Авторы
Транченко Людмила Владимировна
доктор экономических наук, заведующая кафедрой туризма и гостиннично-ресторанного бизнеса
Украина, Умански национальный университет садоводства
lydatranch@gmail.com
Тымчук Светлана Владимировна
кандидат экономических наук, доцент кафедры туризма и гостиннично-ресторанного бизнеса
Украина, Умански национальный университет садоводства
sv_tumchyk@mail.ru
Нещадим Людмила Николаевна
кандидат экономических наук, доцент кафедры туризма и гостиннично-ресторанного бизнеса
Украина, Умански национальный университет садоводства
Lydmila_f@mail.ru
Аннотация
В статье проведен анализ последних исследований развития сельского зеленого туризма в Украине, характеризующие нормативно-правовую базу, финансовое обеспечение социального развития сельских территорий. Выявлены основные различия между понятиями «сельский туризм», «зеленый туризм», «агротуризм», «экологический туризм». Сформулированы направления развития зеленого туризма и их влияние на развитие сельских территорий. Охарактеризованы результаты проведения программ развития сельского зеленого туризма, которые осуществлялись в Украине с 2008 При содействии иностранных организаций.
Ключевые слова
сельский туризм, зеленый туризм, экотуризм, агротуризм, сельские территории, финансирование.
Читайте также
Статья также доступна (this article also available):
Рекомендуемая ссылка
Положительная социальная составляющая сельского туризма заключается в обеспечении занятости сельского населения в сфере услуг на селе, повышение их благосостояния и соответственно развитию сельских территорий. Развитие данного направления можно рассматривать как реальный путь быстро преодолеть отставание в этой сфере и реализовать имеющийся богатый туристический потенциал, путем проведения взвешенной политики государственного регулирования, в том числе и на региональном уровне.
Сельский туризм на современном мировом рынке квалифицируется как достаточно прибыльный вид деятельности. Мировая практика свидетельствует о среднем росте сектора агротуризма на 6% в год.
Исследованием правовых, финансовых и социальных проблем развития сельского зеленого туризма занимались Бойко Е.А., В.П. Горьовий, М.Ильина, В. Д. Зализко, А.Т. Матвиенко, Н. Матвиенко, А.Л. Михайлюк, И.В. Петенко, А.В. Петенко и другие ученые. Однако, несмотря на значимость проведенных исследований проблема развития сельского зеленого туризма в Украине недостаточно исследована и требует системного изучения в условиях реформирования экономики и постоянного развития сельских территорий Украины.
Цели и задачи. Проанализировать, сформулировать и систематизировать направления социального развития сельских территорий Украине за счет развития сельского зеленого туризма.
Методы. Теоретико-методологическую основу статьи составляют общенаучные приемы исследований и специальные методы, основанные на современных научных основах экономической, управленческой и родственных им наук, в частности, метод теоретического обобщения, альтернативный анализ, метод абсолютных и относительных преимуществ, и др.
Результаты. Сельский зеленый туризм можно рассматривать как проведение свободного времени в сельской среде, обладающий соответствующая застройка, сельский быт, этнокультурный колорит местности и тому подобное.
В последние годы на селе наблюдаются негативные тенденции в использовании трудового потенциала. Участие населения в общественном производстве и личном подсобном хозяйстве сопровождается низким уровнем производительности труда. В сельскохозяйственном производстве Украины занято 4900000. Чел., Или 24,4% от общей численности, что значительно больше, чем в развитых странах мира, а производительность труда в 5-7 раз ниже. В отраслях сельской социальной инфраструктуры работает 840 тыс. Чел. Массовым явлением в Украине стала работа на приусадебных и садово-огородных участках, в которой принимают участие, по оценкам специалистов, более 80 процентов всех семей [8].
Сегодня уровень финансирования социальной инфраструктуры села в большей степени зависит от местных бюджетов, которые, в свою очередь, зависят от производственной деятельности предприятий, функционирующих на территории соответствующих местных советов.
Кроме того результаты исследований В. Горевого и других ученых определяют:
На сегодняшний день единственным директивным документом, который направлен на развитие сельских территорий является Постановление Кабинета Министров Украины от 29 сентября 2007 №1158 «Об утверждении Государственной целевой программы развития украинского села на период до 2015 гг.» (С изменениями и дополнениями). Указанная Постановление предусматривает меры по развитию сельского зеленого туризма и возрождения подсобных промыслов и ремесел [8, 9].
Уже разграничены понятия «сельский туризм», «зеленый туризм», «агротуризм», «экологический туризм», которые раскрываются в законах Украины «О туризме», «О личном крестьянском хозяйстве», в проекте Закона Украины «Об аграрном туризме и агротуристической деятельности »(2012г.); в проекте Закона Украины «О сельском аграрный туризм» (2010 г..) в проекте Закона «О сельском зеленом туризме» (2012г.); Законе Украины «О сельском аграрный туризм» (2005 г.) [1,2,3,9].
Во всех этих документах:
В научной и популярной литературе часто используют понятие «экологический туризм». В фундаментальных изданиях, раскрывающих его суть, акцентировано, что экологический туризм — важное явление в мировом туризме и гостеприимстве. По прогнозам экспертов UNWTO, в первые десятилетия XXI в. темпы его значительно расти, а доходы от него будут способствовать развитию экономик многих стран, в частности развивающихся.
Сельский зеленый туризм, который стал средством проведения досуга в сельской местности, набирает все большую популярность в рекреационных регионах Украины. По оценкам Союза содействия развитию зеленого туризма в Украине, с более шести миллионов сельских жилых домов каждый десятый может принять отдыхающих. Однако, по данным государственных статистических служб, 2012 было зарегистрировано только 230 физических лиц, которые предоставляли такие услуги. Это почти ничего. Больше «зеленых» усадеб создан в Ивано-Франковской области (158). Во Львовской только 31 в Черновицкой 17. В 13 областях нет ни одной, в частности в юго-восточной части страны и в Киеве. Не более одной-двух обустроены в Винницкой, Волынской и Хмельницкой [6].
Для сравнения: в Польше агротуризмом занимаются около 12 тыс. Хозяйств, во Франции, Англии и Германии — не менее 20 тыс. В каждой стране. В Украине «принимающая сторона» в основном сосредоточена в традиционных туристических регионах: Крыму, Приазовье и Карпатах, где и сконцентрированы около 90% сельских туристических усадеб.
Целесообразность развития сельского туризма в Украине определяется следующими обстоятельствами:
1) значительными природно-рекреационными ресурсами сельской местности;
2) ростом популярности альтернативных видов туризма;
3) значительным жилым фондом на селе;
4) относительной дешевизной сельского зеленого туризма;
5) необходимостью повышения уровня доходов и занятости сельского населения;
6) необходимости в преодолении социального пессимизма и безразличия на селе;
7) потребностью в модернизации инженерной и транспортной инфраструктуры сельских территорий.
Положительное влияние сельского зеленого туризма на решение социально-экономических проблем села имеет комплексный, системный характер, поскольку способствует расширению занятости сельского населения, стимулирует благоустройство сельских поселений и т.д. (см. Рис. 1).
Рис. 1. Направления воздействия сельского зеленого туризма на развитие сельских территорий [5]
Социально-экономическое значение развития сельского зеленого туризма в контексте современных приоритетов развития сельских территорий Украины заключается в том, что он:
Общегосударственная программа социально-экономического развития украинского села на период до 2015 содержит специальный раздел (.№4) «Государственная поддержка развития депрессивных территорий», в котором главной целью поддержки проблемных сел и административных районов определено преодоление депрессивного состояния и обеспечения их приоритетного развития в рамках государственной региональной политики. Согласно приложению к «Общегосударственной программы социально-экономического развития украинского села на период до 2015 гг.», На финансирование мероприятий, связанных с развитием агротуризма и сельского зеленого туризма, в течение 2007-2015 гг. Предполагается привлечь 19400000 грн., из которых доля государственного бюджета должен составлять 23,2%, местных бюджетов — 10,3% (табл. 1).
Таблица 1 — Финансирование выполнения мероприятий, предусмотренных общегосударственной программой социально-экономического развития украинского села на период до 2015 млн. грн.
Мероприятие |
Сроки исполнения, |
Потребность в средствах на финансирование программ |
Истоки финансирования |
||
Бюджет страны |
Местный |
Другие источники |
|||
Раздел 4. Развитие сельских территорий |
|||||
Сприятие развитию агротуризму и сельского зеленого туризма |
2007 |
2,0 |
0,4 |
0,2 |
1,4 |
2008 |
2,1 |
0,6 |
0,3 |
1,2 |
|
2009 |
2,1 |
0,5 |
0,2 |
1,4 |
|
2010 |
2,2 |
0,5 |
0,3 |
1,4 |
|
2011-2015 |
11,0 |
2,5 |
1,0 |
7,5 |
|
2007-2015 |
19,4 |
4,5 |
2,0 |
12,9 |
Согласно приложению к этой программе на финансирование мероприятий, связанных с развитием агротуризма и сельского зеленого туризма, в течение 2007-2015 гг. Предполагается привлечь 19400000 грн., из которых доля государственного бюджета должен составлять 23,2%, местных бюджетов — 10,3%.
В соответствии с требованиями Закона Украины «О стимулировании развития регионов», несколько областных государственных администраций разработали стратегии их социально-экономического развития. Как показывает их анализ, по своей сути они являются экстерриториальными, основные проблемы в них рассматриваются в традиционном отраслевом аспекте. В частности, проблемы развития сельских территорий обычно подаются как рефрен при анализе аграрного сектора.
Наряду с этим начиная с 2008 действовали ряд проектов совместно с Союзом содействия развитию сельского зеленого туризма. Первый из которых «Виа Регия — Украина — культурный путь Совета Европы». Данный проект предусматривал создание сети волонтерской поддержки устойчивого развития украинского села, которая способствовала решению социальных проблем, способствовала интеграции в европейское сообщество, была направлена на защиту окружающей среды, поддержки культурных мероприятий, обновление жилой базы и прочее [12].
Проект «Содействие экономическому развитию и занятости» при поддержке Немецкого общества международного сотрудничества (GIZ) действовал с 2012 по 2013 Цель реализации проекта: региональное экономическое развитие и решение проблем занятости в сельской местности путем поддержки новых подходов в рамках использования инструментов регионального развития (развитие сектора туризма как приоритета регионального экономического развития и развития сельских территорий). Данный проект действовал с сентября 2012 гг. До мая 2014 и позволил разработать Программу «Сельское поселение Украины» на основе систем качества «Зеленая усадьба» и «Украинская гостеприимная усадьба», начала Института инспекторов-советников, расширение круга заинтересованных сторон, содействие созданию качественно нового рынка услуг сельского туризма, привлекательного для сельского населения, понятного и безопасного для внутреннего и зарубежного потребителя [12].
Сельский зеленый туризм с каждым годом приобретает все большую популярность как в мире, так и в нашей стране. Он позволяет, с одной стороны, активизировать малообеспеченные слои населения, которые могут рассчитывать на относительно дешевый отдых, а с другой — способствовать развитию крестьянских хозяйств, которые предоставляют услуги сельского зеленого туризма. В условиях мирового экономического кризиса, который до сих пор имеет место в развивающихся странах, а также растущей политической нестабильности сельского зеленого туризма может получить новый толчок для дальнейшего развития на внутренних туристических рынках. В таком случае все новые потребительские сегменты граждан нашей страны будут ориентироваться в своих туристических потребностях и выбирать для активного отдыха живописные и богатые местными агрорекреацийного ресурсами Украинские Карпаты, Волынское Полесье и Подолье, Приднепровье и Слобожанщине, а не дорогие зарубежные объекты на разрекламированных международных маршрутах.
Библиографический список