Главная страница » Публикации » 2016 » №1 (61) » Организация инновационного формирования рекреационных кластеров для повышения коммерциализации

Организация инновационного формирования рекреационных кластеров для повышения коммерциализации

Organization of innovative formation of recreation clusters for the commercial increase

Организация инновационного формирования рекреационных кластеров для повышения коммерциализации

Авторы

Чабанюк Олег Васильевич
кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и управления, зав. кафедрой  туризма и гостеприимства, зам. директора по научно-методической работе
Россия, Российская международной академия туризма, Воскресенский института туризма (филиал)
Chabanuk_oleg@mail.ru

Аннотация

В статье рассмотрены проблемы, сложившиеся в рекреационных кластерах России и обоснована необходимость изменения подхода к маркетингу рекреационного предпринимательства в связи с ограниченным отечественным практическим опытом в этом направлении. На конкретном примере подступающих территорий Крыма и города Севастополя и базируясь на накопленном отечественном опыте и мировой практике предложен организационно-экономический механизм формирования инновационных рекреационных кластеров с целью их эффективного функционирования и повышения коммерциализации сферы туризма.

Ключевые слова

благосостояние; кластер; малое предпринимательство; маркетинг; местное население; рекреант; рекреация; рекреационный комплекс; рекреационный центр; территория.

Рекомендуемая ссылка

Чабанюк Олег Васильевич. Организация инновационного формирования рекреационных кластеров для повышения коммерциализации // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №1 (61). Номер статьи: 6106. Дата публикации: 06.01.2016. Режим доступа: https://sovman.ru/article/6106/

Authors

Chabanjuk Oleg Vasil'evich
PhD, Associate Professor, Professor of the Department of Economics and Management, Head. the Department of Tourism and Hospitality, deputy. Director of scientific and methodical work
Russia, the Russian International Academy of Tourism, Resurrection Tourism Institute (branch)
Chabanuk_oleg@mail.ru

Abstract

This article considers existing problems in Russian recreation clusters. The necessity to change the approach to marketing of recreation business is proved in view of the limited domestic practical experience in this field. The author proposes an economic-organizing mechanism of formation with the aim of the efficient functioning of the innovative recreation clusters and for the commercialization increase in tourism. Particular examples are the Crimea and Sevastopol.

Keywords

prosperity; cluster; small business; marketing; the local population; recreant; recreation; recreation complex; recreation center; territory.

Suggested citation

Chabanjuk Oleg Vasil'evich. Organization of innovative formation of recreation clusters for the commercial increase // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №1 (61). Art. #  6106. Date issued: 06.01.2016. Available at: https://sovman.ru/article/6106/


Особенности  развития экономики  Республики Крым проявляются в формировании межотраслевых комплексов, среди которых курортная сфера выделяется в самостоятельную хозяйственную систему, которая объединяет лечебные,  реабилитационные, оздоровительные курортные предприятия, а также курортные гостиницы. Главной особенностью функционирования предприятий курортной сферы Республики Крым является высокая привлекательность полуострова для отдыха и оздоровления.

Основой развития курортной сферы Республик Крым являются природные рекреационные ресурсы, которые характеризуются крайне низким уровнем использования, о чем свидетельствуют следующие  данные:

  • объем использования грязевых ресурсов не превышает 15 – 17 тыс. т. (1,9% от фактических запасов);
  • ежегодное использование минеральных вод в Республике Крым составляет 2.2млн. куб. (5,6% от фактических запасов);
  • концентрированных рассолов соленых озер – 6,4 млн. м3. (22,2% от фактических запасов).

Государство и объединения туристских организаций (союзы, ассоциации) принимают меры, направленные на повышение эффективности развития российского туризма. В настоящее время в России реализуются следующие программы и стратегии развития туризма:

  1. Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и выездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». Утверждена Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2011 г. №644.
  2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы». Утверждена Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. №317.
  3. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 31 мая 2014 г. №941-р.

Все вышеперечисленные нормативные документы направлены на обеспечение эффективного решения проблем динамичного и устойчивого развития туризма. Основными задачами, решаемыми в ходе реализации данных программ, названы: совершенствование нормативного правового регулирования в сфере туризма; развитие и совершенствование туристской инфраструктуры, в том числе сопутствующей (прежде всего, транспорт, общественное питание, индустрия развлечений); создание новых приоритетных туристских центров; рекламно-информационное имиджевое продвижение России как страны, благоприятной для туризма, на мировом и внутренним туристских рынках; повышение качества туристских и сопутствующих услуг; совершенствование визовой политики [1, 2, 3].

Взаимная зависимость предприятий в туризме означает необходимость для предприятий туризма, расположенных в одном месте, взаимодействовать с целью предоставления потребителю более полный продукт и опыт общения с регионом. Гибкие границы предприятий туризма подразумевают уменьшение и увеличение их размеров в зависимости от ситуации на рынке. Эта характеристика подходит к описанию туристических кластеров, подверженных сезонным колебаниям. Сотрудничество конкурентов в рамках кластеров – одна из самых определяющих характеристик. В рамках одного туристического направления или кластера все предприятия участники должны уделять существенное внимание продвижению общего дела и города больше, чем собственному продвижению. Каждое конкретное предприятие может надеяться привлечь туриста только в том случае, если его может привлечь туристическое направление. Вера в длительное сотрудничество и взаимное доверие развиваются на основе постоянного взаимодействия предприятий кластера. Эта характеристика повышает устойчивость всего кластера к кризисам и повышает эффективность его деятельности. Однако, для эффективной взаимосвязи предприятий в кластере необходим мониторинг их деятельности и результативности.

Сложившаяся в рекреационных кластерах проблемная ситуация существенного отставания развития малого предпринимательства в районах, имеющих рекреационные ресурсы с низкой занятостью там местного населения порождена ограниченностью задач маркетинга преимущественно действующими предприятиями, что существенно сдерживало вовлечение имеющихся на многих территориях рекреационных ресурсов в открытие новых предприятий туризма.

В этой связи возникает необходимость изменения подхода к маркетингу рекреационного предпринимательства и в связи с этим повышения коммерциализации в сфере туризма, распространению его влияния на потребности местного населения в организации открытия новых предприятий и организационных форм производства, увеличивающих их число и позволяющих создавать новые рабочие места и на этой основе – повышать благосостояние местного населения. Отечественный опыт в этом направлении весьма ограничен в практической деятельности. Поэтому целесообразно максимально поднимать вопросы развития и обновления маркетинга применительно к рекреационным процессам и кластерным формам их организации на примере практического опыта опубликованного зарубежными авторами.

Актуализация маркетинга путём расширения его за пределы действующих предприятий и охвата им процесса создания совокупности будущих предприятий туризма и рабочих мест, в которых нуждается местное население, формирует понятие опережающего маркетинга, который будет способствовать гармоничному развитию территорий и их населения. Всё это требует детального исследования, привлечения новых методов расчёта показателей, новых форм вовлечения населения в рекреационное предпринимательство.

Анализ уровня использования территориальных и человеческих ресурсов в рекреационных кластерах показал наличие значительных резервов для развития экономики города, прежде всего, на территории, имеющей береговую линию Чёрного моря. При этом в отличие от горного рельефа хорошо освоенной рекреантами территориями рекреационных кластеров, неосвоенные прибрежные территории расположены в основном на равнинной степной его части. Соответственно требования к средствам размещения рекреантов на пустующих прибрежных равнинных территориях и возможности по вариантам их компоновки могут существенной отличаться от уже имеющихся в Крыму.

С учётом реального рельефа местности пустующих территорий в Крыму, их можно классифицировать по следующим характеристикам береговой линии: длина прямой (степень крутизны, пологость, обрывистость); отличия грунта береговой линии (песок, глина, камень, болото, солончаки, заросли камыша, кустарники);  площадь свободной прилегающей территории.

В соответствии с классификацией осваиваемых рекреационных территорий может формироваться и состав специализированных средств размещения: молодёжные центры активного отдыха и развлечений на воде; детские оздоровительные и развлекательные центры на мелких водоёмах с солёной водой (озёра, заливы до 1 – 1,5 м глубиной); молодёжные тренинговые и соревновательные центры водных видов спорта; специализированные центры отдыха по видам занятости и увлечениям рекреантов (охотничий, рыболовный, дегустационный, конгрессный, выставочный, ярмарочный и т.д.); социальные рекреационные центры (для одиноких пенсионеров, инвалидов и др.); романтические и климатические центры с проживанием в корпусах, расположенных над солёной водой заливов или озёр и имеющих силуэты древних кораблей; центры семейного отдыха (с детьми и без детей); центры проведения многодневных коллективных празднеств и мероприятий (свадьбы, юбилеи, корпоративные события и т.п.).

Решение проблемы создания типовых проектов различных средств размещения рекреантов позволяет решить несколько организационно-экономических задач одновременно. Во-первых свести к минимуму затраты времени и финансовых средств на проектирование рекреационных корпусов для проживания, питания и бытового обслуживания отдыхающих туристов. Во-вторых, минимизировать состав конструкционных материалов и конструктивных элементов формирования зданий и сооружений. В-третьих, упростить процессы поставки строительных материалов и комплектующих изделий на основе типизации их состава, уменьшения числа поставщиков. В-четвёртых, трансформировать сложные технологии строительства рекреационных объектов в более простые технологии их монтажа. В-пятых, создать из числа местного населения малые предприятия, специализированные на формировании отдельных элементов или блоков рекреационных модулей (каркас здания, внутренние и наружные стены, пол, потолки и крыша, окна и двери, электрообеспечение, теплоснабжение, водоснабжение, канализация и очистка воды). В-шестых, создать условия для моделирования на проектной стадии вариантов компоновки типовых модулей в рекреационные формы средств размещения, в том числе турбаз, максимально адаптированных к особенностям осваиваемых территорий (рис. 1).

Базируясь на накопленном опыте и мировой практике организации создания современных рекреационных комплексов, а также, учитывая поставленные цели социального значения для местного населения, можно сформулировать пакет ограничений и требований к создаваемым типовым модулям рекреационных средств размещения, в том числе предприятий туризма, проектируемых для условий пустующих территорий, имеющих береговую линию морских заливов, озёр и рек.

Первое ограничение. Каждый модуль при его возведении в готовом виде должен максимально сохранять открытое пространство на занимаемой рекреационной территории и позволять, на расстоянии видеть окружающий ландшафт.

Это ограничение может быть реализовано в виде модуля на опорах, где его ожидали или служебная часть начинается на высоте 2,5 – 3 м от уровня земли, а общая высота не превышает 6м.

Такая конструкция облегчает процессы возведения модулей на любой конфигурации реального рельефа местности, где сглаживается и учитывается наличие оврагов, пригорков, склонов и т.п. Модуль может иметь размеры в плане 10 х 12 м, имея по краям по 1 м балконных переходов с вариантами бокового или поперечного входа, 2 м в центре на санузлы и душевые кабины, и 4 помещения 4 х 5 м (20 м2), либо 8 помещений 4 х 2,5 м. В последнем случае обеспечивается принятый в мире стандарт гостиничного номера площадью 10 м2. В зависимости от обоснования состава клиентов, в таком модуле могут быть сформированы любые варианты гостиничных номеров. Кроме того, такие модули могут быть предусмотрены и для служебных помещений, и для блоков питания соответствующей корректировкой по числу перегородок, санузлов и дверей. В зависимости от выбранного места для строительства рекреационного комплекса, состояния почвы и близости грунтовых вод, материалами для опор и каркаса модулей могут быть дерево, металл и железобетон.

Системообразующие характеристики и организационные формы создания рекреационных комплексов в составе кластеров

Рис. 1. Системообразующие характеристики и организационные формы создания рекреационных комплексов в составе кластеров

Модули таких же размеров целесообразно использовать и для всех пищеблоков – кухни, ресторанов столовых, кафе и баров.

Второе ограничение. Достаточность осваиваемых площадей для организации отдыха и развлечений рекреантов при каждом рекреационном центре. Анализ опыта функционирования рекреационных центров свидетельствует об активности основной части отдыхающих с утра до позднего вечера: пробежки, зарядка, плавание и купания, массовые и индивидуальные игры спортивного и интеллектуального характера, водные велосипеды, шлюпки, байдарки, каноэ, виндсерфинг, концерты, конкурсы, дискотеки. Количество спортивных площадок зависит от числа мест размещения рекреантов. К примеру, если предполагается создать молодёжный центр активного отдыха и развлечений на воде в городе диаметром 1 км, то при расположении 5 – 7 корпусов полукругом и диаметром 200 м, от каждого торца до береговой линии должно оставаться около 400 м. На этой площади могут размещаться 1 футбольное поле с трибунами, 2 -3 баскетбольные и 3 – 4 волейбольные площадки, 1- 2 теннисных корта, 1 – 2 площадки для мини-гольфа. Для большего разнообразия видов спорта и отдыха могут быть созданы также стадионы для хоккея на траве, бейсбола, кроссовые стадионы для велосипедов, мотоциклов, квадрациклов и ставшие популярными аттракционы с разнообразными препятствиями, в т.ч. водные.

Приведённая для примера веерообразная компоновка, напоминающая ромашку, может состоять из четырёх – восьми корпусов – лепестков. В каждом корпусе могут размещаться 4 – 5 жилых модулей, по одному модулю для компьютерных, видео и телевизионных мероприятий, комнаты для репетиций участников самодеятельности и конкурсов. Один корпус из 5  — 6 модулей предназначен для организации питания в ресторанах, кафе, столовых, барах. Администрация и служебные помещения могут располагаться в отдельном корпусе.

Поскольку в одном модуле с двойными стандартными номерами по 10 м2 могут одновременно проживать до 16 человек, то в корпусе из 5 жилых модулей могут разместиться до 80 человек, в пяти жилых корпусах – 400, в шести – 480 чел. Меньшие по размерам свободные территории могут иметь, соответственно, меньшие размеры корпусов, состоящих из 4 модулей. Постройка диаметром в 150 м и 8 «лепестков» — корпусов позволит разместить до 336 чел. Расположенные в торцах зданий репетиционные модули выходят на центральную площадку, предназначенную для дневных (конкурсы, соревнования, сборы и т.п.) и вечерних (концерты, дискотеки, костры, фейерверки и др.) мероприятий. Репетиционные модули соединены общим балконом, позволяющим свободно перемещаться между корпусами и использовать его в качестве трибуны.

Учитывая главную особенность рекреационных центров – возможность отдыха и развлечений у воды и на воде, комплекс корпусов должен быть максимально приближен к береговой полосе с учётом берегового рельефа. Компоновка размещения пляжей, бассейнов, причалов для плавательных средств должна также учитывать особенности рельефа местности и глубин водоёмов.

Третье ограничение. Сохранение и регенерация окружающей среды от последствий жизнедеятельности рекреантов. Уборка и утилизация отходов должна осуществляться непрерывно в течение всего периода функционирования объекта с применением современных технологий при выполнении главного условия – не мешать отдыху рекреантов и благоприятно воздействовать на природу. Сюда же могут входить технологии озеленения и окультуривания территорий.

Четвертое ограничение. Основные сооружения рекреационных комплексов и их инфраструктуры должны принадлежать местному населению, обеспечивать занятость и их развитие до мировых стандартов при всем многообразии видов их экономической деятельности, связанных с проживанием, отдыхом и развлечением рекреантов.

Пятое ограничение. Отсутствие действенного организационно-экономического механизма. Речь идет об освоении и рациональном использовании больших площадей пустующих территорий в Севастополе и обеспечении достойной занятости местного населения, способствующей росту его благосостояния до уровня мировых стандартов. Существующие структуры управления в Севастополе не смогли решить эту задачу ни в прошлом столетии, ни в новом XXI веке. Население не готово решать самостоятельно такие масштабные задачи. Возможно, создание специализированной негосударственной организации нового типа позволит справиться с решением этой сложнейшей задачи.

По логике в этой организации должны быть представлены ряд взаимосвязанных звеньев, нацеленных на достижение конечного результата-повышение уровня благосостояния местного населения на основе его вовлечения в малое инновационное предпринимательство рекреационной направленности и развития коммерциализации для существующих предприятий туризма. Главным звеном здесь должен быть инновационный научно-практический и образовательный координирующий центр развития рекреационного потенциала Севастополя. Именно здесь осуществляется создание отсутствующего организационно-экономического механизма обеспечения эффективного использования рекреационных ресурсов для повышения роли малого предпринимательства в туризме за счет повышения роли коммерциализации для получения прибыли, необходимой для наполнения бюджета города.

Здесь возникает естественный вопрос: почему органы местного самоуправления не выполняют такие функции. Выполняемая ими большая работа по созданию условий развития малого предпринимательства по замыслу подчинена цели вовлечения местного населения в предпринимательскую деятельность. Очевидно, в ответе на эти вопросы может быть много вариантов и аспектов, но ключевой из них – отсутствие реальной экономической заинтересованности руководителей этих звеньев управления и осуществлении процессов реального развития результативного малого предпринимательства, в обеспечении местного населения стабильной занятостью и в достижении высокого уровня его благосостояния, путем повышения уровня коммерциализации на местных предприятиях туризма. Поэтому координационный центр должен быть органической экономической составляющей упомянутого организационного экономического механизма и не обозначать деятельность как существующие упомянутые звенья руководства, а реально обеспечивать своей деятельностью достижение всех максимально возможных результатов социально-экономического развития участников малого предпринимательства на реальных территориях Севастополя и их сельских Советов. Естественно, что существование такого Центра может быть обеспеченно тоже только на материальной заинтересованности содержания всех его участников в зависимости от конечных результатов развития всех малых предприятий туризма, результативно взаимодействующих на основе выполняемой Центром координации.

Одним из главных звеньев отмеченного механизма может послужить создание общественной ассоциации инновационных рекреационных комплексов и кластеров, обеспечивающих их функционирование (рис. 2), где упомянутый координационный центр будет обеспечивать согласование стратегических, текущих и оперативных целей развития малого предпринимательства на пустующих территориях Крыма, охватывая и проблемы инвестирования этих процессов.

В какой-то степени эту самостоятельность можно отождествлять с самостоятельностью игроков футбольной команды: чем больше взаимодействие игроков на поле друг с другом, тем выше результат. В предпринимательстве же на уровне Закона предложены ошибочные посылы, разрушающие возможность получения большего конечного для экономики Севастополя результата на основе взаимодействия регионального или межрегионального значения с рабочим названием «Ассоциация малых предприятий «Инновационная рекреация».

Особенностью такого образования является физическое отсутствие на начальный момент реальных малых предприятий. Именно поэтому отсутствует освоение пустующих рекреационных территорий в Севастополе. Власть на местах не может руководить несуществующими предприятиями.

Укрупненная графическая модель взаимодействия малых предприятий, обеспечивающих развитие неосвоенных рекреационных территорий Севастополя

Рис. 2. Укрупненная графическая модель взаимодействия малых предприятий, обеспечивающих развитие неосвоенных рекреационных территорий Севастополя.

Местное население не подготовлено для самостоятельного инициирования и осуществления достаточно масштабных проектов обеспечения своей результативной деятельности, да еще и во взаимодействии с большим числом весьма неоднородных по видам деятельности предпринимателей. Реально всю подготовительную работу по организации предложенной Ассоциации и формированию Программы создания всех входящих в нее малых предприятий, их сетей и кластеров может выполнить инициативное научное подразделение через совокупность научно-исследовательских работ, финансируемых из различных источников, и имеющих взаимосвязанные цели экономического, социального и политического значения как для Севастополя, так и для других регионов.

Предложенная структура негосударственной организации в виде Ассоциации малых предприятий, ориентированных на освоение и развитие рекреационных территорий Крыма, может охватывать десятки предприятий как непосредственно из состава рекреационных комплексов, так и из обслуживающей инфраструктуры. Особенностью взаимодействия всех этих предприятий является реальное соприкосновение рекреантов только с предприятиями, связанными с размещением – проживанием, питанием,  отдыхом, развлечениями, транспортным обслуживанием. Остальные малые предприятия опосредованно обеспечивают комфортный отдых рекреантов. Особенность координационного центра состоит в согласовании работы всех малых предприятий, их сетей и кластеров в направлении получения наибольшего общего конечного результата социально-экономической деятельности предприятий ассоциации. В состав Центра входит специальное подразделение информационно-коммуникационных технологий, в котором ежедневно анализируется загруженность гостиничных номеров, выявляются тенденции ее изменения и моделируются процессы обеспечения рекреационных комплексов всем необходимым. Исходя из мировой практики в координационном центре выполняются расчеты по потреблению одним рекреантом всех видов услуг в рекреационных комплексах различных размеров и направленности, по оценке потребностей и объемов услуг для ее обслуживания, а также примерного числа малых предприятий, выполняющих для этого работы.

Главным условием формирования такой ассоциации и создания составляющих в малых предприятиях является концептуальное построение организационно-экономического механизма, обеспечивающего партнерское взаимодействие всех предприятий и экономически обоснованное исчисление вклада каждого из них в общие конечные результаты.

В соответствии с поставленной задачей максимального использования передового зарубежного опыта в применении маркетинга в процессах формирования и эффективного функционирования рекреационных кластеров в России, и именно в Севастополе для повышения коммерциализации туристских организаций, полнота предложенной в проекте структурной модели формирования содержания маркетинга кластеров вполне достаточна.

Полнота решения задачи формирования механизма выявления системообразующей роли отдельных видов экономической деятельности в развитии малого предпринимательства на предприятиях туризма в рекреационных кластерах обеспечена большими объемами реальной информации о них.

Читайте также






Библиографический список

  1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/rusruspdf (дата обращения 21.03.2012).
  2. Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и выездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». Утверждена Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2011 г. №644.
  3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы». Утверждена Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. №317.
  4. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 31 мая 2014 г. №941-р.

References

  1. The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period till 2020 [Koncepcija dolgosrochnogo social’no-jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda]. URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/rusrus006.pdf (accessed 21.03.2012).
  2. The concept of the Federal target program Development of domestic and outbound tourism in the Russian Federation (2011-2018) [Koncepcija federal’noj celevoj programmy Razvitie vnutrennego i vyezdnogo turizma v Rossijskoj Federacii (2011-2018 gody)]. Approved by RF Government Decree of August 2, 2011 №644.
  3. State program of the Russian Federation Development of culture and tourism for 2013-2020 [Gosudarstvennaja programma Rossijskoj Federacii Razvitie kul’tury i turizma» na 2013-2020 gody]. Approved by RF Government Decree dated 15 April 2014, №317.
  4. Strategy of tourism development in the Russian Federation for the period up to 2020 [Strategija razvitija turizma v Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda]. Approved by the Decree of the RF Government of 31 may 2014 No. 941-R.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх