Главная страница » Публикации » 2014 » №9 (45) » Место и роль электронных предприятий в межрегиональной торговле

Место и роль электронных предприятий в межрегиональной торговле

Place and role of electronic enterprises in inter-regional trade


Авторы

Панова Марина Валерьевна
старший преподаватель
Россия, Уральский государственный экономический университет
mar.mamontova@rambler.ru

Аннотация

Статья рассматривает межрегиональную торговлю как один из основных факторов социально-экономического развития региона. Изменения бизнес-процессов, развитие электронной торговли. В работе рассмотрены факторы, влияющие на развитие электронной торговли, а также преимущества и недостатки.

Ключевые слова

регион, электронное предприятие, электронная торговля, фактор.

Рекомендуемая ссылка

Панова Марина Валерьевна. Место и роль электронных предприятий в межрегиональной торговле // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №9 (45). Номер статьи: 4508. Дата публикации: 08.09.2014. Режим доступа: https://sovman.ru/article/4508/

Authors

Panova Marina Valerevna
senior Lecturer
Russia, Ural State University of Economics
mar.mamontova@rambler.ru

Abstract

In this paper the inter-regional trade as one of the main factors of socio-economic development of the region. Changes in business processes, the development of e-commerce. The article discusses the factors affecting the development of e-commerce, as well as the advantages and disadvantages.

Keywords

region, electronic enterprise, e-commerce, a factor.

Suggested citation

Panova Marina Valerevna. Place and role of electronic enterprises in inter-regional trade // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №9 (45). Art. #  4508. Date issued: 08.09.2014. Available at: https://sovman.ru/article/4508/


Одной из важнейшей составляющей экономики является экономика региона, так как основная хозяйственная деятельность осуществляется в регионах. Единого понятия региона нет, многие авторы дают свое определение региону. В данной статье дается определение региона, сформулированного А.Г.Гранбергом. Регион — это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов. Регионы страны отличаются друг от друга по уровню социально-экономического развития, это различие обусловлено влиянием разнонаправленных факторов и условий развития территорий.

Каждый регион имеет свою специфику, свои преимущества и сложности. Регионы страны отличаются друг от друга по уровню социально-экономического развития, это различие обусловлено влиянием разнонаправленных факторов и условий развития территорий.

Учет факторов в региональном управлении важно необходим, поскольку оказывает непосредственное влияние на успешность реализации региональной политики. Расположение региона в социально-экономическом и политическом пространстве страны – один из важнейших факторов прошлого, настоящего и будущего развития, а теоретическое обоснование особенностей и специфики местоположения регионов является базой для принятия любых решений касающихся проблем того или иного региона [1].

Учитывая вышесказанное автор считает, что межрегиональная торговля является одним из основных факторов социально-экономического развития региона.

Сфера торговли является наиболее гибкой отраслью регионального хозяйства так как она наиболее оперативно реагирует на изменение всех социальных факторов и является важным индикатором социально-экономического развития региона. В торговле как в не какой области имеется конкуренция.

Емкость рынка региональной торговли идет интенсивный рост малого бизнеса. Уральский экономический район не является исключением. В состав Уральского экономического района входит семь субъектов хозяйственной деятельности республика Башкортостан, Удмуртская республика, Пермский край, Оренбургская область,  Курганская область, Свердловская область и Челябинска область. Существенное влияние на формирование хозяйства Уральского экономического района оказывает его чрезвычайно выгодное экономико-географическое положение. Урал занимает центральное положение в стране. Он входит в состав Западной экономической зоны России, граничит с районами Восточной зоны, отсюда — относительная близость к разнообразным минерально-сырьевым и топливно-энергетическим ресурсам Сибири, к рынкам сбыта готовой продукции, которая потребляется как в западных, так и в восточных районах страны. Урал имеет важное значение как машиностроительная база освоения восточных районов. Благоприятное экономико-географическое положение Урала способствует повышению его роли в межрайонном территориальном разделении труда [2].

Товарооборот розничной торговли в уральском экономическом регионе вырос с 2010 года в 1,5 раза. Данные приведены в таблице 1 и динамика представлена на рисунке 1.

Таблица 1 — Оборот розничной торговли в Уральском экономическом район

Субъект

Оборот за год в млн., рублях

2010

2011

2012

2013

Республика Башкортостан

512 128,9

577 987,3

633 942,7

721 818,1

Удмуртская Республика

116 834,2

140 015,1

156 931,6

177 486

Пермский край

316 149,3

365 875,8

401 727,1

453 294,5

Оренбургская область

157 681,8

187 098,8

214 089,8

240 773,4

Курганская область

72 494,6

80 001,5

87 381,2

94 898,3

Свердловская область

646 015,8

764 558,3

858 801,4

953 972,8

Челябинская область

373 419,8

421 350,1

465 696,8

506 401


Рисунок 1 — Динамика товарооборота розничной торговли

Товарооборот оптовой торговли в уральском экономическом регионе вырос с 2010 года в 1,2 раза. Данные приведены в таблице 2 и динамика представлена на рисунке 2.

Таблица 2 — Оборот розничной торговли

Субъект

Оборот за год в тыс., рублях

2010

2011

2012

2013

Республика Башкортостан

392 966 470,5

509 302 707,7

564 638 498,

590 171 886,5

Удмуртская Республика

128 788 372,1

221 385 678,1

288 178 669,2

265 953 757

Пермский край

570 574 957,0

570 955 071,1

600 474 075,5

612 439 271,4

Оренбургская область

85 523 548,0

97 131 170,

136 238 022,

143 338 881,0

Курганская область

47 043 891,3

54 301 049,9

55 718 009,8

60 188 337,4

Свердловская область

1 295 397 446,0

1 515 317 951,

1 515 404 326,

1 320 043 783,0

Челябинская область

523 724 991,9

558 231 112,9

589 630 549,

676 617 561,0


Рисунок 2 — Динамика товарооборота розничной торговли

Как видно из таблиц по розничной и оптовой торговле лидирует Свердловская область.

Одной из современных тенденций является развитие электронного бизнеса. Современный бизнес характеризуется постоянным ростом возможностей у компаний поставщиков, что приводит к расширению глобальной конкуренции. В связи с этим производители, чтобы быть конкурентоспособными на рынке электронной торговли вынуждены повышать качество товаров и услуг, а также предлагать новые виды услуг. Бизнес-процессы перестраиваются, и создаются виртуальные предприятия и совершаются технологии аутсорсинга [3].

Электронная торговля является одной из самых стремительно развивающихся отраслей мировой экономики, проникает и охватывает все сферы деятельности человека. Сейчас электронный рынок находится в стадии интенсивного роста, и динамика роста будет сохранятся в течении нескольких лет. Электронная коммерция как отрасль экономики объединяет в себе электронный обмен данными, электронный перевод денежных средств, электронную торговлю, электронные платежные системы, электронный маркетинг, электронные банковские услуги и электронные страховые услуги. Электронная коммерция проникает в различные уровни, начиная с простого представительства компании в Интернет до электронной поддержки совместной деятельности, осуществляемой несколькими компаниями.

Структура электронной коммерции зависит от участников электронных взаимоотношений и делятся на основные сектора коммерческого взаимодействия между:
B2B (Business to Business) – между юридическими лицами. Это модель корпоративных организаций
В2С (Business-to-consumer) – коммерческие взаимоотношения между организацией и физическими лицами. Модель розничной торговли
B2G (от business-to-government) — отношения между бизнесом и государственными структурами. Модель тендеров.

Применение электронной торговли в традиционной торговли влечет за собой ряд факторов снижающих расходы предприятий:
1. Уменьшение расходов на получение информации для маркетинга
Для проведения маркетинговых исследований, таких как опросы и анкетирование, нет необходимости лично встречаться с респондентами, так как интернет является наиболее дешевым источник информации.
2. Снижение затрат на рекламирование продукции
Аудитория рекламного воздействия в интернет как правило ближе к целевой аудитории, чем при использовании традиционной рекламы, а себестоимость создания и обслуживания рекламы ниже.
3. Уменьшение расходов на внутренние средства связи
Технологии электронной торговли позволяют сэкономить рабочее время и снизить расходы на оплату труда за счет уменьшения количества командировок, телефонных переговоров и сокращения времени на поиск нужной информации.
4. Уменьшение расходов на внешние средства связи
За счет автоматизации сбора и обработки заказов, а также просмотр состояния заказов и сроках их исполнения на сайте организации, существенно снижают нагрузку на менеджеров. При использовании электронной почты, компании уменьшают потребность в телефонных средствах связи и дополнительном обслуживающем персонале. При наличии региональных офисов или партнеров в других муниципальных образованиях осуществляется экономия на междугородних телефонных звонках и сокращается число командировок, так многие вопросы можно решить используя современный телекоммуникации.
5. Уменьшение расходов на организацию рабочих мест и аренду помещений для офиса.
Данный фактор позволяет работать большинству сотрудникам в удаленном режиме, например,  находясь дома, а это соответственно несет за собой уменьшения офисных площадей.
6. Снижение расходов на оплату труда работников
Технологии электронной торговли, такие как телеработа позволяет снизить расходы на оплату труда, за счет приема работников, проживающих в районах с более низким уровнем оплаты труда
7. Снижение расходов на приобретение продукции и услуг
Электронная торговля снижает затраты на проведение закупочных сделок в автоматическом или полуавтоматическом режимах и закупать на прямую у производителя, минуя посредников.

Все выше перечисленные факторы снижают себестоимость продукции и услуги. Позволяет развиваться малому бизнесу.
Помимо факторов снижения издержек, возникают факторы, которые влияют на развитие технологий электронной торговли:

1. Экономические факторы:

  • устойчивость экономической ситуации;
  • величина национального экономического комплекса;
  • динамика условий национального производства и потребления;
  • инвестиционный и налоговый климат;
  • степень дифференциации цен на однородные товары и услуги;
  • степень развития технологий для реализации оплаты электронными средствами;
  • Приемлемая стоимость доставки товаров покупателям.

2. Инфраструктурные факторы:

  • Темпы развитие информационных и телекоммуникационных технологий;
  • динамика  роста интернет-пользователей;

3. Факторы менеджмента:

  • эффективность коллективного управления;
  • темпы внедрения новых технологий и инноваций должностными лицами.

4. Правовой фактор

  • степень законодательного и нормативно-правового регулирования электронной торговли.

Внедрение технологий электронной торговли организациями, у которых развита региональная партнерская сеть, позволит значительно сократить стоимость сделок. На рисунке 3 показаны схема сделки оформления закупки товара до и после внедрения технологии электронной торговли.

Рисунок 3 – Внедрение технологий онлайн торговли

По прогнозам Morgan Stanley, к 2015 году Российский рынок электронной коммерции вырастет на 35% и достигнет 4,5% от общего объема розничной торговли России, так как по сравнению с традиционной торговлей электронная коммерция обладает рядом преимуществ.

1. Обслуживание клиентов здесь осуществляется без перерывов, круглосуточно и без выходных.
2. Стираются географические границы — вся необходимая информация о товарах и услугах представлена в одном месте, и доступ к ней предоставляется из любой точки мира без посредников напрямую.
3. Одновременно можно обслуживать в интернет-магазине большое количество клиентов без привлечения дополнительного обслуживающего персонала.
4. Значительно снижаются расходы в процессе работы: за счет снижения затрат на приобретения или аренду торговых залов и складских помещений, оборудования, оплату труда персонала, других обязательных расходов.
5. Облегчается и ускоряется ведение дел с постоянными клиентами, снижается объем работы, связанной с деловыми операциями, за счет перевода значительной часть объема делопроизводства в электронный документооборот.

Кроме того, работа в Интернете дает возможность уделять большее внимание удовлетворению потребностей индивидуального клиента: отслеживать его пожелания, поддерживать с ним обратную связь, предлагать индивидуальные решения. На этом качестве основана целая концепция CRM — система управления взаимоотношениями с клиентами.

Одной из важной частью сектора электронной коммерции являются платежные системы, в которых в настоящее время для оплаты сделок используются различные платежные инструменты и формы расчетов, как разработанные специально для электронной коммерции, так и традиционные, применяемые для обычных сделок, например, банковские карты; электронные платежные системы; оплата наличными; переводы.

Помимо перечисленных преимуществ электронной коммерции, есть ряд существенных недостатков
1. Несовместимость платежных систем разных стран
2. Сделки законодательно слабо защищены от мошенничества, от несанкционированного доступа к товару и денежных средств, конфиденциальной информации.
3. Могут возникать перебои с доставкой товара.
4. Могут возникнуть сложности с возвратом или обменом товара

Отмеченные выше недостатки не снижают темпы развитие электронной коммерции, а наоборот наблюдается динамика роста объемов продаж в сфере  электронной коммерции, как во всем мире, так и в России.

Читайте также






Библиографический список

  1. Анимица Е.Г., Глумов А.А.  Срединный регион: теория, методология, анализ.  Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2007.
  2. Региональная экономика: Учебник для вузов/ Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2001. — 472 с.
  3. Юрасов А.В. Электронная коммерция. учебник. / Юрасов А.В. Москва: изд-во Дело, 2003. 480 с.
  4. Официальный сайт исследовательского агентства Data Insight [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.datainsight.ru/

References

  1. Animitca E.G., Glumov A.A.  Median region: theory, methodology, analysis [Sredinnyi region: teoriia, metodologiia, analiz]. Ekaterinburg: Izd Urals. Reg. ehkon. University Press, 2007.
  2. Regional Economy: Textbook for Universities [Regionalnaia ekonomika: Uchebnik dlia vuzov]. T.G. Morozova, M.P. Pobedina, G.B. Poliak; ed. T.G. Morozova. 2nd ed., Rev. and add. Moscow: UNITY 2001. 472 p.
  3. Iurasov A.V. E-commerce. textbook. [Elektronnaia kommertciia]. Moscow: Publishing House of the Case, 2003. 480 p.
  4. Official website research agency Data Insight [Ofitcialnyi sait issledovatelskogo agentstva Data Insight]. Mode of access: http://www.datainsight.ru/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх