Туризм как перспективное направление устойчивого развития сельских территорий Архангельской области
Tourism as a Perspective Trend for the Sustainable Development of Rural Territories in the Arkhangelsk region
Авторы
Аннотация
В статье рассматриваются основные экономические и социальные проблемы сельских территорий Архангельской области и возможности их сбалансированного развития посредством организации сельского туризма, который в настоящее время находится в стадии зарождения. Авторы анализируют ресурсный потенциал региона для создания и предложения комплексного туристского продукта в сельской местности, выявляют существующие проблемы и предлагают возможные пути их решения.
Ключевые слова
устойчивое развитие, сельские территории, сельский туризм, гостевой дом, народные промыслы, бренд территории.
Рекомендуемая ссылка
Сидоровская Татьяна Викторовна,Митенева Наталья Викторовна. Туризм как перспективное направление устойчивого развития сельских территорий Архангельской области // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №10 (58). Номер статьи: 5805. Дата публикации: 08.10.2015. Режим доступа: https://sovman.ru/article/5805/
Authors
Abstract
The article focuses on the main economic and social problems of rural areas in the Arkhangelsk region and possibilities of their balanced development through the rural tourism evolution, which is currently in its infancy. The authors investigate the recourse potential for elaboration and promotion the complex tour product in rural territory, reveal the existing problems and offer their solutions.
Keywords
sustainable development, rural territories, rural tourism, guest house, folk arts, brand of the territory.
Suggested citation
Sidorovskaja Tat'jana Viktorovna,Miteneva Natal'ja Viktorovna. Tourism as a Perspective Trend for the Sustainable Development of Rural Territories in the Arkhangelsk region // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №10 (58). Art. # 5805. Date issued: 08.10.2015. Available at: https://sovman.ru/article/5805/
Введение
Несбалансированное развитие отдельных сельских регионов, связанное с неравными территориальными возможностями, рост миграционного оттока сельского населения, неудовлетворительный уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры, отсутствие условий для альтернативной занятости, увеличение разрыва в уровне и качестве жизни между городом и деревней обусловили обострение социальных проблем села. В связи с этим, решение проблем экономического и социального развития сельских территорий приобретают в современных условиях приоритетное значение для общества и особую актуальность.
Как отмечает заместитель министра сельского хозяйства РФ, академик Российской академии сельского хозяйства А.В. Петриков, долгосрочная цель политики по устойчивому развитию сельских территорий — формирование на селе социально равных с городом условий жизни населения, оптимизация выполнения селом его народнохозяйственных функций – производственной, демографической, социально-культурной, природоохранной, рекреационной, пространственно-коммуникационной, социального контроля над территорией. Среднесрочная цель этой политики – снижение сельской бедности путем обеспечения роста доходов от сельского хозяйства, расширения несельскохозяйственной занятости населения, улучшения доступа сельских жителей к услугам социальной и инженерной инфраструктуры [1].
Обеспечение устойчивого развития сельских территорий на протяжении многих лет остается важной задачей государственной аграрной политики, о чем свидетельствует ряд законодательных, нормативно-правовых и программных документов [2,3,4]. В феврале 2015 года Распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена «Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года», направленная на создание условий для обеспечения стабильного повышения качества и уровня жизни сельского населения на основе преимуществ сельского образа жизни [5]. В данном документе в качестве одного из направлений несельскохозяйственной деятельности выделен сельский туризм, который является не просто отраслью туристской индустрии, но выполняет важные социально-экономические функции, и его развитие напрямую содействует повышению привлекательности проживания в сельской местности.
По нашему мнению, сельский туризм, ориентированный на использование природных, культурно-исторических и прочих ресурсов для создания и предложения турпродукта, следует рассматривать как одно из перспективных направлений предпринимательской инициативы на селе и устойчивого развития сельских территорий.
Социально-экономическое развитие сельских территорий Архангельской области: основные тенденции и проблемы
Численность сельского населения Архангельской области, включая Ненецкий автономный округ (НАО), по состоянию на 01.01.2014 года составляла 279,9 тыс. человек, или 23,5 % от общей численности населения региона. За период с 1998 по 2014 гг. численность сельского населения сократилась на 88,6 тыс. чел., или на 24%, а его доля в общей численности – на 2,5 %. Миграционная убыль населения составила в 2013 году 9848 чел., в том числе в сельской местности 5685 чел., или 57,7 % от общего числа мигрантов. В сельской местности на 1000 жителей приходится 20 мигрантов при среднем значении по региону – 8,2 чел. [6]. Причины оттока населения очевидны: отсутствие работы, низкая заработная плата, неразвитая транспортная, инженерная и социальная инфраструктура.
Вклад сельского хозяйства (включая охоту и лесное хозяйство) в формирование валового регионального продукта (ВРП) Архангельской области в 2012 году составил 2,9 %. Наблюдается снижение данного показателя с 5,5 % в 2005 году до нынешнего уровня [6]. Объем производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в действующих ценах в 2013 году снизился по сравнению с 2012 годом на 9 % и составил 11315 млн рублей. Доля инвестиций в основные средства в сельском хозяйстве крайне низкая (1,2 % от общих инвестиций в экономику региона) [7].
Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости Архангельской области в 2013 году, составила 9941 человек, в том числе лиц, проживающих в сельской местности – 5520 чел. (55,5 % от общего числа безработных). При этом в течение 2009-2013 гг. наблюдается тенденция к росту доли сельского населения в общей численности безработных на 6,5 % (таблица 1).
Таблица 1 – Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости Архангельской области за 2009-2013 гг.*
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости, человек |
18561 |
15930 |
12220 |
11005 |
9941 |
лица, проживающие в сельской местности | |||||
человек |
9100 |
8260 |
6888 |
6052 |
5520 |
процентов |
49,0 |
51,9 |
56,4 |
55,0 |
55,5 |
* По данным министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области и ГКУ НАО «Центр занятости населения».
Источник: [7]
Диспропорции в уровне жизни городского и сельского населения, в первую очередь, определяются отставанием оплаты труда в сельском хозяйстве от среднего уровня по региону. В 2013 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата на одного работника в сельском хозяйстве составляла 20750 руб., или 64,1 % от средней по экономике [7]. Для компенсации низких или отсутствующих доходов от заработной платы сельские жители прибегают к различным приработкам, таким как сбор и продажа ягод и грибов, рыбная ловля, охота, производство продукции в своих личных хозяйствах и др.
В 2012-2013 гг. наблюдались позитивные изменения в обеспечении сельского населения водопроводными и газовыми сетями, развитии транспортной инфраструктуры. Развитие инфраструктуры сельской местности Архангельской области характеризуют данные, представленные в таблице 2.
Проведенный анализ показал, что проблемы развития сельских территорий региона требуют к себе повышенного внимания. В результате снижения численности населения, занятого в производстве сельскохозяйственной продукции, роста уровня безработицы, остро встает вопрос о диверсификации сельской экономики и поиске новых видов деятельности на селе, в качестве одного из которых мы рассматриваем сельский туризм. По оценкам Всемирной туристской организации в ближайшие годы сельский туризм может стать одним из самых развивающихся направлений туризма в России, что, в свою очередь, послужит импульсом для создания новых средств размещения, развития рыночной инфраструктуры в сельских территориях.
Таблица – 2 Развитие инфраструктуры сельской местности Архангельской области за 2009-2013 гг.
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Ввод в действие в сельской местности: |
|||||
водопроводных сетей, км |
6,0 |
— |
18,7 |
— |
15,4 |
газовых сетей, км |
— |
— |
— |
0,9 |
14,8 |
АТС, тыс. номеров |
0,2 |
0,7 |
4,2 |
0,9 |
1,2 |
линий электропередачи для электрификации |
|||||
напряжением 0,4 кВ |
2,4 |
— |
8,0 |
13,5 |
— |
напряжением 6-20 кВ |
5,9 |
4,6 |
— |
46,7 |
— |
автомобильных дорог с твердым покрытием, км: | |||||
общего пользования местного назначения |
— |
2,0 |
41,2 |
37,7 |
5,6 |
необщего пользования в сельском хозяйстве |
— |
— |
— |
— |
— |
Источник: [7]
В ряде европейских стран доля сельского туризма в структуре внутреннего турпотока достигает 15-20 %. Активно развивается сельский туризм в Финляндии, Швеции, Ирландии, Венгрии, Чехословакии, Англии, Испании, Италии, Литве, Латвии, Белоруссии, Украине, Польше. По мнению В.В. Сурниной, ключевой особенностью развития сельского туризма в Европе является реализация программ государственной и наднациональной (на уровне ЕС) поддержки – политической, финансовой, правовой, организационной. В европейской практике сельский туризм стал компонентом крупной социально-экономической программы по переводу части аграрного населения из сферы производства в сферу услуг, задачей которой было дать импульс развитию аграрных регионов и их населения путем организации нового сектора местной экономики [8].
В России уровень развития сельского туризма значительно отстает от зарубежного, доля данного вида туризма пока невелика и на сегодняшний день составляет 1,5-2 %. В Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» отмечено, что «сельский туризм является относительно новым и перспективным направлением, позволяющим горожанам приобщиться к традиционному укладу жизни сельских жителей. Суть данного вида туризма заключается в отдыхе в сельской местности, где все организационное обеспечение проживания туристов (в том числе питание, досуг, обслуживание и др.) берет на себя принимающая семья. Очевидным фактором государственной важности такого вида туризма является то, что он может стать существенным источником дополнительного, а иногда и основного дохода для сельского населения, особенно в депрессивных регионах» [9].
Оценка ресурсного потенциала Архангельской области для развития сельского туризма
Архангельская область, помимо огромной территории (589,9 тыс. кв. км), является уникальным хранилищем народного наследия. Наличие северных деревень, сохранивших традиционный уклад жизни местного населения, способствует развитию сельского туризма. В каждом районе сохранились постройки, ремесла, праздники, которые испокон веков и в наши дни играют немаловажную роль в жизни территорий. Поморские деревни северных районов Архангельской области – Мезенского, Пинежского, Онежского, Лешуконского – это самобытные центры живой народной культуры, сохранившие вековой уклад жизни, планировку и застройку поселений, обрядность, фольклор, хоровую песенную культуру, промыслы и ремесла поморов. Такие историко-культурные поселения как Кимжа, Кеврола, Веркола, Уфтюга давно стали местом паломничества фольклорных и этнографических экспедиций, а теперь привлекают любителей отдыха в сельской глубинке.
Ярким примером успешного развития территории за счет сельского хозяйствования и туризма в целях сохранения природного и культурного наследия является Кенозерский национальный парк, который в 2004 году включен во Всемирную сеть Биосферных Резерватов ЮНЕСКО. Территория парка охватывает 30 деревень с населением около 2300 человек. Создание «Кенозерья» оказало мощное положительное влияние на жизнедеятельность жителей этих населенных пунктов. В парке создана система размещения туристов, в которую входят гостиницы, гостевые дома, лесные приюты с единовременной вместимостью около 1100 человек. В гостиничный бизнес вовлечены местные жители, которые предоставляют для проживания комнаты или дома. В 2014 году парк посетили более 15 тысяч организованных туристов (в 2013 году- 13400 чел.). Доход местного населения от продажи сувенирной продукции, продуктов питания, оказания туристских услуг превысил 2,3 млн рублей, что почти на 1 млн рублей выше показателя 2013 года. Подобный успешный опыт может быть транслирован для развития других сельских территорий Архангельской области.
С целью активизации въездного и внутреннего туризма в Архангельской области принят ряд законодательных документов и программ: в 2014 году вступил в силу новый областной закон «О туризме и туристкой деятельности в Архангельской области», одобрена обновленная Концепция развития туризма в Архангельской области, началась реализация областной отраслевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Архангельской области (2014-2020 годы)», направленная на повышения качества и многообразия туристских услуг в регионе. В областном законе «О туризме и туристской деятельности в Архангельской области» сельский туризм определен как туризм, предусматривающий использование природных, культурно-исторических, сельскохозяйственных и других ресурсов сельской местности и выделен среди приоритетных видов туризма [10].
Развитие въездного туризма на территории региона характеризуют данные, представленные в таблице 3. В 2013 году Архангельскую область посетили 377465 туристов, что на 11,7% больше, чем в 2012 году. Доля иностранных туристов, прибывших в регион в 2013 году, составила соответственно 2,6 %, что на 1,6 % больше, чем в 2010 году. Среди стран, лидирующих по прибытиям своих граждан в Архангельскую область, – страны Баренцева Евро-Арктического региона (Норвегия, Финляндия и Швеция), Германия, Франция, Великобритания.
Таблица – 3 Динамика въездного туристического потока в Архангельскую область за 2010-2014 гг.
Годы |
Въездной турпоток в Архангельскую область, всего |
Количество российских туристов, прибывших в Архангельскую область | Количество иностранных туристов, прибывших в Архангельскую область | |||
тыс. чел. |
рост к предыдущему году, в % |
тыс. чел. |
Уд. вес в общей численности |
тыс. чел. |
Уд. вес в общей численности |
|
2010 |
322,0 |
318,9 |
99,0 |
3,1 |
1,0 |
|
2011 |
332,0 |
103,1 |
324 |
97,6 |
8 |
2,4 |
2012 |
338,1 |
101,8 |
328 |
97,0 |
10,1 |
3,0 |
2013 |
377,5 |
111,7 |
367,5 |
97,4 |
10 |
2,6 |
2014 |
380,0 |
100,7 |
369,3 |
97,2 |
10,7 |
2,8 |
Составлено по: Данные агентства по туризму и международному сотрудничеству Архангельской области
На рисунке 1 представлена динамика туристского потока иностранных туристов, прибывающих на круизных и экспедиционных судах в морские порты Архангельской области (Архангельск, портопункт «Соловки» порта Онега) и национальный парк «Русская Арктика».
Рисунок 1 — Количество пассажиров иностранных круизных судов, прибывающих в морские порты Архангельской области, чел.
Составлено по: Данные агентства по туризму и международному сотрудничеству Архангельской области
В 2013 году наибольшим спросом у туристов пользовались г. Архангельск – 28 % от общего числа прибывших в регион, Приморский район – 17 %, Устьянский район – 10,5 %, Вельский район – 7 %, Каргопольский район – 5 %, Онежский район – 3,5 %, Пинежский район – 3,5 %, г. Новодвинск – 3 %. Объем платных услуг, осуществляемых предприятиями турбизнеса, в том числе коллективными средствами размещения, составил 1935 млн. рублей, сумма налоговых отчислений – 184 млн рублей; на развитие материально-технической базы было направлено 109 млн рублей [11].
По целям пребывания структура въездного туристского потока в Архангельскую область сложилась следующим образом: с деловой целью – 44 % от общего числа туристов; с целью досуга, рекреации и отдыха – 17 %; с целью лечения и профилактики – 9 %; с прочими целями – 30 % [11].
Архангельская область располагает достаточным потенциалом для развития индустрии гостеприимства, Так, в 2013 году число гостиниц и аналогичных средств размещения (без микропредприятий) составило 84, при единовременной вместимости 6714 мест; численность лиц, размещенных в гостиницах составила 239,1 тыс. чел., что на 16,1 % больше, чем в 2009 году. Число санаторно-курортных организаций и организаций отдыха – 23 с числом мест 2904 (таблица 4). Около 30 % гостиниц находится в крупных городах — Архангельске и Северодвинске, что создает условия для активного развития сектора гостевых домов для размещения туристов в сельской местности на более доступных условиях.
Таблица – 4 Наличие гостиниц и аналогичных средств размещения, санаторно-курортных организаций и баз отдыха в Архангельской области в 2009-2013 гг.*
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Число гостиниц и аналогичных средств размещения |
88 |
89 |
88 |
84 |
84 |
Единовременная вместимость гостиниц и аналогичных средств размещения, мест |
5962 |
5561 |
6039 |
5331 |
6714 |
Численность лиц, размещенных в гостиницах и аналогичных средствах размещения, тыс. человек |
206,0 |
242,0 |
254,0 |
249,6 |
239,1 |
Число санаторно-курортных организаций и организаций отдыха |
24 |
22 |
23 |
22 |
23 |
в них коек (мест) |
3140 |
3047 |
2745 |
2719 |
2904 |
Обслужено лиц, тыс. человек |
46,3 |
40,7 |
43,9 |
43,3 |
39,5 |
* Без микропредприятий
Составлено по [12]
В проекте национального стандарта ГОСТ Р «Услуги средств размещения. Общие требования к индивидуальным средствам размещения» гостевой дом определяется, как малое семейное домовладение, сдаваемое в наем/аренду, предоставляющее услуги временного проживания, а также дополнительные услуги по организации питания, досуга, экскурсионного обслуживания. Гостевой дом, расположенный в сельской местности, называется сельским гостевым домом [13].
По состоянию на начало 2015 года в регионе функционировало более 90 гостевых домов, что на 25 % больше, чем на 01.01.2014 г. Лидирующие позиции по количеству гостевых домов занимают муниципальные образования: Каргопольский район, Устьянский район, Мезенский район, Пинежский район, Холмогорский район (рис. 2).
Рисунок 2 — Количество гостевых домов в Архангельской области по состоянию на 01.01.2015 г.
Составлено по: Данные агентства по туризму и международному сотрудничеству Архангельской области
Сектор гостевых домов в Архангельской области представлен такими видами малых и индивидуальных средств размещения, как гостевые дома, сельские гостевые дома, коттеджи, дома-музеи, различной степени комфортности, ценовой категории, набором дополнительных туристских услуг. В каждом гостевом доме предусмотрено предоставление широкого спектра дополнительных услуг (трансфер, питание, пользование баней, прокат туристского инвентаря, туристские и экскурсионные услуги и др.).
Е.Э. Осипова и Е.Ю. Ширихина отмечают, что гостевой дом имеет преимущества перед гостиницей. Во-первых, это более уютная, домашняя обстановка. Во-вторых, владельцы гостевых домов не находятся под жестким контролем государственных органов. В-третьих, не является регламентируемым количество этажей, номеров или комнат в гостевом доме. В-четвертых, налоговые ставки для владельцев гостевых домов гораздо меньшие в сравнении с гостиницами [14].
Несомненно, гостевые дома имеют определенные преимущества перед традиционными коллективными средствами размещения туристов в связи с развитием самодеятельного и автотуризма при оптимальной цене пакета туристских услуг.
В настоящее время, как отмечалось ранее, развитие сектора гостевых домов в Архангельской области находится на стадии роста. Положительный опыт развития и поддержки сельского туризма в Архангельской области и других регионах России был изучен и обобщен на прошедших в 2013 и 2014 гг. в г. Каргополе Архангельской области I и II Съездах владельцев гостевых домов. Следует отметить особую значимость данных мероприятий. Так, в работе II Съезда владельцев гостевых домов, организованного в 2014 году при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, приняли участие более 120 представителей органов законодательной и исполнительной власти федерального, регионального и муниципального уровней, образовательных и научных учреждений, общественных объединений туристического бизнеса, владельцы гостевых домов — индивидуальные предприниматели из 13 субъектов Российской Федерации, представители Республики Молдова и Финляндии. Участники Съезда отметили острую необходимость в комплексном подходе к решению вопросов развития сектора гостевых домов, объектов и услуг туризма в сельских территориях Российской Федерации, направленных на совершенствование нормативно-правовой и законодательной базы, выработку комплекса мер финансово-экономической, методической и информационно-консультационной поддержки развития туризма в сельских территориях, создание благоприятного инвестиционного климата, подготовку кадров для сектора гостевых домов и объектов сельского туризма [15].
Развития сельского туризма неразрывно связано с внедрением апробированных механизмов поддержки данного вида туристской деятельности и распространением успешного опыта развития гостевых домов, создания сетевого гостевого бизнеса. Большая часть гостевых домов зарегистрирована в качестве субъектов малого и среднего предпринимательства, что позволяет их учредителям и владельцам использовать существующие формы государственной поддержки. С 2012 года в Архангельской области на конкурсной основе предоставляется поддержка на создание и развитие гостевых домов.
На начало 2015 года в Единый федеральный реестр внесены сведения о 22 туроператорах, работающих в Архангельской области и реализующих около 300 туристских маршрутов. Наибольшее количество предлагаемых турпрограмм предусматривают посещение сельских территорий: Каргопольского, Пинежского, Приморского, Устьянского, Онежского районов.
Каковы ожидания потребителя от турпродукта, предлагаемого в сельской местности? Прежде всего, уютная домашняя атмосфера, комфортные условия проживания, питание с использованием натуральных продуктов (экопродуктов). Во-вторых, ощущение близости с природой, получение новых впечатлений, знакомство с историческими и культурными ценностями, местными традициями и праздниками. В-третьих, организация досуга для взрослых (баня, охота, рыбалка, сбор ягод и грибов и др.) и развлечений для детей и подростков. И все это, по приемлемым ценам.
Не вызывает сомнений, что увеличение числа туристов, обслуживаемых гостевыми домами, напрямую зависит от продвижения «сельского» направления на рынке внутреннего и въездного туризма региона и страны, полноты и качества предоставления информации об объектах размещения в информационном пространстве. Так, информация о гостевых домах в Архангельской области размещается на региональном туристском портале (www.pomorland.travel), интерактивной туристской карте (www.pomormap.ru), в социальных сетях, а также на зарекомендовавших себя российских Интернет-ресурсах. С целью продвижения региональных брендов по инициативе местных жителей организуются фестивали, праздники и другие мероприятия, призванные повысить узнаваемость того или иного места для привлечения туристов. Сформирован событийный календарь, насыщенный фольклорными, спортивными, театральными, музыкальными, праздничными мероприятиями. В Каргополе стали популярными среди гостей фестиваль «Хрустальные звоны» и международный «Праздник народных мастеров России», собирающий народных мастеров и творческие коллективы из разных уголков России, а также Норвегии, Швеции, Финляндии. В г. Вельске проводится фестиваль «Кириллов день», посвященный Дню Святого праведника Кирилла покровителя города, в г. Шенкурске — фестиваль текстиля и традиционных ремесел «Евдокиевские дни», в Устьянском районе – международный свадебный фестиваль «Устьянская ссыпчина». В небольшом городе Сольвычегодске широко отмечается Прокопьевская ярмарка и Арт-фестиваль Козьмы Пруткова в честь знаменитого литературного персонажа. Туризм в Коношском районе связан с продвижением имени известного литературного писателя Иосифа Бродского. Праздник Белого Гриба придумали в Красноборском районе. Популярные местные бренды продвигают в Ленском и Котласском районах – Матушка Зима и Королева Льда.
Проблемы и пути их решения в сфере сельского туризма региона
Следует отметить, что развитие сельского туризма в Архангельской области крайне перспективно и должно быть направлено на вовлечение в туристский оборот территорий, потенциал которых остается в значительной степени не востребованным. В то же время развитие данного вида туризма сталкивается с необходимостью решения ряда важнейших задач:
- совершенствование государственной политики в отношении сельского туризма;
- разработка законодательства, регулирующего деятельность в области сельского туризма, стандартов и нормативов, применимых в сфере сельского туризма как специального сектора туриндустрии;
- создание системы подготовки квалифицированных кадров для сельского туризма и местных компаний-туроператоров;
- формирование конкурентоспособных турпродуктов и их продвижение на рынке туристских услуг;
- развитие социальной, транспортной и инженерной инфрастуктуры;
- и др.
Проведенный анализ позволил сформулировать следующие пути решения существующих проблем:
- разработка концепции развития сельского туризма на федеральном и региональном уровнях с учетом национальных и местных условий;
- формирование нормативно-правовой базы в сфере сельского туризма;
- проектирование и предложение пакетов туристских услуг для различных целевых аудиторий в целях организации индивидуального, семейного и малогруппового туризма;
- разработка маркетинговой стратегии продвижения региональных туристских ресурсов Архангельской области на внутреннем и международном рынках;
- популяризация исторических, культурных и природных памятников;
- формирование позитивного имиджа и узнаваемости Архангельской области на туристском рынке;
- привлечение инвестиций в туристскую индустрию на основе государственно-частного партнерства;
- формирование системы повышения квалификации и переподготовки кадров, занятых в туристской индустрии;
- проведение мероприятий по обучению и поддержке сельской молодежи в создании гостевых домов в рамках программы Федерального агентства по делам молодежи «Ты – предприниматель»;
- применение современных информационных технологий, позволяющее создать масштабный рынок сельского туризма в виртуальной форме;
- информационное и рекламно-информационное обеспечение продвижения региональных сельских туристских продуктов;
- некоммерческое партнерство в форме организации ассоциации владельцев гостевых домов.
Заключение
Мы считаем, что дальнейшее развитие сельского туризма будет способствовать решению ряда приоритетных социальных и экономических задач по управлению территориями:
- обеспечение занятости сельского населения путем создания дополнительных рабочих мест;
- получение дополнительных источников дохода;
- снижение оттока населения из сельской местности, особенно молодежи;
- увеличение налоговых отчислений в бюджет;
- реализация и продвижение продукции и услуг под региональными брендами;
- увеличение туристического потока в сельские районы Архангельской области в результате предложения конкурентоспособного туристского продукта;
- развитие смежных с туризмом отраслей;
- восстановление объектов исторического и культурного наследия;
- сохранение народных ремесел, традиций и промыслов.
Переход к устойчивому развитию сельских территорий является комплексной задачей, для решения которой необходимы скоординированные усилия исполнительных органов власти, органов местного самоуправления и бизнеса при активном участии населения, живущего на селе. Особое внимание следует уделить стимулированию социальных инициатив местных сообществ и экономической активности граждан путем вовлечения в развитие туристской индустрии. В свою очередь, сельский туризм может стать самоорганизующейся системой, способной решать основные социально-экономические проблемы села.
Читайте также
Библиографический список
- Петриков А. Обеспечить устойчивое развитие сельских территорий // АПК: экономика и управление. – 2005. — № 6. – С. 18.
- О развитии сельского хозяйства: Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ (ред. от 12.02.2015). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_175248/ (дата обращения 25.02.2015).
- Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2010 № 2136-р. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107793/?frame=1#p23 (дата обращения 25.02.2015).
- Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»: утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174354/?frame=1#p36 (дата обращения 25.02.2015).
- Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 г., утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. № 151-р. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174933/?frame=1 (дата обращения 25.02.2015).
- Регионы России. Социально-экономические показатели – 2014. URL:http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_14p/Main.htm (дата обращения: 10.02.2014).
- Архангельская область в цифрах. 2013: краткий статистический сборник. — URL: http://arhangelskstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/arhangelskstat/ru/publications/official_publications/electronic_versions/ (дата обращения: 12.02.2014).
- Сурнина В.В. Направления совершенствования современной государственной политики туризма: сельский туризм // Вестник МГОУ. Серия «История и политические науки». – 2011. – № 4. – С. 173.
- Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 — 2018 годы)»: утверждена Постановлением Правительства РФ от 02.08.2011 N 644 (ред. от 18.12.2014). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173268/ (дата обращения 25.02.2015).
- О туризме и туристской деятельности в Архангельской области: Областной закон от 24.03.2014 г. № 99-6-ОЗ. – URL: http://www.pomorland.pro/upload/iblock/e31/e313d552d21bdd8397a64388d57132f5.pdf (дата обращения 25.02.2015).
- Отчет агентства по туризму и международному сотрудничеству Архангельской области за 2013 год. – URL: http://www.pomorland.pro/informatsionno-analiticheskie/otchet-agentstva-za-2013-god/ (дата обращения: 12.02.2014).
- Статистический ежегодник Архангельской области. 2013: [статистический сборник]. – Архангельск : Архангельскстат, 2014. – С. 79.
- Агентство по туризму и международному сотрудничеству Архангельской области. Официальный сайт. — URL: http://www.pomorland.pro/upload/iblock/2fe/2fed0126a55981eb3739c7978e7cbae0.pdf (дата обращения: 12.02.2014).
- Осипова Е.Э., Ширихина Е.Ю. Гостевые дома как перспективная модель малого бизнеса в индустрии туризма // Российское предпринимательство. – 2011. — № 12. – С. 158.
- Агентство по туризму и международному сотрудничеству Архангельской области. Официальный сайт. – URL: http://www.pomorland.pro/forumy-i-konferentsii/ii-sezd-vladeltsev-gostevykh-domov-/ (дата обращения 15.02.2015).
References
- Petrikov A. To ensure the sustainable development of rural territories [Obespechit’ ustojchivoe razvitie sel’skih territorij]. 2005, no 6, p. 18.
- About the agricultural industry. Federal low from 29.12.2006 № 264-ФЗ (edition of law from 12.02.2015) [O razvitii sel’skogo hozjajstva: Federal’nyj zakon ot 29.12.2006 № 264-FZ (red. ot 12.02.2015)]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_175248/ (as at 25.02.2015).
- Conception of sustainable development of rural territories in the Russian Federation until the 2020 year, approved by the order of the Government of the Russian Federation from 30.11.2010 № 2136-р [Koncepcija ustojchivogo razvitija sel’skih territorij Rossijskoj Federacii do 2020 goda, utverzhdena rasporjazheniem Pravitel’stva Rossijskoj Federacii ot 30.11.2010 № 2136-r]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107793/?frame=1#p23 (as at 25.02.2015).
- Federal target program Sustainable development of rural territories from the period of 2014-2017 years until the 2020 year, approved by the decree of the Government of the Russian Federation from 15.07.2013 № 598 [Federal’naja celevaja programma Ustojchivoe razvitie sel’skih territorij na 2014-2017 gody i na period do 2020 goda, utverzhdena postanovleniem Pravitel’stva Rossijskoj Federacii ot 15.07.2013 № 598]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174354/?frame=1#p36 (as at 25.02.2015).
- Strategy of sustainable development of rural territories in the Russian Federation until the 2030 year. approved by the order of the Government of the Russian Federation from 02.02.2015 № 151-р [Strategija ustojchivogo razvitija sel’skih territorij Rossijskoj Federacii na period do 2030 g., utverzhdena rasporjazheniem Pravitel’stva Rossijskoj Federacii ot 2 fevralja 2015 g. № 151-r]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174933/?frame=1 (as at 25.02.2015).
- Regions of the Russian Federation. Indicators of social and economic development [Regiony Rossii. Social’no-jekonomicheskie pokazateli]. 2014. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_14p/Main.htm (as at 10.02.2014).
- Arkhangelsk Region in figures. 2013, short statistics’ sourcebook [Arhangel’skaja oblast’ v cifrah. 2013, kratkij statisticheskij sbornik]. URL: http://arhangelskstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/arhangelskstat/ru/publications/official_publications/electronic_versions/ (as at 12.02.2014).
- Surnina V.V. Trends of enhancement of modern state policy in tourism: rural tourism [Napravlenija sovershenstvovanija sovremennoj gosudarstvennoj politiki turizma: sel’skij turizm]. Series History and political sciences, 2011, no 4, p. 173.
- Federal target program Development of inland and inbound tourism in the Russsian Federation (2011 – 2018 years), approved by the decree of the Government of the Russian Federation from 02.08.2011 N 644 (edition from 18.12.2014) [Federal’naja celevaja programma Razvitie vnutrennego i v#ezdnogo turizma v Rossijskoj Federacii (2011 – 2018 gody), utverzhdena Postanovleniem Pravitel’stva RF ot 02.08.2011 N 644 (red. ot 18.12.2014)]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173268/ (as at 25.02.2015).
- About tourism and tour activities in the Arkhangelsk Region. Regional low from 24.03.2014 г. № 99-6-ОЗ [O turizme i turistskoj dejatel’nosti v Arhangel’skoj oblasti. Oblastnoj zakon ot 24.03.2014 g. № 99-6-OZ]. URL: http://www.pomorland.pro/upload/iblock/e31/e313d552d21bdd8397a64388d57132f5.pdf (as at 25.02.2015).
- Report of results of activities of the Agency for Tourism and International Cooperation of the Arkhangelsk Region in 2013 [Otchet agentstva po turizmu i mezhdunarodnomu sotrudnichestvu Arhangel’skoj oblasti za 2013 god]. URL: http://www.pomorland.pro/informatsionno-analiticheskie/otchet-agentstva-za-2013-god/ (as at 12.02.2014).
- Statistic’s bulletin if the Arkhangelsk Region. 2013 [Statisticheskij ezhegodnik Arhangel’skoj oblasti. 2013].Arkhangelsk. Statistics Department of the Arkhangelsk Region, 2014, p. 79.
- Agency for Tourism and International Cooperation of the Arkhangelsk Region. Official web-site [Agentstvo po turizmu i mezhdunarodnomu sotrudnichestvu Arhangel’skoj oblasti. Oficial’nyj sajt]. URL: http://www.pomorland.pro/upload/iblock/2fe/2fed0126a55981eb3739c7978e7cbae0.pdf (as at 12.02.2014).
- Osipova E.Je., Shirihina E.Ju. Guest houses as a perspective model of small business development in the tourism industry [Gostevye doma kak perspektivnaja model’ malogo biznesa v industrii turizma]. 2011, no 12, p. 158.
- Agency for Tourism and International Cooperation of the Arkhangelsk Region. Official web-site [Agentstvo po turizmu i mezhdunarodnomu sotrudnichestvu Arhangel’skoj oblasti. Oficial’nyj sajt]. URL: http://www.pomorland.pro/forumy-i-konferentsii/ii-sezd-vladeltsev-gostevykh-domov-/ (as at 15.02.2015).