Главная страница » Публикации » 2022 » №4 (100) » Международный опыт районной планировки (на примере Вьетнама)

Международный опыт районной планировки (на примере Вьетнама)

International experience of district planning (on the example of Vietnam)

Международный опыт районной планировки (на примере Вьетнама)

Авторы

Киреева Дарья Дмитриевна
Россия, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
kireeva.d01@mail.ru
Рогачева Мария Сергеевна
Россия, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
m.rogacheva2001@mail.ru
Безпалов Валерий Васильевич
доктор экономических наук, профессор кафедры национальной и региональной экономики
Россия, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
bezpalov62@mail.ru

Аннотация

В современных реалиях в сфере территориального планирования появился ряд проблем в контексте нехватки высококвалифицированных кадров, недостаточности денежных средств для осуществления деятельности по территориальному планированию, а также отсутствия полной информации, необходимой для формирования наиболее эффективного формирования системы территориального планирования. Так, следует говорить об изучении опыта районной планировки других государств с целью формирования эффективной системы районной планировки и развития территорий с комплексным учетом его географических, экономических, социальных, архитектурно-строительных и инженерно-строительных факторов и условий в интересах настоящего и будущего поколений. Целью работы является анализ международного опыта районной планировки на примере Вьетнама и возможности его использования в России. Были изучены этапы развития районной планировки и сформулированы основные тенденции развития планирования в современных реалиях. Кроме того, было проведено сравнения двух стран в аспекте развития территорий.

Ключевые слова

районная планировка, комплексное развитие, девелопмент, строительство, Вьетнам, Россия, территориальное планирование, градостроительство, планирование, девелоперы, ландшафт, social house.

Финансирование

Работа выполнена в рамках мероприятия MPO-22|23-01: VI Международное первенство «Качество образования 2022/2023» (1 полугодие) (Наука и образование ON-LINE)

Рекомендуемая ссылка

Киреева Дарья Дмитриевна,Рогачева Мария Сергеевна,Безпалов Валерий Васильевич. Международный опыт районной планировки (на примере Вьетнама) // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №4 (100). Номер статьи: 10010. Дата публикации: 26.12.2022. Режим доступа: https://sovman.ru/article/10010/

DOI 10.24412/2226-9339-2022-4100-10

Authors

Kireyeva Darya Dmitriyevna
Russia, Russian University of Economics. G.V. Plekhanov
kireeva.d01@mail.ru
Rogacheva Mariya Sergeyevna
Russia, Russian University of Economics. G.V. Plekhanov
m.rogacheva2001@mail.ru
Bezpalov Valeriy Vasilyevich
Doctor of Economics, Professor of the Department of National and Regional Economics
Russia, Russian University of Economics. G.V. Plekhanov
bezpalov62@mail.ru

Abstract

In modern realities in the field of territorial planning, a number of problems have appeared in the context of a shortage of highly qualified personnel, insufficient funds for the implementation of territorial planning activities, as well as the lack of complete information necessary for the formation of the most effective formation of the territorial planning system. So, we should talk about studying the experience of district planning of other states in order to form an effective system of district planning and development of territories with a comprehensive account of its geographical, economic, social, architectural, construction and engineering factors and conditions in the interests of present and future generations. The purpose of this work is to analyze the international experience of district planning on the example of Vietnam and the possibility of its use in Russia. The work studied the stages of development of district planning and formulated the main trends in the development of planning in modern realities. In addition, the two countries were compared in terms of territorial development.

Keywords

district planning, integrated development, development, construction, Vietnam, Russia, territorial planning, urban planning, planning, developers, landscape, social house.

Project finance

The work was carried out as part of the event MPO-22|23-01: VI International Championship "Quality in Education 2022/2023" (1st half of the year) (Science and Education ON-LINE)

Suggested citation

Kireyeva Darya Dmitriyevna,Rogacheva Mariya Sergeyevna,Bezpalov Valeriy Vasilyevich. International experience of district planning (on the example of Vietnam) // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №4 (100). Art. #  10010. Date issued: 26.12.2022. Available at: https://sovman.ru/article/10010/


Введение

В современных реалиях на устойчивый экономической рост государства оказывают влияние различные внешние и внутренние факторы. К внешним факторам относятся: геополитические условия, сформировавшиеся на международной финансово-экономической площадке на фоне непрекращающегося финансово-экономического кризиса; геополитическое противостояние, переросшее в санкционное давление со стороны стран Запада и США; технологические ограничения.  Внутренние факторы представлены изменением структуры государственного управления, а также сырьевой моделью экономики страны. Воздействие перечисленных факторов привело к появлению проблем в сфере территориального планирования в контексте нехватки высококвалифицированных кадров, недостаточность денежных средств для осуществления деятельности по территориальному планированию, а также отсутствие полной информации необходимой для формирования наиболее эффективного формирования системы территориального планирования.

В связи с этим перед правительством России стоит задача по поиску способов решения перечисленных проблем. Так, следует говорить об изучении опыта районной планировки других государств с целью формирования эффективной системы районной планировки и развития территорий с комплексным учетом его географических, экономических, социальных, архитектурно-строительных и инженерно-строительных факторов и условий в интересах настоящего и будущего поколений. Таким образом, актуальность исследования международного опыта территориального планирования и развития районной планировки, включая и Вьетнам, и его применения для РФ становится очевидной.

 

Уровень социально-экономического развития Вьетнама

Вьетнам занимает территорию размером примерно с Японию, за исключением острова Кюсю. Около 3/4 страны занимают горы и плоскогорья. Во Вьетнаме есть 3 столичных региона, которые идут вместе с 3 ключевыми экономическими районами: Ханой, Дананг и Хошимин (финансовый центр).

Для проведения анализа уровня социально-экономического развития наиболее значимые показатели можно сгруппировать по трем категориям: социальные, экономические, экологические.

Экономический и физический ландшафт Вьетнама продолжает меняться с глобализацией и транснационализмом, что требует обновления и развития новых городских и пространственных практик. Он является быстрорастущим регионом мира с точки зрения роста населения (рис. 1).

 

Численность населения Вьетнама, тыс. человек

Рис. 1. Численность населения Вьетнама, тыс. человек

Составлено авторами на основе [13, p. 3]

 

Одной из наиболее главных проблем региона, является так называется «урбанизация бедности». Так, в рассматриваемом государстве сосредоточено большое количество неформальных поселений. Данная тенденция была сформулирована еще в 1991 году географом Терренсом Г. Макги – концепция «десакота»: большое количество мелких земледельцев; крайняя текучесть населения; «серые зоны» — неформальные виды деятельности.  Именно эти «серые зоны» составляют немалую часть населения, но из-за глобальных процессов идея урбанизации поддерживается государством активно – происходит создание новых городов (большая часть из которых так и продолжает являться «деревней»). Из-за чего, соответственно, и увеличивается городское население (рис. 2). По факту существует 5 крупных городов: Ханой, Хошимин, Дананг, Кан Тхо и Хайфон.

 

Городское население Вьетнама, %

Рис. 2. Городское население Вьетнама, %

Составлено авторами на основе [13, p. 7]

 

Индекс человеческого развития (ИЧР) является одним из наиболее эффективных индикаторов, показывающих уровень жизни граждан стран мира. Так, ИЧР Вьетнама увеличивается постепенно с каждым годом (рис. 3).

 

Индекс человеческого развития Вьетнама

Рис. 3. Индекс человеческого развития Вьетнама

Составлено авторами на основе [13, p. 249]

 

Это во многом связано с притоком инвестиций, открытием промышленных предприятий (перемещение из Китая, будет рассмотрено далее), созданием новых рабочих мест (рис.  4).

 

Приток ПИИ Вьетнама, млрд. долл. США

Рис. 4. Приток ПИИ Вьетнама, млрд. долл. США

Составлено авторами на основе [13, p. 137]

 

Экономический ландшафт страны постоянно меняется, что можно увидеть на графике (рис.  5).

 

Уровень экономического роста Вьетнама, %

Рис. 5. Уровень экономического роста Вьетнама, %

Составлено авторами на основе [13, p. 40]

 

За весь период за исключением 2020 года экономический рост был положительный, что говорит о постоянном развитии региона.

Аналогичную ситуацию можно наблюдать говоря и про уровень экономической активности: до 2020 года – активный рост, после спад (рис. 6).

 

Уровень экономической активности Вьетнама, %

Рис. 6. Уровень экономической активности Вьетнама, %

Составлено авторами на основе [13, p. 27]

 

Увеличение показателя связано с развитием новых предприятий в районе и создание новых рабочих мест, как говорилось ранее.

Немаловажным показателем является выбросы CO2. Можно заметить, что происходит увеличение выбросов углекислого газа: на 206% в 2020 году в сравнении с 2011 годом, хотя в 2020 году и наблюдается спад (рис. 7).

 

Выбросы CO2 во Вьетнаме, млн. тонн

Рис. 7. Выбросы CO2 во Вьетнаме, млн. тонн

Составлено авторами на основе [14]

 

Так как основными техногенными источниками CO2 являются промышленные предприятия и транспортные средства, то здесь следует говорить об увеличении количества предприятий.

 

Развитие районной планировки Вьетнама

Развитие Вьетнама можно разделить на 2 этапа: до вьетнамской войны и после (с 1975 года). Развитие районной планировки также можно разделить на 2 этапа: до 1986 года (дореформенная эпоха) и после.

Рассмотрим территориальное планирование в дореформенную эпоху [10]. Так, в условиях плановой экономики, гражданское общество во Вьетнаме было построено на способности государство планировать и контролировать. Государство монополизировало производственные ресурсы, а земельные были национализированы еще в 1945 года. Государственные фактически чиновники стали настоящими планировщики, потому что они были уполномочены предлагать инвестиции для проектов, создавать схемы и принимать решения о выделении земли под конкретные проекты. В дореформенный период вьетнамские власти приняли план планирования и строительства модель из СССР, и отвергали любые западные подходы. Большинство строительных объектов реализовано в соответствии с экономической программой государства по стимулированию индустриализации.

После же реформ Дой Мои 1986 года Вьетнам встал на путь рыночной экономики: индустриализация сельских окраин, обусловленная ПИИ и расширением земель под жилую застройку [10].  После реформ рыночная и политическая децентрализация стали основными силами, которые способствовали развитию системы городского планирования.

Согласно Закону о городском Планировании 2009 года происходит четкое регламентирование роли каждого уровня правительства (таб. 1) [10].

 

Таблица 1. — Система планирования Вьетнама (Ханой)

Центральное правительство Национальный план социально-экономического развития
Региональное планирование (ряд провинций)
Муниципальное правительство Общее планирование (на уровне города)
План землепользования План строительства План технической инфраструктуры Секторальный план
Правительство округов / коммун Зонирование (1:5000 или 1:2000)
План землепользования План строительства План технической инфраструктуры
Девелоперы Детальное планирование (1:500)
План землепользования План строительства План технической инфраструктуры

 

Рассматривая современное состояние районной планировки Вьетнама, можно выделить несколько тенденций. Смотря с исторической точки зрения, основополагающим принципом планирования является принцип «чем ближе к реке, тем лучше». Именно такое размещение могло в полной мере способствовать развитию поселений, так как многие торговый пути проходили вдоль рек.

Так как Вьетнам является страной с большим коммерческим сектором в экономике, по всему государству широко распространены так называемые shop-house, которые по своей сути являются спичечными коробками в 2–4  этажа (1ый этаж – магазин, 2-3-ий — склад, 3-4-ый – жилое помещение). Такие здания распространены по всей стране. Основной принцип здесь – принцип «ближе к дороге». Иначе говоря, «если ты не будешь продавать, ты не выживешь». Интересной особенностью является, что для представителей Вьетнама, живущих в таких условиях, не важно, что продавать, самое главное – продавать. Поэтому в таких районах много торговых точек.

Следующая тенденция — сильный упор на ландшафт, но на современном этапе развития таких застроек очень мало. Многие функциональные зоны строятся с отдельными парковыми зонами. При планировании же маркетинговых кампаний ЖК или БК особое внимание как раз уделяется вопросам ландшафта, если застройка территорий происходила по всем законам фэн-шуя. Так, если планировка не будет соответствовать принципам данного течения – она не будет «одобрена» и не будет окупаться.

Еще одним аспектом является создание условий для повышения качества жизни, удобства для граждан пенсионного возраста с предоставлением жилья в одном месте всем членам семьи («ближе к родителям») (рис. 8).

 

Численность населения Вьетнама по возрастным категориям на 2020, %

Рис. 8. Численность населения Вьетнама по возрастным категориям на 2020, %

Составлено авторами на основе [13, p. 3]

 

Также тенденцией планировки является комплексная застройка территорий (100 га), которые выкупает один из крупных девелоперов и строит ЖК, инфраструктуру и другие объекты. Как результат – появляется город-спутник рядом с крупным центром как Хошимин. Постройка функциональных зон, в свою очередь, может проходит с учетом принципа «build and transfer»: девелопер передает землю государству, компенсируя свои затраты в качестве низких налоговых выплат или денежного перевода от государства. Именно в этой сфере происходит больше всего коррупционных сделок. Отметит, что из-за нисходящей системы местные органы власти требуют согласования нормативно-правового инструмента планирования для управления и координация рынка земли, а из-за высокого уровня коррупции и постоянной смены руководства происходит «торможение» всех административных процессов, отсутствие четкой государственной политики (рис. 9).

 

Индекс восприятия коррупции Вьетнам

Рис. 9. Индекс восприятия коррупции Вьетнам

Составлено авторами на основе [7]

 

Существует сложность процедуры согласования застройки из-за слишком раздутого государственного аппарата. Любые поправки к генеральному плану повлекли бы за собой длительный бюрократический процесс с участием многих органов власти и распределением обязанностей, , что повлияло бы на эффективность планирования и подчеркнуло необходимость для синхронизации различных представлений.

Также следует говорить о создании городских районов-спутников, которые должны быть взаимосвязаны с общественным транспортом. Здесь идея состоит в том, чтобы децентрализовать функции центральной части города в новые региональные городские районы; старый центр будет функционировать как административный, культурный, туристический и сервисный центр. Эти городские районы-спутники обычно включают застройки смешанного использования с высокой плотностью для коммерческого, промышленного, жилого и общественного использования; каждый регион со своей собственной целью и характером.

Говоря о промышленности, то она сосредоточена вокруг городов, что во многом способствует формированию агломераций (HCMC — Хошимин). Активно создаются промышленные кластеры (рис. 10).

 

Распределение промышленный компаний по провинциям Вьетнама, %

Рис. 10. Распределение промышленный компаний по провинциям Вьетнама, %

Составлено авторами на основе [14, p. 29]

 

Особые экономические зоны, индустриальные зоны особенно на фоне сложных торговых отношений между США и Китаем развиваются (таб. 2).

 

Таблица 2. ПИИ в особые экономические зоны

Год Зарегистрированные инвестиции, млрд. долл. США
1991–1995 1,55
1996–2000 7,2
2001–2005 8,1
2006–2010 36,8
На конец 2018 года 145

Составлено авторами на основе [9, p. 6]

 

Так, многие компании активно перемещают свои предприятия в страну с целью дальнейшей «продажи»: «made in Vietnam». Наиболее яркие примеры: Google, Apple, Microsoft. Отметим, самой крупной иностранной технологической компанией, имеющей свое производство в рассматриваемой стране, является Samsung Group. Эта ГК имеет 6 заводов по всей стране и вложила порядка 18 млрд. долл. США.

Говоря о более социальном аспекте, то распространено «social housing»: государственное жилье, которое предназначено для проживания людей с низким уровнем дохода. Для реализации направления используются следующие капитальные ресурсы: капитал инвесторов; капитал бенефициаров; инвестиционный капитал; капитал, предоставляемый через льготные ссуды банком для социальной политики; капитал из законных капитальных ресурсов [8].

Так, социальное жилье, построенного за счет государственного бюджета в городских районах, представляют собой кондоминиумы (комплекс недвижимого имущества, который включает земельный участок, расположенное на нем жилье и другие объекты недвижимого имущества). В городских центрах особой категории они должны быть пяти- или шестиэтажными зданиями; в городских центрах I, II, III, IV и V категорий — ниже шестиэтажных зданий (таб. 3).

 

Таблица 3. Классификация городских центров

Классификация Кол-во Характеристика
Особые города

(Ханой, Хошимин)

2
  • Национальный центр содействия развитию
  • Более 90% несельскохозяйственной рабочей силы
  • Население более 1 500 000 человек
  • Плотность населения более 15 000 чел./кв.км.
Класс I

(Хайфон, Дананг и Хюэ)

3
  • Национальный центр содействия национальному или региональному развитию
  • Более 85% несельскохозяйственной рабочей силы
  • Население более 500 000 человек
  • Плотность населения более 12 000 чел./кв.км.
Класс II

(Тайский Нгуен, Нам Динь, Вьет Три, Ха Лонг, Тханьхоа, Винь, Куай Нхон, Нха Транг, Буон Ме Туот, Далат, Бьен Хоа, Вунгтау, Мой Тхо, Кан Тхо)

14
  • Региональный центр для содействия межрегиональному или отраслевому развитию
  • Более 80% несельскохозяйственной рабочей силы
  • Население более 250 000 человек
  • Плотность населения более 10 000 чел./кв.км.
Класс III

 

23
  • Региональный или провинциальный центр для содействия развитию провинции или сектора внутри
  • Более 75% несельскохозяйственной рабочей силы
  • Население более 100 000 человек
  • Плотность населения более 8000 чел./кв.км.
Класс IV 54
  • Провинциальный центр для содействия­ развитию провинции
  • Более 70% несельскохозяйственной рабочей силы
  • Население более 50 000 человек
  • Плотность населения более 6000 чел./км2
Класс V 622
  • Провинциальный центр для содействия развитию района и/или сельского центра
  • Более 65% несельскохозяйственной рабочей силы
  • Инфраструктура в стадии разработки
  • Население более 40 000 человек
  • ­Плотность населения более 2000 чел./км2

Составлено авторами на основе [11, p. 71]

 

Отметим, что площадь каждой квартиры не должна быть в пределах 30-60 кв.м.. Для социального жилья, построенного за счет других инвестиционных капитальных ресурсов для работников индустриальных парков и домохозяйств с низким доходом, проживающих в столичных регионах, проектные нормы площади не должны превышать 70 кв.м.. Количество этажей не ограничено, и инвесторы могут скорректировать плотность застройки и коэффициент использования земли в 1,5 раза по сравнению с действующими нормативами, но это должно соответствовать утвержденным планам. Для общежитий студентов: min S = 4 кв.м. на человека, максимальное количество студентов в комнате — 8 человек. Для размещения работников: минимальная площадь квартиры составляет 5 кв.м. на человека, максимальное количество работников в квартире — 8 человек [11].

 

Уровень социально-экономического развития России

Россия является территориально крупнейшей в мире. Большая протяженность территории с севера на юг формирует три климатических пояса, также следует отметить многообразие природных зон. Такие особенности вносят свои коррективы в развитие районного планирования.

В РФ наблюдается тенденция сокращения численности населения. Такая тенденция влияет на развитие районного планирования России, поэтому изучение статистики по данному показателю требует особого внимания для развития территориального планирования государства (рис. 11).

 

Численность населения России, тыс. человек

Рис. 11. Численность населения России, тыс. человек

Составлено авторами на основе [6]

 

Отметим высокий уровень урбанизации России — около 70%. Доля городского населения страны за рассматриваемый период увеличилась приблизительно на 1% (рис. 12).

 

Городское население России, %

Рис. 12. Городское население России, %

Составлено авторами на основе [6]

 

Особенность размещения городского населения состоит в неравномерности развития инфраструктуры регионов.

Для понимания уровня качества жизни населения РФ целесообразно изучить ИЧР: с каждым годом данный увеличивается и все ближе подбирается к идеальному значению (рис. 13).

 

Индекс человеческого развития России

Рис. 13. Индекс человеческого развития России

Составлено авторами на основе [6]

 

Анализируя показатель притока ПИИ, можно увидеть его снижение. Динамика показателя нестабильна — в последние годы рассматриваемого периода данный показатель колеблется в пределах 8–30 млрд. долл. США. Такая нестабильность объясняется влиянием двух основных факторов — пандемия COVID-19, напряженная геополитика (рис. 14).

 

Приток ПИИ России, млрд. долл. США

Рис. 14. Приток ПИИ России, млрд. долл. США

Составлено авторами на основе [6]

 

Очевидно, что ранее указанное повышение качества жизни населения никак не может быть связано с иностранными инвестициями в государство, в отличие от ситуации во Вьетнаме.

Показатель, характеризующий уровень экономического роста России также характеризуется нестабильностью: 2011–2015 гг. стремительное снижение, вплоть до отрицательных значений; после этого положительное значение; 2020 год — произошел спад (-3%) (рис. 15).

 

Уровень экономического роста России, %

Рис. 15. Уровень экономического роста России, %

Составлено авторами на основе [6]

 

Уровень экономического роста сказывается на уровне экономической активности: снижается экономическая активность населения и за рассматриваемый период снижение составило приблизительно 1% (рис. 16).

 

Уровень экономической активности России, %

Рис. 16. Уровень экономической активности России, %

Составлено авторами на основе [6]

 

Также для понимания экологической обстановки в стране важно рассмотреть показатель выбросов CO2. Пикового значения показатель достигает в 2019 году за счет роста объемов производства объектов обрабатывающей промышленности и увеличения количества предприятий, но в 2020 году из-за значительного торможения всех производственных процессов произошло уменьшение выбросов (рис. 17).

 

Выбросы СО2 в России, млн. тонн

Рис. 17. Выбросы СО2 в России, млн. тонн

Составлено авторами на основе [14]

 

Развитие районной планировки России

Далее рассмотрим районную планировку РФ и возможности применения опыта Вьетнама. Говоря о развитии районного планирования России обратимся к исторически сложившимся этапам развития.

Довоенный период (1920-е — 1941 гг.): начало первых серьезных работ по районам нового промышленного строительства и крупным курортным районам. В этот период был создан государственный план электрификации Советской России и представляла собой программу развития страны, что положило начало развитию районной планировки. Уже в середине 1920-х годов было введено само понятие «районная планировка». Также данный этап характеризуется проведением комплексной оценки территории исходя из различных условий.

Послевоенный период (1945–1960 гг.): резкое увеличение капитального строительства. Освоение новых территорий, возникновение новых современных городов, строительство крупнейших заводов цветной металлургии привели к значительному росту экономики государства.

Период 1960–1990 гг: разработки схем районной планировки областей. Началось освоение Западно-Сибирского нефтегазопромышленного района. В 1970-е годы разрабатывались генеральные концепции развития и расселения на всех уровнях. Произошел переход к комплексному развитию и распределению по территории производительных сил.

Период 1990–2000 гг. После распада СССР единая система районных планировок уже не существовала, градостроительные проекты практически не финансировались, а работы по районным планировкам были прекращены.

Уже в первых годах 21 века началось возрождение территориального планирования, ведь теперь необходимо было разработать план для рационального управления развития территории. Для этого были приняты некоторые нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность в данной сфере: Градостроительный кодекс РФ [1], стратегии социально-экономического и пространственного развития. Также, в РФ последовательность разработки данных документов выстроена по вертикали «сверху вниз». В данный период на первый план встал вопрос стратегического планирования, в то время как во времена СССР большее внимание уделялось районной планировке.

Рассматривая же современное состояние районной планировки России, можно выделить несколько тенденций.

Усиление концентрации производства, а также различной инфраструктуры в крупных городах — следующая базовая тенденция развития районной планировки России. Речь идет, в первую очередь, о Московской агломерации (тенденция к расширению к уплотнению) и Санкт-Петербургской агломерации (высокий ресурсный и промышленный потенциалы).

Следует отметить формирование так называемых городов-спутников. В России данная идея децентрализованности центрального делового района в новые региональные городские районы становится все актуальнее. Так, например, активно развиваются города-спутники Москвы. Такая тенденция связана, очевидно, с менее суровой ситуацией ценообразования на недвижимость — в Москве схожая по характеристикам квартира будет на порядок дороже.

Кроме того, многие промышленные предприятия, заводы, переносятся из центра Москвы за пределы МКАД. Здесь следует говорить именно о переносе производства, в то время как головные компании, руководство, сосредоточены в Москве. Примером может служить ПАО «ОАК», где УК — в центре, хотя планировался переезд в Жуковский. Отметим, что многие производства сосредоточены как раз в Жуковском, Ульяновске.

Также тенденцией районной планировки является комплексная застройка территорий. Именно такой застройкой занимаются одни из крупнейших российских застройщиков «Самолет Девелопмент», ГК «ПИК». Также отметим, что «Самолет» планировал выйти на рынок Вьетнама. Тем не менее, данный девелопер занимается застройкой Москвы и МО. Данная компания разрабатывает архитектуру, проектирует и возводит ЖК, занимается развитием инфраструктуры. Так кварталы включают в себя поликлиники, школы, детские сады и даже торговые центры. Такая комплексная застройка влияет на развитие территорий.

Можно отметить, что такая застройка в определенной степени соответствует принципу «build and transfer». Также следует выделить следующую меру, разработанную Правительством Москвы – предоставление земельных участков по арендной ставке равной одному рублю на весь период строительства объектов промышленно-производственного назначения [2].

Что касается социальной сферы, в РФ распространена практика предоставления социального жилья (social house). В России суть такого жилья заключается в том, что оно находится в собственности государства, муниципалитета или некоммерческой организации и предоставляется малоимущим гражданам, которые не могут в силу низких доходов, имеют жилищные проблемы. Необходимыми условиями являются следующие обстоятельства: отсутствие квартиры в собственности; тяжелая форма хронического заболевания; единственное жилье не отвечает требованиям для жилых помещений. Стоит отметить, что по последним двум пунктам предоставление социального жилья происходит вне очереди. Также нужно «попадать» под одну из следующих категорий: малоимущие граждане; вынужденные переселенцы; военнослужащие.

 

Сравнительная характеристика показателей, возможность применения опыта Вьетнама в России

Для сравнения развития районной планировки анализируемых государств обратимся к сводной матрице со всеми показателями (таб. 4).

 

Таблица 4. Сравнительная матрица показателей Вьетнама и России

Показатели
Численность населения, млн человек Городское население, % ИЧР Приток ПИИ млрд. долл. США Уровень эк. роста, % Уровень эк. активности, % Выбросы CO2, млн тонн
В Р В Р В Р В Р В Р В Р В Р
2011 88,1 142,9 31,4 73,8 0,66 0,78 7,5 55,1 6,2 4,3 77 52,7 156 1820
2012 89,2 143 31,7 73,9 0,67 0,79 8,3 50,6 5,2 4 77,4 52,8 155,5 1802
2013 90,2 143,4 32 74 0,67 0,8 8,9 69,2 5,4 1,8 78,3 52,6 164,3 1747
2014 91,2 143,7 33,2 74,1 0,68 0,8 9,2 22 6 0,7 77,3 51,5 181 1729
2015 92,2 146,3 33,5 74 0,68 0,81 11, 6,9 6,7 -2 77,4 52,2 221 1732
2016 93,2 146,5 33,7 74,1 0,69 0,82 12,6 32,5 6,2 0,2 77,3 52,2 224 1707
2017 94,3 146,8 33,9 74,3 0,69 0,81 14,1 28,6 6,8 1,8 76,7 51,9 230 1737
2018 95,4 146,9 34,2 74,4 0,69 0,82 15,5 8,8 7,1 2,8 76,8 51,9 286 1811
2019 96,5 146,8 34,7 74,6 0,7 0,82 16,1 30 7 2 76,8 51,4 337 1881
2020 97,5 146,7 36,8 74,7 0,7 0,82 15,8 8 2,9 -3 75 51,2 322 1797
Условные обозначения: В — Вьетнам; Р — Россия

Составлено авторами

 

Так исходя из данной матрицы заметно «проседание» некоторых показателей во Вьетнаме: городское население, ИЧР; и в России: ПИИ, уровень экономического роста, уровень экономической активности. Здесь следует говорить, что районная планировка РФ постоянно развивается и находится на относительно высоком уровне в сравнении со Вьетнамом.

Тем не менее многие аспекты территориального планирования двух государств практически одинаковы, что подтверждают показатели:

  1. Развитие и строительство городов-спутников рядом с крупными экономически развитыми центрами, где сосредоточены головные компании многих предприятий. Так в России, к примеру, это Москва, вокруг которой были созданы такие города как Дубна, Королёв. Во Вьетнаме такие города в свою очередь создаются рядом с экономическим центром Хошимина дом и столицей — Ханой. В этом государстве, отметим, такая тенденция продолжает развиваться, то есть крупные предприятия выносятся из центра, где рядом с ними образуются ЖК для работников этих предприятий. И как результат увеличивается доля городского населения (рассмотрено ранее). Следует отметить, что в России это не является новым, такой опыт уже реализуется в течение многих десятилетий.
  2. Во Вьетнаме большое внимание уделяется ландшафту. Многие крупные девелоперы в маркетинговых кампаниях делают акцент на расположении своих объектов и удобстве ЖК для разных поколений.
  3. Предоставление социального жилья также не является чем-то необычным для двух стран. Данное направление реализуется как и во Вьетнаме, так и в России. В РФ данная идея зародилась еще в СССР: от «сталинок» до «хрущевок». Так, следует говорить, что Вьетнам «позаимствовал» данную идею и успешно развил.

Как можно заметить, многие тенденции очень схожи, что во многом связано с тем, что Вьетнам развивается по пути РФ.

 

Предложения для устойчивого развития районной планировки

Для дальнейшего устойчивого развития районной планировки допустимо эскортировать опыт как Вьетнама, так и России, и решить ряд задач.

Так, РФ может импортировать следующий аспект: Застройка функциональных зон с учетом принципа «build and transfer», где государство будет предоставлять льготы не только для промышленных предприятий, но и для жилой застройки, что во многом поспособствует развитию строительной отрасли в нестабильных условиях. В силу низкого уровня восприятия коррупции (Вьетнам по данному показателю обладает преимуществом) возможно увеличение числа коррупционных сделок (рис. 18).

 

Индекс восприятия коррупции в России

Рис. 18. Индекс восприятия коррупции в России

Составлено авторами на основе [7]

 

Из-за нисходящей системы планирования и управления в странах согласования к проектам и их изменения занимают длительный период времени для подтверждения «сверху». Так, для наиболее эффективной и рациональной пространственной организации следует разрабатывать документы «снизу вверх» начиная с муниципальных образований. Здесь уже следует говорить об опыте СССР – планирование начиналось на уровне отдельного района. Также следует говорить об ужесточении нормативно-правовых баз: корректно сформированная нормативно-правовая — ускорение административных процессов, раскрытие информации о коррупционных сделках и их предотвращение.

Также, ранее в работе было указано, что за счет увеличения количества предприятий во Вьетнаме, а также в России, происходит увеличение выбросов CO2. Для уменьшения этого влияния допустимо формирование схем территориального планирования, которые во многом будут способствовать улучшению экологической составляющей. Так необходимо рациональное размещение промышленности, то есть учитывать расположение относительно других зон и кооперировать производства, позволяющее более рационально использовать природные ресурсы.

 

Заключение

В работе были изучены этапы развития районной планировки Вьетнама и России и сформулированы основные тенденции развития планирования в современных реалиях.

Так можно сделать несколько основных выводов:

  1. Районная планировка Вьетнама во многом опирается на опыт СССР. Именно поэтому многие тенденции развития двух стран схожи между собой.
  2. В рассмотренных государствах нисходящая структура планирования, что во многом тормозит развитие территорий.
  3. «Social housing» также активно развивается и поддерживается правительствами.
  4. Увеличивается количество промышленных предприятий, создаются города-спутники, происходит комплексная застройка – увеличивается доля городского населения.

Россия, в свою очередь, может импортировать из Вьетнама идеи «build and transfer» с целью комплексной застройки функциональных зон.

В настоящее время в сфере территориального планирования двух государств образовались проблемы, рассмотренные ранее и требующие незамедлительных решений. Так изученный опыт районной планировки Вьетнама может стать примером для импорта некоторых принципов планировки территорий в Россию, а также позволит проследить реализацию этих уже действующий принципов в другом государстве для минимизации издержек и предотвращении проблем в процессе реализации данных принципов в России.

Таким образом, актуальность исследования международного опыта территориального планирования и развития районной планировки, включая и Вьетнам, и его применения для России подтверждена.

Читайте также






Библиографический список

  1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №190-ФЗ (ред. от 14.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022)
  2. Постановление Правительства Москвы от 22.03.2022 N 407-ПП «О мерах экономической поддержки в условиях санкций и внесении изменений в правовые акты города Москвы»
  3. Современные тенденции и проблемы развития территорий : учеб. пособие / О. Т. Ергунова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2018. – 168 с.
  4. Ефимова, Л.А. Индекс человеческого развития в России: анализ и перспективы / Л. А. Ефимова // Региональная экономика: теория и практика. – 2015. — №22 (397). С. 53–62.
  5. Обедков, А.П. Особенности размещения населения и современные тенденции в развитии расселения в России / А. П. Обедков // Россия: тенденции и перспективы развития. – 2019. — №14-1. С. 863–869.
  6. Федеральная служба государственной статистики: Официальный сайт [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. – 1999–2022. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/
  7. Take-Profit. Индекс коррупции [Электронный ресурс] / Take-Profit. – 2022. – Режим доступа: https://take-profit.org/statistics/corruption-index/
  8. Law On Housing, The National Assembly, 2014, Law No. 65/2014/QH13
  9. Dao Ngoc Tien, Nguyen Quynh Nuong. Assessment of Industrial Cluster Policies in Viet Nam: The Role of Special Economic Zones in Attracting Foreign Direct Investment // Economic Research Institute for ASEAN and East Asia. 2020.
  10. Hoang Linh, Nguyen & Duan, Jin & Hua, Jin. State Control Versus Hybrid Land Markets: Planning and Urban Development in Transitional Hanoi, Vietnam // Sustainability 10, no. 9: 2993. 2018. 20 p
  11. Pham Thi Truc Hoa Quynh. Social housing policy of Vietnam: inadequacies and solutions // CAPSTONE Submitted to KDI School of Public Policy and Management in partial fulfillment of the requirements for the degree of MASTER OF PUBLIC POLICY. 2011. 148 p
  12. Ton Nu Quynh Tran, Quertamp Fanny, Miras Claude de, Nguyen Quang Vinh, Le Van Nam, Truong Hoang Truong (Eds), Trends of urbanization and suburbanization in Southeast Asia // Regional conference “Trends of urbanization and suburbanization in Southeast Asia”. Ho Chi Minh City: Ho Chi Minh City General Publishing House. 2012. 328 p
  13. ASEANstats / ASEAN Statistical YearBook 2021.– Электрон. дан.– Режим доступа: https://www.aseanstats.org/category/yearbook/
  14. Сountryeconomy.com / Energy and Environment. – Электрон. дан.– Режим доступа: https://clck.ru/32UeB8

References

  1. The Town-planning Code of the Russian Federation of 29.12.2004 No.190-FZ [Gradostroitel’nyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 29.12.2004 №190-FZ] (ed. from 07/14/2022) (with amendments and additions, intro. effective from 01.09.2022)
  2. Resolution of the Government of Moscow of 22.03.2022 N 407-PP «On measures of economic support in the conditions of sanctions and amendments to the legal acts of the city of Moscow» [O merakh ekonomicheskoy podderzhki v usloviyakh sanktsiy i vnesenii izmeneniy v pravovyye akty goroda Moskv]
  3. Modern trends and problems of territorial development : studies. manual [Sovremennyye tendentsii i problemy razvitiya territoriy : ucheb. posobiye]/ O. T. Ergunova; Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Federation, Ural. feder. un-T. – Yekaterinburg : Ural Publishing House. un-ta, 2018. – 168 p.
  4. Efimova, L.A. Human Development Index in Russia: analysis and prospects [Indeks chelovecheskogo razvitiya v Rossii: analiz i perspektivy]/ L. A. Efimova // Regional economy: theory and practice. – 2015. — №22 (397). Pp. 53-62.
  5. Obed’kov, A.P. Features of population placement and current trends in the development of settlement in Russia [Osobennosti razmeshcheniya naseleniya i sovremennyye tendentsii v razvitii rasseleniya v Rossii]/ A. P. Obed’kov // Russia: trends and prospects of development. – 2019. — No.14-1. pp. 863-869.
  6. Federal State Statistics Service: Official website [Federal’naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki: Ofitsial’nyy sayt] / Federal State Statistics Service. – 1999-2022. – Electron. dan. – Access mode: https://rosstat.gov.ru/
  7. Take profit. Corruption Index [Corruption index] / Take profit. – 2022. – Access mode: https://take-profit.org/statistics/corruption-index/
  8. Housing Law, National Assembly, 2014, Law No. 65/2014/QH13
  9. Dao Ngoc Tien, Nguyen Quingh Nuong. Assessment of Industrial Cluster Policy in Vietnam: the role of special economic zones in attracting foreign direct investment // ASEAN and East Asia Economic Research Institute. 2020.
  10. Hoang Lin, Nguyen and Duan, Jin and Hua, Jin. State control in comparison with hybrid land markets: planning and urban development in Hanoi transition period, Vietnam // Sustainable development 10, № 9: 2993. 2018. 20 p
  11. Pham Thi Trak Hoa Kuinh Vietnam’s. Social Housing Policy: Shortcomings and solutions // THE CORNERSTONE submitted to the KDI School of Public Policy and Management in partial fulfillment of the requirements for obtaining a MASTER’s degree in PUBLIC POLICY. 2011. 148 p.
  12. Ton Nu Quingh Tran, Quertamp Fanny, Miras Claude de, Nguyen Quang Vinh, Le Van Nam, Truong Hoang Truong (ed.), Trends of urbanization and suburbanization in Southeast Asia // Regional Conference “Trends of Urbanization and Suburbanization in Southeast Asia». Ho Chi Minh City: The main publishing house of Ho Chi Minh City. 2012. 328 p.
  13. ASEANstats / ASEAN Statistical Yearbook for 2021.– Electron. dan.- Access mode: https://www.aseanstats.org/category/yearbook/
  14. Countryeconomy.com / Energy and Environment. – Electron. dan.- Access mode: https://clck.ru/32UeB8

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх