Авторы
Илий Михаил Михайлович
Старший преподаватель кафедры сервиса, туризма и индустрии гостеприимства
Россия, Тюменский государственный университет
mm.72@mail.ru
Аннотация
В статье рассматриваются особенности развития российского рынка санаторно-оздоровительных услуг. Показаны особенности функционирования санаторно-курортных организаций, связанные с неопределенностью их статуса. Предложены направления развития санаторно-курортных организаций.
Ключевые слова
санаторно-курортные организации, санаторно-курортная деятельность, рынок санаторно-оздоровительных услуг, внутренний туризм, выездной туризм.
Категории статьи:
Читайте также
Статья также доступна (this article also available):
Рекомендуемая ссылка
Федеральным законом № 323-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации (ст.12) [6] определен приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.
Профилактика, согласно упомянутому закону, охватывает преимущественно мероприятия по формированию здорового образа жизни и ранней диагностики. Пунктом 5 ст.12. предусмотрено осуществления мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности. Базовой формой сохранения здоровья является реабилитация в санаторно-курортных организациях.
Санаторно-курортное лечение и реабилитация направлены на: активацию защитно-приспособительных реакций организма в целях профилактики заболеваний и оздоровления; восстановление и компенсацию функций организма, нарушенных вследствие травм, операций и хронических заболеваний, уменьшение количества обострений, удлинение периода ремиссии, замедление развития заболеваний и предупреждение инвалидности в качестве одного из этапов медицинской реабилитации.
Важность существования санаторно-курортных организаций определена законодательно. Спрос на услуги оздоровления и реабилитации стабилен, его колебания зависят преимущественно от платежеспособного спроса и не связаны с сокращением потребности в услугах в целом.
В таблице 1 приведена динамика численности размещений с целью лечения и оздоровления. Единица измерения- человек, что при оценке данного рынка исключает инфляционный рост.
Таблица 1 — Численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения с целью лечения и оздоровления, тыс. чел.
№ п.п. | Наименование показателя | Год | Темп роста 2015/ 2010 | |||||
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | |||
1. | Численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения | 4572 | 4592 | 4630 | 4505 | 4831 | 5002 | 1.09 |
2. | Численность лиц, размещенных в гостиницах | 126 | 169 | 157 | 174 | 161 | 218 | 1,73 |
3. | Численность лиц, размещенных в специализированных средствах размещения | 4446 | 4423 | 4473 | 4331 | 4671 | 4785 | 1,08 |
Всего | 9144 | 9184 | 9260 | 9010 | 9663 | 10005 | 1,09 |
Составлено автором на основе [1]
Динамика показателей свидетельствует, с одной стороны, о росте спроса на услуги лечения и оздоровления в целом, с другой, о переориентации потребителей на более дешевые средства размещения – гостиницы.
Рост спроса наблюдается и при анализе динамики лечившихся и отдыхавших в санаторно-курортных, который представлен на рисунке 1.
Рисунок 1. Численность лечившихся и отдыхавших в санаторно-курортных организациях 2000-2015 гг. [3]
Несмотря на снижение спроса в 2015 году, которое можно объяснить кризисом в экономике, спрос на данном рынке стабилен и составляет в среднем 6100-6300 тыс. человек в год.
Стабильность спроса подтверждается и динамикой оказания платных услуг населению санаторно-курортными организациями, представленной на рисунке 2.
Высокий спрос не обеспечивает выживаемость всех организаций данной сферы.
Рисунок 2. Объем санаторно-оздоровительных платных услуг населению [составлено на основе 10]
За десять последних лет произошли серьезные структурные изменения, связанные с уходом с рынка слабых организаций и укрупнением наиболее конкурентоспособных. На таблице 2 представлена динамика структурных изменений рынка санаторно-курортных услуг.
Таблица 2 — Численность санаторно-курортных организаций
№ п.п. | Наименование показателя | Год | Темп роста 2000/ 2015 | |||||||
2000 | 2005 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | |||
1. | Численность санаторно-курортных организаций, ед. всего | 2409 | 2173 | 1945 | 1959 | 1905 | 1840 | 1905 | 1878 | 0,8 |
2. | В них мест (коек), тыс. | 395 | 432 | 423 | 425 | 420 | 407 | 443 | 447 | 1,13 |
Составлено автором на основе [1]
Рисунок 3. Динамика изменения численности санаторно-курортных организаций
Анализ представленных данных убедительно доказывает, что при сокращении численности санаторно- курортных организаций в натуральном выражении на 20% произошло их укрупнение и по факту возможность принять на санаторно-курортное лечение наоборот увеличилась на 13%. Вышеизложенное позволяет судить о структурных изменениях на рынке. Более глубокий анализ сущности изменений показывает, что рынок услуг по оздоровлению и реабилитации находиться в условиях жёсткой конкуренции с рынком туристических услуг.
Санаторно-курортные организации страны в настоящее время оказались в сложной двойственной ситуации, связанной с неопределенностью их статуса. С одной стороны, это организации, оказывающие медицинские услуги, которые лицензируются, с другой стороны, их деятельность оценивается в соответствии со статистической категорией «розничная торговля, услуги населению, туризм», непосредственно в разделе «туризм» [5].
Лицензирование деятельности санаторно-курортных организаций предусмотрено законом N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [6]. В соответчики с п.11 ст. 2 упомянутого Закона, медицинская организация – это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Номенклатура медицинских организаций определена приказом Минздрава РФ №529н «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций» [9], согласно п.1.19 к санаторно-курортным организациям относятся: бальнеологическая лечебница; грязелечебница; курортная поликлиника; санаторий; санатории для детей, в том числе для детей с родителями; санаторий-профилакторий; санаторный оздоровительный лагерь круглогодичного действия.
Ст.40 п.3, 4 N 323-ФЗ установлено, что санаторно-курортное лечение включает в себя медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями (санаторно-курортными организациями) в профилактических, лечебных и реабилитационных целях.
Статус медицинской организации для санаторно-курортных организаций обязывает их в соответчики со ст.79 ФЗ-№ 323 вести определенную подготовку и переподготовку сотрудников, организовывать учет и ведение медицинской документации и прочие дополнительные виды деятельности, что в целом приводит к высокой себестоимости оказываемых услуг.
Нормативно- правовыми актами определена целевая функция санаторно-курортных организаций как организаций медицинских, однако согласно статистике, к обследуемым видам экономической деятельности по туризму относится: деятельность гостиниц и прочих мест проживания; туристская деятельность; экскурсионная деятельность; деятельность санаторно-курортных учреждений; деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта [1].
При этом никакая особенность санаторно-курортной деятельности не указана, оценка идет по общим параметрам: ночёвки, организация питания и т.п. [1]. Таким образом, наблюдается выпадение целевой функции санаторно –курортных организаций. Целевая функция, определённая Ст.40 п.3, 4 ФЗ-№ 323 [6] не определяется статистически и не оценивается.
Создана ситуация, когда узко профильные санатории (например, противотуберкулезные) функционируют как медицинские организации с проблемами, характерными в целом для организаций отрасли. Деятельность данных медицинских организаций также не оценивается статистически, поэтому эффективность функционирования определить не представляется возможным.
Санатории же с широким профилем, ориентированные на лечение и реабилитацию населения в целом, оказались в ситуации конкуренции с организациями туристической сферы.
С одной стороны, они вынуждены нести затраты, свойственные медицинским организациям (штат врачей, амортизация оборудования, лицензирование и прочие требования), с другой стороны, ориентирующийся на цену потребитель рассматривает их в одном ряду с прочими организациями, предлагающими туристические услуги.
В организационной структуре Министерства здравоохранения РФ существует Департамент организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела [7], однако в материалах этого департамента за 2016 год представлен только один документ, связанный с деятельностью санаторно-курортных организаций, а именно: «Ежегодный план мероприятий по представлению санаторно-курортного потенциала Кавказских Минеральных Вод в российских и международных туристических выставках на 2016 год» [8], что демонстрирует незаинтересованность в развитии санаторно-курортных организаций страны в целом.
Оплата санаторно-курортного лечения предоставляется только отдельным категория граждан в виде социальной помощи, что также доказывает отношение государства к реабилитации и оздоровлению как не к медицинской деятельности, а только к социальной помощи.
В таблице 3 показан анализ динамики государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения.
Таблица 3 — Поступлении и расходование средств фонда социального страхования Российской Федерации
Наименование показателя | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
Поступление средств, млн. руб. | 360476 | 440046 | 463777 | 558595 | 630784 | 603499 | 569825 | 541282 |
Расходование средств, млн. руб. из низ всего на: | 379385 | 448501 | 491199 | 497569 | 531226 | 566225 | 546185 | 612141 |
оказание государственной социальной помощи в части оплаты санаторно-курортного лечения, млн. руб. |
7701 | 8216 | 5028 | 3985 | 9560 | 2913 | 4432 | 4148 |
Доля оплаты санаторно-курортных услуг в общих расходах фонда, % | 2 | 1,8 | 1 | 0,8 | 1,7 | 0,5 | 0,8 | 0,7 |
Затрат фонда на одного человека, проходившего лечение и оздоровление, руб. на чел. | н.д. | н.д. | 550 | 434 | 1032 | 323 | 459 | 415 |
Составлено автором на основе [1, 4]
Статистический анализ свидетельствует об угрожающе низком уровне оплаты услуг оздоровления и реабилитации, доля которых составляет около 1% общих расходов фонда социального страхования, при этом наблюдается снижение этого показателя. В 2016 году затраты фонда на одного проходившего лечение и оздоровление составили 415 рублей, что по сути говорит о полном переходе данной сферы на рыночные условия.
Особенности оздоровления и лечения нуждающихся категорий требуют дополнительного изучения, но даже поверхностный анализ показывает катастрофический уровень развития данной сферы.
Вопрос же внутреннего туризма актуален как в силу увеличения доходов государства от этой сферы, так и исходя из доступности внутренних услуг для широкого круга потребителей, прежде всего малоимущих и родителей с детьми.
Представляет научный и эмпирический интерес анализ выездного туризма. Так, в 2015 году за рубеж, в страны, предпочтительные для пляжного отдыха и лечения (Турция, Египет, Кипр, Испания, Тайланд, Италия, Израиль) выехало 10102 тыс. чел. [2]. При этом общая численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, с целью лечения и оздоровления в России за этот же период (таблица 1) составила 10005 тыс. чел. То есть при правильной организации рынка рост может составить 100% за счет имеющейся потребности.
Неправильно считать, что искусственное ограничение выездного туризма автоматически приведет к увеличению внутреннего. Качество услуг часто значительно отличается, однако при улучшении стандартов оказания услуг организациями России переориентация вполне возможна, а в условиях транспортной доступности наиболее вероятна.
В отношении санаторно-курортных организаций ситуация сложнее, поскольку уровень затрат не позволит им выигрывать ценовую конкуренцию, изменение же целевой функции в целях выживания угрожает существованию отрасли в целом.
На проблему можно смотреть с двух плоскостей: 1) государственной: развитие санаторно-курортных услуг как поиск путей оздоровления и профилактики заболеваний населения, и, как следствие, повышение качества жизни. Качество жизни способствует повышению имиджа страны в целом, позволяет привлекать инвестиции, лучшую рабочую силу, что в совокупности способствует росту экономики.
2) рыночной, предоставив регулирование услуг в области оздоровления и реабилитации рынку. При выборе этого направления необходима приватизация санаториев и снятие ограничений, присущих медицинским организациям, для того, чтобы сделать их полноценными участниками туристического рынка. При реализации второго сценария наиболее вероятный результат перепрофилирование санаторно-курортных организаций (мега СПА центры, отели и пр.), продажа или создание на их базе более рыночно состоятельных предприятий. Наиболее интересный – это создание санаторно-курортных центров для медицинского туризма. В основе такого центра может быть крупный санаторий с эталонным качеством услуг. Все организации центра работают по общим стандартам. Анализ рынка, обучение, сертификация, лицензирование централизованы. В этом варианте требуются долгосрочные инвестиции в медицинское оборудование и покупку специалистов, а также в брэндинг центра.
Библиографический список