теоретически это верно, но в практике выбора мы не все варианты отчетливо видим. Или все-таки видим хорошие варианты, но не желаем тратить усилия на сам процесс выбора или на движение по выбранному варианту. Наконец, если, даже и выбрали искомый вариант, то потом иногда жаль собственных усилий на реализацию выбранного решения. Легче сказать себе, что виноград еще незрелый.

Особое внимание в этой работе уделяется процессу «визуализации в Трансерфинге – т.е. мысленному представлению процесса реализации текущего звена трансферной цепочки». Каково? По сути дела, предлагается выстроить в сознании цепочку процедур или операций какой-либо деятельности (технологию?), а потом начинать действовать по выстроенной цепочке к выбранному варианту. При этом автор работы [8] оперирует термином «звено» трансферной цепочки, а также термином «слайд», т.е. картинкой какого-либо состояния или действия. Предполагается, что используемые автором термины давно и хорошо известны читателям. Слова понятны, но малоупотребимы на практике.

Если исключить некоторые лишние разъяснения, то автор в некоторых местах представляет, по сути дела, готовые технологии в описательном виде. Запоминай и применяй. При этом структурировать операции и выстраивать технологию некоторого процесса читателю предоставляется самостоятельно, как говорится, в меру своей квалификации. Но при этом автор явно избегает термина «технология», как по форме, так и по содержанию. Однако зря, так как процессы работы над собой представлено очень технологично. Иначе бы книги В. Зеланда не были сейчас так популярны среди интеллигенции, как минимум, для одного прочтения.

А вот захочет ли читатель прочитать её еще раз или разработать технологию для себя или окружающих, используя текст книги – большой вопрос. Но может быть автором, такая задача и не ставилась. Вопрос: почему? Тут кроется какой-то умысел. Из нескольких версий, на наш взгляд, одна наиболее вероятна. Выстраивая, таким образом, содержание, автор работы [8] дает возможность проследить читателю за процессом создания различных умопостроений, что весьма заманчиво даже для слегка продвинутых людей: а что там, на следующей странице. Почти как в детективе. Но детектив – чтиво, понятно для кого. А тут интеллектуальный текст. Появляется самоуважение к собственному шевелению мысли, а возможно и чувствам. Занимательно? Еще как! Таким образом, читатель втягивается. А впереди еще несколько книг. Сколько удовольствия! Чем не А. Дюма для интеллектуала.

А если бы в книгах В. Зеланда были расписаны технологии по процедурам и операциям, да ещё с циклами для закрепления. Тогда это похоже на инструкцию для самотренинга? Но тогда книги были бы короче. Да и на тренинги в Петербурге к автору мало бы кто пошел. Купив одну книгу на компанию, остальные могли бы скопировать себе только технологии для повседневного применения. А так читатель, утомившись игрой воображения, оставляет книгу, но возвращается к ней время от времени для продолжения таинства мыслительной работы. Узнает, что есть продолжение и т.д. При этом проступает гордость за себя, что удалось понять кое-что, узнать фрагменты своего мышления, возможно даже достроить что-то для себя.

Много ли таких книг можно вспомнить за последнее время, чтобы захватывали наше слегка затуманенное сознание? Немного. Да и не в этом жанре. Но нежелание напрягаться после каждодневной суеты оставляет любителя игры воображения без технологий на каждый день. Но остается гордость за способность осилить одну или две книги. И посоветовать её коллегам и друзьям. И все. Скольким людям, таким образом, поднято самоуважение, в т.ч. и тем людям, которым издалека не дотянуться до тренинга с участием автора. Несмотря на наличие времени и средств.

Особняком стоит работа [19]. Она называется достаточно необычно: «Теория социальных технологий». Авторы добросовестно подвели теоретические основания в сфере технологических процессов. При этом были рассмотрены сущность, особенности и классификация социальных технологий в различных областях. Надо признать, что авторами представлены практически все известные технологии человеческой деятельности. Есть в работе и раздел, который определяет место и роль управленческих технологий, а также сделана попытка их классификации. Выбор признаков классификации достаточно полон, однако отнесение объектов и процессов по указанным авторами признакам отражает хаос, существующий в управленческой литературе. Сами технологии встречаются в данной работе нечасто, хотя примеры могли бы украсить теоретические и методологические аспекты данной работы.

Казалось бы, технологии в любой профессиональной деятельности сугубо практическая область применения, представляющая собой сплав теории, методологии и опыта. Причем с доминированием последнего. Однако в отличие от теории и в какой-то мере методологии опыт хоть и структурирован, но одни и те же понятия у разных авторов называются по-разному. Наука не везде еще оставила свои следы. Надо иногда объяснять с помощью дополнительных слов, что каждый понимает под высказанными сущностями и категориями.

В теории и практике давно существует субъективная семантика, предметом которой является исследование и реконструкция структур субъективного опыта (систем значений и смыслов), на основе которого строится образ мира человека [17]. Использование структурированного материала в научных исследованиях и публикациях позволяет однозначно понимать понятия и устанавливать соотношения между ними.

Резюмируя исследование представленных работ, следует отметить, что технологии управления – это наиболее близкий к практике раздел управленческой науки. И, очевидно, для того, чтобы успешно выполнить описание технологий управленческой деятельности необходимо самому побыть не один год в шкуре управленца. Это, во-первых. А, во-вторых, все время надо стремиться писать технологии управления коротко, понятно и последовательно. Наилучшим способом это возможно выполнить в виде рисунка или таблицы.

 

Авторский взгляд на технологии управления

Первый опыт изображения технологий управления в графовой форме был дан в работе [5]. При этом были представлены более 60 технологий, в основном, в сфере управления. С тех пор практически в любой монографии или учебном пособии автора были встроены управленческие технологии в соответствии темой издания. В 2006 г. было выполнено новое издание [3], имеющее уже гриф УМО в области управления. При участи автора разрабатывались все новые технологии, которые охватывали различные сферы управленческой деятельности. Разработке все новых и новых технологий способствовало их включение в практические работы и курсовые проекты во всех учебных управленческих дисциплинах, которые вел автор в ВУЗах. Появились технологии управления и в диссертационных работах, которыми руководил или консультировал автор. Благодаря этому их количество многократно возросло. Однако не все они годились для опубликования. Автор использовал статьи на конференциях и в сборниках научных трудов для публикации технологий по отдельным управленческим процессам и подпроцессам, отрабатывая формулировку каждой операции и уточняя последовательность их следования.

Количественное накопление технологий управления привело к необходимости создания их классификации, которая была представлена в работе [4]. Все это подвигло автора на создание нового издания монографии. В неё вошли уже опубликованные неоднократно технологии без каких-либо изменений и прошедшие испытание временем. Некоторые технологии были исправлены, дополнены и представлены в обновленном виде. Часть технологий являются совершенно новыми, которые публикуются впервые. Автору очень хотелось выполнить технологии управления по наиболее применяемых управленческим процессам, подпроцессам и задачам. При этом все они проходили тщательный отбор, прежде чем попасть в настоящую работу. Появились и новые способы изображения технологий, которые уже применяются на практике. Автору показалось нецелесообразным проходить мимо найденных в различных источниках образцов, обогащая тем самым форму представления технологий управления.

Впоследствии была выпущена работа [6], которая более полно отражает большое разнообразие технологий управления, реально существующих в управленческой деятельности. Однако на самом деле технологий управления намного больше как с точки зрения разнообразия существующих процессов и их частей, так и с точки зрения их особенностей в различных сферах практической деятельности. Хотя, зачастую, эта специфика надуманная либо связана с приемами, выработанными и накатанными в работе очень квалифицированными специалистами. Следует отметить, что полнота изображения технологий в графовой или табличной форме может быть разная, так по глубине показа процедурной проработки, отражённой на бумаге, так и с точки зрения их наименования, последовательности выполнения и описания содержания. На основе разработки и использования на практике технологий управления было выполнено несколько работ, которые определили формы и содержание современных технологий управления, которые были представлены в работе [7],

Однако, работа в направлении технологического оснащения деятельности управленцев в дальнейшем предстоит обширная и кропотливая. Причем до тех пока дисциплина «Технологии управления» не будет отдельно выделена в учебном процессе подготовки и переподготовки управленцев и некоторых других категорий специалистов. Однако эта весьма благородная цель потребует значимых усилий по различным направлениям. Важнейшей задачей при этом необходимость в ближайшее время добиться, чтобы названия книг с дефиницией «технология» обязательно соответствовали своему содержанию.

 

Роль технологий управления в повышении качества и эффективности управленческой деятельности

Развитие технологий управления во многом зависит от решения такой проблемы, как технологизация антропологических и гуманитарных знаний. При известных достижениях в использовании информационных технологий есть немало темных пятен в создании «формализованного языка» широкого спектра управленческой информации. Очевидно, что не всякое знание технологично.

Технологии управления являются необходимым атрибутом во всех сферах управленческой деятельности. Применение технологий управления позволяет повысить качество и эффективность управленческой деятельности. Использование технологий управления позволяет получить содержательные, социальные, психологические, педагогические и методологические результаты. Получение тех или иных результатов связано с наличием в технологии управления соответствующих средств мышления, деятельности и коммуникаций.

Резюмируя сказанное, отметим, что технологии управления – это наиболее близкий к практике раздел управленческой науки. Очевидно, что для успешного выполнения описания технологий управленческой деятельности необходимо самому побыть не один год в шкуре управленца. Это, во-первых. А, во-вторых, все время надо стремиться писать технологии управления коротко, понятно и последовательно. Наилучшим способом это возможно выполнить в виде рисунка или таблицы, что подробно рассмотрено в работе [12].

Таким образом, технологии управления являются важнейшей частью науки управления и являются проводниками теории и методологии в практической деятельности управленцев и наоборот, управленческая практика через технологии должна обогащать теорию и методологию управления.


Библиографический список

  1. Албастова Л.Н. Технологии эффективного управления. – М.: ПРИОР, 1998. – 258 с.
  2. Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. – 7-е изд. доп. – М.: Институт новой экономики, 2008. – 1472 с.
  3. Герасимов Б.Н. Основы российского управления: Технологии управления. ч. 2. – Самара: СГАУ, МИР, 2006. – 228 с.
  4. Герасимов Б.Н. Технологии управления: классификация, проектирование, результаты // Вест. МИР, вып., ч. 1. – Самара: 2006. – С. 29-39.
  5. Герасимов Б.Н., Морозов В.В. Технологии управления. – Самара: СГТУ, 2001. – 308 с.
  6. Герасимов Б.Н. Технологии управления. – Самара: НОАНО ВПО СИБиУ, 2010. – 472. – (Энциклопедия управленческих знаний)
  7. Герасимов Б.Н. Технологизация процессов в системах управления организации // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2015. – № 2(40). – С. 65-71.
  8. Екатеринославский Ю.Ю. Управленческие ситуации: анализ и решения. – М.: Экономика, 1988. – 191 с.
  9. Зеланд В. Транссерфинг реальности. Ступень II. Шелест утренних звезд. – СПб.: ИГ «Весь», 2008. – 224 с.
  10. Менеджмент организации: современные технологии: учеб. пособие: под ред. Н.Г. Кузнецова и И.Ю Солдатовой. – Ростов/Д: Феникс, 2002. – 480 с.
  11. Моргенстерн Д. Тайм-менеджмент. Искусство планирования и управления свом временем и своей жизнью. – М.: ООО «Добрая книга», 2002. – 264 с.
  12. Пудич В.С. Основы системологии управления. – М.: ГУУ, 2004. – 291 с.
  13. Райс-Джонстон У. Тактический менеджмент: методы управления в меняющемся мире: пер. с англ. – СПб.: Питер, 2001. – 672 с.
  14. Резник С.Д., Удалов Ф.Е. и др. Персональный менеджмент. – Пенза: ПГАСА, 2000. – 546 с
  15. Сартан Г.Н. Смирнов А.Ю. и др. Новые технологии управления персоналом. – СПб.: Речь, 2003. – 240 с.
  16. Сацков Н.Я. Методы и приемы деятельности менеджеров и бизнесменов. – К.: Ин-т. праксеологии, 1993. – 400 с.
  17. Серкин В.П. Методы психосемантики. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 207 с.
  18. Сильва Х., Стоун Р.Б. Искусство управления по методу Сильва: пер с англ. – Мн.: ООО «Попурри», 1999. – 288 с.
  19. Сурмин Ю.П., Туленков Н.В. Теория социальных технологий: учеб. пособие. – К. МАУП, 2004. – 608 с.
  20. Телемтаев М.М. Системная технология (системная философия деятельности): монография. – Алматы: ИД «СТ-Информсервис», 1999. – 336 с.
  21. Чижов Н.А. Кадровые технологии. – М.: Экзамен, 2000. – 352 с.
  22. Шарапов В.М, Шарапова Е.В. Универсальные технологии управления. – М.: Техносфера, 2006. – 496 с.
  23. Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера / В.М. Шепель. – М.: Народное образование, 1999. – 432 с.
  24. Яхонтова Е.С. Эффективные технологии управления персоналом. – СПб.: Питер, 2003. – 272 с.