Главная страница » Публикации » 2024 » №4 (108) » Технология научно обоснованного управления государством и межгосударственными отношениями

Технология научно обоснованного управления государством и межгосударственными отношениями

Technology of science-based governance of the state and interstate relations

Технология научно обоснованного управления государством и межгосударственными отношениями

Авторы

Лищук Владимир Александрович
доктор биологических наук, кандидат технических наук, профессор, вице-президент Академии медико-технических наук
Российская Федерация, Академия медико-технических наук
lischouk@rambler.ru

Аннотация

Статья рассматривает необходимость, возможность и технологию научно обоснованного управления государствами и их межгосударственными отношениями. Описаны методы и средства управления: теория управления, моделирование, идентификация, экстремальное регулирование, согласование целей, интеллектуальное обеспечение, эволюция и имитация. Эти методы объединяются в технологию управления государством (ТУГ) и "Мозг государства" (МГ) для эффективного согласования целей и ценностей. Рассмотрены условия успешного управления, согласования интересов власти и граждан, а также реализации многополярности в глобальной политике. Особое внимание уделено применению научного подхода в политической стратегии для сохранения суверенитета государств и минимизации конфликтов.

Ключевые слова

научно обоснованное управление, межгосударственные отношения, технология управления государством (ТУГ), Мозг государства (МГ), согласование целей, многополярность, суверенитет, эволюция, моделирование, глобальная политика.

Рекомендуемая ссылка

Лищук Владимир Александрович. Технология научно обоснованного управления государством и межгосударственными отношениями // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №4 (108). Номер статьи: 10817. Дата публикации: 28.12.2024. Режим доступа: https://sovman.ru/article/10817/

Authors

Vladimir Alexandrovich Lishchuk
Doctor of Biological Sciences, Candidate of Technical Sciences, Professor, Vice President of the Academy of Medical and Technical Sciences
Russia, Academy of Medical and Technical Sciences
lischouk@rambler.ru

Abstract

The article considers the necessity, possibility and technology of scientifically based management of states and their interstate relations. The methods and means of management are described: management theory, modeling, identification, extreme regulation, goal coordination, intellectual support, evolution and imitation. These methods are combined into the technology of state management (TSG) and the "Brain of the state" (BS) for the effective coordination of goals and values. The conditions for successful management, coordination of interests of the authorities and citizens, as well as the implementation of multipolarity in global politics are considered. Particular attention is paid to the application of a scientific approach in political strategy to preserve the sovereignty of states and minimize conflicts.

Keywords

scientifically based management, interstate relations, technology of state management (TSG), Brain of the state (BS), goal coordination, multipolarity, sovereignty, evolution, modeling, global politics.

Suggested citation

Vladimir Alexandrovich Lishchuk. Technology of science-based governance of the state and interstate relations // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №4 (108). Art. #  10817. Date issued: 28.12.2024. Available at: https://sovman.ru/article/10817/


Введение

Может ли наука изменить фатальный ход истории? Ответ дал ещё Макиавелли [1]. Нельзя сказать народу: «я отступаю от добра, но вы слушайтесь и любите меня». Но нельзя и не отступить от добра, «если хочешь сохранить власть». А потеряв её — много не сделаешь и себя можешь не сохранить. Эту ситуацию я рассмотрел в нескольких статьях [2, 3] и монографиях (последняя: Лищук В.А., 1923 г. [4]. Чтобы перейти к межгосударственным отношениям и сохранить логику, я вынужден повторить основные фрагменты управления субъектом, если он управляет другими субъектами. В том смысле, как об этом писал Аристотель: «Гражданином в общем смысле является тот, кто причастен и к властвованию, и к подчинению» [5]. В этом как раз есть принципиальная трудность – несогласованность интересов и целей власти и народа [1,6]. Государство как целое управляет объектами, которые являются его частями и при этом — управляющими субъектами со своими целями и ценностями. Нужно преодолеть эту «дилемму» взаимоотношений власти и народа (Джессоп Б. [6]). Вместе с тем, отмечу, что эта статья убирает описки, мелкие ошибки и недостатки в математическом описании и обращает внимание на принципиальные различия, которые, несмотря на их обсуждение в предыдущих публикациях, продолжают трактоваться в рамках нашей перестройки. Такие, например, как госуправление и управление государством, управление в целях метрополий и согласование интересов этносов, вербальное планирование и цифровая технология управления и другие.

Внешняя политика России определяется «Концепцией внешней политики Российской Федерации» [7]. Аналогичные документы имеют и другие страны. Стараюсь учесть их содержание [6,7,8,9].

 

Результаты и обсуждение

1. Концепция: в основу этого проекта положена классическая теория управления

Начала этой теории и практики разработаны гениальным теоретиком Джеймсом Клерком Максвеллом и другим гениальным практиком и теоретиком Иваном Алексеевичем Вышнеградским и продолжены многими учёными и инженерами вплоть до нашего времени, например, Калманом Р., Ивахненко А.Г., Растригиным Л.А. и многими другими [10,11,12,13]. Почти последние (2020 г.) достижения хорошо даны в лекциях (1 – 8) П.А. Стрижака [14].

Начну с общей схемы (рис. 1 [11,13]):

Система автоматического регулирования, если же акцент на управлении

Рис. 1. Система автоматического регулирования, если же акцент на управлении

САУ – система автоматического управления. Y – вектор функций. Обо) – управляемый объект (Об отражает базовую структуру объекта, Ко – параметры). Z(S) – помеха. S – среда. U – управление. Ui – управление i-го уровня иерархии (ERP, ВI и др.). U2 – управление второго уровня (SCADA, MЕS). Кр – законы и средства управления (экстремация, настройка, форсаж и т.п.). Р(Кр) – регулятор, m – ошибка регулирования. Р2 – система управления второго уровня (например, MЕS), ОС – обратная связь. Y* – контролируемая часть Y. Y – цели, задаваемые правительством.

 

Цифровое описание:

Y(id) = Y[(i-1)d] + Oбо){U[(i-1)d], Z(S)(id)};

U(id) = U[(i-1)d] + Р(Кр){m[(i-1)d], U2[(i-1)d]};

m(id) = Y(id) — Y*(id);

Y*(id) = Y*[(i-1)d] + ОС{У[(i-1)d)]} (i – номер шага, d – величина шага).

 

Эта теория и её схемы имеет строгую математическую интерпретацию, необозримое теоретическое расширение и широкое применение.

Её суть. Свойства вектора функций (Y) управляемого объекта (О) поддерживаются регулятором (Р) в диапазоне, задаваемом «уставкой» (Y). Успех управления зависит от свойств объекта (Ко), внешних и внутренних возмущений (Z) и от управления (U). Управление, в свою очередь, определяется качеством контроля задающих величин, скоростью их изменения, а также величиной и изменениями возмущений. Успех также, и в первую очередь, нельзя не подчеркнуть этого, определяется законами, заложенными в регулятор (Кр), такими как пропорциональный, дуальный, интегральный и т. п. Важна также способность регулятора к адаптации и настройке (К2, Кi).

 

2. Народ, как объект управления

По сравнению с ранее опубликованными моделями [2,3,4,8] введу дополнительную детализацию. Включу, как сейчас особо значимую (представляющую сегодняшнюю действительность), саморегуляцию экономики (рис. 2).

 

Объект управления: люди и их объединения (народ: саморегулирующаяся часть экономики, общегосударственные социальные образования, временные государственные образования)

Рис. 2. Объект управления: люди и их объединения (народ: саморегулирующаяся часть экономики, общегосударственные социальные образования, временные государственные образования)

Yд –доход. Yд – желаемый доход. Uс – саморегуляция, m – ошибка. ОС – обратная связь. ЧК — человеческий капитал. ФК – физический капитал. РТ – рынок труда. РВ – рынок вещей и услуг. Б – бизнес, финансовая система, банки. РВ – региональная власть. SCADA — диспетчерское управление и сбор данных, MES — система управления производственными процессами, ERP — планирование ресурсов предприятия, BI — бизнес-аналитика. Текстовые дополнения «общегосударственные и временные соцобразования …» приведены как примеры возможностей расширения объекта управления.

 

Анализ литературы и практики позволяет выделить (пока предположительно) наиболее значимые составляющие государства и их взаимосвязи (рис. 15). В другое время потребуются изменения и дополнения. Надеюсь, что почти для любых модификаций эти составляющие существенны:

  • люди или (ближе к нашей задаче) человеческий капитал (ЧК),
  • техника или физический, а сейчас и интеллектуальный капитал (ФК),
  • обмен или рынок труда (РТ) и
  • рынок вещей, услуг и капитала (РВ),
  • деньги (средства обращения – банки) как эквиваленты труда, капитала (Б),
  • власть, поддерживающая договорной порядок (В).

Итак, определён управляемый объект (схема рисунка 2). Перейдём к власти (схема рисунка 3).

 

3. Управляющий субъект

Власть как управляющий субъект

Рис. 3. Власть как управляющий субъект.

УП — указы Президента. П СРФ – постановления Совета РФ. SCADA, МЕS, ЕRP, АСУТП, BI – средства автоматизации.

 

Добавим к управляемому объекту управление и современные средства автоматизации: SCADA, МЕS, ЕRP, АСУТП. Власть — это основная составляющая этой статьи. Вернусь к ней позже.

 

4. Государство, как система управления

Схемы рис. 2 и 3, объединённые вместе, представляют общую структуру государства. Для отображения вероятной перспективы допустим, что правительство использует возможности автоматизации ((SCADA, MES, ERP и т. п.; рис. 4).

 

Государство как многофункциональная система управления.

Рис. 4. Государство как многофункциональная система управления.

Обозначения: П СФ – постановления СФ. YП — указы Президента. Другие обозначения даны в подписях под рисунками 1, 2 и 3.

 

Регулятор технических систем выполняет чужие (для него) внешние (наши) цели. Власть же генерирует свои цели и прилагает усилия и волю для их достижения [15]. Постепенно заменим свойства регулятора на способности. Будем считать, что объект характеризуется свойствами (массой, энергией, инерцией, объёмом, …). Субъект – способностями (умом, творчеством, целенаправленностью, умением, …). В результате объект управления преобразуем в субъект. В статье [15] этот аспект рассмотрен и промоделирован подробно.

 

5. Модель государства

В отличие от самого объекта управления модель изобразим зелёным цветом (рис. 5). Выделим структуру – элементы и связи в соответствии с конкретной задачей управления (учитывая цели, время, ресурсы, внешние воздействия). Пусть для примера это будут элементы и связи, представленные на рисунках 3, 4 и 5).

При таком (рис. 6) использовании модели ЛПР опирается на свои умозрительные способности. Для эффективного управления нужно привлечь средства, методы и сервисы работы с моделями (разделы этой статьи 1 — 11). Для этого нужно обеспечить обозримость структуры всего проекта. Модель власти обозначена зелёным цветом (В). Аналогично – народ обозначен буквой Н, модель народа – зелёным Н, см. следующие рисунки.

 

Модель государства (зелёным цветом) вместе с отображением реального государства и напоминания о его сложности (тёмный фон; см. также рис. 3 и 4).

Рис. 5. Модель государства (зелёным цветом) вместе с отображением реального государства и напоминания о его сложности (тёмный фон; см. также рис. 3 и 4).

 

Замечание. Выделим главные «действующие лица» — народ и власть (рис. 6).

 

Общая схема управления государством с моделью

Рис. 6. Общая схема управления государством с моделью

Н – народ. В – власть. Модель государства окрашена зелёным цветом, включает модель народа (Н) и модель власти (В).  ОС (и ОС) – обратная связь. Y – вектор функций. Y* и Y* — наблюдаемая часть Y и YY – вектор задаваемых функций. U и U – управление. Z – вектор возмущений. Z – помехи, отображённые в модели.

 

Для сохранения конструктивности введу цифровое описание этой структуры:

Y(id) = Y[(i-1)d] + H{U[(i-t/d-1)d], Z(id)};

U(id) = U[(i-1)d] + В{Y*[(i-t/d-1)d], Y[(i-t/d-1)d], U[(i-t/d-1)d]};

Y(id) = Y[(i-1)d] + C{Y[(i-t/d-1)d], …};

Y*(id) = Y*[(i-1)d] + OC{Y(id)};

U(id) = U[(i-1)d] + В{Y[(i-t/d-1)d], Y*[(i-t/d-1)d]};

Y*(id) = Y*[(i-1)d] + OC{Y[[(i-t/d-1)d]};

Y(id) = Y[(i-1)d] + H{U[(i-t/d-1)d], Z(id)}.

 

Постепенно буду улучшать структуру и адекватность управления.

 

Согласование целей власти и народа

В предыдущих статьях я рассмотрел ситуацию, когда власть управляет народом (например, [2, 8] и др.). В этих публикациях показана необходимость научно обоснованного управления как для самой власти (элиты), так и в интересах простого народа.

 

Переход от управления народом (Н) к управлению государством (Н, В).

Рис. 7. Переход от управления народом (Н) к управлению государством (Н, В).

Зелёным окрашены модели.

В этой статье перехожу сразу к модели всего государства. Народа и власти. Чтобы это достигнуть, нужно положить управляемым объектом народ и власть вместе. Такого нельзя сделать в реальной жизни, но можно в модели. Для этого включим власть в модель объекта управления (рис. 7).

Слева модель отображает только народ. Справа – народ и власть вместе. В результате, используя последнюю модель, получим возможность учесть интересы как власти, так и народа.

Включением модели власти в модель объекта управления создана только предпосылка согласования интересов власти и народа. При опоре на эволюцию государств эта предпосылка (включение власти в модель управления) становится реальностью, т. е. позволяет согласовать цели правительства (элиты) и граждан.

 

6. Индивидуализация модели

Построить модель (рис. 8; часто пишут — идентификация; обозначена символом «И»), годную для всех стран и обстоятельств, пока невозможно. Нужно, вероятно, отказаться от гордыни и мечты стать господом богом. Достаточно иметь практически полезные знания здесь и сейчас. Это и делает индивидуализация. Будем понимать под индивидуализацией такой выбор структуры и комбинации свойств, который минимизирует абсолютное значение разницы между модельным (Y) и реальным (Y) значением вектора функций [10,11,12]. Постоянная индивидуализация (обучение, модернизация) нужна потому, что сейчас (в двадцать первом веке) сам объект и его среда постоянно, быстро и существенно меняются.

 

7. Оптимизация управления

Используем индивидуализированную модель (О, рис 8, [11,12]) для синтеза оптимального управления (рис. 8, блок О). Эта возможность формализованного подхода к управлению должна сочетаться с искусством, опытом и практикой [11,12]. Метод оптимизации распространён и описан во очень многих монографиях..

 

8. Имитация и анализ

Имея приемлемую (для задачи) модель (блок А схемы рисунка 8), мы лишь на полпути к управлению. Модель недостаточна, если хотим контролировать и интерпретировать результаты. Для этого определим, какие процессы [K(t)] обуславливают прогресс, а какие ведут к конфликтам. Чтобы найти эти процессы, перейдём к относительным величинам и затем используем процедуру выделения основного (слабого) звена. Это позволит сравнивать оценки свойств и функций разной величины, качества и знака [16].  Сначала найдём относительные оценки изменения функций (уµ) по сравнению со среднестатистическими, экспертными, другим базовыми значениями, например, нормой (n): уµ=|Ln (yµ/yµn)|, µ = 1…, r, здесь yµn – норма yµ.  Относительную величину уµ будем обозначать жирным шрифтом (уµ). Оценки функций упорядочиваем, ранжируем и находим максимальную оценку (уm): уm = уµ,  µ = 1,…,r. Результат: определили наиболее изменённую функцию уm.

Теперь определим свойство (кm), оказавшее наибольшее влияние на наиболее изменённую функцию (уm). Для этого используем зависимость ym от изменения свойств модели: ymƞ) = |Ln[ymƞ)]/[ymƞn свойств кƞ:)]|, ƞ = 1,…,ς, и выделим свойство (кmm), максимально изменившее наиболее изменённую функцию ym:

ym(кmm)= {(ymƞ)}, ƞ=1,…,ς     (6)

Если есть потребность, то определим влияние всех значимо изменившихся свойств на все значимо изменённые функции:

уз(кƞз)=|Ln[yз(кƞз)]/[yз(кƞзn)]|, µ = 1…, r; ƞ=1,…,ς

Матрицу их взаимовлияния представим ЛПР. Опыт показал, что в практике наиболее значимо свойство (кmm), оказавшее максимальное влияние на наиболее изменённую функцию ym. На дисплей ЛПР представим удобно интерпретируемые оценки, показывающие в какую сторону и насколько сильно изменялась y от к: ymm)=sign Ln[(ymƞ)/ymƞn)]eh, h=|Ln [(ymƞ)/ymƞn)]|, ƞ=1,…,ς. Если необходимо, программа могла подставить в модель не только свойства, но и наиболее вероятные их комбинации. Результат: определили свойство кmm, обуславливающее кризис или предопределяющее развитие. Можно сказать, что цифровая имитация позволила выделить (и оценить количественно) процессы, обуславливающие прогрессивное развитие, а также процессы, ведущие к конфликтам и застою [16].

 

9. Цели и их ранжирование

Блок С рисунков 7 и 8. Например, глава государства (Президент) совместно с Советом Федерации определяет цели (или критерии — G) управления страной (выступление В.В. Путина на Мюнхенской конференции [17], Послание Президента Путина В.В. Федеральному Собранию (2023 г.) [18], ответы Владимира Путина на вопросы Д. Киселёва 13 марта 2024 года [19].

Если коэффициенты ТУГ оцифрованы [8], то для оптимизации, обеспечения адекватности и надёжности управления эксперты (ЛПР, члены правительства) могут опираться на модель (блок М рис. 8,), а также на анализ и имитацию (блок А рис.8) вариантов управления. Этот процесс должен постоянно корректироваться в соответствии с состоянием и возможностями государства (К, Y) и среды (S). Одновременно должны ранжироваться цели, определяться критерии устойчивого развития и качественного выполнения текущих функций. Для решения аналогичных задач природа создала мозг. И государство должно и может опираться на аналогичный интеллектуальный орган – «мозг государства».

 

10. Мозг государства

Блоки МГ рисунков 8, 9. Мозг государства – это 1) глава государства, 2) министры (депутаты, чиновники правительственного уровня) и 3) граждане страны (см. рис. 3). Этот «Триумвират» принимает общегосударственные решения, используя ИИ (общенародную информационную сеть и поголовное участие активных граждан (что равносильно быть гражданином). МГ используется для согласования (не управления) целей и ценностей государства во внешней политике, а также во взаимодействии регионов РФ. В его основе лежит многовековый опыт народа и власти, искусство, навыки, знания, гуманизм и профессионализм правительства, патриотизм народа, квалификация органов управления, а также конструктивное заинтересованное участие народа. Сейчас достижения технологий связи и обработки сверхбольших массивов данных позволяют реализовать активное участие всех граждан. Основное отличие от «мозгового штурма» — анализ и отбор ведёт ИИ (не ведущий), который успевает имитировать все предложения на модели, оценивает результат по обратной связи и представляет его автору и всем желающим. Данные варьируются, если идея приближает решение.

Конкретику реальной текущей ситуации (и задачи) даёт ТУГ.  Она, под контролем ЛПУ, находит и представляет процессы, определяющие наибольшие риски, процессы, обуславливающие развитие (Кmm), учитывает внешние и внутренние вмешательства [Z(S)], синтезирует полезные цели, обобщает эти возможности в форме, доступной ЛПР (раздел «Анализ и имитация»). Эта новация делает реальным целенаправленное целесообразное управление [2,3,4].

Мозг государства (МГ рис. 9) наделяется относительной автономностью. Эта привилегия запрограммирована заранее и вступает в силу в тех ситуациях, когда управление требует быстродействия и функциональности, недоступной человеку. Ограничения «полномочий» ТУГ и МГ определяются Правительством. Безопасность требует специальных мер, постоянного контроля, и адаптации к техническому и социальному развитию.

 

11. Технология

Средства и методы (концепция (разделы 1, 2, 3, 4), модель (5), индивидуализация (раздел 6), оптимизация (7), анализ и имитация (8), ранжирование целей (9), мозг государства (10))объединены в технологию (11, ТУГ). (рис. 9).

Направление автоматизированного управления государством (ОГАС) развито ещё в публикациях Китова А.И. с соавторами во второй половине прошлого века [20,21,22]. Госплан не поддержал эти замечательные предложения [23]. Хочу обратить ваше внимание на современные подходы в Китае и США [24,25].

 

Структура технологии управления.
Рис. 9. Структура технологии управления.

Г(S) – неформализованный образ, подчёркивающий бесконечную сложность государства Г – государство как система управления (прямоугольник). M – модель государства как системы управления, включая средства и методы моделирования. Y – вектор функций государства. Y – вектор функций государства по модели. Y*наблюдаемая часть Y. Y* наблюдаемая часть Y. U – управление. Y – вектор текущих целей правительства (П), Кв – параметры власти (правительства). Кн – свойства народа. Кв – параметры правительства (власти), отображённые в модели. Кн – свойства народа¸ отображённые в модели. Z(S) – возмущения внутренние, внешние и тестовые, S – среда. Z(S) – воздействия внутренние, внешние и тестовые, отображённые в модели, S – среда, представленная в модели. Прямоугольник, обведённый красной линией, охватывает структуру технологии. Она включает: Г – вербальное представление исследуемой части государства, М – модель исследуемой части государства, блок идентификации — И, оператор оптимизации — О, блок имитации= и анализа – А. Вектор Uо оптимального управления по модели. Свойство Кmm, определяющее развитие (или деградацию, если с минусом). МГ – мозг государства. С – орган, образующий и ранжирующий цели. Y – вектор целей правительства. Y – вектор целей парламента.

 

Ниже приведена цифровая иллюстрация структуры технологии управления государством, в соответствии со схемой рисунка 9. Она является шаблоном для построения более сложных и специфических технологий.

Y(id) = Y[(i-1)d] + Г{Y[(i-t/d-1)d, Uo[(i-t/d-1)]d, Z(S)(id)};

Uo(id) = Uo[(i-1)d] + МГ{Uo[(i-t/d-1)d], Y[(i-t/d-1)d], Y[(i-t/d-1)d]};

Y(id) = Y[(i-1)d] + C{Y[(i-t/d-1)d, Кmm[(i-t/d-1)]d};

Uo(id) = Uo[(i-1)d] + O{Y[(i-t/d-1)d, Y[(i-t/d-1)d, Y(К)[(i- t/d-1)d]};

Y(id) = Y[(i-1)d] + И{Y(К)[(i-t/d-1)d], Y[(i-t/d-1)d], Y[(i-t/d-1)d];

Y(id) = Y[(i-1)d] + М{Y[(i-t/d-1)d], Y[(i-t/d-1)d], Z(S)[(id};

Кmm(id) = Кmп[(i-1)d] + А{Y[(i-t/d-1)d], Y[(i-t/d-1)d], Y[(i-t/d-1)d]}.

На рис. 21 также показаны тренажёр для обучения, портал обеспечения правительства и блок модернизации. Эти составляющие не участвуют в управлении непосредственно в текущем цикле, но необходимы для адаптации к изменению внутреннего состояния государства и внешней среды.

12. Первый шаг к технологии согласования отношений государств

(При применении в межгосударственных отношениях средства и методы технологии (ТУГ) дополняются ЛПР и преобразуются в «Мозг государства» (МГ). МГ используется для согласования (не управления) целей и ценностей государств (внешняя политика) и государства (внутренняя политика) схема рисунка 10, j » 200).

Как было отмечено ранее допускается относительная автономность ТУГ и МГ, если для управления (или согласования) требуется скорость и многофункциональность, недоступная человеку. Как, например, при цветных революциях, применении стратегического оружия, подрыва плотин водохранилищ, атомных электростанций, возникновение пандемий, природных и рукотворных ЧП и т. п.

Представленные этой схемой (рис. 10) взаимосвязи не претендуют на то, что они главные или наиболее актуальны. Это –попытка примера. На начальном этапе ТУГ может охватывать только критические взаимосвязи. При этом работа сети моделей (j) не будет требовать сверхбыстродействия, а разработка и внедрение ТУГ — замещения импорта.

На рис. 10 слева вверху дана выжимка и суть стратегии национальной безопасности США. Это доминирование в мире (СНБ-22 [9]). Допускается опора на вооружённые силы.

Справа вверху ответ России на эту претензию сохранения колониального порядка. Это многополярное устройство мира (рис. 10, МПМ) и, соответственно, сохранение суверенитета (независимости). Эта альтернатива доминированию — политическое и идеологическое достижение Человечества (см. [17]). Путин В.В. выделил и подчеркнул жизненно важное, предопределяющее будущее, свойство многополярного мироустройства: «Многополярный мир создаётся сам по себе, по факту …» [26]. Для России доктрина В. Путина имеет фундаментальное значение — «быть или не быть?» [19]) и непосредственную практическую актуальность [27]. Суверенитет (т. е независимость), как и многополярность имеет действенный внешнеполитический акцент, обращённый ко всем гражданам и всем странам. В публикациях А.Г. Дугина эти аспекты рассмотрены с разных сторон [28].

В этой же статье я стараюсь сконцентрировать внимание как на многополярности, так и на единении. Вместе. На суверенитете и на «объединении» мира и народов России. Направленность на единение смыкается с заботой молодёжи, большинства людей о сохранении экологической чистоты, с заботой, беспокойством и ответственностью за нашу живую зелёную Землю (рис. 9, СЖij), наделённую ростками биологического разума. Может, единственными во Вселенной. Эти глобальные задачи и цели – фундамент как самостоятельности, так и объединения людей и стран для решения общечеловеческих проблем свободы, благосостояния, сохранения жизни и человечности.

Сейчас «Многополярный мир создаётся сам по себе…» [26]. Но это не значит, что можно ждать. Эволюция государств позволит выжить только тем странам, которые вовремя перейдут на управление страной в интересах всех граждан. Помочь эволюции — задача Правительства, ООН, каждого человека.

В связи с этим крайне важно определить, что в общечеловеческой созидательной перспективе предлагают Миру Россия, Китай, страны БРИКС и ШОС, США, Европа, Индия, … и ООН. Что они предлагают вместо «хищных вещей века», вместо наживы как цели жизни.

Опираясь на историю России, США, Европы и Китая, опираясь на роль науки в становлении нашей цивилизации, естественно предложить миру научно обоснованное управление государствами (ТУГ рис. 9) и эмерджентные отношения между государствами (рис. 10). Нужно реализовать свои российские новации, в частности описанные здесь технологию управления государством (ТУГ) и мозг государства (МГ) [2, 3, 4]. По сути – это согласование целей и возможностей государств с целями и задачами Человечества, каждого человека.

В сложившейся ситуации Российской Федерации необходимо незамедлительно перейти к научно обоснованной стратегии защиты страны от реальной агрессии (рис. 10 Вgj). Использовать все разумные средства и методы защиты, чтобы войны не было. Необходимо управлять убежищами, куполами, спутниками и иными компонентами защиты. Постоянно модернизировать их к агрессии любого типа, если она угрожает жизни людей, существованию государства, человечеству (на рис. 10 — это блок УСЗi).

Реакция страны на «доминирование США» определяется потенциалом её народа (рис. 2), промышленностью (физический и интеллектуальный капитал, рис. 2), властью (правительством и всей элитой, рис. 3), традициями, культурой, опытом и т. п. Ответ страны определялся позицией стран мира. Выгоды колониализма, участие в войне сателлитов метрополий усложняют положение независимых стран. Сказываются выгоды «сотрудничества» с флагманами «метрополий» (иногда принудительного). Чтобы учесть этот внешнеполитический аспект, нужно подсоединить к модели каждой страны модели стран, занимающих в мире активную позицию. Некоторые страны могут менять свою политику. Могут иметь место катаклизмы.

Сейчас положение в Мире — особо сложное и ответственное (рис. 9 Вgj и УСЗi). Модели должны опираться на эмерджентное развитие экономики.

Используя ТУГ, можно просчитать и выбрать модельные варианты ответа РФ на агрессию, оценить позиции дружеских стран и недругов, настоятельно обратиться ко всем народам с просьбой о помощи.

 

Первый шаг от модели государства к Федерации государств

Рис. 10. Первый шаг от модели государства к Федерации государств

Произвольное государство обозначено j. РФ присвоим индекс i. Пусть ij – направление из РФ в государство j, ji – направление из j в i (т.е. в РФ). Блоку США присвоен индекс g,  gi– направление из g в i. УСЗi – управление стратегической защитой РФ. ИЗi – замещение импорта. СС – политика сбережения суверенитета (независимости). МПМ –многополярное мироустройство. ТУГ – технология управления государством. Сохранение жизни на Земле – СЖ. С – санкции. Y – вектор функций государства. Р – орган, ранжирующий текущие цели. ГП – государственная платформа обеспечения правительства. СНБ – стратегия национальной безопасности США.   В – война. ОМУ – оружие массового уничтожения. Смотрите также обозначения к рис. 8.

 

Выводы и предложения

Нужно перейти к научно обоснованному и технологически обеспеченному управлению государствами. Речь не о государственном управлении (state management), а об управлении государством (governance оf the state).

Синтез и апробация технологии управления субъектами показали, что нужно учитывать дружелюбие и враждебность, но в основу взаимодействия должны быть положены синергические и эмерджентные отношения государств.

Объединение многополярности и единения народов и государств должно усиливать друг друга. Имитация и расчёт должны идти непрерывно в режиме опережения как для внутренних, так и для международных взаимоотношений.

Сегодня необходимо использовать современное управление (модель, идентификация, анализ, имитация, оптимизация, адаптация, модернизация) защитой от сейчас идущей экономической, политической агрессии.

Читайте также






Библиографический список

  1. Макиавелли, Н. [Электронный ресурс]. Режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/ Макиавелли Никколо обращение 10.11.2022 г.)
  2. Лищук, В. А. Технология управления государством: опора на науку // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №2 (98). Номер статьи: 9805. Дата публикации: 30.06.2022. Режим доступа: https://sovman.ru/article/9805/. DOI 10.24412/2226-9339-2022-298-5.
  3. Лищук, В. А. Технология управления государством: сохраним жизнь на Земле // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №3 (99). Номер статьи: 9903. Дата публикации: 01.08.2022. Режим доступа: https://sovman.ru/article/9903/. DOI 10.24412/2226-9339-2022-399-3.
  4. Лищук, В. А. Технология научно обоснованного управления государством. -М.: Издательство «Перо», 2023. 64 с.
  5. Цитаты о государстве и народе, праве, власти [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nastatus.ru/tsitaty/o-gosudarstve-i-narode-prave-vlasti (дата обращения 06.05.2022 г.).
  6. Джессоп, Б. Государство: прошлое, настоящее и будущее / Пер. с англ. С. Моисеева; под науч. ред. Д. Карасева. М.: Издательский дом «Дело РАНХиГС; 2019. 504 с.
  7. Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 года №229 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/49090 (дата обращения 25.10.2024 г.).
  8. Лищук, В. А. Будущее России. Выбор стратегии государственного управления. М.; 2000. 118 с.
  9. National Security Strategy. October 2022/ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/10/Biden-Harris-Administrations-National-Security-Strategy-10.2022.pdf (дата обращения 27.10.2024).
  10. Калман, Р. Об общей теории систем управления. Труды 1 Конгресса ИФАК. Т. 2. М.: Изд. АН СССР; 1961. 521-547.
  11. Ивахненко, А. Г. Техническая кибернетика: Системы автоматического управления с приспособлением характеристик. 2-е издание. Киев: Государственное издательство технической литературы УССР; 1962. 423 с.
  12. Растригин, Л. А. Системы экстремального управления. М.: Наука; 1974. 632 с.
  13. Устройства и элементы систем автоматического регулирования и управления. Техническая кибернетика. Книга 1. Измерительные устройства, преобразующие элементы и устройства. Под ред. В.В. Солодовникова. М.: Машиностроение. 1973. Стр.  27- 45 (671 с.).
  14. Стрижак, П.А. Структура и состав SCADA, ERP и MES систем. Лекция (2020). [Электронный ресурс]. URL: https://portal.tpu.ru/SHARED/p/PAVELSPA/Study/Tab2/Лекция 1-3.pdf (дата обращения 27.02.2024).
  15. Лищук, В.А. Духовная реальность и здоровье. Часть 4. Существо по существу – от монады к субъектам и к их объединению. Валеология. 2018; 1: 5-20.
  16. Лищук, В. А. Математическая теория кровообращения. М.: Медицина; 1991. 256 с.
  17. Выступление В.В. Путина и дискуссия на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности 10 февраля 2007 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/24034 (дата обращения 6.05.2022 г.).
  18. Путин, В.В. Послание Федеральному Собранию (2023 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/73585 (дата обращения 06.11.2024 г.).
  19. Владимир Путин ответы на вопросы Дмитрия Киселёва 13 марта 2024 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/interviews/73648 (дата обращения 12.09.2024 г.).
  20. Китов, А. И. Кибернетика и управление народным хозяйством. В кн.: Кибернетику − на службу коммунизму. Сб. статей под ред. А. И. Берга. М.-Л.: Госэнергоиздат; 1961. Том 1: 203-218.
  21. Берг, А. И., Китов, А. И., Ляпунов, А. А. О возможностях автоматизации управления народным хозяйством. В кн.: Проблемы кибернетики. Выпуск 6. М.: Физматгиз; 1961: 83-100.
  22. Глушков, В. М. Макроэкономичесие модели и принципы построения ОГАС. М.: «Статистика»; 1975. 160.
  23. Кутейников, А.В., Шилов, В.В. Последняя попытка реанимировать проект общегосударственной автоматизированной системы управления советской экономикой (ОГАС). Письмо А.И. Китова М.С. Горбачёву, 1985. Вопросы истории естествознания и техники. 2013; 2: 21-28.
  24. Promote the “dual circulation”, build a new development pattern. Еdited by Jianxing Yu. Hangzhou: Zhejiang People’s Publishing House; 2020. 201 p. ISBN: 9787213100567.
  25. Qing Miao, Hui Yin. Promote the “dual circulation”, built a new development pattern. Journal of Chinese Governance. 2021; 3 (6): 456-460.
  26. Путин заявил о формировании многополярного мира при росте потенциала стран [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://iz.ru/1589630/2023-10-15/putin-zaiavil-o-formirovanii-mnogopoliarnogo-mira-pri-roste-potentciala-stran (дата обращения 13.10.2024 г.).
  27. Путин рассказал, что такое «русский мир» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/politics/news/2023/11/28/1008192-putin-russkii-mir (дата обращения 13.10.2024 г.).
  28. Дугин, А.Г. Теория многополярного мира. Плюриверсум. Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; 2015. 349 с.

References

  1. Machiavelli, N. [Electronic resource]. Access mode: https://ru.wikipedia.org/wiki/Макиавелли_Никколо(accessed on 10.11.2022).
  2. Lishchuk, V.A. The Technology of State Management: Relying on Science. [Tekhnologiya upravleniya gosudarstvom: opora na nauku]. // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — No. 2 (98). Article number: 9805. Date of publication: 30.06.2022. Access mode: https://sovman.ru/article/9805/. DOI 10.24412/2226-9339-2022-298-5.
  3. Lishchuk, V.A. The Technology of State Management: Preserving Life on Earth. [Tekhnologiya upravleniya gosudarstvom: sokhranim zhizn’ na Zemle]. // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — No. 3 (99). Article number: 9903. Date of publication: 01.08.2022. Access mode: https://sovman.ru/article/9903/. DOI 10.24412/2226-9339-2022-399-3.
  4. Lishchuk, V.A. The Technology of Scientifically Based State Management. [Tekhnologiya nauchno obosnovannogo upravleniya gosudarstvom]. Moscow: Pero Publishing House, 2023. 64 p.
  5. Quotes about the State and the People, Law, and Power. [Tsitaty o gosudarstve i narode, prave, vlasti]. [Electronic resource]. Access mode: https://nastatus.ru/tsitaty/o-gosudarstve-i-narode-prave-vlasti(accessed on 06.05.2022).
  6. Jessop, B. The State: Past, Present, and Future. [Gosudarstvo: proshloe, nastoyashchee i budushchee]. / Translated from English by S. Moiseev; Scientific Editor D. Karasev. Moscow: Delo RANEPA Publishing House, 2019. 504 p.
  7. The Concept of the Foreign Policy of the Russian Federation. Approved by the Decree of the President of the Russian Federation dated March 31, 2023, No. 229. [Kontseptsiya vneshnei politiki Rossiyskoy Federatsii]. [Electronic resource]. Access mode: http://kremlin.ru/acts/bank/49090(accessed on 25.10.2024).
  8. Lishchuk, V.A. The Future of Russia: The Choice of a State Management Strategy. [Budushchee Rossii. Vybor strategii gosudarstvennogo upravleniya]. Moscow, 2000. 118 p.
  9. National Security Strategy. October 2022/ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/10/Biden-Harris-Administrations-National-Security-Strategy-10.2022.pdf (дата обращения 27.10.2024).
  10. Kalman, R. On the General Theory of Control Systems. [Ob obshchey teorii sistem upravleniya]. // Proceedings of the 1st IFAC Congress. Vol. 2. Moscow: Publishing House of the USSR Academy of Sciences; 1961. 521–547.
  11. Ivakhnenko, A.G. Technical Cybernetics: Automatic Control Systems with Adaptation of Characteristics. [Tekhnicheskaya kibernetika: Sistemy avtomaticheskogo upravleniya s prisposobleniem kharakteristik]. 2nd Edition. Kyiv: State Publishing House of Technical Literature of the Ukrainian SSR; 1962. 423 p.
  12. Rastrigin, L.A. Extreme Control Systems. [Sistemy ekstremalnogo upravleniya]. Moscow: Nauka; 1974. 632 p.
  13. Devices and Elements of Automatic Regulation and Control Systems. Technical Cybernetics. Book 1. Measuring Devices, Converting Elements, and Devices. [Ustroystva i elementy sistem avtomaticheskogo regulirovaniya i upravleniya. Tekhnicheskaya kibernetika. Kniga 1. Izmeritel’nye ustroystva, preobrazuyushchie elementy i ustroystva]. Edited by V.V. Solodovnikov. Moscow: Mashinostroenie; 1973. P. 27–45 (671 p.).
  14. Strizhak, P.A. Structure and Composition of SCADA, ERP, and MES Systems. Lecture (2020). [Struktura i sostav SCADA, ERP i MES sistem. Lektsiya]. [Electronic resource]. URL: https://portal.tpu.ru/SHARED/p/PAVELSPA/Study/Tab2/Лекция1-3.pdf(accessed on 27.02.2024).
  15. Lishchuk, V.A. Spiritual Reality and Health. Part 4. Essence in Essence: From Monad to Subjects and Their Unification. [Dukhovnaya real’nost’ i zdorov’e. Chast’ 4. Sushchestvo po sushchestvu – ot monady k sub’ektam i k ikh ob”yedineniyu]. 2018; 1: 5–20.
  16. Lishchuk, V.A. Mathematical Theory of Circulation. [Matematicheskaya teoriya krovoobrashcheniya]. Moscow: Meditsina; 1991. 256 p.
  17. Speech by Vladimir Putin and Discussion at the Munich Conference on Security Policy, February 10, 2007. [Vystuplenie V.V. Putina i diskussiya na Myunkhenskoy konferentsii po voprosam politiki bezopasnosti, 10 fevralya 2007 goda]. [Electronic resource]. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/24034(accessed on 06.05.2022).
  18. Putin, V.V. Address to the Federal Assembly (2023). [Poslanie Federal’nomu Sobraniyu (2023 g.)]. [Electronic resource]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/73585(accessed on 06.11.2024).
  19. Vladimir Putin Answers Questions by Dmitry Kiselyov, March 13, 2024. [Vladimir Putin otvety na voprosy Dmitriya Kiselёva, 13 marta 2024 goda]. [Electronic resource]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/interviews/73648(accessed on 12.09.2024).
  20. Kitov, A.I. Cybernetics and Management of the National Economy. [Kibernetika i upravlenie narodnym khozyaystvom]. In: Cybernetics in Service of Communism. [Kibernetiku – na sluzhbu kommunizmu]. Collection of Articles Edited by A.I. Berg. Moscow-Leningrad: Gosenergoizdat; 1961. 1: P. 203–218.
  21. Berg, A.I., Kitov, A.I., Lyapunov, A.A. On the Possibilities of Automating Management of the National Economy. [O vozmozhnostyakh avtomatizatsii upravleniya narodnym khozyaystvom]. In: Problems of Cybernetics. [Problemy kibernetiki]. Issue 6. Moscow: Fizmatgiz; 1961. P. 83–100.
  22. Glushkov, V.M. Macroeconomic Models and Principles of Building OGAS. [Makroekonomicheskie modeli i printsipy postroyeniya OGAS]. Moscow: Statistika; 1975. 160 p.
  23. Kutenikov, A.V., Shilov, V.V. The Last Attempt to Revive the Project of the All-State Automated Management System for the Soviet Economy (OGAS): A.I. Kitov’s Letter to M.S. Gorbachev, 1985. [Poslednyaya popytka reanimirovat’ proekt obshchegosudarstvennoy avtomatizirovannoy sistemy upravleniya sovetskoy ekonomikoy (OGAS). Pis’mo A.I. Kitova M.S. Gorbachevu, 1985]. Problems of the History of Science and Technology. [Voprosy istorii estestvoznaniya i tekhniki]. 2013; 2: P. 21–28.
  24. Promote the “dual circulation”, build a new development pattern. Еdited by Jianxing Yu. Hangzhou: Zhejiang People’s Publishing House; 2020. 201 p. ISBN: 9787213100567.
  25. Qing Miao, Hui Yin. Promote the “dual circulation”, built a new development pattern. Journal of Chinese Governance. 2021; 3 (6): 456-460.
  26. Putin, V. Putin Announced the Formation of a Multipolar World Amid the Growth of Potential of Countries. [Putin zaiavil o formirovanii mnogopoliarnogo mira pri roste potentciala stran]. [Electronic resource]. Available at: https://iz.ru/1589630/2023-10-15/putin-zaiavil-o-formirovanii-mnogopoliarnogo-mira-pri-roste-potentciala-stran(Accessed: October 13, 2024).
  27. Putin, V. Putin Explained What «The Russian World» Is. [Putin rasskazal, chto takoe «russkii mir»]. [Electronic resource]. Available at: https://www.vedomosti.ru/politics/news/2023/11/28/1008192-putin-russkii-mir(Accessed: October 13, 2024).
  28. Dugin, A.G. Theory of a Multipolar World. Pluriverse: A Textbook for Universities. [Teoriia mnogopoliarnogo mira. Pluriversum: uchebnoe posobie dlia vuzov]. Moscow: Akademicheskii proekt, 2015. 349 p.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх