Авторы
Ферару Галина Сергеевна
Доктор экономических наук, профессор
Россия, Белгородский государственный национальный исследовательский университет
feraru.22@mail.ru
Плаксина Дарья Григорьевна
Магистрант
Россия, Белгородский государственный национальный исследовательский университет
plaksina.marketolog@gmail.com
Аннотация
В статье раскрывается содержательное наполнение понятия «конкурентоспособность». Проведен критический анализ существующих определений экономической категории – конкурентоспособность. Выявлены существенные признаки конкурентоспособности предприятий, на основании чего предложено авторское понимание данной категории. А также в статье представлена классификация факторов конкурентоспособности, в которой авторы постарались учесть максимальное количество ,как внешних, так и внутренних факторов конкурентоспособности.
Ключевые слова
конкуренция, конкурентоспособность, конкурентный потенциал, факторы конкурентоспособности.
Категории статьи:
Читайте также
Статья также доступна (this article also available):
Рекомендуемая ссылка
В современной научной литературе представлено большое количество определений понятия «конкурентоспособность компании», что косвенно характеризует сложность этой категории, в связи с чем для раскрытия сущности понятия «конкурентоспособность» необходимо определить содержательное наполнение категории «конкуренция».
Среди экономистов в вопросе содержания понятия «конкуренция» нет единства. М. Вебер (Weber, 1922) определял конкуренцию как мирный конфликт, состоящий из попыток достижения контроля над ограниченными ресурсами. В марксизме конкуренция рассматривается не как универсальная существенная черта человеческой природы, а как специфический структурный аспект капитализма. Георг Зиммель относил конкуренцию к категории «непрямого» конфликта, обосновывая это тем, что конкуренты стремятся превзойти, а не уничтожить друг друга. Поскольку в ситуации конкуренции люди тратят больше усилий и творческих сил, а общество в целом часто выигрывает от этого процесса. Некоторые авторы подразумевают под конкуренцией «соперничество рыночных агентов». А другие, выявив расхождения в содержании данных понятий, считают невозможным подобное совмещение понятий конкуренция и соперничество. В этом случае под соперничеством понимается процесс реального взаимодействия (борьбы) субъектов рынка, а под конкуренцией — признак устройств рынка, используемый для предсказания поведения этих субъектов на конкретном отраслевом рынке [1].
Подлинная конкуренция – это явление, которое мы наблюдаем в современной жизни. На наш взгляд, конкуренция – это процесс самого ожесточенного соперничества. Следовательно, конкуренция – состязание, в котором ограничение возможностей каждого участника является свойством, закономерно вытекающим из самой природы состязания и обуславливающим их шансы на выживание. Говоря современным экономическим языком, конкуренция — один из существенных признаков рынка, форма взаимного соперничества хозяйствующих субъектов и механизм регулирования осуществленного производства, которая выступает предпосылкой реализации индивидуальных экономических интересов каждого субъекта, находящегося в процессе борьбы между установленными соперниками по бизнесу.
В результате исследования современных научных работ по тематике конкурентоспособности было выявлено более 50 определений, представленных как зарубежными, так и отечественными учеными, сравнительный анализ которых позволил нам заключить, что все определения данного понятия можно разделить на три блока: 1) базирующиеся на совокупности внешних и внутренних факторах деятельности компаний; 2) основанные на конкурентоспособности продукта; 3) базирующиеся на конкурентоспособности продукта и конкурентном потенциале каждого бизнес-процесса компании.
Результаты проведенного анализа понятия «конкурентоспособность» компаний позволили нам выделить шесть основных признаков этой категории:
1) продукция максимально удовлетворяет потребности потребителей (в том числе соотношение цена/качество);
2) предприятие функционирует в рамках закона;
3) собственники компании довольны объемом прибыли;
4) персонал удовлетворен своей работой и зарплатой и полностью разделяет корпоративную культуру компании;
5) предприятие заботится об окружающей среде, планомерно уменьшая вредное воздействие на нее и используя только экологически чистые сырье и технологии;
6) предприятие формирует новые ценности – оказывает содействие бедным и инвалидам. Реализует различные волонтерские и социальные проекты и программы.
Конкурентоспособность компании показатель динамичный и должен изучаться в конкретном моменте времени с учетом изменений рыночной коньюктуры.
Показатель конкурентоспособности компании может быть определен по формуле [2]:
где Кт – интегральный показатель конкурентоспособности товара;
Кп – интегральный показатель конкурентного потенциала организации;
– коэффициенты предпочтения (ценности) фактора.
Интегральный показатель конкурентоспособности предприятия (К) может меняться в пределах от 0 до 1. Чем ближе значение К к 1, тем выше конкурентоспособность предприятия.
Как следствие, по нашему мнению, чтобы обеспечить необходимый уровень конкурентоспособности организации необходимо:
1) создать условия для выпуска высоко конкурентоспособного ассортимента товаров, отвечающих всем потребностям целевых групп потребителей;
2) обеспечить развитие конкурентного потенциала организации до уровня ведущих конкурентов отрасли, учитывая, что конкурентный потенциал организации – это способность организации гибко перестраивать свои бизнес-процессы в соответствии с требованиями внешней среды.
Учитывая все необходимые условия, обеспечивающие формирование конкурентоспособности компаний, мы считаем, что «конкурентоспособность компании» – это способность компании в условиях динамично изменяющейся внешней среды, выпускать товары высокого качества по адекватным ценам, максимально предвосхищающим потребности целевых сегментов, учитывать экологические последствия деятельности и гибко адаптировать все бизнес-процессы, составляющие конкурентный потенциал организации, к этим условиям.
Данное определение высвечивает, на наш взгляд, следующие аспекты конкурентоспособности:
1) конкурентоспособность – это динамичное показатель, так как он варьируется при изменении внешней среды;
2) конкурентоспособность оценивается в конкретных целевых сегментах;
3) конкурентоспособное предприятие способно не просто удовлетворять, а предвосхищать потребности целевых групп;
4) конкурентоспособность объединяет в себе два принципиально значимых показателя: конкурентоспособность продукции и конкурентный потенциал организации;
5) определяет особенности измерения конкурентоспособности компании посредством синтеза двух составляющих: конкурентоспособности продукции и конкурентного потенциала организации;
6) указывает на то, что конкурентоспособное предприятие должно развивать и адаптировать свои бизнес-процессы, чтобы соответствовать необходимому уровню;
7) показывает, что конкурентоспособное предприятие должно учитывать экологические последствия своей деятельности.
Разные авторы в зависимости от своих научных взглядов обосновывают разный набор факторов, влияющих на конкурентоспособность организации, и, соответственно, по-разному классифицируют их.
Согласно исследованию М.Портера все факторы конкурентоспособности можно подразделить на несколько групп: основные и развитые; общие и специализированные; естественные и искусственно созданные; внешние и внутренние [3].
Р.А. Фатхутдинов классифицирует факторы конкурентоспособности компании, разделяя их на две группы: внешние и внутренние [4]. К внутренним он относит структурные, ресурсные, технические, управленческие, рыночные факторы и эффективность функционирования организации. К внешним факторам: правовое регулирование сферы торговли; уровень конкурентоспособности региона, отрасли, страны; государственная поддержка развития предпринимательства; правовое регулирование функционирования страны и региона; открытость общества и рынков; научный уровень управления экономикой страны, отрасли, региона; национальная система стандартизации и сертификации; государственная поддержка развития человека, науки и инновационной деятельности; качество информационного обеспечения управления на всех уровнях иерархии; налоговые, процентные ставки в стране и регионах; система подготовки и переподготовки персонала; климатические условия и географическое положение страны или региона; уровень конкуренции в данной сфере деятельности.
Предложенная автором классификация, несмотря на ее удобство группировки и многообразие выделенных составляющих, не учитывает всех факторов, влияющих на конкурентоспособность. Современные веяния времени, проблемы и тенденции социально-экономического развития различных стран предполагают учет таких факторов как сформированный уровень национальной культуры и менталитета в обществе; имидж продукции, компании, региона, отрасли, страны; уровень развития маркетинговой составляющей в компании, регионе, стране; экологичность продукции и производства и др.
Заслуживает внимания классификация факторов конкурентоспособности, приведенная Е.С. Брулёвым [5].
Таблица 1 — Факторы конкурентоспособности предприятий по Брулеву Е.С.
Группа факторов | Подгруппы факторов |
Определяющие удовлетворенность потребителя | Соответствие качества продукции предприятия условиям потребления; наличие на предприятии условий для повышения качества продукции; насыщение рынка товарами предприятия; наличие на предприятии тенденций к увеличению своей доли рынка; своевременность выхода продукта на рынок; приемлемость цен на продукцию |
Влияющие на эффективность производственно-хозяйственной деятельности | Экономическая эффективность производства, НИОКР, внепроизводственной деятельности; производственная активность предприятия; финансовая устойчивость предприятия; объемы инвестиций |
Определяющие интенсивность маркетинговых усилий | Позитивное отношение к покупателям; престижность рекламы; положительный имидж предприятия; сила конкуренции, участие в благотворительных акциях; инновационный маркетинг |
Определяющие качество менеджмента | Эффективность управления трудовыми ресурсами; наличие систем управления качеством и стратегического менеджмента; эффективность экологического менеджмента; автоматизация управления; развитость образовательного потенциала предприятия |
Интересная классификация факторов конкурентоспособности компании представлена в работе Е.Л. Смольяновой и В.Б. Малицкой, которые предлагают их группировку в зависимости от степени возможного влияния на конкурентоспособность со стороны государства и предпринимателей [6].
В соответствии с данным подходом, факторы конкурентоспособности организации делятся на три группы: неконтролируемые государством (мегауровень); контролируемые государством, неконтролируемые предпринимательской структурой (макроуровень); контролируемые предпринимательской структурой (микроуровень).
Предложенный авторами подход позволяет не только определить наиболее значимые факторы обеспечения конкурентоспособности, но и сконцентрироваться на тех факторах, на которые предприятие может оказывать непосредственное влияние.
Результаты проведенного исследования сущности, признаков и условий формирования конкурентоспособности компаний позволили нам представить авторское видение содержания и группировки факторов конкурентоспособности.
Рисунок 1 — Факторы конкурентоспособности компании
В представленной классификации факторов конкурентоспособности авторы попытались учесть максимальное количество как внешних, так и внутренних факторов с учетом веяний времени, проблем и тенденций социально-экономического развития, как отдельных компаний, регионов, так и различных стран.
На современном этапе экономического развития проблема конкурентоспособности занимает центральное место в экономической политике государства. Создание конкурентных преимуществ перед соперником становится стратегическим направлением деятельности государства и его органов в области обеспечения конкурентоспособности национальной экономики. При этом повышение конкурентоспособности касается всех уровней ее иерархии: продукции (товаров и услуг), предприятия, отрасли, региона и страны в целом, но особую важность приобретает конкурентоспособность компании как основного звена экономики.
Библиографический список