Главная страница » Публикации » 2014 » №10 (46) » Совершенствование информационно-аналитической поддержки в системе управления бизнес-процессом

Совершенствование информационно-аналитической поддержки в системе управления бизнес-процессом

Improving information and analytical support in the management of the business process

Совершенствование информационно-аналитической поддержки в системе управления бизнес-процессом

Авторы

Переверзев Павел Петрович
доктор технических наук, профессор кафедры «Математика и информатика»
Россия, Финансовый университет при Правительстве РФ, Челябинский филиал
dtnppp@yandex.ru

Аннотация

Данная статья посвящена совершенствованию информационно-аналитической поддержки системы управления бизнес-процессом на основе методологии BI-систем. Разработана IDEF0-модель сбора и подготовки управленческой информации с использованием технологий бизнес-аналитики.

Ключевые слова

данные, бизнес-процесс, бизнес-аналитика, модель, IDEF0, управление.

Рекомендуемая ссылка

Переверзев Павел Петрович. Совершенствование информационно-аналитической поддержки в системе управления бизнес-процессом // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №10 (46). Номер статьи: 4607. Дата публикации: 08.10.2014. Режим доступа: https://sovman.ru/article/4607/

Authors

Pereverzev Pavel Petrovich
Doctor of Technical Sciences, Department of "Mathematics and Informatics"
Russia, Financial University under the Government of the Russian Federation, Chelyabinsk branch
dtnppp@yandex.ru

Abstract

This article is devoted to improvement of information-analytical support system for management of business processes based on the methodology of BI systems. Developed IDEF0 model collection and preparation of management information with use of technologies of business intelligence.

Keywords

data, business process, business analytics, model, IDEF0, management.

Suggested citation

Pereverzev Pavel Petrovich. Improving information and analytical support in the management of the business process // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №10 (46). Art. #  4607. Date issued: 08.10.2014. Available at: https://sovman.ru/article/4607/


Управление современным, высокотехнологичным предприятием, с высоким уровнем автоматизации бизнес-процессов на основе широкого применения Интернет-технологий и информационных систем, требует соответствующего автоматизированного информационно-аналитического обеспечения качественными данными руководителей и сотрудников для управления сетью бизнес-процессов предприятия по всей иерархии управления. В реальности, на предприятиях отсутствуют высокоэффективные системы информационно-аналитическая поддержки, в первую очередь из-за ошибок, возникающих вследствие ненаучного и несистемного подхода к разработке системы сбора и подготовки первичных данных. К числу таких ошибок относятся:

1. Отсутствует системное представление массива бизнес-данных по всему иерархическому дереву организационной структуры предприятия. Поэтому формирование, сбор и подготовка бизнес-данных ведется не системно, без привязки к дереву сети бизнес-процессов по всей иерархии управления. Подразделения сами решают, какие им нужны данные. Отсутствует единая база бизнес-данных, которые необходимо собирать для предприятия. В результате, специалисты ИТ-подразделений в автоматизированном режиме собирают гигантское количество бизнес-данных и буквально заваливают ею персонал предприятия. При этом большая часть бизнес-данных является излишней и никому не нужной. В то же время нет нужной информации для решения многих бизнес-задач. Кроме того, такой ежечасный поток бизнес-данных невозможно физически переработать силами сотрудников предприятия.

2. Существенная часть бизнес-данных имеет низкое качество, т.к. содержит ошибки, противоречия, пропуски и недостоверную информацию. Плохо формализованы данные, характеризующие качественные характеристики. Не все бизнес-данные учитывают факторы, имеющие существенную значимость с точки зрения их влияния на результат. И наоборот, множество бизнес-данных учитывают несущественные факторы. Значительная часть данных относится к неструктурированным или слабоструктурированным, что делает их непригодными для анализа. Не для всех бизнес-данных правильно формализован способ их представления: по типу (целый, вещественный, строковый (упорядоченные и категориальные данные), логический, дата/время); по виду (непрерывные, дискретные); по набору данных (упорядоченные, неупорядоченные).

Таким образом, перечисленные выше недостатки:

1. Резко снижают эффективность системы управления сетью бизнес-процессов предприятия на всех уровнях.

2. Не оправдывают инвестиционных вложений в информационные системы.

3. Не обеспечивают информационно-аналитическую поддержку бизнес-процессов на должном уровне.

Для устранения этих недостатков, необходимо применить научно обоснованные технологии бизнес-аналитики (Business Intelligence), специально предназначенные для поиска, анализа, моделирования и доставки бизнес-данных, необходимых для принятия решений на всех уровнях управления предприятием.

В научной и учебной литературе технологии бизнес-аналитики до сих пор рассматриваются абстрактно, на уровне теории, без учета специфики их встраивания в систему управления бизнес-процессом. Поэтому рассмотрим типовую IDEF0-модель (рис. 1-4) бизнес-процесса предприятия в обобщенном виде, с целью выявления особенностей встраивания технологий бизнес-аналитики в систему управления и разработки шаблона модели управления.

В соответствии с методологией функционального моделирования бизнес-процессов в нотации IDEF0, на рис. 1 представлена контекстная диаграмма А-0 бизнес-процесса, которая содержит один блок, характеризующий начало бизнес-процесса. Этот блок связан с внешней средой с помощью различных потоков, которые показаны в виде стрелок, примыкающих ко всем сторонам блока.

В соответствии с положениями теории менеджмента, представим бизнес-процесс в виде двух объектов: объекта управления и субъекта управления. Для этого декомпозируем контекстный блок А-0 (рис. 2) на два блока которые отображены на диаграмме А0 в виде субъекта управления (блок А1 «Управлять бизнес-процессом») и объекта управления (блок А2 «Исполнять бизнес-процесс»). Причем блок А1 исполняет руководитель подразделения (указан стрелкой снизу), а блок А2 исполняют подчиненные сотрудники подразделения.

Поскольку сбор информации ведется в блоке А1, проведем его дальнейшую декомпозицию. Отметим, что в научных и учебных публикациях, модель блока А1 является наименее изученной в теории и практике моделирования бизнес-процессов.

Декомпозиция блока А1 (рис. 3), в соответствии с теорией менеджмента состоит из взаимосвязанных функций управления, включая сбор данных, планирование, организацию, учет, контроль, анализ, регулирование, стимулирование персонала и улучшение бизнес-процесса. Процесс управления начинается с очень важного блока А1.1 «Сбор и подготовка данных» (рис. 3), т.к. именно от его работы зависит качество бизнес-данных, оперативность предоставления информации и эффективность информационно-аналитического обеспечения всего бизнес-процесса. Поэтому именно из блока А1.1 идут потоки собранных и подготовленных бизнес-данных во все другие блоки управления и исполнения процесса.

Учитывая важность блока А1.1, рассмотрим возможность моделирования процесса сбора бизнес-данных с использованием технологий бизнес-аналитики.. Блок А1.1 выполняет несколько функций, к которым относятся составление списка данных, сбор, очистка, трансформация, рассылка и хранение бизнес-данных, информации и документов. Поэтому декомпозируем блок А1.1 и рассмотрим диаграмму А.1.1 «Сбор и подготовка данных», представленную на рис.4. С учетом технологий KDD, процесс сбора и подготовки данных содержит блоки составления списков бизнес-данных, сбора, очистки и трансформации данных, с последующей их рассылкой и хранения. Эти блоки требуют дальнейшей проработки и декомпозиции, чтобы обеспечить высокое качество бизнес-данных.

В блоке А1.1.1 «Составление списка данных»  составляется полный список бизнес-данных и их источников для информационного обеспечения всех моделей используемых в бизнес-процессе для принятия управленческих решений. На этом этапе активно привлекаются эксперты для выдвижения гипотез и отбора факторов, а также консолидация, запросы и фильтрация данных.

В блоке А1.1.2 «Сбор данных» при выборе источников данных, рассматриваются варианты получения бизнес-данных из учетных систем, косвенных источников информации, открытых источников, аналитических отчетов специализированных компаний, собственных маркетинговых исследований и мероприятий по сбору данных, ручного ввода данных, специализированного хранилища данных, консолидирующего всю необходимую для анализа информацию.

В блоке А1.1.3 «Очистка данных» производится заполнение пропусков, подавление аномальных значений, сглаживание, исключение дубликатов и противоречий в бизнес-данных.

Блок А1.1.4 «Трансформация данных» предназначен для представления бизнес-данных в определенном виде. Для этого используются технологии обработки временных рядов, приведения типов, выделения временных интервалов, квантования, сортировки, группировка и др.

Подготовленные данные идут в процессы рассылки и хранения данных (блоки А1.1. 5 и А1.1.6).

Важно отметить, что бизнес-данные, собранные и подготовленные в блоке А1.1, используются во всех без исключения блоках бизнес-процесса для планирования, прогнозирования, управления рисками, учета, контроля, анализа и других функций, то они требуют различных методик обработки бизнес-данных и извлечения знаний. С этой целью широко используются технологии бизнес-аналитики, которые хорошо известны, как KDD (Knowledge Discovery in Databases), представляющий собой процесс получения из данных знаний в виде зависимостей, правил, моделей, и, который включает в себя этапы выборки данных, их очистки и трансформации, моделирования и интерпретации полученных результатов.

Таким образом, собранные и подготовленные данные поступают во все остальные блоки управления и исполнения бизнес-процесса (рис. 2 и 3), в которых из полученных данных будет извлекаться необходимая информация и знания с помощью технологий Data Mining, являющихся ядром KDD. Поэтому необходима проработка и декомпозиция всех без исключения блоков бизнес-процесса. Кроме того, необходимо согласовать информационные потоки, соединяющие бизнес-процесс с другими процессами предприятия. Такая сложная задача невозможна без разработки полноценной функциональной модели всего предприятия, детализированной по всем бизнес-процессам.

Такой подход позволит разработать и внедрить информационно-аналитическое обеспечение предприятия на высоком уровне.

Рисунок 1. Контекстная диаграмма А-0 бизнес-процесса предприятия

Рисунок 2. Диаграмма А0, содержащая блоки субъекта  и объекта управления (соответственно, блоки А1 и А2)

Рисунок 3. Декомпозиция блока А1, содержащего взаимосвязанные функции управления бизнес-процессом

Рисунок 4. Декомпозиция блока А1.й, содержащего функции сбора и подготовки данных

Print Friendly, PDF & Email

Читайте также




Библиографический список

  1. Дубейковский В.И. Эффективное моделирование с AllFusion Process Modeler 4.1.1 и AllFusion PM —  М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2007.- С. 384.
  2. Конструктор регулярного менеджмента: Пакет мультимедийных учебных пособий. Поддерживается центрами компетенции // Под ред. Кондратьева В.В.. – М.: ИНФРА-М, 2013. – С. 256.
  3. Маклаков С.В. Моделирование бизнес-процессов с AllFussion Process Modeler (BPWin 4.1). — М:ДИАЛОГ_МИФИ, 2003.- С. 240.
  4. Методология функционального моделирования IDEF0: Руководящий документ. — М: Госстандарт России, 2000.- С. 75.
  5. Паклин Н. Б. Бизнес-аналитика: от данных к знаниям (+CD): Учебное пособие. 2-е изд., испр./ Паклин Н.Б., Орешков В.И.— СПб.: Питер, 2013.- С. 704.
  6. Переверзев П.П. Интеграционный подход к совершенствованию архитек-туры предприятий в сфере услуг / Переверзев П.П., Каточков В.М., Тошев А.Д. // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент», 2012. – Вып. 21. – № 9(268).- С. 140–146.
  7. Репин В.В. Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение, управление / Владимир Репин. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.- С. 512.

References

  1. Dubejkovskij V.I. Efficient simulation AllFusion Process Modeler 4.1.1 and AllFusion PM [Jeffektivnoe modelirovanie s AllFusion Process Modeler 4.1.1 i AllFusion PM]. Moscow, Dialog-MIFI, 2007. p. 384.
  2. Designer regular management: Package of multimedia tutorials [Konstruktor reguljarnogo menedzhmenta: Paket mul’timedijnyh uchebnyh posobij]. PPodderzhivaetsya competence centers. Ed. Kondrat’ev V.V.. Moscow, INFRA-M, 2013. p. 256.
  3. Maklakov S.V. Modeling business processes with AllFussion Process Modeler (BPWin 4.1) [Modelirovanie biznes-processov s AllFussion Process Modeler (BPWin 4.1)].  M., DIALOG_MIFI, 2003. p. 240.
  4. Methodology for functional simulation IDEF0 [Metodologija funkcional’nogo modelirovanija IDEF0]. Guidance Document.  Moscow, State Standard of Russia, 2000. p. 75.
  5. Paklin N. B. Business Intelligence: from data to knowledge (+ CD): Textbook. 2nd ed. [Biznes-analitika: ot dannyh k znanijam (+CD): Uchebnoe posobie. 2-e izd.]. Rev.  Paklin N.B., Oreshkov V.I..  SPb., Peter, 2013. p. 704.
  6. Pereverzev P.P. An integrated approach to improving enterprise architecture in the service [ntegracionnyj podhod k sovershenstvovaniju arhitek-tury predprijatij v sfere uslug]. Pereverzev P.P., Katochkov V.M., Toshev A.D.. Herald SUSU. Series “Economics and Management” [Serija «Jekonomika i menedzhment»].  2012.  Vol. 21.  № 9 (268). pp. 140-146.
  7. Repin V.V. Business processes. Modeling, implementation, management [Biznes-processy. Modelirovanie, vnedrenie, upravlenie].  Vladimir Repin. – M. Mann, Ivanov i Ferber, 2013. p. 512.