Санаторно-курортные организации России: статус и особенности хозяйственной деятельности в современных условиях

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
Авторы


Старший преподаватель кафедры сервиса, туризма и индустрии гостеприимства
Россия, Тюменский государственный университет
mm.72@mail.ru

Аннотация

В статье рассматриваются особенности развития российского рынка санаторно-оздоровительных услуг. Показаны особенности функционирования санаторно-курортных организаций, связанные с неопределенностью их статуса. Предложены направления развития санаторно-курортных организаций.

Ключевые слова

санаторно-курортные организации, санаторно-курортная деятельность, рынок санаторно-оздоровительных услуг, внутренний туризм, выездной туризм.

Print Friendly, PDF & Email

Читайте также

Статья также доступна (this article also available):

Рекомендуемая ссылка

Илий Михаил Михайлович
Санаторно-курортные организации России: статус и особенности хозяйственной деятельности в современных условиях// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №11 (71). Номер статьи: 7103. Дата публикации: . Режим доступа: https://sovman.ru/article/7103/

Введение

Федеральным законом № 323-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации (ст.12) [6] определен приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.

Профилактика, согласно упомянутому закону, охватывает преимущественно мероприятия по формированию здорового образа жизни и ранней диагностики. Пунктом 5 ст.12. предусмотрено осуществления мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности. Базовой формой сохранения здоровья является реабилитация в санаторно-курортных организациях.

Санаторно-курортное лечение и реабилитация направлены на: активацию защитно-приспособительных реакций организма в целях профилактики заболеваний и оздоровления; восстановление и компенсацию функций организма, нарушенных вследствие травм, операций и хронических заболеваний, уменьшение количества обострений, удлинение периода ремиссии, замедление развития заболеваний и предупреждение инвалидности в качестве одного из этапов медицинской реабилитации.

Важность существования санаторно-курортных организаций определена законодательно. Спрос на услуги оздоровления и реабилитации стабилен, его колебания зависят преимущественно от платежеспособного спроса и не связаны с сокращением потребности в услугах в целом.

 

Состояние российского рынка санаторно-оздоровительных услуг

В таблице 1 приведена динамика численности размещений с целью лечения и оздоровления. Единица измерения- человек, что при оценке данного рынка исключает инфляционный рост.

 

Таблица 1 — Численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения с целью лечения и оздоровления, тыс. чел.

№ п.п.Наименование показателяГодТемп роста 2015/ 2010
201020112012201320142015
1.Численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения4572459246304505483150021.09
2.Численность лиц, размещенных в гостиницах1261691571741612181,73
3.Численность лиц, размещенных в специализированных средствах размещения4446442344734331467147851,08
Всего91449184926090109663100051,09

Составлено автором на основе [1]

 

Динамика показателей свидетельствует, с одной стороны, о росте спроса на услуги лечения и оздоровления в целом, с другой, о переориентации потребителей на более дешевые средства размещения – гостиницы.

Рост спроса наблюдается и при анализе динамики лечившихся и отдыхавших в санаторно-курортных, который представлен на рисунке 1.

 

Численность лечившихся и отдыхавших в санаторно-курортных организациях 2000-2015 гг.

Рисунок 1. Численность лечившихся и отдыхавших в санаторно-курортных организациях 2000-2015 гг. [3]

 

Несмотря на снижение спроса в 2015 году, которое можно объяснить кризисом в экономике, спрос на данном рынке стабилен и составляет в среднем 6100-6300 тыс. человек в год.

Стабильность спроса подтверждается и динамикой оказания платных услуг населению санаторно-курортными организациями, представленной на рисунке 2.

Высокий спрос не обеспечивает выживаемость всех организаций данной сферы.

 

7103_02

Рисунок 2. Объем санаторно-оздоровительных платных услуг населению [составлено на основе 10]

 

За десять последних лет произошли серьезные структурные изменения, связанные с уходом с рынка слабых организаций и укрупнением наиболее конкурентоспособных. На таблице 2 представлена динамика структурных изменений рынка санаторно-курортных услуг.

 

Таблица 2 — Численность санаторно-курортных организаций

№ п.п.Наименование показателяГодТемп роста 2000/ 2015
20002005201020112012201320142015
1.Численность санаторно-курортных организаций, ед. всего240921731945195919051840190518780,8
2.В них мест (коек), тыс.3954324234254204074434471,13

Составлено автором на основе [1]

 

Динамика изменения численности санаторно-курортных организаций

Рисунок 3.  Динамика изменения численности санаторно-курортных организаций

 

Анализ представленных данных убедительно доказывает, что при сокращении численности санаторно- курортных организаций в натуральном выражении на 20% произошло их укрупнение и по факту возможность принять на санаторно-курортное лечение наоборот увеличилась на 13%.  Вышеизложенное позволяет судить о структурных изменениях на рынке. Более глубокий анализ сущности изменений показывает, что рынок услуг по оздоровлению и реабилитации находиться в условиях жёсткой конкуренции с рынком туристических услуг.

 

Статус, особенности хозяйственной деятельности отечественных санаторно-курортные организаций

Санаторно-курортные организации страны в настоящее время оказались в сложной двойственной ситуации, связанной с неопределенностью их статуса. С одной стороны, это организации, оказывающие медицинские услуги, которые лицензируются, с другой стороны, их деятельность оценивается в соответствии со статистической категорией «розничная торговля, услуги населению, туризм», непосредственно в разделе «туризм» [5].

Лицензирование деятельности санаторно-курортных организаций предусмотрено законом N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [6]. В соответчики с п.11 ст. 2 упомянутого Закона, медицинская организация – это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Номенклатура медицинских организаций определена приказом Минздрава РФ №529н «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций» [9], согласно п.1.19 к санаторно-курортным организациям относятся: бальнеологическая лечебница; грязелечебница; курортная поликлиника; санаторий; санатории для детей, в том числе для детей с родителями; санаторий-профилакторий; санаторный оздоровительный лагерь круглогодичного действия.

Ст.40 п.3, 4 N 323-ФЗ установлено, что санаторно-курортное лечение включает в себя медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями (санаторно-курортными организациями) в профилактических, лечебных и реабилитационных целях.

Статус медицинской организации для санаторно-курортных организаций обязывает их в соответчики со ст.79 ФЗ-№ 323 вести определенную подготовку и переподготовку сотрудников, организовывать учет и ведение медицинской документации и прочие дополнительные виды деятельности, что в целом приводит к высокой себестоимости оказываемых услуг.

Нормативно- правовыми актами определена целевая функция санаторно-курортных организаций как организаций медицинских, однако согласно статистике, к обследуемым видам экономической деятельности по туризму относится: деятельность гостиниц и прочих мест проживания; туристская деятельность; экскурсионная деятельность; деятельность санаторно-курортных учреждений; деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта [1].

При этом никакая особенность санаторно-курортной деятельности не указана, оценка идет по общим параметрам: ночёвки, организация питания и т.п. [1]. Таким образом, наблюдается выпадение целевой функции санаторно –курортных организаций. Целевая функция, определённая Ст.40 п.3, 4 ФЗ-№ 323 [6] не определяется статистически и не оценивается.

Создана ситуация, когда узко профильные санатории (например, противотуберкулезные) функционируют как медицинские организации с проблемами, характерными в целом для организаций отрасли. Деятельность данных медицинских организаций также не оценивается статистически, поэтому эффективность функционирования определить не представляется возможным.

Санатории же с широким профилем, ориентированные на лечение и реабилитацию населения в целом, оказались в ситуации конкуренции с организациями туристической сферы.

С одной стороны, они вынуждены нести затраты, свойственные медицинским организациям (штат врачей, амортизация оборудования, лицензирование и прочие требования), с другой стороны, ориентирующийся на цену потребитель рассматривает их в одном ряду с прочими организациями, предлагающими туристические услуги.

В организационной структуре Министерства здравоохранения РФ существует Департамент организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела [7], однако в материалах этого департамента за 2016 год представлен только один документ, связанный с деятельностью санаторно-курортных организаций, а именно: «Ежегодный план мероприятий по представлению санаторно-курортного потенциала Кавказских Минеральных Вод в российских и международных туристических выставках на 2016 год» [8], что демонстрирует незаинтересованность в развитии санаторно-курортных организаций страны в целом.

 

Государственная поддержка гражданам, пользующимся услугами отечественных санаторно-курортных организаций

Оплата санаторно-курортного лечения предоставляется только отдельным категория граждан в виде социальной помощи, что также доказывает отношение государства к реабилитации и оздоровлению как не к медицинской деятельности, а только к социальной помощи.

В таблице 3 показан анализ динамики государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения.

 

Таблица 3 — Поступлении и расходование средств фонда социального страхования Российской Федерации

Наименование показателя20082009201020112012201320142015
Поступление средств, млн. руб.360476440046463777558595630784603499569825541282
Расходование средств, млн. руб. из низ всего на:379385448501491199497569531226566225546185612141
оказание государственной социальной
помощи в части оплаты санаторно-курортного лечения, млн. руб.
77018216502839859560291344324148
Доля оплаты санаторно-курортных услуг в общих расходах фонда, %21,810,81,70,50,80,7
Затрат фонда на одного человека, проходившего лечение и оздоровление, руб. на чел.н.д.н.д.5504341032323459415

Составлено автором на основе [1, 4]

 

Статистический анализ свидетельствует об угрожающе низком уровне оплаты услуг оздоровления и реабилитации, доля которых составляет около 1% общих расходов фонда социального страхования, при этом наблюдается снижение этого показателя. В 2016 году затраты фонда на одного проходившего лечение и оздоровление составили 415 рублей, что по сути говорит о полном переходе данной сферы на рыночные условия.

Особенности оздоровления и лечения нуждающихся категорий требуют дополнительного изучения, но даже поверхностный анализ показывает катастрофический уровень развития данной сферы.

Вопрос же внутреннего туризма актуален как в силу увеличения доходов государства от этой сферы, так и исходя из доступности внутренних услуг для широкого круга потребителей, прежде всего малоимущих и родителей с детьми.

 

Роль выездного туризма в развитии отечественных санаторно-курортных организаций

Представляет научный и эмпирический интерес анализ выездного туризма. Так, в 2015 году за рубеж, в страны, предпочтительные для пляжного отдыха и лечения (Турция, Египет, Кипр, Испания, Тайланд, Италия, Израиль) выехало 10102 тыс. чел. [2].  При этом общая численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, с целью лечения и оздоровления в России за этот же период (таблица 1) составила 10005 тыс. чел. То есть при правильной организации рынка рост может составить 100% за счет имеющейся потребности.

Неправильно считать, что искусственное ограничение выездного туризма автоматически приведет к увеличению внутреннего. Качество услуг часто значительно отличается, однако при улучшении стандартов оказания услуг организациями России переориентация вполне возможна, а в условиях транспортной доступности наиболее вероятна.

В отношении санаторно-курортных организаций ситуация сложнее, поскольку уровень затрат не позволит им выигрывать ценовую конкуренцию, изменение же целевой функции в целях выживания угрожает существованию отрасли в целом.

 

Заключение

На проблему можно смотреть с двух плоскостей: 1) государственной: развитие санаторно-курортных услуг как поиск путей оздоровления и профилактики заболеваний населения, и, как следствие, повышение качества жизни. Качество жизни способствует повышению имиджа страны в целом, позволяет привлекать инвестиции, лучшую рабочую силу, что в совокупности способствует росту экономики.

2)  рыночной, предоставив регулирование услуг в области оздоровления и реабилитации рынку. При выборе этого направления необходима приватизация санаториев и снятие ограничений, присущих медицинским организациям, для того, чтобы сделать их полноценными участниками туристического рынка. При реализации второго сценария наиболее вероятный результат перепрофилирование санаторно-курортных организаций (мега СПА центры, отели и пр.), продажа или создание на их базе более рыночно состоятельных предприятий. Наиболее интересный – это создание санаторно-курортных центров для медицинского туризма. В основе такого центра может быть крупный санаторий с эталонным качеством услуг. Все организации центра работают по общим стандартам. Анализ рынка, обучение, сертификация, лицензирование централизованы. В этом варианте требуются долгосрочные инвестиции в медицинское оборудование и покупку специалистов, а также в брэндинг центра.


Библиографический список

  1. Федеральная служба государственной статистики. Раздел туризм. http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/dbinet.cgi?pl=9400107 (дата обращения 16.10.2016 г.).
  2. Федеральная служба государственной статистики. Выездной туризм. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/torg/tur/tab-tur1-2.htm (дата обращения 06.10.2016 г.).
  3. Федеральная служба государственной статистики. Численность лечившихся и отдыхавших в санаторно-курортных организациях. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/retail/# (дата обращения 06.10.2016 г.).
  4. Федеральная служба государственной статистики. Поступление и расходование средств Фонда Социального Страхования Российской федерации. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/# (дата обращения 06.10.2016 г.).
  5. Статические данные по системе здравоохранения. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/healthcare/# (дата обращения 02.10.2016 г.).
  6. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/a5ae8d85e8c73bf39949a4b6e9708369fd6c0671 (дата обращения 15.10.2016 г.).
  7. Министерство здравоохранения РФ (департамент организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела).  https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/4 (дата обращения 01.10.2016 г.).
  8. Ежегодный план мероприятий по представлению санаторно-курортного потенциала Кавказских Минеральных Вод в российских и международных туристических выставках на 2016 год. https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/4/stranitsa-857/ezhegodnyy-plan-meropriyatiy-po-predstavleniyu-sanatorno-kurortnogo-potentsiala-kavkazskih-mineralnyh-vod-v-rossiyskih-i-mezhdunarodnyh-turisticheskih-vystavkah-na-2016-god-punkt-2-plana-meropriyatiy (дата обращения 01.10.2016 г.).
  9. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 6 августа 2013 г. N 529н г. Москва «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций», Российская газета, 7 октября 2013, № 6200 (224)
  10. Объем платных услуг населению в сфере туризма. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/retail/# (дата обращения 01.10.2016 г.).