Главная страница » Публикации » 2023 » №4 (104) » Прогнозирование при принятии управленческих решений в сфере услуг общественного питания

Прогнозирование при принятии управленческих решений в сфере услуг общественного питания

Forecasting in making managerial decisions in the sphere of public catering services

Прогнозирование при принятии управленческих решений в сфере услуг общественного питания

Авторы

Сальникова Кристина Владимировна
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента
Россия, Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова
kristina-zhelnova@yandex.ru

Аннотация

В статье рассматривается влияние прогнозирования на принятие управленческих решений в сфере услуг общественного питания. Для людей общественное питание играет жизненно важную функцию, как обеспечение питанием населения, что сказывается на производительности и качестве труда (учебы) и проведение здорового, полезного культурного досуга. Разнообразие форматов, видов по оказанию услуг от производства непосредственно на самом предприятии до доставки конечным потребителям делает еще более привлекательной данную сферу услуг. При организации бизнеса общественного питания возникает немало проблем связанных как с внутренними, так и с внешними факторами. Компетентность руководителя во многом зависит от его способности комплексно управлять всеми бизнес-процессами предприятия общественного питания. Принятие управленческого решения – это огромная ответственность лица принимающего решение, поскольку его влияние может ощутить на себе вся система предприятия. Разработка и использование прогнозов рассматривается как обязательный элемент совершенствования процесса принятия управленческого решения. В статье описываются особенности построения прогнозной модели, позволяющие получить достоверную и правильную модель. На примере оборота общественного питания по Удмуртской Республике проведено прогнозирование, в результате которого стало возможным сформировать видение о дальнейшем развитии ситуации в сфере общественного питания. Используемая методология исследования при написании статьи включает описание, сравнение, анализ, синтез, моделирование. Полученные в статье практические результаты могут быть полезными как для начинающих предпринимателей в сфере общественного питания, так и в учебных целях.

Ключевые слова

сфера услуг, форматы предприятий общественного питания, оборот общественного питания, прогнозирование, модель, сезонность, управленческое решение

Рекомендуемая ссылка

Сальникова Кристина Владимировна. Прогнозирование при принятии управленческих решений в сфере услуг общественного питания // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №4 (104). Номер статьи: 10408. Дата публикации: 02.12.2023. Режим доступа: https://sovman.ru/article/10408/

Authors

Salnikova Kristina Vladimirovna
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Management Department
Russia, Kalashnikov Izhevsk State Technical University
kristina-zhelnova@yandex.ru

Abstract

The article deals with the influence of forecasting on managerial decision-making in the sphere of public catering services. For people public catering plays a vital function as providing nutrition for the population, which affects the productivity and quality of labor (study) and healthy, useful cultural leisure. A variety of formats, types of services from production directly at the enterprise itself to delivery to end consumers makes this sphere of services even more attractive. When organizing a catering business there are many problems associated with both internal and external factors. The competence of the head largely depends on his ability to comprehensively manage all business processes of the catering enterprise. Making a managerial decision is a huge responsibility of the decision maker, because its influence can be felt by the whole system of the enterprise. The development and use of forecasts is considered as an obligatory element of improvement of the process of management decision making. The article describes the peculiarities of building a forecast model, allowing to get a reliable and correct model. On the example of public catering turnover in the Udmurt Republic the forecasting is carried out, as a result of which it became possible to form a vision of further development of the situation in the sphere of public catering. Research methodology used in writing the article.

Keywords

service sector, formats of catering enterprises, catering turnover, forecasting, model, seasonality, management decision

Suggested citation

Salnikova Kristina Vladimirovna. Forecasting in making managerial decisions in the sphere of public catering services // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №4 (104). Art. #  10408. Date issued: 02.12.2023. Available at: https://sovman.ru/article/10408/


Введение

Общественное питание представляет собой одно из важнейших направлений сферы услуг в экономике. Согласно ГОСТ 30389-2013 «Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования» предприятие общественного питания — это имущественный комплекс, используемый для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации данной продукции внутри и вне заведения (по заказам) [1].

По итогам 2022 года оборот заведений общественного питания в России вырос на 7,6% по сравнению с предыдущим годом и составил 2,35 трлн. рублей [2]. Результаты расчетов показывают, что вклад общественного питания во внутренний региональный продукт составляет 1,5-2,0% как по Российской Федерации в целом, так и по федеральным округам в отдельности [3]. В 2021 г. средняя численность персонала в отрасли выросла на 4,4% и достигла 828,8 тыс.чел. [4]. Однако, несмотря на рост показателя по численность персонала сфера услуг общественного питания испытывает дефицит персонала по причине нерегулярного графика работы, низкой оплаты труда, конфликтных ситуаций при взаимодействии с гостями [5].

 

Материал и методы исследования

Стратегия развития предприятий питания зависит от формата заведения [6] (рисунок 1). Конечные результаты деятельности предприятия оцениваются размером прибыли. Максимальный прирост прибыли предприятия обеспечивается при одновременном осуществлении мероприятий по снижению себестоимости, увеличению размеров производства и сбыта, улучшению качества и организации выпуска высокорентабельной продукции, повышению культуры обслуживания клиентов [7].

 

Форматы предприятий общественного питания

Рисунок 1 — Форматы предприятий общественного питания

Источник: составлено автором

 

Тенденции развития сферы услуг общественного питания демонстрируют позитивные сдвиги, а именно: сформировался рынок услуг коммерческого питания с плотной конкуренцией за потребителя посредством ценовых и неценовых факторов; возросло качество пищи и предоставляемых услуг; изменилась материально-техническая база; внедряются предприятия различных форматов национальных и международных сетей с жёсткими стандартами логистики ресурсов, качества производства и качества обслуживания; осуществляется индустриализация школьного питания путём создания мощных централизованных комбинатов и конечных (школьных) пунктов приёма пищи; модернизируется сеть социального (коллективного) питания (больницы, санатории, профилактории) в соответствии с новыми стандартами питания [8].

Ведение бизнеса в сфере оказания услуг общественного питания требует от управленца знаний в области экономики, маркетинга, менеджмента, управления персоналом, деловых коммуникаций. Руководителю при отсутствии специальных навыков управления предприятием общественного питания, будет трудно осуществлять управленческие функции и ставить четко структурированные стратегические и тактические цели и добиваться их достижения.

Специфика осуществления деятельности в сфере общественного питания значительно отличается от других отраслей. При построении и организации бизнес-процессов в сфере услуг общественного питания, существует вероятность столкнуться со многими барьерами [9]:

  1. административные препятствия – это ограничения в виде законодательных актов на ведение определенных видов деятельности, представленные, как правило, лицензированием, сертификацией, нормами контроля. Преодоление таких барьеров требует от предприятий общественного питания затрат времени и финансов;
  2. емкость отраслевого рынка – степень насыщенности рынка, уровень платежеспособного спроса, активность иностранных конкурентов. Чем выше эти показатели, тем выше уровень входных барьеров;
  3. состояние рыночной инфраструктуры, то есть развитость сети транспортного и складского хозяйства, системы страхования и взаиморасчетов. Чем выше доля затрат на оплату этих рыночных институтов в цене или в общих издержках предприятия, тем выше уровень барьера;
  4. капитальные затраты (минимальный уровень первоначальных инвестиций). Известно, что величина первоначального капитала для вхождения на рынок для различных отраслей неодинакова;
  5. определение оптимального места размещения объектов общественного питания, так как от этого фактора во многом зависит эффективность затрат общественного труда. За счет применения кластерного подхода возможно решение вопроса оптимального размещения предприятий общественного питания, в том числе возможность корректировки использования основных и оборотных средств за счет получаемого синергетического эффекта от взаимодействия с внешней средой. Переход к такому подходу требует затрат времени, в том числе на разработку и исследования. Отметим, что в последнее время обозначился переход к применению геоинформационных систем в качестве основы для решения задач такого уровня [10];
  6. негативным влиянием внешней политики, как следствие, предприятия общественного питания вынуждены искать пути импортозамещения товаров, новых поставщиков сырья и оборудования;
  7. наличие многообразия автоматизированных систем управления (программных продуктов), что усложняет принятие решения по выбору надежной системы автоматизации, позволяющей сделать внутренние бизнес-процессы оптимальными, снизить себестоимость продукции и повысить привлекательность предприятия для инвесторов [11];
  8. отсутствие высококвалифицированных кадров из-за недостаточности значимости таких профессий как «шеф-повар», «повар», «кондитер», а также специализированных учебных заведений по обучению передовым технологиям в сфере индустрии гостеприимства и др. С одной стороны, работающие в индустрии гостеприимства должны постоянно совершенствовать свои навыки, чтобы отвечать запросам рынка. С другой стороны, уровень подготовки кадров, предъявляемых ресторанами на высоком уровне, не всегда соответствуют требованиям.

Таким образом, лицу, принимающему решение в сфере услуг общественного питания необходимы знание проблемной ситуации, наличие четко сформулированной цели по SMART, чтобы цели были значимыми, конкретными, достижимыми, измеримыми и ограниченными временными рамками. В задачи руководителя при принятии управленческого решения также входит определение возможных ограничений, которые могут быть по ресурсам, финансам. До выработки альтернатив руководителю необходимо определить критерии принятия решения. Как отмечается, чем больше альтернатив будет известно руководителю, тем выше шансы у него принять более эффективное решение. Вместе с тем на разработку большого количества альтернатив требуется больше затрат времени и других ресурсов. Этап принятия решения включает оценку альтернатив и выбор единственной альтернативы. Умение руководителя организовать исполнение, осуществление контроля и анализом выполнения решения способствует получению намеченных эффективных результативных показателей.

На стадии анализа данных необходимо построение экономико-математических моделей. В качестве таковых моделей могут использоваться различные экономические модели прогнозирования.

Разработка и использование прогнозов является одним из важнейших направлений совершенствования процесса принятия управленческого решения. Прогнозирование не только предполагает предвидение экономического развития, но и выполняет функцию научно-аналитического обоснования его целей. Процедура «Прогнозирование» должна входить как обязательный элемент в разработку и принятие управленческих решений. Правильный подход к прогнозированию позволит использовать корректные данные и результат, приближенный к реальным условиям, что будет способствовать принятию эффективных управленческих решений.

Прогнозирование – это предвидение поведения объекта, результативного показателя, социального или экономического явления в дальнейшей перспективе с помощью моделирования. Прогнозирование дает возможность идентифицировать проблему, определить факторы, оказывающие существенное влияние на исследуемую проблему, а также визуализировать развитие с помощью тренда.

Достоверная прогнозная модель может быть построена, если: правильно подобрать вид модели, существенные факторы и провести оценку качества построенной модели, оценку значимости уравнения и его параметров, оценку прогноза [12]. Поскольку, сфера общественного питания подвержена сезонности, следовательно, следует их учитывать при определении прогнозных значений. На практике имеет место построение аддитивной и мультипликативной моделей, включающих в себя трендовую, сезонную и случайные компоненты.

Коммерческая деятельность в сфере услуг общественного питания является существенным источником пополнения бюджета. Один из субъектов Российской Федерации – Удмуртская Республика является лидером в Приволжском Федеральном округе по доле налогов, перечисляемых в бюджет Российской Федерации. Специфика республиканских финансовых ресурсов Удмуртской Республики обусловлена в основном спецификой промышленности, ориентированной на крупные государственные оборонные заказы и большой долей в бюджете платежей ресурсодобывающих предприятий. За счет нефтяников, обрабатывающих предприятий и торговли формируется около 80% доходов республиканского бюджета. Тем не менее, активно поддерживается развитие предпринимательства в сфере услуг институтами развития: Корпорация развития Удмуртской Республики, Удмуртский государственный фонд поддержки малого предпринимательства, Региональный инвестиционный фонд Удмуртской Республики и др. [13].

В Удмуртской Республике на 01 сентября 2023 года основную долю 26,5% занимают организации торговли оптовой и розничной; на деятельность гостиниц и предприятий общественного питания приходится 639 зарегистрированных организаций, что составляет 2,0% от общего числа организаций в экономике. Оборот общественного питания на душу населения в 2022 году составил 11 630 рублей, что на 29,5% выше, чем в 2021 году, а по сравнению с 2012 годом увеличился на 77,3%. Число потребителей услуг общественного питания в 2022 году снизилось по сравнению с 2021 годом на 3%, по сравнению с 2012 годом — на 5%. Рост оборота общественного питания на душу населения обусловлен ростом цен на сырье и материалы, энергоносители, заработную плату на фоне инфляции, а значит и на готовую продукцию предприятий общественного питания [14].

Сфера услуг один из важнейших источников формирования доходной части бюджета муниципального образования. Прогнозирование величины объема платных услуг населению позволит рационально организовать процесс составления бюджета муниципального образования и более четко определить величину его доходной части. В упрощенной форме методика прогнозирования величины объема платных услуг населению в зависимости от уровня денежных доходов населения может быть представлена как прогнозирование величины среднего денежного дохода на душу населения. На данном этапе используют метод линейной регрессии, то есть определяют [9]:

  1. линейную функцию, отражающую наилучшим образом тенденцию развития показателя среднего денежного дохода на душу населения. Исходя из полученного уравнения регрессии, вычисляют прогнозируемую величину среднего денежного дохода на душу населения;
  2. прогнозируемую величину прироста среднего денежного дохода на душу населения , %, по формуле 1:

                      (1)

где   — прогнозируемая величина среднего денежного дохода на душу населения, руб.;

— величина среднего денежного дохода на душу населения в периоде, предшествующем прогнозируемому, руб.

 

  1. рост спроса населения на услуги под влиянием роста денежных доходов населения , %, по формуле 2:

               (2)

где     – коэффициент эластичности спроса по доходам;

 

  1. прогнозируемую величину объема платных услуг населению , млн.руб., по формуле 3:

                (3)

где   – величина объема платных услуг населению в период, предшествующий прогнозируемому, млн.руб.; данную величину рассчитывают без учета изменения цен и тарифов на услуги;

 

  1. сложившийся среднегодовой рост цен и тарифов на услуги за прошедшие годы , %, по формуле 4:

            (4)

где     – рост цен и тарифов на услуги в каждом прошедшем году, %;

– количество рассматриваемых лет.

 

Так как рост цен и тарифов вызывает падение спроса населения на услуги, то прогнозируемую величину объема платных услуг населению , млн.руб. можно рассчитать по формуле 5:

            (5)

 

Рассмотрим динамику оборота общественного питания по Удмуртской Республике и выявим основные тенденции в развитии явления. Анализ динамики оборота общественного питания по Удмуртской Республике охарактеризует интенсивность изменения от периода к периоду и отразит основные тенденции в изменении исследуемых показателей за период (рисунок 2).

 

Динамика оборота общественного питания по Удмуртской Республике за 2013-2022 годы

Рисунок 2 — Динамика оборота общественного питания по Удмуртской Республике за 2013-2022 годы [15]

Источник: составлено автором

 

Исходя из приведённой динамики на рисунке 2, можно сделать выводы, что за 2022 год темп прироста оборота общественного питания составил 25,7% млн. руб. в сравнении с предыдущим годом, а по сравнению с 2013 годом — 43,4%. Таким образом, оборот общественного питания по Удмуртской Республике увеличился за последние 10 лет в 1,434 раза. Данный прирост вызван развитием и обеспечением сервиса доставки готовой еды, внедрением бесконтактной оплаты и получения заказов, повышением индекса цен на продукты питания, а также увеличением самого рынка потребителей.

В 2020 году продемонстрирован существенный спад оборота общественного питания в результате пандемии, что повлекло меры на введение коронавирусных ограничений на посещение объектов общественного питания и соблюдения санитарно-гигиенических правил. В том числе негативное влияние на сферу общественного питания оказало падение рубля и резкое сокращение туристического потока, но благодаря государственной поддержке (мораторий на проверки, снижение страховых взносов, субсидирование процентов по кредитам) более сильного спада численности заведений общественного питания удалось избежать.

Далее выявим основные тенденции в развитии оборота общественного питания по Удмуртской Республике. Как показывают проведенные предварительные расчеты (таблица 1), коэффициент детерминации (R2) означает то, что уравнение параболического тренда описывает 45,32% вариации исходных данных в отличие от остальных уравнений тренда.

 

Таблица 1 — Построение уравнений (линии тренда)

Построение линии тренда  Уравнение Коэффициент детерминации
1 Экспоненциальная
2 Линейная  
3 Полиномиальная
4 Степенная

Источник: рассчитано автором

 

На рисунке 3 представлено построение полиномиальной линии тренда оборота общественного питания по Удмуртской Республике за 2013-2022 гг.

 

Построение полиномиальной линии тренда оборота общественного питания по Удмуртской Республике за 2013-2022 гг.

Рисунок 3 — Построение полиномиальной линии тренда оборота общественного питания по Удмуртской Республике за 2013-2022 гг.

Источник: составлено автором

 

Далее, рассчитаем ошибку аппроксимации по формуле 6:

              (6)

где    — ошибка аппроксимации;

— модельное значение, полученное путём подстановки в уравнение тренда номера периода;

— количество рядов динамики;

 — количество коэффициентов в уравнении тренда (2 – прямая, 3 – парабола).

 

Данные для расчёта ошибок аппроксимации представлены в таблице 2.

 

Таблица 2 — Данные для расчёта ошибок аппроксимации

Год Время,
2013 1 11725,4 12968,34 -1242,94 1544900
2014 2 13204 12385,42 818,58 670073,2
2015 3 12882,5 12010,24 872,26 760837,5
2016 4 11956,1 11842,8 113,3 12836,89
2017 5 11847,4 11883,1 -35,7 1274,49
2018 6 12585,9 12131,14 454,76 206806,7
2019 7 13238,2 12586,92 651,28 424165,6
2020 8 10758,4 13250,44 -2492,04 6210263
2021 9 13371,3 14121,7 -750,4 563100,2
2022 10 16812,4 15200,7 1611,7 2597577
Итого 128381,6 128380,8 0,8 12991835

Источник: рассчитано автором

 

Расчёт модельных значений, полученных путём подстановки в уравнение тренда номера периода :

    (6)

 

Далее рассчитаем коэффициент аппроксимации по формуле 7:

                   (7) 

где     – коэффициент аппроксимации;

– среднее значение за ряд периодов.

 

Следовательно, качество описания моделью исходных данных высокое, так как значение коэффициента ниже предельного значения (12%).

Далее построим точечный прогноз оборота общественного питания по Удмуртской Республике на 2023-2025 гг.:

Согласно параболическому тренду, наиболее вероятный  оборот общественного питания в 2023 году составит 16487,44 млн. руб., в 2024 году – 17981,92 млн. руб. и в 2025 году – 19684,14 млн. руб.

Далее, построим границы интервального прогноза по формуле 8:

                     (8)

где    — границы интервального прогноза;

— табличное значение t-критерия Стьюдента для уровня значимости α и числа степеней свободы ,

 

Аналогичные расчеты производятся для 2024 и 2025 года. Точечный и интервальный прогнозы представлены на рисунке 4.

 

Точечный и интервальный прогнозы оборота общественного питания по Удмуртской Республике на 2023-2025 гг., млн. руб.

Рисунок 4 — Точечный и интервальный прогнозы оборота общественного питания по Удмуртской Республике на 2023-2025 гг., млн. руб.

Источник: составлено автором

 

Заключение

Таким образом, за последние 10 лет наблюдается стабильный рост оборота общественного питания по Удмуртской Республике. Прогноз оборота общественного питания показывает повышение потребности населения в услугах общественного питания, что говорит о развитии существующей ситуации на рынке и о его потенциале.

Print Friendly, PDF & Email

Читайте также






Библиографический список

  1. ГОСТ 30389-2013 «Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования»
  2. Оборот общественного питания в России в июне вырос на 12,2%. URL: https://tass.ru/ekonomika/18431679 (дата обращения: 25.10.2023)
  3. Теплая, Н.А., Абдулрагимов, И.А., Шигапов, И.И., Михалев, А.П., Горбатко Е.С. Статистический анализ основных показателей деятельности системы общественного питания в федеральных округах Российской Федерации // Инновации и инвестиции. 2023. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/statisticheskiy-analiz-osnovnyh-pokazateley-deyatelnosti-sistemy-obschestvennogo-pitaniya-v-federalnyh-okrugah-rossiyskoy (дата обращения: 16.09.2023)
  4. За 2017-2021 гг. численность предприятий общественного питания в России выросла на 2%: c 186,9 тыс. до 190,4 тыс. URL: https://marketing.rbc.ru/articles/13430/ (дата обращения: 01.11.2023)
  5. Бочаров В.Ю. Занятость молодежи нового рабочего класса организаций общественного питания в период пандемии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2022. Т. 15. Вып. 1. С. 26–46. URL: https://doi.org/10.21638/spbu12.2022.102 (дата обращения: 02.11.2023)
  6. Крылова, Р.В. Современные форматы предприятий индустрии питания // АНИ: экономика и управление. 2017. №4 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-formaty-predpriyatiy-industrii-pitaniya (дата обращения: 12.10.2023)
  7. Ланин, Г.А. Экономика предприятий пищевой промышленности: учебно-практическое пособие. – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2007. – 168 с.
  8. Попов, Д.А., Парыгина, Г.С. Общественное питание современной России: утраты и приобретения // Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. 2019. №1 (99). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschestvennoe-pitanie-sovremennoy-rossii-utraty-i-priobreteniya (дата обращения: 22.10.2023)
  9. Кара, А.Н. Экономика сферы обслуживания: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / А.Н. Кара, Е.Е. Спиридонова, Н.А. Воронина; под ред. Л.И. Ерохиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 320 с.
  10. Сальникова, К. В. Способ определения оптимального места размещения объектов общественного питания / К. В. Сальникова // Вестник евразийской науки. – 2023. – Т. 15, № 3. – EDN GNFTEA
  11. Азарова, С.П. Тенденции развития информационных технологий в сфере услуг общественного питания // Актуальные вопросы экономических наук. 2010. №17-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-razvitiya-informatsionnyh-tehnologiy-v-sfere-uslug-obschestvennogo-pitaniya (дата обращения: 02.11.2023)
  12. Желнова, К. В. Основы статистики и эконометрики: Учебное пособие / К. В. Желнова. – Новосибирск: НП «СибАК», 2015. – 352 с. – ISBN 978-5-4379-0413-8. – EDN TUTDFN
  13. Осипов, А.К. Бюджетно-налоговое регулирование экономики региона (на материалах Удмуртской Республики): монография / А.К. Осипов, Н.О. Ипатова, Е.А. Гайнутдтнова; М-во сел. хоз-ва Российской Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия». – Ижевск: Издательство «Шелест», 2018. – 210 с.
  14. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике. Торговля и услуги. URL: https://18.rosstat.gov.ru/folder/51962 (дата обращения: 28.09.2023)
  15. Федеральная служба государственной статистики. Розничная торговля и общественное питание. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/roznichnayatorgovlya# (дата обращения: 30.10.2023).

References

  1.  GOST 30389-2013 “Interstate standard. Catering services. Catering establishments. Classification and general requirements» [GOST 30389-2013 «Mezhgosudarstvennyy standart. Uslugi obshchestvennogo pitaniya. Predpriyatiya obshchestvennogo pitaniya. Klassifikatsiya i obshchiye trebovaniya»]
  2. Public catering turnover in Russia increased by 12.2% in June [Oborot obshchestvennogo pitaniya v Rossii v iyune vyros na 12,2%]. URL: https://tass.ru/ekonomika/18431679 (access date: 10/25/2023)
  3. Teplaya, N.A., Abdulragimov, I.A., Shigapov, I.I., Mikhalev, A.P., Gorbatko E.S. Statistical analysis of the main performance indicators of the public catering system in the federal districts of the Russian Federation [Gorbatko Ye.S. Statisticheskiy analiz osnovnykh pokazateley deyatel’nosti sistemy obshchestvennogo pitaniya v federal’nykh okrugakh Rossiyskoy Federatsii]// Innovations and investments. 2023. No. 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/statisticheskiy-analiz-osnovnyh-pokazateley-deyatelnosti-sistemy-obschestvennogo-pitaniya-v-federalnyh-okrugah-rossiyskoy (date of access: 09/16/2023)
  4. For 2017-2021 the number of public catering establishments in Russia increased by 2%: from 186.9 thousand to 190.4 thousand [Za 2017-2021 gg. chislennost’ predpriyatiy obshchestvennogo pitaniya v Rossii vyrosla na 2%: c 186,9 tys. do 190,4 tys.]. URL: https://marketing.rbc.ru/articles/13430/ (access date: 11/01/2023)
  5. Bocharov V.Yu. Employment of young people of the new working class of public catering organizations during the pandemic [Zanyatost’ molodezhi novogo rabochego klassa organizatsiy obshchestvennogo pitaniya v period pandemii]// Bulletin of St. Petersburg University. Sociology. 2022. T. 15. Issue. 1. pp. 26–46. URL: https://doi.org/10.21638/spbu12.2022.102 (access date: 11/02/2023)
  6. Krylova, R.V. Modern formats of food industry enterprises [Sovremennyye formaty predpriyatiy industrii pitaniya]// ANI: economics and management. 2017. No. 4 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-formaty-predpriyatiy-industrii-pitaniya (access date: 10/12/2023)
  7. Lanin, G.A. Economics of food industry enterprises: educational and practical guide [Ekonomika predpriyatiy pishchevoy promyshlennosti: uchebno-prakticheskoye posobiye]. – M.: Publishing house “Alfa-Press”, 2007. – 168 p.
  8. Popov, D.A., Parygina, G.S. Public catering in modern Russia: losses and gains [Obshchestvennoye pitaniye sovremennoy Rossii: utraty i priobreteniya]// Bulletin of the Khabarovsk State University of Economics and Law. 2019. No. 1 (99). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschestvennoe-pitanie-sovremennoy-rossii-utraty-i-priobreteniya (access date: 10/22/2023)
  9. Kara, A.N. Economics of the service sector: textbook. aid for students institutions of higher education prof. education [Ekonomika sfery obsluzhivaniya: ucheb. posobiye dlya stud. uchrezhdeniy vyssh. prof. obrazovaniya]/ A.N. Kara, E.E. Spiridonova, N.A. Voronina; edited by L.I. Erokhin. – M.: Publishing Center “Academy”, 2010. – 320 p.
  10. Salnikova, K.V. A method for determining the optimal location of public catering facilities [Sposob opredeleniya optimal’nogo mesta razmeshcheniya ob»yektov obshchestvennogo pitaniya]/ K.V. Salnikova // Bulletin of Eurasian Science. – 2023. – T. 15, No. 3. – EDN GNFTEA
  11. Azarova, S.P. Trends in the development of information technologies in the field of public catering services [Tendentsii razvitiya informatsionnykh tekhnologiy v sfere uslug obshchestvennogo pitaniya]// Current issues of economic sciences. 2010. No. 17-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-razvitiya-informatsionnyh-tehnologiy-v-sfere-uslug-obschestvennogo-pitaniya (access date: 11/02/2023)
  12. Zhelnova, K.V. Fundamentals of statistics and econometrics: Textbook [Osnovy statistiki i ekonometriki: Uchebnoye posobiye]/ K.V. Zhelnova. – Novosibirsk: NP “SibAK”, 2015. – 352 p. – ISBN 978-5-4379-0413-8. – EDN TUTDFN
  13. Osipov, A.K. Budgetary and tax regulation of the regional economy (based on materials from the Udmurt Republic): monograph [Byudzhetno-nalogovoye regulirovaniye ekonomiki regiona (na materialakh Udmurtskoy Respubliki): monografiya]/ A.K. Osipov, N.O. Ipatova, E.A. Gainutdtnova; M-vo sat down. households of the Russian Federation, Feder. state budget. education institution of higher education education «Izhevsk State Agricultural Academy». – Izhevsk: Publishing House “Shelest”, 2018. – 210 p.
  14. Territorial body of the Federal State Statistics Service for the Udmurt Republic. Trade and services [Territorial’nyy organ Federal’noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Udmurtskoy Respublike. Torgovlya i uslugi]. URL: https://18.rosstat.gov.ru/folder/51962 (access date: 09/28/2023)
  15. Federal State Statistics Service. Retail trade and catering [Federal’naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki. Roznichnaya torgovlya i obshchestvennoye pitaniye]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/roznichnayatorgovlya# (access date: 10/30/2023).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх