Институциональное развитие сферы физкультурно-оздоровительных услуг
Авторы
Скопин Олег Викторович
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента
Россия, Всероссийский заочный финансово-экономический институт (филиал в г. Кирове)
eco@mcnip.ru
Аннотация
В статье автор раскрывает сущность институционального подхода как подхода к изучению функционирования экономической системы, при котором основное внимание уделяется роли социальных, политических и экономических институтов. Показывая особенности сферы физкультурно-оздоровительных услуг автор отмечают сложность процессов институциализации, связывая это с тем, что отрасль физической культуры и спорта относительно недавно перешла из государственного в рыночный сектор экономики, поэтому фундаментальных исследовании в этой сфере недостаточно.
Ключевые слова
институциализация, институциональные механизмы, физкультурно-оздоровительные услуги, сфера физкультуры и спорта, управление сферой физкультурно-оздоровительных услуг.
Категории статьи:
Читайте также
Статья также доступна (this article also available):
Рекомендуемая ссылка
Введение
Институциональный подход к экономике [institutional approach], как трактую экономические словари, — это такой подход к изучению функционирования экономической системы, при котором основное внимание уделяется роли социальных, политических и экономических институтов. Данный подход использует различные институциональные ограничения, которые регламентируют развитие экономической системы в целом и в частности сферу физкультурно-оздоровительных услуг.
Вопросам институционального развития областей социальной сферы уделяют значительное внимание в научных трудах: Белокрылова О.С, Германова О.Е., Вольчик В.В., Михалкина Е.В. [7], Бердник Н.А. [8], Будова А.И. [10], Гордеева С.С. [16], Журавлёвой И.А. [19], Иванова Д.В. [21], Острая Т.Б. [29], Краснобаевой И.А. [24], Кундакчян P.M. [25], Лазовской С.В. [26], Никитова А.В. [27], Чилилова А.М. [39], Светлаева А.Н. [33, 34], Сульдиной Г.А., Ясницкой Я.С. [35], АнаньевойТ.Н., ИлюхинойГ.И. [1], Цапиевой О.К., Омаровой К.А. [37], Цинпаевой Ф.С., Циипаева Р.В. [40]. Рассмотрим некоторые аспекты решения данных вопросов.
Институциональное развитие социальной сферы
Наиболее разработанными вопросами институционального развития являются в социальной сфере. В частности, Журавлёва И.А. [19] обращает внимание на то, что в общей теории действия социальные институты выступают и в качестве особых ценностно-нормативных комплексов, регулирующих поведение индивидов, и в качестве устойчивых конфигураций, образующих статусно-ролевую структуру общества.
Исследуя сферу туристско-рекреационных услуг Лазовская С.В. [26 ] поясняет, что под институциональной средой следует понимать совокупность функционирующих институтов:
Выявляя взаимосвязь и взаимозависимость институциональной конкуренции со средой посредством ресурсов и конечного продукта, Лазовская С.В. [26 ] показывает, что институциональная среда и ее ограничительные рамки формируют эффективный экономический механизм сферы туристско-рекреационных услуг, обеспечивают поддержание равновесия и адаптации системы.
В сфере образования Никитов А.В. [27 ] выделяет два контекстных уровня институциональных изменений: глобальный и национальный. Он поясняет, что категория «контекст» выступает как методологическая категория, позволяющая менять ракурс видения исследуемого объекта, актуализируя его новые связи и отношения, открывая новые перспективы в научном познании.
Белокрылова О.С., Германова О.Е., Вольчик В.В., Михалкина Е.В. [7, 12], Скорев М.М. [12 ] и др., делая выводы, что институты представляют собой устойчивые системы закрепившихся в обществе правил и обычаев регламентирующих социальные взаимодействия, отмечают радикальные изменения институциональных структур в сфере образования в условиях рыночных отношений, которые представлены двумя составляющими трансформации – позитивной и негативной. При исследовании институциональных изменений отмечена инертность институционной системы в области инноваций, которые могут отвергаться в процессе эволюции экономической или социальной системы.
Обобщая сущность институционального развития, Будов А.И. [10] констатирует, что только развитые институты гражданского общества могут образовать социальную среду, способную реализовать личные и общественные интересы граждан России.
Особенности сферы физкультурно-оздоровительных услуг, предопределяющие ее институциональные изменения
Вопросам социально-экономического развития физической культуры и спорта посвящены работы, авторами которых являются: Ашхотов А.М. [5], Близневский А.Ю. [9], Ворожко Ю.В., Коваленко Т.М. [13], Голов В.А. [14, 15], Доев В.К. [18], Иванов А.В., Иванченко Ю.Н. [20], Кошаев М.Н. [23], Ротенберг Р.Б. [30], Сашина Е. [31, 32], Шубарин И.В. [40]. Однако подход к определению сущности данной сферы неоднозначен в научной среде, но исходит из функционального ее назначения.
Сашина Е. [32] выделяет следующие функции физической культуры и спорта:
Сашина Е. [32] акцентирует внимание на значении оздоровительно-профилактической функции физической культуры и спорта с экономической точки зрения это:
Иванов А.В., Иванченко Ю.Н. [20 ] под физической культурой и спортом подразумевают всю отрасль народного хозяйства, связанную с предоставлением физкультурно-спортивных услуг, услуг их дополняющих и сопутствующих, спортивных товаров, а также всю совокупность отношений, которая складывается между людьми по поводу потребления физкультурно-спортивных услуг. Всю отрасль физической культуры и спорта они предлагают разделить на три основные составляющие: массовый спорт или спорт для всех, спорт высших достижений, профессиональный спорт (рис. 1).
Рисунок 1 – Сегменты отрасли физической культуры и спорта (по Иванову А.В., Иванченко Ю.Н. [20 ])
Авторы отмечают отсутствие прочной методологической и научной базы в сфере физкультурно-оздоровительных услуг, связывая это с тем, что отрасль физической культуры и спорта относительно недавно перешла из государственного в рыночный сектор экономики, поэтому фундаментальных исследовании в этой сфере недостаточно.
Сашина Е. [31] отмечает, что в результате исследований экономисты ЕС посчитали целесообразным рассматривать экономику спорта как структуру, состоящую из трех областей: собственно спорт, спорт в узком смысле, спорт в широком смысле (рис. 2).
Рисунок 2 — Сегменты отрасли физической культуры и спорта (по Сашиной Е. [31])
Бабич А. [6 ] предлагает сложившуюся в России концепцию отраслевого развития физической культуры и спорта, основанную на разграничении ее социально-экономических функций в рамках отрасли: массовая физическая культура, лечебно-оздоровительная рекреация, любительский спорт высоких достижений, профессиональный спорт (рис. 3).
Рисунок 3 – Сегменты отрасли физической культуры и спорта (по Бабичу А. [6 ])
Кошаев М.Н. [23 ] отмечает тенденцию роста конкуренции на рынке услуг в сфере физической культуры и спорта, как между производителями определенных услуг, так и с другими отраслями сферы услуг за свободное время и средства потребителя, что наглядно отображено в таблице 1.
Таблица 1 – Конкурирующие субъекты сферы физкультурно-оздоровительных услуг (по Кошаеву М.Н. [23 ])
Виды конкуренции |
Характеристика вида конкуренции |
Конкурирующие субъекты |
Функциональная конкуренция | Является следствием того, что любую потребность в принципе можно удовлетворить различными способами. | Фитнес-центры, плавательные бассейны, ледовые дворцы, теннисные или гольф-клубы, школьные спортивные секции, спортивно-оздоровительные или учебно-тренировочные группы, функционирующие при детско-юношеской спортивной школе и т.п. |
Видовая конкуренция | Характеризует наличие услуг одного назначения и близких друг к другу по многим параметрам, но отличающихся каким-то существенным свойством или свойствами | Общеобразовательные школы, ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, коммерческие и некоммерческие спортивные клубы, секции и группы, спортивные центры и т.п., предоставляющие услуги в сфере одного и того же вида спорта, например, легкой атлетики, волейбола или гимнастики. К числу видовых конкурентов также можно отнести идентичные организации (предприятия, учреждения), предоставляющие населению услуги в сфере разных видов физической активности, например, коммерческие клубы, специализирующиеся в бодибилдинге, спортивных или бальных танцах, футболе, волейболе, спортивном или подводном плавании, или же фитнес-центры, специализирующиеся в различных видах оздоровительной аэробики (слайд-, степ-, джаз-, аква-, танцевальная аэробика, калланетика, стрейчинг, шейпинг). |
Маркетинговая конкуренция | возникает в случае наличия малосущественных отличий между услугами, предоставляемыми различными предприятиями (организациями, учреждениями), или при полной идентичности услуг | Аналогичные спортивные комплексы (физкультурно-оздоровительные центры, спортивные школы и т.п.), расположенные в разных районах города, культивирующие одинаковые виды спорта и использующие идентичные или во многом схожие программы, методы обучения и тренировки, оборудование и привлекающие специалистов одной квалификации |
Процессы институционального развития сферы физкультурно-оздоровительных услуг
Большой вклад в отражение вопросов структуры и содержание взаимодействия в управлении сферой физической культуры и спорта внесли Анненков В.Н. [2], Новокрещенов В.В. [2], Бусарев С.В. [11], Кабашкин В.А., Тарасенко Д.К. [22], Дементьев Е.А. [17], Бабич А. [6 ], Хайбуллин М.И. [36 ] и др.
Институциализацию в сфере физической культуры и спорта Бабич А. [6 ] связывает с реализацией функций физической культуры, в том числе оздоровительной, производственной, воспитательной, между собой и сферой организации отдыха населения. Сфера физической культуры и спорта, по его мнению, в условиях рыночной экономики становится сложным дифференцированным образованием, включающим четыре сектора с различными формами собственности и хозяйствования первичных звеньев. Она включает частный и общественный секторы, рыночные и нерыночные услуги, коммерческие и некоммерческие организации в зависимости от места и роли тех или иных услуг физической культуры и спорта на шкале общественных и частных благ и масштабов их внешнего эффекта.
Таблица 2 – Секторы отрасли физической культуры и спорта (по Бабичу А. [6 ])
Сектор | Производство благ | Роль/ место |
Государственный сектор |
|
Социально значимые услуги физической культуры и спорта обеспечивают систему негосударственных минимальных стандартов удовлетворения потребностей населения в физическом воспитании и развитии |
Добровольно-общественный сектор | Производятся смешанные общественные блага ограниченного доступа, так называемые клубные блага, представляющие собой услуги муниципальных организаций ФКС, общественных объединений физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности (спортивные клубы, физкультурно-спортивные общества, федерации по видам порта, ассоциации, союзы и др.) | Организации являются некоммерческими и ставят своей целью развитие физической культуры и спорта в стране на добровольной основе. |
Смешанный сектор | производятся смешанные общественные блага, в том числе социально значимые услуги ФКС организациями смешанной формы собственности (государственно-общественными, государственно-частными предприятиями и организациями физкультурно-спортивной и спортивно-зрелищной направленности — акционерными обществами со смешанным капиталом, государственными и общественными корпорациями, совместными предприятиями с участием государства, государственно- общественными объединениями и др.), а также частными некоммерческими физкультурно-спортивными организация-ми (частные спортивные сооружения, спортивные школы, учреждения физического воспитания, секции и курсы обучения различным видам спорта, частные фонды развития спорта, автономные некоммерческие организации физкультурно-спортивной направленности, благотворительные организации и др.). | Организации смешанного сектора действуют на основе законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий, законов о совместных предприятиях, об акционерных обществах, о некоммерческих организациях, о благотворительности |
Частный коммерческий сектор | Производятся частные блага (товары и услуги) на коммерческой основе, организации профессионального спорта, спортивно-зрелищные предприятия, индивидуальная предпринимательская деятельность спортсменов, тренеров. | В данном секторе физической культуры и спорта функционируют предприятия, работающие ради извлечения прибыли, имеющие различные организационно-правовые формы (товарищества, общества, малые предприятия, совместные предприятия). К ним относятся профессиональные спортивные клубы, коммерческие спортсооружения, фирмы спортивного шоу-бизнеса, спортивное спонсорство и др. |
Бабич А. [6 ] отмечает, что в сфере физкультурно-спортивных услуг наряду с развитой рыночной структурой существуют значительные по размерам государственный и общественный секторы. В рыночной экономике занятия физической культурой и спортом рассматриваются в большей степени, не как основная профессиональная деятельность, а как хобби, досуговая, рекреационная деятельность. Поэтому формирование нового экономического механизма в сфере физической культуры и спорта, прежде всего, связано с распространением на нее законов рынка, когда будет обеспечен экономический суверенитет производителей и покупателей физкультурно-спортивных услуг. Соответственно функции рынка в сфере физкультурно-спортивных услуг направлены на регулирование и удовлетворение потребностей населения в этих услугах на основе рыночного спроса и предложения, повышение качества оказываемых услуг через конкуренцию, расширение ассортимента предлагаемых услуг, так как спрос рождает новые виды услуг и формы их предоставления.
Формированию новых институциональных механизмов, обеспечивающих взаимодействие органов государственной власти с реализацией долгосрочных общественных интересов в социальной сфере, так и в сфере физкультурно-оздоровительных услуг, как показывает Иванов Д.В. [21], уделяется недостаточно внимания. Для развития социальной сферы автор предлагает провести преобразования:
Дальнейшее развитие сферы физкультурно-оздоровительных услуг по мнению Ашхотова А.М. [5] связано с процессом привлечения бизнес-сообщества на рынок оказания услуг физической культуры и спорта и одновременным повышением покупательной способности населения региона. Действующее законодательство не позволяет беспрепятственно решать вопросы частно-государственного сотрудничества, привлечения финансовых средств частных инвесторов, для этого необходима переориентация правовой базы на формирование рыночных отношений в данной сфере.
В настоящее время тенденции развития общественного сектора экономики напрямую связаны с возможностью привлечения негосударственных организаций к производству общественных благ и оказанию услуг в социальной сфере, отмечают Сульдина Г.А., Ясницкая Я.С. [35]. Для этого необходимо правильно выбрать институциональный механизм, то есть форму, метод, технологию взаимодействия, применительно к каждому конкретному случаю для достижения лучшего желаемого результата.
Новокрещенов В.В. [28 ] также обращает внимание на необходимость рассмотрения подходов к разработке комплексной системы управления в сфере физической культуры и спорта на территории субъекта Российской Федерации, основанной на взаимодействии государственных и муниципальных органов власти в сфере физической культуры и спорта, а также представителей бизнеса и гражданского общества для реализации целей и задач физического воспитания. Автор предлагает рассматривать взаимодействие как процесс сближения различных составляющих систему частей, участвующих в организации и управлении сферой физической культуры и спорта в субъекте РФ для обеспечения устойчивого ее развития, реализации целей и задач физического воспитания. Такое взаимодействие в субъекте Российской Федерации осуществляется на разных уровнях и в различных направлениях.
Голов В.А. [14] на примере оптимизации управления развитием физической культуры и спорта показывает на примере Республике Коми, что в настоящее время управление развитием физической культуры и спорта осуществляется в нескольких направлениях и сопряжено с большими трудностями:
Развитие институциональной поддержки социальной сферы, утверждает Бердник Н.А. [8], необходимо в плоскости социального партнерства государства, гражданского общества и бизнеса, и объективно связано с решением ряда проблем:
На несоответствие между экономическими интересами, связанными с повышением объема производимых услуг, и социальными интересами трудоспособного населения в области оплаты и условий труда, в сфере удовлетворения потребностей в услугах в современных условиях, обращают внимание Цапиева О.К., Омарова К.А. [37]. Такая ситуация предопределяет появление комплекса проблем, связанных с отсутствием координации экономических и социальных интересов, тенденцией к чрезмерной коммерциализации социальной сферы.
Учитывая специфику отрасли физкультурно-оздоровительных услуг и условия современного развития общества нельзя не согласиться с Анненковым В.Н., Новокрещеновым В.В. [2 ] в том, что основная цель управления сферой физической культуры и спорта – развитие физической культуры населения, укрепление его здоровья, и, соответственно, поэтому основным направлением (и объектом) в деятельности спортивных чиновников должны стать не вышестоящие организации, а учебные заведения, предприятия и организации, то есть население той территории, где осуществляется управление развитием сферы физической культуры и спорта. Именно эта позиция должна вносить определенные корректировки в процесс институциализации сферы физкультурно-оздоровительных услуг.
Заключение
В целом можно констатировать, что проблемное поле, обозначенное авторами научных трудов, даёт предпосылки для успешного использования институционного подхода в управлении сферой физкультурно-оздоровительных услуг. Согласимся с Дементьевым Е.А. [17], описывающим отношения в социальной сфере, в необходимости общетеоретического исследования, которое позволило бы на основе анализа динамики государственного воздействия на рыночные отношения в сфере физкультурно-оздоровительных услуг с учетом уже полученных знаний и их обобщения выявить закономерности процессов институциализации и на их базе предложить более эффективные механизмы развития данных отношений.
Библиографический список